Психические процессы и их роль в профессиональном самоопределении



Скачать 89.77 Kb.
Дата25.04.2016
Размер89.77 Kb.

ТЕМА:

ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И ИХ РОЛЬ

В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ

Цели: раскрыть сущность психических процессов «ощущение», «восприятие», «внимание», «память», «мышление»; познакомить учащихся с их характерными особенностями, их ролью в профессиональном самоопределении.

I. Работа над новым материалом.

Тепло и холод, цвета и звуки, запахи и вкус, гладкость и шероховатость и многие, многие другие качества, признаки и свойства окружающих предметов и явлений мы познаем благодаря особому психическому процессу - ощущению. Характерная особенность ощущений - их сиюминутность, непосредственность. Ощущение - это отражение отдельных свойств предметов и явлений, непосредственно воздействующих в данный момент на органы чувств. Подчеркнем еще одну отличительную черту этого психического процесса: благодаря ощущениям мы познаем отдельные качества и свойства предметов и явлений.

Ощущения входят в структуру более сложного психологического процесса - восприятия. Восприятие - это отражение предметов и явлений в целом при их непосредственном воздействии на органы чувств. Ощущения и восприятия неразрывно связаны друг с другом [4].

Отдельные ощущения как бы привязаны к определенным органам чувств. Прикоснитесь ладонью к снегу - и вы сразу ощутите холод. Но когда несколько органов чувств начинают работать вместе, скоординированно, в нашем сознании возникает целостный образ предмета или явления.

Человек касается рукой снега, видит его сверкающую белизну, слышит его хруст под ногами, вдыхает ни на что не похожий запах свежего снега. И говорит себе: «Это - снег. Это - зима».

От ощущения он «поднимается» к восприятию. Надо сказать вот о чем: ощущение не требует от человека никакой активности. Оно «срабатывает» само по себе: даже спящий человек ощутит холод и запах как бы сам проникает в нос. А восприятие активно. Это выражается в словах. Для ощущений мы выбираем слова «видит», «слышит». Для восприятия нужны совершенно другие слова: «смотрит», «всматривается», «рассматривает», «слушает»...

В зависимости от того, какой орган чувств при восприятии работает активнее, перерабатывает больше информации, получает наиболее значимые признаки, свидетельствующие о свойствах воспринимаемого объекта, различают зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное восприятие.

Способность к восприятию активно развивается в профессии. В Древнем Риме, в мозаичной мастерской, мастера могли различать более 20 тысяч оттенков цветов.

Современные специалисты по окраске тканей различают до 60 оттенков черного цвета, хотя для нетренированного глаза они кажутся совершенно одинаковыми.

Сталевар по слабым цветовым оттенкам расплавленной стали определяет ее температуру и количество примесей.

Летчики и автотехники по звуку определяют частоту вращения двигателя. Самые опытные из них свободно отличают 1300 оборотов в минуту от 1340, а нетренированные люди улавливают разницу только между 1300 и 1400 оборотами [17].

Из сказанного можно сделать вывод: на успешность овладения профессией влияют особенности вашего восприятия, его соответствие условиям профессиональной деятельности.

Не менее важную роль в профессиональном самоопределении играет и такой психический процесс как память. Память характеризует способность к запоминанию, сохранению и воспроизведению того, что было в прошлом опыте. Указанные процессы памяти обычно протекают в произвольной и непроизвольной формах.

Если запоминание и удержание информации, а также ее воспроизведение происходят сами по себе, то говорят о наличии непроизвольной памяти. И наоборот, если человек ставит перед собой задачу запомнить какую-нибудь важную для него информацию, то тогда процесс запоминания будет произвольным.

Память способствует накоплению впечатлений об окружающем мире, служит основой приобретения знаний, навыков и умений. Память тесно связана с мышлением и восприятием, поэтому различаются словесно-логическая и наглядно-образная память.

Словесно-логическая память выражается в преимущественном запоминании словесных формулировок, математических и физических формул, символов, теоретических положений.

Наглядно-образная память характеризуется лучшим запоминанием, воспроизведением и сохранением наглядных и чувственных образов: звуков, лиц, природных явлений, оттенков цвета.

Безусловно, каждый человек использует как словесно-логическую, так и наглядно-образную память, но при выборе профессии необходимо учитывать, какая из них более развита. В зависимости от длительности сохранения информации различают кратковременную, долговременную и оперативную память.

Так, оперативная память проявляется в процессе выполнения отдельных операций. Решая какую-либо задачу, ученику приходится удерживать в уме некоторые промежуточные результаты до тех пор, пока она не будет решена. При этом он использует и другие способы, хранящиеся в долговременной памяти. Таким образом, оперативная память - это своего рода «рабочая смесь» долговременной и кратковременной памяти.

В своей деятельности человек опирается на знания, которые содержит его память.

Инженеру постоянно приходится вспоминать формулы, правила расчетов, принципы решения технических задач. Врачу необходимо помнить названия и симптомы болезней, способы их лечения, названия лекарственных препаратов. Следует знать, что профессиональная деятельность предъявляет очень высокие требования к памяти специалиста.

Актер, выступающий на сцене, в отличие от школьника, отвечающего урок, не имеет права запнуться.

Учителю необходимо не только правильно излагать основное содержание материала, но и дополнять его разнообразными научными фактами, почерпнутыми из различных источников.

Вполне понятно, что человек не может одновременно думать о разных вещах и выполнять разнообразные работы. Эта упорядоченность в его деятельности обеспечивается благодаря вниманию. Внимание - это направленность и сосредоточенность психической деятельности человека на объектах, имеющих для личности определенную значимость. Великий педагог К. Д. Ушинский говорил, что внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира [12].

Различают непроизвольное, произвольное и послепроизволъное внимание.

Наверное, легко определить, что такое непроизвольное внимание во время урока, когда все сосредоточенно выполняют задание учителя, а у кого-нибудь с парты падает с грохотом учебник. Как бы старательно ученик ни работал, он обязательно отвлечется на этот грохот: срабатывает механизм непроизвольного внимания. Учебник поднят, все слова сказаны, надо снова возвращаться к выполнению задания.

Иногда, чтобы сделать это, требуется весьма большое усилие воли: начинает действовать произвольное внимание. Но если задание, которое человек выполняет, его заинтересует, напряжение сразу же исчезает и он продолжает работать целенаправленно: включается послепроизволъное внимание [17].

Внимание характеризуется следующими качествами: объемом, концентрацией, устойчивостью, переключением, распределением (схема1) [13].


Схема 1

Объем - количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно

Концентрация - степень сосредоточенности на объекте
Устойчивость - длительное сосредоточение внимания на объекте

Переключение - намеренный перенос внимания с одного объекта на другой
Распределение - возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов
Профессии: машинистка, телеграфист, стенографист, диктор, корректор, бухгалтер, экономист, агроном, оператор и др.
Профессии: микробиолог, часовой мастер, хирург, скульптор, токарь и др.
Профессии: чертежник, художник, фрезеровщик, швея, конструктор и др.
Профессии: воспитатель детского сада, следователь, продавец, водитель, учитель и др.
Профессии:

оператор, педагог, водитель, наладчик и др.


ВА


Очень важное значение для успеха в любой, в том числе и профессиональной деятельности имеет устойчивость и концентрация внимания. Эти качества характеризуют глубину, длительность и интенсивность сосредоточенности на объектах деятельности. Способность к переключению внимания проявляется в быстром переходе от одной деятельности к другой, в переносе внимания с объекта на объект.

Работая за станком, токарь периодически переключает свое внимание с технологической карты и чертежа на обрабатываемую деталь, с механизма управления станком на инструменты и приспособления. Вместе с тем ему необходимо постоянно следить за режимом станка, что требует не только умения, но и навыка рационально распределять свое внимание.

Существует ряд профессий, в которых высокая ответственность за ошибку заставляет специалиста постоянно находиться в состоянии готовности к действиям. Такие профессии, как контролер, диспетчер, слесарь-сборщик, летчик, монтажник радиоаппаратуры, оператор, требуют устойчивости внимания на протяжении всего рабочего дня [12].

Огромное значение в профессиональной деятельности имеет мышление, которое представляет собой особую форму отражения окружающей действительности, устанавливающую связи и отношения между познаваемыми объектами.

Различают три основных вида мышления: предметно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое (схема 2).

Схема 2

Виды мышления
Предметно-действенное

Вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними


Наглядно-образное

Вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы


Словесно-логическое

Вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями

Предметно-действенное - наиболее простая форма мышления, сопутствующая практической деятельности человека. При рубке дров, конвейерной сборке деталей и других подобных работах этот вид мышления проявляется наиболее полно. Он всегда основывается на обобщении опыта и потому способствует формированию более сложных видов мышления: образного и логического.

Представления и образы служат опорой профессиональной деятельности художников, конструкторов и представителей других творческих профессий, так как у них в наибольшей степени развито наглядно-образное мышление.

Словесно-логическое мышление наиболее характерно для математиков, программистов, инженеров, физиков-теоретиков, т.е. для тех, кто выполняет мыслительные операции с различными понятиями. Все виды мышления тесно взаимосвязаны. При возникновении любой проблемной задачи словесные рассуждения всегда опираются на образы. В то же время решение даже самой простой практической задачи требует словесно-логического обобщения. Вот почему так важно при выборе профессии знать особенности своего мышления.

Такое же важное значение для профессиональной деятельности имеет способность личности к выполнению различных мыслительных операций, таких, как сравнение, анализа, синтез, обобщение и абстрагирование (схема 3).

Сочетание данных операций в различных вариантах составляет механизм мышления и воображения. Способность оперировать пространственными представлениями, так необходимая во всех сферах профессиональной деятельности, не обходится без включения большинства перечисленных мысленных операций.

Например, технический дизайнер при создании модели корпуса будущего автомобиля осуществляет мыслительные операции, сравнивает ее с известными образцами, анализирует их с точки зрения аэродинамических и технических характеристик, обобщает, классифицирует и, абстрагируясь от них, создает новый облик [12].



Основные понятия: ощущение, восприятие, виды восприятия: зрительное, слуховое, осязательное; память, виды памяти: непроизвольная, произвольная, словесно-логическая, наглядно-образная, оперативная, кратковременная, долговременная; внимание, виды внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное; качества внимания: объем, концентрация, устойчивость, переключение, распределение; мышление, виды мышления: предметно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое; мыслительные операции: сравнение, анализ, синтез, обобщение и абстрагирование.

Вопросы и задания:



  1. Какова роль внимания в деятельности человека?

  2. Какие свойства внимания вы считаете необходимыми для избираемой вами профессии?

  3. Приведите примеры профессий, предъявляющих повышенные требования к образной или словесной памяти.

  4. В чем проявляются индивидуальные особенности памяти человека в его практической деятельности?

  5. Приведите примеры профессий, предъявляющих повышенные требования к практическому, образному и логическому мышлению.

II. Практическая работа.

• Исследование особенностей распределения внимания методом корректурной пробы (методика Бурдона).



Схема 3



База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница