Психологическое сопровождение здорового образа жизни студентов педагогических специальностей 19. 00. 07 Педагогическая психология



страница1/3
Дата10.02.2016
Размер0,52 Mb.
ТипАвтореферат
  1   2   3


На правах рукописи
Бабушкина Ирина Олеговна
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

здорового образа жизни СТУДЕНТОВ

ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИаЛЬНОСТЕЙ

19.00.07 – Педагогическая психология

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата психологических наук

Нижний Новгород – 2011


РАБОТА ВЫПОЛНЕНА В ГОУ ВПО "НижегОродский государственный

лингвистический университет имени Н.А. Добролюбова

__________________________________________________

Научный руководитель

доктор психологических наук, профессор

Рыжов Василий Васильевич
Официальные оппоненты:

доктор психологических наук, профессор



Гапонова София Александровна,
кандидат психологических наук, доцент

Сорокоумова Галина Вениаминовна

Ведущая организация

ГОУ ВПО "Удмуртский государственный университет"

Защита состоится 27 июня 2011 года на заседании диссертационного совета ДМ 212.162.05 при ГОУ ВПО "Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет" по адресу: 603022, Нижний Новгород, ул. Тимирязева, д. 31, ауд. 215.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО "Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет".


Автореферат разослан 25 мая 2011 года.

Ученый секретарь диссертационного совета

кандидат педагогических наук, доцент Н.Ф. Комарова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность исследования и постановка проблемы. Современный этап развития нашего общества связан с демографическим кризисом, снижением продолжительности жизни, ухудшением психического состояния и снижением уровня здоровья населения страны, что вызывает обеспокоенность многих ученых и специалистов (Н.М. Басалаева, И.И. Брехман, О.С. Васильева, Г.А. Кураев, Ю.П. Лисицын, Л.А. Мерклина, С.В. Понедельник, В.Н. Семенова и др.). Учитывая традиционную направленность действующей системы здравоохранения на выявление, определение и "устранение" болезней, усилившуюся в связи с прогрессирующей социально-экономической деструкцией общества, становится ясным, что медицина сегодняшнего дня и обозримого будущего не сможет существенно влиять на сохранение здоровья человека. Этот факт обосновывает необходимость поиска более эффективных способов и средств сохранения, укрепления и развития здоровья человека.

Известно, что уровень здоровья человека зависит от многих факторов: наследственных, социально-экономических, экологических, деятельности системы здравоохранения. Однако по данным ВОЗ он лишь на 10-15 % связан с последним фактором, на 15-20 % обусловлен генетическими факторами, на 25 % его определяют экологические условия и на 50-55 % – условия и образ жизни человека. Таким образом, очевидно, что первостепенная роль в сохранении и формировании здоровья все же принадлежит самому человеку, его образу жизни, его ценностям, установкам, степени гармонизации его внутреннего мира и отношений с окружением.

В национальной доктрине образования Российской Федерации одной из основных целей развития образования до 2025 г. названо воспитание здорового образа жизни. В документах, определяющих содержание и направления деятельности психологической службы, просветительская деятельность в этом направлении отмечена как первостепенная (И.В. Дубровина и др.).

Действительно, рост психофизиологических нарушений в развитии человека с младенчества и в последующие периоды жизни побуждает педагогов, психологов, врачей и родителей к поиску причин отклонений и факторов, обеспечивающих создание благоприятных условий для формирования здорового образа жизни. Процесс устранения причин нарушений и отклонений в становлении личности, создания условий благоприятного ее развития в образовании и социальной политике стал называться процессом формирования здорового образа жизни.



Образ жизни – важнейший фактор детерминации процесса формирования личности, развития ее физических, психологических и духовных качеств. Анализ этого понятия в философско-психологической литературе позволяет выделить три основные составляющие его содержания (Б.М.Бим-Бад, И.С. Кон, Б.Ф. Поршнев, Е.П. Савруцкая и др.). Во-первых, это исторически обусловленные способы организации общественных отношений; во-вторых, способы и социальные механизмы закрепления и передачи опыта другим поколениям (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Поршнев, В.И Суханов и др.); в-третьих, индивидуальная система взглядов, норм, ценностных ориентаций, мотивов и оценок, самосознания личности и Я-концепции, проявляющихся в конкретной индивидуальной жизнедеятельности человека, в его поведении и деятельности, это также определенный способ переживания жизненных ситуаций, преодоления человеком трудностей и решения жизненных проблем (Ф.Е Василюк, В.П. Зинченко, Е.Б. Моргунов, Б.Н. Чумаков). Последнее из названных понятий отражает собственно психологическое содержание образа жизни, преимущественно изучаемое в данной работе.

Здоровый образ жизни, как показывает анализ литературы, объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность личности в направлении формирования, сохранения и укрепления индивидуального и общественного здоровья (Э. М. Казин, Н. Г. Блинова, Н. А. Литвинова и др.). Под ним следует понимать типичные формы и способы повседневной деятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности человека, обеспечивая тем самым успешное выполнение им своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций. Здоровый образ жизни часто характеризуют как активную деятельность людей, направленную на сохранение, укрепление и улучшение здоровья. При этом необходимо учесть, что образ жизни человека и семьи не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни человека целенаправленно и постоянно (Л.П. Гримак, В.И. Слободчиков, И.И.Соковня-Семенова, Б.Н. Чумаков).

Современные концепции формирования здорового образа жизни содержат три основных идеи: исключение причин (обстоятельств, мотивов) деструктивного поведения; создание факторов внешней среды для воспитания и проявления духовных, психологических качеств личности; создание условий для развития, совершенствования творческих возможностей человека и их проявления на всех возрастных этапах жизни. Более конкретно указывается разное количество необходимых условий здорового образа жизни: правильное питание; активный образ жизни, закаливание; соблюдение оптимального режима труда и отдыха; соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил; соблюдение правил техники безопасности; освобождение от вредных привычек; психогигиена; экологически грамотное поведение; дополнительно отмечают способность к рефлексии, размышлению, самонаблюдению, самопознанию. Большинство названных условий касается обеспечения телесной жизни и физического здоровья. Речь, однако, должна идти о целостном нравственно-психологическом здоровье человека, в котором психологические факторы являются основополагающими как в формировании здорового образа жизни, так и в формировании гармонично развивающейся личности. Изучением вопросов целостного здоровья и здорового образа жизни занимались И. П. Павлов, В. М. Бехтерев, Б. С. Братусь, Л. П. Гримак, В.Д. Трошин, Н.Н. Авдеева, С.Ю. Мещерякова, М.И. Лисина, Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, В. Винникотт, А.И. Захаров, Э. Фромм и другие ученые.

Представления о здоровом образе жизни лишь в отдельных немногих исследованиях связываются с понятием здоровья в его интегральном понимании, включающем физическое, психическое и психологическое здоровье. Психологическое здоровье человека тесно связано с его мировоззрением, задающим определенные цели и ценности, системой ценностей и смыслов, во многом определяется позитивной направленностью мышления и эмоций (Б.С. Братусь, И.В. Дубровина, В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман, А.В. Шувалов А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Эриксон, Р. Мей, Г. Олпорт, Д. Шпигель, А. Валлон и др.).

Изучение литературы показывает, что наряду с серьезно поставленной задачей интегрального, широкого подхода к пониманию и формированию здоровья и здорового образа жизни личности, преобладают достаточно узко ориентированные исследования этих вопросов, заостряющие внимание на психофизиологических особенностях и материальных условиях. Явно недостаточно внимания уделяется анализу и, тем более, экспериментальному изучению нравственно-психологических, ценностно-смысловых и духовных факторов формирования здорового образа жизни личности. Кроме того имеется явный дефицит исследований этих вопросов применительно к будущим педагогам. Важность исследования такого рода трудно переоценить, поскольку опыт здоровой жизни, приобретенный в период профессиональной подготовки, а также когнитивный, эмоциональный и нравственно-духовный багаж в этой области, могут быть использованы в последующей профессиональной деятельности педагога по воспитанию здорового образа жизни подрастающего поколения. Все сказанное определяет основную проблему нашего исследования. Наиболее важной проблемой является нахождение факторов, определяющих сущность человека, его жизнь и здоровье. Понятно, что, не определив сущность жизни и сущность здоровья, бессмысленно вести речь о здоровой жизни. Принципиальным в нашей позиции по этим вопросам является понимание духовной сущности человека, ведущей роли мировоззрения как фактора образа жизни, особой значимости позитивного мышления как основных принципов построения здоровой жизни человека.

Цель исследования – разработать психологическую модель и программу формирования здорового образа жизни студентов-педагогов на основе духовно-нравственного и ценностно-смыслового подхода к пониманию его сущности и структуры.

Объектом исследования выступает целостный процесс профессиональной подготовки и становления в нем психологического здоровья и здорового образа жизни будущего педагога.

Предмет исследования – психологические условия, ценностно-смысловые и духовно-нравственные детерминанты формирования здорового образа жизни студентов – будущих педагогов в программе психологического сопровождения их профессиональной подготовки.

Содержащиеся в описании предмета ключевые понятия раскрываются кратко следующим образом. Психологическое сопровождение – целостный процесс изучения, формирования и коррекции характеристик мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной, коммуникативной, ценностно-нравственной сфер личности студентов через целенаправленное создание необходимых для этого психологических условий и с опорой на их внутренний личностный потенциал, в результате которого происходит комплексная оптимизация и оздоровление образа жизни и целостной личности будущего педагога (Н.П. Аникеева, И.В. Дубровина, С.П. Жданова, Э.Ф. Зеер, Н.В. Калинина, Т.В. Киящук, И.В. Молочкова, М.И. Плугина, Ю.В. Слюсарев, Ю.В. Суховершина и др.).

К ценностно-смысловым и духовно-нравственным детерминантам здорового образа жизни мы относим ценностно-нравственно-духовные ориентации личности, ее мировоззрение и позитивное мышление, сущность которых раскрыта в работе.

Для ответа на вопрос, каковы психологические условия и в чем состоит механизм эффективного формирования психологического здоровья и здорового образа жизни личности, необходим анализ существующих научных подходов к пониманию сущности жизни, здоровья, личности и выявления на этой основе ведущего, парадигмально-онтологического подхода к проблеме, обладающего наибольшими объяснительными возможностями.



Общая гипотеза нашего исследования состоит в том, что наибольшими возможностями в плане оптимизации и интегрального оздоровления образа жизни и личности будущего специалиста педагога обладает духовно и нравственно ориентированный подход к изучению и формированию системы личностных характеристик, образующих структуру образа жизни студента. Процесс формирования здорового образа жизни и психологического здоровья личности в целом детерминируется ценностно-смысловыми и нравственно-духовными ориентациями личности.

Общая гипотеза раскрывается следующими частными положениями:

1. Процесс оздоровления образа жизни и укрепления психологического здоровья личности связан с последовательным освобождением личности от психологических искажений интеллектуальных, эмоциональных и коммуникативных личностных характеристик и их негативных жизненных проявлений, с одной стороны, с одновременным усилением и углублением личностных, ценностно-смысловых и нравственно-духовных ориентаций сознания, мышления и общения, с другой стороны. Указанные изменения характеризуют позитивную направленность мышления и образа жизни личности и выступают внутренними условиями данного процесса.

2. Эффективное формирование здорового образа жизни студентов педагогов обеспечивается в условиях специальной программы психологического сопровождения, встроенной в процесс профессиональной подготовки и комплексно осуществляемой в направлениях ценностно-смысловой, духовно-нравственной, мотивационно-целевой, коммуникативной, когнитивно-информационной и рефлексивной подготовки личности. Названные условия выступают в качестве внешних факторов данного процесса.

3. Ценностно-смысловая и духовно-нравственная подготовка заключается в формировании у студентов ценностных и нравственно-духовных ориентаций и личностных смыслов, выражающих уровень свободы, глубины и ответственности их отношения к жизни и собственному нравственно-психологическому здоровью. Она является ведущим фактором эффективного формирования здорового образа жизни личности и, собственно, ее психологическим механизмом.

Задачи исследования:

1. Осуществить теоретический анализ существующих подходов и концепций в понимании личности, ее психологического здоровья и здорового образа жизни, а также психологических условий их развития. Выявить ведущий парадигмально-онтологический подход и на его основе построить теоретическую психологическую модель формирования здорового образа жизни будущего педагога.

2. Выявить ведущие интеллектуальные, эмоциональные, коммуникативные, ценностно-нравственные и рефлексивные характеристики личности, определяющие состояние образа жизни и психологического здоровья студентов, и разработать программу их диагностики.

3. Осуществить комплексную диагностику состояния образа жизни и психологического здоровья студентов педагогических специальностей до и после осуществления экспериментальной программы психологического сопровождения и подготовки.

4. Разработать на основе построенной теоретической модели и проверить в эксперименте программу психологического сопровождения и подготовки студентов, направленную на формирование здорового образа жизни и психологического здоровья студентов.

5. На основе обобщения результатов эксперимента выработать представления о психологическом механизме формирования здорового образа жизни и нравственно-психологического здоровья будущего педагога.



Методологическую и теоретическую основу исследования составили положения классической парадигмы психологической науки о социальной обусловленности развития личности в деятельности и общении (Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов); личностно-ориентированный подход к пониманию, изучению и формированию личности, ее образа жизни и психологического здоровья (Б.Г Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Л А. Венгер, Д Грэхэм и др.); теоретические положения концепций здоровья, психологического здоровья, здорового образа жизни (В.А. Ананьев, А.А. Андрущакевич, Э.И. Борисов, Б.С. Братусь, И.Н. Гурвич, Н.Г. Гаранян, В.В. Давыдов, И.В. Дубровина, Г.С. Никифоров, В.Э. Пахальян, В.И. Слободчиков, А.М. Степанов, В.Д.Трошин, А.Б. Холмогорова, О.В. Хухлаева, Д.Б. Эльконин и др.); положения гуманистической и экзистенциальной психологии личности, ее общения, деятельности и развития (А.Маслоу, К.Роджерс, В. Франкл, Э. Фромм и др.); концептуальные положения и идеи философии позитивного мышления (М. Мольц, Т. Тровард, Э. Холмс и др.). Были использованы положения концепций отечественных и зарубежных ученых о духовно-нравственной доминанте и ценности личности, ее достижений в деятельности и общении, в сохранении и укреплении здоровья (Б.С. Братусь, В.П. Зинченко, И.А. Ильин, В.Д. Шадриков, К. Роджерс, В. Франкл и др.).

Методы исследования. Для достижения цели и решения поставленных задач использовались методы аналитического исследования психолого-педагогической литературы, а также эмпирические методы: наблюдение, анкетирование, тестирование. В диагностике состояния и уровня сформированности характеристик образа жизни личности применялись методы тестирования, анкетирования, оценочные шкалы, проективные методики и контент-анализ. На этапе формирующей работы использовались: моделирование программы психологического сопровождения, диагностики и формирования, эксперимент с использованием комплексной методики. В анализе результатов эксперимента использовались методы количественной обработки данных (статистический анализ средних, распределений, критериально-уровневый и корреляционный анализ) и качественный анализ данных.

Научная новизна исследования определяется следующими положениями, имеющими существенное теоретическое значение:

– образ жизни как нравственно-психологическое понятие впервые изучается в качестве предмета педагогической психологии в аспекте его развития и взаимодействия с психологическим здоровьем личности;

– новым является разработка ценностно-смыслового и нравственно-духовного уровня развития личностных характеристик, определяющих состояние и структуру образа жизни личности;

– обосновано выделение системы внутренних (освобождение личности от психологических искажений интеллектуальных, эмоциональных и коммуникативных личностных характеристик и их негативных жизненных проявлений с одновременным усилением и углублением личностных, ценностно-смысловых и нравственно-духовных ориентаций сознания, мышления и общения) и внешних условий формирования здорового образа жизни (психологическое сопровождение, когнитивно-информационная, мотивационно-целевая, коммуникативная, ценностно-смысловая, духовно-нравственная и рефлексивная подготовка личности);

– в качестве ведущих факторов эффективного формирования здорового образа жизни выделены позитивное мышление, ценностные и нравственно-духовные ориентации, личностные смыслы, выражающие уровень свободы, глубины и ответственности отношения студентов к жизни и собственному нравственно-психологическому здоровью;

– по результатам исследования сформулированы представления о психологическом механизме формирования здорового образа и нравственно-психологического здоровья личности будущих педагогов.



Теоретическая значимость исследования помимо отмеченных выше инноваций, определяется также тем, что в нем:

– выработаны представления о сущности и структуре образа жизни и нравственно-психологического здоровья личности, определены критерии их оптимального развития;

– построена теоретическая психологическая модель формирования здорового образа и укрепления нравственно-психологического здоровья будущего педагога;

– теоретически обоснованы и разработаны диагностическая и формирующая программы изучения состояния образа жизни, соответствующие его психологической структурной модели;

– теоретически обоснована и экспериментально проверена эффективность новых формирующих методов, включенных в программу психологического сопровождения здорового образа жизни и нравственно-психологического здоровья студентов.

Практическая значимость исследования. Результаты исследования позволяют оптимизировать процесс оздоровления и оптимизации образа жизни студентов в процессе профессиональной подготовки, повышать его результативность. Практическое значение имеет разработанная и реализованная в эксперименте программа психологического сопровождения и подготовки студентов, система заданий, упражнений и новых формирующих технологий, направленных на духовно-нравственное оздоровление личности будущих педагогов. Обобщенные теоретические и экспериментальные результаты работы используются в материалах лекционных курсов по педагогической психологии, а также в практике работы психологической службы образовательного учреждения высшего профессионального образования.

Положения, выносимые на защиту.

1. Наибольшими возможностями в плане оптимизации и системного оздоровления образа жизни и личности будущего специалиста педагога обладает духовно и нравственно ориентированный подход к изучению и формированию личностных характеристик, описывающих образ жизни студента; процесс формирования здорового образа жизни и психологического здоровья личности в целом детерминируется ценностно-смысловыми и нравственно-духовными ориентациями личности.

2. Процесс оздоровления образа жизни и укрепления психологического здоровья связан с последовательным освобождением личности от искажений интеллектуальных, эмоциональных и коммуникативных личностных характеристик и их негативных жизненных проявлений, с одной стороны, и одновременным усилением и углублением личностных, ценностно-смысловых и нравственно-духовных ориентаций сознания, мышления и общения, с другой стороны; эти изменения выступают внутренними условиями данного процесса.

3. В основе разработанной психологической модели здорового образа жизни и процесса его формирования у будущих педагогов лежит системное взаимодействие мировоззрения, позитивного мышления и духовно-нравственных ценностей и ориентаций личности. Через это взаимодействие обеспечивается развитие и оптимизация когнитивных, эмоциональных, коммуникативных и других возможностей личности.



4. Существенным компонентом указанной модели является программа психологического сопровождения, создающая необходимые условия для интегрального развития здорового образа жизни. Программа охватывает основные аспекты жизни личности: здоровье, достаток, взаимоотношения, творческая деятельность, обеспечивает их оптимизацию и оздоровление, выступает внешним организационно-педагогическим условием формирования здорового образа жизни будущего педагога.

Экспериментальная база и этапы исследования. Исследование проводилось на базе Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова, Нижегородского филиала УРАО и некоммерческой организации Фонд "Позитивное мышление". Основные экспериментальные и эмпирические материалы были получены в лонгитюдном исследовании 150 студентов 1-5 курсов, обучающихся по психолого-педагогическим специальностям. Исследование проводилось в период 2007-2011 годы в несколько этапов. На I этапе (2007-2008) были определены теоретические позиции исследования, осуществлялся анализ литературы по теме. На II этапе (2007-2009) разработана и реализована на всей выборке студентов программа психологической диагностики личностных свойств, составляющих структуру образа жизни, нравственно-психологического здоровья студентов, осуществлен анализ результатов диагностики, сформированы экспериментальная и контрольная группы студентов. Для студентов ЭГ разработана и реализована комплексная программа образовательно-воспитательной работы "Внутренний мир". На III этапе (2010-2011) осуществлено контрольное сравнительное диагностическое исследование свойств студентов ЭГ и КГ, проанализированы общие результаты эксперимента и оформлены итоги и выводы всего исследования.

Апробация работы. Теоретические идеи, основные положения и выводы исследования представлялись на I Всероссийской научно-практической конференции "Психолого-педагогические исследования качества образования в условиях инновационной деятельности образовательного учреждения" (Славянск-на-Кубани, 2008); на V Всероссийской конференции "Формирование личности специалиста в условиях современного образовательного пространства" (Нижний Новгород, 2009); Всероссийской с международным участием конференции "Учитель XXI века: стратегии профессионального взаимодействия и саморазвития" (Ижевск, 2010); обсуждались на заседаниях кафедры психологии и лаборатории Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова; представлены в 13 публикациях автора, в том числе 2 статьях в рецензируемом издании из перечня ВАК, учебном пособии.

Каталог: word -> nauka -> Avtoreferat
Avtoreferat -> Мотивационные детерминанты осознанной саморегуляции учебно-профессиональной деятельности студентов вуза 19. 00. 07 Педагогическая психология
Avtoreferat -> Синергетический подход к решению архитектурных задач 18. 00. 01 Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия
Avtoreferat -> Развитие конфликтологической культуры личности студента 19. 00. 07 Педагогическая психология
Avtoreferat -> Формирование толерантности как интегрального качества личности подростков 13-15 лет 13. 00. 01- общая педагогика, история педагогики и образования
Avtoreferat -> Развитие образовательного учреждения на основе инновационной деятельности 13. 00. 01 Общая педагогика, история педагогики и образования
Avtoreferat -> Педагогические условия развития мотивационно-потребностной сферы личности студентов вуза 13. 00. 01 Общая педагогика, история педагогики и образования
Avtoreferat -> Формирование социальной ответственности у подростков посредством социально значимой деятельности 13. 00. 01- общая педагогика, история педагогики и образования
Avtoreferat -> Становление системы повышения квалификации педагогических кадров Татарстана 13. 00. 01 Общая педагогика, история педагогики и образования
Avtoreferat -> Развитие умственных способностей детей младшего школьного возраста в различных социокультурных средах 19. 00. 07 Педагогическая психология
Avtoreferat -> Становление и развитие педагогического образования в зауралье во второй половине XIX начале XX вв. 13. 00. 01 Общая педагогика, история педагогики и образования


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница