Психология и педагогика



Скачать 97,99 Kb.
Дата09.03.2016
Размер97,99 Kb.


Наименование

дисциплины



ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Курс

2

Семестр

3

Трудоемкость

2 ЗЕ, 72 ч (34 ч. ауд. зан.)

Виды занятий

ЛК, ПЗ

Формы аттестации

Зачёт.

Интерактивные формы обучения

Круглые столы, метод проектов, обучающие игры и др.

Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины являются формирование у студентов умения самостоятельно анализировать и интерпретировать личностные особенности, психические состояния и свойства как в отношении самого себя, так и других людей. Это необходимо для наилучшей психологической адаптации к условиям современного общества, повышения мобильности на рынке рабочей силы, решения проблем, возникающих в процессе межличностного общения и взаимодействия на предприятиях и в организациях различных форм собственности.

Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина относится к дисциплинам по выбору профиля, базируется на результатах изучения дисциплин гуманитарного и социально-экономического цикла, в том числе философии, русского языка и культуры речи, истории России, иностранного языка.

Основное содержание

Модуль 1. Структура психики.

Взаимоотношение духовного и телесного в человеке. Зона ближайшего развития и ведущая деятельность. Сензитивные периоды. Принципы – основа научных исследований. Исторический подход. Системный подход. Деятельностный подход.

Мотивационно-потребностная сфера человека. Иерархия потребностей. Мозг и психика. Когнитивные теории мотивации. Внутренний мир и состояния сознания. Сущность сознания и его взаимоотношение с бессознательным. Психика и организм.

Общая характеристика внимания. Определение и функции внимания. Виды внимания. Основные свойства внимания. Индивидуальные особенности внимания. Расстройства внимания. Общая характеристика и классификация ощущений и восприятий. Теория внимания П.Я.Гальперина.

Общая характеристика памяти. Психологические теории памяти. Классификация видов памяти. Причины забывания. Индивидуальные особенности памяти. Условия эффективности памяти. Индивидуальные особенности.

Мышление как психологический феномен. Общая характеристика мышления. Мышление и речь. Основные этапы мыслительных процессов. Виды мышления. Индивидуальные особенности мышления. Формы логического мышления.

Общая характеристика эмоций и чувств. Основные формы переживания чувств. Индивидуальные особенности эмоций. Волевой акт и его структура.

Общая характеристика высших чувств. Классификация высших чувств. Личность и чувства.

Проблемы любви через века, эпохи, культуры. Природа любви. Дисгармония любви. Любовь и влюбленность. Трагичность любви. Смысл любви.

Модуль 2. Общее и индивидуальное в психике.

Общая характеристика личности. Индивид. Личность. Индивидуальность. Психологические теории личности З.Фрейда, А.Адлера, К.Левина, А.Маслоу, К.Роджерса, Б.Г.Ананьева, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна. Психологическая структура личности. Направленность и мотивация.

Психологические теории личности А.Адлера, К.Левина, А.Маслоу. Самооценка личности

Уровень притязаний. Основные виды уровней притязаний. Основные функции самооценки. Механизмы формирования самооценки. Влияние самооценки на деятельность личности.

Темперамент личности

История развития учения о темпераменте. Физиологические основы темперамента (Кречмер, Шелдон). Психологическое содержание темперамента. Темперамент и деятельность человека.

Характер. Акцентуация характера

Понятие о характере. Специфика характера. Свойства характера. Индивидуальные особенности характера.

Способности личности. Общая характеристика способностей. Структура способностей. Задатки — природные предпосылки способностей. Талант, его происхождение и структура. Формирование способностей. Способности и обучение в школе, в вузе.

Межличностные отношения в группах и коллективах.

Уровни, правила, способы построения психологических характеристик. Общая характеристика групп и коллективов. Значение групп для личности. Классификация групп. Лидерство и руководство в группах. Механизмы групповой дифференциации и интеграции. Личность в системе коллективных отношений.

Психологические конфликты.

Общая характеристика конфликтов. Предпосылки конфликта. Конфликтно-опасные ситуации. Развитие конфликта. Основные пути преодоления конфликтов. Общение, конфликты и их разрешение.

Модуль 3. Ценности и цели образования.

Образование как единство обучения, воспитания и развития

Смысл человеческого бытия и ценности образования. Образование – всеобщая форма развития личности и общества. Созидание человеком образа мира в себе самом. Философские и психологические концепции образования.

Проблема таксономии образовательных целей. Идея непрерывного образования, его цели, содержание, структура.

Современные стратегии и модели образования

Структура педагогической науки. Основные категории педагогики. Функционально-ориентированная и личностно-ориентированная стратегии развития образования. Основные модели образования: традиционная, культурно-ориентированная, личностно-деятельностная. Критерии выбора содержания образования и адекватных моделей его усвоения обучающимися.



Теория развивающего обучения

Развивающее обучение Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова. Основные постулаты личностно-ориентированного образования. Становление гуманистической педагогики в России.

Сравнительные характеристики с теорией поэтапного обучения по формированию умственных действий (П.Я.Гальперин), и с технологией контекстного обучения (А.А.Вербицкий).

Проблема типологии современных педагогических технологий

Проблемно-поисковые и коммуникативные технологии. Анализ производственных ситуаций, имитационное моделирование, игровые технологии. Применение деловых, организационно-деятельностных и инновационных игр в организациях.

Понятия «педагогическая технология», «методика», «методы», «средства», «форма».

Средства и методы педагогического воздействия на личность

Разнообразие методов учебно-воспитательного процесса. Убеждение. Беседа. Лекция. Диспут. Педагогические требования к применению методов убеждения. Методы стимулирования.

Репродуктивные методы обучения. Продуктивные методы обучения.

Психология и педагогика общения

Общение как психолого-педагогическая проблема. Виды речевой деятельности. Способность к общению. Общение и принятие группового решения. Развитие общения в процессе обучения. Общение как средство передачи форм культуры, социального и профессионального опыта, педагогического сотрудничества. Диалогическая природа общения преподавателя и обучающихся в личностно-ориентированной педагогике.



Стили общения и руководства

Особенности авторитарного (монологического), демократического (диалогического), комформного (попустительского) стилей общения и руководства, их влияние на развитие познавательной активности, общего и профессионального развития студентов. Педагогические конфликты, способы их предупреждения и разрешения.

Требования к личности современного преподавателя.

Профессионализм деятельности как психолого-педагогическая проблема

Структура личности. Педагогическая направленность. Педагогические способности. Педагогическое самосознание и его составляющие. Педагогическое мастерство. Педагогическое творчество. Педагогическая этика. Индивидуальный стиль деятельности преподавателя.

Синдром профессионального выгорания.

Теоретические основы и сущность процесса обучения

Общие понятия о процессе обучения. Процесс обучения и процесс научного познания. Психологические и естественнонаучные основы познавательной деятельности. Этапы познавательной деятельности учащегося и студента в процессе обучения.

Проблема выбора форм организации обучения, адекватных его целям и содержанию.

Культура умственного труда

Умение учиться: слушание, чтение, понимание, говорение и письмо, ведение конспектов, записей, подготовка текстов устных выступлений, рефератов, докладов, выпускных и дипломных работ. Особенности учебных, научных, научно-популярных, художественных текстов и основы рациональной работы с ними. Взаимосвязь умственной, эмоциональной и двигательной активности. Основы организации правильного режима труда, питания и физических занятий. Особенности организации умственного труда с использованием компьютера.

Влияние умственных нагрузок, зачетов и экзаменов на появление у обучающихся информационных неврозов, нервного переутомления и психоэмоционального перенапряжения.

Основы проектирования учебно-воспитательных ситуаций

Виды учебно-воспитательных ситуаций и формы их организации. Этапы проектирования: анализ ситуации и учет особенностей контингента учащихся, целеполагание, выделение древа проблем, построение системы понятий, отбор и структурирование информации, выбор технологии, организация совместной деятельности обучающего и обучающегося. Психолого-педагогические основы саморазвития и самовоспитания. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности.

Психологические отличия учебной оценки и отметки. Содержание, формы, методы и виды контроля усвоения знаний, умений в процессе обучения (текущий, рубежный, итоговый). Психолого-педагогические особенности и проблемы проведения контрольных процедур. Рейтинговая система оценки достижений обучающихся. Понятие личностно-ориентированного контроля знаний. Контроль готовности к деятельности студента.

Педагогическое тестирование, преимущества и недостатки тестового контроля знаний.

Новые тенденции и перспективы в развитии образования в России.

Образовательная система России. Перспективы ее развития и проблема поиска «своего» пути. Новое педагогическое мышление. Педагогика сотрудничества в школе.

Психолого-педагогическая служба в системе образования

Методологические основы психолого-педагогического консультирования. Особенности использования психолого-педагогической информации для организации оптимальной работы вуза и адаптации молодых специалистов в профессиональном пространстве.



Психолого-педагогические особенности прохождения аттестации

Понятие аттестации в психологии и педагогике. Основы подготовки резюме кандидата на должность. Основы тактики работы с клиентом. Имидж и успех.



Формируемые компетенции

Готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе, знанием принципов и методов организации и управления малыми коллективами, способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и нести за них ответственность (ОК-5);

Способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7).




Образовательные результаты

Знания: основных закономерностей формирования психики и личности человека, взаимодействия личности и общества, особенностей этих процессов в современном российском обществе;

Умения: проводить анализ психических процессов, психических состояний и психических свойств личности, ситуаций межличностного общения, поведения человека в социально значимых ситуациях

Владения: навыками саморегуляции поведения, выбора адекватной стратегии и тактики поведения в социально значимых ситуациях.

Взаимосвязь дисциплины с профессиональной деятельностью выпускника

Образовательные результаты, формирующие представления об особенностях развития психики человека обеспечивают решение выпускником задач успешной адаптации на рынке труда, выстраивания конструктивных отношений с другими людьми на основе формирования адекватной самооценки, самореализации и самоактуализации личности.

Ответственная кафедра

Кафедра философии

Составители

Подписи

Канд. психол. наук, доцент Клейман М.Б.




Канд. педаг. наук, доцент Торшинин М.Е.




Дата

05.02.2014 г.

Каталог: files -> edu -> Annot
edu -> Федеральное государственное бюджетное
edu -> Рабочая программа дисциплины Педагогика высшей школы Направление подготовки 030100 Философия
edu -> Программа производственной практики (психолого-педагогическая в дошкольных учреждениях)
edu -> Рабочая программа дисциплины Моделирование экономического роста Направление подготовки Экономика Профиль подготовки
edu -> Рабочая программа дисциплины Управленческая экономика Направление магистерской программы 080200 Менеджмент Профиль
edu -> Рабочая программа дисциплины Физиология физического воспитания и спорта Направление подготовки
edu -> Создание образовательной развивающей среды для одаренных детей
edu -> Рабочая программа дисциплины Введение в специальность Направление подготовки
edu -> Рабочая программа дисциплины Социальная психология Направление подготовки 050400 -психолого-педагогическое образование
Annot -> Аннотация дисциплины «Иностранный язык»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница