Ташкенткий государственный Педагогический Универститет по имени Низами Специальность-Логопедия Тема:Психические особенности игровой деятельности детей с нарушениями речи
Сайдолимова Азизахон
206 группа
Игра является деятельностью, которая проявляется в способности и возможности человека преображать реальность. В игре впервые проявляется еще в детском возрасте потребность воздействовать на окружающую среду. Цель исследования: изучить психологические особенности игры. В соответствии с установленной целью были поставлены следующие задачи исследования: 1. Изучить научную литературу по проблеме исследования. 2. Дать определения понятия «игра». 3. Рассмотреть психологические особенности игр. 4. Подобрать методы и методики способные рассмотреть личностные качества человека, такие как внимание, вежливость, ответственность. 5. Провести исследование и обработать результаты. 6. Описать все полученные нами в ходе эксперимента данные и сделать выводы
Детские игры - явление неоднородное. В силу многообразия этих игр оказывается сложным определить исходные основания для их классификации. Так, Ф. Фребель, будучи первым среди педагогов, кто выдвинул положение об игре как особом средстве воспитания, в основу своей классификации положил принцип дифференцированного влияния игр на развитие ума (умственные игры), внешних органов чувств (сенсорные игры), движений (моторные игры). Характеристика видов игр по их педагогическому значению есть и у немецкого психолога К. Гросса.
Игры подвижные, умственные, сенсорные, развивающие волю отнесены им к «играм обычных функций». Вторую группу игр согласно его классификации составляют «игры специальных функций». Они представляют собой упражнения с целью совершенствования инстинктов (семейные игры, игры в охоту, свадьбу и др.).П.Ф. Лесгафт разделил детские игры на две группы: имитационные (подражательные) и подвижные (игры с правилами). Позже Н.К. Крупская назвала игры, разделенные по этому же принципу, немного по-другому: творческие (придуманные самими детьми) и игры с правилами.В последние годы проблема классификации детских игр вновь стала привлекать пристальное внимание ученых. C.JI. Новиковой была разработана и представлена в программе «Истоки» новая классификация детских игр. В ее основу положен принцип инициативы организатора (ребенка или взрослого).
1. Самостоятельные игры (игра-экспериментирование, сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные).2. Игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательной и воспитательной целями (игры обучающие: дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные; досуговые игры: игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные, празднично-карнавальные, театрально-постановочные).3. Игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные), которые могут возникать по инициативе как взрослого, так и более старших детей: традиционные, или народные (исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучающим и досуговым).Еще одну классификацию детским играм дал О.С. Газман. Он выделяет подвижные игры, сюжетно-ролевые игры, компьютерные игры, дидактические игры, игры-путешествия, игры-поручения, игры-предположения, игры-загадки, игры-беседы.На наш взгляд, наиболее развернутой и подробной является классификация игр С.А. Шмакова. За основу он взял человеческую деятельность и выделил следующие виды игр
- экстатические;- экспромтные игры и развлечения;- лечебные игры (игротерапия).2. Интеллектуально-творческие игры:- предметные забавы;- сюжетно-интеллектуальные игры;- дидактические игры (учебно-предметные, обучающие, познавательные);- строительные;- трудовые;- технические;- конструкторские;- электронные;- компьютерные;- игры-автоматы;- игровые методы обучения.3. Социальные игры:
1. Физические и психологические игры и тренинги:- двигательные (спортивные, подвижные, моторные);