Психология управления



Скачать 236.79 Kb.
Дата01.06.2016
Размер236.79 Kb.
ТипРабочая программа



ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ, БИЗНЕСА И ПРАВА

frame1


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Б3. В.12

Психология управления




(индекс)

(наименование)



НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ



030300.62

Психология




(шифр)

(наименование)



ПРОФИЛЬ











(наименование)




АКАДЕМИЯ




Управления




КАФЕДРА




Психологии и управления персоналом










(наименование)




ПЛАНОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ


Очная форма

форма обучени

Заочная форма

Всего часов на освоение учебного материала по учебному плану

108

108

Число аудиторных занятий всего

40

6

Число лекций с разбивкой по семестрам




12 -6 с




2 – 6 с

Число практических занятий с разбивкой по семестрам




28 – 6 с




4 – 6 с

Число интерактивных занятий с разбивкой по семестрам




12 – 6 с




2 – 6 с

Часов самостоятельной работы

68

102

Число контрольных работ с разбивкой по семестрам










1 – 6 с

Число курсовых работ с разбивкой по семестрам













Число зачетов с разбивкой по семестрам




1 – 6 с




1 – 6 с

Число экзаменов с разбивкой по семестрам













Число кредитов

3

3

Число модулей

1




Автор рабочей программы М.Л. Кузнецов ______________

(подпись) (Ф.И.О.)



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВАНИИ:

1. Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки «__Психология___» от 21 декабря 2009 г. _________________________________

(дата утверждения)

2..Учебного плана направления подготовки __Психология_______________от 1 июля 2013 г. ___________________

(название) (дата утверждения)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБСУЖДАЛАСЬ И СОГЛАСОВАНА

КАФЕДРОЙ:

Психологии и управления персоналом Пищик В.И._____________

(наименование) (подпись зав. каф.) (Ф.И.О.)


Протокол заседания кафедры №________1_______ от ________30.08.13г._______________________________
УМС:Академия управления_______________Пивоваров И.В.________________________________________

(наименование) (подпись председателя УМС) (Ф.И.О.)


Протокол УМС №______1_________ от ________31.08.13г. ______________________________________________

  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ



Цель:

сформировать необходимые теоретические знания в области психологии управления и создать предпосылки для практического применения имеющихся теоретических знаний.



Задачи :

- раскрыть природу и сущность управленческих процессов;

- раскрыть теоретические и конкретно-методические правила построения организационной структуры управления;

- дать представления об основных функциях управления;

- понять природу и сущность управленческого общения и его законы;

- раскрыть роль и значение стиля руководства в формировании благоприятного социаль-

но-психологического климата;

- показать значение личности руководителя и его роль в эффективности деятельности подчиненных;

- познакомить с основными правилами деловых служебных отношений.

  1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ УСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В процессе изучения дисциплины студенты должны:


Овладеть компетенциями:

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

способностью и готовностью к:

нахождению организационно-управленческих решений в нестандартных ситуациях и ответственности за них (ОК-8);

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

самообразованию на протяжении всей профессиональной жизни (ПК-19);

Организационно-управленческая деятельность:

способностью и готовностью к:

анализу форм взаимодействия в трудовых коллективах (ПК-21);

проведению работ с кадровым составом с целью отбора кадров и создания психологического климата, способствующего оптимизации производственного процесса (ПК-22);

реализации интерактивных методов, психологических технологий, ориентированных на личностный рост сотрудников и охрану здоровья индивидов и групп (ПК-23).
Знать:

- функции и законы управления;

- методы повышения эффективности деятельности персонала;

- психологию приказа, психологию критики, психологию контроля;

- технологию принятия управленческих решений;

- количественные и качественные способы принятия управленческих решений (диаграмма Паретто, схема Исикава).

Уметь:

- разрабатывать организационную структуру управления;

- разрабатывать критерии (профессиональные и психологические) подбора персонала в организацию на конкретную должность;

- распределять права, обязанности, цели и задачи совместной деятельности персонала (уметь разрабатывать должностные инструкции на персонал).

3. АУДИТОРНАЯ РАБОТА
3.1. Темы лекционных занятий


п/п

Тема лекции

Краткое содержание

Кол. часов

О/З

1

Введение в психо-

логию управления



Предмет и объект, цели и задачи психологии

управления; становление и развитие психоло-

гии управления


1

-

2

Понятийный ап-

парат психологии

управления


Формальная структура управления; неформа- льная структура управления; понятие субъ-

екта и объекта управления; руководитель как

субъект и объект управления; коллектив как

субъект и объект управления; вертикальное и

горизонтальное управление


1

-

3

Личность руково-

дителя


Личность руководителя и его индивидуально-

психологические особенности; подготовлен-

ность и специальные знания руководителя;

авторитет руководителя и его слагаемые



1

0,5

4

Руководитель в системе коммуни-

кативных связей

коллектива


Руководитель в системе формальных комму-

никативных связей; руководитель в системе

неформальных коммуникативных связей; ин-

формационное сообщение и его слагаемые



1

-

5

Руководитель и коллектив

Руководитель и неформальный лидер; поня-

тие стиля руководства, авторитарный, демо-

кратический и либеральный стили руковод-

ства и их особенности; руководитель и соци-

ально-психологический климат коллектива;

психология приказа, психология критики,

психология контроля; эмоциональный фактор

управления коллективом, теория формально-

го бюрократизма М.Вебера; эмоциональный

нейтралитет



2

0,5

6

Управленческое

общение


Особенности управленческого общения; за-

коны управленческого общения; психологи-

ческие механизмы формирования аттракции;

этапы управленческого общения: цели, зада-

чи, методы


2

0,5

7

Психология при-

нятия решений



Количественные и качественные способы

анализа управленческих ситуаций; диаграмма

Паретто; схема Исикава; «Мозговой штурм»,

условия и правила «мозгового штурма», ос-

новные этапы «мозгового штурма»; психоло-

логическая технология развала управленче-

ских ситуаций


2

0,5

8

Теория командо-

образования



Основы командообразования; организация

работы в команде; распределение ролей в ко-

манде; жизненные циклы команды: динамика

внутрикомандных процессов; мониторинг эф-

фективности команды


2

-




Итого:

12

2


3.2. Практические занятия


п/п

Тема занятия

Краткое содержание

Кол. часов

О/З

1

Семинар № 1 Структура управления

Формальная и неформальная структуры упра-

вления; понятие субъекта и объекта управле-

ния; руководитель как субъект и объект уп-

равления, коллектив как объект и субъект уп-

равления; вертикальное и горизонтальное уп-

равление


2

-

2

Семинар № 2

Руководитель и

коммуникации


Руководитель в системе коммуникативных

связей коллектива; формальные и неформаль-

ные коммуникативные коммуникативные

связи коллектива; информационное сообще-

ние и его слагаемые


2

-

3

Семинар № 3

Личность руководителя



Личность руководителя и его индивидуально-

психологические особенности; подготовлен-

ность и специальные знания руководителя;

авторитет руководителя и его слагаемые



2

0,5

4

Семинар № 4

Руководитель и неформальный лидер



Руководитель и неформальный лидер: осо-

бенности взаимоотношений; теории лидер-

ства; стили руководства-лидерства: достоин-

ства и недостатки авторитарного, демокра-

тического и либерального стилей


2

0,5

5

Семинар № 5

СПК


Руководитель и социально-психологический

климат; психология приказа, психология кри-

тики, психология контроля


2

-

6

Семинар № 6

Конфликты



Руководитель и конфликтные личности; ти-

пология конфликтных личностей; конфликты

на работе; технология разрешения конфлик-

тов на работе



2

-

7

Семинар № 7

Управленческое общение



Особенности управленческого общения; за-

коны управленческого общения; психологи-

ческие механизмы формирования аттракции


2

0,5

8

Семинар № 8

Этапы общения



Этапы управленческого общения: первый этап – цель, задачи, методы; второй этап –

цель, задачи, методы; третий этап - цель, задачи, методы; четвёртый этап - цель, задачи, методы



2

0,5

Итого семинарских занятий:

28

4

Всего аудиторных занятий:

40

6


3.3. Интерактивные занятия


п/п

Тема занятия

Краткое содержание и вид интерактивного занятия

Кол. часов

О/З

1

Управленческое общение: приём - передача информации

Тренинговое упражнение «Испорченный телефон»

2/2

2

Приём на работу

Тренинговое упражнение "Самопрезентация в ситуации приёма на работу"

3/-

3

Публичное выступление

Тренинговое упражнение "Презентация товара или услуги"

2/-

4

Деловое совещание

Тренинговое задание "Три качества"

3/-

5

Техника следования за логикой рассуждений собеседника

Тренинговое упражнение "Сказка"

2/-

Итого:

12/2




4. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА



п/п

Содержание самостоятельной работы

Кол. часов О/З

Форма контр.

1

Общее представление о кадровых процессах в орга-

низации


4

8

Рейт/зач.

2

Диагностика профессиональных и личностных ка-

честв руководителя



8

10

Рейт/зач.

3

Удовлетворенность персонала организации своей

работой


4

8

Рейт/зач.

4

Оценка персонала организации

8

10

Рейт/зач.

5

Психологические аспекты подбора расстановки ру-

ководителей



4

8

Рейт/зач.

6

Социально-психологические проблемы аттестации

руководителей производственных коллективов



4

10

Рейт/зач.

7

Проблема совершенствования методов подготовки

руководителей



4

12

Рейт/зач.

8

Активные методы социально-психологической под-

готовки руководителей



8

8

Рейт/зач.

9

Планирование карьеры руководителем

6

4

Рейт/зач.

10

Основы командообразования

6

8

Рейт/экз.

11

Организация работы в команде

6

8

Рейт/зач.

12

Технология создания команды

6

8

Рейт/зач.

Итого:

68

102




Всего часов по дисциплине:

108

108





5. ТЕМЫ КУРСОВЫХ РАБОТ И УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ




п/п
Наименование тем




- Руководитель и лидер. Особенности взаимоотношений;

- Личность руководителя и социально-психологический климат коллектива;

- Личность руководителя и эффективность деятельности коллектива;

- Социально-психологические проблемы построения формальной структуры организации;

- Неформальная структура организации и ее влияние на эффективность деятельности коллектива;

- Личность руководителя и профессиональное становление подчиненных;

- Профессионально-значимые и личностно-необходимые качества руководителя;

- Поиск, формирование и подготовка резерва на руководящие должности;

- Стиль руководства и проблема эффективности деятельности коллектива;

- Социально-психологические аспекты командообразования;

- Социально-психологические аспекты подбора и расстановки кадров;

- Особенности управленческой деятельности и ее влияние на профессиональное выгорание личности руководителя.






6. ТРЕБОВАНИЯ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

способностью и готовностью к:

нахождению организационно-управленческих решений в нестандартных ситуациях и ответственности за них (ОК-8);

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

самообразованию на протяжении всей профессиональной жизни (ПК-19);

Организационно-управленческая деятельность:

способностью и готовностью к:

анализу форм взаимодействия в трудовых коллективах (ПК-21);

проведению работ с кадровым составом с целью отбора кадров и создания психологического климата, способствующего оптимизации производственного процесса (ПК-22);

реализации интерактивных методов, психологических технологий, ориентированных на личностный рост сотрудников и охрану здоровья индивидов и групп (ПК-23).



ФОРМА ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ: зачет
Вопросы к зачету:


  1. Сущность , цель и задачи психологии управления.

  2. Психология управления как самостоятельная отрасль психологических знаний.

  3. Формальная структура управления.

  4. Неформальная структура управления.

  5. Понятия субъекта и объекта управления.

  6. Взаимодействие субъекта и объекта управления.

  7. Коллектив как субъект и объект управления.

  8. Личность как субъект и объект управления.

  9. Вертикальное и горизонтальное управление.

  10. Руководитель в системе коммуникативных связей коллектива.

  11. Формальные коммуникативные связи коллектива.

  12. Неформальные коммуникативные связи коллектива.

  13. Информационное сообщение и его слагаемые.

  14. Эмотивный аспект информационного сообщения. Примеры.

  15. Нормативно-регулирующий аспект информационного сообщения. Примеры.

  16. Познавательный аспект информационного сообщения. Примеры.

  17. Личность руководителя и его индивидуально-психологические особенности.

  18. Руководитель и лидер. Особенности взаимоотношений.

  19. Стили руководства-лидерства.

  20. Авторитарный стиль руководства и его особенности.

  21. Демократический стиль руководства и его особенности.

  22. Пассивный стиль руководства и его особенности.

  23. Личность руководителя и социально-психологический климат.

  24. Психология приказа.

  25. Психология критики.

  26. Психология контроля.

  27. Эмоциональный фактор управления трудовым коллективом.

  28. Эмоциональный нейтралитет. Его сущность и особенности.

  29. Теория формального бюрократизма М.Вебера.

  30. Подготовленность и специальные знания руководителя.

  31. Авторитет руководителя и его слагаемые.

  32. Особенности управления. Женщина-руководитель женского коллектива.

  33. Особенности управления. Женщина-руководитель мужского коллектива.

  34. Особенности управления. Мужчина-руководитель женского коллектива.

  35. Конфликты в трудовом коллективе и их классификация.

  36. Пути преодоления конфликтных ситуаций.

  37. Психологическая технология анализа управленческой ситуации.

  38. Психология принятия решения.

  39. Количественные и качественные способы анализа управленческой ситуации.

  40. Диаграмма Паретто и ее особенности.

  41. Схема Исикава и ее особенности.

  42. Типология конфликтных личностей.

  43. Конфликты на работе.

  44. Управленческое общение.

  45. Психологические механизма формирования аттракции.

  46. Общение как социально-психологический механизм управления.

  47. Диалог как организационный принцип коммуникативной деятельности в управлении.

  48. Психотипы субъектов общения.

  49. Психологическая техника убеждающего воздействия.

  50. Психологические проблемы подбора руководящих кадров.

  51. Психологические проблемы подготовки и переподготовки руководящих кадров.

  52. Подбор и расстановка персонала.

  53. Ротация кадров.

  54. Аттестация и текучесть кадров.



Примеры тестовых заданий по дисциплине:
1. Понятие «субъект управления» - это:

 понятие абсолютное

понятие относительное

просто понятие


2. Понятие «объект управления» - это:

понятие абсолютное

понятие относительное

 просто понятие


3. В управлении руководитель выступает:

только, как субъект управления

только, как объект управления

в зависимости от ситуации может выступать и как субъект управления, и, как объект управления.


4. В управлении коллектив выступает:

только, как объект управления

только, как субъект управления

 в зависимости от ситуации может выступать и как субъект управления, и, как объект управления.

5. Формальная структура управления предприятия (подразделения) представляет из себя:

 Четко сформулированные цели и задачи предприятия (или его подразделений)

Четкие представления о том, кто и кому подчиняется.

Четкие представления о том, из каких структурных подразделений (или звеньев) состоит данное предприятие (или подразделение)

Четырехуровневую систему, в которой ограничены следующие управленческие аспекты:

-четкое распределение прав, обязанностей ответственности, а так же целей и задач

-условия и организация труда

-материальное и моральное стимулирование

-система подбора, расстановки и подготовки кадров.


Перечень практических заданий для оценки степени владения компетенциями:

1. Организовать и провести комплексное исследование личности руководителя: составить социально-психологическую характеристику и оценить организационно-управленче- ский потенциал руководителя (на примере конкретного предприятия) .

2. Организовать и провести комплексное исследование стиля руководства и составить подробную характеристику стиля руководства (на примере конкретного предприятия).

3. Организовать и провести комплексное исследование межличностных отношений, определить неформального лидера; определить статус руководителя в системе неформальных отношений трудового коллектива (на примере конкретного предприятия).

4. Разработать комплексную программу повышения психологической компетентности личности руководителя.

5. Разработать комплексную программу психологической подготовки резерва на ру- ководящие должности.




7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
7.1. Основная литература


п/п

Перечень литературы

1

Малягина Н.А. Психология управления. Учебное пособие. Евразийский откры-тый институт, 2011 ЭБС IPRbooks: http://www.iprbookshop

2

Журавлев А.Л. Психология управленческого взаимодействия (теоретические и прикладные проблемы). Когито-Центр, Институт психологии РАН, 2013 ЭБС IPRbooks: http://www.iprbookshop

3

Захарова Л.В. Психология управления. Учебное пособие. 2012, Логос. ЭБС IPRbooks: http://www.iprbookshop

4

Данилова И.А., Нуриева Р.Н. Социология и психология управления. Учебное пособие. Научная книга, 2012 ЭБС IPRbooks: http://www.iprbookshop



7.2. Дополнительная литература



п/п

Перечень литературы

1

Захарова Т.И., Стюрина Д.Е. Социология и психология управления. Учебное по-собие. Евразийский открытый институт, 20102012 ЭБС IPRbooks: http://www.iprbookshop

2

Журавлев А.Л., Нестик Т.А. Психология управления совместной деятельностью. Новые направления исследований. Когито-Центр, Институт психологии РАН, 2010 ЭБС IPRbooks: http://www.iprbookshop

3

Энциклопедия Гуру менеджмента. Аршинова С.Ф., Верхнева А.Ю., Гигина О.Ю., Кашникова К.В., Ай Пи Эр Медиа, 2011 ЭБС IPRbooks: http://www.iprbookshop

4

Бакирова Г.Х. Психология эффективного стратегического управления персоналом. Учебное пособие. ЮНИТИ-ДАНА, 2012 ЭБС IPRbooks: http://www.iprbookshop

5

Занковский А. Н. Психология лидерства. От поведенческой модели к культурно-ценностной парадигме. Когито-Центр, Институт психологии РАН, 2011 ЭБС IPRbooks: http://www.iprbookshop

6

Шуванов В.И. Социальная психология управления. ЮНИТИ-ДАНА, 2012 ЭБС IPRbooks: http://www.iprbookshop

7

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Теория и практика командообразования». Изд.

«Речь», 2004 ЭБС IPRbooks: http://www.iprbookshop



8

Кондратьев М.Ю., Кондратьев Ю.М. Психология отношений межличностной значимости. Учебное пособие. Пер Сэ, 2012 ЭБС IPRbooks: http://www.iprbookshop

9

Чередниченко И.П., Тельных Н.В. «Психология управления». Ростов-на-Дону,

Изд. «Феникс», 2004 ЭБС IPRbooks: http://www.iprbookshop




8. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ



п/п

Перечень программ

1

2

1

WWW.SAS.COM / адрес сайта sas в сети Интернет

2

WWW.SPSS/COM/ адрес сайта SPSS в сети Интернет

3

Учебно-методический комплекс



Интернет ресурсы
www.psy.msu.ru/links/ — коллекция ссылок на официальном сайте факультета психологии МГУ.

www.psychology.ru/links/ — коллекция ссылок на сайте Psychology.ru.

www.psycho.all.ru/NLPlink.htm — ссылки на сайте Psychology Online Russia.

www.nsu.ru/psych/internet/links/ — ссылки на сайте PsyberLink.

www.apa.org/mfp/plinks.html — психологические ссылки на сайте APA http://www.apa.org/.

vygotsky.ru/russian/link/rus/link2.htm — ссылки на сайте Vygotsky.ru.

http://www.psychology.org/ — Энциклопедия психологии - ссылки на английские психологические сайты.

www.flogiston.ru/links/frameset.html — ссылки на сайте "Флогистон".

dir.yahoo.com/Social_Science/Psychology/ — ссылки по психологии на Yahoo.

http://www.apa.org/ — Американская психологическая ассоциация (АРА).

psychology.net.ru — Сайт «Мир психологии»

ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ
2-й учебный год (______201_/201______) действия рабочей программы











Протокол № ___ от «___» ____ ______ г. Зав. кафедрой

Протокол № ___ от «___» ____ ______ г. Председатель УМС



3-й учебный год (______201_/201______) действия рабочей программы











Протокол № ___ от «___» ____ ______ г. Зав. кафедрой

Протокол № ___ от «___» ____ ______ г. Председатель УМС



4-й учебный год (______/______) действия рабочей программы











Протокол № ___ от «___» ____ ______ г. Зав. кафедрой

Протокол № ___ от «___» ____ ______ г. Председатель УМС



5-й учебный год (______/______) действия рабочей программы











Протокол № ___ от «___» ____ ______ г. Зав. кафедрой

Протокол № ___ от «___» ____ ______ г. Председатель УМС






Каталог: site -> files -> site library file
site library file -> Учебно-методический комплекс по дисциплине «Международные стандарты финансовой отчетности» направление подготовки 080100. 62
site library file -> Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социальная психология» для студентов очной формы обучения
site library file -> Учебно-методический комплекс по дисциплине «Дифференциальная психология»
site library file -> Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология социальной работы» для студентов заочной формы обучения
site library file -> Учебно-методический комплекс по дисциплине «Общая психология: ощущение и восприятие» для студентов заочной формы обучения
site library file -> Рабочая программа по дисциплине дв 1 Психология сознания и бессознательного (индекс) (наименование) направление
site library file -> Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы психогенетики» для студентов заочной формы обучения
site library file -> Учебно-методический комплекс по дисциплине «ОП: Внимание и память»
site library file -> Рабочая программа дисциплины дв. 1 Гештальт-психология


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница