Введение……………………………………………………………………… …3 Глава 1. Конфликтные ситуации в
студенческой среде и психологическая дистанция 1.1 Психологическая дистанция в структуре социальных отношений 1.2 Базовые психологические понятия конфликтной ситуации 1.3 Типология конфликтных ситуаций в
студенческой среде Глава 2. Опытно-экспериментальные исследования выявления уровня конфликтности студентов 2.1 Организация и проведение эксперимента 2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования Заключение …………………………………………………………………..…47 Библиография Приложение …………………………………………………………………….55
Введение Проблема психологической дистанции является актуальной в условиях нарастающего социокультурного конфликта в обществе. Комплексное изучение этой
проблемы должно дать ответы на многие вопросы из области социальной психологии, психологии развития, конфликтологии, антропологии и педагогики. Характерной чертой современного общества становится нарастание конфликтной обстановки, которая оказывает огромное влияние на развитие личности человека будущего. Рост конфликтности в социуме порождает множество конфликтов ив системе обучения. Появление конфликтов
способствует возникновению такого социального феномена как психологическая дистанция (ПД). Исследования различных типов и разновидностей ПД на различных уровнях социальных отношений представляются особенно значимыми в условиях профессиональной подготовки будущих преподавателей. Изучение психологической дистанции в рамках студенческой среды вызывает у нас наибольший интерес, т.к. период студенчества - это, прежде всего, период становления и формирования личности, в
котором складываются общественные отношения, и устанавливается социальная иерархия. Студент переносит свои впечатления и переживания во взрослую жизнь, таким образом, формируется профессиональное самосознание будущих специалистов. Учет данных особенностей необходим в условиях подготовки преподавателей.
Студент-педагог в своей будущей профессиональной деятельности во многом будет основываться на систему педагогических отношений, принятых в
среде его сегодняшних наставников. Стили педагогического взаимодействия откладывают свой отпечаток на сознание молодых специалистов, а также определяют характер установления и формирования ПД. Следовательно, авторитарный стиль порождает негативные формы проявления ПД, демократический – способствует
сокращению ПД, а либеральный – может свести ПД до минимума, но оказать негативное влияние на развивающееся сознание студентов.
ПД в русле конфликтологической грамотности студентов, как частный аспект изучения нами студенческих отношений, имеет свои основания в современном процессе обучения. Факторы соперничества, стремление к получению высших баллов становятся толчком к увеличению
ПД между студентами, как в
коллективе, таки в межличностных отношениях. На данном этапе перед высшей школой стоит задача оснастить студентов навыками управления конфликтами в процессе профессиональной подготовки учителей. Педагогическое образование не подготавливает в
полной степени будущего учителя к вхождению в профессию, поэтому профессиональное становление сопряжено с разного рода трудностями. Таким образом,