Психологический тренинг



Скачать 100,13 Kb.
Дата27.04.2016
Размер100,13 Kb.
Средняя школа №63

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ

с молодыми специалистами

НАПОЛНИМ СМЫСЛОМ КАЖДОЕ МГНОВЕНЬЕ

педагог-психолог

Ебышева Карлага Еделевна


2014-2015 уч.год
(Семинар - тренинг) молодые специалисты

Цели и задачи:

- Осознание философских понятий «жизнь» , мгновение» и «вечность»

- Воспитание позитивного отношения к жизни во всех её проявлениях

- Формирование оптимизма как основополагающей жизненной позиции

- Пробуждение интереса к самопознанию, самовоспитанию, самосовершенствованию.

ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Приветствие

Разминка. Игра «Имя с прилагательными»

Все участники поочередно называют свое имя с эпите­том перед ним на ту же букву, что и имя. Прилагательные должны быть только позитивными.



Игра «Чем мы похожи»

Участники сидят по кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального сходства с собой. Например, одинаковый цвет волос, имя на одну и ту же букву, живут на одной улице и др. Игра продолжается до тех пор, пока все не окажутся в кругу.



Игра «Минутная релаксация»

  1. Минутная релаксация. Расслабьте уголки рта, улыбнитесь, увлажните губы. Расслабьте плечи. Сосредоточьтесь на выражении своего лица и положении тела.

  2. Противострессовое дыхание. Медленно выполняйте глубокий вдох через нос; на пике вдоха на мгновение задерите дыхание, после чего сделайте выдох как можно медленнее.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Педагог – психолог: Люди по-разному воспринима­ют окружающий мир. И не всегда это окружающее для нас хорошее, позитивное. Разногласия иногда приводят к ссоре или, еще хуже, к конфликтам. Человека не могут не расстраивать несчастья и горе близких, обществен­ные катастрофы, неудачи в делах и работе, собствен­ные ошибки и промахи. Но не следует считать такие неудачи непоправимыми. Жизненный успех не дается без труда, иногда без тяжелых потерь. Надо быть гото­вым с наименьшими страданиями пройти через обиды, измены, потери.

Нервно-психическая напряженность, неуверенность в себе, повышенная тревожность приводят к стрессам и депрессиям. В целях профилактики следует:

—стараться рассчитывать и обдуманно распреде­лять свою нагрузку;

—учиться переключаться с одного вида деятельно­сти на другой, использовать «тайм-аут»

—проще относиться к конфликтам;

—не пытаться быть лучшим всегда и во всем.

Сегодня мы попытаемся научиться регулировать свое эмоциональное состояние, ознакомимся с методами, ко­торые позволяют убрать неприятные эмоции макси­мально быстро и с минимальными усилиями. И отдох­нем. В этом заключается цель нашего тренинга.

(Ведущий знакомит с различными методами по пре­одолению негативных эмоций.)

Сейчас мы с вами закрепим некоторые методы на примере игр и различных заданий. Итак:

Похвала, комплименты



Игра «Телеграмма»

Каждый играющий пишет прилагательные, обознача­ющие качества личности. Эти слова вставляются в теле­грамму (готовый текст), в места, где стоят точки, и теле­грамма зачитывается вслух.

Примерный текст телеграммы: «Сегодня мы собра­лись на наш ... тренинг. Выглядим мы ... и ... Но если бы погода была сегодня ... то мы были бы ... а может, даже ... Но мы не будем унывать. Дела у нас в школе ... По­желаем же всем всего ... а именно ... здоровья ... успехов ... дней (месяцев)».

Задание «Расставь приоритеты»

- Жизненные цели. Расставьте их по мере значимости для вас, прокомментируйте (работа в группах – получают карточки и расставляют их по мере значимости для себя, мотивируя свой выбор)



  • Построить дом, посадить дерево, вырастить сына (дочь),

  • Добиться успеха, богатства.

  • Найти любовь, создать крепкую семью.

  • Жить, не отказывая себе ни в чём.

  • Быть добрым и любить людей.

  • Достичь вершин своего дела, чтобы тебя все уважали.

  • Учиться, развиваться, самосовершенствоваться.

  • Творить, любить и просто жить.

  • Научиться прощать.

  • Быть строгим к себе и мягко относиться к окружающим.

«Жизнь даётся человеку один раз, и надо прожить её так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы» (Островский Н.). Как важно правильно определить жизненные цели и следовать им, наслаждаясь каждым днём жизни.

Игра «Начало и конец рассказа»

Играющим дается карточка, на которой написано на­чало рассказа и конец его. Нужно придумать середину рассказа. Например, «Мама купила рыбу и принесла до­мой... Поэтому вечером ужинали при свечах».



  • Видео репортаж

Был поставлен вопрос людям разного возраста: В чем смысл вашей жизни?

Арт-терапия с музыкотерапией (есть только миг)



Групповое рисование

Под звучание музыки участники рисуют что хотят, пе­редают соседу, дорисовывают до позитивного результата, пока рисунок не вернется к хозяину.



Рефлексия. Разность чувств, мыслей, впечатлений.

Игра «Ассоциации»

Играющие по очереди называют, с чем у них ассоци­ируются:

—встреча Нового года,

—железнодорожный вокзал,

—уроки в школе,

—контрольная работа по алгебре,

—жаркий день,

—вечер встречи выпускников,

—удачная покупка,

—хорошее настроение,

——однокомнатная квартира,

—экзамен,

—морской пейзаж,

—дождливое утро,

—букет цветов,

—цирковое представление.



ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Просмотр видео - слайда Легенда «О четырех свечах»

Ведущий. Наш сегодняшний тренинг подходит к кон­цу. Закончить его я хочу мудрым изречением: «Господи, дай мне силы изменить то, что я могу изменить; терпе­ние — принять то, что я не могу изменить; и ум — от­личать одно от другого; жить с надеждой и верой в себя и людей».

Вывод: эта игра – прекрасная диагностика жизненного стиля человека. Мы видим, какие мы разные, как по-разному стремимся выйти в жизнь: кто-то рвётся из круга силой, кто-то подкупает, кто-то лукавит, а кто-то идёт с открытым сердцем.

Рефлексия. Обмен мнениями

«Сегодня я задумался(ась) о …»

«Сегодня я понял(а ) …»

«Общение с друзьями позволило мне…»

« Среди потока информации новым для меня было…»

Счастливая жизнь — это не отсутствие проблем, а их успешное преодоление.

В подарок каждому — пожелания па­мятки по преодолению стрессовых ситуаций (см. при­ложение).

ПАМЯТКА «КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ СТРЕССА»

ПРИЛОЖЕНИЕ

1.Окружающий мир — это зеркало, в котором каждый человек видит свое отражение. Поэтому основные при­чины стресса нужно искать в себе, а не во внешних об­стоятельствах.

2.Полезно периодически вспоминать, что без многого из того, чего вы добиваетесь, вполне можно жить. Жить нужно по способностям и средствам. При этом помнить, что стресс и депрессия не длятся вечно. День, когда вы почувствуете себя значительно лучше, обязательно на­станет. Смысл жизни не исчез.

3.Научиться без каких-либо условий понимать, а луч­ше уважать или любить всех, начиная с себя.

4.Если я не могу изменить трудную для меня ситу­ацию, то для предупреждения стресса необходимо изме­нить мое отношение к ней. На земле сейчас живут сотни миллионов людей, которые, попав в мое нынешнее по­ложение, посчитали бы себя на вершине счастья. Надо помнить об этом.

5.Необходимо уменьшать свою зависимость от внеш­них оценок. Жить по совести — значит реже попадать в ситуацию стресса. Свою жизнь надо оценивать не по тому, чего у нас нет, а по тому, что у нас есть.

6.Каждый день будьте настолько активны, насколько вы можете. Не позволяйте себе уходить в оцепенение, бездей­ствие. Отвлекайтесь от мрачных мыслей в делах, в обще­нии с приятными людьми, в смене обстановки. Будьте за­няты. Это самое дешевое лекарство и самое эффективное.

7.По возможности радуйте себя тем, что способно вас порадовать. Может быть, это будет хорошая книга или запах любимых духов, шоколад или ванна с душисты­ми травами. Вспомните и прочувствуйте ваши прежние ощущения от этих приятных вещей.

8.Чаще общайтесь с людьми, которые вас любят: чле­нами семьи, родственниками, друзьями. Попросите их при случае рассказать о том, что им нравится в вас боль­ше всего. Примите сказанное с удовольствием.

9.Смотрите смешные фильмы и читайте смешные кни­ги. Попробуйте посмеяться над своими мрачными мыс­лями, над плохим настроением.

10.Приятно надеяться на лучшее. Однако всегда необ­ходимо прогнозировать не только лучший, но и худший варианты развития событий. Желательно психологиче­ски и даже материально быть готовым к худшему. Чем больше готов, тем меньше стресс.

11.Не слишком увязать в воспоминаниях о прошлом. Его уже нет, и в нем ничего не изменишь. Не погружаться слиш­ком в мечты о будущем. Его еще нет. Надо научиться полу­чать максимальное удовольствие от жизни «здесь и сейчас».

12.Полезно знать, что абсолютно все трудности, кото­рые у нас возникают, уже были миллионы раз у людей, живших ранее. Они их как-то преодолели. Значит, пре­одолеем и мы!

13.Создать себе комфортные условия работы. Даже «милые пустячки»: фото на столе, несколько сувениров от близких людей, пуфик под ногами — помогут изба­виться от формализма, свойственного многим учрежде­ниям и фирмам.

14.Уходя с работы, стараться не оставлять дела в хао­тическом беспорядке: когда утром вы придете на работу, это снова погрузит вас в состояние дискомфорта.

15.Разговаривать иногда с людьми «по пустякам»; воз­можность просто поболтать на отвлеченные темы — тоже лекарство от стресса.

16.Регулярно давать себе возможность расслабиться, эмоционально раскрепоститься, сделать себе что-то при­ятное. Существуют тысячи таких техник и способов — важно подобрать подходящий для себя комплекс. Но увлекаться алкоголем не стоит.

17.Укрепление физического здоровья — важнейшее условие профилактики любого стресса. В здоровом теле — здоровый дух.

18.Трудно переоценить роль здорового чувства юмо­ра в профилактике стресса. Люди, обладающие чувством юмора, живут в среднем на 5 лет дольше, чем те, кто ли­шен этого чувства.

19.Откладывание возникающих проблем только уси­ливает стресс и депрессию. Решение проблемы укреп­ляет уверенность в своих силах, уважение к себе и вы­зывает радостное чувство. Счастливая жизнь — это не отсутствие проблем, а их успешное преодоление.

И напоследок пожелание коллегам — стихотворение Редьярда Кирлинга.

ЗАПОВЕДЬ

Владей собой среди толпы смятенной,

Тебя клянущей за смятенье всех,

Верь сам в себя, наперекор вселенной,

И маловерным отпусти их грех;

Пусть час не пробил, жди, не уставая,

Пусть лгут лжецы, не снисходи до них;

Умей прощать и не кажись, прощая,

Великодушней и мудрей других.

Умей мечтать, не став рабом мечтанья,

И мыслить, мысли не обожествив;

Равно встречай успех и поруганье,

Не забывая, что их голос лжив;

Останься тих, когда твое же слово

Калечит плут, чтоб уловлять глупцов,

Когда вся жизнь разрушена, и снова

Ты должен все воссоздавать с основ.

Умей поставить, в радостной надежде,

На карту все, что накопил с трудом,

Все проиграть и нищим стать, как прежде,

И никогда не пожалеть о том;

Умей принудить сердце, нервы, тело

Тебе служить, когда в твоей груди

Уже давно все пусто, все сгорело.

И только Воля говорит: «Иди!»

Останься прост, беседуя с царями,

Останься честен, говоря с толпой;

Будь прям и тверд с врагами и с друзьями,

Пусть все, в свой час, считаются с тобой;

Наполни смыслом каждое мгновенье,

Часов и дней неумолимый бег, —

Тогда весь мир ты примешь, как владенье,

Тогда, мой сын, ты будешь Человек!

(Пер. М. Лозинского)



Использованная литература.

  1. Большая книга афоризмов. М.: РИПОЛ классик, 2008.

  2. Полтева В.В. Сценарий классного часа «Жизнь – это…» Журнал «Классный руководитель» 2001г. №8

  3. Тихоненко В.А. Жизненный смысл выбора смерти. Журнал «Человек» 1992год №6

  4. Интернет-ресурсы.



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница