Психологическая оценка особенностей базовых убеждений личности обучающихся средней общеобразовательной школы
Л.И. Гуторова
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №47», Курск
Понятие "безопасность" определено как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Одной из составляющих национальной безопасности является психологическая безопасность. Ее включают в категорию социальной безопасности. Психологическая безопасность подразумевает поддержание определенной стабильности между отрицательным воздействием на человека окружающей его среды и его толерантностью, которая заключается в способности преодолевать подобные воздействия собственными резервами или при помощи защитных факторов среды. Психологическая безопасность личности и среды неразделимы. Они представляют из себя модель устойчивого развития и нормального функционирования человека во взаимодействии со средой [1, с. 127].
Образовательная среда школы - часть жизненной среды человека. Школа - социальный институт общества, являющийся субъектом безопасности. Отсюда, важность изучения вопросов психологической безопасности личности в образовательной среде основывается на том, что учебное заведение, включая в себя подрастающее поколение, взрослых и семью, в состоянии выстроить свою локальную систему безопасности, используя при этом такие средства как: обучение, воспитание, решение задач развития [2, с. 34].
Для сохранения и укрепления здоровья участников образовательной среды, построения в образовательном учреждении безопасных условий труда и учебы, защиты от всех форм дискриминации необходима, так называемая психологизация образовательной среды. Которая может быть выдвинута в альтернативу агрессии социальной среды, психоэмоциональному и культурному вакууму, следствием которых является рост социогенных заболеваний. Обеспечение психологической безопасности в педагогической практике является важным условием снижения числа стрессовых ситуаций при взаимодействии участников образовательной среды.
Участники образовательной среды зачастую подвергаются различным внутренним и внешним угрозам. Внутренние угрозы личностного уровня – это внутренний дисбаланс и психологическое напряжение личности, нарушение и нестабильность ее психического здоровья и развития. Внешние — неустойчивость к психологическим воздействиям со стороны других людей и условий образовательной среды, неудовлетворенность ее психологическими характеристиками. Основными внутренними угрозами на уровне образовательной среды являются: нарушение порядка и спокойствия в образовательном учреждении, трудности в общении ее участников и их негативное отношение к образовательной среде. К внешним угрозам часто относят криминализацию общественных отношений и чрезвычайные ситуации в технической, социальной и экологической сферах [2, с. 84].
Поделитесь с Вашими друзьями: |