Психология трудных жизненных ситуаций



Скачать 33.69 Kb.
Дата21.05.2016
Размер33.69 Kb.

Волгоградский государственный

педагогический университет

Кафедра психологии образования и развития Специальность 030301

«Психология»

Учебная дисциплина ДС.08

ПСИХОЛОГИЯ ТРУДНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЙ

Курс 4 Семестр 7





АННОТАЦИЯ
Курс «Психология трудных жизненных ситуаций» относится к блоку дисциплин специализации основной образовательной программы специальности 030301 «Психология». Курс обеспечивает подготовку специалиста психолога «Психологическое консультирование», предполагает не только знание и понимание возрастных и личностных особенностей переживания человеком трудных жизненных обстоятельств, но и умение оказывать ему своевременную психолого-педагогическую помощь в ситуации острой необходимости.

Введение дисциплины по выбору в блок дисциплин специализации ДС.Р.08 «Психология трудных жизненных ситуаций» в систему учебного плана (вузовский компонент) обусловлено необходимостью расширения и углубления знаний и представлений студентов о типологии трудных жизненных ситуаций, особенностях поведения человека и способах их преодоления. Люди в трудной жизненной ситуации нуждаются в психологической и социальной поддержке. Многообразие социальных проблем современного мира приводит к дестабилизации жизненных функций человека, снижая их способность к адаптации в новых условиях, ограничивая возможность полноценной жизни.



Целью курса является рассмотрение феномена трудной жизненной ситуации, психологии переживания и преодоления трудностей, принципов, форм и средств оказания психологической помощи людям в ситуациях различной степени сложности.

Курс лекций по данной дисциплине предусматривает изложение общетеоретических подходов к изучаемой проблеме, истории исследования, различение объективных и субъективных компонентов трудной жизненной ситуации, выделение особенностей поведения человека в трудной жизненной ситуации, определение подходов к формированию у человека способов преодоления трудной жизненной ситуации.

На семинарских занятиях студенты имеют возможность обсуждать вопросы, касающиеся типологии трудных жизненных ситуаций, возрастных и личностных особенностей их переживания, поведенческих особенностей людей в ситуациях разной степени сложности, последствия трудных и экстремальных ситуаций для развития личности.

На лабораторно-практических занятиях по данной дисциплине студенты приобретают навыки исследования особенностей поведения человека в трудной жизненной ситуации (копинг-поведения), изучения личностного потенциала, моделирования ситуаций оказания психологической помощи людям в трудной жизненной ситуации.

Целям организации продуктивной учебной работы студентов в рамках СРС служит тематика заданий для проведения аналитических обзоров научных источников и микроисследований (реферативного и практико-ориентированного характера) по проблематике курса.

Изучение дисциплины «Психология трудных жизненных ситуаций» предусматривает овладение студентами целым рядом профессиональных знаний и умений в области психологического сопровождения личности в период кризиса. Полученные знания по данной дисциплине дают возможность будущему психологу ориентироваться в современных психологических подходах к рассмотрению последствий трудной жизненной ситуации для развития личности ребенка, познакомиться с методами и формами диагностической и профилактической работы психолога с детьми, оказавшимися в тяжелых условиях развития.

Для успешного применения полученных знаний в практике работы будущий специалист психолог должен уметь:

– разбираться в современных теоретических подходах к рассмотрению феномена трудной жизненной ситуации;

– знать особенности поведения людей в ситуациях различной степени сложности;

– моделировать условия преодоления кризисной ситуации, используя современные психологические концепции и подходы к пониманию копинга;

– устанавливать и поддерживать контакт с человеком, оказавшимся в трудных жизненных обстоятельствах;

– оказывать психологическую помощь детям в овладении навыками преодоления трудной жизненной ситуации;

– строить совместную работу с учителями, родителями, представителями службы социальной защиты по вопросам, связанным с особенностями поведения человека в трудной жизненной ситуации.

В качестве контроля освоения студентами материала данного курса предполагается проведение самостоятельных работ в течение семестра. Формой промежуточной аттестации является экзамен, включающий оценку знаний теоретического курса и решение практических задач.




Разработка: ст. преподаватель Землянская Л.В.

Стр. из





База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница