Психофизиологические закономерности взаимодействия функциональных систем при реализации деятельности



страница1/16
Дата09.06.2016
Размер2.18 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ
На правах рукописи

БЕЗДЕНЕЖНЫХ Борис Николаевич

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Специальность: 19.00.02 – психофизиология

(по психологическим наукам)

Диссертация на соискание ученой степени

доктора психологических наук

Москва – 2004

Содержание Введение………………………………………………………….

Проблема выделения единиц анализа в психологии………...

Функциональная система, как универсальная единица


поведения и деятельности…………………………………….

Структура функциональных систем………………………….

Проблема межсистемных отношений………………………..

Общая характеристика работы……………………….………


Глава 1. Нейрофизиологические и нейрохимические

предпосылки для внутри- и межсистемных связей……… …..

1.1. Системоспецифичные нейроны и межсистемные

отношения ………………………………………………………

1.2. Роль синаптических связей в формировании нового

опыта ……………………………………………………………

1.3. Постановка задачи и выбор метода ее решения………….

1.4. Механизмы действия вещества, подводимого к нейрону микроионофоретическим методом…………………………….

1.5. Эксперимент 1. Микроионофоретическое подведение ацетилхолина или L-глютамата к одиночно регистрируемому нейрону у кролика, совершающего пищедобывательное поведение…………………………………………………………

1.5.1. Результаты и обсуждение………………………………..

1.5.1.1. Понятие о системном метаболизме…………………...

1.5.1.2. Роль системного метаболизма в формировании связей между системами……………………………………….

1.5.1.3. Роль системного метаболизма в процессе

афферентного синтеза…………………………………………..

1.5.1.4. Гомеостатическая защита функциональных систем..

1.5.2. Выводы……………………………………………………



Глава 2. Межсистемные отношения в структуре

последовательных точностных действий……………………..

2.1. Эволюционное, физиологическое и психологическое

обоснование необходимости исследования движений ………

2.2. Внешние показатели целенаправленности движений….…………………………………………………….

2.3. Движения глаз………………………………………………

2.3.1. Оценка саккадических движений глаз с системных

позиций…………………………………………………………..

2.3.2. Саккадические движения глаз как объективный

показатель целенаправленности действий…………………….

2.4. Механизмы организации точностных движений руки…..

2.4.1. Роль позиции глаз в точностном движении……………

2.4.2. Проблема афферентных и эфферентных влияний в

процессах локализации мишени……………………………….

2.4.3. Роль окружающей среды в процессах локализации

мишени…………………………………………………………..

2.4.4. Роль знания о стартовом положении руки в

точностном движении…………………………………………..

2.4.5. Зависимость субъективной оценки локализации мишени от формы ответа …………………………………….

2.4.6. Связь активности нейронов с саккадическими движениями глаз, фиксацией взора и точностным движением руки………………………………………………...

2.5. Постановка экспериментальной задачи ………………….

2.6. Эксперимент 2.1. Быстрое печатание предложения одним пальцем как деятельность, представленная последовательностью точностных действий…………………

2.6.1. Результаты и обсуждение………………………………..

2.6.1.1. Соотношение электроокулографических и актографических показателей……………………………….. ..

2.6.1.2. Связь между последовательными действиями……….

2.6.1.3. Изменения в структуре деятельности в процессе тренировки………………………………………………………

2.6.1.4. Системные механизмы взаимодействия последовательных действий ………………………………….

2.6.1.5. Электроэнцефалографические корреляты реализации деятельности ……………………………………………………


2.6.2. Выводы…………………………………………………

2.7. Внешнее проявление смысловой структуры деятельности…………………………………………………….

2.8. Эксперимент 2.2. Изменение смысловой нагрузки последовательности точностных движений ………………….

2.8.1. Результаты и обсуждение ………………………………

2.9. Роль афферентного синтеза в формировании субъективного контроля над деятельностью и во взаимодействии организма со средой…………………………

2.10. Эксперимент 2.3. Прерывание печатания предложения стоп-сигналом…………………………………………………

2.10.1. Результаты и обсуждение ……………………………..

2.10.2. Выводы…………………………………………………..

2.11. Особенности межсистемных отношений между последовательными действиями………………………………

2.12. Эксперимент 2.4. Прерывание печатания предложения вторичным дифференцированным ответом………………….

2.12.1. Результаты и обсуждение………………………………

Глава 3. Исследование межсистемных отношений на основании анализа электроэнцефалографических показателей реализации деятельности при выполнении задачи выбора…………………………………………………

3.1. Задача сенсо-моторного выбора в психофизиологических исследованиях……………………….

3.2. Эффект последовательности в задачах выбора…………..

3.2.1. Формы эффектов последовательности (по оценке влияния на время ответа)………………………………………

3.2.2. Эффект последовательности и связанные с событиями потенциалы (ССП)……………………………………………..

3.2.3. Автоматическое облегчение и/или субъективное ожидание, как основа эффекта последовательности…………

3.2.4. Эффект последовательности в задачах на ожидание очередного события…………………………………………….

3.2.5. Роль сигналов и ответов в формировании субъективного ожидания……………………………………….

3.2.6. Динамика эффекта последовательности при совершенствовании навыка выполнения задачи выбора…….

3.3. Динамика межсистемных отношений при формировании навыка выполнения задачи выбора: исследование эффекта последовательности…………………………………………….

3.4. Эксперимент 3.1. Формирование навыка выполнения быстрых и задержанных ответов в задаче сенсо-моторного выбора…………………………………………………………..

3.4.1. Результаты и обсуждение………………………………..

3.4.1.1. Выводы по результатам эксперимента………………..

3.4.1.2. Р300 и субъективное ожидание (прогнозирование)….

3.4.1.3. Компонент Р300 с позиции теории функциональных систем……………………………………………………………

3.4.1.4. Перекрытие и взаимодействие систем отчетных действий в задаче выбора………………………………………

3.4.1.5. Закономерности развития отчетного действия при выполнении задачи выбора…………………………………….

3.4.1.6. Динамика Р300 при тренировке выполнения задачи выбора…………………………………………………………..

3.4.1.7. Особенности проявления совершенствования межсистемных отношений в лобных и теменных областях…

3.4.1.8. Роль «новых» нейронов в совершенствовании выполнения задачи выбора……………………………………

3.4.2. Выводы……………………………………………………

3.5. Роль прогнозирования вероятностных событий в межсистемных отношениях……………………………………

3.6. Эксперимент 3.2. Изменение субъективной оценки вероятности равновероятных альтернативных сигналов в задаче выбора…………………………………………………...

3.6.1. Результаты и обсуждение……………………………….

3.6.1.1. Простой ответ………………………………………….

3.6.1.2. Время ответов на равновероятные альтернативные сигналы с разной субъективной оценкой вероятности их появления …………………………………………………….

3.6.1.3. Отсутствие влияния инструкции о структуре сигналов на время ответов……………………………………..

3.6.1.4. Влияние тренировки на время альтернативных отчетных действий……………………………………………..

3.6.1.4. Различие эффекта последовательности на время ответов, связанных с сигналами, прогнозируемыми субъектом с разной вероятностью…………………………….

3.6.1.5. Особенности компонента Р300 при согласовании и рассогласовании прогнозируемого и предъявленного сигналов…………………………………………………………

3.6.2. Выводы……………………………………………………

Глава 4. Влияние алкоголя на межсистемные отношения…..

4.1. Эксперимент 3.3. Влияние острого введения алкоголя на процесс совершенствования выполнения задачи сенсо-моторного выбора………………………………………………

4.1.1. Результаты ………………………………………………

4.1.2. Обсуждение……………………………………………….



Заключение………………………………………………………

Общие выводы…………………………………………………..

Литература ……………………………………………………...

Стр

7

7


11

13

17



24

34
34


37

40

43



45

48

57


60
64

66

69


71
71

73

76


76
78

81

82


83
88
90
93

94

99



102

107
107

112
116
119
124

126
128


129

131


135
137

139


145
146
148

150

154
156

158
159


161
161
165
166
168

169


172

177


186

187
191


192
194
197
200
206

207
208

210

213


213

215
215


217

217


218

223


225

227


228

233


237

249


251


Каталог: engine -> documents
documents -> Социальная психология
documents -> Уровень перфекционизма и содержание идеалов личности
documents -> Профессиональная идентичность на этапе кризиса становления молодого специалиста
documents -> Социально-психологические факторы ответственного отношения предпринимателей к участникам делового взаимодействия
documents -> Межгрупповые различия в отношении к табакокурению
documents -> Субъектные и личностные характеристики женщин с травматичным опытом искусственного прерывания беременности 19. 00. 13 психология развития, акмеология
documents -> Многомерная оценка индивидуальной устойчивости к стрессу 19. 00. 01 Общая психология, психология личности, история психологии
documents -> Модель психического детей-сирот 19. 00. 13 «Психология развития, акмеология»
documents -> Часть I. Духовный интеллект  2009 г. Г. В. Ожиганова
documents -> Динамика социальных представлений о празднике у современной российской молодежи


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница