Психодиагностика



Дата24.04.2016
Размер80 Kb.

ПСИХОДИАГНОСТИКА

Психодиагностика: принципы, сфера применения, классификация методик, дифференциальная психометрика, валидность, надежность, репрезентативность, достоверность, тестовые нормы, методы диагностики интеллекта, личности, психических функций и психических состояний; стандартизованные и нестандартизованные личностные методики; проективные, рисуночные методики; психосемантические методы; проведение и интерпретация 8-10 универсальных методик исследования личности и интеллекта: например, Миннесотский опросник (MMPI); опросник Кеттела (16 PF), Методика исследования самоотношения (МИС), уровень субъективного контроля (УСК), рисуночные методики (РНЖ, рисунок человека), проективные методики (ТАТ, тест Роршаха), тесты интеллекта (тест Векслера); принципы построения комплексного психологического портрета личности; психодиагностические задачи и комплектование психодиагностических батарей. Этика, деонтология и правовые основы психодиагностики; методы постановки психологического диагноза.



1.Организационно-методический раздел




1.1. Название курса

«Психодиагностика». Данный курс реализуется в рамках специальности 020400 «Психология» и относится к общепрофессиональным дисциплинам, федеральной компоненте.



1. 2. Цели и задачи курса

Дисциплина «Психодиагностика» играет важную роль в овладении теорией, методикой и техникой эмпирического психологического исследования, кроме того, она является важной составляющей подготовки психолога к практической работе.

Данный курс по существу связан с такими курсами как: «Психологический практикум», «Математические методы в психологии», «Экспериментальная психология» поскольку все эти курсы рассматривают разные аспекты эмпирического психологического исследования. Курс «Психодиагностика» является логическим продолжением курса «Психологический практикум», углубляя и развивая знания, умения и навыки использования психодиагностического метода в эмпирическом исследовании.

В соответствии с таким пониманием назначения дисциплины цели и задачи курса можно сформулировать следующим образом.

Во-первых, дать теоретические основы проведения диагностического обследования, ознакомить с теорией психологического теста.

Во-вторых, обучить процедуре тестирования для основных, имеющих наиболее широкую область применения психологических тестов.

В третьих, ознакомить с состоянием исследований по психодиагностике в России и с арсеналом валидных психодиагностических методик.

В четвертых, обучить обоснованному выбору психодиагностических процедур наиболее адекватных задаче исследования.



1.3. Требования к уровню освоения содержания курса

Дисциплина “Психодиагностика” предназначена для того, чтобы дать теоретические представления о диагностическом обследовании, психологическом тесте и процедуре его разработки, критериях оценки эффективности теста, направлениях разработки психодиагностических методик, основных, наиболее универсальных психодиагностических методик.

Кроме того, данная дисциплина ориентирована на получение практических умений и навыков, таких как:

обоснованный выбор диагностических методик в соответствии с задачами исследования и психометрическими характеристиками методик;

грамотное, профессиональное проведение диагностического обследования с помощью стандартных диагностических процедур;

умение интерпретировать полученные данные и формулировать диагностическое заключение в соответствие с решаемой исследовательской или практической задачей.




1.4. Формы контроля



Итоговый контроль по курсу. Для контроля усвоения данной дисциплины учебным планом предусмотрен экзамен.

Текущий контроль. В течение семестра постоянно выполняются практические работы, по которым выполняются индивидуальные задания. Результаты выполнения и защиты этих работ являются основанием для выставления оценок текущего контроля в рамках контрольных недель. Практические работы выполняются ЕЖЕНЕДЕЛЬНО. Выполнение всех работ является обязательным для всех студентов. Студенты, не выполнившие в полном объеме все эти работы, не допускаются кафедрой к сдаче экзамена, как не выполнившие график учебного процесса по данной дисциплине.

2. Содержание дисциплины




2.1. Новизна курса

Связана с его интеграцией с курсами «Психологический практикум», «Математические методы обработки данных», «Экспериментальная психология» на основе общих критериев и процедур, обеспечивающих объективность эмпирического психологического исследования, его научную обоснованность. Актуальность курса связана с необходимостью повышения культуры эмпирического исследования (в том числе и диагностического) как в научной, так и в практической работе психолога.



2.2. Содержание отдельных разделов и тем



Раздел 1. Введение в психодиагностику
Тема 1. Предмет и задачи психодиагностики.

Понятие о диагнозе психологическом. Диагностическое исследование и научное исследование. Психодиагностическое обследование. Функциональная структура диагностического обследования: цели, средства, условия, результаты диагностического обследования. Теоретические и эмпирические конструкты диагностического обследования, психологические переменные, диагностически значимые признаки, количественные показатели, психодиагностические критерии, диагностическое заключение. Этапы диагностического исследования. Уровни диагноза психологического. Многообразие диагностических средств и приемов. Классификации психодиагностических методик и техник.

Место психодиагностики в системе психологической науки и практики. История психодиагностики. История, современное состояние и проблемы отечественной психодиагностики.

Тема 2. Тестологическое и клиническое направления в психодиагностике.

Номотетический и идеографический подходы. Количественный и качественный подходы. Естественно-научная и гуманитарная ориентация в методологии, методике и технике психодиагностического обследования. Сравнительный анализ двух основных направлений в психодиагностике на уровне методологии, методов, методик, техник, технологий и практики диагностического обследования. Перспективы их интеграции.


Раздел 2. Психологический тест, инструментальные характеристики, основы конструирования (теория психологического теста)
Тема 1. Тест как стандартизированное измерение.

Понятие о психологическом тесте. Характеристика тестирования как процедуры измерения. Требования к тесту как измерительному инструменту. Метрический уровень измерения, надежность, валидность, чувствительность, стандартизация, объективность. Внешние факторы, влияющие на результаты тестирования и приемы их нейтрализации. Поведение диагноста, его взаимодействие с тестируемым, как важнейший фактор объективности диагностического обследования.

Этапы конструирования теста. Постановка диагностической задачи и выбор адекватного ей теоретического конструкта. Разработка процедуры измерения. Тест как стандартизированное измерение.

Способы отбора заданий для теста.



Тема 2. Надежность теста.

Проверка надежности, теста, виды. Ретестовая, параллельных форм, методом расщепления, по внутренней согласованности заданий теста. Способы повышения надежности теста. Вычисление основных показателей надежности теста: коэффициента α - Кронбаха, коэффициента ретестовой надежности и т.д.



Тема 3. Валидность теста.

Проверка валидности теста, виды (критериальная, текущая, прогностическая, конкурентная, конструктная и др.) и способы повышения валидности. Проверка чувствительности теста и способы ее повышения.



Тема 4. Стандартизация теста.

Способы стандартизации условий и процедуры тестирования. Способы стандартизации процедуры обработки и анализа данных тестирования. Стандартизация интерпретации результатов теста. Выборка стандартизации, требования к ее формированию. Тестовые нормы и способы их вычисления.

Классификации психологических тестов. Основные направления психологического тестирования.
Раздел 3. Объективные тесты
Тема 3.1. Общая характеристика «объективных» тестов.

«Объективный» подход в психодиагностике. Конструктивные особенности «объективных» тестов. Виды «объективных» тестов. Теоретические конструкты, особенности конструкции, диагностические возможности, психометрические характеристики основных видов «объективных» тестов.



Тема 3.2. Тесты интеллекта и общих способностей.

Тесты структуры интеллекта (тест Д.Векслера). Тесты измеряющие преимущественно G фактор интеллекта (тест Дж.Равена, Домино-48 А.Энстея). Культурно-свободные тесты интеллекта (Р.Кеттелла, Ф.Л.Гудинаф - Дж.Харриса). Тесты вербальных и невербальных интеллектуальных способностей.

Тесты общих способностей (тест структуры интеллекта Р.Амтхауэра, ТОПС (адаптация GATB). Тесты отдельных психических свойств и состояний (когнитивный стиль, особенности речи, памяти, внимания, воли, психомоторики).

Тема 3.3.Тесты креативности, специальных способностей, другие тесты.

Тесты творческих способностей (тест Э.Торренса, тест А.Медника). Тесты специальных способностей. Объективные тесты измерения личностных свойств(объективно-аналитическая батарея Р.Кеттелла и Дж.Шуржера).


Раздел 4. Стандартизированные опросники
Тема 4.1.Общая характеристика стандартизированных опросников.

Особенности разработки и проверки эффективности стандартизированных самоотчетов. Средства обеспечения эффективности измерения.



Тема 4.2. Опросники структуры личности.

Типологический и факторный подходы к диагностике структуры личности (на примере MMPI, ПДО А.Е.Личко и 16PF Р.Кеттелла, EPI Г.Айзенка). Конструктивные особенности опросников структуры личности.



Тема 4.3. Опросники личностных свойств и состояний.

Опросники важнейших личностных свойств (тревожности, самоактуализации, локуса контроля и т.д.), состояний (САН и его модификации).



Тема 4.4.Опросники самосознания межличностных отношений личности.

Опросники самосознания и самооценки (МИС В.В.Столина, Личностный семантический дифференциал, Q-сортировка) сферы межличностных отношений личности (опросник Т.Лири).



Тема 4.5. Опросники мотивов, потребностей и ценностей.

Опросники мотивов, потребностей и ценностей (список личностных предпочтений Эдвардса, методика Рокича и др.)



Тема 4.6. Опросники темперамента и другие стандартизированные опросники.

Опросники темперамента (EPI Г.Айзенка, опросник В.М.Русалова, опросник Я.Стреляу). Другие разновидности стандартизированных опросников.

Нестандартизированный опрос в диагностическом обследовании.
Раздел 5. Проективные методы
Тема 5.1. Общая характеристика проективных методов.

Проблема теоретического обоснования проективных методов. Трудности и проблемы тестологической разработки проективных методов. Конструктивные особенности различных разновидностей проективных методов (конструктивных, интерпретативных, катартических, экспрессивных и т.д.)



Тема 5.2. Психометрическая характеристика наиболее распространенных проективных методик.

Надежность, валидность, стандартизация, особенности применения используемых в России проективных методик (ТАТ, тест Роршаха, тест рисуночной ассоциации С.Розенцвейга).



Тема 5.3. Процедура проведения, анализа и интерпретации данных основных проективных методик: ТАТ, тест Роршаха, рисунок человека (К.Маховер), рисунок семьи, HAND -тест, РНЖ.

Особенности конструкции теста. Ключевые моменты процедуры диагностического обследования, основы обработки, анализа, интерпретации.


Раздел 6. Психодиагностика в разных областях психологии
Тема 6.1. Задачи и методы психодиагностики в сферах образования, производства, в спорте.

Психодиагностика в образовании. Психодиагностика в профессиональной сфере. Психодиагностика в спорте.



Тема 6.2. Задачи и методы психодиагностики в сферах здравоохранения, социальной защиты и т.п.

Клиническая психодиагностика. Психодиагностика в службах консультирования.


Раздел 7. Проблемы и перспективные направления психодиагностических исследований
Наиболее актуальные проблемы психодиагностики в отечественной и зарубежной психологии. Перспективные направления психодиагностических исследований: Компьютерная психодиагностика. Ситуационные тесты. Объективные тесты действия. Комплексные тесты. Идеографические техники.

Теория сложности заданий тестов (IRT) как новое перспективное направление развития теории психологического теста.


Раздел 8. Регламентация диагностического исследования
Требования к разработчику и распространителю диагностичесого инструментария. Требования к специалисту психологу. Этические нормы диагностического исследования.


3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины



3.1. Темы рефератов (курсовых работ)

Не планируется.



3.2. Образцы вопросов для подготовки к экзамену

Общая характеристика диагностического исследования.

Стандартизация условий и процедуры тестирования, обработки и анализа результатов

Этапы диагностического исследования и уровни диагноза психологического.

Классификации психологических тестов. Основные направления психологического тестирования.

Место психодиагностики в системе психологической науки и практики.

Общая характеристика объективных тестов.

История психодиагностики.История и современное состояние психодиагностики в России.

Тесты интеллекта и общих способностей.

Общая характеристика тестологического направления в психодиагностике.

Тесты творческих способностей/креативности/.

Общая характеристика клинического направления в психодиагностике.

Сравнительный анализ тестологического и клинического направлений в психодиагностике и перспектив их сближения.

Понятие о психологическом тесте.

Требования к тесту как к измерительному инструменту.

Способы повышения уровня измерительной процедуры в процессе конструирования теста.

Надежность теста ее виды и процедуры проверки надежности.

Валидность теста , виды валидности.

Критериальная валидность ,ее разновидности и способы проверки.

Конструктная валидность теста, способы ее проверки.

Чувствительность/дискриминативность/ теста,приемы повышения и способы ее оценки.

Стандартизация диагностических критериев.Формирование выборки стандартизации. Конструирование тестовых норм.

Общая характеристика стандартизированных опросников.

Средства обеспечения эффективности стандартизированных самоотчетов.

Опросники структуры личности: типологический и факторный подходы.

Конструктивные особенности опросников структуры личности.

Опросники личностных свойств.

Опросники состояний личности.

Опросники ценностей, мотивов.

Общая характеристика проективных методов.

Общая характеристика перспективных направлений тестирования.

Основные требования к разработчику и распространителю диагностического инструментария.

Требования к пользователю психодиагностических методик.

Этические нормы диагностического исследования.

Психометрическая характеристика конкретного объективного теста (тесты: Векслера,Амтхауэра,Равена,интеллекта Кеттелла, 16 PF Кеттелла, ТОПС, кольца Ландольта,MMPI, Торранса, УСК, рисунка человека Гудинаф, Домино -48 Энстея, МИС Столина, EPI Айзенка, шкалы тревожности Тейлор,STAI Спилбергера, опросника темперамента Русалова).

3.3. Список основной и дополнительной литературы



Основная литература:

1. Анастази А. Психологическое тестирование. Т. 1,2. - М.: «Педагогика», 1982.

2. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. - СПб.: Питер, 2001.

3. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. 2 -е изд. - СПб.: Питер, 1999.

4. Гайда В.К., Захаров В.П. Психологическое тестирование. - Л., 1982.

5. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб.: «Питер», 1999.

6. Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов (Введение в психометрическое проектирование). - Киев, 1994.

7. Купер К. Индивидуальные различия. - М.: Аспект пресс, 2000.

8. Лаак Я. Психодиагностика: проблемы содержания и методов. - М., 1996.

9. Либин А.В. Дифференциальная психология. - М.: Смысл, 2000.

10. Марищук В.Л., Блудов В.М., Плахтиенко В.А., Серова Л.К. Методики психодиагностики в спорте. - М.: Просвещение, 1985.

11. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. - М.: Просвещение, 1985.

12. Общая психодиагностика. /Под ред. А.А. Бодалева. - М., 1987.
Дополнительная литература:

1. Акимова М. К., Борисова Е. М., Гуревич К.М., Козлова В. Т., Логинова Г. П. Руководство к применению теста структуры интеллекта Рудольфа Амтхауэра. - Обнинск, 1993.

2. Акимова М. К., Борисова Е. М., Гуревич К.М., Козлова В. Т., Логинова Г. П. Руководство к применению группового интеллектуального теста (ГИТ) для младших подростков. - Обнинск,1993.

3. Бажин Е.Ф., Голынкина Е.А., Эткинд А.М. Опросник уровня субъективного контроля. - М.: Смысл, 1993.

4. Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Рожанец Р.В. Методика многостороннего исследования личности. - М.: Медицина, 1976.

5. Борисова Е. М., Логинова Г. П. Качественный анализ результатов тестирования//Детский практический психолог. 1995, №. 2.

6. Бурлачук Л.Ф. Введение в проективную психологию. – Киев: Ника-Центр, 1997.

7. Бурлачук Л.Ф. Исследование личности в клинической психологии (на основе метода Роршаха) - Киев: Виша шк., 1979.

8. Гозман Л.Я., Кроз М.В., Латинская М.В. Самоактуализационный тест. - М., 1995.

9. Диагностика умственного развития дошкольников.- М.: Педагогика, 1978.

10. Дюк В.А. Компьютерная психодиагностика. - СПб.: Братство,1994.

11. Кабанов М.М., Личко А.Е., Смирнов В.М. Методы: психологической диагностики и коррекции в клинике. - Л.: Медицина, 1983.

12. Курбатова Т.Н., Муляр О.И. Проективная методика исследования личности «Hand-тест». - СПб., 1995.

13. Лови О.В., Белопольский В.И. Руководство по использованию зрительно-моторного гештальт теста Бендер. - М.: «Когито-Фолиум», 1996.

14. Лукин С.Е., Суворов А.В. Тест рисуночной ассоциации С.Розенцвейга. - СПб., 1993.

15. Леонтьев Д.А. Тематической апперцепции тест. - М.: Смысл, 1996.

16. Методики диагностики природных психофизиологических особенностей человека. - М., 1992.

17. Методы психологической диагностики. Вып.1/Под ред. В.Н. Дружинина. - М., 1993.

18. Намазов В.П.,Жмыриков А.Н. Психолого-педагогические методы исследования индивидуально-личностных особенностей. - М., 1988.

19. Основы психодиагностики. Под ред. А.Г. Шмелева, Ростов-на-Дону, 1996.

20. Практикум по психодиагностике/Под ред.В.В.Столина, А.Г.Шмелева. - М.,1984.

21. Патохарактеродиагностический опросник для подростков и опыт его практического использования \Под ред. А.Е.Личко, Н.Я.Иванова. - Л.: НИИ психоневрологии, 1976.

22. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии \Под ред. А.А.Крылова, С.А.Маничева. - СПб.: Питер, 2000.

23. Практикум по психодиагностике. Дифференциальная психометрика/ Под ред. В.В.Столина, А.Г.Шмелева. - М.: Изд-во МГУ, 1984.

24. Практикум по психодиагностике. Прикладная психодиагностика. - М.: Изд-во МГУ, 1992.

25. Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. -М.: Изд-во МГУ, 1990.

26. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. Под ред. А.А.Крылова. - СПб.: Изд-во Спб университета, 1997.

27. Панасюк А. Ю. Адаптированный вариант методики Д. Векслера (WISC). - М., 1973.

28. Психодиагностика: теория и практика. - М.: Прогресс, 1986.

29. Психодиагностические методы в комплексном лонгитюдинальном исследовании студентов. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1976.

30. Психологическая диагностика детей и подростков. /Под ред. К.М. Гуревича и Е.М. Борисовой. - М., 1995.

31. Равен Дж., Равен К., Курт Дж.Х. Руководство к прогрессивным матрицам Равена. Раздел 3.Стандартные прогрессивные матрицы. - М.: Когито-Центр, 1996.

32. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. - М.: Дидакт, 1992.

33. Собчик Л. Н. Методы психологической диагностики. Вып. 1, 2. - М., 1990.

34. Собчик Л. Н. Пособие по применению психологической методики ММРI. - М.: Б. и., 1971.

35. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. – М.: МГУ, 1980.

36. Сысоев В.П. Методика диагностики работоспособности. Тест Э.Ландольта (Руководство по использованию). - СПб.: «Иматон», 1996.

37. Тарабрина Н.А. Экспериментально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций. Методические рекомендации. - Л., 1984.

38. Туник Е.Е. Тест Е.Торренса. Диагностика креативности. Методическое руководство. - ГП «Иматон», 2002.

39. Холодная М.А. Когнитивные стили: О природе индивидуального ума. - М., ПЕР СЭ, 2002.

40. Филимоненко Ю. И., Тимофеев В. И. Руководство к методике исследования интеллекта у детей Д. Векслера (WISC). С.-Пб., 1992.

41. Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. - М., 1987.

42. Ханин Ю.Л. Краткое руководство к применению шкалы реактивной и личностной тревожности Ч.Д.Спилбергера. - Л., 1976.

43. Ханин Ю.Л. Шкала Марлоу-Кроуна для исследования мотивации одобрения. - Л.: НИИ Физической культуры, 1976.

44. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – Спб.: Питер, 1997.

45. Хоментаускас Г. Т. Методика «рисунок семьи». - В кн.: Общая психодиагностика. - Изд-во Моск.ун-та, 1987.

46. Холодная М.А. Когнитивные стили: О природе индивидуального ума. - М.: ЧеРО, 2001 .

47. Шапкин С.А. Экспериментальное изучение волевых процессов. - М.: Смысл, 1997.

48. Шванцара И. и кол. Диагностика психического развития. Авиценум, Прага, 1978.

49. Шмелев А. Г. Стандартизованные методики в семейной психодиагностике. - В кн.: Семья в психологической консультации. - М.: Педагогика, 1989.



50. Шмелев А. Г. Психодиагностика и новые информационные технологии. - В кн.: Компьютеры и познание. - М.: Наука, 1990.

51. Ясюкова Л.А. Оптимизация обучения и развития детей с ММД. Методическое руководство. - СПб.: «Иматон», 1997.
Каталог: Psihologie -> 2006 -> I%20Moraru%20pentru%20ULIM -> psihodiagnostic%20general
2006 -> История психологии
Psihologie -> Аномалии личности
Psihologie -> К. Г. Юнг Обзор теории комплексов
Psihologie -> К. Г. Юнг шизофрения
Psihologie -> Развитие психики ребенка в младенческом возрасте (0 1 год) Кризис новорожденности
Psihologie -> Тема Когнитивные и эмоциональные аспекты поведения Когнитивное звено преступного поведения
psihodiagnostic%20general -> Акцентуации характера как концепция в психиатрии и медицинской психологии
2006 -> Деятельность Воля как характеристика сознания. Структура волевого действия
2006 -> Методологические и теоретические вопросы психического развития человека


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница