Психологические особенности старшего и младшего ребенка



Скачать 23,84 Kb.
страница1/3
Дата05.04.2019
Размер23,84 Kb.
  1   2   3
Психологические особенности старшего и младшего ребенка.

Рассмотрим подход к данному вопросу таких психологов, как Дж. Джайнот, Б. Спок, Г. Т. Хоментаускас, Р. Ричардсон и др.

В древности, когда общество жило по более суровым зако­нам и бесприкословно подчинялось авторитетам, старший ребе­нок, в основном сын, пользовался определенными привилегия­ми в семье уже только потому, что родился первым. Сейчас мы живем в другом обществе, и в семье к первенцу не относятся с большим уважением, чем к другому ребенку. Старшему ребенку характерны определенные психологические особенности.

Начнем с того, что старший ребенок сначала воспитывает­ся как единственный. Он получает громадную любовь со сторо­ны родителей. В некоторых семьях первенцы являются осью, вокруг которой концентрируются все остальные члены семьи. В таких случаях старшие дети занимают позицию: «Я счастлив только тогда, когда другие обращают внимание на меня и заботятся обо мне». Эта позиция делает их зависимыми от других людей, нуж­дающимися во внимании, требующими гарантий любви и ува­жения. Поэтому многие исследователи отмечают, что первенцы более агрессивны и эгоистичны. Особенно эти черты проявля­ются с появлением второго ребенка. Подобную ситуацию А. Ад­лер назвал «свержение с трона». Ничто не может изменить тот факт, что рождение второго ребенка угрожает спокойствию пер­вого.

Другие исследователи пришли к выводу, что первенцу предъявляют большие требования и многого ожидают от него. В семье обычно у первенца образцом для подражания являются родители. Считается, что первенцы более добросовестны, умеют сотрудничать, не агрессивны, проявляют ответственность, лег­ко оказывают помощь. Практически всегда являются лидерами в коллективе, т. к. в большинстве семей старший ребенок является лидером для младшего.

Появление на свет второго ребенка вызывает гораздо меньше тревоги родителей. Вторые роды в большинстве случаев воспри­нимаются как более приятный опыт; таким образом, второй ре­бенок еще до рождения развивается в более спокойной атмос­фере. После рождения вокруг второго ребенка родители меньше создают атмосферу эмоционального напряжения, неувереннос­ти. Мать относится ко второму ребенку нежнее и ласковее. Боль­шинство авторов, в частности А. Фромм, считают, что второй ребенок всегда является любимчиком в семье. Для всей семьи он оказывается малышом, часто до такой степени, что большин­ство их даже в старости продолжают казаться маленькими деть­ми. Семья также продолжает нянчить младшего, когда детство его давно позади. Ребенок радуется вниманию, которое окружа­ет его, и любая крайность пробуждает в нем желание зависеть от кого-то. Такой ребенок, вырастая и сталкиваясь с жизнью, дела­ется мнительным и беспокойным. Другие исследователи, в част­ности Г. Т. Хоментаускас, считают, что второй ребенок более уравновешен, чем старший, т. к. он никогда не сталкивается с ситуацией «свержения с трона». Можно сказать, что второй ре­бенок имеет лучшую стартовую площадку, чем первенец.

Существует третья точка зрения. Ричардсон Р. считает, что родители, независимо от мотивации, ожидают от младшего ребен­ка гораздо меньше, чем от старшего, поэтому он меньшего дости­гает. Он обычно предъявляет к жизни меньше требований и может оказаться последним, кто будет соблюдать традиции семьи, даже если старшие откажутся от них. Если он сам решает свою судьбу, то обычно склоняется к художественному творчеству.

Младший ребенок также может оказаться бунтарем, если о нем слишком много заботятся или руководят им, и в итоге придти к защите слабых людей в обществе. Он занят ниспровержением общественных установлений и будет враждовать с иерархией, но без прямой конфронтации. Обычно младший ребенок имеет «приключенческий подход к жизни» и легко берется за новое.

Поскольку он привык быть в семье маленьким, он знает, что быть агрессивным бесполезно, и вырабатывает манипуля-тивный путь достижения желаемого, либо демонстративно оби­жаясь, либо пытаясь очаровать.

Обычно он тем или иным способом старается догнать стар­ших, но это ему не удается, если только он не изберет абсолют­но другое поле деятельности и жизненный стиль, в котором может преуспеть благодаря своим собственным способностям. Несмот­ря на свою склонность к бунту против авторитетов, младший скорее будет последователем, чем лидером, и сможет с легкос­тью угождать лидеру, который ему понравится.

Итак, анализ литературы рассматриваемого направления позволяет выделить две точки зрения. Последователи одной из них пришли к выводу, что старшие дети более агрессивны, эгоистич­ны и тревожны и что у старшего ребенка вероятность появления эмоционального нарушения несколько больше, чем у второго. Наиболее важными здесь являются два факта. Во-первых, при рождении первого ребенка родители еще недостаточно опытны и слишком тревожны, поэтому они с меньшей уверенностью и уме­нием ухаживают за первенцем, чем за вторым ребенком. Во-вто­рых, у старшего ребенка возникает проблема адаптации к появ­лению второго, а у младшего таких переживаний нет. Младший же ребенок более спокойный и менее агрессивный, чем первый.

Сторонники второй точки зрения, наоборот, считают, что старшие дети более ответственны, дружелюбны, больше моти­вированы на достижение успеха, не агрессивны. Младшие дети более зависимы от других и эгоистичны, чем первенцы.





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница