Психологические признаки зависимости



Дата20.04.2016
Размер55.1 Kb.
Интернет-зависимость

Интернет – это информационная среда, куда в огромных количествах стекается информация со всего мира. Эта информация может носить самый разный характер: от благородно просветительского до корыстно агрессивного. Умение ориентироваться в этом потоке информации, отличать зерна от плевел – залог психической и физической безопасности.

Родители, которые в большей степени ответственны за жизнь своего ребенка, должны быть всегда на шаг впереди – это означает отвечать на вопросы, которые задает ребенок.

В настоящее время наблюдается рост разнообразных зависимостей. Среди них выделяется интернет-зависимость, которой страдает, в основном, молодое поколение. Компьютер из современной жизни вычеркнуть невозможно. Установлено, что формированию зависимости от Интернета подвержены до 95 % детей. Неограниченный доступ к «информации не по возрасту» может стать причиной серьезных изменений в психике каждого из них.



Психологические признаки зависимости:

Предвкушение сеанса Интернета

Увеличение времени пребывания в сети

Безуспешность контроля за пользованием Интернетом

Усталость, вялость вплоть до депрессии в период прекращения пользования Интернетом

Продление сеансов до абсурдно длительного периода

Риск утраты социальных связей и жизненных интересов, например. Интереса к учебе

Лживость в отношении родителей, педагогов с целью скрыть увлечение Интернетом

Использование Интернета как способ убежать от жизни и ее проблем

Эйфория во время пребывания в сети

Неспособность остановить сеанс и пребывание в сети.

Физиологические признаки:

Физическая усталость

Сухость глаз

Головные боли

Боли в спине

Нарушение режима питания

Несоблюдение правил личной гигиены

Расстройство сна

Изменение характера сновидений.

Дети с особенностями в развитии нервной системы особенно подвержены зависимости от игр, раздражающих резкими звуками и молниеносной сменой кадров центр судорожной активности. Сначала происходит привыкание, по силе сравнимое лишь с зависимостью от наркотиков, а спустя некоторое время – эпилептический приступ.



Следует соблюдать следующие условия:

Дошкольникам можно играть на компьютере не более 10-15 минут в первой половине дня задолго до сна

Детям с 7 до 10 лет – 15-25 минут

Детям с 11 до 14 лет – от получаса до 40 минут

Подросткам до 16 лет – не более 2-х часов

Подросткам старше 16 лет – 2-4 часа с перерывами.



Самое главное здесь – помнить золотое правило: отдыхай столько, сколько ты работал.

СТАДИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ

ОТ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР

Можно выделить четыре стадии развития психологической зависимости от компьютерных игр, каждая из которых имеет свою специфику.

1. Стадия легкой увлеченности. После того, как человек один или несколько раз поиграл в ролевую компьютерную игру, он начинает "чувствовать вкус", ему нравится компьютерная графика, звук, сам факт имитации реальной жизни или каких-то фантастических сюжетов. Кто-то всю жизнь мечтал пострелять из ручного пулемета, кто-то - посидеть за рулем Ferrari или за штурвалом боевого истребителя. Компьютер позволяет человеку с довольно большой приближенностью к реальности осуществить эти мечты.

Устойчивая, постоянная потребность в игре на этой стадии не сформирована, игра не является значимой ценностью для человека.

2. Стадия увлеченности. Фактором, свидетельствующим о переходе человека на эту стадию формирования зависимости, является появление в иерархии потребностей новой потребности – участие в компьютерной игре. На самом деле стремление к игре – это потребность в бегстве от реальности. Игра в компьютерные игры на этом этапе принимает систематический характер.

3. Стадия зависимости. По данным Шпанхеля, всего 10-14% игроков являются "заядлыми", т.е. предположительно находятся на стадии психологической зависимости от компьютерных игр.

Эта стадия характеризуется не только сдвигом потребности в игре на нижний (базовый) уровень пирамиды потребностей, но и другими, не менее серьезными изменениями в ценностно-смысловой сфере личности.

Зависимость может оформляться в одной из двух форм: социализированной и индивидуализированной.

Социализированная форма игровой зависимости отличается тем, что такие люди очень любят играть совместно, играть с помощью компьютерной сети друг с другом. Игра в основном носит соревновательный характер. Эта форма зависимости менее пагубна в своем влиянии на психику человека.

Индивидуализированная форма зависимости является крайней формой зависимости, когда нарушаются не только нормальные человеческие особенности мировоззрения, но и взаимодействие с окружающим миром. Нарушается основная функция психики – она начинает отражать не воздействие объективного мира, а виртуальную реальность. Эти люди часто подолгу играют в одиночку, потребность в игре находится у них на одном уровне с базовыми физиологическими потребностями. Для них компьютерная игра - это своего рода наркотик. Если в течение какого-то времени они не "принимают дозу", то начинают чувствовать неудовлетворенность, испытывают отрицательные эмоции, впадают в депрессию. Это клинический случай, психопатология или образ жизни, ведущий к патологии.

4. Стадия привязанности. Эта стадия характеризуется угасанием игровой активности человека, сдвигом психологического содержания личности в целом в сторону нормы. Отношения человека с компьютером на этой стадии можно сравнить с неплотно, но крепко пришитой пуговицей. Т.е. человек "держит дистанцию" с компьютером, однако полностью оторваться от психологической привязанности к компьютерным играм не может. Это самая длительная из всех стадий - она может длиться всю жизнь, в зависимости от скорости угасания привязанности.

МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ

ЗАВИСИМОСТИ

ОТ РОЛЕВЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР

Механизм "затягивания" человека, формирования игровой зависимости основан на частично неосознаваемых стремлениях, потребностях: уход от реальности и принятие роли. Эти механизмы включаются сразу после знакомства человека с ролевыми компьютерными играми при более или менее регулярной игре в них и работают независимо от сознания человека и характера мотивации игровой деятельности.

Уход от реальности. Основой этого механизма является потребность человека в "отстранении" от повседневных хлопот и проблем, своеобразная трансформация потребности в сохранении энергии. Не случайно употреблен термин "уход от реальности", а не "уход от социума". Дело в том, что уйти от социума можно посредством самых разнообразных способов, включая неролевые компьютерные игры, однако уйти от реальности можно только лишь "погрузившись" в другую реальность - виртуальную.

Принятие роли. В основе лежит потребность в игре как таковой, которая свойственна человеку. А также стремление к принятию роли компьютерного персонажа, которая позволяет человеку удовлетворять потребности, по каким-то причинам не способные удовлетвориться в реальной жизни.

Таким образом, существует два основных психологических механизма образования зависимости от ролевых компьютерных игр: потребность в уходе от реальности и в принятии роли другого. Оба механизма основаны на процессе компенсации негативных жизненных переживаний, а, следовательно, есть основания предположить, что они не будут работать, если человек полностью удовлетворен своей жизнью, не имеет психологических проблем и считает свою жизнь счастливой и продуктивной. Однако таких людей очень немного, поэтому большинство людей будем считать потенциально предрасположенными к формированию психологической зависимости от ролевых компьютерных игр.



Таким образом, проблема влияния компьютера на человека очень обширна и многогранна.

Замечено, что у подростков, зависимых от компьютера, развивается чувство мнимого превосходства над окружающими, а также оскудение эмоциональной сферы, поскольку игрок постоянно подавляет свои чувства и остается хладнокровным. Некоторые компьютерные игры провоцируют, по мнению авторов, агрессивное поведение, возвеличивание войн и насилия, а также правого экстремизма.
Каталог: DswMedia
DswMedia -> Управление по делам образования администрации троицкого муниципального района
DswMedia -> Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках и за пределами урока
DswMedia -> Исследовательская деятельность учащихся по биологии в системе дополнительного образования как один из способов формирования ууд
DswMedia -> Анализ работы социальных педагогов мбоу сош №13 г. Новопавловска за 2012-2013 учебный год
DswMedia -> Проблема девиации в отечественных источниках девиантное поведение
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий у учащихся на ступени начального общего образования
DswMedia -> Заседания педагогического совета
DswMedia -> Материал подготовила педагог-психолог гбоу цпмсс кочубей Татьяна Валентиновна Психологические особенности личности одаренных детей как важный элемент выявления и сопровождения этих учащихся


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница