Правительство Российской Федерации
Государственное образовательное бюджетное учреждение
высшего профессионального образования
«Государственный университет - Высшая школа экономики»
Факультет экономики
Программа дисциплины
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
Для направления 010500.62 – «Прикладная математика
и информатика» подготовки бакалавра
Автор: И.Н. Семёнов (I_samenov@mail.ru)
Утверждена УМС Одобрена на заседании кафедры
Секция “Психология” общей и экспериментальной Председатель психологии
___________В.А.Штроо Зав. кафедрой
____________А.К.Болотова
“____”________20__г. “____”______________20__г.
Утверждено УС факультета
Экономики
Ученый секретарь
________________________
«__»____________20__г.
Москва 2010
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Автор программы
Доктор психологических наук, профессор Семёнов Игорь Никитович, I_samenov@mail.ru
Требования к студентам (пререквизиты)
Требования к исходному уровню знаний и умений, которыми должен обладать студент, приступая к изучению данной дисциплины – знание истории, литературы, а также анатомии и физиологии (в объеме курса “Биология” для средней школы, включая знания строения человеческого организма, составляющих его органов и систем, процессов жизнедеятельности), знакомство с основными терминами и понятиями в области гуманитарного знания и общественных наук.
Аннотация
Психология – научная дисциплина, вскрывающая фундаментальные закономерности и всеобъемлющие механизмы внутреннего, субъективного мира человека и его поведения, трудовой деятельности, отношения к окружающему миру. Психология сочетает в себе фундаментальные (теоретические и экспериментальные) и прикладные аспекты, выявляющие детерминанты психической активности человека, способы психологического воздействия и психолого-педагогической коррекции поведения личности в различных, в т.ч. в профессиональных, экстремальных и учебных ситуациях.
Педагогика – научно-прикладная дисциплина, вскрывающая фундаментальные закономерности развития личности в процессе непрерывного образования (субъектами которого являются учащиеся и педагоги) и разрабатывающая способы и технологии обучения и воспитания человека, обеспечивая трансляцию и усвоение им ценностей, норм, знаний и достижений культуры в процессе социализации подрастающего поколения.
В основу курса положены представления о творческой природе человеческой психики, которая рассматривается как способ и своеобразный инструмент познания действительности, решения нестандартных задач и проблем человеческой деятельности, как механизм не только отражения, но и порождения действительности. Именно индивидуальное своеобразие и творческая активность человека является существенным ресурсом развития общества.
Предлагаемая Программа обучения раскрывает основные понятия и принципы психологической и педагогической науки, ее методологию и феноменологию, законы и правила, содержание внутреннего мира человека, особенности его поведения и деятельности, а также принципы, методы и технологии воспитания и обучения личности в процессе ее развития в современной системе общего и профессионального образования.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
№
|
Название темы
|
Всего часов по дисциплине
|
Аудиторные часы
|
Самостоятельная работа
|
Лекции
|
Сем. и практ. занятия
|
|
1
|
Психология и педагогика в современном человекознании: их объект, предмет, основные понятия и прикладное значение
|
10
|
2
|
0
|
3
|
2
|
История развития психологии и педагогики в их взаимодействии с другими науками
|
10
|
2
|
2
|
5
|
3
|
Человек как индивид, личность, субъект общения, труда и познания. Система познавательных процессов
|
10
|
2
|
2
|
5
|
4
|
Эмоции, потребности, мотивы, чувства и переживания личности как субъекта бытия, поведения и деятельности
|
10
|
2
|
0
|
5
|
5
|
Возрастное развитие человека, его способности, одаренность, профессиональная деятельность и творчество
|
10
|
2
|
2
|
3
|
6
|
Темперамент, характер, воля
И индивидуальность человека
|
10
|
0
|
2
|
5
|
7
|
Самосознание и рефлексия человека: его личностный и профессиональный рост
|
10
|
2
|
2
|
5
|
8
|
Общение в группе и взаимодействие в организациях: социальные роли, лидерство и управление
|
10
|
2
|
0
|
5
|
9
|
Педагогика как научно-практическая дисциплина, ее философские основы,
отрасли и методы
|
10
|
2
|
2
|
5
|
10
|
Социализация человека: роль
семьи и школы в образовании личности. Современные виды образовательных услуг
|
10
|
0
|
2
|
5
|
11
|
Воспитание в образовательном пространстве социума. Самовоспитание личности
|
10
|
2
|
0
|
5
|
12
|
Педагогический процесс и обучение как дидактическая система.
|
10
|
2
|
2
|
5
|
13
|
Система непрерывного личностно-ориентированного профессионального образования
|
10
|
2
|
2
|
5
|
14
|
Педагогика высшей школы и последипломного профессионального образования
|
10
|
0
|
2
|
5
|
|
Итого:
|
108
|
22
|
20
|
66
|
БАЗОВЫЙ УЧЕБНИК ИЛИ РИДЕР
1. Дружинин В.Н. Психология для экономических факультетов. СПб.- М.: 2000
2. Климов Е.А. Основы психологии. Практикум для вузов. М.: 1999
3. Психология и педагогика. М.: 2004
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ:
-
Текущий контроль: посещение семинаров;
-
Промежуточный контроль: контрольная работа;
-
Итоговый контроль: зачет;
-
Итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов:
Работа на семинарах
Контрольная работа
Зачет
Методика формирования результирующей оценки
-
При определении результирующей оценки Орез учитываются: оценка за семинар Осем, оценка за контрольную работу Ок.р., и оценка за зачет Озач.
-
Коэффициент (оценка относительной важности) имеет следующие значения: Wсем= 0,3; Wк.р.=0,3; Wзач=0,4.
-
Пример расчета:
Если у студента
|
Осем = 7
|
Ок.р =5
|
Озач =8
|
при коэффициентах
|
Wсем =0,3
|
Wк.р. = 0,3
|
Wзач =0,4
|
То в результате
округленно Орез = 7
|
Орез = Осем.* 0,3 + Ок.р. * 0,3 + Озач * 0,4
= 7*0,3 + 5*0,3 + 8*0,4 = 6,8
| -
В ведомость и зачетную книжку студента выставляется двойная оценка, например: «зачтено (7)».
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ТЕМА 1. ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА В СОВРЕМЕННОМ
ЧЕЛОВЕКОЗНАНИИ: ИХ ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ, ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ПРИКЛАДНОЕ ЗНАЧЕНИЕ
Различные значения термина “психология”. Общее представление о психике и ее изучении. Житейское и научное представление о психологии. Элементы психологических представлений о человеке в религиозных и философских воззрениях. Психология и естествознание. Психология и социальное познание. Психология и человекознание. Психология и общественная практика. Социализация человека и его творческая самореализация в профессиональной деятельности и в общественной сфере. Психология развития рефлексивно-творческого потенциала личности. Исследовательская и практическая психология.
Основная литература
Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М. Школа-Пресс. 1995
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М.1997
Годфруа Ж. Что такое психология. Т.1. М.,1992
Дружинин В.Н. Психология. Учебник для экономических вузов. Спб.-М.2000
Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М. Школа-Пресс. 1995
Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога. М. 1987
Шадриков В.Д. Введение в психологию. М.2001
Дополнительная литература
Болотова А.К., Макарова И.В., Прикладная психология. М.,2001
Генецинский В.И. Основы теоретической педагогики. СПб. 1992
Дубровина И.В. Психологическая служба. М.1998
Зинченко В.П. Психологические основы педагогики. М. Гардарики. 2002
Клемантович И.П. Основы социально-педагогической деятельности. М. 2004
Коптерев П.Ф. История русской педагогики. М. 1998
Рогов Е.И. Настльеая книга практического психолога в образовании. М. Владос.1996
Шадриков В.Д. Мир внутренней жизни человека. М.Логос. 2006
Тема 2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ
ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ.
Развитие психологических и педагогических представлений в процессе философского и научного познания человека. Эволюция предмета психологии: душа, сознание, психические функции и процессы, поведение, деятельность. Античная и средневековая психология души. Психология сознания Нового времени. Выделение психологии в самостоятельную науку. Психофизика и психофизиология. Психология народов и психолингвистика. Роль теории и эксперимента в становлении психологии как науки. Психология и биология. Психология и кибернетика. Психология и социология. Психология и педагогика. Психология и гуманитарные науки. Психология и культура. Педагогика и этика.
Проблемы и направления психологического обеспечения социальной практики здравоохранения, образования, управления. Медицинская психология и психотерапия. Возрастная и педагогическая психология.
Основная литература
Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. М. 1998
Дружинин В.Н. Психология. Учебник для экономических вузов. Спб.-М.2000
Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М. 1994
Васильев В.Л.Юридическая психология. СПб. 2000
Шадриков В.Д.Введение в психологию М.2001
Ярошевский М.Г. История психологии. М. 2003
Дополнительная литература
Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. М. 2000
Болотова А.К., Макарова И.В. Прикладная психология. М.2001
Грановская Р.М. Элементы практической психологии. Спб.1997
Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. М., 1994
Климов Е.А. Введение в психологию труда М.1985
Годфруа Ж. Что такое психология. Т.1. М.,1992
Семенов И.Н. Тенденции развития психологии мышления, рефлексии, познавательной активности. М.-Воронеж. 2000
Хэйес Н., Оррелл С. Введение в психологию. М. Эксмо. 2003
Квин В. Прикладная психология .М.-Спб. 2000
ТЕМА 3. ЧЕЛОВЕК КАК ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ, СУБЪЕКТ
ОБЩЕНИЯ, ТРУДА И ПОЗНАНИЯ. ПСИХОЛОГИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
Психология человека как субъекта общения, труда и познания. Человек как индивид и личность. Специфика психологического познания. Деятельность, сознание, познание. Специфически познавательные процессы: ощущение, восприятие, мышление. Универсальные психические процессы: память, внимание, воображение. Образ (представление) мира как условие деятельности. Восприятие и его основные свойства: апперцепция, предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность. Восприятие человека человеком. Память как сложный познавательный процесс. Запечатление, сохранение, воспроизведение прошлого опыта личности. Виды и закономерности мнемических процессов. Развитие памяти и мнемотехника. Виды, свойства и закономерности внимания. Внимание как умственное усилие. Контрольная функция внимания в процессе умственного действия. Внимание как самонаблюдение и как самопознание. Внимание как проявление направленности личности. Мышление как рациональная ступень познания, как отражение связей и зависимостей объектов окружающего мира. Обобщенный, опосредованный и абстрактный характер процессов мышления. Формально-логическая трактовка мышления: понятия, суждения и умозаключения как основные единицы мышления. Понятийное и проблемное мышление. Культурно-историческая природа мышления. Практическая деятельность как основа человеческого мышления. Виды мышления. Мышление и рефлексия.
Единство мышления и речи. Вторая сигнальная система и речь. Функции речи и ее виды. Развитие речи. Творческое (продуктивное) и репродуктивное (шаблонное) мышление. Анализ процесса мышления в условиях решения задачи. Зоны поиска вариантов решения. Создание, проверка гипотез и рефлексия результатов. Рациональное и интуитивное мышление. Творческое, креативное и эвристичесоке мышление. Мышление как способ присвоения и развития творческого опыта человечества. Воображение и творчество. Виды, свойства и закономерности воображения. Игровая деятельность как источник развития воображения в онтогенезе. Создание и освоение продуктов художественного творчества как способ культивирования воображения. Анализ воображения и фантазии как ключ к изучению творческой активности личности.
Основная литература
Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М.-Воронеж.1996
Годфруа Ж. Что такое психология. М.1992
Выготский Л.С. Психология. М.2000
Дружинин В.Н. Психология. Учебник для экономических вузов. Спб.-М.2000
Шадриков В.Д. Психология внутренней жизни человека. М. Логос. 2006
Дополнительная литература
Войтик И.М., Семенов И.Н. Оценка и развитие рефлексивного мышления. Новосибирск.2001
Пономарев Я.А. Психика и интуиция.М.1975
Пономарев Я.А. Психология творения. М.1999
Пономарев Я.А., Семенов И.Н. и др. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. М.1990
Розет И.М. Психология фантазии. Минск.1982
Халперн Д. Психология критического мышления. СПб. 2000
Мелоун С.А.Навыки мышления для менеджера М.1997
Тихомиров О.К. Психология мышления. М.1984
Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти.М.2000
Андреева Г.М. Психология социального познания. М.2000
Барабанщиков В.А. Системогенез чувственного восприятия. М.1999
ТЕМА 4. ЭМОЦИИ, ПОТРЕБНОСТИ, МОТИВЫ, ПЕРЕЖИВАНИЯ И ВОЛЯ ЛИЧНОСТИ КАК СУБЪЕКТА БЫТИЯ, ПОВЕДЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Эмоционально-потребностная сфера личности. Эмоции и чувства как отражение действительности. Сигнальная и регулятивная функция чувств и эмоций. Формы переживания чувств. Настроение. Стрессовое состояние и этапы его развития. Виды эмоциональных состояний и эмоциональных реакций. Понятие переживания и его типы. Эмоциональное предвосхищение и эмоциональное воображение. Саморегуляция эмоциональных состояний. Определение воли, критерии волевого поведения. Проблема свободы воли в философии и психологии. Волевой процесс и его этапы. Произвольность поведения как предпосылка волевой регуляции. Борьба мотивов, проблема выбора и принятия решений. Мотивационный конфликт как условие волевого действия. Волевая регуляция как преобразование (переосмысление) проблемных ситуаций. Воля и личность. Развитие воли и волевые привычки. Личность как субъект бытия. Личность как субъект деятельности, ее продукт и условие развития. Потребность индивида быть личностью. Идеальное бытие личности и феномен отраженной субъектности. Ответственное поведение как характеристика личности. Самосозидание личности в процессе ее социального творчества. Потребность в самоактуализации как источник саморазвития личности. Самореализация личности в деятельности и творчестве.
Основная литература
Дружинин В.Н. Психология. СПб. М. 2000
Изард К.Э. Психология эмоций. СПб.2000
Ильин В.Н.Психологи воли. М. 2000.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб. М. 2009
Дополнительная литература
Абульханова К.А. Время личности и время жизни. Спб.2000
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. 2000 (ридер)
Маслоу А. Психология бытия. М.1987
Первин Ж. Психология личности. М.2000
Реан А.А. Психология изучения личности. Спб. 2000
Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. М. 1998
Рудик П.А. Психология чувств. М. 1986
Тульчинский Г.Л. Разум, воля, успех. Л. 1990
Хекхаузен Х.Мотивация и деятельность. М.1986
Холл К., Линдсей Г. Теории личности. М.1999
Шадриков В.Д. Проблема системогенеза профессиональной деятельности.М.2006
ТЕМА 5. ВОЗРАСТНОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА, ЕГО СПОСОБНОСТИ, ОДАРЕННОСТЬ, ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ТВОРЧЕСТВО
Филогенез и онтогенез человека. Биологические предпосылки и социкулутрные факторы психического развития человека. Периодизация и особенности возрастного развития человека. Общие и специальные способности. Способности и их измерение. Способности и их задатки. Способности и развитие личности. Способности как родовые свойства человека и характеристики конкретной индивидуальности. Способности и способы деятельности. Развитие способностей и их диагностика. Высшие формы способностей: одаренность, талант, гениальность. Мастерство и профессионализм. Талант и творчество.
Основная литература
Дубровина И.В., Прихожан А.М., Зацепин В.В. М. Возратсная и педагогическая психология. Хрестоматия. М. Академия. 2000
Психология творчества: школа Я.А.Пономарева. М. ИП РАН. 2006
Кузин В.С. Психология. М. Высшая школа.1982
Немов Р.С. Практическая психология. М. Владос. 2001.
Хуторский А.В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. М. Владос. 2000
Дополнительная литература
Асмолов А.Г. Психология индивидуальности.М.1986
Климов Е.А. Человек в разнотипных профессиях. М. 1998
Купер К. Индивидуальные различия. М. 2000
Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников. М. 2000
Маркова А.К. Психология профессионализма . М. 1998
Пономарев Я.А., Семенов И.Н. и др. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. М.Наука. 1990
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.2009
Теплов Б.М. Избранные психологические труды. М.1985
Шадриков В.Д. Введение в психологию: способности. М. 2001
ТЕМА 6. ТЕМПЕРАМЕНТ, ХАРАКТЕР И ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА.
Темперамент как интегральное индивидуальное свойство человека. Темперамент как формально-динамическая сторона деятельности и врожденное чувство организма. Основные свойства нервной системы. Типы высшей нервной деятельности. Свойства темперамента. Индивидуальный стиль деятельности и когнитивные стили. Индивидуальные свойства личности и их проявление в поведении. Понятие характера. Структура характера. Деятельностная детерминация характера и его пластичность. Установка как единица анализа характера. Условия формирования характера. Генерализация мотивов как источник происхождения характера. Отношение личности к собственному характеру. Характер как система отношений человека к миру, другим людям, к самому себе. Характер и акцентуация личности. Защитные функции характера. Характер как индивидуальный жизненный стиль.
Основная литература
Дружинин В.Н. Психология. Учебник.Спб.-М.2000
Годфруа Ж. Что такое психология.М.1992
Симонов П.В. Темперамент, характер, личность. М. Наука. 1988
Левитов Н.Д. Психология характера. М.1984
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М. 2009
Дополнительная литература
Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. Спб.2001
Годфруа Ж. Что такое психология. М.1992
Купер К. Индивидуальные различия. М.2000
Мерлин В.С. Очерк интегрального изучения индивидуальности. М.1986
Теплов Б.М. Избранные психологические труды. М.1985
ТЕМА 7. САМОСОЗНАНИЕ И РЕФЛЕКСИЯ ЧЕЛОВЕКА,
ЕГО ЛИЧНОСТНЫЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РОСТ.
Сознание и самосознание. Самопознание и самоотношение. Самосознание и “образ Я”. Познавательный и эмоциональный аспекты “образа Я”. Я-идеальное и Я-реальное. Осознание собственных психических качеств как результат сравнения себя с другими людьми. Внутренний самодиалог и рефлексия. Типология и механизмы рефлексивных процессов. Роль рефлексии в самопознании и самосознании личности. Самооценка и самоуважение. Самосознание личности и жизненный путь. Развитие личности как преодоление жизненных проблем. Личностный рост и поиск смысла жизни. Самоопределение и самоактуализация личности. Препятствия на пути личностного роста и отклонения в личностном развитии. Психодиагностика и психокоррекция развития личности. Психоконсультирование и саморазвитие личности. Индивидуальная и групповая психотерапия личности. Профессиональная самореализация личности и ее карьерный рост.
Основная литература
Крылов А.А. Психология. Учебник. М.2000
Дружинин В.Н. Психология. Учебник. Спб.-М.2000
Семенов И.Н. Развитие психологии мышления, рефлексии и познавательной активности. М. – Воронеж. 2000
Дополнительная литература
Абульханова К.А. Психология и сознание личности. М.1999
Абульханова К.А. Время личности и время жизни. Спб.2000
Берн Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.1986
Нойман Э. Присхождение и развитие сознания. М.1998
Зинченко В.П.(ред.). Как построить свое Я? М.1991
Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека.М.1994
Рубинштейн С.Л.. Бытие и созннаие. Человек и мир. М. 1998
Спиркин А.Г. Сознание и самосознаие.М.1972
Фейдимен Дж., Фрейгер Р.Личность и личностный рост. М.1994
ТЕМА 8. ОБЩЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ГРУППАХ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В
ОРГАНИЗАЦИЯХ. СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ, ЛИДЕРСТВО И УПРАВЛЕНИЕ
Человек в системе социальных взаимодействий. Деятельностное опосредование общения. Личность и общение. Самообщение и самопознание личности. Межличностное общение. Виды общения. Формальное и неформальное общение. Система жизненных отношений. Понятие группы в психологии. Основные факторы образования группы. Механизмы и особенности развития личности в группе. Групповая динамика и групповое поведение личности. Группа и коллектив. Личность в организациях. Лидерство и руководство. Личность в системах управления.
Основная литература
Бодалев А.А. Психология о личности. М. МГУ. 1988
Крылов А.А. Психология. Учебник. М.2000
Дружинин В.Н. Психология. Учебник. Спб.-М.2000
Ольшанский В.Б. Психология – практикам: учителям, родителям и руководителям. М. Тривола. 1996. – 262 с.
Дополнительная литература
Болотова А.К., Макарова И.В. Прикладная психология. М.,2001
Донцов А.И. Психология коллектива. М.1984.
Кричевский Р.Л. Если Вы руководитель. М.1998
Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. М. 1991
Куницына В.И. и др. Межличностное общение. Спб.2001
Петровский А.В. Коллектив. Деятельность. Личность. М.1986
Свенцицкий А.Л. Психология управления организациями. Спб. 1999
ТЕМА 9. Педагогика как научно-практическая дисциплина,
ее философские основы, отрасли и технологии
Предмет педагогики как общественной науки. Роль образования в социализации личности и ее интеграции в современное общество. Конкретно-исторический характер педагогического идеала ми его содержание в современном Российском обществе. Противоречия между представлениями об идеале и реальностью его воплощения как движущая сила развития педагогики. Обучение и воспитание как составные разделы системы педагогического знания.
Структура педагогики и ее компоненты:
- относительно институтов образования: дошкольная педагогика, педагогика школы, вузовская педагогика;
- относительно возраста: педагогика детства, педагогика юности, андрагогика, герантогогика;
- относительно нарушений развития личности: сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика, пенитенциарная педагогика:
- относительно агентоа воспитания6 семейная педагогика, школьная педагогика, социальная педагогика;
- относительно видов деятельности: педагогика спорта, музыкальная педагогика, хореографическая педагогика,;
- относительно научного педагогического знания: теория воспитания, теория обучения, методология и методы педагогического исследования, педагогические технологии.
Педагогика как наука и как искусство. Педагог как носитель функций общества по отношению к подрастающему поколению. Роль педагога в трансляции знаний посредством обучения человека и в развитии личности посредством ее воспитания.
Основная литература
Багов В.П. и др. Управление интеллектуальным капиталом. Учебное пособие. М. 2006. -248 с.
Генецинский В.И. Основы теоретической педагогики. СПб. 1992
Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М. Школа-Пресс. 1995
Колесникова И.А. Педагогическая реальность в зеркале межпарадигмальной рефлексии. СПб. 1999
Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. СПб. 2002
Хрестоматия. Педагогика российского зарубежья /Сост. Е.Г. и О.Е. Осовские. М. МПСИ. 1996.
Дополнительная литература
Беляков С.А. Лекции по экономике образования. М. ГУ ВШЭ. 2002. – 338 с.
Дюков В.М., Семенов И.Н. Инновационная педагогика: модули инновационной компетентности и инновационной деятельности в образовательном учреждении. Красноярск. Универс. 2007
Зеер Э.Ф., Павлов А.М. Модернизация профессионально образования: компетентностный подход. Учебное пособие. М. МПСИ. 2005. – 216 с.
Колесникова И.А. , Титова Е.В. Педагогическое проектирование: Учебное пособие. М. Академия. 2005. - 256
Формирование общества, основанного на знаниях. Новые задачи высшей школы. М. Весь мир. 2003. – 232 с.
ТЕМА 10. Социализация человека: роль семьи и школы в образовании личности. Современные виды образовательных услуг
Педагог как носитель функций общества по отношению к подрастающему поколению. Роль педагогики в социализации подрастающего поколения посредством его образования. Роль педагога в трансляции знаний в процессе обучения человека и в развитии личности в процессе воспитания. Семья как ячейка общества и исходный микросоциум воспитания и обучения детей. Социальные институты социализации подрастающего поколения в процессе образования: основные (учреждения дошкольные, школьные, средне-профессиональные, вузовские, последипломного образования) и дополнительные учреждения (досуговые дворцы детского и юношеского творчества, спортивнотехнические школы РОСТО, учебно-профессиональные). Личностно-профессиональное самоопределение молодежи в современных социально-экономических условиях.
Основная литература
Зимняя А.А. Педагогическая психология. М.Логос. 2000
Кон И.С. Ребенок и общество. М. 1988
Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. М. 1985
Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Образование личности. М. 1994
Мудрик А.В. Социальная педагогика. М. 2000
Дополнительная литература
Зинченко В.П. Аффект и интеллект в образовании. М. Тривола. 1995
Клемантвич И.П. Защита семьи и детства. М. 2003
Мид М. Культура и мир детства. М. 1988
Никифоров Н.Д. Россия: цивилизация и воспитание на рубеже тысячелетий. М. 2000
Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб. 1999
ТЕМА 11.Воспитание личности в образовательном
пространстве социума. Самовоспитание индивидуальности
Воспитание как основная категория педагогики. Воспитание в широком значении – как социальное воздействие на человека всех компонентов окружающей социокульутрной среды. Воспитание в узком, специфическом значении – как целенаправленный процесс формирования личности в образовательном пространстве семьи, школы, вуза и других социальных институтов.
Философские параметры воспитания: бытие человека, сущность человека, индивидуальность человека. Ценности общества и их отражение в целях воспитания. Взаимосвязь общечеловеческих, конкретно-исторических, национальных, субституциональных ценностей воспитания. Трактовка воспитания как силы, способной преобразовать общество. Гуманистическое направление в теории воспитания. Современные проявления гуманистического подхода к воспитанию.
Законы воспитания: социальной справедливости и равенства в воспитании; свободы личности в воспитании; соответствия целей воспитания ценностям общества; соответствия содержания, форм и средств целям воспитания; передачи подрастающему поколению опыта старшего и предшествующих поколений; личностно-ориентированного подхода в воспитании4 направленности воспитания на активизацию саморазвития, самореализации, самовоспитания личности.
Основная литература
Битинас Б.П., Бочарова В.Г. и др. Социальное воспитание учащихся (основные теоретические положения). М. 1990
Кон И.С. В поисках себя. М. 1984
Мудрик В.А. Общение в процессе воспитания. М. 2001
Фокин Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество. Учебное пособие. М Академия. 2002.
Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. Рига.Эксперимен. 1997
Дополнительная литература
Гессен С.И. Загадки воспитания личности. М. 1998
Кон И.С. Ребенок и общество. М. 1998
Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети. М. 1994
Никифоров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. М. 2000
ТЕМА 12. Педагогический процесс и обучение как дидактическая система
Педагогический процесс как развивающееся взаимодействие его субъектов и как совокупность педагогических (воспитательных и дидактических) ситуаций. Единство обучения и воспитания как основополагающим компонентов педагогического процесса. Типы реагирования учащихся на педагогические воздействия: конструктивное, реконструктивное, индифферентное, конформное, негативное, деструктивное и их последствия для успешного развития личности в педагогическом процессе. Обратная связь посредством диагностики результатов педагогических воздействий и коррекция педагогического процесса.
Роль обучения в социокультурной трансляции знаний и присвоении учащимися социального опыта. Содержание образования как педагогически оформленного опыта человечества (науки, техники, искусства, практической деятельности производства, распределения, экономики и управления). Нормативные документы, определяющие содержание образования: законы, национальные проекты, учебные планы, учебные программы, учебники, учебные пособия, методические материалы. Методы обучения и педагогические технологии.
Обучение как дидактическая система. Общие принципы дидактики: словесные и наглядные методы и их взаимосвязь. Индуктивные и дедуктивные методы. Обучения. Проблемные и репродуктивные методы. Методы стимулирования и мотивации обучения. Методы контроля и самоконтроля. Формы организации учебного процесса: массовые, групповые, индивидуальные. Классно-урочные и лекционно-семинарские системы обучения.
Инновационные концепции, формы, методы, технологии современного обучения.
Основная литература
Борисова Г.В, Аветова Т.Ю., Косова Л.И. (ред.). Современные технологии обучения: методическое пособие по использованию инреактивных методов в обучении. СПб. Полиграф-С. 2002. – 324 с.
Пионова Р.С. Педагогика высшей школы. Учебное пособие. Минск. 2002
Талызина н.Ф. Педагогическая психология. Учебное пособие. М. 1998
Дополнительная литература
Маркова А.К., Орлов А.Б., ФридманЛ.М. мотивация учения и ее воспитание у школьников. М. 1983
Парслоу Э., Рэй М. Коучинг в обучении: практические методы и техники. СПб. Питер. 2003. – 204 с.
Ильясов И.И. Струкрура процесса учения. М. МГУ. 1986
Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. СПб. 2000
ТЕМА13. Система непрерывного личностно-ориентированного
профессионального образования
Гуманизация воспитания и гуманитаризация обучения как основные направления модернизации современного компьютеризированного среднего и высшего современного образования. Социокультурное проектирование личностно-ориентированного непрерывного профессионального образования. Основные ступени современного непрерывного образования: дошкольное, школьное, средне-профессиональное, высшее профессиональное, дополнительное последипломное. Дидактические принципы современного личностно-ориентированного образования: единство обучения и воспитания; создание субъект-субъектных отношений в процессе обучения; единство образования и самообразования личности; соответствие средств целям и задачам обучения; опора на имеющиеся знания (единство доступного и проблемного характера обучения); учет поколенческих, полововозрастных и индивидуальных особенностей личности учащихся в процессе обучения. Педагогическое общение как обмен информацией и эмпатией между воспитателем и воспитанником. Творческий характер преподавания и педагогического общения.
Основная литература
Кларин М.В., Семенов И.Н. (ред.). Гуманистические тенденции в развитии непрерывного образования взрослых в России и США. М. Институт педагогики РАО. 1995
Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.Логос. 1999
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М. Владос. 1996
Якиманская И.С. Технологии личностно-ориентированного образования. М. Логос. 2000
Дополнительная литература
Бодалев А.А., Жуков В.И. и др. (ред.). Психология и педагогика. Учебное пособие. М. 2002
Деркач А.А. Психология и педагогика высшей школы. М. 2005
Кириченко А.В. Современные психологические технологии влияния на личность в профессиональных целях. М. 2003
Попков В.А., Коржуев А.В. Теория и практика высшего профессионального образования. Учебное пособие. М. Академический проект. 2004. – 432 с.
ТЕМА 14. Педагогика высшей школы и
последипломного профессионального образования
Высшее и дополнительное (последипломное) профессиональное обучение как компоненты современного непрерывного личностно-ориентированного образования. Реализация в высшем профессиональном образовании принципов целостного педагогического процесса: ориентация на формирование целостных качеств личности учащихся ина проверку его результативности; приоритет воспитательных целей в педагогическом процессе; реализация всей полноты педагогических функций (воспитывающая, развивающая, обучающая, психотерапевтическая и др.); структруная полнота и завершенность педагогического процесса (от целеполагания через контроль к оценке результата и коррекции); творческая самодеятельность; динамическая смена ролей участников субъект-субъектных взаимодействий всех участников педагогического процесса; взаимосвязь всех институтов воспитания в педагогическом процессе. Разнообразие направлений воспитания. Содержание гражданского, трудового, нравственного,эстетического, физического правового, экономического, экологического и других направлений восптания в педагогическом процессе высшего и последипломного профессионлаьного образования. Массовые, групповые, коллективные и индивидуальные формы воспитания. Педагогическая этика, педагогический такт, педагогическая культура преподавателя в педагогическом процессе.
Основная литература
Гагарин А.В. Психология и педагогика высшей школы. Учебно-методический комплекс. М. РАГС. 2007
Деркач А.А. (ред.). Развитие профессионализма преподавателя высшей школы. Чебное пособие. М.РАГС. 2005
Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. Учебное пособие. М. 2002
Профессиональная педагогика: Учебник. М. Профобразование. 1997
Смирнов С.Д. Психология и педагогика высшего образования: от деятельности к личности. Учебное пособие. М. МГУ. 20О3
Дополнительная литература
Байденко В.И., Селезнева Н.А. (ред.). Образовательный стандарт высшей школы: сегодня и завтра. Монография. М. ИЦПКПС. 2001. – 206 с.
Васильев Ю.С. Экономика и организация управления вузом. Учебник. СПб. Лань. 2001 – 544 с.
Вербицкий А.А.Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М. Высшая школа. 1991
Клячко Т.Л. Стратегии адаптации высших учебных заведений: экономический и социологический аспекты. М. ГУ ВШЭ. 2002. – 324 с.
Змеев С.И. Андрагогика: основы теории и технологии обучения взрослых.
Петровский А.В. (ред.). Основы психологии и педагогики высшей школы. М.1986
Филиппов В.М. Управление в высшей школе: опыт, тенденции, перспективы. М. Логос. 2006. – 488с.
ТЕМАТИКА ЗАДАНИЙ ПО РАЗЛИЧНЫМ ФОРМАМ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ
Тематика контрольных работ:
Отличие психологического научного знания и житейского знания.
Прикладная психология: ее основные виды и задачи
Основные этапы развития психики
Психические процессы, свойства и состояния
Возникновение и специфика сознания
Субъект и объект познания в психологии
Основные принципы психологического познания
Естественно-научные основания психологии и психофизиология
Когнитивная психология
Математическая психология
Психологическая квалиметрия
Понятие о человеческом капитале
Проблема измерения человеческого капитала
Сферы профессиональной помощи психолога
Основные познавательные процессы и их роль в жизнедеятельности личности
Виды восприятия и его свойства
Виды памяти и ее свойства, развитие и тренировка
Внимание как психическое состояние, управление вниманием
Мышление как высший познавательный процесс
Понятийное мышление и его развитие
Проблемное мышление и этапы решения задачи
Творческое мышление и креативность личности
Роль рефлексии в мышлении
Виды творческой деятельности и ее особенности
Психологические особенности творчества
Функции и виды речи, роль речи в психическом развитии
Воображение, его виды и способы развития
Психологические процессы, состояния и отношения
Эмоции, чувства и переживания личности
Психологические особенности юности
Психология гендерных различий
Психологические особенности любви
Психология эмпатии и сопереживания
Простые и сложные волевые действия, воспитание воли
Задатки и способности, одаренность и гениальность
Темперамент и его виды
Характер и его формирование
Потребности и мотивы поведения
Самосознание и его развитие
Рефлексия и ее роль в мышлении и развитии личности
Личностный рост и самореализация человека
Проблемы психологического обеспечения государственной службы
Принципы психологического познания
Интеллектуальное поведение животных и человека
Субъект и объект познания в психологии
Проблема сознания в психологии
Условия рациональной работы памяти
Мышление как процесс переработки информации
Типология рефлексивных процессов
Стадии решения мыслительных задач
Воображение и его роль в развитии мышления
Особенности индивидуальности человека
Темперамент и индивидуальный стиль деятельности
Специфика и виды потребностей человека
Влияние мотивации на продуктивность деятельности
Представления о структуре личности в психологии
Самосознание и его роль в развитии личности
Защитные механизмы личности
Современная гуманистическая психология личности
Цели, виды и методы психотерапии
Жизненный путь и личностное самоопределение
Личностный рост и профессиональная самореализация
Социальные роли и поведение личности в группе
Профессиональная деятельность и деловое общение
Психология бизнеса и ее методы
Человеческий капитал: взаимодействие экономики и психологии
Зарубежные трактовки человеческого капитала.
Психология человеческого капитала
Психология лидерства и управления
Виды образовательных услуг в современном социуме
Роль педагогики в социализации человека
Гуманистическая психология и гуманизация образования
Интернет и компьютеризация образования
Воспитание и самовоспитание личности
Роль семьи в воспитании личности
Семейные конфликты и пути их разрешения
Личностная ориентация современного образования
Педагогика профессионального образования
Развитие личности и ее карьерный рост
Педагогика и акмеология научного обеспечения государственной службы
Роль психологии и педагогики в научном обеспечении бизнеса
Возрастные кризисы развития личности
Психология наркомании и ее психотерапия
Психолого-педагогические способы коррекции кризисов развития личности
Психология безопасности личности
Современные педагогические системы
Роль психологии и педагогики в научном обеспечении высшего образования
Педагогика последипломного образования
Педагогика высшего образования
Психологические особенности современного студенчества
Педагогика и психология саморазвития студента
Модернизация образования в свете Болонского процесса
Образовательная мобильность современного студенчества
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1. Психология как наука: объект и предмет психологии, ее прикладное значение
2.Этапы становления психологии как науки
3.Место психологии в системе наук и ее отрасли
4.Возникновение и развитие психики.
5.Человек как объект и субъект познания
6.Методологические и естественно-научные основы психологии
7.Основные методы психологии
8.Виды познавательных процессов. Ощущения и восприятие.
9. Психологическая структура деятельности
10.Память и ее роль в познании
11.Внимание и его виды
12.Мышление и воображение
13.Мышление как процесс решения задач и проблем
14.Развитие мышления и речи в онтогенезе
15.Роль рефлексии в процессе мышления
16.Личность как субъект бытия и деятельности
17.Индивидуальные особенности личности
18.Способности и одаренность
19.Эмоции, потребности и мотивы
20.Темперамент и его виды
21.Характер и воля
22.Самосознание личности
23.Самопознание человеком своего Я и личностный рост
24.Возрастное развитие человека
25.Личность и общение, поведение личности в группе
26.Предмет педагогики, ее место в системе наук
27.Основные понятия педагогики: социализация, образование, воспитание,
обучение, самовоспитание, самообразование
28.Воспитание, его цели, содержание, законы, методы
29. Развитие Я-концепции и самовоспитание
30.Педагогическое общение, его содержание, формы, стили
31.Семейная педагогика и семейное воспитание
32.Сущность, содержание, методы обучения
33. Принципы дидактики и формы организации обучения
34. Формирование человеческого капитала в образовании
34. Компьютеризация и гуманизация образования
36. Понятие о системе образования: ее особенности в России
37. Непрерывное образование и его ступени
38. Система профессионального образования
39. Педагогика высшей школы
40. Модернизация образования и Болонский процесс
Автор программы: _________________________________ /Семенов И.Н./
Поделитесь с Вашими друзьями: |