Психическое развитие детей с врождёнными нарушениями слуха с первых месяцев отличается рядом особенностей: Слабо выражен или отсутствует врождённый рефлекс на резкие звуки, который проявляется во вздрагивании и зажмуривании глаз.
При плаче малыш с нарушением слуха не замолкает на голос взрослого.
Отмечается достаточная звонкость голоса при гулении, плаче и смехе. Однако число голосовых реакций может сокращаться, звуки становятся более однообразными, а затем пропадают совсем.
В 10-12 месяцев жизни более отчётливо выявляется отсутствие реакций на обращённую речь, ребёнок не выполняет ситуативных инструкций.
Характерно нарушение формирования зрительно-слуховой ориентации в пространстве, нет локализации источника звука: дети не поворачивают глаза и голову в сторону звука, не идут по направлению к звуку.
Игровые действия однообразные и стереотипные. Предпочитают предметы, издающие резкие звуки, шумы; однообразно манипулируют ими.
На начальных этапах формирования прямостояния и ходьбы отмечается неустойчивость, детям трудно сохранять равновесие, недостаточная координация движений. Это связано с нарушением функций вестибулярного аппарата.