«Психология семейной жизни». Пояснительная записка Данная программа составлена на основании учебно – методического комплекса «Основы психологии семейной жизни»



Скачать 49,86 Kb.
Дата24.04.2016
Размер49,86 Kb.
ТипПояснительная записка
«Психология семейной жизни».

Пояснительная записка

Данная программа составлена на основании учебно – методического комплекса «Основы психологии семейной жизни» г. Иркутск 2007. Программа составлена с учетом основных положений типовой программы курса для учащихся старших классов средней школы « Этика и психология семейной жизни» и соответствует учебному плану школы.

В условиях, когда прогрессивная динамика современной семьи связана с множеством объективных и субъективных трудностей, возникла чрезвычайно актуальная потребность в личностном  и социально-психологическом изучении брака и семьи в целях подготовки молодежи к семейной жизни. Объем курса: 34 часа для учащихся 10 или 11 классов.

Предполагаются теоретические и практические занятия. Практические занятия на диалогической основе с использованием метода дискуссии, сообщений учащихся по разнообразной проблематике психологии семьи, проведение ролевых игр и упражнений, опросов, тестирования, тренингов, обсуждения ситуаций, новинок литературы, материалов СМИ, телепередач по теме курса.

Цель курса – формирование у юношей и девушек готовности к вступлению в браки воспитанию будущих детей на основе развития у них адекватных брачно- семейных представлений.

Задачи курса:

-формирование четкого представления о браке, семье и роли в ней   мужчины и женщины;

-определение отличий истинной любви от влюбленности и формирование критического отношения к добрачным половым связям;

- психологическая подготовка учащихся к созданию семьи: формирование ценностных установок на семью, брак, рождение и воспитание детей, понимание трудностей с этим связанных;

- ознакомление с особенностями формирования и развития взаимоотношений в семье, семейных ссор и супружеских конфликтов.

По завершению курса учащиеся получат:

-представления о семье как целостном образовании, об особенностях ее возникновения, функционирования и развития;

-знания: о психологии семейных отношений;

-умения: ставить цели и планировать личную жизнь, находить выход из проблемных ситуаций, выполнять творческие упражнения, позволяющие приобрести соответствующий практический опыт.

Методическая литература.

1. Аверинцев С.С. Любовь. В кн.: БСЭ, 1-е изд., 1973. Т.15


2. Азаров Ю.Р. Семейная педагогика. М., 1985.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
5. Божович Л.И., Славина Л.С. Психическое развитие школьника и его воспитание. М., 1979.
6. Бойко В.В. Ты стал отцом. М., 1977.
7. Боцманова Н.Э., Захарова А.В. Подросток и его друзья. М.,

8.Бойко В.В. Если ты мать и жена. М.

9. Захарова Д.И. Растут в семье мама и папа. М., 1978.

10. Макарова Н. Высокая должность - отец. М., 1966.


11. Простые беседы о нравственности. Коломна, 1994.
12. Разумихина Г.П. Мир семьи. Книга для учащихся старших классов по курсу «Этика и психология семейной жизни». М., 1986.
13. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Девочка - подросток - девушка. М., 1982.
14. Христианская семья и брак. М., 1992., 1996

Основы психологии семейной жизни

10 класс

№ п/п

Дата

Тема урока

Дата

1.
2.


3.
4.

5.
6.


7.
8.
9.
10.
11.
12.

13.
14.


15.
16.

17.


18.
19.
20.
21.

22.
23.


24.

25.
26.


27.
28.


29.
30.
31.
32.

33.





Раздел 1.
Исторические изменения семьи и брака.
Функции семьи.
Основные ценности семьи.
П. з. «Ценностные ориентации личности».
Раздел 2. Психология межличностных отношений юношества.
Межличностные отношения юношей и девушек.
П. з. Упражнение «Мой портрет».
Дружба в юношеском возрасте.
П. з. Упражнение «Я как друг».
Любовь в юношеском возрасте.
П. з. Упражнение «Любовь к себе»
Готовность к браку.
П.з. Упражнение «Каким я вижу своего будущего избранника?»
Раздел 3. Искусство быть супругами.
Молодая семья. Условия совместной жизни.
Семейные роли, их распределение.
П. з. Ролевая игра «Планирование бюджета молодой семьи»
Семейные конфликты: причины и профилактика. Нарушение семейных отношений и их последствия.
Влияние конфликтных отношений на развитие личности ребёнка в семье. П. з. «Восприятие конфликта».
П. з. Упражнение «Самооценка конфликтности».
Раздел 4. Мужчина и женщина в семье. Жизненные сценарии семьи и личности.

Мужские и женские роли в семье.
Мужчина и женщина: общее и особенное.
П. з. «Планета мужчин и женщин».
П. з. «Гендерные стереотипы».
Ожидания в семье и браке.
Личностно-ролевое поведение мужчины и женщины.
П. з. «Пути согласия».
Упражнение «Любовь».
Жизненные сценарии семьи и личности.
Стереотипы поведения в семье и её морально-психологический климат.
П. з. «История семьи». Упражнение «Семейные реликвии»
Раздел 5. Семья и дети. Детско-родительские отношения.
Незаменимость семьи в воспитании детей.
Проблема отцов и детей.
Групповая дискуссия «Отцы и дети в меняющемся мире»
Профилактика нарушений детско-родительских отношений.
Типичные недостатки семейного воспитания.
Социально-психологический тренинг.





Каталог: files
files -> Методические рекомендации «Организация исследовательской деятельности учащихся»
files -> Актуальность исследования
files -> Рабочая программа дисциплины
files -> Программа курса предназначена для учащихся 9-11 класса и рассчитана на 128 часов. Периодичность занятий 1 раз в неделю по 4 учебных часа
files -> Предоставление максимально широкого поля возможностей учащимся, ориентированным на высокий уровень образования и воспитания, с учетом их индивидуальных потребностей
files -> Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников
files -> Программы
files -> Выпускных квалификационных работ


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница