Психологические особенности юношеского возраста



Скачать 51.52 Kb.
Дата24.04.2016
Размер51.52 Kb.

Психологические особенности юношеского возраста


Познавательные процессы. Интеллект

Когнитивные изменения в старшем школьном возрасте характеризуются развитием формального операционного мышления. Этот тип мышления необходим для овладения способностью строить умозаключения, выдвигать гипотезы и предположения, которые основаны не только на наблюдаемых состояниях и свойствах объектов, но и на возможных предполагаемых состояниях и свойствах.

Совершенствование понятийного аппарата. Расширяется словарный запас, старшеклассники оперируют абстрактными понятиями.

Развитие специальных способностей, связанных с выбираемой профессиональной областью. Дифференциация направленности интересов делает

структуру умственной деятельности в юношеском возрасте гораздо более сложной и индивидуальной, по сравнению с предшествующими периодами. У юношей этот процесс выражен ярче, чем у девушек. Специализация способностей и интересов делает заметнее и многие индивидуальные различия.

Овладение категориями добра и зла, общечеловеческими ценностями, испытание своей души в диапазоне от прекрасного, возвышенного до злого, низменного.

Учёба в школе

Ориентация на выбор профессии самоопределение и упор в учёбе на предметы необходимые для поступления, дифференциация учебных предметов.

Возрастание нагрузки в связи с подготовкой к поступлению в профессиональные учебные заведения подготовкой к выпускным и вступительным экзаменам и посещением подготовительных курсов.
Общение

Пробуждение стремления к общению с противоположным полом. Юноши и девушки готовы к переживанию чувства первой любви. У каждого человека оно протекает индивидуально и именно в юношеском возрасте закладывается основа развития духовных качеств личности и то как он будет разрешать любовные перипетии в дальнейшем, а так же успех и неуспех в любви.

Готовность пережить чувство любви, поглощающее все другие чувства, страсть к другому человеку способна затмить разум и другие побудительные мотивы в жизни юноши или девушки.

Овладение защитными механизмами для предотвращения вмешательства во внутренний мир. Это помогает предугадать возможные действия другого и подготовить встречные действия, которые отодвинут безапелляционное вторжение, занять такую внутреннюю позицию, которая может защитить больше, чем физическая сила.


Отношения с взрослыми

В юности продолжается поиск своего места среди близких по крови. Юноша проходит через обособление и отчуждение от тех кого любил, кто был в ответе за него в детстве и отрочестве, но теперь это лояльное и твёрдое отстранение от родных. Хорошо для всех если в конце этой борьбы юноша или девушка возвратятся обновлёнными духовно с любовью и доверием взрослых.

В наиболее серьезных вопросах (выбор профессии, мировоззренческое самоопределение, поведение в сложных ситуациях) влияние родителей большей частью перевешивает влияние сверстников. Однако взрослым приходится доказывать свою правоту не авторитарно, а апеллируя к рациональным доводам. Даже несмотря на стремление обособиться юноши нуждаются в поддержке родных, одобрении со стороны более старших. Хорошо если отношения будут строиться на дружеской основе, на равных.

В юношеском возрасте формируются сознательные и устойчивые представления о своих правах и обязанностях в отношении родителей, общества, других людей, моральные принципы и убеждения, понимание долга, ответственности, умение анализировать свой собственный жизненный опыт, наблюдать за явлениями действительности и давать им оценку.


Самосознание


Общая тенденция старшего школьного возраста — рост самостоятельности и самосознания, открытие своего Я. Она тесно связана с изменениями деятельности и закономерностями умственного развития в этом возрасте. По сравнению с подростковым юношеское самосознание более психологично и обращено вовнутрь. Юноши и девушки остро чувствуют свою индивидуальность и всячески подчеркивают отличие от окружающих.. Старший школьный возраст — время активного мировоззренческого поиска, своеобразным фокусом которого становится проблема смысла жизни. Потребность в точно сформулированном ответе на вопрос об общем смысле человеческого бытия и своего Я; их самосознание тесно связано с социальным самоопределением, формированием жизненных планов собственного существования сочетается со своеобразным планированием дальнейшей жизни, определением ее целей, способов их достижения. Юноши испытывают необходимость собрать все знания о себе как о личности, школьнике, ребёнке, друге и т.д.Все эти роли должны быть собраны воедино, осмыслены, связаны с прошлым и проецированы в будущее. Если этап идентичности пройден успешно, то у юноши появляется ощущение того кто он есть, где он находится и к чему стремится.

Как помочь своему ребёнку.

Обучение в выпускном классе увеличивает учебную нагрузку на школьника. Важно помочь грамотно распределить своё время на учёбу, подготовку к поступлению в ВУЗ, выпускные и вступительные экзамены, внеучебные дела, отдых, полноценный сон.

Важно следить за рационом питания, обязательно включать овощи и фрукты, школьник не должен читать во время еды.

При выполнении домашнего задания школьником, а также при подготовке к экзаменам:

через каждые 45 минут делать перерыв 15 минут,

дозировать учебный материал – после точных наук учить задание по естественным или гуманитарным.
Свои представления о том, как правильно строить жизнь, родители пытаются навязать ребенку. Они часто забывают, что сами, будучи подростками, не всегда вели себя идеально (в том числе с точки зрения их собственных родителей).

Для того чтобы старшеклассник не отдалялся от взрослых, нужно донести до него свои опасения в обычной беседе, объяснить, что именно в поведении ребенка заставляет вас беспокоиться. Расскажите ребенку о том, что интересовало вас в его возрасте, о каких упущенных возможностях вы жалеете, но сделайте это спокойно, не поучая и не раздражаясь.

Если тот стиль в одежде или в макияже, который выбрал ваш ребенок, не нравится вам, ни в коем случае нельзя его ругать, запрещать ему так одеваться или насмехаться над ним. Поговорите, объясните, что вам кажется неподходящим, и предложите, что именно и как изменить.

Любое требование должно быть разумным и аргументированным.


Помощь в выборе профессии

Надо сформулировать конкретные шаги, которые следует предпринять для поступления, и начать готовиться к экзаменам.

Первый шаг — выбрать конкретное учебное заведение, в котором хочет учиться школьник. Желательно подготовить «запасные варианты», т.е. наметить два-три подходящих вуза, в которых совпадают сдаваемые предметы и экзамены проходят в разное время. При помощи Интернета можно найти координаты этих учебных заведений и ознакомиться с условиями приема.

Если есть такая возможность, то посетить День открытых дверей выбранного высшего учебного заведения. Во-первых, там можно получить наиболее полную информацию, задать все интересующие вопросы и купить справочную литературу. Во-вторых, для школьника очень полезно побывать (желательно не один раз) в том здании, где ему предстоит сдавать экзамены, сориентироваться там, выяснить, как лучше добираться, сколько на это требуется времени. В таком случае внешние факторы не будут для него стрессовыми, ведь он окажется в уже знакомой обстановке.

В одиннадцатом классе также имеет смысл посетить День открытых дверей, так как иногда условия поступления меняются, например добавляются новые экзамены.

Родители и педагоги обычно в состоянии оценить знания ребенка по тому или иному предмету, необходимому для поступления в вуз..



Родители могут помочь школьнику познакомиться с содержанием той специальности, которую он выбирает. Для этого надо найти кружок, клуб (в идеальном варианте — организованный при вузе, в котором можно получить выбранную профессию), где старшеклассников знакомят с азами того или иного дела.


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница