Психология Управления Для очной формы обучения по направлению подготовки 080100 Экономика



Скачать 271.26 Kb.
Дата20.04.2016
Размер271.26 Kb.
ТипРеферат
Уральский институт-филиал РАНХиГС

Кафедра ­­­­управления персоналом



Психология Управления

Для очной формы обучения

по направлению подготовки
080100 Экономика

(бакалавриат)
Составители:

Усова О.В.

доцент, к.психол. н.

Екатеринбург

2012

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

С.

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ




2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП (основной образовательной программы)




3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ




4. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ




5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ




5.1. Тематический план




5.2. Содержание дисциплины




5.3. План практических занятий




6. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОТЧЕТНОСТИ




6.1. Итоговая форма контроля по курсу и требования к ней




6.2. Примерные вопросы для подготовки к экзамену




6.3. Темы докладов и рефератов




6.4. Формы контроля самостоятельной работы студентов…………………




7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………



ВВЕДЕНИЕ


Курс «Психология управления» - раздел психологии, изучающий социально - психологические закономерности развития организации и осуществления управленческой деятельности. Данная дисциплина направлена на обеспечение оптимальных психологических условий создания программ управленческих воздействий, совершенствование социально-психологического климата в трудовом коллективе, преодоление психологических и коммуникативных барьеров при осуществлении деятельности руководителя. Также психология управления включает в себя теоретический и практический материал для повышения эффективности управленческой деятельности в организации. Наряду с изучением основных методов и приемов взаимодействия с подчиненными, администрацией и коллегами планируется изучение слушателями наиболее адекватных способов корректного решения практических управленческих задач в кадровой работе.

1.2 Цель и задачи изучения дисциплины «Психология управления» заключается в следующем:

Целью курса является: формирование адекватного представления у слушателей о психологических проблемах управленческой деятельности, многоаспектного видения проблем управленческого труда и путей их разрешения через применения методов и технологий в управлении, овладение системой знаний и умений, позволяющей будущим специалистам существенно повысить социально-психологическую готовность к работе в сложных организационных структурах.

Задачи, решаемые в процессе изучения дисциплины:

  • приобретение навыков аналитического и практического видения проблем и общих психологических закономерностей поведения человека в организации, мотивационных основах управленческой деятельности.

  • Выработка целостного представления о различных аспектах строения и функционирования личности руководителя и подчиненного.

  • Формирование знаний о психологических причинах возникновения конфликтов и способах их разрешения, возможность воздействия на подчиненных с целью развития у них сознательного отношения к работе.

  • Освоение практических, приемов форм и методов работы с различными категориями работников в организации и овладение навыками самоуправления и самоорганизации.

  • Систематизирование знаний, получаемых на смежных курсах в области управления.


1.3 Место дисциплины в структуре ООП (основной образовательной программы)

Настоящая программа посвящена изучению принципов, методов и технологий психологии управления с позиций их эффективного использования и применения в повседневной практике руководителя. Совместно с рядом учебных курсов общенаучного профиля («Менеджмент», «Маркетинг», «Философия») она образует основу фундаментальной теоретической подготовки экономистов высшей квалификации. Особое внимание уделяется строению, функционированию и формированию социально-психологических закономерностей развития организации, осуществлению управленческой деятельности, целостного образа успешного экономиста и его комплексное восприятие в условиях осуществления деятельности.



    1. Место дисциплины в блоке общих профессиональных дисциплин

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

Способность принимать организационно-управленческие решения и нести ответственность за эти решения (ОК -8).

Умение критически оценивать свои достоинства и недостатки (ОК-11).

Знакомство с основами построения взаимоотношений в менеджменте, способность эффективно выполнять свои функции в организационной среде (ПК – 25).

Способность к анализу и проектированию межличностных, групповых и организационных коммуникаций (ПК -7);

В результате изучения дисциплины обучающийся должен:



Знать:

-основные категории и понятия психологии менеджмента (ОК-8), ориентироваться в современных психологических проблемах управления,

-способы и законы организации личности,

-эффективные инновационные технологии развития личностных качеств руководителя, и способы их развития.

- принципы и ценности современной управленческой практики;
- принципы и правила служебных отношений и служебного поведения;

Уметь:

- анализировать процессы и явления, происходящие в обществе в целом;

применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности (ОК-1).

- осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, деловые совещания (ОК-19);

- придерживаться этических ценностей и здорового образа жизни (ОК-22);

- предупреждать и разрешать моральные конфликты в коллективе (ОК- 12).

-использовать полученные знания в конкретных ситуациях морального выбора в управленческой (служебной) практике;
- диагностировать психологические проблемы и применять основные модели принятия этичных управленческих решений.

Применять эффективные методы управленческого влияния и стратегии разрешения конфликтных ситуаций.



Владеть:

    - Навыками корпоративной социальной ответственности при разработке и реализации стратегии организации (ПК-16);

    - Основами межкультурных отношений в менеджменте,

    - навыками эффективного выполнения своих функций в межкультурной среде (ПК-25)


- навыками разрешения конфликта интересов с позиций социальной ответственности;

- навыками организации собственной внутренней регуляции (ОК-9);

- навыками корпоративной социальной ответственности при разработке и реализации стратегии организации (ПК-16);

- основами межкультурных отношений в управлении, навыками эффективного выполнения своих функций в межкультурной среде (ПК-25).

- навыками восстановления и сохранения душевной гармонии и социально-нравственном самочувствии управленца (ПК – 4).

Для эффективного освоения курса целесообразно проведение занятий в следующих формах:



  • Лекционные занятия

  • Практикумы

  • Семинарские занятия

  • Кейс-стади (интерактивные формы обучения)

  • Деловые игры

  • Тестирование по основным понятиям курса.

4. Структура дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет: 3 зачетных единицы.






Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

дневное

заочное

дневное

заочное

1.

Аудиторные занятия

40




3




2.

Лекции

16




3




4.

Практические занятия (ПЗ)

24




3




5.

Самостоятельная работа, в том числе

Промежуточная аттестация (КСР)



68
10




3




6.

Всего

108










7.

Вид итогового контроля

зачет




3




5. Содержание дисциплины

5.1. Раздел дисциплины и виды занятий

п/п

Темы дисциплины

Лекции, час

ПЗ, час

Сам. раб

Всего часов по теме

1.

Введение в психологию управления

1.1.

Предмет, цель, задачи и методы психологии управления

2

2

4

8




Итого по разделу

2

2

4

8

2.

Личность как объект и субъект управления

2.1.

Личность: подходы, теории и структура

2

2

6

10

2.2.

Психология личности подчиненного

2

2 (i)

5

9

2.3.

Руководитель – организатор системы управления и трудового коллектива

2

2

6

10




Итого по разделу

6

6

17

29

3.

Психология коллектива

3.1.

Группа и ее структурная организация.

2

2 (i)

5

9

3.2.

Групповые процессы: характеристика и содержание

2

2 (i)

6

10




Итого по разделу

4

4

11

19

4.

Психология и этика делового общения (взаимодействия субъекта и объекта управления)

4.1.

Сущность общения: его функции, стороны, виды, формы, барьеры

1

2

6

9

4.2.

Персонолектика как технология общения

1

2 (i)

5

8




Итого по разделу

2

4

11

17

5.

Психология конфликта













5.1.

Понятие конфликта и его сущность




2 (i)

5

7

5.2.

Стилевые особенности поведения в конфликтах

1

2

7

10

5.3.

Стресс и его особенности




2 (i)

6

8




Итого по разделу

1

6

18

25

6.

Психология и этика деловых отношений в бизнесе

6.1.

Психологические особенности подготовки и проведения деловых бесед и переговоров

1

2 (i)

7

10




Итого по разделу

1

2

7

10




Итоговая аттестация

зачет




ИТОГО по курсу

16

24

68

108

5.2. Содержание разделов дисциплины

Тема 1. Введение в психологию управления

1.1. Психология управления как наука. Предмет, цель и задачи психологии управления. Уровни проблематики психологии управления. Отрасли психологии, место психологии управления в системе психологического знания.



Тема 2. Личность как объект и субъект управления

2.1. Психика человека и ее развитие. Типологические особенности личности (темперамент, свойства темперамента). Психические познавательные процессы и их роль в осуществлении взаимодействия с окружающим миром. Психика как система адаптации. Психологические защиты.

2.2. Структура личности. Основные подходы к пониманию личности (биологизаторские, социологизаторские и конвергентные теории личности) их роль и значение в управлении.

3. Психология коллектива

3.1. Группа и ее структурная организация. Композиция группы, структура группы, групповой статус. Малые и большие социальные группы. Социометрическая и коммуникативная структура группы.

3.2. Характеристика групповых процессов. Конформизм. Межличностная совместимость. Способы взаимодействия в группе и ведущий социальный мотив.

3.3. Руководство и лидерство как социальный феномен. Различия руководителя – администратора от руководителя – лидера. Основные функции управленческой деятельности. Подходы к определению профессионально важных качеств руководителя. «Общие», «конкретные» и «специфические личностно – деловые» качества руководителя. Психология индивидуального стиля управления. Сравнительная характеристика стилей руководства (авторитарный, попустительский, демократический). Основные параметры стилей управления. Подготовка и принятие управленческих решений. Делегирование руководителем своих полномочий.

4. Психология делового общения

4.1. Сущность общения: его функции, стороны, виды, формы, барьеры.

4.2. Транзакционный анализ в общении (эго-сотояние взрослого, ребенка и родителя). Жизненные позиции. Базальные потребности и способы их удовлетворения.

5. Психология конфликта

5.2. Стилевые особенности поведения в конфликтах. Виды взаимодействия в конфликтах (избегание, соперничество, компромисс, приспособление, сотрудничество).

6. Психология и этика деловых отношений в бизнесе

6.1. Психологические особенности подготовки и проведения деловых бесед и переговоров. Этикет в деятельности современного делового человека.



5.3. Практические и семинарские занятия


№ п/п

№ раздела

дисциплины



Наименование практического или семинарского занятия




1.

Введение в психологию управления



1.1.

Теории управления о роли человека в организации. Основные этапы эволюции управленческой мысли.




2.

Личность как объект и субъект управления



2.1.1.

Когнитивные процессы и их роль в управленческой деятельности.



2.2.1.

Родительские директивы как источник проблем эмоциональной сферы личности.



2.3.1.

Мотивация деятельности руководителя




3.

Психология коллектива



3.1.

Проблемы социально-психологической адаптации в группе.



3. 2.

Общественное мнение коллектива.




4.

Психология делового общения (взаимодействия субъекта и объекта управления)



4.2.1.

Психологические геймы.



4.2.2.

Акцентуации характера: проявление в процессе управленческой деятельности




5.

Психология конфликта



5.1.1.

Понятие конфликта и его сущность. Конфликт и конфликтогены. Виды и типы протекания конфликтов. Участники конфликтов. Роли в конфликте. Кризис личности руководителя как источник конфликта в организации



5.2.1.

Технологии разрешения конфликтов в организации. Правила бесконфликтного общения.



5.3.1.

Стресс и его особенности. Стресс как процесс и состояние. Основные способы выхода из стресса. Стресс как повышение адаптационного потенциала личности. Активная и тормозная реакции на стресс: особенности протекания.




6.

Психология и этика деловых отношений в бизнесе



6.1.1.

Организация и проведение деловых совещаний: принципы, формы, содержание.

Примечание: Подробное описание и задания для самостоятельной работы студентов см.: Практикум по Психологии управления.

5.4. Форма и содержание контроля

Формы контроля самостоятельной работы студентов

Основными формами контроля самостоятельной работы студентов является:



  1. подготовка к семинарским занятиям и практикумам.

  2. Конспектирование основных первоисточников.

  3. Подготовка рефератов и докладов (в соответствии с утвержденными темами)

  4. Проведение исследовательской работы по предлагаемым темам.

  5. Выполнение заданий в рабочей тетради (практикуму) по предмету.

Темы контрольных работ:

КР-1: «Эффективное управление: роль познавательных процессов»

КР-2: «X, Y или Z?»

КР-3: «Психологический портрет личности руководителя»

КР-4: «Здоровье руководителя – залог успешной деятельности»

КР-5: «Сопротивление изменениям: пути преодоления»



Источники для конспектирования:

Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – М.: 2000.

Карпов А.В. Психология менеджмента: Учебн. пособие. – М.: Гардарики, 2000. – С. 414 – 424.

Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность / Х. Хекхаузен. – 2-е изд. – СПб: Питер; М: Смысл, 2003. – С. 327-349.

Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2002. – С. 138 – 142.

Чалдини Р. Психология влияния. – СПб: Питер, 2004. – С. 196 – 220.



Формы изучения материала
Темы интерактивных форм обучения (кейс-стади)

АФ-1: «Групповые нормы»

АФ-2: «Я – отраженное или расскажи мне обо мне»

Аф-3: «Управление изменениями в себе (где я стою?)»

АФ-4,5: «Назад к реальному миру»

Темы семинаров

С1 – Основы управленческой персонолектики.

С2-Процессы групповой динамики.

С3- Кризис личности руководителя как источник конфликта в организации.

С4 - Активная и тормозная реакции на стресс: особенности протекания.

С5 - Организация и проведение деловых совещаний: принципы, формы, содержание.



Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация осуществляется в три этапа.

1 этап: количество набранных баллов – не менее 10 баллов, максимальное количество – 13 баллов.

2 этап: количество набранных баллов – не менее 25 баллов, максимальное - 35 баллов.

3 этап: количество набранных баллов – не менее 48 баллов, максимальное – 80 баллов.

Итого с аттестационной работой – максимально – 100 баллов, минимально – 68 баллов.



Итоговая работа

Итоговая аттестационная работа представляет собой тестовое задание, состоящее из 20 вопросов с вариантами ответов (не менее 4-х вариантов по каждому вопросу). За каждый совпадающий с ключом ответ присваивается 1 балл. Максимальное количество баллов по тесту – 20, минимальное – 12. Итоговая оценка выставляется студентам, набравшим не менее 88 баллов по всем видам работ.



Типовые вопросы для зачета

1. Объект, предмет, цель и задачи психологии управления как области научного знания.

2. Методы психологии управления.

3. Уровни психолого-управленческой проблематики.

4. Понятие субъекта и объекта управления.

5. Структура личности: основные элементы системы.

6. Типы темперамента как проявление индивидуальных особенностей личности.

7. Учет особенностей типа темперамента в осуществлении управленческой деятельности.

8. Роль потребностей в осуществлении управленческой деятельности.

9. Понятие базовых и базальных потребностей и их значение для личности руководителя.

10. Онтогенез как фактор формирования личностных особенностей подчиненного и руководителя.

11. Основы управленческой персонолектики: понятие и категории.

12. Жизненные позиции: реализация в процессе управления.

13. Феномен каузальной атрибуции, ее виды и формы. Экстернальный и интернальный контроль.

14. Ошибки восприятия как механизм межгрупповой дифференциации.

15. Диагностика и развитие коммуникативной компетентности.

16. Уровни и виды общения.

17. Общение как обмен информацией.

18. Общение как познание людьми друг друга.

19. Я-концепция руководителя. Профессиональные и личностные компетенции.

20. Проблема развития группы в социальной психологии.

21. Личные и социальные установки: формирование и изменение.

22. Конфликт: виды и основные характеристики.

23. Межгрупповые конфликты: пути преодоления.

24. Межличностные конфликты: поиски причин.

25. Внутриличностный кризис руководителя как фактор осуществления управленческой деятельности.

26. Стресс и пути выхода из него.

27. Деловые переговоры: особенности организации.

28. Акцентуации характера и особенности управленческой деятельности.

29.Стилевые особенности управленческой деятельности.

30. Психологические защиты: учет особенностей в процессе управления.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

7.1. Литература

Учебники

Морозов А.В. Управленческая психология: Учебник. – 3-е изд. – М.: Академический Проект, 2010. – 288 с.



Урбанович А. А. Психология управления: Учебное пособие. – Мн: Харвест, 2008. – 640 с.

      1. Основная

  1. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. – М., 1984. – 650 с.

  2. Берн Э. Введение в психотерапию и психоанализ для непосвященных. СПб. 1992. – 420 с.

  3. Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений / пер. с англ. А. Грузберга. – М.: Эксио, 2008. – 352 с.

  4. Бернс Р. Развитие Я–концепции и воспитание. – М.: Прогресс, 1986. – 423 с.

  5. Боно Э. Я прав – вы заблуждаетесь / пер. с англ. Е.А. Самсонов. – Мн.: «Попурри» - 2006. – 368 с.

  6. Васильев В.А., Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием. – М.: Изд-во МГУ, 1991. – 143 с.

  7. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект / пер. с англ. А.П. Исаевой. – М.: АСТ: АСТ Москва, 2008. – 478 с.

  8. Грин Р. 48 законов власти / Пер. с англ. Е.Я. Мигуновой. – М.: РИПОЛ классик, 2006. – 768 с.

  9. Дорфман Л. Дивергенция и конструкт Я // Личность, креативность, искусство / Отв. ред. Е. А. Малянов, Н. Н. Захаров, Е. М. Березина, Л. Я. Дорфман, В. М. Петров, К. Мартиндейл. – Пермь: Пермский государственный институт искусства и культуры, Прикамский социальный институт, 2002. – С. 141–184.

  10. Дорфман Л. Современные исследования многоаспектности Я // Личность, креативность, искусство / Отв. ред. Е. А. Малянов, Н. Н. Захаров, Е. М. Березина, Л. Я. Дорфман, В. М. Петров, К. Мартиндейл. – Пермь: Пермский государственный институт искусства и культуры, Прикамский социальный институт, 2002. – С. 122–140.

  11. Карпов А.В. Психология менеджмента: Учебн. пособие. – М.: Гардарики, 2000. – С. 414 – 424.

  12. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. Изд. 2-е. - М.: Политиздат, 1977. - 304 с.

  13. Леонтьев Д. А. Очерк психологии личности. – М.: Смысл, 1993. – 43 с.

  14. Либин А.В. Дифференциальная психология: наука о сходстве и различиях между людьми. – М.: Эксмо, 2008. – 576 с.

  15. Литвак М.Е. Командовать или подчиняться? Психология управления. - Изд. 14-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 380 с.

  16. Машков В.Н. Психология управления: Учебное пособие. – Спб: Изд-во Михайлова В.А., 2000. – 208 с.

  17. Морозов А.В. Деловая психология: Учебник для студентов высших учебных заведений. Изд. 3-е. – М.: Академический Проект, 2005. – 1040 с.

  18. Морозов А.В. Управленческая психология: Учебник. – 3-е изд. – М.: Академический Проект, 2006. – 288 с.

  19. Ойстер К. Социальная психология групп. – СПб.: прайм - ЕВРОЗНАК, 2004. – 224 с.

  20. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования / Пер. с англ. М.С. Жамкочьян под ред. В.С. Магуна – М.: Аспект Пресс, 2000. – 607 с.

  21. Петровский А.В. Психология: учебник для студ. высш. учеб. заведений. – 7 –е изд. стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 512 с.

  22. Психология личности / Дж. Капрара, Д. Сервон. – СПб: Питер, 2003. – 640 с.

  23. Психомоторная организация человека: учебник для вызов / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2003. – С. 89- 93.

  24. Райгородский Д.Я. Теории личности в западно-европейской и американской психологии. Хрестоматия по психологии личности. – Самара: Издательский Дом «Бахрах», 1996. – 480 с.

  25. Социология. Общий курс: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2009. – С. 253-254.

  26. Столяренко Л.Д. Психология управления: Учебное пособие. Изд. 2-е. – Ростов н /Д: Феникс, 2005. – 512 с.

  27. Тихомиров О.К. Психология: Учебник / Под ред. О.В. Гордеевой. – М.: Высшее образование, 2006. – 538 с.

  28. Урбанович А.А. Психология управления: Учебное пособие. Изд. 3 –е. – Мн.: Харвест, 2008. – 382 с.

  29. Фромм Э. Человек для себя. Исследование психологических проблем этики. / Пер. с англ. Л. А. Чернышовой. Минск: «Коллегиум», 1992. – 253 с.

  30. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). – СПб: Издательство «Питер», 1999. – 608 с.

  31. Шапарь В.Б., Мирошниченко В.Н. Этика и психология менеджмента. Учебное пособие / Под ред. Ю.Л. Неймера. - Ростов н / Д.: Феникс, 2002. – 384 с.

  32. Шапкин С. А. Экспериментальное изучение волевых процессов.  М. : Смысл, ИП РАН, 1997.  140 с.

  33. Шейнов В. П. Психология лидерства, влияния, власти. – 2-е изд. – Минск; Харвест, 2008. – 992 с.

  34. Ярошевский М. Г., Анцыферова Л. И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. / Под ред. А. А. Смирнова. М., «Педагогика», 1974. – 304 с.

7.1.2. Дополнительная

  1. Адаир Д. Искусство управлять людьми и самим собой. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 656 с.

  2. Айзенк Г. Дж. Узнай свой собственный коэффициент интеллекта. – М.: АЙ КЬЮ, 1993.

  3. Андерсон Дж. Когнитивная психология. 5-е изд. – СПб.: Питер, 2002. – 496 с.

  4. Богданов А.А. Тектология (Всеобщая организационная наука): В 2 кн. М.: Экономика, 1989.

  5. Брушлинский А. В. Деятельность субъекта как единство теории и практики /А.В. Брушлинский // Психол. журн. 2000. Т. 21. № 6. С. 5 – 11

  6. Брушлинский А. В. О критериях субъекта и его деятельности /А.В. Брушлинский // Психология субъекта профессиональной деятельности: сб. науч. тр. / под ред. А.В. Брушлинского, А.В. Карпова; Ин-т психологии РАН. М.; Ярославль: ДИА – пресс, 2001. С 5 – 23.

  7. Брушлинский А. В., Сергиенко, Е. А. Ментальная репрезентация как системная модель в когнитивной психологии // Ментальная репрезентация: динамика и структура. − М.: Институт психологии РАН, 1998. − С. 5 − 22.

  8. Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. СПб: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2004 – 320 с.

  9. Дилигенский Г.Г. Потребности и мотивы в общественных отношениях // Политическая психология: Хрестоматия / Сост. Е.Б. Шестопал. – М.: Аспект Пресс, 2007. – С. 15 – 44.

  10. Долбаев В.Л. Теория организаций: Учеб. пособие. М.: Институт молодежи, 1995.

  11. Джеймс М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать. М., 1993. – 490 с.

  12. Зинченко Т.П. Когнитивная и прикладная психология _ М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. – С. 71 – 100.

  13. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2008. – 512 с.

  14. Кержинцев П.М. Принципы организации. М.: Экономика, 1968.

  15. Куликов В. И. Системный анализ управления: Учеб. пособие. Иваново: Ивановский государственный университет, 2000.

  16. Лабунская В.А. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Дианостика. Коррекция: учебное пособие для вузов. – М.: Academia, 2001. – 285 с.

  17. Леонгард К. Акцентуированные личности // Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – 3-е изд., перераб и доп. – М.: АСТ: Академия, 2008. – С. 491 – 556 .

  18. Либерман Д. Дж. Самоучитель: Как обрести уверенность в себе: Пер. с англ – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 265 с.

  19. Липатов В. С. Управление персоналом предприятий и организаций: Учебник для вузов. – М.: ТОО «Люкс-арт», 1996.

  20. Мастенбрук В. Переговоры. – Калуга: КИСИ, 1993.

  21. Машков В.Н. Психология управления: Учебное пособие. – СПб: Изд-во Михайлова В.А., 2000. – 208 с.

  22. Мильнер Б.З. Теория организаций. М.: ИНФРА–М, 1998.

  23. Морозов А.В. Деловая психология. Курс лекций. СПб: Издательство Союз, 2000. – 157 с.

  24. Морозов А.В.Деловая психология: Учебник для студентов высших учебных заведений. Изд. 3-е. М.: Академический проект, 2005. – 1040 с.

  25. Нестерова С.В. Визуальные и вербальные характеристики образов власти // // Политическая психология: Хрестоматия / Сост. Е.Б. Шестопал. – М.: Аспект Пресс, 2007. – С. 394 – 406.

  26. Реуцкий М.В. Манипуляция сознанием при помощи речи в криминальном гипнозе и бизнес-сфере // Менеджмент и кадры: психология управления, соционика и социология. 2007. - № 12. – С. 16 – 17.

  27. Садовский В.Н. Обоснования общей теории систем. М.: Наука, 1974.

  28. Теории личности в западно-европейской и американской психологии. Хрестоматия по психологии личности. / Под ред. Д. Я. Райгородского. – Самара: Издательский Дом «Бахрах», 2006. – 480 с. - С. 295 – 314.

  29. Теория организации: Учебник для вузов / Минобразования РФ; под общ. Ред. В.Г. Алиева. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2005. – 431 с.

  30. Управление персоналом организации. Практикум: Учебное пособие / Под ред. д.э.н.проф. А.Я. Кибанова – М.: ИНФА – М, 2002, –296 с.

  31. Урбанович А. А. Психология управления: Учебное пособие. – Мн: Харвест, 2004. – 640 с.

  32. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность / Х. Хекхаузен. – 2-е изд. – СПб: Питер; М: Смысл, 2003. – С. 327-349.

  33. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2002. – С. 138 – 142.

  34. Экман П. Психология лжи. СПб,: Питер, 2000. – 267 с.

    1. Средства обеспечения освоения дисциплины

В процессе изучения дисциплины используются:

  • раздаточный материал для изучения лекционного материала;

  • мультимедийное сопровождение лекционных занятий;

  • задания для практических работ (в виде кейсов);

  • контрольные задания по курсу для подготовки к сдаче семестровой аттестации и экзамена.

7.3. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для обеспечения преподавания курса необходимо наличие следующего оборудования:

1. Аудитория не менее 40 кв. м. – для проведения практических занятий по группам.

2. Кейсы с практическими заданиями для каждой группы.



7.4. Базы данных и поисковые системы

  1. http://www.tsu.ru./ru/vestnik

  2. http://www.herzenfsn.narod.ru/main/autors.htm

7.5. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Рекомендации для преподавателя включают в себя следующие:



  • глубокое освоение теоретических аспектов тематики курса, ознакомление, переработку литературных источников; составление списка литературы, обязательной для изучения и списка дополнительной литературы;

  • наличие навыков проведения активных форм обучения у преподавателя курса;

  • критерии для анализа и оценки выполненных заданий.

8. Примерная тематика курсовых работ

Курсовой проект (работа) учебным планом не предусмотрен.



Автор программы

Усова Ольга Валерьевна, к. психол. н., доцент кафедры управления персоналом УИ (ф) РАНХиГС.
Каталог: media -> uploads -> student -> manual
manual -> Рабочая программа курса Для 4-х годичной формы обучения специальности 080107. 65 «Налоги и налогообложение»
manual -> Программа дисциплины Для направления 081100 «Государственное и муниципальное управление»
manual -> Российская академия народного хозяйства и государственной службы
manual -> Программа дисциплины Для специальности 030501. 65 «Юриспруденция»
manual -> Климова Г. Г. Исследование систем управления
manual -> Рабочая программа курса Для студентов дневного отделения специальности 080504. 65 «Государственное и муниципальное управление»
manual -> Программа дисциплины Для студентов очной формы обучения направления подготовки 080200. 62 Менеджмент
manual -> Программа дисциплины Для специальности 080107. 65 «Налоги и налогообложение»
manual -> Практикум Екатеринбург 2009 ббк б
manual -> Сборник практических заданий по общей психологии


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница