Психическое развитие



Скачать 211.43 Kb.
Дата27.04.2016
Размер211.43 Kb.
ТипЛекция


Лекция № 1.2.

Тема: Психическое развитие.

План:

§ 1. Понятие психического развития. Стадии эволюционного развития психики

§ 2. Психическое развитие в онтогенезе.

§ 3. Психические особенности периода детства.

§ 4. Психические особенности подросткового и юношеского возраста.

§ 5. Зрелый, пожилой и преклонный возраст.


Полный конспект лекции

§ 1. Понятие психического развития. Стадии эволюционного развития психики.

Для построения целостного представления о природе психики недостаточно только структурного анализа, но необходимо также понимание логики ее эволюционного и онтогенетического развития. Говоря о развитии психики мы подразумеваем следующее.




Развитие психики – это закономерное и взаимосвязанное изменение психической системы (психических процессов, свойств, состояний) во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.

.

Такие изменения отличаются необратимым характером, стадиальностью, направленностью и закономерностью.



Развитие психики реализуется в форме филогенеза (становление структур психики в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества в целом и отдельных его этнических, социальных, культурных групп) и в форме онтогенеза (формирование психических структур в течение жизни отдельного организма – человека или животного).

Основные тенденции развития психики:

1. усложнение форм психического отражения;

2. повышение сложности организации и произвольности поведения;

3. совершенствование способности к индивидуальному научению.

Эволюция психики.

Развитие психики животных.


Одна из гипотез относительно стадий развития психики была предложена А. Н. Леонтьевым, а позднее доработана К. Э. Фарби. В современной науке она известна как концепция Леонтьева – Фарби. Согласно этой концепции история развития психики и поведения животных делится на две стадии, которые, в свою очередь, включают в себя несколько уровней.

С позиций материализма психические явления возникли намного позднее появления жизни на Земле. Сначала живой организм обладал лишь свойствами раздражимости и самосохранения, которые проявлялись через механизмы обмена веществ с окружающей средой, а также через собственный рост и размножение, далее добавились чувствительность и способность к научению.

Изменившиеся условия жизни послужили толчком к изменению организма, появлению у него способностей отражать мир, лучше ориентироваться в окружающей действительности. Таким образом, в процессе эволюции в организмах живых существ выделилась нервная система, взявшая на себя функцию управления развитием, поведением и воспроизводством. Улучшение структуры и функций нервной системы послужило основным источником развития психики.

Развитие психики человека.


Развитию психики человека способствовали три основных достижения человечества:

1. появление орудий труда, с помощью которых человек получил возможность не только воздействовать на окружающую среду, но и глубже познавать ее;

2. производство предметов материальной и духовной культуры, передававшихся и воспроизводившихся из поколения в поколение, и, как следствие, передача способностей, знаний и умений по наследству;

3. возникновение языка и речи, которые дали возможность записывать, хранить и воспроизводить информацию, а также управлять своими познавательными процессами.

Стадии эволюционного развития психики.

В эволюционном развитии психики выделяют три основные стадии.

1. Стадия элементарной сенсорной психики.

Характеризуется двумя специфическими особенностями:

- способность реагировать только на отдельные свойства предметов окружающего мира;

- инстинктивное поведение, регулируемое врожденными биологическим механизмами.

2. Стадия перцептивной психики.

Предполагает дальнейшее совершенствование психического отражения и поведения, что проявляется в:

- способности к предметному восприятию;

- способности к научению и формированию индивидуальных навыков поведении.

3. Стадия интеллектуальной психики, где появляются два специфических новообразования:

- психическое отражение в виде целостных ситуаций;

- способность к нестереотипному решению сложных задач.

В современной психологии не сложилась общепризнанная теория развития психики и методология изучения его этапов, факторов и закономерностей.


§ 2. Психическое развитие в онтогенезе.

Качественно своеобразные ступени психического развития выделяют и в онтогенезе. Однако периодизация развития психики в различных теориях осуществляется на основании разных критериев.

Для отечественной психологии развития наибольшее значение приобрело учение Л.С. Выготского о структуре и динамике детского возраста.

В основание возрастной периодизации психического развития в отечественной психологии положены четыре фундаментальных критерия: социальная ситуация развития, основной, или ведущий тип деятельности, основные новообразования развития, кризис.

Д.Б. Эльконин, развивая идеи Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович, выделил в соответствии с указанными критериями следующие периоды детского развития. (Таблица 1)

Таблица 1

Периодизация развития по Д.Б. Эльконину


Период

Стадия

Кризис

Раннее детство


Младенчество

Кризис новорожденности

Ранний возраст

Кризис 1 года

Детство

Дошкольный возраст

Кризис3 лет

Младший школьный возраст

Кризис 7 лет

Отрочество

Подростковый возраст

Кризис 11-12 лет

Ранняя юность

Кризис 15 лет

В теории Эльконина акцентируется роль ведущей деятельности, характерной для каждого возрастного этапа, в психическом развитии ребенка.

Возрастная психология — область науки, изучающая за­кономерности развития человека и его психологические осо­бенности на различных возрастных ступенях.

Эти особенно­сти являются типичными и определяют развитие человека в онтогенезе.

С точки зрения биофизиологиче­ских процессов человеческую жизнь можно разделить на 3 стадии: прогресса; стабильности; регресса. Но процесс развития человека необходимо рас­сматривать с разных точек зрения.

Социальные процессы обуслов­ливают смену ступеней контакта с другими людьми (роди­тельская семья, детский сад, школа, друзья, собственная се­мья, рабочий коллектив).

А психологические процессы дают возможность проявиться новым психическим качествам (новообразованиям). Учитывая переплетение этих процессов, в настоящее время большинством психологов принята следующая возрастная периодизация. (таблица 2).

Таблица 2 Возрастная периодизация




Возрастной период

Возраст

Младенчество

0-1

Раннее детство

1-3

Дошкольный период

3-7

Младший школьный период

7-11

Подростковый период

11-15

Юность:

ранняя


поздняя

15-18


18-21

Молодость

21-35

Средняя взрослость

35-50

Мудрость

50-60

Пожилой возраст

60-75

Преклонный возраст

75-90

Долгожители

Старше 90

Человек является биопсихосоциальным существом, движущие силы его развития имеют три источника:

1. Биологический, реализуется генетическая программа, за­писанная в ДНК. Растет тело, изменяются его пропорции, разви­ваются внутренние органы и функциональные системы, в подро­стковом возрасте в работу включаются половые гормоны, затем постепенно, но с ускорением идут инволюционные процессы.

2. Социальный. Воздействие внешней среды, социума тре­бует появления новых качеств личности, которые возникают под влиянием обучения и воспитания.

3. Психологический. Внутренний, психический мир человека требует появления все более сложных потребностей. Каждая последующая потребность появляется только при условии удовлетворения до определенной степени предыдущей.

Все эти три источника развития на каждом возрастном этапе человека формируют ведущую деятельность, которая обеспечивает возникновение и формирование основных психологических новообразований. И возраст разделен на вышеперечисленные периоды не произвольно, а в зависимости от того, когда появляются новые психические качества, так называемые новообразования (возрастные "прибавки").(Таблица 3).

Таблица 3

Новообразования и ведущая деятельность



Возраст

Ведущая деятельность

Новообразования

0- 1 год


Эмоциональное общение с ухажи­вающими взрос­лыми (матерью)

«Комплекс оживления» (улыбка, вокализация и двигательная ре­акция на ласковое обращение). Формируется потребность в об­щении с другими людьми


1-3 года


Предметно-манипулятивная

дея­тельность



Ходьба, речь, выделение себя из окружающего мира, появление самосознания. Наглядно-дейст­венное мышление


3-7 лет


Сюжетно-ролевая игра


Наглядно-образное мышление. Стремление к общественно-зна­чимой и общественно-оценивае­мой деятельности. Готовность к школьному обучению

7- 11 лет


Учебная деятель­ность


Умение учиться. Словесно-логи­ческое мышление. Способность к внутреннему плану действий, к рефлексии. Формирование само­оценки


11-15 лет


Общественно-по­лезная деятель­ность


Абстрактное мышление. Чувство взрослости, долга, ответственно­сти, товарищества. Половое вле­чение. Умение подчиняться нор­мам коллективной жизни наряду с самовыражением и самоутвер­ждением


15-21 год


Профессиональ­но-учебная

дея­тельность




Самоопределение. Мировоззре­ние, открытие своего внутренне­го мира, профессиональные ин­тересы, мечты и идеалы


Старше 21 года


Трудовая деятель­ность


Профессиональные навыки, реа­лизация творческого потенциа­ла. Уверенность, целеустремлен­ность, умение эмоционально поддерживать других и брать на себя ответственность. Развитая воля.


Движущими силами развития личности являются внутренние противостояния между опережающими потребностями человека и отстающими возможностями удовлетворения этих потребностей, а также требованием социума. Следовательно, рост личности происходит через внутриличностные конфликты, которые возникают из-за рассогласования возможностей, потребностей и долженствования.

Моменты нарастания противоречий отражаются в возрастной периодизации. При переходе от одной ступени к другой возникают кризисы развития, которые характеризуются резкими психологическими изменениями в структуре личности. В отличие от невротических и травматических кризисов, они являются нормальными процессами и необходимы при переходе от одной возрастной ступени к другой, и связаны с качественными преобразованиями в сознании человека. В его деятельности и в сфере социальных отношений. (Таблица 4).

Таблица 4

Возрастные кризисы



Возраст

Название и симптомы проявления кризиса

3 года


«Я сам». Негативизм, упрям­ство, строптивость, обесце­нивание взрослых, своево­лие, протестный бунт, стремление к деспотизму.

6-7 лет


Малый кризис. Невниматель­ность, нарушение дисципли­ны, нежелание выполнять домашнее задание, неумение подружиться с другими де­тьми, манерничанье, вертля­вость, клоунада.

11-12 лет


«Трудный возраст». Реакции оппозиции, гиперкомпенса­ции, имитации, эмансипа­ции, группирования.

17- 18 лет


Кризис юности. Ранняя по­ловая жизнь, гиперсексуаль­ность, онанизм, транзиторный гомосексуализм, эмо­циональная лабильность, максимализм, конфликты со взрослыми.

Около 33-35 лет


Кризис «возраста Христа». Конфликты с окружающими людьми, неудовлетворен­ность работой, жилищем, се­мьей, материальным достат­ком.

Около 60 лет

Кризис «пенсионный». Чувство ненужности, отчаяния, недоверия и подозрительности, одиночества, страх быть обманутым. Снижается круг интересов, повышается раздражительность, угрюмость, эгоцентризм, тревожность.



Кризис (от греч. - поворотный пункт) - это перестройка личности, переоценка ценностей, изменение жизненной позиции и смысла жизни.

В относительно устойчивые периоды человек при помощи ведущей деятельности удовлетворяет свои потребности. Но постепенно накапливаются такие потребности, которые удовлетворить обычным способом невозможно, и начинает возрастать напряжение. Начинается период кризиса, при ко­тором старые способы ведущей деятельности до определен­ной степени разрушаются. Ребенок в этот момент становится трудновоспитуемым, нарушает дисциплину. У взрослого все понятное становится непонятным, запутываются отношения с людьми, появляются психосоматические изменения в орга­низме. Состояние психологического кризиса неприятно как для самого человека, так и для окружающих его людей, но именно благодаря кризису появляются психологиче­ские новообразования, которые становятся ведущей деятель­ностью следующего возрастного периода.

Кризис длится от нескольких месяцев до 2 лет, границы его размыты, поэтому трудно определить момент его наступ­ления и окончания. Сила кризиса может проявляться с раз­ной степенью, Вялотекущий кризис возможно не так опасен с точки зрения разрушения и возможности возникновения психопатологических изменений, но в то же время он обла­дает и меньшим потенциалом для развития, для появления новообразований.

За время роста личности кризисные и стабильные периоды чередуются, не имеют четких границ, но всегда имеют одну и ту же последовательность. При возникновении внутренних противоречий в период личностного роста человека возрастает напряжение, против которого он выстраивает психологическую защиту.

Нормальное развитие личности обеспечивается наличием здоровой нервной системы (головного мозга), постепенным увеличением требований социума к индивиду (не превышающих его возможности) и наличием внутренней активности («психический движок») в сочетании с такими качествами, как терпение, упорство и уверенности успехе.
§ 3. Психические особенности периода детства.

У новорожденного преобладают врожденные формы поведения (рефлексы), а с 3-месячного возраста появляется поведение, направленное на предметные и социальные конфликты. Когда появляются потребности эмоционального общения со взрослыми, то возникает «комплекс оживления», который проявляется вначале улыбкой, затем гулением и двигатель­ной реакцией.

Отсутствие эмоционального контакта со взрослыми при­водит к задержке двигательного, умственного и даже физи­ческого развития. Нарастающая потребность в общении при­водит к необходимости усовершенствовать свои возможно­сти - появляется понимание речи, а затем овладении ею. Интонацию в голосе взрослого ребенок замечает в 4-месяч­ном возрасте, а интонацию в голосе ребенка можно разли­чить в возрасте 7 месяцев. К 1,5 годам ребенок произносит 50-300 слов, а в 3 года - 1500 слов.

В течение первого года жизни происходит интенсивное развитие двигательной сферы: от умения держать голову, хва­тать предметы, сидеть, ползать до самостоятельной ходьбы. К 1,5 годам ребенок усложняет ходьбу: в горку, по камешкам: и только к 3 годам техника ходьбы стабилизируется.

Освоение предметных действий ребенком в первые 3 года жизни происходит в 3 этапа: манипулятивный; использо­вание предметов по прямому назначению; и вновь манипу­лирование предметами, которые ребенок заменяет один – другим, но осознанно, так как знает их прямое назначение (например, в игре — кубик вместо стакана).

В конце раннего детства у ребенка начинает появляться самосознание, психологический образ своего «я». Стремительно возникает потребность к самостоятельности, желание выполнять действия взрослых (мыть посуду, включать свет, электроприборы). Естественно, возможности ребенка значительно отстают от притязаний.

Возникает кризис, который называется «я — сам». Внешне кризис проявляется следующими симптомами: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание взрослых, протестный бунт, стремление к деспотизму.

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является, вначале, предметно-манипулятивная, затем, все более усложняясь, сюжетно-ролевая, и, наконец, игра с правилами. Конструкторские игры сменяются играми «в магазин», «в больницу» и т. п. Развивается познавате­льная потребность, наглядно-образное мышление.

К 6-7 годам определяется психическая готовность к школь­ному обучению. Это не только интеллектуальная (кругозор, память, внимание, познавательный интерес), но и эмоцио­нально-волевая готовность (потребность в совместных заня­тиях с другими детьми, умение нести определенный круг обязанностей, самоконтроль).



В младшем школьном возрасте ведущей деятельностью является учеба, познавательная мотивация должна постоянно подкрепляться интересом. Непроизволь­ное восприятие, как и память переходит в произвольное, мышление становится словесно-логическим. Произвольное поведение характеризуется умением ставить цели, находить доступные средства достижения их и преодолевать препятствия. Появляется способ­ность к внутреннему плану действий (действовать в уме), взвивается интерес к собственному внутреннему миру, возникает рефлексия (внутренняя психическая деятельность, направленная на осмысление своих собственных действий и состояний, на самопознания своего духовного мира). Формируется самооценка.

Психологические проблемы дошкольного и школьного возраста связаны с процессом социализации ребенка, принятием на себя «роли ученика». Кризис также проявляется в манерничаньи, вертлявости, клоунаде, нарочитости. У младших школьников выражена потребность в движении. Волевые процессы включатся в основном при побуждении извне, при контроле взрослых.


§ 4. Психические особенности подросткового и юношеского возраста.

Пубертатный возраст характеризуется серьезной соматической, функциональной, психологической перестройкой организма. Меняется работа эндокринной системы, интенсивно выделяются половые гормоны, что приводит к появлению вторичных половых признаков, у девочек - менструаций, а у мальчиков - ночных поллюций. Повышается психическая активность в форме тревожности, беспокойства.

На гормональные сдвиги накладываются психологические, личностные изменения, вследствие которых расширяется самосознание, появляется повышенное чувство собственного достоинства, развиваются чувства любви, дружбы, Товарищества, окончательно формируется абстрактное мышление. Уровень самосознания обеспечивает подросткам возможность самовыражения и самоутверждения.

Особую значимость приобретают социальные факторы - занятия ведут уже несколько учителей-предметников, а не один, как раньше; меняется социальная роль ребенка в семье, так как ему больше доверяют, поручают более сложную домашнюю работу; у него расширяется круг общения сверстниками за счет дворовых компаний, кружков, секций.

Ведущим моментом этого возраста является потребность общения со сверстниками. Разрывается «психологическая пуповина» с родителями, подростки стараются выйти из-под ох опеки. Самым главным новообразованием подросткового возраста является чувство взрослости. Оно рождает потребность к усвоению норм, ценностей и способов поведения взрослых.

В этом возрасте появляется еще одно новообразование: половое влечение (либидо).

Кризис подросткового возраста является: самым бурным. Он проявляется в следующих реакциях: «оппозиция», «имитация», «гиперкомпенсация», «эмансипация», «группирование» .



В юношеском возрасте центральным новообразованием в юношеском возрасте является самоопределение. Молодые люди пытаются опреде­литься в профессиональной, религиозной, политической и сексуальной сферах деятельности. В про­цессе кризиса самоопределения, они выбирают свой путь развития и пытаются его реализовать.

В этом возрасте мышление становится «дивергентным» т. е. на один и тот же вопрос можно, найти несколько одинаково правильных и равноправных ответов. Формируются собственные философские убеждения, моральное самосозна­ние. Происходит открытие своего внутреннего мира. В юношеском возрасте взрастает роль дружеских отношений.

Большое значение в юношеском возрасте имеет половое влечение. Кризис ранней юности распознается по юношеской гиперсексуальности, ранней половой жизни, транзиторному гомосексуализму. Если негативные внешние усло­вия слишком велики, то симптомы кризиса не исчезают, я закрепляются и становятся характерологическими особенно­стями.
§ 3. Зрелый, пожилой и преклонный возраст.

Зрелый возраст называют еще периодом взрослости, ко­торый в свою очередь подразделяется на период ранней взрослости (молодость до 35 лет) и средней (от 35 до 60 лет) взрослости. Пожилой и преклонный возраст — это период поздней взрослости.

Период ранней взрослости рассматривается как некое стабильное состояние, но это не значит, что развитие оста­навливается. Оно продолжается, но если в детстве имели место в первую очередь изменения в теле, интенсивный фи­зический рост и быстрое приобретение новых интеллекту­альных навыков, то в период взрослости изменения касаются в основном личностной, социальной и профессиональной сфер.

Ключевыми событиями ранней взрослости являются: окончание профессионального обучения, начало самостоятельности трудовой деятельности, вступление в брак, рожде­ние детей, достижение определенного социального статуса. Эти события у разных людей возникают в разное время. Но существуют некоторые нормы, которые сформировались из общепринятых представлений. Поэтому в период взрослости лучше ориентироваться не на хронологический возраст, а на биологический, социальный и психологиче­ский.

Биологический возраст оценивается по развитию скелета, зубов, мышц, физиологических и нейрогуморальных процессов.

Социальный возраст оценивается по степени соответствия положе­ния человека в социуме нормам данной культуры.

Психологический возраст оценивается по степени адаптированности к требованиям внешней среды. Это уровень интеллекта, двигательные навыки, чувства, мотивы, установки.

Объединение этих возрастов дает представление о зрело­сти человека. Кроме того, зрелость напрямую зависит от то­го, как были разрешены противоречия в предыдущих перио­дах жизни человека, как удовлетворялись его потребности.

Физическое развитие в молодости достигает своего пика. Молодые люди в большинстве энергичны, выносливы, силь­ны. Однако после 30 лет скорость реакции и двигательные навыки начинают медленно снижаться, а после 50 лет физи­ческие возможности падают в ускоряющемся темпе.

В период ранней взрослости у людей отмечается самая высо­кая способность к воспроизводству здорового потомства. Интеллектуальная активность с наступлением взрослости не прекращается, а багаж знаний к старости возрастает. Интеллектуальные способности у взрослых зависят от постоянной их тренировки, от степени использования их в повседневной жизни.



Новообразования периода ранней взрослости: умение брать на себя ответственность; способность к эмоциональной и интеллектуальной поддержке других; уве­ренность в себе и целеустремленность; стремление к власти; развитая воля и способность сопротивляться препятствиям; защита своих принципов и жизненных ценностей; склон­ность к философским обобщениям; формирование индиви­дуального стиля жизни; стремление оказывать влияние на мир и делиться опытом с молодыми; реализм, трезвость в оценках окружающего мира; стабилизация системы социаль­ных ролей.

Задачи периода средней взрослости:

1. Достижение зрелой гражданской ответственности,

2. Достижение определенного социального статуса.

3. Выбор способа проведения досуга.

4. Воспитание детей и обрыв «психологической пупови­ны» с ними в необходимое время, отпуская их в самостоя­тельную жизнь.

5. Приспособление к взаимодействию со стареющими ро­дителями.

В последнее время нередко появляются еще и такие зада­чи, как: выбор нового спутника жизни после развода, воспи­тание маленьких детей, освоение новой профессии.

Период средней взрослости — это время, когда люди критически анализируют и оценивают свою жизнь. У многих людей возникает кризис средних лет жизни (от 30 до 40 лет). Его называют иногда еще кризисом «возраста Хри­ста».

Кризисы взрослых, в отличие от кризисов детских лет, не имеют жесткой привязанности к возрасту.

Состояние кризиса может быть тяжелым, но оно обладает огромным потенциалом. Рост личности может продолжаться всю жизнь.

В период средней взрослости разрешаются следующие проблемы:

1. По мере убывания физических сил и ослабления здоровья необходимо чаще переключать энергию на умственную деятельность.

2. Сексуальную энергию надо уравновешивать социальными связями.

3. Следует снижать накал эмоций, но расширять количество оттенков чувств.

4. Необходимо овладеть четкими границами своих ценностей и установок, оставляя при этом их гибкими.

5. В противоположность юношеской страсти и увлеченности, лучше равномерно распределить свое эго во всех сферах жизни (работа, семья, увлечения, здоровье).

Пожилой (60—75 лет) и преклонный (старческий) возраст (старше 75 лет).

Это самые противоречивые периоды жизни, так как привязанность тех или иных изменений к определенным годам самая нечеткая. Всемирная организация здравоохране­ния предложила считать началом пожилого возраста - 65 лет. Медицина утверждает, что инволюционные процессы начинаются в организме после 45 лет. В этом возрасте имеет место более значительное разнообразие по изменению биологических и поведенческих характеристик людей, чем в молодости. Происходит ускоренная инволюция одних систем организма и длительная сохранность других.

Задачи периода поздней взрослости:

1. Приспособление к убыванию физических сил и ухудшению здоровья.

2. Приспособление к выходу на пенсию и снижению доходов.

3. Нередко приспособление к смерти супруга(и).

4. Установление прочных связей со своей возрастной группой.

5. Выполнение социальных и гражданских обязательств.

6. Обеспечение удовлетворительных жизненных условий.

На биологическом уровне в пожилом возрасте происходит снижение обмена веществ, уменьшается способность клеток осуществлять окислительно-восстановительные процессы и др. изменения. Происходит снижение активности и замедление многих психических процессов (памяти, внимания, восприятия нового), но способность к умозаключению остается сохранной до преклонного возраста, а речевая функция даже может возрастать.

На психологическом уровне характерны следующие новообразования:


  • чувство принадлежности к группе.

  • чувство комфорта во взаимоотношениях с людьми.

  • чувство общности с другими людьми, похожести на них.

  • вера, что в каждом человеке есть что-то хорошее.

  • чувство, что ты являешься частью человечества.

  • чувство оптимизма, что мир можно сделать лучшим местом для жизни.

К 60 годам появляется потребность вновь проанализировать свой жизненный путь с точки зрения оценки его реализованности. У некоторых людей может возникнуть кризис, который проявляется чувством ненужности, одиночества, отчаяния, подозрительности и недоверия, страхом быть обманутым. Повышается тревожность, угрюмость, эгоцентризм, снижается круг интересов, Этот кризис еще называют пенсионным.

В результате кризиса либо возникает мудрость, либо отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти, либо чувство разобщенности и отчаяния, что жизнь почти кончена, но прожита не так, как хотелось бы. Появляется презрительное недовольство людьми и страх перед смертью.

Психологический возраст тем выше, чем больше человек ожидает прожить и чем больше он успел сделать. Продуктивность и работоспособность долго сохраняется у людей, занимающихся творческой деятельностью.

Самой трудной задачей старости является решение проблемы "жизнь-смерть". Старый человек ощущает близкую смерть, от этого возникает острое чувство одиночества, обостряется страх смерти.

Смерть может стать последней и важнейшей стадией роста, так как она является кризисом индивидуального существования. Перед смертью человек освобождается от условностей, позволяет себе жить своими мыслями, чувствами, удовлетворять свои желания. Сопротив­ление смерти, ее отрицание является нездоровым и ненор­мальным.
Контрольные вопросы для закрепления:


        1. Понятие развития психики. Основные тенденции в развитии психики.

        2. Как развивалась психика животных ? Как развивалась психика человека ?

        3. Три стадии основные эволюционные стадии развития психики.

        4. Фундаментальные критерии периодизации развития в отечественной психологии: социальная ситуация развития, ведущая деятельность, новообразования, кризис.

        5. Движущие силы психического развития.

        6. Периодизация психического развития в онтогенезе: название периода, границы, ведущая деятельность, новообразования, возрастные кризисы.

        7. Психические особенности периода детства: новорожденность, младенчество, ранее детство, дошкольный, младший школьный возраст.

        8. Психические особенности в подростковом и юношеском возрасте.

        9. Психические особенности зрелости, пожилого и преклонного возраста.

        10. Понятие хронологического, биологического, социального и психологического возрастов, их соотношение.


Рекомендуемая литература.

Основные источники:



  1. Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования. 6-е издание. / Н.Н. Петрова. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. -320 с.

Дополнительные источники:



  1. Никуленко Т.Г., Самыгин С.И., Сущенко С.А. Возрастная психология. Для студентов вузов. Серия «Шпаргалки». - Ростов н/Д: «Феникс», 2010. – 221 с.

  2. Полянцева О.И. Психология для средних медицинских учреждений. Учебное пособие- 6 изд. Серия «Среднее профессиональное образование». - Ростов н/Д: «Феникс», 2013. – 414 с.

  3. Руденко А.М. Психология. Серия «Высшее образование». - Ростов н/Д: «Феникс», 2012. – 560 с.

  4. Руденко А.М., Самыгин С.И. Психология для медицинских специальностей. Серия «Медицина». - Ростов н/Д: «Феникс», 2009. – 634 с.

  5. Самыгин С.И., Столяренко С.Д. Психология личности: учебное пособие. Издание второе. Серия «Высшее образование». - Ростов н/Д: «Феникс», 2011. – 575 с.



Каталог: sys -> files -> content attach
content attach -> Темы контрольных работ по дисциплине «технология социальной работы»
content attach -> Занятие № Тема. Психологическая характеристика общения как многопланового процесса виды общения
content attach -> Основные теории мотивации потребностей
content attach -> Основные подходы и теории стресса. Стрессорные реакции. Понятие стрессоустойчивости
content attach -> Закономерности и динамика психического развития и формирования личности в онтогенезе
content attach -> Программа психолого-педагогической практики студентов факультетов высшего сестринского образования для специальности
content attach -> Занятие № Основные подходы в семейном консультировании Форма семинара: свободная дискуссия
content attach -> Группы III по своим показателям, а младенцы из группы I по боль шинству показателей значительно отстали от них
content attach -> №5. Эмоциональные психические процессы. Эмоции и чувства


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница