Психологическая готовность педагогов дополнительного образования к культурологической работе с подростками



страница1/13
Дата15.02.2016
Размер2,63 Mb.
ТипДиссертация
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный педагогический университет

имени Козьмы Минина (Мининский университет)»

На правах рукописи

РЕШЕТОВА Екатерина Евгеньевна

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ПОДРОСТКАМИ

19.00.07 – педагогическая психология

ДИССЕРТАЦИЯ

на соискание ученой степени кандидата

психологических наук

Научный руководитель:

доктор психологических наук,

профессор Т.М. СОРОКИНА


НИЖНИЙ НОВГОРОД – 2014

Оглавление



Введение 3

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ПОДРОСТКАМИ 14

1.1. Проблема психологической готовности к профессиональной деятельности в психолого-педагогических исследованиях 14

1.2. Культурологические основы 37

современного дополнительного образования 37

1.3. Особенности работы с современными подростками 52

в системе дополнительного образования 52

Выводы по главе 67

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ПОДРОСТКАМИ 71

2.1. Организация и этапы исследования 71

2.2. Анализ результатов исследования 74

Выводы по главе 99

ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ПОДРОСТКАМИ 102

3.1. Формирующая программа 102

3.2. Анализ динамики готовности педагогов дополнительного образования к культурологической работе с подростками по итогам формирующей программы 105

Выводы по главе 150

Заключение 154

Библиография 163

Приложение 181




Введение


Актуальность проблемы исследования. В современном обществе большое внимание уделяется обучению подрастающего поколения, его социализации и профессиональной ориентации.

Развитие полноценной личности подростка происходит не только в процессе обучения, но и воспитания, активного усвоения норм культуры социума, культуры межличностного общения, принятия и выработки отношения к общенациональной культуре.

Культурологическая работа с подростками в сфере дополнительного образования ориентирована на совершенствование личностных качеств воспитанников, осознание ими культурной идентичности.

Образовательный и воспитательный процесс учреждений дополнительного образования охватывает всех, кто нуждается в помощи и взаимопонимании, поэтому имеет социально-культурный характер.



Состояние научной разработанности проблемы исследования. Вопросы, связанные с психологической готовностью педагогов дополнительного образования к культурологической работе с подростками, изучены в различных аспектах в следующих направлениях: концепция культурологического образования (Г.В. Драч, Е.А.Ермолин, Т.С. Злотникова, Т.Ф. Кузнецова, Л.В. Филиппова, А.Я. Флиер); теория развития личности на основе единства компонентов общего, профессионального и культурологического образования (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Н.В. Кузьмина, Б.Ф. Ломов, В.В. Рыжов и др.); концептуальные идеи взаимообусловленности деятельности и культурологического подхода к профессиональной подготовке специалиста (Е.В. Бондаревская, Л.С. Выготский, А.Я. Гуревич, В.В. Давыдов, В.Е. Давыдович, И.В. Дубровина, К.Ф.Завершинский, Л.Н. Коган, О.А.Конопкин, А.Н. Леонтьев, Н.Д.Левитов, В.Н. Мангасарян, Э.С.Маркарян, В.С.Мерлин, В.Н.Мясищев, Л.А. Петровская, B.C. Семенов, Т.М. Сорокина, К.В. Чистов и др.).

Ведущий принцип в выборе социально-педагогических технологий – это создание условий для становления активной личной позиции, осознания своего социального статуса и связанного с ним поведения как формы реализации индивидуальных возможностей личности в процессе решения ею текущих задач.

Зачастую педагоги дополнительного образования сталкиваются с определенными трудностями в ходе реализации педагогического процесса, особенно в работе с подростками. Как правило, педагоги дополнительного образования – это активные творческие люди, любящие свою работу и детей, имеющие высокий творческий потенциал, которые в силу особенностей образовательного процесса (личностно-ориентированное обучение; рефлекторное управление, нацеленное на развитие; саморазвитие и самовоспитание личности воспитанника – от подчиненной позиции к личностно-равноправному диалогу) сталкиваются с целым рядом педагогических проблем. Это и разновозрастность детей, различный уровень подготовки, а в ряде случаев – и социальная запущенность детей. Все это требует определённой готовности педагога к работе с подростками. Педагог должен обладать не только знаниями и умениями, владеть способами передачи этих знаний, но и быть человеком высокой культуры, являться носителем морально-нравственных качеств, быть готовым к решению непростых педагогических ситуаций, учитывать психологические особенности подростков, быть готовым прийти на помощь ребенку не только в учебной ситуации, но и помочь сориентироваться в сложных жизненных ситуациях.

Анализ психологической литературы и существующая практика дополнительного образования свидетельствуют о том, что в развитии и амплификации ключевых профессиональных характеристик педагога прослеживается противоречие между уровнем подготовленности педагогических кадров для дополнительного образования и требованиями, которые предъявляет современный подросток к педагогу.



Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальное исследование специфики психологической готовности педагогов дополнительного образования к культурологической работе с подростками.

Объект исследования: психологические аспекты профессиональной компетенции педагогов дополнительного образования.

Предмет исследования: психологическая структура, критерии и уровни развития профессионально-психологической готовности педагогов дополнительного образования к осуществлению культурологической работы с подростками.

Гипотезы исследования:

  1. Психологическая готовность педагогов дополнительного образования к работе с подростками является основой их профессиональной педагогической компетенции.

  2. Психологическая готовность педагогов дополнительного образования к осуществлению культурологической работы с подростками как целостное психологическое образование имеет определенную структуру:

  • знаниевый компонент включает в себя систему широкой культурологической информации, интегрированной с адаптированными психологическими знаниями (возрастная психология современного подросткового возраста; психология обучения и воспитания; педагогическая психология; социальная психология – психология общения).

  • операциональный компонент – система профессиональных действий, направленных на осуществление профессиональной деятельности: психологическое прогнозирование (социальная перцепция); интегрированный анализ многоаспектной педагогической ситуации; система диагностических психологических действий.

  • ценностно-регулятивный компонент, предполагающий наличие у педагога дополнительного образования профессионального целеполагания, позволяющего регулировать эффективность профессиональной деятельности.

В соответствии с целью и гипотезами были определены следующие задачи исследования:

  1. Проанализировать психолого-педагогические исследования по проблеме развития психологической готовности педагогов дополнительного образования к культурологической работе с подростками.

  2. Разработать психологическую структуру профессиональной компетенции педагога дополнительного образования.

  3. Определить психологические условия и комплексную программу диагностики и развития психологической готовности, как особого вида профессиональной компетенции у педагогов дополнительного образования, не имеющих базового педагогического образования.

  4. Проанализировать динамику готовности педагогов дополнительного образования к культурологической работе с подростками по итогам формирующей программы.

Методологические позиции исследования составили: деятельностный подход к процессу обучения (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн и др.); компетентностный подход к подготовке педагога в современном отечественном образовании (В.И. Байденко, С.К. Бондырева, Е.Н. Волкова, М.А. Викулина, Е.Н. Дмитриева, И.В. Дубровина, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Л.В. Филиппова, А.В. Хуторской, А.А. Червова и др.); определение диалогичной сущности культуры (М.М. Бахтин, B.C. Библер, Г.-Г. Гадамер, В.В. Рыжов); изучение психологической готовности личности к деятельности (А.А.Деркач, М.И.Дьяченко, Э.Ф.Зеер, И.А.Зимняя, В.П.Зинченко, Л.А.Кандыбович, Г.А.Ковалёв, Н.В.Кузьмина, Е.Б.Моргунов, В.А.Сластенин, Б.А.Сосновский, В.Д.Шадриков и др.).

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна.

  1. В исследовании теоретически обоснована и экспериментально подтверждена необходимость развития психологической готовности как профессионально-личностной составляющей профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования.

  2. Обоснована надпредметная сущность культурологической деятельности педагога дополнительного образования с подростками, как необходимого условия личностного развития детей данного возраста. Надпредметное культурологическое содержание позволяет педагогу организовать разнопрофильное полисубъектное свободное общение, обеспечивающее развитие позитивных психических новообразований: адекватных Я-образа и Я-концепции, позитивного самоотношения, потребности в саморазвитии и самоизменении.

  3. В исследовании впервые обосновано содержание и психологическая структура особой формы профессиональной компетенции педагога дополнительного образования – психологической готовности к осуществлению культурологической работы с подростками.

  4. Разработана и впервые апробирована в экспериментальном исследовании интегративная надпредметная сущность культурологического знания, требующего от педагога владения особой профессиональной компетенцией.

  5. Изучены и систематизированы уровни развития психологической готовности педагогов дополнительного образования, а также разработаны диагностические материалы по исследованию готовности.

  6. Разработана и впервые апробирована программа развития психологической готовности, как особого вида профессиональной компетенции у педагогов дополнительного образования, не имеющих базового педагогического образования.

Методы теоретического исследования: для решения поставленных задач использовались общенаучные методы теоретического исследования (анализ научной литературы, нормативных документов, учебных планов и программ; обобщение, систематизация, классификация, аналогия, синтез), теоретическое моделирование, опирающееся на системно-структурный анализ проектируемой деятельности; метод систематизации и классификации.

Методы экспериментального исследования: констатирующий и формирующий эксперименты, статистическое и динамическое наблюдение.

Специально подобранный психодиагностический инструментарий: оценка готовности и адаптированности личности к педагогической деятельности; диагностика уровня парциальной готовности к профессионально-педагогическому саморазвитию; тест «Способность к прогнозированию» (Л.А. Регуш); задание для проведения квалификационного испытания в форме решения педагогических ситуаций; диагностика мотиваторов социально-психологической активности личности; диагностика волевого потенциала личности; тест «Ценностные ориентации» (М. Рокича).



Достоверность исследования обеспечивалась применением апробированного психодиагностического инструментария, вариативностью констатирующего и формирующего эксперимента, адекватного предмету, цели и задачам исследования, качественным и количественным анализом эмпирического материала, подтвержденного статистическими расчетами, значительной количественной выборкой испытуемых педагогов и подростков.

Теоретическая значимость. В исследовании общекультурная (культурологическая) среда впервые получила концептуальное обоснование как среда культурного развития подростков в системе дополнительного образования; теоретически обоснована и эмпирически изучена функция психологической готовности как надпредметной интегративной профессиональной компетенции педагогов дополнительного образования и ее особая роль как субъекта культурологической развивающей среды; теоретически моделированы и экспериментально апробированы уровни; моделирована психологическая структура психологической готовности педагогов дополнительного образования, определены критерии и уровни ее развития.

Практическая значимость исследования заключается в широкой возможности использования его результатов для организации деятельности системы дополнительного образования с подростками в наиболее сложном ее аспекте – культурологическом. Содержательные материалы программы развития психологической готовности педагогов могут применяться в системе повышения квалификации и при аттестации педагогов дополнительного образования.

Опытно-экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе психолого-педагогического факультета ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина». В исследовании приняли участие педагоги пяти учреждений дополнительного образования г. Нижнего Новгорода: ГБОУ ДОД "Центр эстетического воспитания детей Нижегородской области" (39 чел.); НОУ «Детский Бизнес-Клуб» (интеллектуально-творческий центр) (23 чел.); МБОУ ДОД «Дом детского творчества» Советского района (27 чел.); МБОУ ДОД Центр внешкольной работы «Золотой Ключик» (42 чел.). Итого в исследовании приняли участие 131 педагог дополнительного образования. В экспериментальную группу вошли педагоги Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр эстетического воспитания детей Нижегородской области» и негосударственного образовательного учреждения «Детский Бизнес-Клуб» – всего 62 педагога. В контрольную группу были включены педагоги Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Дом детского творчества» и Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр внешкольной работы «Золотой ключик», всего – 69 педагогов.

Основные этапы исследования. Исследование проведено в три этапа в течение 2010-2014 годов, что позволило:

На первом этапе (2010 г.) – осуществлялся выбор, обоснование и теоретическое осмысление проблемы и темы исследования на основе изучения научной литературы, нормативных документов, учебных планов и программ; выделение основных направлений по теме исследования, разработка программы и выбор методик исследования. Анализ психолого-педагогический литературы по проблеме позволил обосновать исходные позиции, определить проблему, объект и цель исследования, сформулировать гипотезы и задачи. Результатом этого этапа явилась формулировка гипотез, выбор методологии и методов исследования, обоснование его программы.

На втором этапе (2010-2013 г.г.) – проведена опытно-экспериментальная работа. В ходе экспериментальной работы, сочетающейся с анализом динамики личности, реализована программа формирования готовности педагогов дополнительного образования к культурологической работе с подростками.

Экспериментальная работа включала в себя констатирующий и формирующий эксперименты.



На третьем этапе (2014 г.) анализировались и обобщались итоги проведенного исследования, уточнялись теоретические и практические выводы, осуществлялось оформление результатов работы.

Эмпирические знания, полученные в результате сравнительного анализа данных констатирующего и формирующего экспериментов, подвергались теоретическому анализу и отражены в отчетах, пособиях, статьях, обсуждались на конференциях и семинарах.



В ходе исследования решена научная задача, которая состояла в изучении психологической структуры – как особой формы профессиональной компетенции педагога дополнительного образования – психологической готовности к осуществлению культурологической работы с подростками, а также критериев и уровней ее развития в образовательной среде дополнительного образования детей.

Соответствие диссертации паспорту научной специальности. Отраженные в диссертации положения соответствуют формуле специальности 19.00.07 – педагогическая психология: п. 1. – Психология обучающегося на разных ступенях образования (школьного), его личностное и психологическое развитие; п.2. – Психология образовательной среды; п. 4. – Психологические особенности обучающихся как субъектов учебной деятельности; п. 6. – Психология педагогической деятельности, психологические закономерности, факторы и условия ее становления и развития, профессионально-психологические особенности педагогов. Психология педагогического контроля (педагогическая психодиагностика); п. 7. – Психологические условия эффективности педагогического воздействия; п. 8. – Образовательный процесс как единство обучения и воспитания. Психологические закономерности, механизмы, особенности и условия эффективности воспитательного процесса.

Область исследования. Профессионально-личностное развитие педагогов дополнительного образования. Психологическая структура, критерии, уровни и психологические условия развития психологической готовности, как особого вида профессиональной компетенции у педагогов дополнительного образования, не имеющих базового педагогического образования.

Отрасль науки. Психологические науки.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты проведенного исследования докладывались за рубежом и в России на международных и региональных научных и научно-практических конференциях.

Результаты исследования используются в лекционных и семинарских занятиях по возрастной и педагогической психологии со студентами ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)».

Основные положения диссертации нашли отражение в 12 публикациях автора, в том числе в 3-х статьях в журналах, рекомендованных Решением Президиума ВАК Минобрнауки РФ.

Положения, выносимые на защиту.


  1. Для осуществления продуктивного личностного развития современных подростков необходима особая культурологическая образовательная среда в системе дополнительного образования, психологическим условием существования и успешного функционирования которой является развитая психологическая готовность одного из ее субъектов – педагогов дополнительного образования.

  2. Психологическая готовность педагогов дополнительного образования к осуществлению культурологической работы с подростками по своей сущности представляет собой:

  • интеграцию профессионального психологического знания из разных областей психологической науки и широкой культурологической подготовки;

  • владение педагогами системой профессиональных действий для создания культурологической развивающей среды с целью развития у подростков позитивных личностных новообразований.

  1. С целью достижения высокого уровня развития психологической готовности педагогов дополнительного образования к осуществлению культурологической работы с подростками необходима реализация специальной программы, сущностью которой являются специальные знания, семинары и тренинги, включающие в себя надпредметное интегративное содержание.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка литературы и приложения. Работа иллюстрирована схемами, таблицами и рисунками.


Каталог: science -> dissertation advice -> information of defense -> dm 212 162 05
dm 212 162 05 -> Демина Диана Сергеевна психолого-педагогическое сопровождение личностного развития подростков
dm 212 162 05 -> Формирование социальной безопасности личности будущего педагога 19. 00. 07 педагогическая психология
dm 212 162 05 -> Баранов андрей николаевич
dm 212 162 05 -> Щербакова мария вадимовна
dm 212 162 05 -> Фан чунг киен сравнительный анализ систем
dm 212 162 05 -> Баранов андрей николаевич
dm 212 162 05 -> Психологические условия и механизмы развития профессиональной личности студентов юридических специальностей в процессе вузовской подготовки


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница