Психологическая подготовка «Я не только поступаю в соответствии с тем, что я есть, но и становлюсь в соответствии с тем, как я поступаю»



Дата23.05.2016
Размер0.69 Mb.
Психологическая подготовка

«Я не только поступаю в соответствии с тем, что я есть, но и становлюсь в соответствии с тем, как я поступаю»

В.Франкл – всемирно известный психотерапевт, доктор медицины, доктор философии.

Не случайно теннис, как и другие спортивные игры, начинают активно развиваться в Англии во второй половине XIX века. Это время промышленной революции. В городах значительно увеличилось население. Стал напряжённее и интенсивнее образ жизни. Это явилось дополнительным фактором нагрузки на нервную систему. Продолжительный и однообразный труд формировал доминанту негативного восприятия. Появилась необходимость придать физическим упражнениям, восполняющим дефицит двигательной активности, эмоциональную окраску. Это можно было решить с помощью спортивных игр. Азартных, зрелищных, эмоционально окрашенных физических упражнений.

В 1896 году в программе первых Олимпийских игр современности было двенадцать видов спорта и среди них одна спортивная игра – теннис. На вопрос организатору первых Олимпийских игр Пьеру де Кубертену почему именно теннису было отдано предпочтение, он ответил – «Приближаясь к рубежу двух столетий, теннис шагнул по сравнению с другими играми в наибольшее число стран. Если же бросить взгляд в будущее, то, скорее всего, этот «всевозрастной», всесемейный», «всеразвивающий» - и тело, и ум, и чувства – вид спорта займёт в мире самое видное место».

В настоящее время на теннисных комплексах, рядом на площадках можно увидеть любителей тенниса различного возраста, теннисистов профессионалов и молодых начинающих теннисистов. Они играют в одну игру, но у них разные задачи и интересы. Даже тот теннис, который мы считаем профессиональным, имеет две относительно самостоятельные формы современного спорта – подлинно профессиональный сорт и спорт высших достижений. Профессиональный спорт возник в США, в процессе поиска новых эффективных форм коммерции и впоследствии превратился в самостоятельную и очень выгодную форму индустрии.

Спорт высших спортивных достижений развился в социалистических странах Восточной Европы. Участие сборных команд в международных соревнованиях побуждало теннисные федерации, для утверждения престижа своего государства, вкладывать значительные усилия в создание материальной базы, развития спортивной науки, поддержку спортсменов не только моральную, но и материальную. Спорт высших достижений, представленный членами сборных команд страны, стал реальным фактором повышения её престижа и решением многих политических задач.

Теннисистам профессионалам присуща самостоятельность в соревновательной подготовке. Это является серьёзным психологическим барьером для теннисистов стран наследников социализма, пробующих свои силы в профессиональной сфере. Им, привыкшим к строгому контролю со стороны тренеров, а также к тому, что тренировочный процесс для них буквально «разложен по полочкам» трудно правильно построить собственный тренировочный режим и удержаться от соблазнов современного западного мира.

В Узбекистане по всей Республике имеются великолепные теннисные базы, обширный и доступный международный календарь – но имеются проблемы. У нас не сложились ещё эффективная рабочая структура: программа обучения – тренер – родители. В теннис в наше время детей приводят их родители. Они приводят 7-8 летних детей на теннисный стадион, уверенные в своём выборе. Им понравился теннис. Участвующие в теннисных соревнованиях спортсмены известны всему миру. А победители – кумиры, по популярности не уступают мировым шоу-звёздам. А гонорары! И так, ребёнок ходит играть в теннис. Родители готовы, хоть это и не дёшево, обеспечить спортивным инвентарём и спортивной формой, оплачивать почасовые индивидуальные занятия. На которых, часто присутствуют сами, сопереживаю тому, как тренер учит бить по мячу их ребёнка. Раньше дети на стадион приходили сами. Они занимались в группах. Им выдавали ракетки, мячи и даже кое-какую спортивную форму. Роль хорошего тренера была совсем другой. Он создавал в группе психологическую атмосферу с притягательной спортивной системой ценности. В литературе, кино, стихах и песнях даже сложился романтический образ тренера-наставника который своей деятельностью сформировал духовный мир спортсменов. И, став взрослыми, они с благодарностью и ностальгией вспоминают эти годы.

В начальный период обучения очень важна психологическая подготовка. Важно сформировать правильную спортивную систему ценностей. В.Франкл различает мотивацию действия, порождаемую смыслом, в отличие от влечения, порождаемое желанием. Многие родители ожидают от тренера, что от тренировки их дети будут получать удовольствие как от двух часовой прогулки, хоть и по пересечённой местности, но с пользой, вокруг прекрасный вид, много воздуха и радостного восприятия. Но на самом деле каждая тренировка это подъём в гору, хоть на один метр, но вверх к далёкой цели. И не удовольствие, а удовлетворение, иногда переходящее в счастье, должен испытывать молодой спортсмен, приближаясь к вершине. А потом, «что может быть лучше гор – только горы, на которых ещё не бывал». Смысл надо не просто искать, за него надо бороться, и борьба эта тяжела.

В 1996 году Моран провел исследование мнений о психологической подготовке тренеров, подготовивших многих теннисистов профессионалов

Ниже приведены некоторые выводы, сделанные исследователем:

• 90% опрошенных тренеров верят, что психологические навыки очень важны для успеха в теннисе.

• 90% опрошенных тренеров сказали, что они еженедельно посвящают значительную часть времени для «анализа и обсуждения» психологических навыков

• Тренерам сложно перевести теоретические знания спортивной психологии в практические упражнения.

• Тренеры признали, что мотивация, концентрация, уверенность в себе, психологическая подготовка, контроль над волнением, контроль над злобой и визуализация являются самыми важными психологическими навыками в теннисе.

• Тренеры так же признали, что положительный разговор с самим собой, постановка целей на исполнение, развитие терпения и умения расслабиться являются наиболее полезными психологическими навыками в теннисе.

Как ни странно, но психологическая сторона в теннисе не практикуется так часто, как техническая, тактическая и физическая. Причины заключаются в следующем:

• Психологические способности неверно признаны врожденными: если игрок ментально «слаб», многие верят, что это невозможно изменить.

• Сложно найти спортивных психологов, специализирующихся в теннисе.

• Психологические навыки раньше были не нужны, так почему они нужны сейчас? Однако хорошие теннисисты прошлого (Тилден, Лэйвер, и др.) использовали ментальные стратегии, не осознавая этого.

• Тренеры не знают, как преподавать психологические навыки.

Тренерам важно понимать, что психологические навыки могут быть выучены и улучшены при регулярных тренировках. Эти навыки не являются врожденными, и тренер может помочь игроку, как на корте, так и за ним.
Задача психологической подготовки:

1.создать, и придать правильный вектор развития мотивации

2.повысить способность к концентрация внимания

3.развить способность контролировать ход мыслей и управлять эмоциями.



Мотивация.

Мотивация это «мотор» любого поведения. Без мотивации не было бы действия. «Для того чтобы жить и активно действовать, человек должен верить в смысл, которым обладают его поступки» - В.Франкл. Теннисные психологи разделяют мотивацию на внутреннюю и внешнюю.

Внутренне мотивированные игроки - те, что играют, потому что они любят эту игру. Совершенствование мастерства составляет основу их жизненных интересов. Но бывает, что стремление юного теннисиста попасть в профессионалы становится единственной всепоглощающей страстью. В таком случае пропадает интерес ко всему тому, что не имеет прямого отношения к спортивной деятельности, не остаётся возможности для интеллектуального роста, без чего высокие достижения в современном теннисе немыслимы.

Внешне мотивированные игроки играют, потому, что они хотят материального вознаграждения (призы, деньги) или нематериального (признание, похвала). Эти стимулы намного менее важны для большинства успешных игроков. Возможно, что теннисисты играют как из-за внешних, так и из-за внутренних стимулов. Внутреннее удовлетворение - лучшее для поддержки мотивации, тогда как внешнее помогает изначально заинтересовать человека в теннисе.

Цель тренера - понимать и удовлетворять мотивационные нужды игрока, развивать программу тренировок, которая будет стимулировать игрока, приучить вести индивидуальный перспективный план-дневник, развивать волю и стремление к достижению цели.

Теннисист, в трудном процессе достижения своей цели, должен опираться на силу своей воли.

«Сила воли определяется ясностью и глубиной понимания собственных целей, искренностью принимаемых решений и в значительной степени – навыками принятия решений» - так считает выдающийся теоретик психологии личности В. Франкл.

Концентрация внимания

Простое определение концентрации - это способность фокусироваться на нужных моментах матча или тренировки и поддерживать это фокусирование, в нужном для эффективной работы ритме, на протяжении всего матча или тренировки. Она так же позволяет игроку сфокусировать мысли на прагматичных полезных действиях и удерживает от посторонних мыслей. Если то, о чем игрок думает, отличается от того, что он делает, игра идет насмарку.

Концентрация, наверное, самый важный ментальный навык для успеха в теннисе. Играя, теннисист определяет сферу внимания, в которую входит все, что угодно из его внутренней или внешней среды, на чем он может сфокусироваться.

Концентрация - это ключ к контролированию эмоций игрока.


Для спортсменов, специализирующихся, и длительное время совершенствующихся в теннисе, характерны повышенное внимание, эффективное зрительное восприятие, быстрота сенсомоторного реагирования и точность сложных двигательных реакций. Целенаправленное систематическое занятие теннисом приводит к тому, что с ростом спортивного мастерства растет уровень мобилизационной способности спортсмена, совершенствуется умение владеть собой и концентрировать внимание на игровых действиях. c:\documents and settings\user\мои документы\мои рисунки\img027.bmp

При этом происходят изменения комплекса психо-физиологических качеств, который обеспечивает предельную мобилизацию возможностей функциональных систем, максимальное использование энергетических ресурсов, обеспечивающих психо-координационные действия при игре в теннис.

В УзГИФК проводились

Рисунок 1. специальные исследования проявлений произвольной мобилизационной способности кортико-моторных центров на примере волевого погашения тремора указательного пальца руки теннисиста. Треморография производилась путём регистрации колебательных движений указательного пальца вытянутой руки посредством сейсмодатчика, подключённого на вход усилителя чернильнопишущего электрокардиографа. Указательный палец вытянутой вперёд, и удерживаемой некоторое время, руки совершает едва уловимые глазом колебательные движения (физиологический тремор). Причём, зрительный контроль практически не влияет на амплитуду его микроколебаний. Фиксация состояния руки происходит за счёт мышечных ощущений и на определённом частотном уровне, сознательно практически не контролируется. Ежедневные, многочасовые занятия теннисом и связанные с этим концентрация внимания на мышечных ощущениях развивают способность, не встречающуюся у обычных людей. Это явление схоже с тем как, некоторые люди, например, в результате большого желания и длительных тренировок, могут двигать ушами. На рисунке 1 представлены треморограммы пяти начинающих теннисистов. Они характеризуют индивидуальные отношения абсолютных частотных, амплитудных и ритмических параметров. Тремор регистрировался в течении 10 секунд в условиях без волевого усилия (а) и в момент волевого усилия (б), направленного на погашение колебательных движений пальца руки. При этом определялся коэффициент волевого погашения тремора (к), представляющего собой частное от деления частоты тремора без волевого усилия на частоту его в момент волевого усилия. Коэффициент волевого погашения тремора более единицы учитывался как адекватный, менее единицы – как показатель неадекватной реакцией на волевое усилие в регуляции физиологического тремора.

Исследования определили, что у 15 начинающих теннисистов доминирует неадекватная реакция волевого погашения тремора (К = 0,96). В то время как у квалифицированных теннисистов того же возраста среднестатистический показатель коэффициента волевого погашения тремора превышает единицу (К = 1,18) и интегрально отражает тенденцию преобладания адекватной реакции волевого погашения тремора. Уровеньc:\documents and settings\user\мои документы\мои рисунки\img028.bmp

психо-физиологических качеств, который обеспечивает предельную мобилизацию теннисиста в тренировочном процессе и во время напряженных соревнований меняется. На рисунке 2 показаны треморограммы

квалифицированного теннисиста, зарегистрированные в условиях ежедневной, двухразовой тренировки. 1 – до тренировки, 2 – после разминки, 3 – после первой тренировки, 4 - до начала второй тренировки, 5 – после разминки, 6 – после второй тренировки. Заметно как уровень утомляемости негативно влияет

Рисунок 2. на эффективность волевого

усилия психо-координационных действий теннисиста. Но, как известно из спортивной практики, именно на фоне усталости возможен наивысший эффект используемого упражнения.

Подобный пример глубинного изменения нейродинамики, наряду с изменением латентного времени двигательной реакции (у теннисистов реакция на световой сигнал, в отличие от спортсменов, не занимающихся теннисом, короче, чем на звуковой) является следствием систематического, профессионального занятием теннисом. Это свидетельствует о том, что эффективность концентрации, направленной на точность двигательных действий теннисиста зависит от вовлечённости, объёма и продолжительности совершенствования игры в теннис. Объективные данные, приведённые выше, свидетельствуют, что одномоментным желанием повысить уровень концентрации в момент наивысшего напряжения в игре (требование тренера или собственное желание «взять себя в руки») не принесёт желаемого результата. Для совершенствования способности эффективной концентрации необходимо создания специальных методик. Используемые упражнения должны быть специализированными для тенниса, они должно содержать элементы, встречающиеся в самой игре.

Например: набрасывание из корзины. Тренер набрасывает мячи разного цвета. Красные вдоль линии и желтые кроссом.

Создание и использование различных ритуалов, способствующие концентрации. В журнале Tennis Canada рекомендуется такая последовательность

Для подачи :

Действие

Назначение

Настроить уровень возбуждения

Восстановление после прошедшего розыгрыша

Решить, куда подавать

Прямое назначение

Подойти к линии

Начало подачи

Глубоко вздохнуть

Ослабить напряжение

Визуализировать подачу

Увидеть и почувствовать подачу

Стукнуть мячом об пол

Предотвращение посторонних мыслей, установка ритма

Сфокусироваться на том, куда вы хотите подавать

Узкий фокус

Запустить действие

Автопилот

Для приёма подачи:



Действие

Назначение

Решить, куда бить

Направление, глубина, высота и т.д.

Решить, как принимать

Тип удара, эффект и т.д.

Занять позицию готовности

Использовать всё данное время, изменить позицию при возникновении проблем

Сфокусироваться на подающем и подбросе мяча

Поиск подсказок, сигналов

Использовать сигнальные слова

Напомнить, что делать

Ритуальные действия могут быть весьма экзотичные. Например: Надаль, выдающийся теннисист, известный своей способностью концентрировать внимание, производит автоматически очень сложные, но точные в повторении действия левой рукой при начале розыгрыша очка. Наш теннисист Файзиев перед подачей всегда перешагивает заднюю линию, что- то себе говорит, возвращается в исходное положение для подачи и подаёт.

Ритуалы - один из лучших способов подготовиться к проблемам, неизбежно возникающим в процессе соревнований и тренировок. Как считает Hansson они:

• «Задают ритм.

• Облегчают адаптацию к ситуации.

• Гарантируют, что важные аспекты подготовки сделаны.

• Создают последовательность мысли.

• Помогают сконцентрироваться.

• Минимизируют отвлекающие и негативные мысли.

• Увеличивают чувство контроля и уверенности в себе, уменьшают неуверенность».

Рутины постепенно становятся привычками и, однажды заученные, с трудом переделываются.


Способность контролировать ход мыслей и управлять эмоциями.
Быстрота и точность выполнения технических действий, выбор тактических комбинаций теннисистом во многом зависит от его эмоционального состояния и умением им управлять.

Исследования зависимости динамики точности дифференцировочных реакций на движущийся объект от изменения эмоционального состояния теннисиста в процессе соревновательной нагрузки проводились в УзГИФК. c:\documents and settings\user\мои документы\мои рисунки\img030.bmp

На рисунке 3 отчётливо прослеживается взаимоотношения точных, запаздывающих и преждевременных реакций у мастера спорта Б. и перворазрядника Т. во время их соревновательной встречи. По ординате выше нуля даны значения времени запаздывющих реакций (в сек.), ниже нуля – преждевременного реагирования, столбиками с различной штриховкой обозначены временные различия в 5-кратной серии проб, цифрами внутри столбиков –

Рисунок 3. повторяемость значений.

Соперники не являлись равными в технической подготовке. Это нашло соответствующее выражение у перворазрядника Т. в большем количестве преждевременных реакций, характеризующих более высокое возбуждение нервной системы. Весь период соревновательной нагрузки можно разделить на два этапа, соответствующих сыгранным двум сетам. Причём, решающие действия, определившие исход встречи, приходятся на первый сет. Характерным является то, что наибольшее количество точных реакций в серии последовательных проб приходится у перворазрядника Т. на середину первого сета, что соответствует периоду относительно равной соревновательной борьбы соперников. В стартовой фазе и в решающий момент конца первого сета у перворазрядника Т. наблюдалось неустойчивое неточное реагирование на движущийся объект, в то время как у мастера спорта Б. в решающие моменты проявлялись черты относительно точного временного дифференцирования моторной реакции. На втором этапе соревновательной нагрузки, в связи со снижением соревновательного напряжения, создаются предпосылки уравновешивания нервных процессов, что, на наш взгляд, выражается соответствующим снижением числа преждевременных реакций у перворазрядника Т.

Эти объективные факты убедительно подтверждают, что эмоциональное состояние и поток мыслей теннисиста во время игры значительно влияют на эффективность игровых действий. Управление своим эмоциональным состоянием давно интересовало людей, занимающих активную жизненную позицию. Задолго до возникновения самой науки – психологии. Те, кто занимаются Раджа йогой (духовная йога) утверждают, что при помощи последовательного ряда упражнений можно улучшить способности к концентрации, создать любую формулу мироощущения и эмоционального состояния. В то же время, опытные теннисисты знают, сосредоточение внимания на компонентах усвоенных и отработанных навыков препятствует успешному выполнению ударов. Классический пример - многоножка разучилась ходить, когда решила узнать, с какой ноги нужно начинать. Возникают вопросы – как использовать свои возможности психорегуляции, даже если они, в результате занятия Раджа йогой доведены до совершенства. Простой пример: два человека, один выдающийся йог, никогда не игравший в теннис, другой молодой теннисист. Перед ними поставлена задача – с первой и единственной попытки ударом ракетки по теннисному мячу с задней линии одной половины корта попасть в большую мишень, расположенную на задней линии другой половины. Причём, ошибка жестоко наказывается, вплоть до смерти. Йог, впервые взяв ракетку и теннисный мяч в руки, будет спокойно, сосредоточено готовится к смерти, потому что управлять ни ракеткой, ни мячом не может. Молодой теннисист, успешность выполнения задания у которого была довольно высока, охваченный ужасом, дрожащий всеми своими внутренностями, сконцентрировав внимание на не гнущуюся руку, вряд ли тоже сможет попасть в доступную для него мишень. Этот условный, примитивный пример всё-таки показывает, что даже самая высокая способность саморегуляции не может решить некоторые задачи, связанные с техническими навыками. В то же время, не достаточное уверенное владение техническими навыками, в сложной ситуации вызывает целый поток негативных эмоций, который так же приводит к отрицательным результатам. Практика показывает, что эффективные технико-тактические действия в процессе ответственных соревнований возможны при уверенном использовании динамического стереотипа, основанного на адаптации нарвно-мышечных механизмов к неизбежно возникающим проблемам.

Известный спортивный психолог А.Ц.Пуни считает что «Психологическая подготовка к соревнованию — проблема и психологическая, и педагогическая. Психологической она является потому, что речь идет о создании в процессе спортивной тренировки в единстве с технической, тактической, физической, волевой подготовкой психической готовности спортсмена к выступлению в каждом конкретном соревновании. Последняя относится к категории психических состояний, изучение которых входит в компетенцию психологии. Педагогическим аспектом проблемы является изыскание путей и средств обеспечения психической готовности к соревнованиям в процессе обучения и воспитания спортсменов. Изучение этих вопросов относится уже к области и методики спортивной тренировки. Таким образом, решение проблемы требует совместных усилий психологов (сведущих в вопросах спортивной тренировки) и педагогов-тренеров (компетентных в вопросах психологии), направленных на раскрытие теоретических вопросов проблемы и разработку практических путей обеспечения психической готовности спортсменов к соревнованию»

Наиболее эффективным средством для этого является введение дополнительных трудностей в тренировочный процесс. Это означает не только систематическое возрастание физических и психических нагрузок, но и применение определённых методических приёмов позволяющих создать ситуации, требующие дополнительного проявления волевых качеств.

Например: Упр. 1. Игра с гандикапом.

Упр. 2. Игра соревновательного характера с гандикапом, который объявляется только по достижению определённого результата (сыгранные геймы + гандикап).

Упр. 3. Игра соревновательного характера с ограниченным использованием технических приёмов (играть только резаными ударами и только на хавкорт).

Упр. 4. Игра соревновательного характера неудобной ракеткой, или ракеткой со слабой натяжкой.

Упр. 5. Использование различных недостатков в оборудовании корта, освещении и других объективных проблем в качестве дополнительных трудностей, требующих дополнительного проявления волевых качеств.

Создание соревновательной атмосферы в тренировочном процессе и контрольных соревнованиях возможно лишь при творческой работе тренера, направленной на постоянный поиск таких приемов. Успех в этом деле в значительной мере связан с постановкой задач, соответствующих реальным возможностям спортсмена, с разнообразием средств и методов тренировки, постоянным оперативным контролем за результатами выполнения отдельных упражнений, обеспечением эмоциональной насыщенности тренировочного процесса.

Объективные данные, приведённые выше, свидетельствуют о необходимости создания методик позволяющих теннисисту в острые моменты соревновательной встречи иметь выработанные навыки борьбы с собственным психологическим напряжением.

Упражнения должны быть специализированными для тенниса, они должно содержать элементы, встречающиеся в самой игре. Специалисты выделяют три главных критерия определяющие упражнение как специальное:

1) упражнение должно повторять технику или часть техники, используемой в соревновательной деятельности,

2) упражнение должно повторять двигательные действия (движения), используемые в соревновательной деятельности,

3) упражнение должно имитировать психологическое напряжение, встречающееся в соревновательной деятельности.

Упражнений такого рода, научно обоснованных, апробированных длительной практикой должно быть много в арсенале каждого тренера по теннису. У высококвалифицированных специалистов имеются индивидуальные методические приёмы, наработанные в процессе собственно практической деятельности, но описание и научное обоснование их в литературе встречается крайне редко.

Упражнение 6. Педагогические наблюдения показали, что в равной соревновательной игре молодые теннисисты допускают в среднем по 5 «двойных». Причём 3 из них в решающие моменты поединка, которых за встречу может быть не более 6. Методический приём, направленный на совершенствование точности движения подачи в напряжённые моменты соревновательной встречи в своей основе представляет элемент игровых действий теннисиста. Это теннисная подача, производимая по заданной мишени. Но ситуация моделируется таким образом, чтобы подача производилась с большим психологическим напряжением, для того, чтобы, по возможности, воспроизвести игровую ситуацию в критические моменты соревновательной встречи.

В основе методического приёма используется подача.

Сто двадцать подач, четыре серии по тридцать, производятся по четырём мишеням.

Мишени, 1м.Х 1м.,

Расположены по углам первой и второй зоны подачи.

Перед теннисистом ставится задача попасть в одну из мишеней, движением подачи (характеристики подачи по силе и характеру вращения могут быть различными), из тридцати попыток максимальное количество раз. Но при обязательном условии попадания не менее определённого количества раз. Это может быть и десять, пятнадцать или любое другое количество раз, в зависимости от уровня подготовки теннисиста и от сложности выполняемой подачи. В случае, когда спортсмен не набирает, определённого заранее количества попаданий фиксируется разница между количеством реального попадания и запланированного. Разницу спортсмен восполняет прыжками на одной ноге вокруг теннисных площадок. Штрафные прыжки отрабатываются сразу после выполнения серии подач по одной мишени. Всего по четырём мишеням производится сто двадцать подач. Этот комплекс желательно выполнять ежедневно.

В то же время, контроль над эмоциями (возбуждением) крайне важен. Доказано, что на определенных уровнях возбуждения игрок более склонен достигнуть идеальной игры («игра на кураже»). «На кураже» теннисист играет на более подсознательном уровне, чем обычно. Это то, что игроки называют «пиковым исполнением», то есть такое состояние сознания, когда игра происходит практически «на автомате». Другие называют это «достижением идеального состояния игры».

Важной целью для теннисиста является способность постоянно поддерживать «идеальное состояние игры» во время матча независимо от сопротивления. Важно отметить, что каждый игрок имеет свою оптимальную «зону» или «состояние», которое зависит от различных факторов, таких как индивидуальные различия и ситуация.

Работа тренера заключается в том, чтобы помочь игроку найти и поддерживать это состояние через осознание и контроль уровней возбуждения.

Среди многих психогигиенических и психотерапевтических мероприятий, которые осуществляются в спорте, однин из эффективных методов аутогенной тренировки преллагает А.Л.Гройсман. Он конкретно сформулировал проблемы, которые можно решать при помощи аутогенной тренировки. Восстановление и повышение работоспособности у утомлённых спортсменов. Повышение выносливости. Повышение точности выполнение спортивной деятельности у боксёров, теннисистов и фехтовальщиков. Улучшение профессиональных спортивных качеств и состояния тренированности. Устранение вредных условно-рефлекторных зафиксированных состояний, мешающих проявлению профессионального мастерства. Снятие «стартовой несобранности» предстартовой апатии и перевозбуждения. Ликвидация лёгких невротических реакций, спортивных фобий.

Суть психогигиенических методов сводится к переводу человека из активного бодрствования в состояние пониженной афферентации. Это достигается внушением (которое осуществляет врач психоневролог) или самовнушением (после курса обучения соответствующим приемам). Такое самовнушение у многих авторов и называется аутогенной тренировкой. Аутогенетическое погружение не есть состояние истинного сна. На первых этапах тренировки возникает чувство приближающейся дремоты, во всех мышцах появляется ощущение тяжести и тепла. Возникает чувство удовлетворенности, успокоенности, а после завершения занятия появляется ощущение отдыха и бодрости, уверенности в своих силах. Естественно, что люди по-разному «входят» в состояние аутогенетического погружения, по-разному его воспринимают и по-разному из него выходят. Но субъективные и объективные показатели (например, запись биотоков мозга — электроэнцефалография) свидетельствуют, что объединять аутогенетическое погружение и сон нельзя.

Приемы перевода в аутогенетическое погружение весьма просты. Эффективность их достигается количеством повторений, то есть постоянной и регулярной тренировкой. Аутогенетическое погружение осуществляется посредством значительного уменьшения информации, поступающей в центральную нервную систему человека по двум основным каналам: из внешней и внутренней среды.

Масса этой информации и поддерживает определенный высокий уровень бодрствования. Уменьшение поступления внешней информации, отключение происходит при длительном сосредоточении на каком-либо одном явлении. Необходимо обучить спортсменов длительно сосредоточенно удерживать концентрированное внимание на самой себе. Это позволяет отключиться от внешних раздражителей, которые теряют свою значимость. Однако для перехода к аутогенетическому погружению этого еще недостаточно. Информация из внутренней среды в значительном объеме исходит от произвольно управляемых мышц, причем от предельно расслабленных мышц к центру поступает значительно меньше сигналов. Обучая спортсменов достижению предельного расслабления мускулатуры и удерживанию его в течение длительного времени, можно добиться уменьшения потока импульсации от периферии к центральным отделам нервной системы. После обучения и самостоятельной тренировки спортсмен может в короткий промежуток времени переводить себя в состояние аутогенетического погружения. Когда клетки центральной нервной системы освобождаются от массы поступающих к ним сигналов, они отдыхают.

Основные принципы методики:

- комплексность в применении приёмов саморегуляции. В комплекс входит ряд психологических приёмов, связанных с отвлечением и последующей произвольной концентрацией внимания со зрительным, кинестетическим и другими представлениями, восприятиями и ощущениями, с использованием специально подобранных словесных формулировок;

- индивидуализация в подборе приёмов саморегуляции и условий их применения с учётом особенностей и функционального состояния нервной системы в тот или иной момент у данного человека, с учётом его индивидуального опыта, интересов, склонностей и других особенностей личности;

- активность в применении соморегуляции, выражающаяся в сознательной постановке задач, мотивации их, овладение навыками применения соответствующих приёмов, сознательном самоконтроле, программировании собственных действий, преднамеренном и целенаправленном характере психологических приёмов, двигательных и дыхательных упражнений.

Общие указания к обучению приёмами.

Предлагаемая методика даст положительный результат лишь под руководством врача, психолога или тренера. Занятия можно проводить индивидуально или с группой (10-12 человек). Они требуют серьезного отношения и веры в их целесообразность.

Период овладения саморегуляции продолжается 2—3 мес. По возможности следует тренироваться самостоятельно утром сразу после пробуждения и непосредственно перед сном. Чем большее количество раз спортсмен тренируется в течение суток, тем быстрее он овладевает методикой аутогенной тренировки.

На начальном этапе овладения методикой текст должен читать руководитель (врач, психолог или тренер), ведущий сеанс. Простота текста и естественность тона руководителя во многом определяла успех занятия. Нужно соблюдать следующие условия: читать в замедленном темпе, делать паузы между упражнениями 2—3 с, читать негромко, слова произносить четко, говорить монотонно и однообразно, интонация спокойная уверенная. При выведении из состояния расслабления следует ускорять темп чтения, интонация должна быть более эмоциональной.

Когда методика занятия была хорошо усвоена, текст произносят про себя, соблюдая те же условия. Через 2 недели после начала занятий один сеанс в день проводил руководитель, а 2—3 — спортсмен самостоятельно; через 3—4 недели, когда методика была освоена полностью все сеансы можно проводить самостоятельно.

Перед сеансом желательно снять обувь, ослабить пояс. Одежда должна быть свободной. Перед занятием необходимо освободить кишечник и мочевой пузырь, Аутогенную тренировку следует начинать не раньше чем через 1,5—2 ч после приема пищи.

Занятие можно проводить в положении лежа и сидя. Лежать следует на спине, лицом вверх, ноги свободно вытянуты, голова расположена на чем-нибудь мягком, мышцы шеи расслаблены. Сидеть нужно в удобной спокойной позе; предплёчья положить на бедра, кисти свесить, колени свободно развести, голову опустить на грудь, глаза закрыты.

На первом этапе обучения необходимо создать благоприятные условия в помещении, где проходят занятия, избавиться от внешних раздражителей (шум, яркий свет, посторонние голоса и т.п.). Важно суметь предупредить появление внутренних раздражителей (отвлекающие мысли, зуд, повышенное слюноотделение, позыв на кашель, высоко поднятая диафрагма, затрудняющая дыхание и т.п.). Во время сеанса нужно внимательно следить за текстом и стараться ярко представить то, о чем в нем говорится. Рекомендуется использовать разнообразные дыхательные упражнения.

Между руководителем группы и занимающимся должен быть установлен деловой, эмоциональный контакт. Если тренер, психолог или врач, руководящий занятием, пользуется авторитетом у спортсменов и они занимаются аутогенной тренировкой с желанием, то успех обеспечен.


Примерная методика сеансов аутогенной тренировки

Первое занятие

Проводилась беседа (15—20 мин) о сути аутогенной тренировки, Исходное положение — сидя на стуле (поза кучера). Занимающиеся рассаживаются удобно, каждый садится там, где ему кажется удобнее, уютнее. Стопы ног плотно касаются пола, предплечья расположены на коленях, кисти рук свободно свисают, голова свободно опущена, глаза закрыты.

Руководитель выполнял упражнения вместе со всеми или просто читал текст. Упражнения:

1. Сидя на стуле, напрячь все мышцы 2—3 с

2. Расслабиться 3—4с

Повторить 2—3 раза

3. Глубокий вдох 2—3 с

Пауза 3—4 с

Повторить 2—3 раза

4. Все удобно устраиваются на стуле. Глаза закрыты. Руководитель читает текст: «Мне удобно и хорошо, я отдыхаю. Я расслабляюсь. Расслабляюсь еще больше. Посторонние звуки меня не отвлекают. Совершенно расслаблен. Занят только самим собой. Я как бы заглядываю внутрь себя. Все заботы и волнения уходят на задний план. Так приятно. Занят только самим собой. Мое внимание на моем лице: лоб разглажен, брови разведены, мышцы глаз расслаблены, веки свободно опущены и мягко сомкнуты, глаза отдыхают, крылья носа расслаблены, мышцы щек расслаблены, нижняя челюсть отвисла, язык толстый и тяжелый, губы мягкие и теплые, лоб слегка прохладен, мое лицо — маска, все мускулы на лице расслаблены. Я отдыхаю».

Пауза — 3 мин.

<<Я расслаблен. Занят только самим собой. Мне, это нужно. Аутогенная тренировка благотворно влияет на меня. На следующем сеансе тепло и расслабление наступят еще быстрее и глубже. Хорошо отдохнул, набрался бодрости, сил. Заряжен энергией. Я как сжатая пружина — хочется встать и действовать. Открываю глаза. Встаю. Делаю 2—3 упражнения типа разминки».

Далее следует беседа 10—15 мин. У каждого участника занятий появляются новые ощущения. Руководитель сеанса отвечает на вопросы. Затем всем дается задание на дом: повторить сеанс 2—3 раза. Первое занятие повторяется 2—3 дня.



Второе занятие

Беседа 10—15 мин. Разъяснение всех непонятных моментов, касающихся аутогенной тренировки. Все упражнения первого занятия повторяются.

Упражнение 5.

Исходное положение — сидя на стуле. После повторения предыдущих упражнений руководитель читает текст дальше:

«Расслаблены мышцы правого плеча, расслаблены мышцы правого предплечья, расслаблены мышцы правой кисти и пальцев правой руки. Мышцы правого плеча тяжелые и теплые. Мышцы правого предплечья тяжелые и теплые. Вены расширяются. Теплая кровь разливается по всей правой руке. Вся правая рука тяжелая и теплая. Она как будто налита свинцом. Так приятно ощущать тяжесть в правой руке».

Аналогичный текст повторяется для левой руки. Выход из состояния «погружения» такой же, как и в упражнении 5. Это упражнение повторяется 2—3 дня.



Третье занятие

Упражнение 6.

Все повторяется, как на предыдущем занятии. В таком же порядке читается текст «для мышц правого бедра, правой голени, правой стопы и пальцев правой ноги», а затем следует текст и «для левой ноги».

В беседе нужно напомнить о том, что дома необходимо повторять все упражнения в течение 3 дней.



Четвертое занятие

Повторяется третье занятие.

Упражнение 7.

Мышцы спины расслаблены. Мышцы шеи и затылка расслаблены. Мышцы передней части туловища расслаблены. Приятное тепло разливается по спине. Спина тяжелая и теплая. Мышцы шеи и затылка тяжелые и теплые. Мышцы передней части туловища тяжелые и теплые. Чувствую тепло в области желудка (при нормальной и повышенной н-1слот-ности)». Ранее текст читался для каждой руки и каждой ноги отдельно теперь можно читать для обеих рук одновременно, затем для обеих ног.

Пример: «мышцы плеч расслаблены, мышцы предплечья расслаблены, мышцы кистей и пальцев рук расслаблены» и т. д.

Пятое занятие

Повторяется четвертое занятие.

Упражнение 8.

«Дышу ровно, глубоко. Легкие работают как кузнечные меха. Так приятно вдыхать чистый, свежий воздух. Сердце бьется ровно, энергично выталкивая кровь в аорту. Я не чувствую своего сердца, потому что оно здоровое».



Шестое занятие

Повторяется пятое занятие.

Упражнение 9.

После выполнения предыдущих упражнений наступает пауза, вовремя которой занимающиеся представляют различные цвета (белый, красный, желтый, голубой и т. д.).



Седьмое занятие

Повторяется шестое занятие.

Упражнение 10. Вместо красок занимающиеся представляют голубое небо, голубую воду (океан, море, река, озеро), горы, лес, ловлю рыбы и т. д. Другими словами, нужно представлять виды, оставившие у занимающегося приятные ассоциации, яркие впечатления.

Занятие проводится в общей сложности 20—25 мин.

На 7—8-й неделе проводится восьмое занятие.

Восьмое занятие

Повторяется седьмое занятие. Затем добавляется следующее задание: представить себя птицей, парящей в голубом небе.

Примерно к середине или концу 3-го месяца занимающиеся почувствовали уверенность в себе, в своих силах, стали уравновешеннее. Многие сами начнут говорить об этом руководителю. Значит они овладели начальной стадией аутогенной тренировки.

При овладении начальными методами аутогенной тренировки занимающиеся представляли голубое небо, парящую птицу. В этом случае в основном решалась задача эффективного отдыха и восстановления оптимальной работоспособности спортсмена. Затем занятия посвящались изучению техники и тактики тенниса, а также познанию самого себя и соперника.

Техника, например, может преподноситься руководителем занятий следующим образом: перед началом занятия спортсменам показывали кинограммы, схемы, рисунки, кинофильмы о сильнейших теннисистах мира; проводится устное объяснение технического элемента, затем его показ. Формулировки должны быть максимально краткими. Например, при изучении удара с лета следует давать примерно такую формулировку: «Движение головки ракетки: сверху, вперед, вниз, головка приоткрыта» и т.д.

При изучении тактики формулировки будут примерно такими: «Я как сжатая пружина. Мощно подаю, попадаю в «левый угол поля подачи, выхожу к сетке, мощным ударом справа с лета по диагонали завершаю розыгрыш очка».

В занятиях, посвященных самопознанию и познанию соперника, вопросы психологии переплетаются с вопросами техники, тактики, физической подготовки и т.д. Канва этих занятий должна быть следующей: «Я играю на лучших кортах мира, играю с сильнейшими теннисистами—Федерером, Джоковичем, Шараповой, Вильямс. Соперник играет хорошо, но я играю еще лучше. Он выполняет серию сильных ударов, я достаю все мячи и в удобный момент наношу завершающий удар. Авторитета побед и поражений для меня не существует. Мне важно лишь раскрыть свои богатые возможности. Победу воспринимаю как само собой разумеющееся. Поражение не огорчает, но мобилизует.

Во время матча занят только самим собой. Движение зрителей, шум, другие помехи не существуют. Поведение зрителей и судьи меня не касается. Судейские ошибки запрограммированы, поэтому я не обращаю на них внимания. Собственные ошибки не огорчают, но мобилизуют. Следующий мяч сыграю в недосягаемое для соперника место. Играю очень хорошо. Мне так хочется играть в теннис. Так приятно ощущать физическое напряжение матча. Чем сильнее соперник, тем больше радости».

Формулировки текста следует подбирать с учетом целевой направленности. При подборе формулировок при освоении техники, тактики и развитии физических качеств в аутогенной тренировке не следует забывать об основных требованиях комплексного метода саморегуляции эмоциональных и психических состояний организма.

Примерная схема последовательности применения нами приемов саморегуляции при снятии физического утомления и восстановлении спортивной работоспособности:


1. Вводная часть — установка на состояние покоя и отдыха.

2. Расслабление мышц лица. Лицо спокойное, теплое, лоб прохладен-

3. Расслабление мышц рук. Обе руки тяжелые и теплые.

4. Расслабление мышц ног. Обе ноги тяжелые и теплые.

5. Расслабление мышц туловища. Мышцы спины тяжелые и теплые. Мышцы передней части туловища тяжелые и теплые.

6. Мышцы шеи и затылка расслаблены. Они тяжелые и теплые.

7. Все тело расслаблено. Приятное тепло разливается по всему телу. Тело как будто налито свинцом. Чувствую приятное тепло и тяжесть во всем теле. Чувствую тепло в области желудка.

8. Сердце бьется ровно, энергично выталкивая кровь в аорту. Я не чувствую своего сердца, потому что оно здоровое.

9. Легкие работают как кузнечные меха. Дыхание ровное, глубокое. Мне так приятно вдыхать чистый прохладный воздух.

10. Вижу голубое небо, голубую воду. Целое море голубой вода. На берегу приятная зеленая трава. Голубое небо. В голубом небе парящая чайка. Пролетая над голубой водой, белая чайка грудью касается воды. Так приятно ощущать себя частицей природы в этот солнечный день. Пауза 20—25 мин. Все представляют «Голубое небо».

11. Весь организм отдыхает, все заботы ушли на задний план. Так приятно отдыхать в этот солнечный день. Я хорошо отдохнула, набралась бодрости, сил. Заряжена энергией. Тяжесть в руках и ногах проходит. Я как сжатая пружина, хочется встать и действовать. Открываю глаза, встаю, поднимаю руки вверх, потягиваюсь, делаю несколько легких упражнений.

В зависимости от цели сеанс аутогенной тренировки может длиться от 5 до 35—40 мин. В связи со спецификой перерывов в теннисе представляется интересной возможность максимального сокращения времени сеанса аутогенной тренировки. Самый короткий перерыв в теннисе — перерыв в полторы минуты после каждых двух игр. В этот маленький промежуток времени часто можно видеть, как тренер усиленно пытается дать короткий анализ допущенных ошибок и настроить теннисиста на правильные тактические действия. Но далеко не всегда удается достигнуть цели из-за сильного эмоционального возбуждения спортсмена. Снять или значительно снизить это возбуждение, затем проанализировать действия игрока и настроить на боевой лад в предстоящей борьбе смогла бы помочь аутогенная тренировка.

Аутогенная тренировка как один из методов психологической подготовки признана во многих видах спорта. Однако занятия проводят, как правила, со спортсменами высокой квалификации, у которых уже выработалось своё мировоззрение. Эффект достигается с большим трудом или вовсе не достигается. Представляется целесообразным начинать занятия аутогенной тренировкой с детьми 12-16 лет. Во-первых, дети этого возраста принимают аутогенную тренировку более просто, без критики. Во-вторых, кто из них поднимется до вершин мастерства, тот уже в совершенстве будет владеть методом саморегуляции.

Волевая подготовка осуществляется успешно, если процесс воспитания волевых качеств органически увязывается с обязательным выполнением тренировочной программы и соревновательных установок.

Приучение к обязательному выполнению тренировочной программы и соревновательных установок связано с воспитанием у спортсмена привычки к систематическим усилиям, настойчивости в преодолении трудностей, умения доводить начатое дело до конца, твердо держать данное слово. Успех в этом возможен лишь в том случае, если спортсмен четко осознает свои задачи, твердо понимает, что достижение спортивных вершин невозможно без преодоления больших трудностей, верит в тренера и в правильность избранной методики подготовки. Очень важно, чтобы сложные задачи, которые ставятся перед спортсменом на различных этапах его спортивного совершенствования, были реальны при соответствующей мобилизации духовных и физических сил. Если требования чрезмерны, нереальны для выполнения даже при
полной мобилизации духовных и физических сил, то они формируют у спортсмена чувство неуверенности и могут принести только вред.

Важным разделом волевой подготовки спортсмена является последовательное усиление самовоспитания на основе самопознания, осмысления сути своей деятельности. Сюда входят такие


компоненты, как: а) неотступное соблюдение общего режима жизни; б) самоубеждение, самопобуждение и самопринуждение, к выполнению тренировочной программы; в) саморегуляция эмоций,
психического и общего состояния посредством аутогенных и подобных им методов и приёмов; г) постоянный самоконтроль (Матвеев).

В связи с этим, необходимо каждому теннисисту иметь систему индивидуального перспективного планирования и контроля, которая отражала бы взаимосвязь динамики роста его спортивного результата с объёмом и интенсивностью тренировочного процесса. Основными целями такой формы плана-дневника являются:

1) дать возможность спортсмену и тренеру корректировать тренировочный процесс с учётом объективных и субъективных оценочных показателей;

2) используя необходимость давать самим спортсменом ежедневно собственную оценку выполненного тренировочного объёма совершенствовать психологический статус спортсмена – умение принимать решения и ответственно выполнять их.

Одной из проблем психологической подготовки юного теннисиста 12-16 лет является сохранение желания к постоянному совершенствованию. С особой остротой эта проблема проявляется с последние годы в связи с резко возросшими тренировочными и соревновательными нагрузками, физическими и психическими напряжениями, врёменными затратами.

На этапе начальной подготовки тренировочный процесс не связан с большими нагрузками, содержит много нового и интересного, начинающий теннисист прогрессирует от занятия к занятию. Все это позволяет поддерживать у юных спортсменов естественный интерес к занятиям. В дальнейшем, при увеличении нагрузок, определенной стабилизации, а иногда и длительном застое результатов многие теннисисты не в состоянии сохранить устойчивый интерес к тренировочным занятиям. По этой причине некоторые теннисисты на тренировках не стримяться к совершенствованию, которое связано с большими физическими и психологическими затратами, а находят интерес в безответственной игре со счётом, в периодическом участии теннисных турнирах который, как правило, также оказывается неустойчивым. К сожалению, это чаще всего происходит с юными теннисистами 12-16 лет, когда они еще не сумели достичь высоких показателей и ощутить всю притягательность занятий спортом на уровне высших достижений.

Прежде всего, тренер должен стремиться к такой организации и содержанию тренировочного процесса, которые постоянно ставили бы перед спортсменом задачи ощутимого двигательного и интеллектуального совершенствования. Так, на первом этапе обеспечивается направленность на обучение основным двигательным навыкам и умениям, их совершенствование, изучение основ тенниса. В дальнейшем нужно ориентировать теннисистов на необходимость активной работы
над совершенствованием все более тонких компонентов подготовленности, преодоление постоянно возрастающих трудностей освоения все более высоких нагрузок. При этом следует умело дифференцировать задачи с тем, чтобы успешность теннисист не связывал только с приростом результатов в соревнованиях, чтобы он понимал, что даже стабилизация результатов при целенаправленной базовой подготовке служит основой для последующего роста спортивных достижений.

Одним из важнейших условий успешного спортивного совершенствования и поддержания активности спортсмена является его желание выполнять указания тренера. Это возможно лишь в том случае, когда тренер стимулирует проявление учеником инициативы, творчества, поиска своих, нетривиальных путей решения технико-тактических задач. Излишнее администрирование, к которому, к сожалению, склонны многие тренеры, лишь сдерживает процесс обучения и может привести к конфликтам и непродуманным решениям, отрицательно сказаться на выступлении в главных соревнованиях.



Изобретательность при проведении тренировочных занятий, умение решать одни и те же задачи различными средствами, обеспечить активность занимающихся, их творческий подход к работе, развитие профессионального кругозора и совершенствование морально-волевой подготовки определяют устойчивый интерес спортсменов к занятиям.
Каталог: admin
admin -> Примерная тематика курсовых работ
admin -> Положение о реализации инклюзивного образования в мбоу сош №31
admin -> Программы отдельных учебных предметов
admin -> Лекция физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов
admin -> Детство как предмет психологического исследования. Самоценность детства
admin -> Методические рекомендации по организации целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника. Для организации и полноценного функционирования воспитательного процесса
admin -> Оказание психолого-психиатрической помощи членам аварийно-спасательных формирований методические рекомендации
admin -> 4 Роль и место города в региональной и национальной экономике, факторы, определяющие развитие городской экономики до 2025
admin -> Основной общеобразовательной программы целевой раздел


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница