Психическое здоровье



страница1/3
Дата27.05.2016
Размер0.54 Mb.
  1   2   3
1.2. Понятие психического здоровья

Долгое время здоровье в целом и психическое здоровье, в част­ности, определялось от противного — если нет объективных нару­шений в функционировании организма, нет жалоб и болей, стран­ного поведения, не зафиксирована болезнь, значит, можно гово­рить о здоровье тела и души. Кроме того, внимание медицинских практиков и исследователей было больше сосредоточено на разно­образии болезненных проявлений, чем на проявлениях здоровья. Новое понимание здоровья, в котором используется не позиция отрицания патологии, а подчеркивается наличие ресурсов у инди­вида, было принято Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в 1946 г. С тех пор здоровье обозначается в положительных терминах (позитивное определение) как состояние полного физи­ческого, психического и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней и физических дефектов.

Психическое благополучие не случайно рассматривается как одно из важнейших составляющих здоровья, как свидетельство необходимости поддержания психической нормы. В то же время основой нормального функционирования психики, по мнению большинства «мозговедов» — психиатров, психотерапевтов и пси­хологов, является отвечающая критериям нормы работа психи­ческих процессов и механизмов, таких, как внимание, память, восприятие, мышление, воля и другие. Приведем одно из наибо­лее исчерпывающих определений психического здоровья, в кото­ром акцентируется важность эффективной работы психических функций, определяющих все остальные человеческие проявления.

Психическое здоровье это состояние индивида, которое харак­теризуется цельностью и согласованностью всех психических функ-

ций организма, обеспечивающих чувство субъективной психической комфортности, способность к целенаправленной осмысленной деятель­ности и адекватные учетом этнокультурных критериев) формы поведения.

Отсюда следует, что, если психические функции находятся в норме, они обеспечивают:



  • субъективную психическую комфортность, когда человек удов­
    летворен работой и жизнью в целом, его важнейшие потребности
    также находят удовлетворение, а внутриличностное равновесие
    ведет к гармонии и переживанию счастья;

  • способность человека к целенаправленной осмысленной дея­
    тельности, когда он может ставить цели, планировать, организо­
    вывать свою деятельность и контролировать свое поведение;

  • развитие адекватных форм поведения, причем определение
    адекватности варьирует относительно социальных и культурных
    норм (например, принято ли в обществе громко кричать или быть
    замкнутым).

В данном определении психическое здоровье рассмотрено как многогранная жизнеспособность, которая поддерживается полно­ценным развитием и функционированием психического аппарата.

Последнее требование, требование адекватности, чрезвычай­но важно также и в применении к социальному поведению инди­вида, функциональной адаптации. Вопрос социальной адаптации и более или менее адекватного поведения играет большую роль в дифференциации нормы и патологии. Здесь принимается во вни­мание как успешное выполнение социальных ролей и достижение определенного социального статуса, так и то, сообразуется ли поведение человека с социальными нормами и требованиями ра­боты, семьи, более широкого социального окружения. Поэтому для выявления психической патологии чрезвычайно важно опре­делить не только то, как изменяются психические процессы — память, мышление и другие, но и каким образом они отражаются в восприятии человеком окружающей среды, во взаимоотноше­ниях с другими людьми, в социальном поведении.

Подход с точки зрения адаптации наиболее распространен в современных науках о психическом здоровье. В то же время считает­ся, что умение приспособиться к окружающей обстановке у пси­хически здорового человека находится во взаимодействии со спо­собностью к сопротивлению, преодолению и трансформации сре­ды. Подобная психическая гибкость требует постоянного самораз­вития и личностного изменения, что является обязательной со­ставляющей психического здоровья наряду с жизнеспособностью, обеспеченной нормальным функционированием психики. В этом случае понятие психического здоровья неизбежно связано не толь­ко с нервной системой и мозговыми структурами, но и с индиви­дуальным потенциалом адаптации и личностным развитием.

Один из наиболее полных и расширенных обзоров критери­ев психического здоровья представлен Н.Д.Лакосиной и Г. К. Ушаковым. В него включены:



  • причинная обусловленность психических явлений, их необ­
    ходимость, упорядоченность;

  • соответствующая возрасту человека зрелость чувств;

  • постоянство места проживания;

  • максимальное приближение субъективных образов к отра­
    жаемым объектам действительности;

  • гармония между отражением обстоятельств действительно­
    сти и отношением человека к ней;

  • соответствие реакций (как физических, так и психических)
    силе и частоте внешних раздражителей;

  • критический подход к обстоятельствам жизни;

  • способность к самоуправлению поведением в соответствии с
    нормами, установившимися в различных коллективах;

  • адекватность реакций на общественные обстоятельства (со­
    циальную среду);

  • чувство ответственности за потомство и близких членов семьи;

  • чувство постоянства и идентичности переживаний в одно­
    типных обстоятельствах;

  • способность изменять поведение в зависимости от смены
    жизненных ситуаций;

  • самоутверждение в коллективе (обществе) без ущерба для
    остальных его членов;

  • способность планировать и осуществлять свой жизненный
    путь1.

Данное толкование психического здоровья предъявляет серь­езные требования к существованию человека, представляющего собой не только организм, обладающий психикой, но и личность. Взаимосвязь идей психического и психологического здоровья в полной мере оправданна, поскольку точнее всего определяет суть человека, его жизнь и задачи существования в этом мире. Это по­нимание развивается в рамках психологии здоровья и тех антро­пологических подходах, в которых признается значение единства жизнеспособности и человечности индивида для его здорового функционирования. В этом смысле вероятность попасть в катего­рию нездоровья выше, но психологически нездоровый индивид не требует столь интенсивного вмешательства, как психически больной.

Студентами кафедры социальной антропологии и социальной работы Саратовского государственного технического университе­та были проведены исследования. Вот каким образом различные респонденты определяют психическое здоровье.

См.: Лакосина Н.Д., Ушаков Г. К. Медицинская психология. — М., 1996.
«Быть здоровым психически — значит быть способным здраво мыслить, рассуждать, адекватно реагировать... Психическое здоровье определяется соответствием способности и возмож­ности. Я имею в виду возможность осуществлять какие-либо действия, например нормально жить, выходить замуж, иметь детей, работать, а также способность к осуществлению своих возможностей без ограничения и способность сдерживать свои эмоции» (врач).

«Чтобы быть здоровым психически, прежде всего нужно быть адекватным, гармоничным человеком, самодостаточным, от­носиться хорошо к себе и к окружающим, особенно это каса­ется работы» (психолог).

«Психическое здоровье — это нечто, связанное с духов­ностью. Человек здоров психически, если у него чистые мысли, он душевно относится к людям, которые его окружают... Если человек здоров психически, я это вижу, чувствую... Душевное спокойствие, гармония с собой, своими мыслями, людьми, которые тебя окружают, согласованность во всем, отсутствие злости, обиды» (целительница).

«Быть психически здоровым — это знать, чего ты в жизни хочешь, не нервничать по пустякам, когда тебя кто-то обидел, а ты не знаешь, что сказать ему в ответ... Всегда стабильное настроение, если же оно у тебя плохое, то этому должна быть причина и ты должен знать эту причину, а если оно у тебя хорошее, то этим надо наслаждаться» (студентка).

В то же время в медицинских науках о психическом здоровье ключевое значение придается биологическому и социальному де­терминизму, а личность, обладающая способностями творческо­го изменения и саморазвития, игнорируется. Хотя человек и рас­сматривается как социальный индивид, главным аргументом в пользу нормального взаимодействия со средой является его функ­циональная приспособленность. Таким образом, понятие здоровья значительно сужается и ограничивается рамками типичного, а нетипичное и вариативное считается патологичным, девиант-ным. Получается, что психиатрия как бы примеряет тщательно выверенный шаблон к каждому субъекту, и если его психическая деятельность выходит за рамки определенной модели, то для бла­га самого человека считается необходимым применить психиат­рические методы лечения.

Особенность психической патологии заключается в том, что сам индивид отнюдь не всегда способен оценить собственное со­стояние как аномальное, именно поэтому необходимы эксперты и профессионалы психического здоровья. Случается, что психи­чески больные люди убеждены в своем здоровье и нормальности, и хотя неадекватное поведение очевидно для окружающих, они не чувствуют себя больными, не могут критически взглянуть на




свое поведение. В этом заключается коренное различие между со­матическими и психическими больными. В большинстве случаев телесных жалоб индивиды самостоятельно обращаются к врачам с просьбой о помощи, однако не всегда заболевания обнаружива­ются при медицинском осмотре и обследовании. Поэтому необхо­димо различать объективно существующую болезнь и субъектив­ную оценку нездоровья.

Болезнь относится прежде всего к объективной физической патологии, биологическому субстрату, а нездоровье может обо­значать субъективное ощущение недомогания или ограничения функции. Например, женщина, вынашивая ребенка, нередко ис­пытывает различного рода недомогания, однако ее нельзя назвать больной, поскольку беременность — это состояние, а не болезнь. Или, напротив, у пациента обнаруживается злокачественная опу­холь, в то же время он не жалуется на самочувствие. Часто люди ощущают себя здоровыми, если они справляются с повседневной нагрузкой, даже если при этом они пользуются медицинской, социальной поддержкой или специальными техническими при­способлениями.

Что касается психического нездоровья, то бывает так, что серь­езно больные люди не хотят, а иногда и не могут признать себя больными, поскольку у них нарушаются основные психические функции адекватного отражения действительности. Вместе с тем структурные поражения нервной системы и мозга могут быть за­фиксированы только в редких случаях. При других нарушениях, обусловленных длительным психическим перенапряжением, не­удовлетворением значимых потребностей или кризисом, когда прогноз более благоприятен, человек способен ощущать психи­ческое расстройство и искать помощи. Так, для индивида ощуще­ние здоровья связано с возможностью реализовать себя, свои зна­чимые личностные и профессиональные цели, а отсутствие воз­можностей для их удовлетворения, возникающее состояние фру­страции могут расцениваться как болезненные проявления.

1.3. Биологические, личностные и социальные факторы, влияющие на психическое здоровье

Несмотря на то, что нарушения психического здоровья к на­стоящему времени довольно хорошо изучены, не существует аб­солютной уверенности в том, что можно обнаружить те явления внутренней или внешней природы, которые их вызывают. Поэто­му причины возникновения, т.е. этиология каждого нарушения, представляются лишь приблизительно. Сегодня для обозначения процессов, событий и эпизодов, повлиявших на изменения пси­хики человека и его здоровье, принято говорить о факторах. Воз-

действие факторов может быть разноплановым, позитивным и не­гативным, тогда как под причинами понимаются явления, при­ведшие к болезни.

Разнообразие факторов, влияющих на психическое здоровье, рассматривается в категориях биологического, психологического и социального, что отражает единство и взаимозависимость чело­века с окружающей социальной средой. Понятно, что и рецепты восстановления психического здоровья нужно искать в каждой из этих категорий. Воздействие на структуры организма обеспечат медицинское лечение и психотерапия, однако не следует забы­вать и о ресурсах ближайшего окружения и общества в целом, ведь социальные услуги и поддержка являются необходимыми ус­ловиями психического здоровья.

Долгое время в традиционной психиатрии социальные факто­ры считались второстепенными, кроме того, акцент ставился на сравнении роли биологических и социальных факторов в возник­новении патологического процесса у индивида. Повседневная же социальная жизнь индивида оставалась побочной ветвью исследо­ваний. Широко применялось деление причинных факторов на эн­догенные {внутренние) и экзогенные {внешние). Соответственно этому принципу классифицировались и психические заболевания. В ос­новном ссылки на социальные факторы в учебниках по психиат­рии незначительны, ив целом повествование носит чисто меди­цинский характер.

Тем не менее примеров, которые показывают влияние соци­альных факторов, достаточно много. Так, генезис алкоголизма объясняется социальными установками и культурными традици­ями, в результате чего проявляется очевидная физиологическая зависимость организма, что затем становится самостоятельным фактором биологической природы. В последнее время появляется все больше исследований психического здоровья, в которых учи­тывается воздействие микро- и макросоциальной среды: семьи, производства, профессии, жилищных условий, социального слоя и субкультуры, культуры и общества в целом.

Поскольку биологические, личностные и социальные факто­ры играют различные роли в проблемах психического здоровья и не сводятся только к патогенному влиянию, то можно говорить о нескольких видах факторов:



  • условиях, которые создают благоприятную почву для разви­
    тия патологии;

  • поводах, запускающих психическое нарушение;

  • факторах, поддерживающих психическое здоровье.

В первом случае к условиям относятся предрасполагающие фак­торы, повышающие уязвимость человека к развитию заболевания. Во втором случае речь идет о провоцирующих факторах, когда на­чало и динамика заболевания связаны с событиями в жизни чело-





века, играющими роль спускового крючка (табл. 1). В последнем случае поддерживающие факторы играют роль своеобразного стресс-буфера, способствующего активизации индивидуальных и соци­альных ресурсов, помогающих сохранить здоровье, а также пре­одолеть или ослабить признаки болезни. Для многих тяжелых пси­хических заболеваний генетическая обусловленность является ос­новной, в то же время для кратковременных расстройств опреде­ляющими становятся психогенные и социогенные факторы.

Таблица 1 Предрасполагающие, провоцирующие и поддерживающие факторы



Предрасполагающие факторы

Биологические

Личностные

Социальные

1. Генетическая пред-

1. Слабость психологи-

1. Семейная

расположенность:

ческих защитных меха-

депривация:

повышенный риск

низмов:

дефицит родитель-

заболевания у родст-

неразвитость

ского внимания и

венников, наследст-

механизмов защиты

любви, нарушенные

венный фактор

сознания от разруши-

семейные отношения




тельных бессознатель-







ных импульсов




2. Тип нервной

2. Психогения:

2. Социальная

системы:

п родолжител ьная

депривация:

слабый или неустой-

психическая травмати-

неудовл етворе н ность

чивый типы нервной

зация, длительные

социальным положе-

системы

стрессы

нием, отсутствие







социальных







связей

3. Физическое




3. Социальный кризис:

здоровье:




социальные проблемы,

ослабленность,




неразвитость социал ь-

старение организма




ных и медицинских







услуг

Провоцирующие факторы

Биологические

Личностные

Социальные

1. Мозговые травмы:

1. Психологические

1. Психологические

черепно-мозговые

травмы:

травмы:

травмы, мозговые

травматическое собы-

травматическое собы-

инфекции, травмы

тие в ближайшем

тие в социальном

рождения

окружении, смерть

окружении, смерть




близкого, развод,

близкого человека,




насилие

развод, насилие


Окончание табл. 1

Провоцирующие факторы

Биологические

Личностные

Социальные

2. Соматические

2. Конфликты:

2. Социальные

заболевания:

внутриличностные и

катастрофы:

хронические или

межличностные

техногенные катастро-

острые соматические

конфликты, личност-

фы, террористические

заболевания

ный кризис

травмы, войны, воору-







женные конфликты

Поддерживающие факторы

Биологические

Личностные

Социальные

1. Профилактические

1. Психотерапевтиче-

1. Поддержка социаль-

медицинские осмотры:

ские программы:

ного окружения:

ранняя диагностика

доступные услуги по

внимание и забота

нарушений психиче-

консультированию,

близких, социальная

ского здоровья

участие в программах

активность человека




срочной помощи




2. Медицинское

2. Личностные

2. Сеть социальных

лечение:

ресурсы:

услуг:

медикаментозная тера-

навыки саморегуля-

социальные програм-

пия, физиотерапия

ции, саморазвития,

мы профилактики и




установка на здоровье

реабилитации

3. Медицинская




3. Толерантность

реабилитация:




общества к людям с

поддерживающая




психическими нару-

терапия




шениями

1.4. Тендер и социальный класс как факторы психического здоровья

Тендерные вопросы занимают особое место в изучении психи­ческого здоровья. Недавние выводы, сделанные феминистскими исследователями, показали ошибочность восприятия пола в срав­нительном анализе психического здоровья мужской и женской популяции исключительно как биологического фактора. Поэтому сегодня тендер все настойчивее причисляется к социальным фак­торам и наряду с социальным классом является основой диффе­ренциации психического здоровья.

Во все времена за женщиной признавались определенные осо­бенности психики, такие, как эмоциональность и зависимость, ко­торые якобы сопутствовали ее природному предназначению — вы­полнять функции репродукции и воспитания. Не случайно один из популярных медицинских терминов — истерия — связывался Гип­пократом, а затем и З.Фрейдом, с нарушениями функции матки.
Еще в XIX в., в эпоху господства патриархального уклада, жен­щинам разрешалось проявлять сверхчувствительность, падать в об­морок и иметь слабые нервы. Эти проявления составляли особую сферу врачебной практики, в которой семейные доктора были особенно востребованы. С феминистской точки зрения, лечение женщин отражает мир, где доминируют мужчины. Врачами с дав­них времен поддерживалось такое положение вещей, при кото­ром женщины оставались подчиненными, выполняя роли матери и домашней хозяйки. Многие годы медицинские знания о жен­ском психическом здоровье — от этиологии до клинического ле­чения, от диагностики до профилактики — с небольшими исклю­чениями пополнялись результатами исследований, проведенных мужчинами и проверенных на мужчинах, а также подтвержден­ных на массивах данных, которые игнорировали пол как суще­ственный признак и зависимую переменную.

Таким образом, профессионалы в области психического здо­ровья допускают ошибки, связанные с вопросами пола. В научных экспериментах они оперируют характеристиками «зрелого, здо­рового, социально компетентного мужчины», рассматривая его как бесполое существо. В то же время, определяя «здоровую жен­щину», они выбирают иные слова, подчеркивая такие качества, как пассивность, зависимость, покорность, эмоциональную воз­будимость.



Чтобы быть признанной здоро­вой, женщине необходимо соот­ветствовать определенному кано­ну, который является второсте­пенным относительно мужской нормы.

Поэтому понятие «взрослый» практически сводится к понятию «мужчина», а понятие «хорошее здоровье» определяется двойным стандартом.

Соответственно имеются все основания для ошибочной диаг­ностики психического здоровья женщин. Женщине, психосоци­альные особенности которой не соответствуют установленным характеристикам-нормам, вполне может быть поставлен непра­вильный диагноз.

Попытки осознать, каким образом психические заболевания поражают женщин, активно предпринимаются в современной западной социологии и социальной работе. Причины женской депрессии раскрываются с помощью анализа семейных обязан­ностей женщины, социальной изоляции и влияния предписан­ных социальных ролей. На сегодняшний день традиционная пси­хиатрия остается менее гендерно ориентированной.

Взаимоотношения тендера и психического здоровья рассмат­риваются в социологии с нескольких позиций.



Каталог: files
files -> Методические рекомендации «Организация исследовательской деятельности учащихся»
files -> Актуальность исследования
files -> Рабочая программа дисциплины
files -> Программа курса предназначена для учащихся 9-11 класса и рассчитана на 128 часов. Периодичность занятий 1 раз в неделю по 4 учебных часа
files -> Предоставление максимально широкого поля возможностей учащимся, ориентированным на высокий уровень образования и воспитания, с учетом их индивидуальных потребностей
files -> Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников
files -> Программы
files -> Выпускных квалификационных работ


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница