«психология зрелого возраста и периода старения»



Скачать 114,44 Kb.
страница1/6
Дата21.01.2021
Размер114,44 Kb.
  1   2   3   4   5   6

С овременные образовательные технологии в социальной сфере

«ПСИХОЛОГИЯ ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА И ПЕРИОДА

СТАРЕНИЯ»Цель: раскрыть особенности содержания зрелого возраста и периода старения от 65 лет.

  1. Социальная ситуация развития зрелой личности.

  2. Интеллектуальное развитие в зрелом возрасте.

  3. Личностное развитие в зрелом возрасте.

  4. Особенности пожилого возраста (после 65 лет).

  5. Социальная ситуация в пожилом возрасте.

  6. Интеллект в пожилом возрасте.

  7. Личностное развитие в старческом возрасте.

Социальная ситуация развития зрелой личности

Границы данного периода - от социального признания взрослости до социального признания старости, до времени выхода на пенсию.

Зрелый возраст - промежуток между поколениями, когда человек уже не молодой, но еще не старый. Его еще называют средний возраст. Этот большой, почти 20-летний отрезок жизни включает сложные психофизиологические изменения. Их переживают и как период расцвета сил и максимальных достижений (акме), и как начало конца, когда пройдена середина жизни.

Изменяется внешность и физиологические возможности организма: морщины, седины, облысение, лишний вес, «потеря талии», снижение сексуальности, менопауза, климакс, заболевания легких и сердечно-сосудистой системы. Ослабление слуха, обоняния, зрения. Все это подкрадывается незаметно и нарастает постепенно.

В этот период умирают старшие родственники и отделяются подросшие дети. Человек начинает задумываться о смысле жизни и ее кратковременности. Одни стремятся ускорить достижение намеченных целей, другие спешат предаваться земным радостям под девизом «один раз живем на свете». Третьи всю свою деятельность направляют на то, чтобы как можно дольше сохранить молодость, используя спортивные упражнения, массажи, подтяжки лица, кремы, молодежная одежда и т.д. Подмечено, что в среднем возрасте нам еще удается выглядеть привлекательными, но это требует все больших усилий.

В социальном плане люди среднего возраста - это руководители, на них ответственность за судьбы других людей и даже всего общества. Они учат молодых и опекают старых.

В зрелом возрасте человек достигает профессиональной карьеры и компетентности, достигает материального благосостояния, видит результаты развития своей семьи и воспитания детей, подводит итоги достижения жизненных целей. Эти итоги могут переживаться как неутешительные, и тогда наблюдается кризис середины жизни, тем более глубокий, что уже нет решимости все начать сначала. Но большинство людей довольны своими достижениями, стоически, как неизбежное, встречают признаки старения и утрату старших родственников. Они не воспринимают ситуацию как кризисную. Особенно если находят поддержку в семье и на работе.

Интеллектуальное развитие в зрелом возрасте



Интеллектуальное развитие в зрелом возрасте отличается большой сложностью и дифференцированностью. На него влияют и уровень образования, и характер профессиональной деятельности и установки личности, мотивация на генеративность или стагнацию (Э. Эриксон), стремление выдавать и разрабатывать новые идеи или жить потихонечку старым багажом знаний. Исследование интеллекта зрелого возраста имеет и теоретическое значение (поиск факторов и закономерностей изменений), и практическое - построение кадровой политики, определение сроков пенсионного возраста, расчет государственного бюджета.

Многочисленные эксперименты на основе двухкомпонентной структуры интеллекта (Хорн, П. Балтес, У. Шай и др.) обнаружили, что показатели словарного запаса общей осведомленности, «прикладки к опыту» оказались у 40- 50 летних выше, чем в 20-30 лет. В то же время оценки по тестам пространственных отношений и индуктивного рассуждения были намного ниже, чем у молодых.

Видимо, текучий интеллект как особенность к научению достигает пика в молодости, а кристаллизованный - как умение строить суждения и выводы, давать анализ проблемы на основе накопленных знаний и опыта прогрессирует в течение всей жизни. П. Балтес графически показывает, что линии двух компонентов интеллекта идут равномерно вверх примерно до 40 лет, после чего линия кристаллизованного интеллекта продолжает немного повышаться, а линия текучего (подвижного) интеллекта заметно снижается после 40 и особенно к 60 годам.

Люди зрелого возраста приспосабливают свои

интеллектуальные возможности к требованиям среды, развивая те аспекты, какие нужны на работе или в повседневной жизни. Поэтому они могут давать низкие показатели в тестах на материале бессмысленных слогов или абстрактных

рассуждений. Они могут оказаться глухи к теориям, хуже студентов усваивать новую информацию, но цепко схватывать жизненно или профессионально важные вещи и анализировать их на основе многолетнего опыта. У них увеличивается время реакции, но многократно сокращается время решения проблем.

Личностное развитие в зрелом возрасте





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница