«Психология семейной жизни».
Пояснительная записка
Данная программа составлена на основании учебно – методического комплекса «Основы психологии семейной жизни» г. Иркутск 2007. Программа составлена с учетом основных положений типовой программы курса для учащихся старших классов средней школы « Этика и психология семейной жизни» и соответствует учебному плану школы.
В условиях, когда прогрессивная динамика современной семьи связана с множеством объективных и субъективных трудностей, возникла чрезвычайно актуальная потребность в личностном и социально-психологическом изучении брака и семьи в целях подготовки молодежи к семейной жизни. Объем курса: 34 часа для учащихся 10 или 11 классов.
Предполагаются теоретические и практические занятия. Практические занятия на диалогической основе с использованием метода дискуссии, сообщений учащихся по разнообразной проблематике психологии семьи, проведение ролевых игр и упражнений, опросов, тестирования, тренингов, обсуждения ситуаций, новинок литературы, материалов СМИ, телепередач по теме курса.
Цель курса – формирование у юношей и девушек готовности к вступлению в браки воспитанию будущих детей на основе развития у них адекватных брачно- семейных представлений.
Задачи курса:
-формирование четкого представления о браке, семье и роли в ней мужчины и женщины;
-определение отличий истинной любви от влюбленности и формирование критического отношения к добрачным половым связям;
- психологическая подготовка учащихся к созданию семьи: формирование ценностных установок на семью, брак, рождение и воспитание детей, понимание трудностей с этим связанных;
- ознакомление с особенностями формирования и развития взаимоотношений в семье, семейных ссор и супружеских конфликтов.
По завершению курса учащиеся получат:
-представления о семье как целостном образовании, об особенностях ее возникновения, функционирования и развития;
-знания: о психологии семейных отношений;
-умения: ставить цели и планировать личную жизнь, находить выход из проблемных ситуаций, выполнять творческие упражнения, позволяющие приобрести соответствующий практический опыт.
Методическая литература.
1. Аверинцев С.С. Любовь. В кн.: БСЭ, 1-е изд., 1973. Т.15
2. Азаров Ю.Р. Семейная педагогика. М., 1985.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
5. Божович Л.И., Славина Л.С. Психическое развитие школьника и его воспитание. М., 1979.
6. Бойко В.В. Ты стал отцом. М., 1977.
7. Боцманова Н.Э., Захарова А.В. Подросток и его друзья. М.,
8.Бойко В.В. Если ты мать и жена. М.
9. Захарова Д.И. Растут в семье мама и папа. М., 1978.
10. Макарова Н. Высокая должность - отец. М., 1966.
11. Простые беседы о нравственности. Коломна, 1994.
12. Разумихина Г.П. Мир семьи. Книга для учащихся старших классов по курсу «Этика и психология семейной жизни». М., 1986.
13. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Девочка - подросток - девушка. М., 1982.
14. Христианская семья и брак. М., 1992., 1996
Основы психологии семейной жизни
10 класс
№ п/п
|
Дата
|
Тема урока
|
Дата
|
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
|
|
Раздел 1.
Исторические изменения семьи и брака.
Функции семьи.
Основные ценности семьи.
П. з. «Ценностные ориентации личности».
Раздел 2. Психология межличностных отношений юношества.
Межличностные отношения юношей и девушек.
П. з. Упражнение «Мой портрет».
Дружба в юношеском возрасте.
П. з. Упражнение «Я как друг».
Любовь в юношеском возрасте.
П. з. Упражнение «Любовь к себе»
Готовность к браку.
П.з. Упражнение «Каким я вижу своего будущего избранника?»
Раздел 3. Искусство быть супругами.
Молодая семья. Условия совместной жизни.
Семейные роли, их распределение.
П. з. Ролевая игра «Планирование бюджета молодой семьи»
Семейные конфликты: причины и профилактика. Нарушение семейных отношений и их последствия.
Влияние конфликтных отношений на развитие личности ребёнка в семье. П. з. «Восприятие конфликта».
П. з. Упражнение «Самооценка конфликтности».
Раздел 4. Мужчина и женщина в семье. Жизненные сценарии семьи и личности.
Мужские и женские роли в семье.
Мужчина и женщина: общее и особенное.
П. з. «Планета мужчин и женщин».
П. з. «Гендерные стереотипы».
Ожидания в семье и браке.
Личностно-ролевое поведение мужчины и женщины.
П. з. «Пути согласия».
Упражнение «Любовь».
Жизненные сценарии семьи и личности.
Стереотипы поведения в семье и её морально-психологический климат.
П. з. «История семьи». Упражнение «Семейные реликвии»
Раздел 5. Семья и дети. Детско-родительские отношения.
Незаменимость семьи в воспитании детей.
Проблема отцов и детей.
Групповая дискуссия «Отцы и дети в меняющемся мире»
Профилактика нарушений детско-родительских отношений.
Типичные недостатки семейного воспитания.
Социально-психологический тренинг.
|
|
Поделитесь с Вашими друзьями: |