Психолого-педагогическая диагностика в образовательном процессе



Скачать 10,14 Kb.
Дата25.06.2020
Размер10,14 Kb.

Дифференциальная психодиагностика

  • Выполнила:
  • Ошкина
  • Кристина Олеговна

Психодиагностика

  • Психодиагностика
  • – это область психологических знаний, являющаяся теоретическим направлением, которое занимается разработкой методов выявления и изучения индивидуально-психологических особенностей индивида, а также сферу практической деятельности психолога.
  • Дифференциальная психодиагностика – это теория, которая объясняет индивидуально-психологические различия.
  • «Диагноз» (от греч. Diagnosis) — распознавание
  • «Диагностика» (от греч. Diagnostikos) — способность распознавать.
  • Общий смысл понятия «диагноз» сводится к следующему:
  • - всестороннее изучение организма человека (или соответственно машин и других технических механизмов и устройств);
  • - определение отклонений, дефектов в жизнедеятельности человека (или работе машин);
  • - предсказание возможных отклонений в развитии организма (режиме работы машин и механизмов)
  • - разработка методов и средств обнаружения и локализации дефектов.

Теоретико-методологические основы дифференциальной диагностики

  • Каждый тип нарушенного развития характеризуется специфической психологической структурой, только ему свойственной. Эта структура определяется соотношением первичного и вторичных нарушений, иерархией вторичных нарушений.
  • Внутри каждого типа нарушенного развития наблюдается многообразие проявлений, особенно по степени и выраженности нарушений.
  • Диагностика строится с учетом общих и специфических закономерностей нарушенного развития.
  • Диагностика ориентируется на выявление не только общих и специфических недостатков развития, но и положительных свойств ребенка, его потенциальных возможностей.

Задачи дифференциальной психодиагностики

  • квалификация нарушения в развитии с отнесением данного конкретного случая к определенному варианту дизонтогенеза и педагогической группе;
  • отграничение друг от друга сходных состояний аномального развития различного генеза;
  • выяснение причинности или вторичности конкретного отклонения в развитии;
  • изучение атипичного протекания дизонтогенеза;
  • определение роли различных дефектов при сложных, комплексных отклонениях;
  • выявление связи между дизонтогенетическими (признаками нарушенного развития) и энцефалопатическими (повреждение мозговых структур) расстройствами.
  • Направления дифференциальной диагностики
  • 1. Дифференциальная диагностика интеллектуальных нарушений (умственной отсталости и задержки психического развития).
  • 2. Дифференциальная диагностика различных форм дефицитарного развития (нарушения слуха, зрения, опорно – двигательного аппарата).
  • 3. Психологическая диагностика нарушений эмоциональной сферы и поведения (аутизма, психопатий).

Этапы дифференциальной психодиагностики

  • Скрининг. На этом этапе выявляются отклонения в развитии без точной их квалификации.
  • Дифференциальная психодиагностика, предполагающая определение типа, вида или категории нарушения развития, а, следовательно, направленность обучения ребенка и вида образовательного учреждения для него.
  • Раскрытие индивидуальных особенностей ребенка, характеристика его познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и работоспособности.
  • • Ошибки наблюдения (остались незамеченными важные для
  • диагноза черты, проявления личности).
  • • Ошибки регистрации (зависимость регистрации от отношения
  • психолога к обследуемому, различия в понимании одних и тех же терминов разными людьми).
  • • Ошибки инструментальные возникают вследствие неумения
  • пользоваться аппаратурой, измерительной техникой.
  • • Эффект «первого впечатления» - ошибка, основанная на переоценке
  • диагностического значения первичной информации.
  • • Ошибка атрибуции – приписывание обследуемому черт, которых у
  • него нет, или рассмотрение нестабильных черт в качестве стабильных.
  • • Ошибка ложной причины
  • • Познавательный радикализм – тенденция к переоценке значения
  • рабочих гипотез и нежелание искать лучшие решения.
  • • Познавательных консерватизм – предельно осторожная
  • формулировка гипотез.
  • Причины диагностических ошибок

Принципы психодиагностики детей с нарушениями речи

  • Принцип гуманности
  • Принцип комплексного изучения
  • Принцип всестороннего, системного и целостного изучения
  • Принцип динамического изучения
  • Принцип качественно-количественного подхода
  • Принцип индивидуального подхода
  • Принцип единства диагностической и коррекционной помощи

Спасибо за внимание!

  • Спасибо за внимание!


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница