Психоаналитические концепции культуры



Скачать 86,15 Kb.
Pdf просмотр
Дата14.02.2021
Размер86,15 Kb.


Конференция ѕЛомоносов 2011ї
Секция ѕФилософия. Культурология. Религиоведениеї
Карл Густав Юнг:"Психоаналитические концепции культуры". Их возможности применения в праве
Стручева Софья Андреевна
Студент
Московский городской университет управления Правительства Москвы,
Юридический факультет, Москва, Россия
E-mail: prior-claim@yandex.ru
Аналитическая психология одна из школ глубинной психологии,базирующаяся на понятиях и открытиях человеческой психики, сделанных швейцарским психологом
Карлом Густавом Юнгом. В результате переработки Юнгом психоанализа появился целый комплекс сложных идей из разных областей знаний: психологии, философии, археологии, мифологии, теологии, литературы. [2]
Рассмотрим структуру личности по Юнгу. Он утверждал, что душа состоит из трјх отдельных взаимодействующих структур: эго, личного бессознательного и коллективного бессознательного. Эго является центром сферы сознания и включает в себя все мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы чувствуем свою целостность. [1] Эго служит основой нашего самосознания. Личное бессознательное вмещает в себя конфликты и воспоминания, когда-то осознававшиеся, но теперь подавленные и забытые. Юнг ввјл понятие комплекса, или скопления эмоционально заряженных мыслей,
чувств и переживаний, вынесенных индивидуумом из личного или наследственного бессознательного опыта. Комплексы могут возникать вокруг самых обычных тем и оказывать сильное влияние на поведение. Юнг утверждал,
что материал личного бессознательного уникален и доступен для осознания.
Наконец, более глубокий слой в структуре личности коллективное бессознательное, представляющее собой хранилище латентных следов памяти человечества. В нјм отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих существ. Эта концепция была основной причиной расхождений взглядов Юнга и
Фрейда. Также принципиальной линией размежевания З.Фрейда и К.Юнга является толкование либидо, или психической энергии.
Юнг высказал гипотезу о том, что коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических образов архетипов. Архетипы врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать,
переживать и реагировать на события определјнным образом; иначе говоря, это универсальные модели восприятия, мышления и действия в ответ на какой-то объект или событие. Среди архетипов, описанных Юнгом, есть мать, ребјнок,
герой, мудрец, Солнце, плут, Бог, смерть и т.д. Наиболее важные архетипы персона (наше публичное лицо), тень (подавленная, тјмная сторона личности),
анимус/анима (внутренний образ женщины в мужчине и наоборот, внутренний образ мжчины в женщине), самость (сердцевина личности, вокруг которой организованы и объединены все другие элементы). [3]
Наиболее известным вкладом Юнга в психологию считаются описанные им две основные эго-направленности: экстраверсия и интроверсия. Идея психической
1


Конференция ѕЛомоносов 2011ї энергии, саморегуляции, компенсации тесно связана в аналитической психологии с классификацией психологических типов. Различаются несколько таких типов. Они относятся к врожденной разнице в темпераменте,
интегральном сочетании устойчивых психодинамических свойств, проявляющихся в деятельности, которые заставляют индивидов воспринимать и реагировать специфи- ческим образом. Прежде всего следует различать два устойчивых типа: экстраверт и интроверт.
Экстраверсия и интроверсия всего лишь две из многих особенностей человеческого поведения. В дополнение к ним Юнг выделял четыре функциональных типа, четыре основные психологические функции: мышление,
чувство, ощущение, интуиция.Обычно развитие вспомогательной функции смягча- ет и модифицирует остроту проявления этих функций. Но и это еще не все, поскольку согласно установленному типу каждая из функций может быть ориентирована либо ин- тровертно, либо экстравертно. Возможные типы впечатляюще описаны в одноимјнном томе из собрания сочинений К.Г. Юнга Психологические типы, а также в книге Р.
Робертсона Введение в психологию Юнга (Ростов-на-Дону,1999). [4]
Понятие ѕкомплексї было также введено в психоанализ Юнгом по ходу работы над словесно-ассоциативным тестом. Он послужил отправной точкой для целого ряда проективных тестов и даже созданного впоследствии ѕдетектора лжиї.
Тест содержал обычно сотни слов. Испытуемый должен был тотчас реагировать на каждое из них первым пришедшим ему на ум словом. Время реакции замечалось секундомером. Затем операция повторялась, а испытуемый должен был воспроизводить свои прежние ответы. Часто время подбора слова-реакции удлинялось, испытуемые отвечали не одним словом, а целой тирадой, ошибались при воспроизведении своего ответа, заикались, замолкали, полностью уходя в себя
При этом они не ощущали, например, того, что ответ на одно слово-стимул занимал у них в несколько раз больше времени, чем на другое.
Юнг полагал, что такого рода ошибки связаны с тем, что слово-стимул задевало тот или иной ѕкомплексї пучок ассоциаций, окрашенный одним эмоциональным тоном. Эти неосознаваемые аффектные состояния, заряженные психической энергией, обладали каким-то ядром им могло быть и вытесненное в бессознательное представление; но они могли образовывать и ѕмаленькую собственную личностьї, свое автономное Ego. Если ѕзатронутьї этот комплекс
(напомнить словом о вытесненном), то появляются следы легкого эмоционального расстройства вплоть до регистрируемых физиологических реакций. Так, реакция одного из испытуемых на слова ѕножї, ѕпортї и ряд других была настолько заметной, что Юнг с уверенностью сказал испытуемому после сеанса, что тот кого-то убил в порту. Изумленный таким всезнанием психолога, тот рассказал, что был матросом и действительно в драке в одном из портовых кабаков убил ножом человека, но вот уже несколько лет живет добропорядочным бюргером и не вспоминает о прежней матросской жизни. Подавленные воспоминания, однако,
продолжали жить в бессознательном. Первоначально Юнг полагал, что этот тест может совершить настоящий переворот в криминалистике, но впоследствии признавал, что применение его имеет свои границы - ѕкомплексї может не иметь ничего общего с действительными событиями, но возникнуть в связи с
2


Конференция ѕЛомоносов 2011ї бессознательными фантазиями, подавленными стремлениями, установками. Для разработки теории Юнга этот тест имел то значение, что при проведении эксперимента выявлялись фрагментарные ѕличностиї, которые у нормального человека находятся в тени его сознательного ѕЯї, но у шизофреника с выраженной диссоциацией личности эти Ego выходят на первый план. И появление ѕдуховї в сознании медиума, и распад личности шизофреника, и ѕодержимость бесамиї получают свое объяснение весь легион этих ѕбесовї уже имеется в нашей душе,
а наше сознательное ѕЯї является лишь одним из элементов психики, у которой есть более глубокие и древние слои. Впоследствии Юнг стал относить комплексы к личному бессознательному, тогда как характеристики особых ѕличностейї сохранились за архетипами коллективного бессознательного.
На сегодня в мире помимо сертифицированных аналитиков-юнгианцев существует довольно много людей, практикующих юнгов- ский анализ и формально не имеющих дипломов, равно как и профессиональных авто- ров, преподавателей, консультантов, социальных работников, разделяющих аналитико- психологическую парадигму и использующих ее в своей практике.
В 1955 году еще при жизни Юнга была основана Международная ассоциация аналитических психологов (МААП). При своем возникновении она насчитывала около сорока членов. В 1958 году был проведен первый Конгресс,
представлявший уже 150 аналитиков, организованных в восемь региональных групп. Сегодня их число перевалило за две тысячи, и в различных странах мира действуют тридцать две организации.
Кроме этого, существует множество организаций с открытым членством,
таких как "Друзья Юнга"или Аналитические клубы, ведущие свое начало от
Клуба аналитической психологии в Цюрихе, созданного в 1916 году. Клубы принимают в свои члены людей, имеющих более ста часов личностного анализа.
Круг участников аналитического движения на Западе расширяется и за счет большого числа людей, читающих аналитическую литературу и посещающих учебно-просветительские программы, организуемые институтами аналитической психологии. В России интерес к Юнгу пока никак не организован, хотя сюда периодически приезжают известные аналитики-юнгианцы с чтением лекций и ведением практических семинаров. Есть надежда, что с расширением здесь публикаций работ по аналитической психологии формализация такого интереса рано или поздно произойдет.
Литература
1. К.Г.Юнг, Воспоминания, сновидения, размышленияї, Киев,1994.
2. К.Г.Юнг, Аналитическая психология, прошлое и настоящее, М., 1995.
3. К.Г.Юнг, Душа и миф, шесть архетипов, КиевМосква, 1997.
4. Р. Робертсон. Введение в психологию Юнга. Ростов-на-Дону, 1999.
3

Каталог: archive -> Lomonosov 2011
archive -> Xviii международная научно-практическая конференция для студентов, аспирантов и молодых ученых
archive -> Формирование коммуникативной культуры преподавателя высшей школы
archive -> Модель организации проблемного обучения в процессе изучния педагогической антропологии
archive -> Учебная проблема как фактор интеграции содержания образования
archive -> «социум» международная научно-практическая конференция
archive -> Средства речевой манипуляции в политическом дискурсе
Lomonosov 2011 -> Проблема драматургии сонатно-симфонического цикла
Lomonosov 2011 -> Инновационный потенциал негосударственного образования в России


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница