Психология цвета. Влияние цвета на психоэмоциональное состояние человека



Скачать 283.31 Kb.
Дата27.05.2016
Размер283.31 Kb.


ЧАСТНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА «РОСИНКА»

Западного округа города Москвы

ПСИХОЛОГИЯ ЦВЕТА. ВЛИЯНИЕ ЦВЕТА НА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА.
Проектная работа

Автор работы:

Латыпов Дамир,

8класс

Руководитель:

Никитина Ольга Николаевна,

педагог-психолог

Москва

2015

Оглавление


Введение

3

Глава 1. Цвет в нашей жизни. Взаимосвязь цвета и психоэмоциональное состояние человека.

5

1.1 Наука о цвете. Психофизиологические механизмы восприятия цвета.

5

1.2. Изучение цветовой диагностики Люшера.

7

1.3. Влияние цвета на настроение и психоэмоциональное состояние здоровья человека.

10

Выводы по 1 главе

13

Глава 2. Исследование воздействия цветовой гаммы на организм человека.

14

2.1. Организация и методы исследования воздействия цвета на организм человека.

14

2.2. Описание результатов исследования индивидуальных предпочтений школьников в цветовой гамме.

16

2.3. Описание буклета «Влияние цвета на настроение и здоровье человека»

21

Выводы по 2 главе

22

Заключение

23

Список источников информации

25

Приложения

26

Приложения 1 Таблица №1. Результаты анкетирования.

26

Приложения 2Анкета

27


Введение
Данная работа посвящена теме влияния цвета на психику человека. Это исследование лежит в области психологии, физиологии, здоровье человека и посвящено изучению влияния цветовых гамм на человека его эмоционального состояния и его предпочтений.

Проблема исследования заключается в том, что люди мало знают о влиянии цвета, о влиянии различных цветов на психофизиологическое здоровье, на эмоции и настроение человека. В своей жизни он постоянно встречается с цветом: в природе, в помещении, в одежде которую носит и меняет достаточно часто, но не задумывается о том, почему он выбирает тот или иной цвет в комнате, в одежде…



С научной точки зрения, актуальность данной работы состоит в том, что процесс влияния цвета на эмоциональное состояние человека доказано многими учеными и определена взаимосвязь между эмоциональным состояниям человека и выбором им определенных цветов в качестве предпочитаемых.

С социальной точки зрения, актуальность заключается в заинтересованности темой не только у меня как автора работы, но и одноклассниками моего класса, а так же есть возможность ознакомить учащихся нашей школы с психологией цвета.

Для меня лично работа актуальна тем, что знания о влиянии цвета способствует укреплению эмоционального фона, позволит повлиять на поведение человека.

Учебное исследование реализуется в предметных рамках психологии и физиологии, здоровье человека.



Объект исследования: влияние цвета на человека.

Предмет исследования: процесс влияния цвета на психоэмоциональное состояние людей, на которое можно оказывать влияние.

Гипотеза исследования: цвет оказывает воздействие на людей для этого, возможно выявить особенности влияния цвета на человека и необходимо знать особенности цветового спектра.

Знания особенностей цветового спектра позволяет определить характер воздействия цвета на человека.

На основании выше изложенного мы ставим перед собой следующую цель: Изучить влияние цвета на психику человека, настроение, самочувствие и как следствие на эмоциональное состояние.

Для реализации поставленной цели, нами были выдвинуты следующие задачи:



  • Изучение теоретических источников по проблеме влияния цвета на человека. Исследование цветовой методики Люшера.

  • Выявить психофизиологические механизмы восприятия цвета.

  • Рассмотреть роль цвета в жизни людей.

  • Раскрыть связь цвета с эмоциями, характером, с состоянием здоровья.

  • Показать закономерность влияния цвета.

В исследовании были использованы следующие методы:

Теоретические:

  • определение понятий;

  • анализ и синтез.

Эмпирические:

  • анкетирование;

  • наблюдение.

Практическая значимость данной работы определяется тем, что полученные знания и полученные результаты практической части нашего исследования о влиянии цвета на настроение и поведение человека, а, следовательно, на здоровье человека мы будем использовать на занятиях по психологии, классных часах, где ознакомим учащихся школы «Росинка» с информацией в виде рекомендаций.
Глава 1. Цвет в нашей жизни. Взаимосвязь цвета и психики человека

1.1 Наука о цвете. Психофизиологические механизмы восприятия цвета.
С самого рождения нас окружает цвет. Он оказывает на наш организм, нервную систему и психику непосредственное влияние, гармонично настраивая его с окружающим миром и природой. Цвет оказывает мощное воздействие на формирование психофизиологического статуса организма человека.

Проблема цветового влияния на человека является одной из центральных проблем при изучении взаимосвязей между цветом и психикой. Среди изученных всевозможных цветов каждый человек может найти свой любимый цвет, но каждый цвет содержит целую гамму оттенков. Наиболее часто в этом качестве используются так называемые «основные цвета», к которым, обычно, относят белый, черный, красный, синий, зеленый, желтый и фиолетовый.

Цветовая гамма имеет древнейшее происхождение, возникнув в те времена, когда человек научился добывать, и использовать природные краски. С тех пор цветовой спектр прошел большой путь, где человек приглядывался к природе, выявлял для себя те цвета, которые для него наиболее благоприятны. Цвет для человека это жизнь, настроение, осознание себя частью этой природы, ведь если бы мы жили только в одном цвете, наверно человек не смог бы прожить и дня. Мир без красок представляется нам тусклым, безжизненным можно сказать даже мертвым. Много ученых и психологов изучали влияние цвета. Множество цветов по-разному влияют на человека, вызывая угнетение или возбуждение нервно-психических процессов в организме, действуя на ощущения, восприятие окружающих нас предметов, влияя на поведение, эмоции, мышление, сознание и подсознание.

Основоположником психологии цвета является Гете, создавший обширный труд «Учение о цвете», актуальный и в наше время.

На основе исследований, практическим образом доказывающих объективное влияние цветов на человека: изменения нервно-психических процессов в организме, под воздействием различных цветов и их оттенков, влияние на ощущения и восприятие, поведение, эмоции и мышление, сознание и подсознание, были созданы цветодиагностические методики Кеттела, Люшера. Опираться в своей работе мы будем на диагностику Люшера, о которой я уже слышал на уроке психологии.

Макс Люшер-швейцарский психолог, разработавший в конце 1940-х годов создавшего широко известный в практике психодиагностики цветовой тест, относящийся к высокоэффективным проективным методикам1 и предназначенный для изучения эмоционального состояния личности и ее адаптации к различным социально-психологическим ситуациям. [7, с. 681]. Эта методика почти полвека успешно используется десятками тысяч педагогов, психологов во всех странах мира. Она применяется в изучении особенностей психологии в различных областях.


1Проективные методики (от лат. projectio-выбрасывание вперед) – это один из методов психодиагностики, группы методик, предназначенных для диагностики личности, для которых характерен глобальный подход к оценке личности, а не выявление отдельных ее черт.

1.2. Изучение цветовой диагностики Люшера.
Цветовая диагностика Макса Люшера основана на том, что выбор цвета отражает направленность человека на определенную деятельность, настроение и его психофизиологическое настроение. Методика Люшера характерна тем, что может за короткое время (время проведения - меньше 10 мин) дать глубокую и обширную характеристику его психофизиологического состояния. Она позволяет измерить психофизиологическое состояние человека, его стрессоустойчивость2, активность и коммуникативные способности. Тест Люшера позволяет определить причины психологического стресса, который может привести к появлению физиологических симптомов.

После изучения диагностики мы выявили преимущества. Каждый из восьми цветов тщательно подбирался по своему специальному психологическому и физиологическому значению. Эти цвета подбирались не за один год, а в течение нескольких лет производились предварительные опыты более четырех тысяч оттенков цветов. В нашей работе мы изучили, и будем использовать в дальнейшем сокращенный тест, состоящий из 8 цветового ряда, но в полном варианте он представлен с помощью 73 цветовых таблиц.


Характеристика цветов включает в себя 4 основных и 4 дополнительных цвета.

Основные цвета: Синий - "Эмоциональная глубина", является концентрическим, объединяющим, чувствительным, задумчивым, соединяющим; символизирует - покой, удовлетворение, нежность, любовь и склонность;

2. Стрессоустойчивость - совокупность личностных качеств, позволяющих человеку переносить значительные интеллектуальные, волевые эмоциональные нагрузки, связанный с особенностями профессиональной деятельности, без вредных последствий для своего здоровья.

Сине-зеленый - "Волевое усилие", является концентрическим, автономным, оборонительным, предохранительным, владеющим, настойчивым; символизирует - самоутверждение, самоуверенность, терпение, самооценка;

оранжево-красный - "Ударная сила воли", является эксцентрическим, автономным, наступательным, моторным, завоевательным, влияющим; символизирует - желание, возбуждение, агрессивность;

Светло-желтый - "Живость чувств", является эксцентрическим, гетерономным, ожидающим, способствующим расцвету, надеющимся, ищущим; символизирует - изменение, стремление к общению, экспансивность, веселость. [3, с. 120].

"Дополнительные цвета: фиолетовый; коричневый; черный; серый.


Цветовой тест Люшера основан на предположении о том, что выбор цвета отражает нередко направленность человека на определенную деятельность. Разработан тест был Максом Люшером, а первая редакция теста опубликована в 1948 году. Известен также под названиями «Восьмицветовой тест Люшера». Он позволяет определить причины психологического стресса, который может привести к появлению физиологических симптомов. Изучив тест Люшера, по ответам можно определить психологическое состояние испытуемого, выявить его активность, стрессоустойчивость и коммуникативные способности, главным достоинством теста стала способность благодаря его использованию выявить причины стресса, приводящие к возникновению реальных физиологических симптомов. [1, с. 201].

ОСНОВНЫЕ ЦВЕТА И ИХ СИМВОЛИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ


1 — синий цвет. Символизирует спокойствие, удовлетворенность, нежность и привязанность.

2 — зеленый цвет. Символизирует настойчивость, самоуверенность, упрямство, самоуважение.

3 — красный цвет. Символизирует силу воли, активность, агрессивность, наступательность, властность, сексуальность.

4 — желтый цвет. Символизирует активность, стремление к общению, любознательность, оригинальность, веселость, честолюбие.

Так как четыре основных цвета символизируют основные психологические потребности, они имеют особое значение. И если тест выполняет здоровый, уравновешенный человек, который свободен от конфликтов и подавленности, то 4 основных цвета должны занимать первые пять позиций.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦВЕТА И ИХ СИМВОЛИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ


5 — фиолетовый;

6 — коричневый;

7 — черный;

8 — серый

Эти цвета символизируют негативные тенденции: тревожность, стресс, страх, огорчение. Например: черный — это отрицание цвета, а серый совершенно нейтрален и бесцветен. Фиолетовый — это сочетание синего и красного, а коричневый — сочетание оранжево-красного и черного, что дает в результате темноватый и довольно безжизненный цвет. Ни коричневый, ни фиолетовый цвета не являются психологическими первоэлементами, и они были включены в тест после большого числа проб и ошибок. [3, с. 97].

Но на практике часто выделяются и перемещаются к началу ряда за счет одного или нескольких основных цветов. Еще одна причина, по которой дополнительные цвета были включены в тест,— увеличение общей полезности теста.



1.3. Влияние цвета на настроение и психоэмоциональное состояние здоровья человека.
Задумывались ли Вы, почему человек выбирает одежду определённой цветовой гаммы или предметы, которыми он пользуется? Как каждый человек чувствует себя в том, или ином цвете? Предпочтения в одежде, в цвете интерьера, который каждый выбирает, могут рассказать много интересного о черте характера и даже о состоянии психофизиологического здоровья. Язык цвета универсален, он воспринимается одинаково независимо от национальной принадлежности и культуры, разных профессий, интересов.

Цветовые воздействия играют немаловажную роль в жизни человека: цвет может повлиять на принятие решения, изменить настроение. Под воздействием определённого цвета может подняться давление или пропасть или повыситься аппетит. Мы не акцентируем внимание на цвете в повседневной жизни, и всю важность его воздействия понимаем только при отсутствии красок: например, в пасмурный, дождливый день мы чувствуем снижение настроения, энергетики, подавленность, и окружающий мир нам кажется неприветливым.

Цвет пробуждает в нас бессознательную реакцию, которая может различаться в зависимости от личных особенностей человека. Цвет, которому мы отдаём предпочтение в определённый момент жизни, может много поведать о нас самих: о наших проблемах, страхах, стремлениях. Даже у маленьких детей есть свои любимые цвета: это легко определить по тому, с какими игрушками малыши чаще всего играют. В большинстве случаев – это красный цвет.

У любителей белого цвета хорошо развито воображение, они мечтательны.

Любители розового цвета натуры романтичные, тонкие. Насилие в любой форме для них совершенно неприемлемо. Розовые цвета предпочитают люди, всю жизнь пребывающие в мире грёз, сказок и чудес. Они любят комфорт и домашний уют.

Почитатели красного цвета – люди властолюбивые, всю жизнь стремящиеся к лидерству. Любители красного желают, чтобы их эмоциональная жизнь стала более интенсивной. Агрессия - проблема таких людей.



Голубой цвет предпочитают путешественники, учёные, религиозные деятели. Впечатлительные натуры, привязчивые, верные, но легко впадающие в уныние в минуты неудач.

Синий цвет рассудительных и самоуверенных людей, однако, им присуща некоторая ранимость, особенно заметная в тех случаях, когда их пытаются обмануть. Поклонники синего цвета люди мягкосердечные, не остающиеся равнодушными к горестям других.

Уравновешенностью, обстоятельностью, тягой к знаниям обладают те, кто отдает предпочтение к коричневому цвету. Как правило, их отличают строгость и бережливость. Коричневый – цвет зрелого возраста и продуманных решений.

Творческие личности тяготеют к серым тонам. Этот цвет считается очищающим. Предпочитающие серый цвет сознательно отгораживаются от внешних воздействий, чтобы сохранить внутренний покой.

Зелёный цвет выбирают люди, склонные уходить в себя. Это люди сердечные, благородные, и по большей своей части, являющиеся хорошими родителями и друзьями.

Жёлтый – цвет разумного начала и оптимизма. Поклонники жёлтого цвета люди весёлые. Жёлтый цвет отличает оригинальную, с богатой фантазией, творческую и склонную к идеализму личность, выдаёт стремление к независимости и надежду на счастливую жизнь.

Любителям фиолетового цвета присущ дух творчества. Большое значение он придаёт всему необычному и нетрадиционному.

На основе таких цветовых методик возникло такое направление как цветотерапия. Цветотерапия – это медицинское направление, использующее воздействие цветовой гаммы на психоэмоциональное состояние человека, на его самочувствие.

Рассмотрим влияние на психоэмоциональное и физическое состояние человека отдельных цветов на человека.



Влияние цветов.

Ярко-красный цвет увеличивает частоту пульса, дыхания, артериальное давление, заряжает энергией, оказывает оживляющее действие и разогревает. Он укрепляет сердце и систему кровообращения.

Розовый дарит ощущение лёгкости, счастья, нежности. Часто ассоциируется с обонятельными ощущениями.

Оранжевый вызывает чувство радости и благополучия, пробуждает радость жизни и веселье. Помогает при депрессиях, апатии и потере аппетита.

Жёлтый – самый оптимистичный цвет, он создает веселое, приподнятое настроение, помогает сконцентрировать внимание. Улучшает настроение, положительно влияет на нервную систему и внутренние органы.

Зелёный действует освежающе, успокаивающе. Оказывает мощный антистрессовый эффект, так как успокаивает нервы, устраняет состояние переутомления, усталости.

Синий цвет вызывает ощущение прохлады и успокаивает, причём в большей степени, чем зелёный. Он уменьшает воспаление и помогает при нарушениях сна, а так же при головных болях.

Фиолетовый оказывает расслабляющее воздействие на психику. Фиолетовые тона способствуют лучшей концентрации внимания, заметно снижают психическое напряжение. [3, с. 141].

Создается впечатление, что человеческая психика, следуя вдоль спектра от красного к фиолетовому, проходит всю гамму эмоций.



Выводы по 1 главе

В наше время многие слышали о воздействии цветовой гаммы на психоэмоциональное состояние человека. Верно подобранные цвета, помогают решить множество проблем. В повседневной жизни мы постоянно встречаемся с цветами, а некоторые люди, использующие цвета в своей работе, изучив основы влияния цветов на психическое состояние человека, умело пользуются для своей выгоды. Так, грамотный выбор сочетаний цветов дает возможность рестораторам привлекать клиентов, дизайнерам создавать правильные оттенки способствуют созданию уютных интерьеров комнат, рекламодателям привлекать внимание к товарам, а, следовательно, успешно продавать их. Для психологической помощи людям, в подборе кадров психологи применяют тест Люшера. Методика выявляет не только осознанное, субъективное отношение человека к цветовым эталонам, но в основном его неосознанные реакции, что позволяет считать метод глубинным, проективным. Его преимущество перед многими другими личностными тестами в том, что он лишен общих основ и не провоцирует (в отличие от большинства других тестов) реакций защитного характера.



Глава 2. Исследование воздействия цветовой гаммы на организм человека

2.1. Организация и методы исследования воздействия цвета на организм человека
В нашей работе мы выяснили, как влияет цвет на настроение и психофизиологическое состояние человека. Нами были поставлены следующие практические задачи исследования:

  1. Применить методику Люшера, с целью выявления влияния цвета на настроение и психофизиологическое состояние школьников.

  2. Провести анкетирование. Определить индивидуальные предпочтения школьников в цветовой гамме.

  3. Составить рекомендации для школьников.

Исследование проводили на базе ЧУ ОО СОШ «Росинка», участниками которого были обучающиеся средней школы.

Для проведения исследования выбраны определенные методы и методики:



  • Провели анкетирование с целью выявления предпочтений в цветовой гамме;

  • Обработка и синтез полученных результатов;

  • Наблюдение за школьниками, как влияет цвет на их настроение во время проведения теста Люшера;

Определена последовательность действий:

  1. Выявить наиболее подходящие вопросы для анкетирования, опираясь на цветовой тест Люшера;

  2. Проведение анкетирования;

  3. Обработка полученных данных;

  4. Сопоставление с полученными результатами теста Люшера;

  5. Внесение полученных результатов исследования в соответствующие формы записей.

  6. Схематическое, графическое, иллюстративное представление результатов (подготовка приложений);

  7. Написание выводов по 2 главе.

В результате первичной обработки и анализа результатов исследования будут разработаны рекомендациями по цветовой гамме и влияния цвета на настроение и психофизиологическое состояние человека.

В процессе апробации результатов исследования будут даны рекомендации и написаны выводы по результатам исследования.



2.2. Описание результатов исследования индивидуальных предпочтений школьников в цветовой гамме.
В процессе исследования было проведено анкетирование, с целью выяснить знают ли обучающиеся нашей школы о цветовом тесте М.Люшера и о том, как влияет цвет на нас в нашей жизни. Как может цветовая гамма находящаяся вокруг нас повлиять на наше здоровье. В анкетировании участвовало 15 человек из разных классов, которые с удовольствием и интересом приняли участие в исследовании. Анкета включала 13 вопросов. По результатам анкетирования в первом вопросе мы определили, что наши респонденты в большинстве не знают о М.Люшере и о его тесте.

При анализе вопроса №1 о знании цветового теста 73% респондентов ответили отрицательно, а 27% ответили положительно, что они знают и слышали про этот тест.

При анализе вопроса №2 нас интересовал термин Цветовая Психология. 60 % наших респондентов не знакомы с такой терминологией, а 40 % респондентов знают его значение.

При анализе вопроса №3 о воздействии цветовой гаммы на здоровье человека, и оказалось, что об этом знают 60%, а 40% не догадываются о его влиянии.

В ответах на пятый вопрос мы выясняли, как именно влияет цвет на людей. Многие отвечали, что цвет влияет на них положительно, а таких оказалось 5 человек, что составляет 33%, измениться настроение 5 человек - 33%, успокаивает 4 человека – 27%, и только 1 человек ответил отрицательно - это 7 %.

Изучая цвета, мы выяснили, что цвет – это то, что привносит разнообразие в нашу жизнь. Существование в бесцветном мире было бы таким же тусклым, как и возможность на протяжении всей жизни испытывать лишь какую- то одну эмоцию, а значит эти два понятия, взаимосвязаны. Влияние цвета на организм человека в целом состоит из огромного количества факторов воздействия, которые мы и рассматривали далее в седьмом вопросе.

Любимые цвета назывались многие и часто повторялись, например: розовый, синий, желтый, зеленый… Чаще отвечали, что любимые цвета - это цвета светлых тонов, что составило 60%, а 40% оказались цвета темных тонов, а это черный, коричневый, серый.

Влияние цвета на здоровье и настроение человека – это уже давно доказанный факт и мы на подсознательном уровне знаем, как его применять в жизнь. Цветовые предпочтения делают нас индивидуальными, придавая нашей личности, особую энергетику. Влияние цвета на наше восприятие очень значительно, и если человек одет во все чёрное с первых минут знакомства, вряд ли будут воспринимать как весёлого и жизнерадостного, а скорее наоборот настороженно и с опаской. Яркие цвета, как и красочная одежда, интерьер притягивают наш взгляд. Яркая одежда притягивает взгляды и свидетельствует о том, что её обладатель любит находиться в центре внимания, а значит, он очень открыт и общителен. В 10 вопросе мы спрашивали респондентов, почему люди чаще предпочитают светлые тона в интерьере. Ответы были немного ожидаемые, так как из предыдущих ответов на вопросы было ясно, что светлые цветы преобладают. Цвет является одной из важнейших характеристик всего того, что улавливает человеческий глаз, поэтому так необходимо, с особым вниманием, подходить к нему оформляя интерьер, подбирая дизайн для своего жилища. Это поможет чувствовать себя дома не только комфортно, но и даст возможность оформить  квартиру в соответствии с вашим вкусом.

В завершении нашей анкеты мы предложили нашим респондентам пофантазировать на предмет цвета, в котором они должны были прожить один день. Ответы были нами ожидаемы, так как прожить один день в одном цвете очень трудно, а результаты получились такими – 93 % ответили, что не смогли бы так сделать, а это 14 человек из 15, но все - таки один человек ответил смог, что составило 7%.

Конечно, выбирая цвет нужно учитывать личные предпочтения человека, но при этом не надо забывать о закономерностях, которые были замечены учеными. Здесь могут помочь знания о гармоничном сочетании цветов и оттенков, о предпочтениях цвета в разных областях жизнь человека, интерьере, для определенного вида комнаты, где цветовая палитра может преображать помещение, но может и испортить, одежде.

Влияние цвета на человека достаточно индивидуально, и зависит также от определенного опыта, например от метода подбора цвета определенных вкусов или же предпочтений. В зависимости от времени воздействия на человека, либо цвета, он вызывает положительные или отрицательные эмоции, и влияет на его психику, поэтому ученый придумали такую науку как психотерапия. В двенадцатом вопросе мы спросили наших респондентов, о том знают ли они о таком явлении или нет. 40% респондентов ответили положительно, а 60% ответили отрицательно. Из всего комплекса вопросов, составляющих сложную проблему психологического воздействия цвета, для нас особенно актуальны вопросы физиологических реакциях человека на цвет и о цветовых ассоциациях. Все спектральные цвета тем или иным образом влияют на функциональные системы человека, и мы это наблюдали в нашем исследовании с помощью анкет.

Для продолжения изучения влияния цвета на организм человека мы проводили так же исследования по цветовому тесту М. Люшера. Мы использовали сокращенный вариант теста, где использовали 8 цветовых оттенков: синий, красный, желтый, черный, фиолетовый, серый, коричневый, зеленый. Выборку проводили два раза с перерывом в несколько минут. При проведении теста мы просили наших респондентов из восьми предложенных цветов выбрать цвет, который ему больше всего нравится, и так выбирали цвета, пока все цвета не заканчивались. После минутного перерыва снова раскладывали цвета, и, так же как и в первый раз, перебирали наиболее понравившиеся цвета до конца. Затем получившиеся данные мы записывали в составленную нами таблицу, а из нее данные переносили в готовый электронный тест в интернет ресурс. Готовые результаты распечатывали и знакомили наших респондентов.

Цветопсихологические исследования респондентов показали: желаемые цели и поведение, существующее положение вещей и уместное при этом поведение, отрицаемые, подавляемые или же несущие тревогу свойства, а так же физиологическую и психологическую интерпретацию и в завершении выявленную актуальную проблему или поведение, вызванное стрессом.

По проведенному тесту М.Люшера мы можем сделать вывод, что все наши респонденты не проходили этот тест ранее и результаты их удивляли, а некоторые подтверждали совпадением о чертах характера, жизненной позиции или внутренней тревожности и подтверждали его эффективность. Наши респонденты после проведенного с ними теста подтверждали их направленность на определенную деятельность, настроение и поведение.

По полученным результатам теста позволили нам провести индивидуальную оценку и по возможности рассказать нашим респондентам о цветовой гамме и дать рекомендации о том, как можно избежать стресса, повысить свое настроение или выбрать правильный интерьер вокруг себя, чтобы жизнь стала более позитивной. Так же мы можем констатировать, что тест позволяет нам выявить и проанализировать характер личности на основе полученной нами информации и донести ее до респондента. Предпочтение того или иного цвета неосознанное, поэтому значения цветов в их психологической интерпретации определялись в ходе тестирования наших респондентов.

На основе проведенного исследования с помощью анкетирования и проведенного теста, изучения литературы по проблеме и проведенного анализирования полученных материалов, мы пришли к следующему предварительному заключению.

Во-первых, цвет как психологический фактор обладает мощным энергетическим и информационным воздействием на организм человека. Во-вторых, цветовую гамму можно использовать для воздействия на самочувствие человека и на его психоэмоциональное состояние. В-третьих, воздействие цвета на психику может существенно меняться в зависимости от сочетания цветов и их оттенков. В-четвертых, разные цвета по-разному воздействуют на наше эмоциональное состояние. Есть цвета активные, возбуждающие наше психоэмоциональное состояние, есть цвета успокаивающие нас в разных жизненных ситуациях и есть цвета, отвергаемые или не предпочитаемые нами.

2.3. Описание буклета «Влияние цвета на настроение и здоровье человека»
По проведенным нами исследованиям по анкетированию и проведенному цветовому тесту М.Люшера мы хотели бы поделиться со всеми в школе об особых интересных фактах. В нашем буклете мы опишем все цвета, с которыми мы работали и дадим некоторые советы, как использовать их в своей жизни.

Наш буклет представляет собой перечень цветов и описанием из значения и влияния на организм человека. Мы его составили с той целью, чтобы все смогли понимать, что обозначают цвета, какое влияние они оказывают, как можно использовать их в своей жизни. Буклет состоит из двух частей. В первой части буклета мы знакомим с цветами и подробно рассказываем их значение и влияние на человека, а во второй части даем советы по использованию. К сожалению, большинство людей, мало задумывается о том, какую роль в их жизни играет цвет, какое серьезное влияние на их физическое, умственное и душевное состояние он оказывает. По выбранному человеком цвету можно определить, в каком настроении он находится, и даже выявить некоторые черты его характера. Вот по этой причине мы хотели ознакомить всех с этими данными и дать небольшие советы применения в нашей повседневной жизни с точки зрения профессионалов.

Мы используем в буклете несколько проверенных, действительно хороших и эффективных советов, как сделать свою жизнь краше благодаря цветам, эмоциональнее, а значит позитивнее. Наш опыт работы над проектом и работой с тестом М. Люшера показывает, что при надлежащем уровне понимания теоретических основ данной методики, цветовой тест является мощным и уникальным средством изучения личности человека, понимания сути дает нам возможности исследования внутреннего мира человека, которого мы не видим.

Выводы по 2 главе
Проведя выше изложенные мероприятия, по исследованию цвета и его влиянию на человека, мы можем сделать выводы.

Еще с глубокой древности известно, что цвет оказывает влияние на организм человека, поэтому существующая наука о цвете помогает людям влиять на свое настроение и физиологическое состояние. Существовала даже цветотерапия – лечение с помощью цвета. Мы окружены разнообразными оттенками. Доказано, что человек воспринимает цвет не только с помощью зрения, но и кожей. Если человеку завязать глаза и поместить его в красную комнату, то у него участиться пульс и дыхание, если – в синюю, то, наоборот, замедлится пульс и дыхание. Цвет действует на человеческий организм, как в эмоциональном плане, так и в физиологическом. Но мы все совершенно по-разному можем реагировать на цвет, это индивидуально для каждого человека. Один цвет кого – то может взбодрить и взбудоражить, а кого - то будет раздражать или вгонит в тоску или даже депрессию. Даже степень интенсивности и время, которое цвет воздействует на наш организм, могут вызвать у человека либо положительные, либо отрицательные эмоции. Вот поэтому с помощью нашего буклета можно выбрать правильно цветовую гамму окружающего себя пространства без вреда на наше здоровье. У каждого есть свои любимые и нелюбимые цвета. Они влияют на нашу жизнь, характер, поведение. Можно смело утверждать, что те цвета, которые окружают человека, имеют огромное влияние на его состояние. Теперь мы знаем, как цвета влияют на организм, и будем использовать свойства каждого цвета в свою пользу.

Заключение.
Данная работа посвящена проблеме исследования влияния цвета на человека и заключалась в том, что люди мало знают о влиянии цвета, о влиянии различных цветов на психофизиологическое здоровье, на эмоции и настроение человека. Так как все люди постоянно встречаются с цветами, живут среди цветовых гамм, носят цвета в одежде, поэтому их влияние, несомненно, есть как на здоровье, настроение и общее психофизиологическое состояние. Многими учеными доказана и определена взаимосвязь между эмоциональным состояниям человека и выбором им определенных цветов в качестве предпочитаемых. Знания о влиянии цвета способствует укреплению эмоционального фона человека, позволит повлиять на поведение человека.

Результаты нашего исследования показали, что с помощью теста о цветовых предпочтениях мы можем определить внутреннее состояние человека и его отношение к окружающему миру, если изучить влияние цвета на психику человека, настроение, самочувствие и как следствие на эмоциональное состояние и возможно им управлять.

Таким образом, современная наука подтвердила лечебные свойства цветов, а мы в своей работе попытались подтвердить научные факты и обратить людей свое внимание на эту тему и воспользоваться нашими советами по преобразованию мира вокруг себя. Гипотеза о том, что цвет оказывает воздействие на людей, а для этого, необходимо знать особенности цветового спектра, подтверждена.

Приемов цветотерапии много: освещение комнаты светом определенного цвета, доминирование отдельных цветов в интерьере и одежде, питье воды из бутылок, изготовленных из стекла разных цветов, концентрация внимания на объектах определенной окраски. Все эти методики сводятся к тому, что на цвете надо сосредоточиться. Людям трудно длительное время концентрироваться на одном объекте, но чтобы достичь психотерапевтического эффекта, нужно привлекать внимание к определенному цвету в течение не менее 3-5 минут. Воспользовавшись нашим исследованием, мы может смело утверждать, что продукт исследовательской работы является востребованным для людей разного возраста и разных профессий.



Список источников информации

1. Аксёнова, М.Д. Энциклопедия для детей. «Аванта+». Т. 2. Биология.-5-е изд., - М. 2001. – 704с.

2. Ник, Арнольд, Энциклопедия «Всё обо всем». Медицина.- М.: «Астрель». – 2001. – 32 с.

3. Браэм Г. Психология цвета.- М.: АСТ, Астрель, 2009. - 158 с.

4. Власова З.А. Биология. Справочник абитуриента. - М. : Филологическое общество «СЛОВО» ООО». Фирма «Издательство АСТ». Центр гуманитарных наук при факультете журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова. – 1998. - 638 с.

5. Лосева О.И. Наглядный словарь. Человек. Лондон. - М.: 1997. 64 с.

6. Люшер, М. Цветовой тест [Электронный ресурс]// Психологические тесты онлайн Раздел. Самые популярные тесты. Адрес:http://tests.kulichki.com/index.html

7. Симолин А.В. Большой энциклопедический словарь. Биология. Научное издательство «Большая Российская энциклопедия». – М.: -1998. - 863 с.

8. Стармен А. Цвет. Энциклопедия. Советы по цветовому оформлению интерьера вашего дома. –М.: АРТ-Родник, 2007.-256 с.

9. Шалаева Г. П. Популярная энциклопедия для детей. Все обо всем. - М.: АСТ, Компания «Ключ-С» Филологическое общество «СЛОВО» Центр гуманитарных наук при факультете журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2003.- Т. 9.-446с.



Приложения
Приложение 1

В анкетирование приняли участие 15 человек.


Таблица №1. Результаты анкетирования.



Вопросы анкеты

Ответы







Да

Нет

Слышали вы когда-нибудь о цветовом тесте или о Максе Люшере?

27 %

73%

Знаком ли вам термин Цветовая Психология?

40%

60%

Знаете ли вы о воздействии цветовой гаммы на человека?

60%

40%

Как вы думаете, влияет ли на вас цвет?

70%

30%

Есть ли у вас любимые цвета?

60%

40%

Смогли ли вы прожить один день, окружающим вас одним цветом?

Знаете ли вы о цветотерапии?



7%

93%

60%

40%


Приложение 2

Анкета

Дорогой друг!

Просим Вас принять участие в анкетировании, тем самым вы окажите помощь в написании проекта «Психология цвета: влияние цвета на психоэмоциональное состояние человека». Просим Вас ответить на все вопросы анкеты, следуя инструкциям к вопросам.

Заполнить анкету несложно и не потребует много времени. Прочтите, пожалуйста, вопрос и все предлагаемые варианты ответов на него. Номер того ответа, который совпадает с Вашим мнением, обведите кружком. Если готовых ответов нет или ни один из них Вас не устраивает, напишите, пожалуйста, свои соображения на специально отведенных строках.

Ценность нашего исследования будет зависеть от того, насколько обстоятельно и полно Вы ответите на все вопросы. Поэтому просим Вас отнестись к заполнению анкеты серьезно и благожелательно.

Заранее благодарим за участие в исследовании.




  1. Слышали вы когда-нибудь о цветовом тесте или о Максе Люшере?

А) ДА Б) НЕТ

2. Знаком ли вам термин Цветовая Психология?

А) ДА Б) НЕТ



3. Знаете ли вы о воздействии цветовой гаммы на человека?

А) ДА Б) НЕТ



4. Как вы думаете, влияет ли на вас цвет?

А) ДА Б) НЕТ



5. Как влияет на вас цвет?

______________________________________________________________________________



6. Знаете ли вы, сколько в тесте Люшера цветов?

______________________________________________________________________________

7. Есть ли у вас любимые цвета?

А) ДА Б) НЕТ



8. Какой у вас любимый цвет?

______________________________________________________________________________



9.Какой цвет в интерьере вы предпочитаете?

______________________________________________________________________________



10. Почему человек в интерьере предпочитает светлые тона?

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________11. Смогли ли вы прожить один день, окружающим вас одним цветом?

А) ДА Б) НЕТ

12. Знаете ли вы о цветотерапии?

А) ДА Б) НЕТ



13.Ваш возраст?

А) 10-15 лет



Б) более 20 лет
Каталог: attachments
attachments -> Методические рекомендации для педагогов-психологов и социальных педагогов по сопровождению детей, воспитывающихся в социально-неблагополучных семьях
attachments -> Методические рекомендации для педагогов-психологов, социальных педагогов по профилактике дезадаптации детей и подростков
attachments -> Педагогическое мастерство и педагогический опыт: теория, практика, технология
attachments -> Тема: Организация работы с одаренными детьми в муниципальном общеобразовательном учреждении «Лицей инновационных технологий»: проблемы, опыт, технологии
attachments -> Методические рекомендации по информированию родителей
attachments -> Адреса распространения


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница