Психологическое консультирование подростков в детско-родительской паре Н. И. Виталева педагог-психолог



Скачать 131,5 Kb.
Дата27.02.2016
Размер131,5 Kb.
Психологическое консультирование подростков в детско-родительской паре
Н.И. Виталева педагог-психолог

Центра ПМСС №5 «Сознание»

Октябрьского района

г. Красноярска


Важным вопросом в практике консультирования семьи является вопрос относительно определения области консультирования и психотерапии. Область консультирования затрагивает в основном ситуационные проблемы, решаемые на уровне сознания и возникающие у клинически здоровых индивидов. Область психотерапии стремится к глубокому анализу проблем с ориентацией на бессознательные процессы, структурную перестройку личности.

Специфическими чертами психологического консультирования, отличающие его от психотерапии являются следующие особенности - консультирование ориентировано



  • на клинически здоровую личность;

  • на настоящее и будущее клиентов;

  • на краткосрочную помощь;

  • на проблемы, возникающие во взаимодействии личности и среды;

  • на ценностное участие консультанта;

  • на изменение поведения и развитие личности клиента.

Структурирование консультирования

Процесс консультирования может быть условно структурирован на несколько стадий. Консультирование имеет начало, середину и конец.

Структурирование означает организацию отношений консультанта с клиентом, выделение отдельных этапов консультирования и оценку их результатов, а также предоставление клиенту информации о процессе консультирования. Закончив один этап, мы вместе с клиентом обсуждаем результаты, формулируем выводы. Необходимо убедиться, что оценки результатов данного этапа консультантом и клиентом совпадают.

Структурирование происходит в течение всего консультирования. Каждый новый этап начинается с оценки того, что достигнуто. Это способствует желанию клиента активно сотрудничать с консультантом, а также создает возможность в случае неудачи на отдельном этапе вновь вернуться к нему. Таким образом, суть структурирования — участие клиента в планировании процесса консультирования.


Первая встреча с клиентом
Первая встреча начинается со знакомства. Представившись, консультант узнает имя и фамилию клиента и пару минут может уделить общепринятым фразам, которые уменьшают тревогу и напряжение первой встречи.

Тревога и напряжение мешают клиенту говорить. Если консультант видит явное напряжение клиента, полезно обозначить и прокомментировать это состояние: "Вы очень озабочены" или "Вы кажетесь испуганным". Разговор о беспокойстве способствует снятию напряжения.

Иногда клиент боится оценки, диагноза, беспокоится из-за возможного выявления нарушений психики. Чтобы это выяснить, консультант может спросить: "Некоторые люди боятся обращаться к психологам и психотерапевтам, предполагая, что их примут за душевнобольных. А Вы испытываете подобное беспокойство?". Беспокойство такого рода следует устранить в начале беседы. Консультант должен объяснить, что клиент сам выбирает, о чем и сколько говорить, что большинство людей обращается к психологам и психотерапевтам из-за жизненных проблем, а их нельзя считать болезнями.

Правильное объяснение процесса консультирования с особым подчеркиванием полной зависимости успеха от сотрудничества консультанта и клиента корректирует ожидания клиентов и уменьшает тревогу. Тревогу можно уменьшить, просто попросив клиента удобно расположиться в кресле и расслабиться.

В начале первой встречи важно выяснить, обратился ли клиент сам или его кто-то направил. Если клиент приходит не по собственной инициативе, велика вероятность его сопротивления консультированию, поскольку сам клиент не видит смысла в обращении к психологу. Это требует от консультанта дополнительных усилий по созданию необходимой мотивации и вообще выяснению целесообразности дальнейших встреч. У клиента, направленного другим специалистом, необходимо сразу выяснить, почему он направлен к консультанту. Консультанту рекомендуется самому выслушать клиента, а не полагаться на информацию коллеги, потому что только из личной беседы можно понять, какой смысл имеют проблемы для клиента.

Право первого вопроса принадлежит консультанту. Вопрос должен быть открытым, неопределенным, позволяющим клиенту без всяких тематических ограничений говорить о том, что для него важно. Например: "Какие вопросы (трудности, проблемы) привели Вас сюда?".

Во время первой встречи мы внимательно выслушиваем клиента и пытаемся определить основную тему беседы, круг проблем и трудностей. Прежде всего, следует обратить внимание на понимание проблемы клиентом, на вероятные причины ее возникновения, на попытки решить эту проблему, связанные с ней трудности и сопутствующие факторы. Консультант должен позволить клиенту свободно рассказывать, иногда вставляя такие фразы: "Стало быть, все попытки решить проблему оказались неудачными...", "Только с этими делами связываете свою проблему?". Не следует прерывать клиента и показывать свое личное согласие или несогласие, необходимо избегать высмеивания клиента, проявлять свои симпатии тоже не нужно, не надо предлагать поспешные интерпретации и спешить с выводами.

Часто во время первой встречи клиент говорит о многих проблемах, потому что практически никогда не бывает единственной проблемы. Консультант должен усмотреть разного рода связи между изложенными событиями, чувствами и установками.

С самого начала первой встречи консультант должен заботиться о том, чтобы клиент принял на себя ответственность за свои проблемы. Консультант разделяет с клиентом ответственность и указывает, что он заинтересован в обсуждении проблем клиента и возможных альтернатив их решения. Вместе с тем не следует стараться полностью избавить клиента от тревоги, связанной с принятием на себя ответственности.

Каждый раз клиент должен уходить от консультанта более самоуверенным, но с пониманием, что следует что-то менять в себе и своей жизни. Консультант обязан не столько освобождать клиента от страданий, сколько придать его страданиям конструктивное направление, вызывающее изменение личности в процессе консультирования.

Если работа с клиентом не закончилась первой встречей, важно обратить внимание на некоторые особенности следующей встречи. На первой встрече в основном собирается информация о проблемах, трудностях клиента, происходит выделение основной проблемы.

Структурирование времени консультирования

Первая встреча с клиентом должна продолжаться столько времени, сколько и все последующие встречи. Обычно консультативная беседа со взрослым человеком длится от 50 минут до одного часа. Такая продолжительность не случайна. Менее продолжительная беседа заставляет нервничать и консультанта, и клиента, создавая впечатление, что они не успеют достаточно глубоко обсудить вопросы, возникшие во время встречи. Более продолжительная беседа, слишком утомит обоих участников консультирования. Продолжительность беседы может изменяться в зависимости от возраста клиента. Беседа с 8-12-летним ребенком может длиться около 30 минут, а с детьми старше 12 лет консультативная беседа может продолжаться до 1 часа.

Продолжительность беседы консультант определяет в начале встречи. Клиент должен знать, каким временем он располагает для обсуждения наболевших проблем. Пределы времени можно устанавливать самыми разнообразными способами:

"В нашем распоряжении 50 минут, и я готов выслушать Вас".

"Полагаю, что Вы могли бы начать с того, что ждете от консультирования. У нас есть 50 минут времени".

Чтобы помочь клиенту лучше сориентироваться во времени, мы должны ему напомнить, что время заканчивается: "Сегодня у нас остается около 10 минут, что бы Вы еще хотели обсудить за это время?" В начале консультирования необходимо определить общую продолжительность консультирования и частоту встреч. Обычно полагают, что для установления продуктивного контакта достаточно одной — двух встреч в неделю.



Диагностика: "за" и "против"

Анализируя аргументы "за" и "против" диагностики в психологическом консультировании, можно утверждать, что одинаково неприемлемы обе крайние точки зрения. Диагностика — составная часть процесса психологического консультирования, при котором мы стремимся к более глубокому пониманию клиента. От первой до последней встречи как клиент, так и консультант находятся в процессе поиска. Даже отказываясь от строгих рамок диагностики, консультант должен задать себе вопросы:



  • Что происходит сейчас в жизни клиента?

  • Что ожидает клиент от консультирования?

  • Каковы потенциальные возможности и ограничения клиента?

  • Как далеко и глубоко следует заходить в консультировании?

  • Какова основная психодинамика в жизни клиента?

Отвечая на эти вопросы, консультант определяет желания клиента и возможность достижения целей консультирования. В этом смысле диагностика является перманентным процессом, продолжающимся столько же, сколько и консультирование.

По мнению Bramer и Shostrom (1982), диагноз должен отражать стиль жизни клиента, помогать консультанту планировать стратегию и тактику своей деятельности, эффективно прогнозировать ее результаты и в то же время во избежание серьезных ошибок не упускать из виду реальную патологию в поведении клиента.



Завершение консультирования

Прекращение консультативного контакта чаще всего происходит тогда, когда клиент начинает ясно осознавать свои проблемы и свободу выбора решений или когда проблемы исчерпываются в ходе консультирования. Вопрос о прекращении консультативных встреч клиент и консультант решают вместе. Последняя встреча должна быть посвящена подведению итогов и установлению важнейших результатов терапии или консультирования. Лучше, чтобы первым это сделал сам клиент. Только он способен сформулировать действительные результаты. Консультант должен помочь клиенту точнее и конкретнее обозначить изменения, которые произошли за период консультирования. Именно конкретность свидетельствует об осознанном принятии клиентом происшедших перемен.

Порой возникает вопрос о необходимости встреч с клиентом по окончании консультирования. Нужно оставить возможность клиенту обращаться к консультанту в случае надобности, при возникновении новых проблем, но с другой стороны, не стоит поощрять такие обращения.

Оценка результатов консультирования

Одно из важных этических требований, предъявляемых консультанту, — это осознание истинных результатов своей работы и эффективности применяемых в консультировании методов.

Для оценки результатов консультирования конкретного клиента можно использовать ряд критериев. Blocher (1966) выделяет четыре основных:


  • социальная приспособленность;

  • личностные особенности;

  • профессиональная приспособленность;

  • успешность учебы.

Критерий социальной приспособленности широко используется, поскольку большинство клиентов и обращаются к консультанту из-за возникших трудностей в социальном приспособлении, как правило, по причине внутренних конфликтов личности. Улучшение социального приспособления способен оценить сам клиент, но к оценке можно привлечь друзей клиента, членов семьи, учителей (если мы консультируем ребенка).

Личностные критерии охватывают изменение самооценки и множество других параметров, обычно измеряемых тестами.

Профессиональная приспособленность включает профессиональные планы, удовлетворенность работой и т.п.

Критерии учебной деятельности используются в консультировании учащихся и отражают динамику успеваемости.

Обычно основным источником информации об эффективности консультирования является сам клиент, представляемая им оценка своего состояния. Такая оценка имеет определенные ограничения, но все же объективнее всего отражает истинное положение. Важно, чтобы оценка результатов самим клиентом была достаточно конкретна. Поэтому одна из важнейших задач консультанта — помочь клиенту конкретизировать свои достижения в ходе консультирования.

Особенности  психологического консультирования ­

взаимоотношений родителей с подростками

Значительная часть трудностей подростка и их родителей связаны с отделением их от семьи и становлением самостоятельности. Специфика трудностей подростков обусловлена их возрастными особенностями среди них депривация, которая может приводить к появлению агрессивности, тревожности, трудностей в общении и к суицидальным попыткам. Подросток страдает не в случае объективной сексуальной непривлекательности, а при неполучении признания сексуальной привлекательности со стороны ближайшего окружения. Для подростка становится значимым именно нарушение запретов. Подростки ориентированы на активное от стаивание своих прав и пренебрежение к обязанностям. Отделение подростка от семьи – важнейшая предпосылка достижения им впоследствии самостоятельности, возможности принимать ответственность за свою жизнь на самого себя. Оно затруднено если в семье имеются нарушения структурно-ролевого характера. Значительная часть трудностей подростка связана с отделением их от семьи и становлением самостоятельности. У подростков наблюдается инфантильное отношение к будущему. Будущее воспринимается как проекция желания настоящего.

В нашем обществе дети и взрослые представляют две разные группы и имеют разные права, обязанности и привилегии. В ограничении для детей зафиксировано их отличие от взрослых тем, что доступно для взрослых является запретным для детей, это фиксирует несамостоятельность ребенка, его подчиненное, неравноправное положение.

Переход в группу взрослых предполагает изменение прав, обязанностей и привилегий. Претензии подростка на новые права распространяется на всю сферу отношений с взрослым, являются причинами конфликтов с взрослыми. Протест и неподчинение взрослым являются для подростка средством, при помощи которого он хочет добиться изменений прежнего типа отношений с взрослым на новый тип отношений, характерный для общения взрослых людей.

Проблема прав взрослого и подростка в отношениях друг с другом – проблема равноправия. Она свидетельствует о нарушении баланса в системе прежних отношений и тенденции к смене существующего типа отношений. Протест подростка инициирует перемены, а взрослый этому сопротивляется. Таким образом, перестройка социальной ситуации развития в подростковом возрасте заключается в постепенном переходе от «детско-взрослых» отношений к взаимоотношениям «взрослый-взрослый».

Задача взрослых обеспечить в подростковом возрасте постепенное обучение ребенка «быть взрослым». Чтобы учиться этому, ребенок, ребенок должен начать жить в системе норм и требований, существующих для взрослых. Это может быть связано с расширением самостоятельности, обязанностей, изменением прав ребенка.

Восприимчивость к усвоению различных образцов взрослого поведения и готовность перехода к новому типу отношений с взрослым, соответствует стремлениям подростка, но у взрослых отсутствует готовность к расширению прав подростка. Если у взрослого сохраняется отношение к подростку как еще к ребенку то, это вступает в противоречие с задачами воспитания подростков и является тормозом развития социальной взрослости, с другой стороны это вступает в противоречие с представлением подростка о степени собственной взрослости и претензии на новые права. Именно эти противоречия являются источником конфликтов в отношениях взрослого и подростка. Длительность конфликта определяется временем неизменности отношения взрослого к подростку. Негативная фаза отражает определенную форму перехода к новому типу отношений, в условиях, когда сдвиги в развитии личности ребенка в начале подросткового возраста опережают появление соответствующих им изменений в отношениях с взрослым. Положительное содержание негативной фазы заключается в том, что подросток путем разных форм неподчинения взрослому, ломает прежние отношения и строит новые, при которых развивается его взрослость. Этот процесс составляет основное содержание формирование личности и стимулирует проявление определенных морально-этических представлений, ценностей, целей, планов на будущее, задач саморазвития и самовоспитания и стремления поступать в соответствии с собственными представлениями и целями. Но конфликтные отношения способствуют нежелательной эмансипации подростка и создают у него смысловой барьер к воздействию взрослого, который теряет возможность оказывать на него влияние. Иначе протекает подростковый период, если переход к новому типу отношений происходит по инициативе взрослого. В этом случае он происходит постепенно без специфических трудностей. Не дожидаясь, времени, когда инициатором изменений отношений станет подросток, взрослый начинает перестраивать свое отношение к нему и выбирать эффективные способы расширения самостоятельности и прав подростка, повышения требований и увеличения ответственности. Признание взрослым новых возможностей ребенка и проявления «чувства взрослости» сглаживает противоречия и конфликты. Возможность бесконфликтного протекания подросткового периода связана с эффективными способами пошагового перехода к новому типу отношений и постепенного расширения самостоятельности подростка в разных направлениях в той степени, которая соответствует реальным возможностям и общественным требованиям, но не превышает меры, определяющей возможность взрослого оказывать влияние на поведение подростка.

Опираясь на вышесказанное, для того, чтобы сделать процесс перехода к новому типу отношений управляемым и целесообразным в различных конкретных условиях, мы поставили перед собой задачу разработать модель психологического консультирования родителей, обратившихся на психологическую консультацию в кризисный период социальной ситуации развития подростка.

В общем виде этапы психологического консультирования: могут быть представлены таким образом:


  • установление контакта с клиентом;

  • предоставление клиенту возможности выговориться;

  • предоставление эмоциональной поддержки и информации о позитивных аспектах его проблемной ситуации;

  • совместная, с клиентом переформулировка проблемы;

  • заключение динамического контракта;

  • формирование регистра возможных решений проблемы;

  • выбор оптимального решения;

  • закрепление мотивации и планирование реализации выбранного решения;

  • завершение консультирования с предоставлением права повторного обращения.

Для того чтобы сориентироваться в проблематике трудностей подросткового возраста, проанализируем типологию ситуаций обращения за 2008-2009 год, они были представлены следующим образом:


Типология обращений

Сравнительные данные в %

Подростки с нарушением эмоционально-волевой сферы

18,4%

Подростки с учебными трудностями

20,9%

Подростки с проблемами в общении

11%

Подростки с проблемами личностного развития

13,3%

Подростки с асоциальным поведением

5,5%

Подростки с неврологическими расстройствами

5%

С нарушениями речи

2%

Проблемы профессионального самоопределения

2,5%

Нарушение детско-родительских отношений

22%

В практике психологического консультирования эффективно используется модель возрастной периодизации Выготского Л.С., она находит свое подтверждение относительно возрастных границ и специфики поведения, из анализа проблематики обращений и жалоб родителей можно сказать, что существуют некоторые особенности в поведении современных подростков, но нет существенных отличий, от варианта предложенного автором. Проблема трудновоспитуемости подростка выступает на первый план, родители отмечают, что поведение подростка становится трудно управляемым со стороны взрослых и конфликтным. Если из жалоб родителей составить психологический портрет трудного подростка, то он будет выглядеть следующим образом: «В последнее время подросток стал игнорировать просьбы о помощи по дому, отказывается выполнять поручения; делает все наоборот и «на вред»; перестал выполнять домашние задания, ничем не интересуется, в том числе и учебными предметам, прогуливает уроки; много времени тратит на разговоры по телефону с друзьями; поздно ложится вечером, а утром не может подняться, все делает в последний момент; не следит за порядком в своей комнате, за своей одеждой, просит купить странную и непрактичную одежду; стал лгать, пассивен, грубит старшим, на замечания реагирует криком, может демонстративно хлопнуть дверью и уйти, не закончив разговор; заявляет о том, что его не любят, и в тоже время отказывается проводить время с семьей; приходит поздно, отключает телефон и не отвечает на звонки родителям, и совсем не может управлять своим временем».

Подобное поведение подростков можно объяснить тем, что он стремится расширить свои права, уменьшить круг своих обязанностей, стремится ограничить степень влияния родителей на самостоятельность принятия им решения. Из уст подростка можно часто слышать фразы: «Я имею право…», « А почему я должен…», «Вы не имеете права…». Стремление к эмансипации, сенситивные реакции на критику, замечания и требования раздражают родителей, и они начинают оказывать давление на подростка, но прежняя система отношений оказывается мало эффективной. Обнаружив дефицит воспитательской компетентности, родители обращаются на консультацию к психологу.

Остановимся на особенностях психологического консультирования по проблеме нарушения детско–родительских отношений. Оно имеет свою специфику. Во-первых, необходимо определить, кто является основным клиентом психолога, и конкретизировать запрос. По мнению родителей, основным клиентом психолога является подросток. Однако подросток не заявляет никаких личных проблем и редко является инициатором обращения, так как считает, что у него нет проблем, которые он мог бы обсуждать с психологом. При консультировании детско-родительской пары подросток не готов осознавать и решать проблему, заявленную родителем, к психологу относится настороженно, держит дистанцию, так как психолога воспринимает таким же взрослым как родителя. Во-вторых, «объявляя» подростка клиентом родители не осознают, что сами опосредованно являются клиентами, неготовыми к изменениям.

Таким образом, возникает проблема в установлении контакта с клиентами, обратившимися на консультацию.

Установление контакта зависит от степени мотивации клиента на взаимодействие с психологом и готовности к изменениям. Условно можно выделить три группы клиентов в консультировании родителей подростков:



  1. Мотивированные родители, которых беспокоят конфликтные отношения с ребенком и они стремятся найти эффективные способы взаимодействия с ним, готовые к изменениям отношений, как правило, они владеют психологическими знаниями и нуждаются в освоении определенных психотехник, которые изменяют трудное поведение подростка во взаимодействии с ним;

  2. Мотивированные родители, обеспокоенные негативной фазой развития ребенка, но не готовые к изменениям отношений с ним, ориентированные, прежде всего, на изменение подростка и его нежелательного поведения третьим лицом (психологом, педагогом);

  3. Не мотивированные родители, которые не осознают проблем своего ребенка и собственной родительской некомпетентности, направленные на консультацию к психологу школой, ИДН, КДН, УВД (подростки, находящиеся в конфликте с законом, с асоциальным поведением). Данная категория родителей чувствует себя не способными разрешать противоречия и конфликтные ситуации, которые имеются не только у них с подростком, но и с социальными институтами. Основной запрос к психологу звучит так: «Сделайте с ним что-нибудь, сил моих нет, нас отправили к психологу», «Нас направили к вам и мы пришли….». Данная категория самая проблемная, работа с ней малоэффективна, если не удается в процессе консультирования совместно определить проблемное поле. Психолог воспринимается родителями «волшебником», «врачом», который может каким-то магическим способом исправить «трудного подростка», дать таблетку и трудности исчезнут без лишних усилий родителей. Для того чтобы изменить ситуацию, необходимо изменить мировоззрение взрослого, уклад жизни, а это не простая задача, и можно поставить вопрос о том насколько эта задача относится к сфере компетентности психолога, если нет реального запроса от взрослого клиента.

Работа с родителями имеет следующую структуру, на первом этапе формулируется жалоба от родителей, затем оформляется реальный запрос, работаем с ожиданием родителей, относительно того, как они хотели бы изменить проблемную ситуацию, в чем конкретно видят помощь психолога. Далее совместно с родителями выстраиваем гипотезу относительно возможных причин возникших трудностей в общении с подростком, и появления у него девиаций в поведении. Практика показывает, что причинами могут быть:

- нарушение системы семейного воспитания;

- возрастные и индивидуальные особенности подростка;

На следующем этапе работаем над мотивацией родителей на изменение стиля отношения с подростком, в качестве аргументов можно использовать результаты опросника АСВ Эдемиллера, который рассматривает различные аспекты нарушения системы семейного воспитания:



  1. Нарушение семейных представлений во взаимоотношениях родителей и подростков (ориентация родителей на разрешение сиюминутных ситуаций и недооценку отдаленных последствий своих поступков по отношению к подростку).

  2. Нарушение структурно-ролевого аспекта семьи (обусловленное системой ролей, возникающих под влиянием имеющегося нервно-психического расстройства члена семьи, расширением сферы родительских чувств, проекцией детских качеств в подростке, проекцией собственных нежелательных качеств, неразвитостью родительских чувств, эмоциональным отвержением, жестоким обращением, повышенной моральной ответственностью).

  3. Нарушение системы взаимного влияния членов семьи (обусловленное воспитательской неуверенностью родителей, фобией утраты ребенка).

  4. Нарушение системы требований к подростку (наличие жестких требований или полное их отсутствие «Т+/Т-», наличие / отсутствие запретов «З+/З-», наличие/отсутствие санкций «С+/С-»)

  5. Уровень протекции в процессе воспитания (гиперпротекция или гипопротекция).

Акцентуации характера у подростков связаны с опреде­ленными типами семейного воспитания и взаимоотношени­ями подростков в семье. Совершенно очевидно, что тот или иной тип воспитания, в свою оче­редь, связан с характерологическими особенностями самих родителей. Можно выделить наиболее неблагоприятные сочетания типов семейного воспитания и акцентуации харак­тера у подростков: гипопротекция и неустойчивый, конформный, гипертимный тип акцентуации, доминирующая, гиперпротекция и психастенический, сензитивный,  астено - невротический, гипертимный; потворствующая гиперпротекция и лабильная, истероидная, гипертимная, ши­зоидная акцентуация; эмоциональное отвержение  при сен­ситивной, лабильной и астено-невротической.

Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкий считают, что наруше­ния семейных представлений приводят к усилению отклоне­ний у подростков (близорукость), ухудшению их нервно­психического здоровья («патологизирующие роли родителей»), развивают гиперпротекцию (расширение родительских чувств» или «предпочтение детских качеств»), эмоциональ­ное отвержение («пpoeкция нежелательных качеств»).

Нарушение механизмов интеграции в семье, выраженное в неразвитости родительских чувств, предпочтении муж­cкиx или женских качеств в ребенке, приводят соответ­ственно к гипопротекции или эмоциональному отверже­нию.

   Нарушение системы взаимного влияния членов семьи, воспитательная неуверенность родителей или страх утраты ребенка - чревато гиперпротекцией в воспитании.

Нарушения взаимоотношений в семье, ошибки в вос­приятии членами семьи друг друга влияют на  развитие у подростков ситуативных нарушений поведения, неврозов и неврозоподобных состояний на фоне акцентуаций характе­ра, патохарактерологических формирований, определяют динамику психопатий. В свою очередь, аномалии поведения  подростков приводят К ломке жизненных стереотипов у родителей, их невротизации, эмоциональной неустойчивости.

Чтобы разорвать этот порочный круг, нужна работа со всей семьей - как с родителями, так и с подростками.

   Этапы семейной терапии при акцентуациях характера у  подростков следующие:

     I этап - диагностический (включает личный анамнез и анамнез семьи глазами подростка, личный анамнез и анам­нез семьи глазами родителей, психологическую диагностику);

    II этап - ликвидация семейного конфликта (заключает­ся в установлении эмоционального контакта, эмоциональ­ном отреагировании, ликвидации напряженных отношений в семье, в односторонних встречах);

    III этап - реконструктивный (включает совместное об­суждение семейных проблем, поиск приемлемых форм об­щения подростка и родителей);

     IV этап - поддерживающий (включает консультирова­ние психолога с целью поддержания новых форм взаимо­действия, достичь которых удалось в ходе семейной психо­терапии).

Показанием к семейной терапии являются все виды на­рушений поведения за исключением аномалий характера, биология которых связана с различными типами семейной дезорганизации и неправиль­ного воспитания. Для установления контакта с подростками психологу сле­дует придерживаться позиции партнерства, серьезного от­ношения, доброжелательности, отсутствия директивности, опоры на референтных лиц и осведомленности об интересах и склонностях подростков. У родителей необходимо снимать излишние опасения, тревоги и напряженность.

При выявленных акцентуациях желательно учесть, что гипертимы, неустойчивые, конформисты, эпилептоиды и лабильные лучше реагируют на тон «старшего товарища и врача»; «тон строгого родителя и педагога» подходит кон­формным и неустойчивым подросткам. Лабильные хорошо реагируют на сочувствие, позицию «опекающего друга». Сензитивные и шизоидные подростки трудны в контакте и принимают только позицию «стороннего наблюдателя, го­тового прийти на помощь». Истероидным нужен и «потвор­ствующий родитель», поощряющий действительно положи­тельные действия. С эпилептоидом надо говорить прямо и откpытo и препятствовать его стремлению доминировать над всеми в группе. Циклоидные в позитивной фазе нуждаются в строгом отношении, а в негативной - «опекающем дру­ге». Нужна определенная тактика и в отношении родителей. С типом «потворствующая гиперпротекция» можно конст­руктивно обсуждать проблемы после их выслушивания. При типе «доминирующая гиперпpoтeкция» надо действовать через лидера семьи. При «жестоком обращении» нужен намек психолога на знание им истины, которая скрывается родителями. В других случаях терапия неэффективна, в этом типе семейной терапии рекомендуется использовать различные  методики.

 Информирование родителей о психологических и возрастных особенностях подростка, способствует осознанию ими причин девиантного поведения ребенка, делающегося конфликтным и трудновоспитуемым. Обращение к «Я - образу подростка» родителей позволяет провести параллель между особенностями поведения родителя-подростка и ребенка-подростка. Как правило, родители, сравнивая, находят не только различия в поведении, но и видят много общего в своем поведении в детстве и в поведении взрослеющего ребенка. Это приводит родителей к пониманию и принятию индивидуальных и возрастных особенностей своего ребенка, мотивирует на осознанное изменение отношений с ним, представляет возможным прогнозирование последствий собственных действий на поведение ребенка в будущем.

Таким образом, родители выступают инициаторами изменений отношений с подростком в соответствии с его возрастными потребностями и индивидуальными особенностями. Эффектом таких изменений является снижение количества конфликтных ситуаций, достижение взаимопонимания, появление возможности принимать участие в жизни ребенка. Родители целенаправленно и поэтапно создают ситуации, где ребенок может проявить свою самостоятельность, сделать выбор и принять решение, где обозначается поле его ответственности за результат собственных действий. Со стороны родителей структурируется система требований, запретов, разрешающих действий и санкций.

С этой целью эффективна в практике консультирования таблица «4-х цветовых зон» предложенная Д. Элиумом и модифицированная схема, предложенная в трансактном анализе Э. Берном. Снизить конфликтность и эмоциональную напряженность в детско-родительских отношениях помогает использование техники «Я-сообщения». В практике психологического консультирования положительную динамику дают бланковые методики предложенные Мониной и Лютовой - «Как я справляясь со своим гневом?», «Как я решаю конфликты с…», они позволяют подростку в форме игровой процедуры освоить конструктивные способы разрядки гнева, саморегуляции, выбрать и проанализировать стратегию поведения в конфликтной ситуации. На закрепление положительной динамики изменения отношений в детско-родительской паре используются арт-терапевтические методики «совместное рисование», «ассоциации», «сказкотерапия».

В процессе консультирования на начальном этапе знакомим родителей с указанными выше схемами и показываем способ применения их на практике, затем отслеживаем эффекты и динамику изменений детско-родительских отношений, анализируем причины низкой эффективности техники, проводим корректировку. На следующем этапе знакомим с данными техниками подростка, дополнительно обучаем его приемам саморегуляции. На протяжении определенного времени (в каждом отдельном случае временные рамки разные в среднем 1-3 месяца) семья выполняет инструкции в форме домашнего задания и приходит на промежуточные консультации для обсуждения результатов изменений. Психолог завершает работу с клиентами тогда, когда они достигнут желаемого результата, устраивающего обе стороны и родителей и подростка.

Редко замотивированным на решение конфликтных ситуаций с взрослыми, является сам подросток. Установление контакта и взаимодействия с данным клиентом начинается с организации рефлексивного анализа ситуации, в которой оказался подросток. Обсуждается вопрос о том, как он воспринимает данную ситуацию? В чем видит проблему? Подросток нуждается в эмоциональной поддержке взрослого-психолога, почувствовав, что его принимают и понимают, он вступает во взаимодействие с консультантом. Рассмотрев позитивные аспекты ситуации, ресурсы и дефициты личности подростка, переходим к осознанию подростком проблемной ситуации, заявленной родителями, и переводим эту проблему в плоскость персонификации (принятие проблемы как своей собственной, а не внешней). На следующем этапе рассматривается вопрос о том, что может сделать подросток, чтобы изменить ситуацию. Что может, по его мнению, сделать родитель? Рассматриваются возможные варианты решения проблемы, совместно с подростком осуществляется выбор приемлемых для него на данный момент альтернатив в изменении поведения (в плане самовоспитания, самоопределения, самореализации, готовности взять ответственность за последствия своих действий). Таким образом, формируется «образ взрослого». С подростком заключается договор на определенный срок (на 10-12 дней), дается домашнее задание, например, предлагается понаблюдать как изменится ситуация если….. он будет действовать по предложенному на консультации плану. Назначается время повторной встречи, на которой будут обсуждаться положительные эффекты изменений во взаимоотношениях с родителями, анализироваться причины трудностей в реализации поставленных задач.

Новое личностное качество становится основой нового поведения ребенка в кризисный период развития. Основными достижениями и новообразованиями подросткового кризиса является появление рефлексии на себя, формируется мировоззрение. Для подростка очень важна поддержка близких родственников, отсутствие критики, подбадривание, стоит чаще подчеркивать его успехи. Для того чтобы лучше понимать своего взрослеющего ребенка, каждому родителю необходимо знать о взаимодействии психологических и физиологических причин и проявлений подросткового кризиса, а также освоить эффективные техники общения с взрослеющим подростком.

ЛИТЕРАТУРА


I. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

2. Выготский Л.С. Проблема возраста / Собр. соч. в 6-ти г., Т.4. М., 1984

3. Драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте // Вопросы психологии, 1972, №2.

4. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972.

5. Поливанова К.Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития// Вопросы психологии, 1994, №1.

6. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: - М.:Издательский центр «Академия», 2000.



7. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // вопросы психологии. 1971, №4.
 

 

 
Каталог: upload -> documents -> old
old -> Халимова надежда михайловна педагогическая система управления качеством
old -> Формирование готовности студентов педагогического вуза к инновациям в педагогической деятельности 13. 00. 01 Общая педагогика, история педагогики и образования
old -> Коллективные учебные занятия как средство обеспечения индивидуальных учебных траекторий учащихся малочисленных сельских школ 13. 00. 01 Общая педагогика, история педагогики и образования
old -> Концепция педагогической практики
old -> Психолого-педагогическое обеспечение процесса формирования навыков безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях у учащихся общеобразовательных школ 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
old -> О. Г. Софронова инновационное обучение профсоюзного актива
old -> Концепция и программа обновления содержания и организации педагогической практики студентов в красноярском государственном педагогическом университете им. В. П. Астафьева
old -> Реализация индивидуального подхода в обучении студентов физике в условиях информационной среды 13. 00. 02 теория и методика обучения и воспитания


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница