Психологические Особенности самоконституирования субъекта в виртуальной реальностИ



Дата14.02.2016
Размер0.9 Mb.
ТипДиссертация


Для заказа доставки данной работы воспользуйтесь поиском на сайте http://www.mydisser.com/search.html



ТАВРИЧЕСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. В. И. ВЕРНАДСКОГО

На правах рукописи

Малкин Василий Максимович
УДК 159.922.1 : 37.018.1
Психологические Особенности самоконституирования субъекта в виртуальной реальностИ

19.00.01 - общая психология, история психологии



Диссертация

на соискание ученой степени кандидата

психологических наук

Научный руководитель:

доктор психологических наук,

профессор кафедры глубинной психологии и психотерапии

Калина Надежда Федоровна


Симферополь – 2013

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

Введение…………………………………………………………………………...4



РАЗДЕЛ 1. Психологический анализ реальности нового типа как принципиально новой формы экзистенциального присутствии субъекта в мире……………………………………………………………………………..11

1.1. История возникновения и эволюции виртуальной реальности как социокультурного феномена……………………………………………………11

1.2. Личностная и психическая активность субъекта в поле виртуальной реальности………………………………………………………………………..17

1.3. «Реальность нового типа» как вид коллективной психической реальности………………………………………………………………………..44

1.4. Метафора и фантазм как способ экзистенциального присутствия в реальности нового типа…………………………………………………………52

Выводы к первому разделу……………………………………………………..57


РАЗДЕЛ 2. Эмпирическое исследование механизмов индивидуального и группового фантазматического конституирования в реальности нового типа…………………………………………………………………………..…60

    1. . Организация, этапы и методы исследования механизмов индивидуального и группового фантазматического конституирования……………………………………………………………60

    2. . Объективные и субъективные причины фантазматического конституирования……………………………………………………………63

    3. . Анализ основных механизмов фантазматического конституирования на основе данных анкеты для активных пользователей социальных сетей……………………………………………………………………...……69

    4. . Анализ уровня интерпретации невербальных сигналов у подростков-пользователей социальных сетей…………………………………...………85

    5. Диагностика межличностных отношений пользователей социальных сетей с помощью методики Т.Лири………………………...………………97

Выводы ко второму разделу…………………………………..………………119
РАЗДЕЛ 3. Разработка и апробация психологического сопровождения для активных пользователей сети Интернет в юношеском возрасте………………………………………………………………………….126

3.1 Стадии и стратегии фантазматического конституирования ………………………………………………………….…………………..........126

3.2 Основные положения психологического сопровождения пользователей сети Интернет в подростковом возрасте…..………………………………… 135

3.3 Программа психологического сопровождения подростков - активных пользователей сети Интернет………………………………………………… 147

Выводы к третьей главе ……………………………………………………….153
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...156

СПОСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………..…………………166

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………...…………………185

Приложение А ……………………………………………………185

Приложение Б ……………………………………………………188






ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Новое время всегда предполагает появление новых ценностей, тенденций, проблем, мировоззрения. На данный момент очевидным является тот факт, что человечество постепенно, но уверенно перемещается в реальность виртуальную, и речь идет не только о киберпространстве. Новейшие достижения в мире цифровых технологий ускоряют этот процесс, так что резонной и актуальной кажется постановка вопроса: «Каким будет субъект реальности нового типа? Как изменится его внутриличностная организация, какие желания будут преобладать, как и с помощью каких механизмов будет происходить процесс конституирования?».
Феномен виртуальной реальности в психологии преимущественно рассматривался на уровне попытки классификации ее как неинвазивной аддикции (Ю.Д.Бабаева, А.Е.Войскунский, Д.Гринфилд, К.Суррат, К.С. Янг и др.) или с социально-психологических позиций в контексте анализа процессов социализации с помощью виртуальных средств (О.Н.Арестова, Д.В.Куликов). Исследования такого типа сфокусированы на сознательной части психики субъекта, игнорируя влияние бессознательных факторов. Однако, поведение, а тем более процесс конституирования в пространстве виртуальной реальности в значительной степени детерминирован бессознательным.

Понятие «конституирования» (В.У. Бабушкин, Э.Гуссерль, В.И. Молчанов, К.А.Свасьян) используется для обозначения широкого спектра проблем и методов анализа, которые позволяют ухватить многомерные процессы формирования человеческим сознанием его предметных целостностей (вещь-вещность, тело-телесность, живое тело), духовных единств (душа, личность), универсальных формообразований (природа, мир, история). Как в отечественной, так и в зарубежной психологии ученые нередко исследуют феномен конституирования, определяя его как «специфическую активность сознания, при которой сознание не просто воспринимает внешние предметы, а и продуцирует их из самих составляющих сознания» (Э.Гуссерль).

В обществе постмодерна идентичность субъекта не является данной или авторитетно подтвержденной, поэтому конституирование создается методом проб и ошибок, его цели и пути могут постоянно изменяться. Именно такая нескончаемая активность, которая создает субъекта, и есть самоконституированием (Д.Антисери, Г.Ю. Жеребецкая, М.Мерло-Понти, Д.Реале, Ж-П. Сартр). В свою очередь психологическая работа фантазма, который представляется как «идеальное пространство какой-либо вещи или сценария событий» (Ф.Гваттари, Ж.Делез, Ж.Деррида, В. Кемеров, Ж.Лакан, Н.Ф. Калина, З.Фрейд и др.) в совокупности с возможностями киберпространства, делает возможным возникновение нового типа конституирования – фантазматического. Данный феномен получает распространение в связи с появлением социальных сетей и неограниченной возможностью входа в Интернет, что делает виртуальные коммуникации общедоступными.

Сознательная стороны и специфика самоидентификации пользователей Интернет описана перечнем авторов (Т.Келлер, П.Келли, Э.Рейд, В.Фриндте), в то время, как бессознательные глубинные процессы, связанные с самоконституированием в виртуальной реальности, еще не были исследованы. Проблема обретает значимость и актуальность принимая во внимание тот факт, что для части пользователей самопрезентация в социальных сетях приобретает более приоритетный статус, чем объективная самопрезентация, что сказывается на изменении поведения, сферы интересов, коммуникативных функциях и т.д. Именно эти и другие соображения обусловили выбор темы диссертационного исследования «Психологические особенности самоконституирования в виртуальной реальности».



Объектом исследования выступает фантазм как основная форма экзистенциального присутствия субъекта в реальности нового типа.

Предмет исследования: особенности сознательных и бессознательных психологических механизмов, реализующих процесс фантазматического самоконституирования субъекта в реальности нового типа.

Цель исследования: Эксплицировать и описать онтологические и психологические аспекты фантазматического конституирования субъекта, которое проходит в реальности нового типа.

Задачи исследования:

  1. Описать и определить реальность нового типа как пространство для фантазматического самоконституирования субъекта.

  2. Выявить и описать характерные механизмы создания индивидуальных фантазмов как структурных единиц коллективного фантазма.

  3. На основании теоретического исследования разработать психологические основы типологии стадий и стратегий конституирования в реальности нового типа.

  4. Разработать и апробировать программу психологического сопровождения субъекта в реальности нового типа.

Гипотеза исследования:

1) структурные особенности реальности нового типа обуславливают появление принципиально новой формы самоконституирования – фантазматической. Ввиду того, что реальность нового типа обладает всеми характеристиками реальности психической, ее ценность для субъекта будет неоспоримой, а диктуемый способ конституирования – приоритетным. Процесс и механизмы самоконституирования будут детерминированы референтной группой субъекта в реальности нового типа. В свою очередь, субъект реальности нового типа сам будет являться детерминантом самоконституирования для своего социального окружения. Таким образом, самоконституирование в реальности нового типа будет осуществляться при помощи коллективного фантазма.

2) Погруженный в пространство сетевых коммуникаций, субъект-пользователь реальности нового типа будет ориентирован на распознавание мимики собеседников, выражающих свои эмоции с помощью текста и специальных пиктограмм. В то время как способность к интерпретации невербальных стимулов во время общения в объективной реальности снизится за ненадобностью.

3) Специфика формирования и развития межличностных отношений в поле реальности нового типа заключается в отсутствии непосредственного личного контакта между участниками группы, что, в свою очередь, будет причиной для ряда изменений в сформированных в объективной реальности поведенческих и коммуникативных паттернах. Исходя из основных характеристик реальности нового типа, можно сделать предположение о том, что сконструированные фантазмы пользователей будут различаться по числу и типу сетевых интроектов и обладать гендерными различиями.



Теоретико-методологической основой исследования выступают понятие психической реальности, выдвинутое К.Г. Юнгом, представления о субъекте как системе и концепция субъектности (Н.Ф. Калина, С.Д.Максименко, В.А.Татенко, Ю.М. Швалб), представления о процессе конституирования Э.Гуссерля, положения теории Ж. Лакана о субъекте и проблемах желания и влечения, теория С. Жижека об интерпассивности, в частности о возможности наслаждения путем Другого, теория символического обмена Ж. Бодрийяра.

Для решения поставленных задач и проверки гипотез будет использован комплекс методов исследования, который включает в себя теоретический анализ психологической литературы по исследуемой проблеме, отстраненное и включенное психоаналитическое наблюдение, анализ дискурса, математический анализ и систематизацию данных (U-критерий Манна-Уитнти и T-критерий Стьюдента), вычисление среднего статистического значения с помощью программы Microsoft Excel, а также личностную интроспекцию автора данной работы.

Для диагностики характеристик фантазматического конституирования в работе использовались: авторская анкета приоритетных способов конституирования у активных пользователей социальных сетей, которая позволила выделить проявления статического, динамического и пограничного конституирования; методика определения зависимости от Интернет К.Янг и авторская методика диагностики зависимости от Интернет, для выявления уровня активности личности в виртуальных коммуникациях, методика диагностики уровня развитости способности к адекватной интерпретации невербального поведения В.А.Лабунской для выявления изменений в интерпретации невербального поведения у активных пользователей социальных сетей при реальном общении; методику диагностики межличностных отношений Т.Лири для выявления поведенческих черт и типов межличностной коммуникации, присущих исключительно виртуальному субъекту.

Базой исследования выступила школа-гимназия №1 имени К.Д.Ушинского, Таврический национальный университет имени В.И. Вернадского и сеть компьютерных клубов города Симферополя. Контингент исседования состоял из трех возрастных групп: 68 девочек и 72 мальчика в возрасте 13-14 лет, подростки в возрасте от 17 до 25 лет (116 респондентов женского пола и 60 мужского) и 25 мужчин и 25 женщин в возрасте от 30 до 60 лет. Общую выборку составили 367 человек.


Научная новизна исследования заключается в следующем:

  1. Впервые обосновано понятие реальности нового типа как формы экзистенциального присутствия, которая создается на стыке объективной реальности и индивидуальной психической реальности пользователя сети Интернет; установлено, что реальность нового типа обладает всеми признаками психической реальности: онтологичность, дереализующая интенция, динамичность, ценность; доказано, что в реальности нового типа разворачивается процесс фантазматического самоконституирования, результатом которого является виртуальный субъект; выявлены способы и механизмы конституирования виртуального субъекта; составлены обобщенные характеристики психологического профиля виртуального субъекта; раскрыты стадии и стратегии фантазматического конституирования.

  2. Систематизированы представления о возможности репрезентации проблематики внутрипсихических процессов и самоконституировании в условиях создания коллективного фантазма с использованием механизмов реальности нового типа и расширено изучение гендерных особенностей виртуальной идентичности пользователей сети Интернет.

  3. Изучение явления психической реальности субъекта и способов ее объективации получило дальнейшее развитие.

Теоретическое значение работы определяется введением в практику современной психологии нового семантического и категориального аппарата, соответствующего объективному состоянию виртуальной среды, а так изменением вектора направленности психологических исследований в области виртуального пространства. С 1994 года благодаря работам Кимберли Янг в психологии появляется понятие симптома интернет-зависимости, описание которого во многом базируется на описании расстройств, связанных со злоупотреблением психоактивными веществами. Форма описания интернет-зависимости и совокупность причин и симптомов, сформулированных К. Янг, на последующее двадцать лет задали направленность будущим исследованиям в области поля виртуальной реальности. Однако эволюция возможностей, функций и свойств виртуальной реальности вызывает к жизни новые механизмы социотехнического взаимодействия между субъектом-пользователем и средой. В данной работе мы предлагаем современный анализ механизмов и способов взаимодействия субъекта с виртуальной реальностью, а также новые критерии для определения нормы и патологии применительно к виртуальному пространству.
Апробация работы. Основные положения исследования были изложены на научно-практических конференциях: IV Международной конференции по глубинной психологии «Психоанализ в Украине: настоящее и будущее» ФАНТАЗМ В ПСИХОЛОГИИ, ПСИХИАТРИИ И ПСИХОТЕРАПИИ, VI Международной конференции по глубинной психологии и психоанализу «Психоанализ в Крыму: Искусство, Глянец и Гламур» (Симферополь, 2008), VII Международной конференции по глубинной психологии и психоанализу (Симферополь, 2009), международной научно-практической конференции «Проблемы эмоциональной регуляции деятельности» в Южноукраинском национальном педагогическом университете им. К.Д. Ушинского (Одесса, 2009), V Всеукраинской научной конференции «Проблеми політичної психології та її роль у становленні громадянина української держави» (Киев, 2008), на научно-практической конференции «Пригоди ідентичності в пост-демократичний період» (Киев, 2011), XXXVI научно-практической конференции Таврического национального университета им. В.И. Вернадского (Симферополь, 2005, 2007), конференции молодых ученых юга Украины (Ялта, 2010), на ежегодной общеуниверситетской конференции «Дни науки им. Вернадского» (2010-2012), на заседании семинара кафедры общей и дифференциальной психологии Южноукраинского национального педагогического университета им. К.Д. Ушинского.

Публикации: Основные результаты исследования отображены в 8 публикациях, из них 5 в профильных изданиях.

Структура работы отвечает логике научного исследования и состоит из вступления, трех разделов, выводов, библиографического списка и приложений. Общий объем работы составляет 199 страниц компьютерного текста. Основной текст состоит изложен на 165 страницах. Диссертация проиллюстрирована 25 таблицами и 2 приложениями. Список использованной литературы содержит 211 источников, изложенных на 19 страницах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Современное общество не может более игнорировать все усиливающиеся масштабные процессы миграции больших масс населения (особенно молодежи) из объективной реальности в виртуальное пространство, представленное такими типичными сервисами Web 2.0, как Google, Twitter, Facebook, YouTube, блоги, «живые журналы» и так далее. Психологам пора перестать реагировать на это повседневное явление спорадическими ламентациями по поводу вредного влияния компьютеров на психику подрастающего поколения и ограничиваться исследованиями отдельных феноменов преимущественно негативного плана (интернет-аддикция, злоупотребление сетевым общением и т.п.). Виртуальное пространство давно стало частью нашей экзистенции, а виртуальная активность занимает приоритетное положение среди других форм и видов социальной активности личности, особенно у людей до 40-летнего возраста.

Психологические исследования в области изучения взаимодействия субъекта с полем виртуальной реальности ведутся с начала 90-х годов и с каждым годом их интенсивность растет. Представленные в доступной нам литературе исследования по данной теме условно можно распределить на несколько основных групп: психологические и педагогические аспекты коммуникативных процессов в Сети, исследование формирования социального сознания с учетом новых возможностей, идентификации и самопрезентации, а также специфики сетевого общения, изучение особенностей вхождения детей и взрослых в компьютерную культуру и в мир сетевых технологий; исследования социально-психологических особенностей общения посредством Интернета; проблема Интернет-зависимости. Однако ни один из данных подходов не затрагивает глубинно-психологические аспекты личности и не рассматривает влияние неосознаваемых поведенческих компонентов. В диссертационной работе нами было проведено теоретическое обоснование и эмпирическое изучение процесса фантазматического конституирования, проходящего в поле реальности нового типа, в результате чего было уточнено понятие конституирования, дано определение фантазматического конституирования и реальности нового типа, рассмотрены и сформулированы механизмы, стадии и стратегии фантазматического конституирования, выявлены гендерные особенности протекания данного процесса, а так же очерчен круг возможных психологических проблем, связанных с психическими новообразованиями, возникающими благодаря такому типу конституирования. Обобщение результатов проведенного теоретико-эмпирического исследования позволяет нам подтвердить выдвинутые гипотезы и сделать следующие выводы:



  1. Виртуальная реальность, появившаяся в качестве научного эксперимента, в последнее десятилетие приобрела статус социо-культурного феномена, перейдя из разряда «элитарной культуры» в разряд массовой. Исходя из изменившейся системы отношений между субъектом-пользователем и виртуальной реальностью, мы считаем, что в психологическом исследовании некорректно использовать термин «виртуальная реальность», введенный Джароном Ланьером. Исходный термин служил для описания совокупности сайтов и контента в сети Интернет, к которым можно получить доступ только он-лайн, так и офф-лайн сервисам (компьютерные игры, мультимедиа и т.д.). Корректным для пространства, объединяющего он-лайн и офф-лайн коммуникации субъекта пользователя может выступать техническое определение «дополненной реальности», но для удобства нашего исследования мы, применительно к пространству активности субъекта будем использовать термин «реальность нового типа». Обладающее своей внутренней логикой поле реальности нового типа инициирует у субъекта-пользователя процесс фантазматического конституирования. Вследствие того, что реальность нового типа построена благодаря непрерывному воспроизведению механизма «обретения себя через отчуждение от себя», данный процесс будет копировать личностное конституирование субъекта в объективной реальности. Однако существенным отличием будет тот факт, что виртуальная личность будет надстраиваться над сформированной реальной личностью, а переход от Реального через стадию зеркала к Воображаемому и Символическому продублирует события уже произошедшие с ребенком в возрасте от 6 до 18 месяцев. Результатом такого конституирования станет виртуальный субъект, от имени которого будет производиться любая активность в поле реальности нового типа.

  2. Функционирующая как постоянно изменяющаяся и обновляющаяся совокупность текста, реальность нового типа обладает всеми свойствами психической реальности, обуславливая особенности пользователей, объединенных общим семантическим полем виртуального. Однако, функционирующий в пространстве этой психической реальности пользователь однозначно подвержен воздействию объективной реальности, определяющей его активность и устанавливающей пределы допустимых желаний. Компромиссом для интрапсихических процессов субъекта становится фантазматическая активность, реализующаяся на стыке объективной и виртуальной реальности, в поле, которое мы называем «реальность нового типа». Реальность нового типа объединяет фантазмы пользователей, формируя единый коллективный фантазм Сети, выступающий нормативной точкой отсчета для сетевый коммуникаций. Виртуальная личность и текст, создаваемый в рамках данной виртуальной роли, выступают в качестве метафоры, скрывающей подлинные желания субъекта. Такая метафорическая реализация делает возможным достижение «объекта а» в форме фантазма, созданного в рамках поля реальности нового типа. Реальность нового типа – особый вид психической реальности, обычно моделируемый ее участниками при помощи новейших мультимедийных средств коммуникаций с целью поиска информации, обмена данными, реализации групповой активности и получения удовольствия. Примерами могут служить многопользовательские компьютерные он-лайн игры, чаты, форумы, социальные сети, блоги и прочее. Динамическая и семиотическая по своей природе, реальность нового типа обладает всеми характеристиками психической реальности, и таким образом влияет на особенности пользователей, объединенных одним семантическим полем. Субъект реальности нового типа физически не присутствует в ней, а ограничивается манипуляциями с созданным согласно правилам виртуальным конструктом. Такой способ присутствия никоим образом не ограничивает возможности субъекта, так как внутри реальности конструкт наделен максимальной эффективностью и функциональностью. Так как реальность нового типа номинально свободна от влияния инстанции супер-эго, ее участники, пользуясь этой видимой свободой, реализуют не только социально приемлемые, но и репрессированные и табуированные желания. Кроме этого, реальность нового типа порождает особый вид желания – желания симулякров (виртуальный статус на форуме, магические вещи в он-лайн играх и прочее). Что касается витальных желаний и потребностей, то они представлены функциональными рудиментами или не представлены вообще.

  3. Пошаговый анализ фантазматического конституирования позволил нам выделить три ключевые стадии данного процесса. Так, запускает этот процесс «стадия первичного конституирования», для которой характерен один механизм – это «конституирование через отказ от реального имени». Непосредственно отказ происходит в момент создания электронного почтового ящика – ключевой точки виртуальной идентификации. Следующая стадия будет характерна для продвинутых пользователей, интегрированных в поле виртуальной реальности достаточно, что создать учетную запись в сервисах мгновенного обмена сообщениями (ICQ, Skype и т.д.) или в одной и более социальных сетях. Эта стадия – «Стадия обогащения виртуальными характеристиками». Данная стадия самая продолжительная по времени и объединяет три механизма: «конституирование через отказ от реальной внешности», «конституирование с помощью текста» и «конституирование с помощью видео». Конституирование на данной стадии осуществляется каждый раз, когда субъект-пользователь обменивается текстовыми сообщениям, создает новые альбомы с фотографиями или обновляет статус. Третья стадия – «Стадия кризиса» проявляется в процессе виртуального конституирования, когда субъект-пользователь сталкивается с проблемой, что текущие виртуальные характеристики (аватара, статус, количество «лайков» и .д.) не выполняют в достаточной мере свои функции, т.е. – не персонифицируют своего создателя. Сразу после осознания кризисной ситуации, субъект-пользователь возвращается ко второй стадии – «Стадии обогащения виртуальными характеристиками», зацикливая тем самым процесс виртуального конституирования. Помимо стадий фантазматического конституирования, нами также были выделены три стратегии. На наш взгляд, две из них являются контрпродуктивными – это стратегия минимизации и стратегия компенсации. В случае первой стратегии субъект-пользователь, блокирующий доступ виртуального социума к характеристикам его цифрового конструкта, оставляет белые пятна в собственном виртуальном образе, заполнять которые собеседник будет проекциями собственного бессознательного, что неминуемо повлечет за собой искажение восприятия исходного образа. В случае второй стадии – стадии компенсации – виртуальный образ наоборот будет изобиловать всеми возможными для интроецирования виртуальными характеристиками (цифровые приложения, цитаты, ссылки, фотографии мест и событий, несвязанных с конкретной учетной записью), а непосредственно цифровой образ субъекта-пользователя вновь окажется скрыт от собеседника, так же способствуя возможным искажениям. Продуктивной для целей виртуальной коммуникации и адекватного фантазматического конституирования мы считаем стратегию амплификации, при которой субъект поддерживает состояние равновесия между стремлением реализоваться и персонифицироваться как в объективной реальности, так и в виртуальной. В рамках этой стратегии субъект-пользователь обогащает сформированный в объективной реальности образ виртуальными характеристиками, время от времени корректируя полученный цифровой конструкт исходя из гомеостатического понимания своего виртуального субъекта.

  4. Реализация процесса фантазматического конституирования становится возможна благодаря основным механизмами по созданию неотчуждаемого нарциссического объекта в поле виртуальной реальности. Структурными единицами процесса фантазматического конституирования являются изображение и текст. Изображение будет необходимо для придания виртуальной личности внешности и отображения эмоций и других поведенческих реакций, невозможность иного проявления которых вытекает из структуры цифровых коммуникаций. Изображение выполняет функцию «динамического конституирования», т.е. не только функцию закрепления за конкретным пользователем конкретной виртуальной внешности с целью его дальнейшей идентификации, но и функцию модификации позиционируемой внешности виртуальной личности. Текст выступает основным способом обмена информацией между виртуальными субъектами. Вследствие этого, благодаря тексту виртуальная личность конституируется на уровне интерсубъективности, формируя и проявляя в диалоге спектр доступных для реализации качеств.

  5. Текст является основой цифрового общения и отправной точкой в процессе деанонимизации виртуального-Я перед собеседником или группой собеседников. Виртуальный образ, сформированный благодаря изображению и тексту, будет тяготеть к целостности и завершенности, воплощая представление субъекта об образе Я-идеала. Текст и изображение, как подвид текстового сообщения являются основными структурными единицами при построении виртуальной личности. Личностное конституирование скубъекта непосредственно с помощью поля реальности нового типа невозможно, так как исходные положения для процессов создания виртуальных конструктов находятся в поле объективной реальности. Потенциальные интроекты, которые субъект обнаруживает в Сети, такие как речевые обороты, слэнг, идеи для внешнего вида или поведенческих паттернов, субъект будет реализовывать в объективной реальности, а не в виртуальной. Мужчины-пользователи создают виртуальные ценности посредством языка и образов. С другой стороны, мужчины-пользователи менее активны при формировании и модифицировании виртуального образа, что, на наш взгляд, связано с отсутствием в реальности нового типа типичных для объективной реальности маркеров маскулинности. Поэтому мужчины-пользователи отдают предпочтение многопользовательским он-лайн играм, которые предоставляют неотчуждаемый завершенный образ с предельно выраженной маскулинной составляющей. Женщины-пользователи более активны при создании виртуального образа, используя все возможные механизмы для его создания, и регулярно модифицируют его, чтобы сохранять статус нарциссически неотчуждаемого. Таким образом, женщины-пользователи интегрируют ценности реальности нового типа, стараясь при этом привнести данные интроекты в поле объективной реальности. Поэтому женщины-пользователи отдают предпочтение социальным сетям, где присутствует возможность неограниченной визуальной и текстовой самопрезентации.

  6. Процесс виртуального общения практически лишен невербальной составляющей. Так субститутом мимики и телесных поз в поле виртуальной реальности становятся разнообразные пиктограммы, изображающие ту или иную эмоцию. Наиболее распространенными пиктограммами являются схематическое изображение радости, печали и удивления, но также существует более широкий список графических эквивалентов эмоциональных реакций, позволяющий виртуальному субъекту сопереживать собеседнику. Процесс распознавания виртуальных невербальных сигналов, воплощенных в пиктограммах, не становится приоритетным для активных пользователей социальных сетей, несмотря на ценность самого виртуального общения. Так, респонденты продемонстрировали одинаковый уровень успешности интерпретации невербальных сигналов вне зависимости от степени интегрированности в виртуальный социум. На наш взгляд особенности интерпретации сигналов в двух группах будут напрямую связаны с возростными особенностями респондентов, стремящихся к установлению объектных отношений как в объективном мире, так в поле реальности нового типа. Сравнивая общий уровень интерпретации невербальных сигналов в группе активных пользователей и группе нормы мы не получили статистически достоверных различий, следовательно гипотеза о том, что подростки из группы активно интегрированных в поле реальности нового типа, будут хуже распознавать невербальные сигналы при межличностном общении не подтвердилась. Кроме того, полученные таким образом результаты опровергают существующую теорию о негативном влиянии виртуальной реальности на процессы личностной коммуникации и вредоностности процесса интеграции в виртуальный социум.

  7. Исходя из структуры механизмов фантазматического конституирования, мы предположили возможные девиации, вызванные к жизни данным процессом. В результате нами были выделены три ключевые позиции, которые в дальнейшем легли в основу программы психологического сопровождения: у подростков-пользователей с выраженной интеграцией в реальность нового типа может наблюдаться повышенная агрессивность, развитие интеллектуальной сферы может не соответствовать возрастным критериям, а также может доминировать внешний локус контроля. Нами была разработана программа психологического сопровождения подростков-пользователей с выраженной интеграцией в поле реальности нового типа. Данная программа состоит из трех компонентов: «образовательного», «психологического» и «социального» и направлена на формирование позитивного и конструктивного восприятия возможности объективного конституирования, на ряду с виртуальным конституированием. Важная роль в программе психологического сопровождения отведена взаимодействию подростка-пользователя с родительскими фигурами и влиянию положительного семейного климата на процесс социальной адаптации подростка-пользователя в объективной реальности.

Таким образом, выдвинутые в диссертационном исследовании гипотезы о возникновении в рамках реальности нового типа принципиально иной формы конституирования – фантазматической, а также о том, что полученные в результате фанатазматического конституирования конструкты будут обладать свойствами, продиктованными как гендерными особенностями пользователя, так и интроектами, приобретенными во время сетевых коммуникаций, нашли свое подтверждение.



Проведенное исследование не исчерпывает всех аспектов функционирования реальности нового типа и процессов фанатзматического конституирования. Так, в сфере дальнейших научных поисков находится изучение возрастных особенностей фантазматического конституирования в поле реальности нового типа. Кроме этого, исследование может развиваться в русле усовершенствования диагностического инструментария с целью всестороннего исследования формирующихся фантазмов и улучшения программы психологического сопровождения. Также немаловажным представляется возможность кросс-культурного исследования.

Список использованной литературы:



  1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология Текст.: учеб. пособие для студ. вузов / Н. Н. Абрамова. 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 672 с.

  2. Айвазова, А. Е. Психологические аспекты зависимости Текст. / А. Е. Айвазова. СПб.: Речь, 2003. - 120 с.

  3. Акопов, А. Ю. Свобода от зависимости. Социальные болезни личности Текст. / А. Ю. Акопов. СПб.: Речь, 2008. - 224 с.

  4. Александров, В. В. Интеллект и компьютер Текст. / В. В. Александров. СПб.: Издательство «Анатолия», 2004 — 285 с.

  5. Алтухов, Н. И. Зависимость от компьютерной виртуальной реальности Текст. / Н. И. Алтухов, К. Ю. Галкин // XIII съезд психиатров России: (материалы съезда). М., 2000. - С. 285-286.

  6. Арестова, О. Н. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия Текст. / О. Н. Арестова, Л. Н Бабанин, А. Е. Войскунский // Вестн. Моск. Ун-та. Психология. 1996. - № 4. - С. 14-20.

  7. Бабаева, Ю. Д. Психологические последствия информатизации Текст. / Ю. Д. Бабаева, А. Е. Войскунский // Психологический журнал. -1998.-№1. -С. 89-100.

  8. Бабушкин В.У. Феноменологическая философия науки: критический анализ М.: "Наука", 1985, с. 13-100, 174-188

  9. Барт Р. Мифологии – Пер. с фр., вступ. ст. и коммент. С. Зенкина. – М.: Издательство им. Сабашниковых, 2004. – 320 с.

  10. Барт Р. Риторика образа// Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. - М., 1994 - С. 297-318

  11. Белышкин, А. А. Особенности субъективных представлений о работе с компьютером у разных категорий пользователя Текст. / А. А. Белышкин // Вестн. Моск. ун-та. Психология. 2000. — № 3. - С. 82-93.

  12. Беляева, А. В. Компьютерно-опосредствованная совместная деятельность и проблема психического развития Текст. / А. В. Беляева, М. Коул //Психологическийжурнал. 1991. - № 2. - С. 145-152.

  13. Берн Э. Люди, которые играют в игры (Психология человеческой судьбы). М.: Прогресс, 1998.

  14. Бодкер, С. Взаимодействие человека с компьютером с позиции теории деятельности Текст. / С. Бодкер // Психологический журнал. 1993. - №4.-С. 71-81.

  15. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть / Ж. Бодрийяр – 2-е изд. – М.: Добросвет, КДУ, 2006 – 389 с.

  16. Бурова, В. А. Механизмы формирования интернет-аддикции Текст. / В. А. Буров, В. И. Есаулов // Материалы XIII съезда психиатров России.- М., 2000. С. 290-291.

  17. Васильев, В. Информационное общество и образование Текст. /В. Васильев, М. Сухорукова // Высшее образование в России. 2004. - № 7. - С. 122-128.

  18. Бенедиктова, А. В. Исследование интернет-аддикции и ее социально-психологической значимости в студенческих группах Текст. / А. В. Бенедиктова // Психологическая наука и образование. 2007. - № 5. - С. 228-236.

  19. Виртуальная реальность: философские и психологические проблемы Текст. / Под. ред. Н. А. Носова. М.: Центр виртуалистики ИЧ РАН, 1997.-187 с.

  20. Виртуальные реальности в психологии и психопрактике Текст. / Под ред. Н. А. Носова и О. И. Генисаретского. М.: Центр виртуалистики ИЧ РАН, 1995. - 181 с.

  21. Виртуальные реальности и современный мир Текст. / Под. ред. Н. А. Носова. М.: Центр виртуалистики ИЧ РАН, 1997. - 85 с.

  22. Войскунский, А. Е. Актуальные проблемы зависимости от Интернета Текст. / А. Е. Войскунский // Психологический журнал. 2004. -№ 1. - С. 90-100.

  23. Войскунский, А. Е. Интернет новая область исследований в психологической науке Текст. / А. Е. Войскунский // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ. — 2002. -№ 1. — С. 81-101.

  24. Войскунский, А. Е. Зависимость от Интернета: актуальная проблема Текст. / А. Е. Войскунский // Журнал неврологии и психиатрии. -2002. № 3. - С. 79.

  25. Войскунский, А. Е. Психологические исследования феномена интернет-аддикции Текст. / А. Е. Войскунский // Тезисы докладов 2-й Российской конференции по экологической психологии. М.: Экопсицентр РОСС, 2000. - С. 251-253.

  26. Волков, Б. С. Психология юности и молодости Текст.: Учебное пособие / Б. С. Волков. М.: Академический проспект: Трикста, 2006. - 256 с.

  27. Говорухина, М. Ю. Виртуализация современного мира: раздвоение реальности Текст. / М. Ю. Говорухина. Екатеринбург, 2004. -15 с.

  28. Гоголева, А. В. Аддиктивное поведение и его профилактика Текст. / А. В. Гоголева. 2-е изд., стер. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. - 240 с.

  29. Гуманитарные исследования в Интернете Текст. / Под ред А.Е. Войскунского. М.: Терра-Можайск, 2000.-431 с.

  30. Гурьева, JL П. Психологические последствия компьютеризации: функциональный, онтогенетический и исторический аспекты Тескт. / Л. П. Гурьева//Вопросы психологии. 1993. - № 3. - С. 5-16.

  31. Даренский, И. Д. Аддиктология как научная дисциплина и область практической деятельности Тескт. / И. Д. Даренский // Аддиктология. -2005. № 1.-С. 8-13.

  32. Девиантность подростков: Теория, методология, эмпирическая реальность Текст. Учебно-научное издание / Я. Глинский, И. Гуревич, М. Русакова и др. СПб.: Медицинская пресса, 2001. - 200 с.

  33. Девиантология Текст.: Хрестоматия / Автор составитель Ю. А. Клейберг. - СПб.: Речь, 2007. - 412 с.

  34. Джонсон Р.А. Сновидения и фантазии. - К.: “Ваклер”,1996. – 288 с.

  35. Доронина, О. В. Страх перед компьютером: природа, профилактика, преодоление Текст. / О. В. Доронина // Вопросы психологии. -1993.- № 1. С. 68-78.

  36. Дусь, Ю. Опыт изучения информационной культуры Текст. / Ю. Дусь, А. Садчикова // Высшее образование в России. 2004. - № 2. - С. 175176

  37. Егоров, А. Ю. Нехимические (поведенческие) аддикции (обзор) Текст. / А. Ю. Егоров // Аддиктология. 2005. - № 1. - С. 65-77.

  38. Егоров, А. Ю. Нехимические зависимости Текст. / А. Ю. Егоров. -СПб.: Речь, 2007.-190 с.

  39. Егоров, А. Ю. Особенности личности подростков с интернет-зависимостью Текст. / А. Ю. Егоров, Н. А.Кузнецова, Е. А. Петрова // Вопросы психологического здоровья детей и подростков. 2005. - №2. -С. 20-27.

  40. Ефимкина, Р. П. Психология развития. Методические указания Текст. / Р. П. Ефимкина. Новосибирск: Новосибирский гос. ун-т, 2004. - 54 с.

  41. Жак Лакан. Пер. Имена-Отца. с фр./Перевод А. Черноглазова. М.: Издательство «Гозис», Издательство «Логос». 2006. – 160с.

  42. Жижек С. Интерпассивность. Желание: влечение. Мультикультурализм / Пер. с англ. А. Смирнова; под ред. В. Мазина и Г. Рогоняна. – СПб.: Алетейя, 2005. – 156с. – (Серия «Лакановские тетради»).

  43. Жилкин, В. О понятии «информационная субкультура» Текст. / В. О. Жилкин //Высшее образование в России. 2004. - №.10. - С. 152-153.

  44. Жичкина, А. Е. О возможностях психологических исследований в сети Интернет Текст. / А. Е. Жичкина // Психологический журнал.- 2000. -№ 2. С. 75-78.

  45. Жичкина, А. Е. Особенности социальной перцепции в Интернете Текст. / А. Е. Жичкина // Мир психологии. 1999. - № 3. - С.72-80.

  46. Жичкина, А. Е. Пространство, населенное Другими Текст. / А. Е. Жичкина // Планета Интернет. 1999. - № 16. - С. 76-81.

  47. Жичкина, А. Е. Социально-психологические особенности населения Сети Текст. / А. Е. Жичкина, К. Ю.Ефимов // Планета Интернет. -1999. №30. - С. 18-21.

  48. Залесский, П. Сколько нас? Какие мы? Портрет российской интернет-аудитории Текст. / П. Залесский, М. Спектор // Мир Internet. -1999.-№7-8.-С. 42-44.

  49. Залыгина, Н. А. Адциктивное поведение молодежи: профилактика и психотерапия зависимостей Текст. / Н. А. Залыгина, Я. JI. Обухов, В. А. Поликарпов. Минск: Пропилен, 2004. - 196 с.

  50. Захаров, Н. П. Психотерапия пограничных состояний и состояний зависимости Текст. / Захаров Н. П. М.: ДеЛи принт, 2004 - 288 с.

  51. Змановская, Е. В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения) Текст.: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. В. Змановская. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. 288 с.

  52. Иванов, Д. В. Виртуализация общества Текст. / Д. В. Иванов. -СПб.: «Петербургское Востоковедение», 2000. 96 с.

  53. Идрисова, Н. Г. Зависимое поведение: механизмы формирования и методы коррекции Текст. / Н. Г. Идрисова. М.: ИИКЦ «Эльф-3», 2005. -176 с.

  54. Интернет и российское общество Текст. / Под ред. И. Семенова. -М.: Гендальф, 2002. 279 с.

  55. Калина Н.Ф. Лингвистическая психотерапия. – К.: Ваклер, 1999. – 282 с.

  56. Калина Н.Ф. Основы психоанализа - М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер» 2001. – 352с.

  57. Калина Н.Ф. Фантазмы виртуальной реальности – симулякры IV-ого порядка. 2007г. рукопись.

  58. Как справиться с компьютерной зависимостью Текст. / С. В. Краснова, Н. Р. Казарян, В. С. Тундалева и др. -М.: Эскмо, 2008. 224 с.

  59. Кастельс, М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе Текст. / М. Кастельс; пер. с анг. А. Матвеева; под ред. В. Харитонова. — Екатеринбург: У Фактория, 2004. - 328 с.

  60. Кастельс, М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура Текст. / М. Кастельс. М.: Изд-во ГУВШЭ, 2000. - 608 с.

  61. Келли К. Все включено. // Журнал «Esquire» 2010г. №54

  62. Керделан, К. Дети процессора: как Интернет и видеоигры формируют завтрашних взрослых Текст. / К. Керделан, Г. Грезийон; пер. с фр. А. Лущанова. Екатеринбург: У - Фактория, 2006. - 272 с.

  63. Колесникова, Г. И. Девиантное поведение Текст.: учеб. пособие / Г. И. Колесникова. Ростов н/Д: Феникс, 2007. — 218 с.

  64. Котляров, А. В. Другие наркотики или Homo Addictus: Человек зависимый Текст. / А. В. Котляров. М.: Психотерапия, 2006. - 480 с.

  65. Котляров, А. В. Освобождение от зависимостей, или школа успешного выбора Текст. / А. В. Котляров. М.: Изд-во Института психотерапии, 2005. - 448 с.

  66. Котляров, А. В. Выявление факторов риска и защиты в профилактике зависимостей у студентов многопрофильного ВУЗа Текст. / А. В. Котляров, В. Н. Рябов, Т. Н. Игнатова // Валеология. 2003. - № 1. - С. 47-50.

  67. Крайг, Г. Психология развития Текст. / Г. Крайг, Д. Бокум. 9-е изд. - СПб.: Питер, 2005. - 940 с: ил.

  68. Красильников, Г. Т. Существует ли предрасположенность к аддикциям (факторы риска) Текст. / Г. Т. Красильников, Я. П. Гирич // Консилиум. 1999. - № 2. - С. 21-22.

  69. Кудрявцев, В. А. Интернет, или «экологически чистый» наркотик Текст. / В. А. Кудрявцев //Воспитание школьников. 1999. - № 5. - С. 23-25.

  70. Кузьмина К.Е. Влияние компьютеризированной деятельности на межличностные отношения в юношеском возрасте., М., Речь, 1993.

  71. Кулаков, С. А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков Текст. / С. А. Кулаков. М.: Просвещение-АСТ, 1998. - 462 с.

  72. Кулаков, С. А. Психотерапия и психопрофилактика аддиктивного поведения у подростков Текст. / С. А. Кулаков. М.-СПб.: Гардарика, 2003. -470 с.

  73. Куттер П. Современный психоанализ. - СПб.: Б.С.К.,1997. – 348 с.

  74. Лакан Ж. Семинары. Кн.1 – М.: Логос, 1998. – 432с.

  75. Лакан Ж. Телевидение. Пер. с фр./Перевод А. Черноглазова. М.: ИТДК «Гнозис», Издательство «Логос», 2000. – 160с.

  76. Лакан Ж. Функция и поле речи и языка в психоанализе. – М.: Гнозис, 1995. – 101 с.

  77. Лакан Ж. Четыре основные понятия психоанализа (Семинары: Книга XI (1964)). Пер. с фр./Перевод А. Черноглазова. М.: Издательство «Гозис», Издательство «Логос». 2004. – 304с.

  78. Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. - М.: Высшая школа, 1996 г. - 623 с.

  79. Левикова, С. И. Молодежная субкультура Текст. / С. И. Левикова. -М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. 608 с.

  80. Лемешева, М. Взгляд со студенческой скамьи Текст. / М. Лемишева // Высшее образование в России. 2004. - № 10. - С. 108-110.

  81. Леонова, Л. Г. Вопросы профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте Текст.: Учебно-методическое пособие / Л. Г. Леонова, Н. Л. Бочкарева; под ред. Ц.П. Короленко. Новосибирск: Новосибирский медицинский институт, 1998. - 41 с.

  82. Лепский, В. Е. Моделирование и поддержка сообществ в Интернет Текст. / В. Е. Лепский, А. Г. Рапуто. М.: Институт психологии РАН, 1999. -96 с.

  83. Лисецкий, К. С. Психология негативных зависимостей Текст. / К. С. Лисецкий, Е. В. Литягина. Самара: Изд-во «Универс групп», 2006. - 251 с.

  84. Лобанкова, Р. Поколение «X» Текст. / Р. Лобанкова // Студенчество. 2004. - № 1. - С. 27.

  85. Лоскутова, В. А. Интернет-зависимость как форма нехимических аддиктивных расстройств Текст.: автореф. дис. . канд. мед. наук (13.04.2004) / Лоскутова Виталина Александровна; Новосибирская государственная медицинская академия. Новосибирск, 2004. — 20 с.

  86. Лоскутова, В. А. Интернет-зависимость патология XXI века? Текст. / В. А. Лоскутова // Вопросы ментальной медицины и экологии. -2000.-№1.-С. 11-13.

  87. Мазин В.А. Введение в Лакана. – М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры», 2004. – 201 с., илл

  88. Мазин В. Стадия зеркала Жака Лакана. – СПб.: Алатея, 2005. – 160с. – (Серия «Лакановские тетради»).

  89. Мазин В. А. Экран сновидений // Вестник психоанализа № 1. СПб: ВЕИП, 2000.

  90. Макалатия А.Г. Мотивация в компьютерных играх., Психологические аспекты Интернет-среды" (3-я Российская конференция по экологической психологии)М., 2003г

  91. Макартычева, Г. И. Коррекция девиантного поведения. Тренинги для подростков и их родителей Текст. / Г. И. Макартычева. СПб.: Речь, 2007.-368 с.

  92. Малкина-Пых, И. Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога Текст. / И. Г. Малкина-Пых. М.: Изд-во Эксмо, 2005. - 896 с.

  93. «Матрица как философия»: Эссе / Пер. С англ. О. Турхиной. – Екатеринбург: У-Фактория, 2005. – 384 с. (Серия «Масскульт»).

  94. Менделевич, В. Д. Зависимость как психологический и психопатологический феномен (проблемы диагностики и дифференциации) Текст. / В. Д. Менделевич, Р. Г. Садыкова // Вестник клинической психологии. 2003. - № 2. - С. 153-158.

  95. Менделевич, В. Д. Психология девиантного поведения Текст.: Учебное пособие / В. Д. Менделевич. СПб.: Речь, 2005. - 448 с.

  96. Менделевич, В. Д. Психология зависимой личности, или подросток в окружении соблазнов Текст. / В. Д. Менделевич, Р. Г. Садыкова. Казань: РЦПНН при КМРТ; И.:Марево, 2002. - 240 с.

  97. Мехтиханова, Н. Н. Психология зависимого поведения Текст.: учеб. пособие / Н. Н. Мехтиханова. -2-е изд. М.: Флинта: МПСИ, 2008. — 160 с.

  98. Молчанов В. И. Время и сознание. Критика феноменологической философии: Моногр. - М.: Высш. шк., 1998 - 144 с.

  99. Нефедовская, Л. В. Состояние и проблемы здоровья студенческой молодежи Текст. / JI. В. Нефедовская; Под. ред. проф. В. Ю. Альбицкого. -М.: Литера, 2007. 192 с.

  100. Носов, Н. А. Виртуальная психология Текст. / Н. А. Носов. М.: Аграф, 2000.-432 с.

  101. Носов, Н. А. Виртуальная реальность Текст. / Н. А. Носов // Вопросы философии. 1999. - № 10. - С. 152-164.

  102. Носов, Н. А. Виртуальный человек: Очерки по виртуальной психологии детства Текст. / Н. А. Носов. М. : Магистр, 1997. - 192 с.

  103. Носов, Н. А. Компьютеры и виртуальная психотерапия Текст. / Н. А. Носов // Вестник РГНФ. 1996. - № 4. - С. 172-176.

  104. Носов, Н. А. Психологические виртуальные реальности Текст. / Н. А. Носов. М.: Ин-т человека, 1994. - 195 с.

  105. Носов, Н. А. Психология виртуальных реальностей Текст. / Н. А. Носов //Психологическое обозрение. 1998. - № 1. - С. 91-99.

  106. Носов, Н. А. Психология и психотехника виртуальных реальностей Текст. / Н. А. Носов, Е. В. Вучетич // Московский психотерапевтический журнал. 1993. -№ 3. - С. 181-182.

  107. Пелевин В. Шлем ужаса: Креатифф о Тесее и Минотавре / Виктор Пелевин. – М.: Открытый Мир, 2005. – 224 с. – (Мифы).

  108. Пиявский, С. Вузовское молодежное интернет-сообщество Текст. / С. Пиявский // Alma-mater. 2003. - № 8. - С. 24-29.

  109. Понукалина, О. Специфика досуга современной молодежи Текст. / О. Понукалина // Высшее образование в России. 2007. - № 11. - С. 124-128.

  110. Попов, Ю. В. Патохарактерологические реакции в юношеском возрасте Текст. / Ю. В. Попов // Журн. неврологии и психиатрии. 1986. - № 11.-С. 32-36.

  111. Практикум по возрастной психологии Текст.: Учеб. пособие / Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2008. - 704 с.

  112. Проблемы профилактики негативных зависимостей среди молодёжи (2001, Самара): Сборник материалов конференции / Самарский государственный университет. Самара: Изд-во "Самарский университет", 2001. - 128 с.

  113. Проблема сознания в современной западной философии: Критика некоторых концепций / В.А. Подорога, А.Б. Зыкова, И.С. Вдовина и др. – М.: Наука, 1989. – 256 с.

  114. Проект «Интернет в России / Россия в Интернете» Электронный ресурс. Выпуск 27 (Осень 2009). - М.: Фонд «Общественное мнение», 2009. - Режим доступа: http://bd.fom.ru/pdf/intosen09.pdf

  115. Психоаналитические термины и понятия: Словарь / Под ред. Борнесса Э. Мура и Бернарда Д. Фаина. — М.: Независимая фирма «Класс», 2000. — 304 с.

  116. Психология зависимости: Хрестоматия Текст. / Сост. К. В. Сельченок. Минск: Харвест, 2007. - 592 с.

  117. Психология и лечение зависимого поведения Текст. / По ред. С. Даулинга; пер. с англ. Р. Р. Муртазина. М.: Независимая фирма «Класс», 2000.-240 с.

  118. Психология развития Текст. / Под ред. А. К. Болотовой и О. Н. Молчановой. — М: ЧеРо, 2005. 524 с.

  119. Психология человека от рождения до смерти Текст. / Под общей редакцией А. А. Реана. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. - 656 с.

  120. Психофункциональное состояние студентов при дистанционной технологии обучения Текст. / А. А. Мусина, Д. К. Пахомова, Г. Н. Шайзадина и др. // Медицина труда и промышленная экология. 2003. - № 10. - С. 24-27.

  121. А. Россохин, В. Измагурова. Виртуальное счастье или виртуальная зависимость // Россохин А. В., Измагурова В. Л. Личность в измененных состояниях сознания. М.: Смысл, 2004, с. 516—523

  122. Российский Интернет в цифрах и фактах Текст. / В. А. Садовничий, В. А. Васенин, А. А. Мокроусов и др. М .: Изд-во МГУ, 1999. -148 с.

  123. Россия сетевая. Атлас Интернета Текст. / Фонд «Общественное мнение» -М.: Издательство «Европа», 2006. 192 с.

  124. Руководство по адциктологии Текст. / Под ред. проф. В. Д. Менделевича. СПб.: Речь, 2007. - 768 с.

  125. Рыбалко, Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология Текст.: Учеб. пособие. Л.: Издательство Ленинградского ун-та, 1990. - 256 с.

  126. Самыгин, П. С. Девиантное поведение молодежи Текст. / П. С. Самыгин. Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 440 с.

  127. Свасьян К.А. Феноменологическое познание. Пропедевтика и критика / Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1987 – 199 стр.

  128. Свит, К. Соскочить с крючка Текст. / К. Свит. СПб.: Питер Пресс, 1997. - 256 с.

  129. Симатова, О. Б. Психологические механизмы формирования адциктивного поведения Текст. / О. Б. Симатова // Вестник ЧитГУ. 2008. -№ 1. - С. 83-92.

  130. Современные подходы к проблеме аддиктивных состояний. Итоги и перспективы междисциплинарных исследований Текст. / Н. А. Бохан, В.

  131. Солдатова, Е. JI. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез Текст. / Е. Л. Солдатова, Г. Н. Лаврова. Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 384 с.

  132. Социология молодежи Текст.: Учебное пособие / Ю. Г. Волков, В. И. Добреньков, Ф. Д, Кадария и др; под ред. проф. Ю. Г. Волкова. Ростов -н/Д.: Феникс, 2001. - 576 с.

  133. Старшенбаум, Г. В. Аддиктология: психология и психотерапия зависимостей Текст. / Г. В. Старшенбаум. М.: Когито - Центр, 2006. - 367 с.

  134. Танатография Эроса: Жорж Батай и французская мысль середины XX века. – СПб.: Мифрил, 1994. – VI + 346 с.

  135. Татенко В.А. Психология в субъектном измерении: Монография. – К: Видавничий центр «Просвiта», 1996. – 404 с

  136. Теория метафоры: Сборник: Пер. с анг., фр., нем., исп., польск. яз./Вступ. ст. и сост. Н.Д. Арутюновой; Общ. Ред. Н.Д. Арутюновой и М.А. Журинской. – М.: Прогресс, 1990. – 512с.

  137. Технологии виртуальной реальности. Состояние и тенденции развития Текст. / Под. ред. Н.А.Носова. М.: ИТАР-ТАСС, 1996. - 160 с.

  138. Тихомиров О. К. Психология компьютеризации Текст. / О. К. Тихомиров. Киев: Знание, 1988.

  139. Тихомиров, О. К. Общение, опосредствованное компьютером Текст. / О. К. Тихомиров, Ю. Д. Бабаева, А. Е.Войскунский // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14: Психология. - 1986. - № 3. - С. 31-42.

  140. Томэ Х., Кэхеле Х. Современный психоанализ.–М.: изд.группа Прогресс–Литера, издательство Агентства «Яхтсмен».1996.

  141. Тыщенко, О. Диалог компьютера и студента Тескт. / О. Тьпценко // Высшее образование в России. 2000. - № 6. - С. 120-123.

  142. Фаустова, Э. Компьютер в жизни студента Тесьсг. / Э. Фаустова // Высшее образование в России. 2003. - № 1. - С. 87-90.

  143. Фетискин, Н. П. Психология аддиктивного поведения Текст. Научно-методическое издание / Н. П. Фетискин. Кострома: КГУ, 2005. — 272 с.

  144. Фетискин Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп Текст. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 490 с.

  145. Фрейд, 3. Введение в психоанализ. Лекции Текст. / 3. Фрейд. М.: Наука, 1990.-453 с.

  146. Фрейд З. Психология бессознательного.− М.: Просвещение, 1990.

  147. Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы. – М., 1993.

  148. Фрейд З. Толкование сновидений.− К.: Сталкер,1998.

  149. Хагуров, Т. А. Введение в современную девиантологию Текст.: учебное пособие / Т. А. Хагуров, Ростов-на-Дону, 2003. - 343 с.

  150. Хартманн Э. Установление связей в безопасном месте: является ли сновидение психотерапией? http://azps.ru

  151. Хейзинга Й. Homo ludens. – М.: Академический проект, 1982. – 367 с. Энциклопедия глубиной психологии. Том 2. Новые направления в психоанализе. Психоанализ и общество. Психоаналитическое движение.

  152. Хрестоматия по возрастной психологии Текст.: учебное пособие для студентов / Сост. Л. М. Семенюк; под ред. Д. И. Фельдштейна. Издание 2-е, дополненное. М.: Институт практической психологии, 1996. -304 с.

  153. Хухлаева, О. В. Психология развития: молодость, зрелость, старость Текст.: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / О. В. Хухлаева. 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 208 с.

  154. Цитренбаум, Ч. Гипнотерапия вредных привычек Текст. / Ч. Цитренбаум, М. Кинг, У. Коэн; пер. с англ. Л. В. Ерашовой. М.: Независимая фирма «Класс», 1998. - 192 с.

  155. Чернов, А. А. Становление глобального информационного общества: проблемы и перспективы Текст. / А. А. Чернов. М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К°", 2003. - 232 с.

  156. Чугунов, А. В. Социологические аспекты формирования информационного общества в России: Обзор исследований аудитории Интернета Текст. / А. В. Чугунов. СПб.: Междисциплинарный центр СПбГУ, 2000. - 36 с.

  157. Чудова, И. В. Особенности образа «Я» «жителя Интернета» Текст. / И. В. Чудова // Психологический журнал. 2002. - № 1. - С. 113-117.

  158. Шабалина, В. В. Зависимое поведение школьников Текст. / В. В. Шабалина. СПб.: Медицинская пресса, 2001. - 176 с.

  159. Шабалина, В. В. Когнитивная структура психологической зависимости Текст. / В. В. Шабалина // Наркология. 2006. - № 9. - С. 69-72.

  160. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) Текст. / В. В. Шаповаленко. М.: Гардарики, 2005. - 349 с.

  161. Шихи, Г. Возрастные кризисы Текст. / Г. Шихи. — СПб.: Издательство «Ювента», 1999. 436 с.

  162. Шиянов, Е. Н. Интернет-зависимость и ее профилактика у студентов Текст.: учебно-методическое пособие / Е. Н. Шиянов, М. И. Дрепа. Ставрополь: Изд-во «Графа», 2009. - 348 с.

  163. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Прогресс, 1971. – 356 с.

  164. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис Текст. / Э. Эриксон. -М.: Прогресс, 1996.-344 с.

  165. Юнг К.Г. Аналитическая психология. - М.: “Мартис”,1995. – 309 с.

  166. Юнг К.Г. Структура психики и процесс индивидуации. - М., 1996.

  167. Юрьева, Л. Н. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика Текст.: Монография / Л. Н. Юрьева, Т. Ю. Больбот. Днепропетровск: Пороги, 2006. - 196 с.

  168. Якушина, Е. В. Подростки в Интернете: специфика информационного взаимодействия Текст. / Е. В. Якушина // Педагогика. -2001. -№4.-С.55-61.

  169. Янг, К. С. Диагноз интернет-зависимость Текст. / К. С. Янг // Мир Интернет. - 2000. - № 2. - С. 24-29.

  170. Caplan, S. Е. Problematic Internet use and psychosocial well-being: development of a theory-based cognitive-behavioral measurement instrument

  171. Text. / S. E. Caplan // Computers in Human Behavior. 2002. - Vol. 18, № 5. - P. 553-575.

  172. Carter, Robert, and David Lester. "Personalities of Players of Dungeons and Dragons." Psychological Reports 82 (1998): 182.

  173. Cyber disorders: the mental health concern for the new millennium Text. / K. S. Young, M. Pistner, J. O'Mara et al. // CyberPsychol. Behavior. -1999. Vol. 3, № 4. - P. 475-479.

  174. Cybersex and infidelity online: implications for evaluation and treatment Text. / K. S. Young, A. Cooper, E. Griffiths-Shelley et al. // Sexual Addiction and Compulsivity. 2000. - Vol. 7, № 10. - P. 59-74.

  175. Davis, R. A. A cognitive-behavioral model of pathological Internet use Text. / R. A. Davis // Computers in Human Behavior. 2001. - Vol. 17, № 2. - P. 187-195.

  176. Davis, R. Validation of a new scale for measuring problematic Internet use: Implications for pre-employment screening Text. / R. Davis, G. Flett, A. Bessre // CyberPsychol. Behavior. 2002. -Vol. 5, № 4. - P. 331- 345.

  177. DeRenard, Lisa and Manik Kline, Linda. "Alienation and the Game Dungeons & Dragons." Psychological Reports, 1990, 66, pp. 1219-1222.

  178. Goldberg, I. Internet addiction disorder Text. / I. Goldberg // CyberPsychol. Behavior. 1996. - Vol. 3, № 4. - P. 403-412.

  179. Griffiths, M. D. Internet addiction — time to be taken seriously? Text. / M. D. Griffiths // Addiction Research. 2000. - Vol. 8, №. 5. - P. 413-419.

  180. Griffiths, M. D. Internet addiction: does it really exist? Text. / M. D. Griffiths // Psychol. Inter, intrapersonal, interpersonal, and transpersonal implications. 1998. - № 4. - P. 61-75.

  181. Griffiths, M. D. Internet «addiction»: an issue for clinical psychology? Text. /М. D. Griffiths // Clin. Psychology Forum. 1996. - № 5. - P. 32-33.

  182. Hall, A. Internet Addiction: Student case study using best practices in cognitive behavior therapy Text. / A. Hall, J. Parsons // Journal of Mental Health Counseling. 2001. - Vol. 23, № 4. - P. 312-327.

  183. Hall, Alex (1988, April 27). "Investigation into the value of FRPGs as a strategy in developing children's creative writing." Unpublished honours paper at University of Nottingham.

  184. Hamburger, Y. A. Loneliness and internet use Text. / Y. A. Hamburger, E. Ben-Artzi // Computers and Human Behavior. 2003. - Vol. 1, № 19. - P. 71-80.

  185. Hughes, John (1988). Therapy is Fantasy: Roleplaying, Healing and the Construction of Symbolic Order. Paper presented in Anthropology IV Honours, Medical Anthropology Seminar, Dr. Margo Lyon, Dept. of Prehistory & Anthropology, Australian National University.

  186. Internet addiction in Korean adolescents and its relation to depression and suicidal ideation: A questionnaire survey Text. / K. Kim, E. Ryu, M.-Y. Chon et al. // International Journal of Nursing Studies. 2006. - Vol. 43, № 2. - P. 185192.

  187. Internet psycho-social technology that reduces social involvement and psychological well-being? Text. / Kraut R., Patterson M., Lundmark V. et al. // Amer. Psychologist. 1998. - № 7. - P. 1017-1031.

  188. Jorissen P, Wijnants M, Lamotte W. Dynamic interactions in physically realistic collaborative virtual environments. IEEE Trans Vis Comput Graph. 2005 Nov-Dec;11(6):649-60

  189. Kandell, J. J. Internet addiction on college campus: The vulnerability of college students Text. / J. J. Kandell // CyberPsychol. Behavior. 1998. - Vol. 1, № 1. - P. 11-17.

  190. Keiji Suzuki. Consideration of Changing Roles in Multiagent Game. Fourth International Conference on Computational Intelligence and Multimedia Applications (ICCIMA'01)   p. 200

  191. Neil and McManus, Ian. "The Personality of Fantasy Game Players" British Journal of Psychology (1992), 84(4), 505-509.

  192. Orzack, M. H. Computer addiction: What is it? Text. / M. H. Orzack // Psychiatric Times. 1998. - Vol. 15, № 8. - P. 34-38.

  193. Orzack, M. H. How to recognize and treat computer.com addiction Text. / M. H. Orzack // Clin. Counseling Psychol. 1999. - Vol. 9, № 2. - P. 124130.

  194. Phillips, Brian David. " Role-Playing Games in the English as a Foreign Language Classroom" Proceeding of the Tenth National Conference on English Teaching and Learning in the Republic of China, Taipei: Crane Publishing, Ltd., 1994, 625-648.

  195. Psychiatric features of individuals with problematic internet use Text. / N. A. Shapira, T. D. Goldsmith, P. E. Keck Jr et al // Journal of Affective Disorders. 2000. - Vol. 57. № 1-3. - P. 267-272.

  196. Rosenthal, Gary T., Barlow Soper, Earl J. Folse, and Gary J. Whipple. "Role-Play Gamers and National Guardsmen Compared." Psychological Reports 82 (1998): 169-170.

  197. Shaffer, H. J. Understanding the means and objects of addiction: Technology, the Internet and gambling Text. / H. J. Shaffer // Journal of Gambling Studies. 1996. - Vol. 12, № 4. - P. 461-469.

  198. Shaffer, H. Computer addiction: A Critical Consideration Text. / H. Shaffer, M. Hall, J. Bilt //Amer. J. Orthopsychiatry. 2000. - Vol. 70, № 2. - P. 162-168.

  199. Shapira, N. A. Problematic internet use Text. / N. A. Shapira // Am. Psychiatric Association. 1998. - № 4. - P. 45-49.

  200. Subbotsky E.V. Foundations of the Mind. Children's Understanding of Reality. - Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1993.

  201. Sun CT, Lin H, Ho CH. Sharing tips with strangers: exploiting gift culture in computer gaming. Cyberpsychol Behav. 2006 Oct;9(5):560-70

  202. Treuer, Т. Internet addiction associated with features of impulse control disorder: is it a real psychiatric disorder Text. / T. Treuer, Z. Fabian, J. Furedi // Journal of Affective Disorders. 2001. - Vol. 66. № 2-3. - P. 283.

  203. Victor Tay. Massively Multiplayer Online Game (MMOG) - A Proposed Approach for Military Application. 2005 International Conference on Cyberworlds (CW'05)   pp. 396-400, Defense Science and Technology Agency (DSTA), Singapore.

  204. Voiskounsky, A. E. Internet: Culture, diversity and unification Text. / A. E. Voiskounsky // Journal of the European institute for communication and culture. 1999. - Vol. 6, № 4. - P. 53-65.

  205. Young, K. S. Addictive use of the Internet: a case that breaks the stereotype Text. / K. S. Young // Psychological reports. 1996. - № 79. - P. 899902.

  206. Young, K. S. Employee Internet management: current business practices and outcomes Text. / K. S. Young, C. J. Case // CyberPsychol. Behavior. 2002. -Vol. 5, №4.-P. 355-361.

  207. Young, K. S. Internet abuse in the workplace: new trends in risk management Text. / K. S. Young, C. J. Case // CyberPsychol. Behavior. 2004. -Vol. 7, № 1. - P. 105-111.

  208. Young, K. S. Internet addiction: personality traits associated with its development Text. / K. S. Young, R. C. Rodgers // CyberPsychol. Behavior. -1998.-Vol. 2, № 1. P. 46-51.

  209. Young, К S. Internet addiction: the emergence of a new clinical disorder Text. / K. S. Young // CyberPsychol. Behavior. 1996. - Vol. 1, № 3. -P. 237-244.

  210. Young, K. S. The center for on-line addiction frequently asked questions Text. / K. S. Young // Psychological reports. - 1999. - № 93. - P. 356360.

  211. Young, K. S. The relationship between depression and Internet addiction Text. /К. S. Young, R. C. Rodgers // CyberPsychol. Behavior. 1998. -Vol.1, № 1. - P. 25-28.















âààâàâ


rectangle 2rectangle 3


Фінансово-економічна підсистема:


  • Банки, інноваційні банки;

  • Регіональні інноваційні фонди - інструменти підтримки пріоритетних інноваційних проектів;

  • Бюджетні і позабюджетні фонди;

  • Регіональні венчурні фонди;

  • Страхові фонди;

  • Бізнес-ангели.





Фінансово-економічна підсистема:


  • Банки, інноваційні банки;

  • Регіональні інноваційні фонди - інструменти підтримки пріоритетних інноваційних проектів;

  • Бюджетні і позабюджетні фонди;

  • Регіональні венчурні фонди;

  • Страхові фонди;

  • Бізнес-ангели.





Фінансово-економічна підсистема:


  • Банки, інноваційні банки;

  • Регіональні інноваційні фонди - інструменти підтримки пріоритетних інноваційних проектів;

  • Бюджетні і позабюджетні фонди;

  • Регіональні венчурні фонди;

  • Страхові фонди;

  • Бізнес-ангели.






Фінансово-економічна підсистема:


  • Банки, інноваційні банки;

  • Регіональні інноваційні фонди - інструменти підтримки пріоритетних інноваційних проектів;

  • Бюджетні і позабюджетні фонди;

  • Регіональні венчурні фонди;

  • Страхові фонди;

  • Бізнес-ангели.





Фінансово-економічна підсистема:


  • Банки, інноваційні банки;

  • Регіональні інноваційні фонди - інструменти підтримки пріоритетних інноваційних проектів;

  • Бюджетні і позабюджетні фонди;

  • Регіональні венчурні фонди;

  • Страхові фонди;

  • Бізнес-ангели.




Фінансово-економічна підсистема:


  • Банки, інноваційні банки;

  • Регіональні інноваційні фонди - інструменти підтримки пріоритетних інноваційних проектів;

  • Бюджетні і позабюджетні фонди;

  • Регіональні венчурні фонди;

  • Страхові фонди;

  • Бізнес-ангели.













2. Складові фінансового ринку України знаходяться у постійній взаємодії та існує зв’язок між динамікою показників, які їх характеризують




Фінансово-економічна підсистема:


  • Банки, інноваційні банки;

  • Регіональні інноваційні фонди - інструменти підтримки пріоритетних інноваційних проектів;

  • Бюджетні і позабюджетні фонди;

  • Регіональні венчурні фонди;

  • Страхові фонди;

  • Бізнес-ангели.





Каталог: dfiles
dfiles -> Национально-региональные особенности развития системы специального образования забайкалья: аксиологический подход 130003 коррекционная педагогика
dfiles -> Современное образование детей с ограниченными возможностями здоровья: вызовы времени новые решения
dfiles -> Перечень региональных инновационных площадок (далее рип), входящих в инновационную инфраструктуру общего, дополнительного образования Забайкальского края
dfiles -> Исследовательская деятельность как фактор развития интеллектуальных и творческих способностей ребенка
dfiles -> Виды искусствоведческого анализа и возможности их применения на уроках мхк
dfiles -> Профессионально психологические аспекты активизации личности государственного служащего
dfiles -> Гендерные особенности управленческой деятельности
dfiles -> Анализ уровня стресса, типов реакций на стресс и причин его возникновения у работников торговой организации
dfiles -> Реализация развивающего обучения по дидактической системе л. В. Занкова в школах агинского округа


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница