Пространство мотивационных объектов как средство оценки трудовой мотивации



Скачать 131.95 Kb.
Дата17.04.2016
Размер131.95 Kb.
ПРОСТРАНСТВО мотивационных объектов

как СРЕДСТВО ОЦЕНКИ трудовой мотивации

Е.А. Стрижова1, А.Н. Гусев2
1Москва, факультет психологии Государственного университета - Высшая Школы экономики

2Москва, кафедра психологии личности факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Проблема.

Трудовая деятельность в отечественной психологии рассматривается как один из основных видов деятельности наряду с игровой и учебной. Содержательное изучение причин поведения человека в трудовой деятельности и прогнозирование его изменения требует обращения к категории мотивации и решения задачи по ее диагностике.

Среди широко используемых русскоязычных методик диагностики мотивации, крайне малую долю составляют инструменты, направленные на оценку трудовой мотивации. Среди них можно отметить: «Тест индивидуальной мотивации», разработанный лабораторией «Гуманитарные технологии» (www.ht.ru); методику изучения трудовой мотивации И.Г. Кокуриной [Кокурина, 1990]; опросник мотивации труда Е. А. Куприянова [Куприянов, 2007]. При этом достаточно часто для диагностики мотивации трудовой деятельности используются методики, направленные на оценку общих мотивов личности [Куприянов, 2007]. Таким образом, область диагностики трудовой мотивации остается изученной и поэтому требует дополнительной разработки.

В этой связи нами была поставлена задача создания новой методики диагностики трудовой мотивации. В ее решении мы опирались на теоретические подходы к мотивации К. Левина, А. Н. Леонтьева, Ж. Нюттена, а также на необходимость исключения применения традиционных процедур оценивания, как правило, использующих прямые оценки испытуемых.

Традиционно для диагностики мотивации используются как прямые, так и косвенные методы диагностики. В основе прямых методов лежит принцип непосредственной оценки представлений человека о причинах или особенностях его поведения, т.е. когнитивная репрезентация опыта. Основным недостатком этих методов является то, что они позволяют судить скорее о «кажущихся», чем о реально действующих мотивах деятельности [Бодалев, Столин, Аванесов, 2000].

Косвенные методы (например, проективные, психосемантические методы, методы оценки через личностный смысл, через искажение объекта перцепции, через реакции на юмор и др.) обладают рядом существенных преимуществ, поскольку позволяют минимизировать социальную желательность, исключить рефлексию мотивационных образований благодаря неочевидности для респондента целей процедуры диагностики. Вместе с тем, в качестве недостатков этих методов указывают сложность их валидизации, низкую надежность, отсутствие нормативных данных, влияние интерпретации исследователя на результат диагностики [Бодалев, Столин, Аванесов, 2000].

Подчеркнем, что специфика диагностики мотивации (в том числе и трудовой) связана с ее осознаваемыми и неосознаваемыми компонентами, а также с наличием базисных (диспозиционных) и динамических (ситуационных) образований [Бодалев, Столин, Аванесов, 2000; Иванников, 2006, 2010].

Таким образом, при разработке новых диагностических процедур необходимо прийти к балансу прямого и косвенного методов оценки, учитывая осознаваемый и неосознаваемый компоненты мотивации, разделяя базисные и ситуационные образования и процессы.



Принципы разработки методики диагностики мотивации трудовой деятельности.

Нами была предпринята попытка разработки и апробации нового методического средства для диагностики трудовой мотивации. Суть диагностической процедуры состояла в сравнительной оценке мотивационных объектов в графическом пространстве оценочных шкал.

Под мотивационными объектами (термин введен Ж. Нюттеном) мы понимаем объекты, которые побуждают субъекта к трудовой деятельности как конкретные проявления его различных потребностей [Нюттен, 2004]. В этом принципиальном понимании мотива деятельности идеи Ж. Нюттена созвучны идеям К. Левина и А. Н. Леонтьева [Левин, 2001; Леонтьев, 2005].

Набор мотивационных объектов (например, «статус», «уважение коллег», «отпуск», «деньги» и пр.) и оценочных шкал («важность», «вероятность успеха», «прогресс», «трудность», «причина: внешняя/внутренняя», «усилие») были выделены нами эмпирически (см. ниже).

Для числовой оценки субъективных различий между мотивационными объектами мы использовали Евклидовы расстояния между ними в многомерном пространстве 6-ти оценочных шкал. Для получения итоговых оценок трудовой мотивации проводился многомерный регрессионный анализ, где зависимыми переменными выступили 47 шкал трудовой мотивации, взятых нами из стандартных психодиагностических методик, а независимыми – указанные выше Евклидовы расстояния.

Таким образом, с помощью прямого эмпирического сравнения мотивационных объектов осуществляется оценка различий между ними, а затем уже косвенным путем, с помощью регрессионного анализа, рассчитываются шкальные значения трудовой мотивации.

Далее мы приводим результаты пилотажного исследования, составившего первый шаг в разработке методики.
Методика

Испытуемые. Основную выборку испытуемых составили 120 менеджеров – сотрудников компаний малого, среднего и крупного бизнеса, выполняющих по роду должностных обязанностей управленческие функции. Выборку экспертов исследования составили эксперты-психологи (8 человек). Из них 3 человека работали на момент проведения исследования в качестве менеджеров (HR-директора), 5 человека специализировались в области организационной психологии.

Процедура исследования включала 7 этапов, среди которых были этапы анализа и отбора диагностических методик, этапы непосредственной диагностики испытуемых, а также этапы математической обработки данных.

На подготовительном этапе производился отбор методик диагностики трудовой мотивации таким образом, чтобы удалось охватить в исследовании максимально широкий спектр диагностируемых факторов. Были выбраны 7 тестовых методик диагностики мотивации: 1. ВДА (власть - достижение – аффилиация) А. Мехрабиана (в адаптации С.А. Шапкина), 2. Методика «Мотивационный профиль» Ш. Ричи и П. Мартина в адаптации Е.А. Климова 3.ТИМ – тест индивидуальной мотивации (разработка лаборатории «Гуманитарные технологии»), 4. Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса, 5. Методика для оценки мотивации к избеганию неудач - самозащите Т. Элерса, 6. Методика трудовой мотивации – ТМ-2 (И.Г. Кокурина, модификация С.А. Шапкина), 7. Методика диагностики самооценки мотивации одобрения (Шкала лжи) Д. Марлоу и Д. Крауна. Также в батарею была включена полупроективная методика «Метод Мотивационной индукции» (ММИ) Ж. Нюттена, направленная на выявление мотивационных объектов испытуемых.

Вместе с тем, было необходимо получить оценочные шкалы, позволяющие сравнивать между собой мотивационные объекты. Для этого мы использовали шкалы из методики «Пакет оценки личностных стремлений» Р. Эммонса [Эммонс, 2004].



Далее, на втором этапе, по методикам составленной батареи производился сбор данных о мотивации менеджеров. После чего производилась обработка результатов диагностики.

Результаты заполнения методики ММИ представляли собой окончания предложений (мотивационных индукторов), каждое из которых являлось мотивационным объектом испытуемого – всего 4800 шт. Для того, чтобы работать с полученными данными был произведен отбор мотивационных объектов, встречающихся не менее, чем у 75% респондентов. В результате такого отбора было получено 27 мотивационных объектов.



В результате обработки заполненных бланков тестовых методик были получены количественные данные, собранные в единую матрицу смешения размерностью 120х47.

На третьем этапе производилась экспертная оценка, целью которой было снижение размерности пространства оценочных шкал, предложенных Р. Эммонсом. В задачу экспертов входила оценка 27 полученных выше мотивационных объектов по 17 шкалам Р. Эммонса. По итогам оценки были получены восемь матриц размерностью 27х17. Далее осуществлялось поэлементное усреднение полученных экспертных матриц, после чего производился факторный анализ усредненной экспертной матрицы (метод главных компонент, вращение - Облимин). В результате пространство оценочных шкал Р. Эммонса было сокращено с 17 до 6 шкал (факторов): «Важность», «Вероятность успеха», «Усилие», «Прогресс», «Трудность», «Причина: внешняя/внутренняя».

На четвертом этапе проводился регрессионный анализ (метод – шаговый отбор) матрицы, составленной из транспонированной матрицы усредненных экспертных оценок (17х27) и матрицы факторных нагрузок (17х6), полученной в результате факторизации усредненной экспертной матрицы. Целью проведения регрессионного анализа было снижение количества мотивационных объектов за счет исключения тех из них, которые не могут быть описаны при помощи используемых 6-ти оценочных шкал. Были построены линейные уравнения множественной регрессии (6 шкал – независимые переменные, 27 мотивационных объектов – зависимые переменные), после чего были исключены те объекты, которые не вошли в эти уравнения. Таким образом, было произведено снижение количества мотивационных объектов с 27 до 16: «стабильность, уверенность в завтрашнем дне»; «карьерный рост»; «статус»; «интересная работа, где я могу максимально реализовать себя»; «быть полезным людям»; «результат работы»; «увольнение»; «избежать конфликтных ситуаций»; «организация и оптимизация работы»; «благополучие семьи»; «отпуск»; «признание моих заслуг»; «удовольствие, вдохновение от работы»; «профессиональное и личное развитие»; «уважение коллег» и «деньги».

На пятом этапе была разработана процедура новой методики, которая заключалась в сравнении друг с другом мотивационных объектов при помощи расположения их в пространстве пар оценочных шкал (пример бланка см. рис.1). В методику вошли:

  • инструкция, в которой для испытуемого описан алгоритм расположения в системе координат друг относительно друга 16-ти мотивационных объектов (для того, чтобы расположить объект необходимо поставить точку в системе координат) в порядке убывания значимости (т.е. начиная с самого значимого);

  • три бланка, на каждом из которых расположена система координат, образованная двумя оценочными шкалами (названных для испытуемого оценочными параметрами), описание обеих шкал (стандартные инструкции Р. Эммонса), список из 16 мотивационных объектов (названных для испытуемого целями), таким образом, 6 оценочных шкал были сгруппированы по 2;

  • дополнительный четвертый бланк, на котором расположен экспериментальный объект «Деньги (повышение зарплаты, премия, зарплата, денежный доход и пр.)» и инструкция расположить данный объект на трех предыдущих бланках относительно уже расположенных объектов.


Рис. 1. Пример тестового бланка, заполненного испытуемым.


На шестом этапе бланк разработанной методики раздавался в печатном виде 30-ти испытуемым из основной выборки. По итогам работы испытуемых проводился расчет расстояний между мотивационными объектами в 6-мерном пространстве. В среднем, время, затрачиваемое испытуемыми на заполнение бланков новой методики, не превышало 25 минут.

На седьмом этапе проводился регрессионный анализ, целью которого было показать принципиальную возможность оценки трудовой мотивации через расстояния между мотивационными объектами в пространстве оценочных шкал. Учитывая необходимость использования гораздо большей выборки испытуемых для получения базисных факторов мотивации, выделенных нами на основе шкал 7 широко используемых методик диагностики мотивации (см. выше), на этапе пилотажного исследования нами было принято решение использовать вместо этих факторов сами шкалы.

С этой целью были взяты данные 7 тестовых методик диагностики мотивации, полученные по 30-ти испытуемым, и получена матрица размерностью 30х167, составленная из матрицы, содержащей данные по мотивационным методикам размерностью 30х47 (30 испытуемых и 47 шкал), и матрицей, содержащей расстояния между мотивационными объектами в пространстве 6 оценочных шкал размерностью 30х120 (30 испытуемых и 120 расстояний между 16 мотивационными объектами1).

На данном этапе были получены 47 линейных регрессий (метод – шаговый отбор): зависимыми переменными выступили по очереди 47 шкал 7-ми стандартных методик диагностики мотивации, независимыми – 120 переменных, содержащих Евклидовы расстояния между мотивационными объектами. По итогам обработки были получены модели, статистически достоверно (F-критерий, р<0,05) описывающие 45 стандартных шкал диагностики мотивации. Примеры регрессионных моделей представлены в таблице 1.

Таким образом, в результате нашего пилотажного исследования была показана принципиальная возможность оценки трудовой мотивации через субъективные различия между мотивационными объектами в пространстве оценочных шкал, а также эмпирически были получены сами мотивы трудовой деятельности и шкалы для их оценки. На основании полученных данных представляется возможной дальнейшая работа, направленная на получение базисных факторов мотивации, апробацию нового методического средства, исследование его психометрических характеристик.

Таблица 1. Пример результатов регрессионного анализа.

Зависимая переменная регрессии

(шкала стандартной методики)



R 2


Дисперсионный анализ

Коэффициенты уравнения регрессии

Сумма квадратов

F-критерий; значимость F- критерия

Константа и включенные переменные (расстояния между мотивационными объектами)

Коэффи-циент

Мотивация одобрения

(Методика Д. Марлоу – Д. Крауна)

0,72

Регрессия:

102,96

F=5,135

Знач.=0,04



Константа:

2,070

Остаток:

40,04

Увольнение - Деньги (повышение з/п, премия, денежный доход и пр.)

0,044

Итого:

143,0

Результат работы -Уважение коллег

0,043

Избежать конфликтных ситуаций – Профессиональное и личное развитие

-0,026

Мотив достижения.

(методика ВДА А. Мехрабиана, адаптация С.А. Шапкина)

0,97

Регрессия:

112,03

F=49,35

Знач.=0,0



Константа:

13,05

Остаток:

3,405

Быть полезным людям – Избежать конфликтных ситуаций

-0,093

Итого:

115,44

Стабильность, уверенность в завтрашнем дне - Карьерный рост

-0,050

Организация и оптимизация работы - Признание моих заслуг

0,038

Быть полезным людям - Деньги (повышение з/п, премия, денежный доход и пр.)

0,019

Интересная работа, где я могу максимально реализовать себя - Избежать конфликтных ситуаций

0,017

Результат работы - Профессиональное и личное развитие

-0,011

Мотив аффилиации.

(методика ВДА А. Мехрабиана, адаптация С.А. Шапкина)

0,972

Регрессия:

42,528

F=69,608

Знач.=0,000



Константа:

-3,46

Остаток:

1,222

Избежать конфликтных ситуаций - Деньги (повышение з/п, премия, денежный доход и пр.)

0,031

Итого:

43,750

Признание моих заслуг - Деньги (повышение з/п, премия, денежный доход и пр.)

0,017

Быть полезным людям - Уважение коллег

0,036

Быть полезным людям - Избежать конфликтных ситуаций

-0,026

Организация и оптимизация работы - Уважение коллег

0,014

Мотив лидерства.

(методика ВДА А. Мехрабиана, адаптация С.А. Шапкина)

0,96

Регрессия:

43,097

F=33,979

Знач.=0,000



Константа:

9,446

Остаток:

1,903

Карьерный рост - Интересная работа, где я могу максимально реализовать себя

-0,025

Итого:

45,000

Результат работы - Организация и оптимизация работы

0,025

Благополучие семьи - Отпуск

-0,042

Увольнение - Признание моих заслуг

-0,044

Результат работы - Увольнение

0,021

Статус - Уважение коллег

0,024

Список литературы



  1. Бодалев А.А., Столин В.В., Аванесов В.С. Общая психодиагностика.- СПб.: Изд-во «Речь», 2000. - 440 с.

  2. Иванников В.А. Введение в психологию: Курс лекций. 2-е изд. — М.: АСОУ, 2006. — 156 с.

  3. Иванников В.А. Мотивационная сфера личности: Курс лекций. – М.: АСОУ, 2008. – 112 с.

  4. Кокурина И.Г. Методика изучения трудовой мотивации: уч-мет. пособие.- М.: Изд-во МГУ, 1990.

  5. Куприянов Е.А. Взаимосвязь личностных конструктов и профессиональной мотивации у специалистов в области информационных технологий: автореф. дис.канд. … психол.н./МГУ – М.: МГУ, 2007. – 25с.

  6. Левин К. Динамическая психология. – М.: Смысл, 2001. – 527 с.

  7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2004. - 352 с.

  8. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / Под ред. Д. А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2004. - 608 с.

1 При сравнении между собой 16 мотивационных объектов получается 120 различных Евклидовых расстояний: (256-16)/2=120.




Каталог: media -> publications -> articles
articles -> Манипуляция и ее функции
articles -> О социокультурных основаниях типов рациональности
articles -> Постнеклассическая методология в клинической психологии: научная школа л. С. Выготского а. Р. Лурии
articles -> Программа конференц-зал Палеонтологического института ран 25 января 2010 г
articles -> Предмет, которого нет в школе
articles -> Г. А. Глотова, Е. С. Набойченко Формирующее пространство личности с атипичными особенностями внешности
articles -> Г. А. Глотова, И. В. Неуймина, О. С. Андрущенко
articles -> Г. А. Глотова, Е. С. Набойченко
articles -> Г. А. Глотова, О. С. Чаликова


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница