Психологические условия повышения эффективности обучения профессиональных медиаторов 19. 00. 07 педагогическая психология



Скачать 411.23 Kb.
страница1/3
Дата27.05.2016
Размер411.23 Kb.
  1   2   3


На правах рукописи

АЗАРНОВА Анна Николаевна



Психологические условия повышения эффективности обучения профессиональных медиаторов

19.00.07 – педагогическая психология

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата психологических наук

Москва, 2013 г.

Работа выполнена на кафедре практической психологии

НОУ ВПО «Российский новый университет»


Научный руководитель:

доктор психологических наук, профессор кафедры практической психологии НОУ ВПО «Российский Новый Университет»

Феоктистова Светлана Васильевна

Официальные оппоненты:

доктор психологических наук, профессор кафедры педагогической психологии и методики преподавания НОУ ВПО «Московский психолого-социальный университет»

Гинзбург Михаил Романович

кандидат психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии образования ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет»



Обухов Алексей Сергеевич

Ведущая организация:

ГОУ ВПО «Московский государственный областной университет»

Защита состоится «19» ноября 2013 года в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д 521.027.01 при Негосударственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Московский психолого-социальный университет» по адресу: 115191, г. Москва, 4-й Рощинский проезд, д. 9-а, ауд. 203.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский психолого-социальный университет» (1 этаж), с авторефератом – на сайте университета www.mpsu.ru и на официальном сайте Министерства образования и науки РФ: http://vak.ed.gov.ru

Автореферат разослан «18» октября 2013 года

Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат педагогических наук Молчанова Н.П.



Актуальность исследования

Текущий социально-экономический этап развития современного общества характеризуется обострением экономических, социально-политических, межнациональных и иных конфликтов, возрастанием уровня социальной напряженности. В связи с этим возникают новые виды социальной активности, направленные на гармонизацию взаимодействия индивидов, групп, организаций, нахождение путей и способов эффективного бесконфликтного разрешения существующих противоречий. Одной из специальностей, отвечающих данному социальному запросу, является специальность медиатора.

Медиация – процедура урегулирования споров путем добровольных переговоров сторон с участием нейтральной независимой стороны (посредника). В нашей стране в качестве правового института медиация начала официальное существование с 1 января 2011года (Федеральный закон от 27.07.2010г. №193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)).

В связи с перспективой внедрения медиации как правового института в России возникла острая необходимость в создании эффективных программ подготовки профессиональных медиаторов. На сегодняшний день в нашей стране функционирует несколько крупнейших научно-практических центров, осуществляющих подготовку таких специалистов – в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и других городах. Однако в настоящее время в России отсутствуют единые стандартные требования к уровню подготовки лиц, прошедших профессиональное обучение в области медиации, и, соответственно, единая система оценки его качества. В связи с этим задачи их создания и разработки эффективных программ подготовки на их основе приобретают острую актуальность и практическую значимость. Их решение возможно за счет детального психологического изучения и анализа профессиональной деятельности медиатора, построения ее модели, выявления ключевых целей и задач медиатора на различных этапах его деятельности, построения в соответствии с ними модели компетенций.

Исследование медиации в силу исторических причин осуществлялось до сих пор в основном в рамках зарубежной психологии и конфликтологии. В настоящее время существует большое количество исследований, посвященных теоретическим и прикладным аспектам медиации как примирительной процедуры (Н. Александер, Х. Бесемер, Г.Мета, Г.Ф.Похмелкина, Л.Рискин, Д.Ричбелл, Д.Спенсер, К.Ханимен, А.фон Хертель и др.), однако анализ первоисточников показывает, что подавляющее большинство современных отечественных публикаций посвящены скорее юридическим, нежели психологическим аспектам медиации, а описание профессиональной деятельности медиатора и медиации как процесса осуществляется путем перечисления основных этапов медиативных переговоров, их содержания, действий медиатора и сторон на каждом из этапов (О.В. Аллахвердова, Х.Бесемер, А. Л. Карпенко, В.Л. Климентов, Г. Мета, Г.Ф. Похмелкина и др.). Так, структура медиативных переговоров включает в себя следующие фазы: вступительное слово медиатора, презентация (выступления) сторон, дискуссия по выработке тем для обсуждения, индивидуальные встречи медиатора со сторонами (кокусы), дискуссия по выработке вариантов соглашения, подготовка проекта соглашения, выход из медиации. При этом отмечается, что данная последовательность этапов является эмпирически обусловленной и была выработана в зарубежной конфликтологии в результате осмысления практического опыта по ведению медиативных переговоров (С.И.Калашникова). В работах многих авторов (Н.В. Гришина, С.И. Калашникова и др.) отмечается, что созданные в рамках конфликтологических исследований модели эффективного разрешения конфликтов, основанные на соотнесении интересов сторон (Р.Фишер, У.Юри) положены в основу идеи медиативных переговоров, однако в целом психологическая модель медиативных переговоров в настоящее время характеризуется недостаточной разработанностью.

Таким образом, актуальность проблемы создания эффективных обучающих программ на основе модели профессиональной деятельности медиатора в современной педагогической психологии, а также необходимость повышения качества обучения медиаторов на практике обусловили выбор темы кандидатской диссертации.



Объектом диссертационного исследования является освоение профессиональной деятельности медиатора в ходе обучения, а предметом – психологические условия повышения эффективности освоения профессиональной деятельности медиатора в ходе обучения.

Цель исследования: на основе анализа профессионального взаимодействия медиатора со сторонами конфликта в ходе переговоров выявить и обосновать психологические условия повышения эффективности обучения медиации.

В соответствии с целью определены задачи исследования:

1.Провести теоретико-методологический анализ работ по проблеме диссертации, в процессе которого определить логику исследования.

2.Осуществить анализ содержания и психологической структуры медиативных переговоров, создать модель профессиональной деятельности медиатора в ходе переговоров по урегулированию конфликта.



  1. Разработать методику оценки эффективности профессиональной деятельности медиатора в ходе переговоров по урегулированию конфликта, осуществить процессуально-динамический анализ профессиональной деятельности слушателей, обучившихся профессиональной медиации, оценить эффективность их профессионального взаимодействия.

  2. Обосновать психологические условия повышения эффективности освоения слушателями профессиональной деятельности медиатора в ходе обучения.

В ходе работы была выдвинута гипотеза:

Эффективность обучения профессиональных медиаторов повышается, если соблюдены следующие условия: 1)формирование у обучающихся устойчивых представлений о профессиональной деятельности медиатора, протекающей во взаимодействии со сторонами конфликта;2)овладение обучающимися в ходе обучения опытом профессиональной деятельности и отдельных ее элементов; 3)систематическое обеспечение обучающихся развернутой обратной связью относительно хода и результатов их взаимодействия в учебных и профессиональных ситуациях, структурированной на основе психологической модели деятельности медиатора.



Методология исследования. Методологической основой исследования явились основные теоретические и методологические принципы, разработанные в отечественной психологической науке: принцип системности (Л.С. Выготский, Б.Ф.Ломов, А.Р. Лурия), принцип развития (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев). Работа опирается на теоретические положения отечественных психологов: личностно-деятельностный подход в психологии (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), представления о взаимосвязи деятельности и общения (К.А. Абульханова-Славская, Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, Б.Д. Парыгин), теоретические исследования в области межличностного взаимодействия (Г.А. Давыдов, А.Л. Журавлев, Н.В. Казаринова, Б.Ф. Ломов). Использованы также теоретико-методологические положения, разработанные в рамках отечественных и зарубежных концепций эффективного разрешения конфликтов (Н.В.Гришина, Г. Мета, Р.Фишер, У.Юри).

В качестве методов исследования были использованы: теоретико-методологический анализ работ по исследуемой проблеме, эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный). Для выявления показателей эффективности профессиональной деятельности медиатора использовались методы наблюдения за процессом медиативных переговоров и профессиональной деятельностью медиатора в них, анализа продуктов деятельности (в качестве которых выступало медиативное соглашение), экспертных оценок (оценивалось качество итогового результата медиации по критериям качества соглашения и эмоциональной удовлетворенности сторон), анализа видеозаписей медиативных переговоров с последующим контент-анализом действий медиатора, методы математической статистики (ᵡ2 критерия Пирсона, коэффициент ранговой корреляции Спирмена). С целью изучения и оценки эффективности профессиональной деятельности медиатора по итогам обучения использовалась разработанная в рамках настоящего исследования комплексная методика, основанная на моделировании медиативных переговоров в имитационной ролевой игре; по итогам игры осуществлялась экспертная оценка эффективности деятельности медиатора по следующим критериям: особенности процессуально-динамического аспекта взаимодействия медиатора со сторонами конфликта (показатели: качество реализации медиатором основных профессиональных целей и задач; особенности операционально-технической стороны деятельности медиатора; объем и характер допущенных неуспешных действий), качество итогового результата переговоров (экспертной оценке подвергалось качество медиативного соглашения по параметрам соответствия соглашения интересам сторон, степени разрешения конфликтных противоречий, исполнимости, детализированности, а также степень эмоциональной удовлетворенности сторон исходом переговоров (данный показатель оценивался сторонами конфликта)), качество анализа медиатором ситуаций взаимодействия (экспертной оценке подвергались адекватность рефлексии медиатором собственной цели в исследуемом фрагменте переговоров, адекватность самооценки успешности ее достижения, широта поведенческого репертуара в исследуемой ситуации взаимодействия). При оценке всех показателей использовалась 10-балльная шкала. К оценке эффективности профессиональной деятельности испытуемых привлекалось 7 экспертов, профессиональных медиаторов. С целью выявления особенностей социально-психологических установок испытуемых по отношению к медиации на констатирующем этапе исследования использовался также метод структурированного интервью. Полученные данные подвергались содержательному анализу с использованием средств математической статистики, в частности, коэффициента ранговой корреляции Спирмена, кластерного анализа, непараметрического Q-критерия Розенбаума, ᵡ2 критерия Пирсона,ɸ углового преобразования Фишера. В ходе формирующего эксперимента при осуществлении обучения медиаторов проводились лекционные, семинарские, тренинговые занятия, включавшие тематические упражнения, ролевые игры, групповые дискуссии, видеоанализ, решение кейсов и др.

База исследования. Исследование выполнено на базе НП «Межрегиональный Союз Медиаторов «Согласие»» (Москва, региональные представительства в Обнинске и Таганроге), Российского Нового Университета (Москва) (факультеты психологии и педагогики, повышения квалификации), психологического центра «Виктория» (Москва). К исследованию привлекались 210 испытуемых, из них в констатирующем эксперименте участвовали 90 человек, в формирующем – 120 (60 человек составили экспериментальную, 60 – контрольную группу).

Основные этапы исследования.

Первый этап исследования, подготовительный (июль 2010 – июль 2011 года), включал теоретический анализ проблемы, изучение литературы, разработку гипотезы и подготовку экспериментов.

На втором этапе исследования (июль-ноябрь 2011 года) была проделана работа по анализу эффективности существующих программ подготовки профессиональных медиаторов, выявлены и систематизированы типичные неуспешные действия медиаторов при ведении переговоров по урегулированию конфликтов, разработана психологическая модель профессиональной деятельности медиатора, создана и апробирована методика анализа эффективности профессиональной деятельности медиатора, проведено исследование по оценке эффективности профессиональной деятельности медиатора в рамках констатирующего эксперимента (оценивалась эффективность профессиональной деятельности медиаторов, обучавшихся в соответствии с программой, основанной на эмпирической модели деятельности медиатора; оценка производилась по итогам обучения посредством разработанной автором настоящего исследования методики).

На третьем этапе исследования (декабрь 2011года – май 2013 года) осуществлялись формирующий и контрольный эксперименты: была разработана и апробирована программа подготовки профессиональных медиаторов, основанная на психологической модели деятельности медиатора, проведена работа по ее экспериментальному внедрению: были созданы экспериментальная группа (испытуемые которой обучались медиации в соответствии с разработанной в настоящем исследовании программой) и контрольная группа (испытуемые которой обучались медиации в соответствии с программой, основанной на эмпирической модели деятельности медиатора), осуществлено обучение медиации (формирующий эксперимент). Контрольный эксперимент включал в себя сопоставление результатов оценки эффективности профессиональной деятельности медиатора в экспериментальной и контрольной группах по итогам обучения.

На четвертом этапе исследования (май – сентябрь 2013 года) осуществлялся анализ экспериментальных данных, определялась эффективность проведенной работы, формулировались выводы и практические рекомендации, которые внедрялись затем в практику подготовки профессиональных медиаторов, были опубликованы основные положения и результаты исследования, написана диссертация.

Научная новизна исследования.

  1. разработана психологическая модель медиативных переговоров, в основе которой лежит понимание данных переговоров как структурированного взаимодействия медиатора и сторон конфликта, направленного на нахождение приемлемого для сторон решения конфликта и закономерно включающего ряд этапов: этап структурирования единого предмета взаимодействия; этап постановки (трансформации) сторонами целей взаимодействия; этап поиска (генерации) вариантов разрешения конфликта; этап критической оценки и коррекции найденных вариантов решения; этап согласования и частичной реализации выработанных способов разрешения конфликта.

  2. раскрыты и конкретизированы до уровня задач основные группы целей медиатора в данном взаимодействии: цели, связанные с организацией взаимодействия сторон и управления им, цели, связанные с обеспечением психологических условий эффективного взаимодействия, цели, связанные с обеспечением содержательных аспектов взаимодействия сторон конфликта.

3)разработана новая методика оценки эффективности профессиональной деятельности медиатора в переговорах по урегулированию конфликта, основанная на экспертной оценке профессиональной деятельности медиатора по следующим показателям: а) качество итогового результата переговоров; б) особенности процессуально-динамического аспекта взаимодействия медиатора со сторонами конфликта; в) качество анализа медиатором ситуаций медиативного взаимодействия;

4) выявлены и экспериментально обоснованы психологические условия повышения эффективности обучения профессиональных медиаторов: 1)формирование у обучающихся устойчивых представлений о профессиональной деятельности медиатора, протекающей во взаимодействии со сторонами конфликта;2)овладение обучающимися в ходе обучения опытом профессиональной деятельности и отдельных ее элементов; 3)систематическое обеспечение обучающихся развернутой обратной связью относительно хода и результатов их взаимодействия в учебных и профессиональных ситуациях, структурированной на основе психологической модели деятельности медиатора;



5) выявлены и экспериментально обоснованы психолого-педагогические способы обеспечения условий эффективного обучения профессиональных медиаторов, заключающиеся во введении особенностей обучения, относящихся к содержанию обучения, его организации и контролю качества

Теоретические положения, выносимые на защиту:

  1. Медиативные переговоры есть структурированное взаимодействие медиатора и сторон конфликта, предметом которого являются субъективные представления сторон о конфликте, а целью - выработка приемлемого для сторон решения конфликта. Достижение данной цели предполагает реализацию промежуточных целей взаимодействия, определяющих содержание основных этапов медиативных переговоров: 1)структурирование единого предмета взаимодействия сторон; 2)постановка сторонами (либо трансформация) их целей в предстоящем взаимодействии, 3)поиск (генерирование) сторонами возможных способов разрешения конфликта, 4)критическая оценка найденных способов с точки зрения соответствия потребностям сторон, их ресурсам и ограничениям, юридическим и иным нормам; 5)согласование и частичная реализация выработанных способов разрешения конфликта.

  2. Профессиональная деятельность медиатора осуществляется в форме взаимодействия со сторонами конфликта, в котором медиатор предпринимает действия, способствующие достижению итоговой цели переговоров. Цели, стоящие перед медиатором в медиативных переговорах, могут быть разделены на три группы, каждой из которых соответствует ряд задач: цели, связанные с организацией взаимодействия сторон и управления им (задачи: 1)создание у сторон конфликта адекватных представлений относительно основных этапов процесса медиации, их содержания, функций и задач участников и медиатора, принципов и правил переговоров; 2)структурирование взаимодействия сторон; 3)контроль осуществления взаимодействия в конструктивном ключе; 4)побуждение сторон к конструктивному взаимодействию; 5)фасилитация затрудненного взаимодействия), цели, связанные с обеспечением психологических условий эффективного взаимодействия (задачи: 1)систематическая регуляция психоэмоционального состояния сторон; 2)создание и поддержание благоприятного социально-психологического климата на всем протяжении взаимодействия; 3)создание и поддержание личного психологического контакта с каждым участником взаимодействия), цели, связанные с обеспечением содержательных аспектов взаимодействия сторон конфликта (задачи: 1)оказание сторонам содействия в структурировании единого предмета взаимодействия (в расширении, уточнении, трансформации и структурировании представлений сторон о конфликте); 2) оказание сторонам содействия в постановке (трансформации) ими целей в медиативном взаимодействии; 3)оказание сторонам содействия в нахождении (генерации) вариантов урегулирования конфликта; 4)оказание сторонам содействия в критической оценке и коррекции найденных вариантов урегулирования конфликта; 5)оказание сторонам содействия в частичном исполнении (в процессе переговоров) найденных решений; 6)оказание сторонам содействия в структурировании и фиксации достигнутых договоренностей, их формулировании в терминах взаимных действий сторон).

  3. Показателями изучения и оценки эффективности профессиональной деятельности медиатора являются: качество достигнутого соглашения, качество реализации медиатором специфических целей и задач, стоящих перед ним во взаимодействии со сторонами конфликта, характеристики операционально-технического аспекта деятельности, объем и характер допущенных неуспешных действий, качество анализа медиатором ситуаций взаимодействия в ходе переговоров.

  4. К основным психологическим условиям эффективного обучения профессиональных медиаторов относятся: 1) создание у обучающихся устойчивых представлений о профессиональной деятельности медиатора во взаимодействии со сторонами конфликта в ходе переговоров (в соответствии с психологической моделью деятельности медиатора); 2) создание у обучающихся в ходе обучения опыта профессиональной деятельности и отдельных ее элементов; 3) систематическое обеспечение обучающихся развернутой обратной связью относительно хода и результатов их взаимодействия в учебных и профессиональных ситуациях, структурированной на основе модели деятельности медиатора.

  5. Психолого-педагогическое обеспечение условий эффективного обучения профессиональных медиаторов осуществляется посредством введения особенностей обучения, относящихся к а)содержанию обучения (включение в содержание обучения модели медиации как структурированного взаимодействия медиатора и сторон конфликта и модели профессиональной деятельности медиатора); б)организации обучения (моделирование изучаемых социально-психологических явлений и процессов в ходе обучения с их последующим анализом; моделирование элементов профессиональной деятельности медиатора в деятельности преподавателя в ходе его взаимодействия с обучаемыми с последующим анализом данных элементов деятельности; моделирование профессиональной деятельности медиатора и отдельных ее элементов в имитационных ролевых играх с последующим их анализом); в)контролю качества обучения (обеспечение обучаемых как промежуточной, так и итоговой обратной связью от преподавателя относительно эффективности осуществления ими профессиональной деятельности медиатора и отдельных ее элементов, структурированной на основе модели профессиональной деятельности медиатора; стимуляция в процессе обучения внутригрупповой обратной связи обучаемым относительно эффективности осуществления ими профессиональной деятельности медиатора, структурированной на основе модели профессиональной деятельности медиатора; стимуляция в процессе обучения процессов самоанализа и самооценки эффективности осуществления обучаемыми профессиональной деятельности медиатора на основе модели профессиональной деятельности медиатора).

Достоверность и научная обоснованность результатов исследования обеспечиваются исходными его методологическими позициями, представительной выборкой исследования, системным многосторонним анализом полученных данных, продолжительностью формирующего эксперимента, математической обработкой полученных в экспериментах данных.

Теоретическая значимость исследования обусловлена его вкладом в разработку проблемы психологического содержания медиативных переговоров и их основных этапов; описана структура и содержание профессиональной деятельности медиатора, психологические условия ее формирования в процессе профессионального обучения, критерии оценки ее эффективности. Намечены пути исследования индивидуально-стилевых особенностей профессиональной деятельности медиатора.
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница