Проведение сравнительного анализа работы



страница1/3
Дата17.04.2016
Размер0.69 Mb.
ТипРеферат
  1   2   3
Министерство спорта, туризма и молодежной политики

Российской Федерации

Федеральное агентство по делам молодежи

Международный центр семьи, молодежи и детей


Проведение сравнительного анализа работы


государственных учреждений

органов по делам молодежи на современном этапе

Москва 2010
В материале анализируется деятельность государственных учреждений органов по делам молодежи в современных условиях. Такие учреждения всегда были важнейшими субъектами государственной молодежной политики в России. В условиях мирового финансового и экономического кризиса, повлиявшего на положение молодежи нашей страны, роль данных учреждений значительно возрастает. Они все активнее помогают молодым людям адаптироваться в социальной среде, поддерживают молодежь в различных сферах жизнедеятельности, содействуют реализации молодежных инициатив, предоставляют широкий спектр своих услуг.

В представленном материале делается сравнительный анализ работы учреждений, показывается их роль в поддержке молодежи, выявляются проблемы организации работы в настоящее время, обобщается положительный опыт функционирования и делается прогноз перспектив развития таких учреждений.


Материал подготовлен под общей редакцией А.Д. Плотникова – доктора исторических наук, профессора по заказу Федерального агентства по делам молодежи в рамках мероприятий Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации.

Содержание
Введение………………………………………………………………..
Правовые основы деятельности учреждений, создаваемых

в сфере государственной молодежной политики……………………


Проблемы государственных учреждений органов по делам

молодежи в современных условиях………………………………….


Основные направления и опыт работы государственных

учреждений органов по делам молодежи……………………………


Рекомендации…………………………………………………………
Приложение 1…………………………………………………………

Введение
С появлением государства человеческая жизнедеятельность была разделена на государственную и общественную сферы. Уже с этого момента появилась проблема гармонизации отношений государства и гражданского общества. На протяжении многих веков ученые, политики, общественные деятели, духовные лидеры искали пути оптимизации совместной деятельности органов государственной власти и социальных институтов.

Следует подчеркнуть, что вопрос о взаимоотношении власти и общества был всегда сложным. И легковесный к нему подход оказывался часто причиной социальных конфликтов, приводящих порою к социальным революциям и государственным переворотам. Анализ современной ситуации в мире показывает, что проблемы отношений государства и гражданского общества будут и в перспективе иметь глобальный характер и во многом определять перспективы развития всех стран.

Теоретически государственная власть, оказывая свое воздействие на процесс социального развития, может способствовать деформации гражданского общества. При определенных условиях такая власть способна сковать процесс функционирования его элементов, нарушить устоявшуюся автономию и самостоятельность как индивидов, так и целых социальных групп населения. Чтобы это не происходило, в отношениях государства и гражданского общества важны своеобразные «амортизаторы», «переходные мостики», которые бы способствовали развитию эффективного сотрудничества, диалога между властью и населением. Важнейшая роль в этом вопросе может быть отведена государственным учреждениям, которые могут мобильно реагировать на социальные процессы, быть «внутри них», позитивно влиять на развитие ситуации, стремиться к гармонизации отношений государства и гражданского общества, оказывать помощь конкретным людям, предоставлять определенные услуги как в интересах общества, так и институтов власти. Являясь важным субъектом многих направлений политики, государственные учреждения все активнее становятся своеобразным промежуточным звеном в отношениях государства и гражданского общества. В уставе Государственного бюджетного учреждения Новосибирской области «Дом молодежи» не случайно подчеркивается, что учреждение образовано в целях создания условий становления гражданского общества, воспитания активной жизненной позиции молодежи, а так же реализации молодежной политики с позиции общечеловеческих ценностей, экономического и культурного прогресса, мира, демократии, гуманизма и свободы.

Рассматривая государственную молодежную политику в Российской Федерации, подчеркнем: процесс осуществления такой политики характеризуется участием в нем различных субъектов государственной и общественной направленности. Но важно учитывать, что соотношение «государственного» и «общественного» должно быть оптимально гармоничным. Только в этом случае государственная молодежная политика будет эффективной: она станет поддерживаться молодым поколением России, и в такой политике будет участвовать большое количество молодежи.

Современная ситуация требует активизации деятельности субъектов «государственного характера» в лице государственных учреждений органов по делам молодежи. Создаваемые в интересах молодого поколения, они всегда были важнейшими компонентами государственной молодежной политики в России. В условиях мирового финансового и экономического кризиса, негативно сказавшегося на положении всего населения страны, в том числе молодежи, роль данных учреждений значительно возрастает. Они начинают все активнее помогать молодым людям в социальной адаптации, поддерживать молодежь в различных сферах ее жизнедеятельности, содействовать реализации молодежных инициатив, предоставлять широкий спектр своих услуг. Например, только одно Государственное учреждение «Молодежный центр Республики Бурятия» охватывает своей деятельностью свыше 141 тысячи молодых людей – фактически половину всей молодежи, проживающей в данном субъекте Российской Федерации.

Российское общество, молодое поколение, органы по делам молодежи все больше осознают значимость государственных учреждений, которые функционируют в сфере государственной молодежной политики. Особая роль при этом отводится учреждениям, которые непосредственно участвуют в социальном обслуживании молодежи, в реализации Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации.

Государственные учреждения в молодежной сфере начали активно создаваться в начале 1990-х годов, когда произошел всплеск демократизации в российском обществе. Именно в это время родилось большое количество молодежных общественных организаций. И, пожалуй, баланс «государственного» и «общественного» в молодежной политике в этом смысле был сравнительно уравновешен. Такое «равновесие» продолжалось почти десятилетие.

В середине 2000-х годов государство под предлогом экономии бюджетных средств не стало продлевать финансирование Федеральной целевой программы «Молодежь России». Были соответственно ликвидированы почти все государственные учреждения федерального уровня, действовавшие в сфере молодежной политики. Это «эхом» отозвалось в субъектах Российской Федерации. В них также стали закрываться государственные учреждения, а органы по делам молодежи в силу слабости не могли отстоять свое «детище», так как сами активно поглощались другими ведомствами, шли на поводу господствовавших «антимолодежных» идей.

Сегодня чаши «весов» государственно-общественной молодежной политики находятся в том же уравновешенном состоянии, только такие чаши уменьшились в несколько раз: мало осталось государственных учреждений и числится много молодежных общественных организаций, не имеющих «ни кола, ни двора», не решающих проблемы широкого круга молодежи.

Как видится, настало время переосмысления ситуации в государственной молодежной политике: содействия со стороны государства созданию солидных молодежных общественных организаций и возрождению системы государственных учреждений, создаваемых в сфере государственной молодежной политики, с оптимальной материально-технической базой, достаточным финансированием и компетентным кадровым потенциалом.



Правовые основы деятельности учреждений, создаваемых

в сфере государственной молодежной политики

Учреждения социального обслуживания молодежи стали создаваться на заре формирования в России государственной молодежной политики. Образование таких учреждений шло как параллельно, так и в тесной взаимосвязи с формированием в субъектах Российской Федерации органов по делам молодежи. Уже в 1991-1992 годах можно было зафиксировать процесс создания учреждений социального обслуживания молодого поколения.

Конечно, такие учреждения могли действовать эффективно и полностью легитимно только в том случае, если бы была создана нормативная и правовая база их деятельности. На первых порах Комитет Российской Федерации по делам молодежи разработал в соответствии с действующим законодательством систему конкурсного отбора учреждений социального обслуживания молодого поколения, которая предоставляла статус опорно-экспериментального центра по работе с молодежью.

Архивные документы свидетельствуют о том, что на первых порах в результате проведенного конкурса было определено 11 лучших центров, которые и стали опорно-экспериментальными центрами. В дальнейшем такого рода конкурсы проводились ежегодно. В связи с частичной федеральной финансовой поддержкой некоторые центры заметно активизировали свою деятельность и становились обладателями статуса опорно-экспериментального центра в течение 8-10 лет. Среди них были: Муниципальное учреждение реабилитационный центр "Зазеркалье" (г. Сургут), Краевой молодежный социальный медико-педагогический центр (г. Хабаровск), СМК "Свет" (г. Волжский, Волгоградская область), Центр социально-психологической помощи детям, подросткам и молодежи (г. Киров), ГУ "Областной центр социально-психологической адаптации и реабилитации молодежи "Социум плюс" (г. Пермь), Городской центр социально-психологической поддержки "Родник" (г. Новосибирск), Центр социального здоровья детства, юношества и семьи (г. Кострома) и другие1.

Государственные учреждения органов по делам молодежи стали еще более активно создаваться и работать благодаря принятому Федеральному закону «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 N 195-ФЗ. Цель создания новых учреждений исходила из необходимости осуществления мер социальной поддержки, оказания социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, оздоровительных, образовательных, социально-правовых услуг и материальной помощи, содействия социально-психологической адаптации и социальной реабилитации молодых граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, обеспечения их занятости и создания условий для удовлетворения общественных потребностей, физического, духовного и нравственного развития молодежи.

После принятия соответствующих нормативных правовых актов, Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" и Федерального закона от 24 июня 1999 № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" инфраструктура учреждений по делам молодежи получила дополнительный стимул к развитию.

В Федеральном законе от 24 июня 1999 № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" определяются функции и назначение органов по делам молодежи и их учреждений, дается перечень учреждений органов по делам молодежи, развивающихся в Российской Федерации.

В законе определена следующая типология учреждений: социально -реабилитационные центры для подростков и молодежи, центры социально -психологической помощи молодежи, центры профессиональной ориентации и трудоустройства молодежи, молодежные клубы и иные учреждения органов по делам молодежи в соответствии с уставами указанных учреждений или положениями о них.

За десятилетие с момента создания первых учреждений социального обслуживания молодого поколения на их базе были апробированы действительно уникальные методики работы с различными социальными группами молодежи, накоплен банк опыта работы, создано большое количество методической и исследовательской литературы. Формы и методы работы с молодежью действительно отражали ее потребности и были созвучно со временем. И здесь целесообразно отметить, что ряд Европейских стран признали разработанные в центрах методики в качестве инновационных и использовали в работе с молодым поколением зарубежья.

Некоторые формы и методы работы активно применяются государственными учреждениями органов по делам молодежи в современных условиях. Важно сохранить накопленный опыт с целью его обогащения и применения в новых условиях развития российского общества.

Спустя целое десятилетие, благодаря поддержке деятельности учреждений органов по делам молодежи можно было говорить о создании некоторой системы учреждений социального обслуживания молодежи. Скажем, во Всероссийском конкурсе программ 2002 года уже 51 учреждению социального обслуживания молодежи был присвоен статус экспериментального центра.

Конечно, в организации системы учреждений социального обслуживания молодежи, создании нормативной базы их деятельности, а также в работе данных учреждений было еще много недостатков. Среди них можно отметить:

-слабое научно-методическое обеспечение деятельности учреждений со стороны федерального центра;

-отсутствие эффективной законодательной, нормативной и правовой базы деятельности государственных учреждений органов по делам молодежи;

-осуществление работы большинства учреждений в рамках своего региона;

-отсутствие взаимодействия между экспериментальными центрами и учреждениями социального обслуживания молодежи на межрегиональном уровне;

-неравномерное распределение экспериментальных центров по Российской Федерации.

Однако следует подчеркнуть, что, не смотря на недостатки в организации деятельности государственных учреждений органов по делам молодежи, в целом их работа была масштабной и число учреждений постоянно росло. На 10 октября 2002 года по поступившей из 55 субъектов Российской Федерации информации, было зафиксировано 1326 учреждений социального обслуживания молодежи, подведомственных органам по делам молодежи субъектов Российской Федерации. Такие учреждения работали в 414 городах и районах Российской Федерации2.

В начале 2000-х годов Российское государство стремилось поддержать деятельность учреждений органов по делам молодежи. 30 сентября 2002 года Минобразование России подготовило Инструктивное письмо (именно в составе этого Министерства находилась «головная структура» в сфере молодежной политики - Департамент по молодежной политике) «О создании (функционировании) учреждений социального обслуживания молодежи органов по делам молодежи».

Данный документ был рассчитан на создание, развитие и совершенствование работы учреждений социального обслуживания молодежи в субъектах Российской Федерации. Он позволял сориентировать деятельность учреждений на базовые показатели, определяющие развитие социальной работы в целом.

К инструктивному письму прилагались Методические рекомендации, адресованные руководителям органов по делам молодежи субъектов Российской Федерации. Данные рекомендации были разработаны в соответствии с направлением «Формирование и развитие системы социальных служб и клубов для молодежи. Комплексные меры по укреплению молодой семьи» Федеральной целевой программы «Молодежь России (2001-2005 годы)».

Учреждения органов по делам молодежи могли строить свою работу, ведя операции по исполнению расходов федерального и других бюджетов, а также получая доход от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности. В целях обеспечения эффективной уставной деятельности учреждения укомплектовывались специалистами, имеющими профессиональное образование, которое соответствовало требованиям и характеру выполняемой работы в области социального обслуживания. При этом, как указывалось в выше упомянутых Методических рекомендациях, специалисты должны иметь склонность по своим личным качествам к оказанию социальных услуг.

Государство обращало особое внимание на то, чтобы учреждения строили свою работу на межведомственной основе и сотрудничали с различными органами федеральной исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. В рекомендациях Минобразования России подчеркивалось, что координацию и контроль за деятельностью учреждений социального обслуживания молодежи должны осуществлять органы по делам молодежи.

Важным вопросом, затрагивающим деятельность учреждения органа по делам молодежи субъекта Российской Федерации, является привлечение финансовых средств для проведения мероприятий, направленных на достижение целей государственной молодежной политики и уставных задач. В указанном документе еще раз обращалось внимание на возможность привлечения дополнительных внебюджетных источников финансирования. К ним относятся средства, поступающие от целевых социальных фондов, кредиты банков и средства других кредиторов, доходы от предпринимательской деятельности, ценных бумаг, средства, поступившие в качестве платы за социальные услуги, благотоворительные взносы, а также другие источники, не запрещенные законами.

Важной составляющей рассматриваемого документа Минобразования России было Приложение к методическим рекомендациям по вопросам создания (функционирования) учреждений социального обслуживания молодёжи органов по делам молодёжи о примерном перечне учреждений социального обслуживания. Обращалось внимание на то, что примерными видами учреждений социального обслуживания органов по делам молодежи могут быть:

-комплексный центр социального обслуживания молодежи;

-центр социально-психологической помощи молодежи;

-социальная служба для молодежи;

-социальный центр молодежи;

-центр социальной поддержки молодежи;

-центр экстренной психологической помощи молодежи по телефону;

-молодежный центр планирования семьи;

-центр правовой помощи молодежи;

-центр информации для молодежи;

-подростково-молодежный клуб;

-комплекс социально-досуговых центров детей и молодежи;

-клуб для детей, подростков и молодежи;

-центр по работе с детьми, подростками и молодежью;

-молодежный центр;

-оздоровительно-образовательное учреждение;

-молодежная биржа труда;

-центр по профориентации и трудоустройству молодежи;

-молодежный бизнес-инкубатор;

-центр молодежного предпринимательства;

-агентство сезонной занятости и информационного обеспечения молодежи;

-центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи;

-центр развития физической культуры детей и молодежи;

-иные учреждения, предоставляющие социальные услуги.

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному
Собранию Российской Федерации 16 мая 2004 г. особо отмечалось, что в современных условиях России резко возрастает социальная нагрузка на молодежь. Это определяется и демографической ситуацией и вызовами современности. Необходимо на государственном и региональном уровнях создавать условия для самореализации молодежи и стимулы для включения молодых в общественные процессы.

От решения таких задач не могли оставаться в стороне учреждения органов по делам молодежи, хотя количественный рост таких учреждений в это время сравнительно замедлился. Анализ регионального анкетирования, проведенный к январю 2005 года, показал, что в субъектах Российской Федерации функционировало более 2000 учреждений органов по делам молодежи и 1650 подростково-молодежных клубов (центров).

Развитие системы региональных и муниципальных учреждений органов по делам молодежи требовало соответствующего закрепления на уровне федерального законодательства. В целях поддержки деятельности системы подведомственных учреждений органам по делам молодежи необходим был ряд нормативных актов, которые могли бы юридически закрепить статус указанных учреждений.

В соответствии с п.З ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определялись законами и иными правовыми актами.

Согласно Федеральному закону от 24 июня 1999 № 120 ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних учреждения органов по делам молодежи осуществляли свою деятельность в соответствии с уставами учреждений или положениями о них. В данном Федеральном законе, к сожалению, не указывался уровень нормативного правового акта и орган власти (Российской Федерации или субъекта Российской Федерации), который утверждает положение об учреждениях органов по делам молодежи. Но в соответствии с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, орган власти, который вправе утверждать положение об учреждениях органов по делам молодежи, не обязательно должен быть федеральным.

Исходя из вышеизложенного, Департамент государственной молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России направил в 2005 году проект положения об учреждениях органов по делам молодежи для возможного использования данного нормативного документа на региональном уровне. Документ был подготовлен в целях обеспечения социально-правовой защищенности подростков и молодежи, целенаправленной социально-досуговой работы с подростками и молодежью по месту жительства, профилактики правонарушений, наркомании среди подростков и молодежи, а также для упорядочения деятельности и развития учреждений органов по делам молодежи

Примерное положение об учреждениях органов по
делам молодежи было рассчитано на регулирование деятельности
социально-реабилитационных центров для подростков и молодежи,
центров социально-психологической помощи молодежи, центров
профессиональной ориентации и трудоустройства молодежи, молодежных клубов, физкультурно-оздоровительных и спортивных клубов, лагерей (баз, центров, комплексов) отдыха и оздоровления подростков и молодежи, творческих центров, молодежных информационных центров, специализированных служб по вопросам поддержки и развития молодежного предпринимательства, центров поддержки молодежных и детских общественных объединений, молодежных инициатив, а также иных учреждений, создаваемых органами по делам молодежи.

На основе примерного Положения учреждения органов по делам молодежи должны были разрабатывать свои уставы, положения, которые утверждались в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно примерного Положения, Учреждения в соответствии со своими целями и задачами
должны осуществлять следующие функции:

-участвовать в реализации федеральных и межрегиональных целевых программ по осуществлению государственной молодежной политики в Российской Федерации, региональных и местных программ, направленных на решение вопросов образования, занятости, жилищного обеспечения, социального обслуживания, информационного обеспечения, организации отдыха и оздоровления, занятости и предпринимательства, профилактики наркомании и правонарушений среди подростков и молодежи, детской безнадзорности, духовного, физического и гражданско-патриотического воспитания подростков и молодежи, развивать творчество и предпринимательство, поддерживать деятельность и развитие детских и молодежных общественных объединений, молодежного самоуправления, а также решать другие вопросы, затрагивающие интересы подростков и молодежи;

-принимать участие в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, в том числе путем организации их досуга и занятости, осуществления информационно-просветительских и иных мер;

-разрабатывать и реализовывать в пределах своей компетенции программы социальной реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, и защиты их социально-правовых интересов:

-бесплатно предоставлять социальные, правовые и иные услуги подросткам и молодежи, в том числе попавшим в трудную жизненную ситуацию и нуждающимся в помощи общества и государства, детским и молодежным общественным объединениям;

-участвовать в формировании правовой культуры подростков и молодежи, воспитании их правосознания и профилактики правонарушений;

-осуществлять работу по профессиональной ориентации подростков и молодежи, содействовать их занятости, получению профессионального образования;

-организовывать физкультурно-оздоровительную работу, отдых и досуг подростков и молодежи с учетом современных тенденций развития социально-клубной работы по месту жительства, с целью профилактики негативных явлений, подростковой и молодежной преступности;

-взаимодействовать в области реализации молодежной политики с другими учреждениями и организациями, детскими и молодежными общественными объединениями, в том числе международными организациями.

Конечно, проходит время, и государственные учреждения органов по делам молодежи, исходя из накопленного опыта работы, частично, а порою и существенно трансформируются. Жизнь заставляет их оказывать платные услуги молодым людям, которые могут пользоваться такими услугами. Проводя в 2010 году по заказу Федерального агентства по делам молодежи анализ деятельности государственных учреждений, Международный центр семьи, молодежи и детей выявил, что ряд данных учреждений частично занимаются и фандрайзингом, и предпринимательской деятельностью в целях более эффективного выполнения уставных задач.

Сегодня к государственной системе социального обслуживания молодежи могут относиться государственные предприятия и учреждения социального обслуживания, являющиеся федеральной собственностью и находящиеся в ведении органов по делам молодежи, и государственные предприятия и учреждения социального обслуживания, являющиеся собственностью субъектов Российской Федерации и находящиеся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Что касается муниципальных учреждений, то они находятся в ведении органов местного самоуправления и действуют в соответствии с их компетенцией.

Необходимо подчеркнуть, что учреждения органов по делам молодежи субъектов Российской Федерации функционируют на основании положений статей 51, 52 и 54 Гражданского кодекса Российской Федерации. Являясь юридическими лицами, они осуществляют свою деятельность в соответствии с уставом, утвержденным учредителем. При этом структура и штатные нормативы государственного учреждения органа по делам молодежи устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Учреждение органа по делам молодежи осуществляет свою деятельность на основании и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов

Российской Федерации, актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и ее субъектов, общепризнанными принципами и нормами права, действующими на территории России.

Важно подчеркнуть, что координацию и контроль за деятельностью учреждений на территории Российской Федерации осуществляют органы по делам молодежи субъектов Российской Федерации.

Учреждения органов по делам молодежи направляют свои усилия исключительно на самореализацию молодого поколения. В этой связи они призваны сотрудничать с образовательными учреждениями, учреждениями здравоохранения, социального обеспечения, научно - исследовательскими организациями, средствами массовой информации, специалистами, работающими с детьми, подростками и различными возрастными группами молодежи, общественными и иными объединениями, другими организациями независимо от их организационно-правовой формы, а также взаимодействовать с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем в современных условиях целесообразно на основе анализа программ государственных учреждений органов по делам молодежи определить базовые федеральные центры по развитию основных направлений деятельности учреждений социального обслуживания молодого поколения, чтобы распространять опыт их работы на территории как минимум федерального округа. На это направлено проведение очередного Всероссийского конкурса учреждений органов по делам молодежи (очный этап – октябрь 2009 года в г. Красноярске).



Каталог: np-includes -> upload -> 2010
2010 -> Программа исследования
upload -> Программа развития на 2014 2017 годы
2010 -> Федеральное государственное научное учреждение
upload -> Программа развития 2014-2017 годы «Сохранить и преумножить!»
upload -> Наименование учреждения здравоохранения Место нахождения учреждения здравоохранения
2010 -> Методические рекомендации по созданию и организации работы молодежных волонтерских формирований по противодействию злоупотреблению пав, пропаганде здорового образа жизни в подростковой и молодежной среде


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница