Психологическое сопровождение профориентации учащихся и работающих специалистов



страница1/8
Дата22.02.2016
Размер1.68 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8


Государственное автономное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Институт развития образования и социальных технологий»

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

ПРОФОРИЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ

И РАБОТАЮЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Региональная научно-практическая конференция


(Курган, 24 сентября 2015 года)
Материалы

Курган


ГАОУ ДПО ИРОСТ

2015


УДК 37.0

ББК 74.04(2)-4

П – 28

Редакционная коллегия:



первый проректор – проректор по науке и инновационной деятельности ГАОУ ДПО ИРОСТ, д.п.н., профессор Н.А. Криволапова

руководитель социально-психолого-пе­дагогического центра

ГАОУ ДПО ИРОСТ Л.А. Дементьева

заведующая кафедрой психологии и здоровьесбережения ГАОУ ДПО ИРОСТ, к.б.н., доцент Т.Е. Булатова

ведущий научный сотрудник ЦРСС ГАОУ ДПО ИРОСТ, к.п.н., доцент

Н.С. Лапханова


Макет:

методист по корректорской деятельности ГАОУ ДПО ИРОСТ А.В. Белоногова


П – 28 Психологическое сопровождение профориентации учащихся и работающих специалистов: материалы региональной научно-практической конференции. 24 сентября 2015 года / государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования и социальных технологий». – Курган, 2015. – 88 с. – ISBN 978-5-903427-49-9
Авторы опубликованных материалов несут ответственность за точность приведенных цитат, собственных имен, прочих сведений и соответствие ссылок оригиналу. Позиции оргкомитета конференции и авторов материалов не всегда совпадают.

УДК 37.0


ББК 74.04(2)-4

ISBN 978-5-903427-49-9



© ГАОУ ДПО ИРОСТ, 2015


УПРАВЛЕНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТОЙ

В КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА ОСНОВЕ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Куган Б.А., д.п.н., профессор, ректор

Криволапова Н.А., д.п.н., профессор,

первый проректор – проректор по науке

и инновационной деятельности

ГАОУ ДПО ИРОСТ
Основными ресурсами социально-экономического развития региона являются кадровый потенциал и качество подготовки мотивированных высококвалифицированных специалистов. В последнее десятилетие проблема развития кадрового потенциала является особенно актуальной, при этом вопросы профессионального самоопределения личности будущего специалиста для инновационной экономики становятся ведущими. Проведенные исследования указывают на то, что выпускники школ при выборе своей будущей профессии не ориентируются на свой индивидуальный потенциал, не учитывают собственные сильные стороны. Это приводит к следующим результатам: 45% студентов, поступив в вуз, меняют через год-два специальность или вуз; 53,2% выпускников вузов работают не по специальности. Вместе с тем, профессиональ-ная ориентация – это важнейшее условие освоения компетенций профессио-нального самоопределения, необходимых и для продолжения «образования через всю жизнь».

Анализ проблемы показал, что состояние рынка труда связано с демографическими процессами. Основные демографические тенденции в Курганской области в целом идентичны общероссийским. На 1 августа 2015 г. численность населения Курганской области – 866,1 тыс. человек (0,6% населения России). Доля сельских жителей в структуре населения составляет 38%, почти в 1,5 раза больше, чем в целом по стране, что обуславливает значительную территориальную дифференциацию в демографической ситуации и существенные различия локальных рынков труда. Однако, несмотря на положительную динамику демографических показателей, в Курганской области сохраняется тенденция снижения численности постоянного и трудоспособного населения.

Среди организационно-управленческих факторов, оказывающих влияние на развитие кадрового потенциала, можно выделить:


  • межведомственное взаимодействие и согласованность действий в организации профориентационной работы органов власти, учреждений системы образования и работодателей, ведомственных служб и учреждений, общественных организаций;

  • единый план-график профориентационных мероприятий, согласованный с учреждениями системы образования и работодателями;

  • единую информационную среду профориентационной работы.

Среди социально-педагогических факторов мы выделяем такие, как:

  • сформированная педагогическая установка на организацию профориентационной работы;

  • сложившееся общественное мнение о престижности (непрестижности) учреждений различного уровня профессионального образования;

  • уровень готовности педагогических кадров к организации профориентационной работы со школьниками и учащейся молодежью в условиях инновационной экономики.

Анализируя состояние кадрового потенциала Курганской области относительно требований инновационного социально-экономического развития региона, мы выделили ряд проблем профориентационной работы, в том числе:

  • несогласованность действий учреждений разного уровня в деятельности по профориентации, отсутствие единой информационной системы, обеспечивающей педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся;

  • дефицит квалифицированных специалистов, занимающихся профориентационной работой;

  • недостаточность разработанных и реализуемых на основе преемственности образовательных программ в учреждениях общего, дополнительного и профессионального образования, а также в сфере педагогического сопровождения профессиональной ориентации, профессионального становления и развития личности обучающихся.

Именно необходимостью согласованной деятельности всех ведомств, потребностью в организационном и научно-методическом сопровождении этой деятельности обосновывается реализация регионального межведомственного проекта «Профориентационный технопарк «Зауральский навигатор». Его основной идеей является определение механизмов межведомственного взаимодействия органов власти, учреждений системы образования и работодателей, ведомственных служб и учреждений, общественных организаций для создания системы профориентационной работы в регионе, обеспечение возможности создания единого интегрированного ресурса на разных уровнях этой системы.

В качестве ключевых направлений реализации проекта были определены следующие.



  1. Обеспечение межведомственного взаимодействия и согласованности действий в профориентационной работе органов власти, учреждений системы образования и работодателей, ведомственных служб и учреждений, общественных организаций (схема 1).

Координатором проекта с целью объединения усилий и обеспечения согласованного межведомственного взаимодействия органов власти, образования, работодателей, ведомственных служб и учреждений, общественных организаций выступает Департамент экономического развития, торговли и труда Курганской области.

2. Определение регионального координатора, координаторов подпроектов, распределение направлений и содержания деятельности между участниками проекта для обеспечения системного организационно-методического и научно-методического сопровождения профориентационной работы в регионе.


Институт развития образования и социальных технологий: научно-методическое сопровождение проекта, координация деятельности, составление единого плана-графика, мониторинг его реализации, обучение учащихся, молодежи и специалистов: семинары, тренинги, курсы повышения квалификации, профессиональное обучение, переподготовка

Общеобразовательные организации (школы)

Центры занятости,

учреждения

профессионального

образования,

ГАОУ ДПО ИРОСТ


Учреждения профессионального образования

(КПТ, КТК,

ШПК, КГУ)


Предприятия,

организации



  • Профориентационная работа с родителями, учащимися

  • Курсы по выбору, элективные курсы, спецкурсы, кружки

  • Профессиональные пробы

  • Профориентационная диагностика и индивидуальное консультирование

  • Формирование групп




Координация деятельности, формирование групп обучающихся, разработка программ, организация профессиональных проб, профессиональных практик

  • Укрепление материальной базы УПО

  • Профориентационные туры (экскурсии) педагогов, родителей, учащихся




  • Проект «Малая Академия наук»

  • Конкурсы, олимпиады по профориентации, робототехнике

  • Выставки, научно-практические конференции, встречи, деловые игры

  • Создание ассоциативного ресурса профессиональных проб (учебных рабочих мест по профессиям, востребованным на региональном рынке труда)

  • Профессиональные конкурсы



Схема 1. Управленческая модель профориентационной работы на основе

межведомственного взаимодействия

Все это позволяет выстроить управленческую модель профориентационной работы на основе межведомственного взаимодействия. Координатором данной работы выступает отраслевой департамент или управление (схема 2). А научно-методическое, организационное, информационное сопровождение осуществляет ГАОУ ДПО ИРОСТ.





Схема 2. Содержательная модель межведомственного взаимодействия
Ключевым элементом проекта является создание ассоциативного ресурса учебных мест на основе объединения потенциала учреждений дополнительного, профессионального образования и работодателей. Данный ассоциативный ресурс является универсальным и используется как объект профориентационного туризма, обучения студентов техникума и место профессиональных проб для учащихся базовых школ. Индивидуально-групповая траектория профессионального самоопределения может включать разные виды деятельности: пробы, профориентационные туры, практики и др.

В качестве связующих элементов выступают согласованный единый план-график профориентационных мероприятий и содержание деятельности участников каждого сетевого подпроекта: профориентационная диагностика и карьерное консультирование; курсы по выбору, элективные курсы, спецкурсы, кружки; профессиональные пробы; социально-профессиональные практики; профориентационные туры (экскурсии) педагогов, родителей, учащихся; профессиональные конкурсы, проекты, выставки, научно-практические конференции, встречи, деловые игры; обучение учащихся, молодежи и специалистов: семинары, тренинги, курсы повышения квалификации, профессиональное обучение, переподготовка.



3. Одно из ключевых направлений реализации проекта – это создание системы психологической поддержки учащихся, молодежи, населения для обеспечения координации деятельности всех служб: центров занятости, центров профориентации, психологических служб учреждений и организаций, в том числе с использованием Интернет-ресурсов.

Для обеспечения системы психолого-педагогической поддержки обучающихся и молодежи на начальном этапе был определен единый подход к организации диагностики профессиональных предпочтений обучающихся, молодежи (населения по потребности), в том числе с использованием Интернет-ресур-сов, и организована массовая диагностика учащихся 8-11классов для определения их профессиональных предпочтений.

В исследовании в 2014-2015 учебном году приняли участие 11067 учащихся из 19 муниципальных образований, в т.ч. 5797 учащихся школ г. Кургана.

В качестве критериальной для диагностики профессиональных предпочтений была выбрана методика Е.А. Климова «Определение типа будущей профессии», позволяющая выявить предрасположенность учащихся к тому или иному типу профессиональной деятельности: П (природа), Т (техника), З (знак), Х (художественный образ), Ч (человек).

Полученные обобщенные результаты в целом отражают картину профессиональных предпочтений как в городе Кургане, так и в районных муниципальных образованиях.

Как видно из диаграммы, наиболее предпочитаемыми типами профессий у учащихся 9 классов школ области являются «человек» (31%) и «техника» (24%). 17% учащихся отдают предпочтение сфере профессиональной деятельности «художественный образ». Профессии типа «природа» и «знак» привлекают примерно одинаковое количество учащихся (13% и 12% соответственно).


Психологические типы профессий по Е.А. Климову





Человек-природа

Человек-техника

Человек-человек

Человек-знаковая

система


Человек-художественный образ

9 класс

13%

24%

31%

12%

17%

11 класс

11%

18%

37%

13%

17%




9 классы 11 классы



Рис. 1. Распределение выпускников 9, 11 классов по предпочитаемым типам профессий (в %)
Представленная диаграмма позволяет наглядно увидеть, что большинство опрошенных выпускников 11 классов отдают предпочтение типу профессиональной деятельности «человек» (37%). Существенно по сравнению с 9 классами снижается количество учащихся, выбирающих профессии типа «техника». Наряду с тем, 3% выпускников 9 классов и 4% выпускников 11 классов продемонстрировали предпочтения к двум и/или более типам будущей профессии.

Проведенная диагностика профессиональных предпочтений позволила сформировать группы обучающихся, ориентированных на определенный тип профессии. С этими учениками организуется предметная работа по осознанному выбору направления обучения будущей профессии (профтуры, пробы, практики). Таким образом, для каждого ученика выстраивается научно-обоснован-ный в соответствии с его профессиональными интересами индивидуальный маршрут профориентационной деятельности, включающий следующие шаги: диагностика профессиональных предпочтений; индивидуальное консультирование; определение целей, задач и содержания программы (плана); составление маршрута реализации программы; диагностика, оценка результатов и корректировка целей для следующей программы и ее разработка.



4. Разработка сетевых проектов по профессиональным предпочтениям (схема 3).

Схема 3. Структура проекта «Профориентационный технопарк «Зауральский навигатор»
Так, с 2014-2015 учебного года началась реализация проектов «Промышленный навигатор» и «Педагогический навигатор», включающих следующие направления деятельности:

  • определение участников сети (учреждений системы образования и работодателей, ведомственных служб и учреждений, общественных организаций);

  • формирование команд и их обучение;

  • составление единого согласованного плана-графика всех мероприятий профориентационной направленности;

  • использование деятельностных технологий и форм профориентационной работы;

  • организация предпрофессиональной и профессиональной подготовки обучающихся;

  • разработка сети профориентационных маршрутов, организация и проведение экскурсий, профессиональных проб, социально-профессиональных практик.

С 2009 г. в образовательных учреждениях реализуется региональная модель профориентационной работы с обучающимися школ, а с 2010 г. – проект «Малая академия наук», ориентирующий детей на выбор профессий технической направленности. В его реализацию вовлечено около 8000 учащихся. Вместе с тем, эти проекты носят ведомственный характер и исчерпали свои ресурсы внутри системы образования.

В условиях дефицита трудовых ресурсов профориентационная работа должна фокусироваться на осознанном мотивированном выборе профессий, востребованных на региональном рынке труда, кадровая политика – на подготовке кадров по наиболее дефицитным профессиям и специальностям, востребованным экономикой региона. Именно на подготовку к выбору профессий, отвечающих потребностям промышленной сферы регионального рынка труда, направлен проект «Промышленный навигатор».

Общее руководство проектом осуществляется Департаментом промышленности, транспорта, связи и энергетики с целью объединения усилий и обеспечения координации межведомственного взаимодействия органов власти, образования, работодателей, ведомственных служб и учреждений, общественных организаций.

Это особенно важно для организации рабочих учебных мест, профессиональных проб, социальных практик, профессиональных экскурсий для учащихся, родителей и педагогов.



Схема 4. Региональный проект «Промышленный навигатор»

Координаторами проекта «Промышленный навигатор» выступают организации среднего профессионального образования: Курганский технологический колледж, Курганский промышленный техникум, Шадринский политехнический колледж. Каждое из учреждений профобразования взаимодействует с работодателями и сетью общеобразовательных организаций города Кургана и Курганской области.

Механизм реализации проекта строится по следующему алгоритму: определяется план работы по проекту на период его реализации; составляется скоординированный план реализации соответствующего подпроекта на данный период; ежегодно на календарный год составляются план работы по координации и научно-методическому сопровождению (ГАОУ ДПО ИРОСТ) в соответствии с госзаданием, общий план координаторов (ОСПО) подпроектов.

Актуальным для Курганской области, в которой более 50% предприятий ориентированы на сельскохозяйственное производство, является формирование мотивации школьников на выбор профессий агротехнологической направленности, формирование грамотных инженеров и управленцев агробизнеса, будущей элиты агропромышленного производства, которая бы обеспечила развитие данного комплекса региона.

Вместе с тем, как показывает анализ, обучающиеся имеют низкий уровень мотивации к труду на селе, выбору профессий сельскохозяйственной направленности, возвращению на малую родину, закреплению на селе и развитию в сельской территории эффективного агропроизводства. Интеграция усилий общественности, возможностей государства и бизнеса на основе межведомственного, межобщественного взаимодействия позволит, с нашей точки зрения, обеспечить решение этой проблемы для Курганской области. Проект «Агропромышленный навигатор» будет запущен в 2015-2016 учебном году и будет ориентирован на развитие предпринимательских способностей школьников и студентов, создание областной системы непрерывного агробизнесобразования с учетом региональных особенностей для обеспечения развития области как «центра продовольственной безопасности России», подготовки и вовлечения в агробизнес молодых квалифицированных кадров.

5. Создание единой информационной среды профориентационной работы: сайт 45profor.ru, сайты учреждений, интерактивные, виртуальные профориентационные кабинеты предприятий, организаций; ежегодная коммуникативная площадка – профориентационный форум.

В современном мире Интернет-ресурсы, информационно-коммуникаци-онные технологии в значительной степени усиливают влияние данного направления на осознанный выбор профессии. В 2010 г. ГАОУ ДПО ИРОСТ был разработан профориентационной сайт 45profor.ru, а сейчас появляется возможность создать на его основе единый информационный ресурс Курганской области, на котором:



  • размещаются видеоролики, виртуальные экскурсии, информация о предприятиях, профессиях, учреждениях;

  • проводятся конкурсы, онлайн-диагностика, профконсультации для учащихся, родителей, педагогов и др.;

  • хранятся методические материалы для руководителей образовательных организаций, профориентологов, классных руководителей, педагогов.

В 2014 г. на сайтах образовательных организаций среднего профессионального образования созданы виртуальные кабинеты профориентации, где размещаются в том числе профориентационные выставки, 3D-туры, виртуальные экскурсии, проекты и др.

Таким образом, реализация проекта «Промышленный навигатор» позволит создать: интегрированную систему профориентационной работы на основе межведомственного взаимодействия, которая даст возможность уравновесить потребность экономики в кадрах и образовательные потребности молодежи; единое региональное образовательное пространство, обеспечивающее формирование нового качественного человеческого ресурса на основе объединения (интеграции) ресурсов общественных организаций и движений, органов власти, учреждений системы образования и работодателей, ведомственных служб.


Литература

  1. Криволапова, Н.А. Развитие территориального школьного округа в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты: Метод. рекомендации. – Курган: ГАОУ ДПО ИРОСТ, 2012. – 56 с.

  2. Криволапова, Н.А. Региональные подходы к организации профориентационной работы // Служба занятости. – 2013. – №2. – С. 50-58.

  3. Куган, Б.А., Криволапова, Н.А., Тебенькова, Е.A. Моделирование региональной сети непрерывной позитивной социализации [Электронный ресурс] // Непрерывное образование: XXI век. – Выпуск 2 (6). – 2014. – Режим доступа: 10.15393/j5.art.2014.2366.

  4. Формирование социальной компетентности обучающихся: Сб. науч.-ме-тод. материалов / под ред. Б.А. Кугана, Н.А. Криволаповой, Е.А. Тебеньковой. – Курган: ГАОУ ДПО ИРОСТ, 2011. – 136 с.


АКТУАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ ПРОФОРИЕНТАЦИИ

И ФОРМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
Дементьева Л.А., руководитель

социально-психолого-педагогического центра

ГАОУ ДПО ИРОСТ
В последнее десятилетие существенно изменился взгляд на профессиональную ориентацию человека, которую уже не склонны рассматривать с по­зиции ее завершенности к определенному возрастному периоду. Считается, что это по­стоянный процесс выбора, самоопределения и профессионального развития человека.

Новую парадигму представления профес­сиональной ориентации определяют поняти­ем «помощь в выборе профессиональной карьеры». Карьера – результат осознанной позиции и поведения человека в области тру­довой деятельности, связанный с его профес­сиональным ростом и развитием. Термин «развитие карьеры» в профес­сиональной работе стал использоваться относительно недавно, в конце XX века. Первона­чально к нему прибегали, чтобы описать, как психологические, социальные, образователь­ные, физические, экономические и случайные факторы можно объединить, чтобы исследо­вать и сформировать индивидуальное профес­сиональное поведение человека на протяже­нии жизни, отработать вмешательства или действия, которые можно использовать для карьерного роста человека. Вви­ду этого концепции «развития профессио­нальной карьеры» аккумулировали в себе различные теории и понятийные категории.

Исторически во всех теориях профессиональной карьеры используют тер­мины «профессиональная ориентация» и «профессиональное консультирование». Но, по мнению западного профориентолога Л. Эдвина, теория развития карьеры еще далеко не совершенна. В настоящее время она опирается на большой массив наработок в об­ласти теории профессий, концепции профес­сиональной ориентации, моделей профессио­нального консультирования, но этих данных для современных условий выбора профессии недостаточно. Сегодня возникают новые основания и набор вопросов, которые отра­жают характеристики профессиональной структуры мира. Особенности XXI века порождают:


  • новые тенденции в структурах трудовой занятости и трудоустройства;

  • инновации в структурах и содержании профессионального образования;

  • новые противоречия в культурном и со­циальном развитии отдельных физических лиц.

В этих условиях существование теории и практики про­фессиональной ориентации и профессио­нальной карьеры позволяет людям надеяться на со­хранение и утверждение их личного достоин­ства и значимости. Расширение базы знаний в области теории и практики профориента­ции и профессионального развития, которая должна помочь людям проектировать свое профессиональное будущее, приобретает бо­лее значительную роль. При этом новая пара­дигма профессиональной ориентации и помо­щи людям в выборе своей профессиональной карьеры не только получает значение в пси­хологическом и педагогическом плане, прак­тике работы специалистов в данной области, но и становится частью социальной полити­ки, эффективным средством снижения соци­альной напряженности, роста экономическо­го здоровья нации и отдельных лиц.

Для того, чтобы помочь человеку в выборе профессиональной карьеры, в теории и прак­тике профессионального образования и кон­сультирования ранее были отработаны различные модели профориентации: просвети­тельская, психологическая, социологическая, технократическая, воспитательная, профес­сиональных проб, стратегическая.

Наиболее комплексной считается страте­гическая модель (А. Уоттс и др.), так как она охватывает раз­личные периоды профессионального станов­ления человека и основывается на новой кон­цепции профессиональной карьеры. В этой модели развитие профессиональной карьеры анализируется как постоянный процесс, ко­торый предполагает управление прогрессом в обучении и профессиональной работе, уме­ние справляться с трудностями и возникаю­щими обстоятельствами. Качество управле­ния этим процессом в значительной степени определяет характер и качество жизни физи­ческих лиц. Стратегическая модель профори­ентации ориентирована, с одной стороны, на целеустремленность человека и получение выгод от выбора профессии, с другой – на социальный и экономический вклад, кото­рый он внесет в общество, частью которого является.

Стратегическая модель ориентирована на предоставление людям точной и актуальной информации о характере и возможностях про­фессий. Ее реализация осуществляется в фор­ме информирования, диагностики, консуль­таций, специального образования, организа­ции различных мероприятий, помощи людям в приобретении опыта управления карьерой более преднамеренными способами.

Каким образом можно проектировать стратегическую модель профессиональной ориентации?

Прежде всего, следует изучить фон воз­можного выбора профессии в отношении конкретной группы лиц определенного воз­раста. Фон профессиональной ориентации включает:



  • экономические факторы (экономиче­ский уровень семьи и общества, технических разработок, влияющих на жизнь человека; количество профессий и квалификаций, не­обходимых в обществе, экономический, куль­турный и технический уровень развития от­дельных секторов сферы труда);

  • политические факторы (законодатель­ство в области трудовых отношений, особен­ности политической практики поддержки людей каждого возраста в получении профес­сии и выходе на рынок труда);

  • личностные физические факторы от­дельных групп молодежи и взрослых (здоро­вье, физическое развитие, ограничения для выбора отдельных профессий);

  • случайные социальные факторы и ката­строфы (природные разрушения, войны, финансовые кризисы, другие непредсказуе­мые факторы);

  • социально-психологические факторы (семья, семейные отношения, общие или спе­циальные навыки, эмоциональное развитие, социальный статус, отношения с друзьями и родственниками, ценности и ожидания, эмо­цио-нальная и социальная зрелость);

  • факторы приобретенного опыта образо­вания (уровень личных успехов, развитие по­знавательных навыков, когнитивная, эмо­циональная и социальная зрелость).

Получение и анализ информации о фоне профессиональной ориентации – непрерывный процесс, требующий целого ком­плекса инструментов сбора данных и интер­претации. В зависимости от полученных дан­ных разрабатывают конкретные модели профориентации для различных групп, на­пример, для выпускников школ в сельской местности, жителей крупного города, подро­стков группы риска, молодежи, получившей первый уровень высшего образования и т.д. При этом программа может быть различного уровня: национальная, муниципальная, от­дельной общины или учреждения. Общая по­литика программ может выражаться концеп­туально на уровне государства или отдель­ной организации.

Закон «Об образовании в РФ» и федеральный государственный образовательный стандарт определяют особые требования не только к образова­тельным результатам, достигаемым в рамках урочной и внеурочной деятельности, но и к уров­ню развития личности школьника. С введением новых стандартов существенно увеличи­лось время, отводимое в учебных планах на внеурочную деятельность, и основной целью мероприятий, реализуемых в рамках этой деятельности, является подготовка выпуск­ника к осознанному выбору будущей профес­сии, развитие его творческих способностей и адаптивных личных качеств. Это обуславливает и необходимость определения эффективных форм психологической работы с самоопределяющимся субъектом.

Л.М. Митина выделяет две основные формы психологической работы с самоопределяющимся субъектом: адаптивную и развивающую.

Наиболее распространенными видами адаптивной формы являются диагностическая, бихевиористская и психоаналитическая модели.

Диагностическая модель психологического сопровождения профессионального самоопределения (Ф. Парсонс, Е.А. Климов, А.Д. Сазонов и др.) включает три этапа профориентационной работы: изучение психических и личностных особенностей оптанта, изучение требований профессии и формулирование их в психологических терминах, сопоставление полученных двух рядов факторов и принятие решения о рекомендуемой профессии. Таким образом, предполагается, что существует жесткая взаимосвязь между особенностями человека и профессиональными требованиями. Сам выбор рассматривается как поиск соответствия между требованиями профессии и индивидуальностью. Привлекательность этой схемы заключается в ее внешней простоте и кажущейся логичности. Однако в данной модели исключается возможность принятия решения самим оптантом. Неправомерно принимать решение на основе одних только результатов диагностического обследования без учета изменений в мире профессий и перспективы развития личности (Е.М. Борисова, Г.П. Логинова, В.В. Зацепин и др.).

Бихевиористская (воспитательная) модель психологического сопровождения профессионального самоопределения основана на представлениях о более или менее однозначной обусловленности поведения человека набором внешних воздействий. Иными словами, любого человека можно обучить любой профессии, следует лишь правильно подобрать наиболее эффективные методы профессионального образования. Данная модель привлекательна, поскольку учитывает возможность развития способностей. Однако она полностью игнорирует данные, полученные в области дифференциальной психофизиологии. Существующие природные и малоизменяющиеся различия между людьми могут быть благоприятными для формирования профпригодности в одних профессиях и стать непреодолимым препятствием для других.

Психоаналитическая модель строится на основе исследования проявлений бессознательного человека и подборе ему таких профессий, в которых они могли бы реализоваться в наибольшей степени. Предполагается полный отказ от самовоспитания и саморазвития. Главное – принять себя таким «как есть» и отказаться от тех профессий, которые требуют «переделки себя».

Развивающая (активизирующая) форма психологического содействия профессиональному самоопределению лишена главного недостатка адаптивной – она не только не исключает активности самоопределяющегося субъекта из процесса решения жизненно важной задачи, а, напротив, рассматривает ее как главный фактор правильного выбора. Основная цель психологического сопровождения – активизация процесса профессионального самоопределения, актуализация в сознании самоопределяющегося субъекта необходимости осуществления правильного профессионального выбора, формирование значимости профессионального саморазвития и самореализации.

В рамках развивающей модели психологического содействия профессиональному самоопределению обучающихся предлагается наряду с основной задачей психодиагностики (определением актуального состояния развития индивидуальности) использовать результаты психодиагностики:


  • для стимулирования потребности обучающегося к самопознанию и самосовершенствованию в русле подготовки к будущей профессиональной деятельности;

  • для выявления недостатков, пробелов в развитии тех или иных качеств, способностей, которые важны для будущей профессиональной деятельности;

  • для принятия решения о характере коррекционной и развивающей работы с целью подготовки к будущей профессии;

  • для осуществления контроля за развитием требуемых качеств, способностей после коррекции или тренинга;

  • для определения ограничений в выборе сфер профессиональной деятельности, предъявляющих жесткие требования к психофизиологическим особенностям индивида.

В рамках развивающей модели предлагается отказаться от наращивания арсенала психодиагностических методик, и сосредоточить основное внимание на разработке и реализации активизирующих, обучающих и коррекционно-развивающих мероприятий, спецкурсов, психотренингов, игр, дискуссий и пр.

Наконец, особые требования предъявляются к организации взаимодействия обучающихся и педагога (психолога, профконсультанта). Неприемлемым является какое-либо давление, директивный тон, навязывание своего мнения. Акцент следует сделать на том, что выбор профессии только тогда будет верным, когда он осознан, самостоятелен и когда ему предшествует большая предварительная работа по самопознанию и изучению мира профессий.



Основными направлениями работы по психологическому содействию профессиональному самоопределению являются следующие:

I. Активизация профессионального и личностного самоопределения учащихся. Главной целью активизации профессионального и личностного самоопределения является формирование его субъекта, то есть самостоятельной, ответственной личности, способной ставить перед собой жизненные цели и достигать их. На этапе выбора профиля обучения цель использования активизирующих профориентационных методик в работе со старшеклассниками состоит в актуализации проблемы профессионального самоопределения в сознании учащихся, включении их в совместную деятельность по решению соответствующих задач, формировании конкретных практических навыков и уверенности в возможности решить данные задачи самостоятельно. В практике современного профконсультирования разработано большое количество активизирующих профориентационных методик, техник и процедур (профориентационный игры и игровые упражнения, бланковые и карточные активизирующие методики, карточные информационно-поисковые технологии, настольные профориентационные игры, активизирующие опросники и пр.).

II. Информационное обеспечение профессионального самоопределения учащихся. В рамках этого направления дети получают сведения о мире профессий, условиях труда и требованиях, предъявляемых к работнику, системе профессионального образования, структуре рынка труда, системе службы занятости и трудоустройства, службе психолого-педагогической поддержки профессионального и личностного самоопределения, правовой защите и охране труда и пр.

III. Психологическая диагностика особенностей профессионального самоопределения. На этапе предпрофильной подготовки психологическая диагностика может иметь разные цели. Так, психодиагностика включена как обязательная составляющая в учебные курсы, направленные на помощь учащимся в профессиональном самоопределении. В этом случае при выполнении диагностических методик происходят два процесса: во-первых, это активизация размышлений учащихся о собственных профессиональных предпочтениях; во-вторых, самопознание своих профессиональных интересов и склонностей. Результаты диагностики представляют интерес прежде всего для самих детей. Однако психодиагностика может преследовать и другую цель, важную для психологов и педагогов, участвующих в комплектовании профильных классов – составление объективного представления о профессиональных склонностях детей, включающего не только информацию об их интересах, желаниях и предпочтениях, но и знание их реальных способностей и достижений в тех или иных предметных областях.

IV. Развитие адаптивных свойств личности учащихся. Содержание данного направления не является специфическим в условиях профильной школы, однако его реализация позволит избежать многих проблем на этапе адаптации в профильном 10 классе, снизит стрессогенность ситуаций конкурсного отбора, экзамена и пр.

V. Психологическое сопровождение реализации курсов по выбору в период предпрофильной подготовки. Курсы по выбору – не обязательные школьные дисциплины, в связи с чем перед преподавателями встают проблемы: как привлечь детей, как строить взаимодействие на занятиях, как оценить результаты собственной работы (ведь отметок здесь быть не может). Психологическое сопровождение процесса разработки и преподавания курса по выбору – это ориентация на конечную его цель, глубоко психологическую по своему содержанию, опора на знание психологических закономерностей развития и обучения, использование психологических методов и средств повышения эффективности образования.

VI. Психологическая помощь родителям обучающихся.

VII. Индивидуальная работа с детьми, имеющими трудности в профессиональном самоопределении.

Многие из данных направлений могут быть комплексно реализованы в рамках факультатива или ориентационного курса по выбору с соответствующей тематикой. Так, в учебном плане большинства школ Курганской области в 9 классе предусмотрен курс «Твоя профессиональная карьера» С.Н. Чистяковой, который реализуется педагогами-психологами и учителями технологии. Однако опыт показывает, что далеко не во всех школах имеется возможность организовать подобные курсы. Кроме того, на занятиях факультатива проблематично реализовать такие направления психологического сопровождения выбора профиля обучения, как индивидуальная работа с детьми, имеющими трудности в процессе профессионального самоопределения, а также оказать психологическую помощь родителям и педагогам, преподающим предпрофильные курсы по выбору.

  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница