УГНС 37.00.00 “ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ”
КАРТА ОПТИМИЗИРОВАННОЙ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКА ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА ПО УГНС 37.00.00 «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ»
ШИФР И НАЗВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ:
ООПК-1: способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОМПЕТЕНЦИИ
Оптимизированная общепрофессиональная компетенция выпускника образовательной программы бакалавриата из УГНС37.00.00 «Психологические науки».
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ, И КРИТЕРИИ ИХ ОЦЕНИВАНИЯ
Планируемые результаты обучения*
(показатели достижения заданного уровня освоения компетенций)
|
Показатели оценивания результатов обучения
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
ЗНАТЬ:
содержание современных информационно-коммуникационных технологий и требования к их применению с учетом информационной безопасности
Код З (ООПК-1)
|
Не имеет базовых знаний
|
Демонстрирует существенные ошибки при раскрытии содержания информационно-коммуникационных технологий и их реализации
|
Демонстрирует фрагментарные знания некоторых из информационно-коммуникационных технологий, но не может выбрать и использовать технологию, адекватную целям решения стандартной профессиональной задачи
|
Демонстрирует знания содержания современных информационно-коммуникационных технологий, но не полностью учитывает требования информационной безопасности при решении стандартных профессиональных задач
|
Владеет знаниями о содержании современных информационно-коммуникационных технологий, требования к их применению и дает полное обоснование соответствия выбранных технологий целям решения стандартных профессиональных задач
|
УМЕТЬ:
выбирать и реализовывать современные информационно-коммуникационные технологии, соответствующие целям решения стандартных профессиональных задач
Код У (ООПК-1)
|
Не умеет и не готов
|
Имея фрагментарные знания о некоторых информационно-коммуникационных технологиях, допускает существенные ошибки при использовании их для решения конкретных профессиональных задач
|
Владеет содержанием отдельных технологий, но не умеет самостоятельно отбирать и реализовывать технологию, соответствующую целям решения профессиональной задачи
|
Владеет содержанием современных информационно-коммуникационных технологий, но при их реализации не учитывает требования информационной безопасности
|
Умеет обоснованно выбирать и реализовывать современные информационно-коммуникационные технологии, учитывая требования информационной безопасности при решении профессиональных задач
|
ВЛАДЕТЬ: современными информационными технологиями и требованиями к их информационной безопасности при решении стандартных профессиональных задач
Код В (ООПК-1)
|
Не владеет
|
Владеет отдельными технологиями, но не умеет реализовывать их при решении конкретных профессиональных задач
|
Владеет отдельными технологиями, но допускает существенные ошибки при их реализации, не учитывая цели и содержания конкретной профессиональной задачи
|
Владеет системой информационно-коммуникационных технологий, но не учитывает требования информационной безопасности при их применении
|
Демонстрирует способность и готовность обоснованно выбирать и реализовывать современные технологии с учетом целей и содержания профессиональных задач
|
Примечания:
*Категории «знать», «уметь», «владеть» применяются в следующих значениях:
«знать» – воспроизводить и объяснять учебный материал с требуемой степенью научной точности и полноты.
«уметь» – решать типичные задачи на основе воспроизведения стандартных алгоритмов решения;
«владеть» – решать усложненные задачи на основе приобретенных знаний, умений и навыков, с их применением в нетипичных ситуациях, формируется в процессе получения опыта деятельности.
КАРТА ОПТИМИЗИРОВАННОЙ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКА ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА ПО УГНС 37.00.00«ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ»
ШИФР И НАЗВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ:
ООПК-2: способность находить и обосновывать решения профессиональных задач в нестандартных ситуациях, нести за них ответственность
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОМПЕТЕНЦИИ
Оптимизированная общепрофессиональная компетенция выпускника образовательной программы бакалавриата из УГНС 37.00.00 «Психологические науки».
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ, И КРИТЕРИИ ИХ ОЦЕНИВАНИЯ
Планируемые результаты обучения*
(показатели достижения заданного уровня освоения компетенций)
|
Показатели оценивания результатов обучения
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
ЗНАТЬ:
содержание конкретной профессиональной деятельности, требования и приемы ее реализации в стандартных и нестандартных ситуациях, этические нормы профессиональной деятельности
Код З (ООПК-2)
|
Не знает
|
Знания фрагментарные, бессистемные
|
Демонстрирует частичные знания, не дифференцирует стандартные и нестандартные ситуации выполнения деятельности
|
Демонстрирует знания содержания профессиональной деятельности и приемов ее выполнения в нестандартных ситуациях, но не может обосновать соответствие используемых приемов этическим нормам профессиональной деятельности
|
Обладает необходимой системой знаний и умений, осознавая особенности и этические нормы их применения при выполнении профессиональной деятельности в различных ситуациях
|
УМЕТЬ: обосновывать выбранный прием решения профессиональных задач в нестандартных ситуациях с учетом этических норм профессиональной деятельности
Код У (ООПК-2)
|
Не умеет
|
Допускает существенные ошибки при реализации приемов решения профессиональных задач в нестандартных ситуациях
|
Не дает полного обоснования соответствия выбранного приема решения профессиональной задачи с учетом нестандартности условий
|
Обосновывает соответствие предлагаемого приема решения профессиональной задачи в заданной нестандартной ситуации, но допускает неточности в его реализации
|
Демонстрирует полное и аргументированное обоснование выбранного приема решения профессиональных задач в нестандартных ситуациях
|
ВЛАДЕТЬ:
приемами решения профессиональных задач в нестандартных ситуациях
Код В (ООПК-2)
|
Не владеет
|
Допускает существенные ошибки при реализации заданного приема решения профессиональных задач в нестандартной ситуации
|
В целом успешное владение приемами решения профессиональных задач, но не полностью учитывается нестандартность заданных условий
|
В целом успешное владение приемами решения профессиональных задач в нестандартных ситуациях, но не всегда учитываются альтернативные варианты решения и этические последствия их реализации
|
Обоснованное следование этическим нормам профессиональной деятельности при выборе приемов решения профессиональных задач и их реализации в нестандартных ситуациях
|
Примечания:
*Категории «знать», «уметь», «владеть» применяются в следующих значениях:
«знать» – воспроизводить и объяснять учебный материал с требуемой степенью научной точности и полноты.
«уметь» – решать типичные задачи на основе воспроизведения стандартных алгоритмов решения;
«владеть» – решать усложненные задачи на основе приобретенных знаний, умений и навыков, с их применением в нетипичных ситуациях, формируется в процессе получения опыта деятельности.
НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ В БАКАЛАВРИАТЕ
37.03.01 “ПСИХОЛОГИЯ”
Примерный базовый учебный план для программ бакалавриата
по направлению подготовки 37.03.01 “Психология”
Срок обучения в соответствии с ФГОС– 4 года
Наименование элемента программы
|
ОБЪЕМ в зачетных единицах
|
Распределение по периодам обучения*
в зачетных единицах
|
Планируемые результаты обучения по элементу образовательной программы
|
1-й семестр
|
2-й семестр
|
3-й семестр
|
4-й семестр
|
5-й семестр
|
6-й семестр
|
7-й семестр
|
8-й семестр
|
|
Блок 1 Дисциплины (модули)
|
213
|
|
Базовая часть
|
144
|
|
Дисциплины (модули) по
философии
истории
безопасности жизнедеятельности
|
3
2
2
|
+
+
|
+
+
|
|
|
|
|
+
|
|
З У В (ОК-1)
З У В (ОК-2)
З У В (ОК-9)
|
Модуль, формирующий компетенции физической культуры
|
2
+ 328 часов
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
|
|
|
З У В (ОК-8)
|
Дисциплины (модули), формирующие общекультурные компетенции
|
27
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
|
З У В (ОК-3, ОК-4, ОК-5, ОК-6, ОК-7)
|
Дисциплины (модули) естественно-математической подготовки
|
15
|
+
|
+
|
+
|
|
|
|
|
|
З У В (ОПК-1, ПК-2)
|
Дисциплины (модули) общепрофессиональной подготовки
|
93
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
З К В (ОПК-1, ОК-3 – ОК-7)
|
Вариативная часть
|
69
|
|
Модули подготовки по основному виду профессиональной деятельности в соответствии с направленностью (профилем) программы
|
51
|
|
|
|
|
|
+
|
+
|
+
|
З У В (ПК-1 – ПК-9, ПК-13, ПК-14)
|
Дисциплины (модули) по выбору студентов
|
18
|
|
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Блок 2. Практика
|
18
|
|
Учебно-ознакомительная практика
|
3
|
+
|
+
|
|
|
|
|
|
|
У В (ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5)
|
Производственная практика
|
6
|
|
|
+
|
+
|
|
|
|
|
У В (ОК-5, ОК-6, ПК-13, ПК-14)
|
Педагогическая практика
|
3
|
|
|
|
|
+
|
|
|
|
У В (ОК-6, ПК-10, ПК-11, ПК-12)
|
Преддипломная практика
|
6
|
|
|
|
|
+
|
+
|
+
|
|
У В (ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-9)
|
Блок 3. Государственная итоговая аттестация
|
9
|
|
Государственный экзамен
|
3
|
|
|
|
|
|
|
|
+
|
У В (ОК-1, ОПК-1, ПК-6, ПК-7, ПК-8)
|
Подготовка и защита выпускной квалификационной работы
|
6
|
|
|
|
|
|
|
|
+
|
Всего:
|
240
|
|
Перечень профессиональных стандартов, обобщённых трудовых функций и трудовых функций, имеющих отношение к профессиональной деятельности выпускника программ бакалавриата по направлению подготовки 37.03.01«ПСИХОЛОГИЯ»
Профессиональный стандарт
|
Обобщенные трудовые функции
|
Трудовые функции
|
“Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере”
|
код
|
наименование
|
уровень квалификации
|
наименование
|
код
|
уровень (подуровень) квалификации
|
А
|
Социальная реабилитация уязвимых категорий населения
|
6
|
Социально–психологическая и социально–педагогическая реабилитация несовершеннолетних клиентов
|
А/01.6
|
6
|
Социально–психологическая и трудовая реабилитация трудоспособных клиентов
|
А/02.6
|
6
|
Социальная и трудовая реабилитация пожилых людей с тяжелыми хроническими заболеваниями
|
А/03.6
|
6
|
Виды деятельности и соответствующие профессиональные компетенции
|
Трудовые действия трудовой функции А/01.6 «Социально-психологическая и социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних клиентов»
|
Практическая деятельность
|
|
Способность к реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, профессиональных рисков в различных видах деятельности (ПК–1)
|
Диагностика и оценка психосоциального статуса, педагогической запущенности, реабилитационного потенциала несовершеннолетнего
|
Выявление и оценка ресурсов семьи, значимого дляреабилитанта окружения
|
Составление прогноза социально–психологической и социально–педагогической реабилитации несовершеннолетнего, согласование его со специалистами реабилитационной команды, при необходимости – корректировка прогноза
|
Консультированиереабилитанта, его законных представителей,специалистов образовательных, социозащитных и медицинских организаций по вопросам социально–психологическойреабилитации несовершеннолетнего
|
Разработка рекомендаций и оказание помощи реабилитанту–инвалиду в организации реабилитационной среды, обустройстве его жизненного пространства, преодолении психологических барьеров при использовании реабилитационного оборудования; психологическая адаптация к техническим средствам реабилитации
|
Консультирование семьи, формирование группы психологической поддержки для реабилитанта и членов его семьи, в том числе с участием семей других реабилитантов
|
Выбор программы социокультурной реабилитации, реабилитационного досуга и обеспечениереабилитанту доступа к этим программам
|
Диагностика и оценка психосоциального статуса, педагогической запущенности, реабилитационного потенциала несовершеннолетнего
|
Способность к отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико–статистической обработкой данных и их интерпретацией (ПК–2)
|
Диагностика и оценка психосоциального статуса, педагогической запущенности, реабилитационного потенциала несовершеннолетнего
|
Выявление и оценка ресурсов семьи, значимого дляреабилитанта окружения
|
Разработка социально–психологического раздела индивидуального маршрута реабилитации и согласование его с руководителем подразделения (организатором реабилитационного случая), членами реабилитационной команды, реабилитантом и его законными представителями
|
Способность к осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК–3)
|
Доведение до сведенияреабилитанта и(или) его законных представителей алгоритма и процедуры реализации социально–психологического и социально–педагогического разделов индивидуального маршрута реабилитации, получение письменного согласия на ведение случая
|
Консультированиереабилитанта, его законных представителей,специалистов образовательных, социозащитных и медицинских организаций по вопросам социально–психологическойреабилитации несовершеннолетнего
|
Способность к выявлению специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК–4)
|
Диагностика и оценка психосоциального статуса, педагогической запущенности, реабилитационного потенциала несовершеннолетнего
|
Выявление и оценка ресурсов семьи, значимого дляреабилитанта окружения
|
Способность к психологической диагностике, прогнозированию изменений и динамики уровня развития познавательной и мотивационно–волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК–5)
|
Диагностика и оценка психосоциального статуса, педагогической запущенности, реабилитационного потенциала несовершеннолетнего
|
Выявление и оценка ресурсов семьи, значимого дляреабилитанта окружения
|
Составление прогноза социально–психологической и социально–педагогической реабилитации несовершеннолетнего, согласование его со специалистами реабилитационной команды, при необходимости – корректировка прогноза
|
Разработка социально–психологического раздела индивидуального маршрута реабилитации и согласование его с руководителем подразделения (организатором реабилитационного случая), членами реабилитационной команды, реабилитантом и его законными представителями
|
Мониторинг и оценка результатов социально–психологической и социально–педагогической реабилитации
|
Оценка степени риска нарушений адаптации реабилитанта и разработка рекомендаций по его сопровождению после завершения индивидуального маршрута реабилитации
|
Отслеживание динамики психосоциального статуса реабилитанта
|
Документирование хода социально–психологической и социально–педагогической реабилитации несовершеннолетнего и составление отчета по их результатам для целей аудита и передача их в соответствующие инстанции
|
Научно-исследовательская деятельность
|
|
Способность к постановке профессиональных задач в области научно–исследовательской и практической деятельности (ПК–6)
|
|
Способность к участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно–практических областях психологии (ПК–7)
|
Разработка социально–психологического раздела индивидуального маршрутареабилитации и согласование его с руководителем подразделения (организатором реабилитационного случая), членами реабилитационной команды, реабилитантом и его законными представителями
|
Разработка рекомендаций и оказание помощи реабилитанту–инвалиду в организации реабилитационной среды, обустройстве его жизненного пространства, преодолении психологических барьеров при использовании реабилитационного оборудования; психологическая адаптация к техническим средствам реабилитации
|
Мониторинг и оценка результатов социально–психологической и социально–педагогической реабилитации
|
Оценка степени риска нарушений адаптации реабилитанта и разработка рекомендаций по его сопровождению после завершения индивидуального маршрута реабилитации
|
Отслеживание динамики психосоциального статуса реабилитанта
|
Способность к проведению стандартного прикладного исследования в определенной области психологии (ПК–8)
|
Разработка социально–психологического раздела индивидуального маршрута реабилитации и согласование его с руководителем подразделения (организатором реабилитационного случая), членами реабилитационной команды, реабилитантом и его законными представителями
|
Разработка рекомендаций и оказание помощи реабилитанту–инвалиду в организации реабилитационной среды, обустройстве его жизненного пространства, преодолении психологических барьеров при использовании реабилитационного оборудования; психологическая адаптация к техническим средствам реабилитации
|
Мониторинг и оценка результатов социально–психологической и социально–педагогической реабилитации
|
|
Оценка степени риска нарушений адаптации реабилитанта и разработка рекомендаций по его сопровождению после завершения индивидуального маршрута реабилитации
|
Отслеживание динамики психосоциального статуса реабилитанта
|
Способность к реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях (ПК–9)
|
Диагностика и оценка психосоциального статуса, педагогической запущенности, реабилитационного потенциала несовершеннолетнего
|
Выявление и оценка ресурсов семьи, значимого дляреабилитанта окружения
|
Мониторинг и оценка результатов социально–психологической и социально–педагогической реабилитации
|
Отслеживание динамики психосоциального статуса реабилитанта
|
Педагогическая деятельность
|
|
Способность к проектированию, реализации и оценке учебно–воспитательного процесса, образовательной среды при подготовке психологических кадров с учетом современных активных и интерактивных методов обучения и инновационных технологий (ПК–10)
|
|
Способность к использованию дидактических приемов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека (ПК–11)
|
Доведение до сведения реабилитанта и(или) его законных представителей алгоритма и процедуры реализации социально–психологического и социально–педагогического разделов индивидуального маршрута реабилитации, получение письменного согласия на ведение случая
|
Консультирование реабилитанта, его законных представителей, специалистов образовательных, социозащитных и медицинских организаций по вопросам социально–психологическойреабилитации несовершеннолетнего
|
|
Консультирование семьи, формирование группы психологической поддержки для реабилитанта и членов его семьи, в том числе с участием семей других реабилитантов
|
Выбор программы социокультурной реабилитации, реабилитационного досуга и обеспечениереабилитанту доступа к этим программам
|
Мониторинг и оценка результатов социально–психологической и социально–педагогической реабилитации
|
Способность к просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества (ПК–12)
|
Доведение до сведенияреабилитанта и(или) его законных представителей алгоритма и процедуры реализации социально–психологического и социально–педагогического разделов индивидуального маршрута реабилитации, получение письменного согласия на ведение случая
|
Консультированиереабилитанта, его законных представителей,специалистов образовательных, социозащитных и медицинских организаций по вопросам социально–психологическойреабилитации несовершеннолетнего
|
Консультирование семьи, формирование группы психологической поддержки для реабилитанта и членов его семьи, в том числе с участием семей других реабилитантов
|
Организационно-управленческая деятельность
|
|
Способность к проведению работ с персоналом организации с целью отбора кадров и создания психологического климата, способствующего оптимизации производственного процесса (ПК–13)
|
Доведение до сведенияреабилитанта и(или) его законных представителей алгоритма и процедуры реализации социально–психологического и социально–педагогического разделов индивидуального маршрута реабилитации, получение письменного согласия на ведение случая
|
Консультирование семьи, формирование группы психологической поддержки для реабилитанта и членов его семьи, в том числе с участием семей других реабилитантов
|
Способность к реализации психологических технологий, ориентированных на личностный рост сотрудников организации и охрану здоровья индивидов и групп
(ПК–14)
|
Оценка степени риска нарушений адаптации реабилитанта и разработка рекомендаций по его сопровождению после завершения индивидуального маршрута реабилитации
|
Отслеживание динамики психосоциального статуса реабилитанта
|
Документирование хода социально–психологической и социально–педагогической реабилитации несовершеннолетнего и составление отчета по их результатам для целей аудита и передача их в соответствующие инстанции
|
Анализ трудовых функций А/01.6, А/02.6, А/03.6и соответствующих трудовых действий, входящих в профессиональный стандарт «Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере», показал, что отличие состоит в «клиенте» социально–психологической и социально–педагогической реабилитации: несовершеннолетние трудоспособные, пожилые люди с тяжелыми хроническими заболеваниями. При этом характер действий, с помощью которых реализуются трудовые функции, идентичен: диагностика, прогнозирование, консультирование, оценка, реабилитация, оказание помощи, мониторинг, разработка программ и рекомендаций. Эти действия являются базовыми, определяющими специфику профессиональной деятельности психолога и составляющие основу реализации профессиональных компетенций психолога–бакалавра.
Соответствие обобщенных трудовых функций, трудовых функций, трудовых действий из профессионального стандарта «СПЕЦИАЛИСТ ПО РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ РАБОТЕ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ» видам деятельности и соответствующим профессиональным компетенциям из фгос
Направление подготовки 37.03.01«ПСИХОЛОГИЯ» уровень ВО бакалавриат
Программа академического бакалавриата
Обобщенные трудовые функции (из ПС)
|
Трудовые функции (из ПС)
|
Трудовые действия (из ПС)
|
Профессиональные компетенции из ФГОС ВО по соответствующим видам деятельности
|
Вид деятельности
(из ФГОС ВО)
|
|
|
|
Способность к постановке профессиональных задач в области научно–исследовательской и практической деятельности (ПК–6)
|
Научно-исследовательская деятельность
|
|
Способность к участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно–практических областях психологии (ПК–7)
|
|
|
Способность к проведению стандартного прикладного исследования в определенной области психологии (ПК–8)
|
|
Способность к реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях (ПК–9)
|
|
|
|
Способность к проектированию, реализации и оценке учебно–воспитательного процесса, образовательной среды при подготовке психологических кадров с учетом современных активных и интерактивных методов обучения и инновационных технологий (ПК–10)
|
Педагогическая деятельность
|
|
|
Способность к использованию дидактических приемов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека (ПК–11)
|
|
|
Способность к просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества (ПК–12)
|
Поделитесь с Вашими друзьями: |