В дошкольных учреждениях детей можно обучать элементарным движениям синхронного плавания и игры в водное поло, В дошкольных учреждениях проводятся водные спортивные праздники и досуги.
Простейший туризм
Экскурсии и прогулки за пределы дошкольного учреждения осуществляются с детьми регулярно начиная с первой младшей группы, с учетом их возрастных особенностей и возможностей, состояния здоровья, места расположения дошкольного учреждения. Наиболее благоприятным сезоном для проведения длительных прогулок является лето. Прогулки позволяют познакомить детей с различными детскими и физкультурными учреждениями, находящимися около дошкольного учреждения (рис. 22).
В старшем дошкольном возрасте дети обладают уже довольно большим двигательным опытом, что позволяет проводить простейшие туристические походы.
На подготовительном этапе с детьми проводятся тематические беседы. Педагог читает им художественную литературу соответствующего содержания, показывает слайды и туристское снаряжение. Важное место на этом этапе отводится сюжетноролевым играм, в которых ребенка учат укладке рюкзака, поведению в лесу, способам ориентировки на местности.
Рис. 22. Простейший туризм 100
Туристические походы направлены на пропаганду физической
культуры и спорта. Они могут носить также краеведческий ха-
рактер, их целью является расширение кругозора и закрепление
знаний детей о родном крае, воспитание бережного отношения к
природе.
Несмотря на разнообразное содержание туристических похо-
дов, при всех вариантах их проведения необходимо правильно со-
четать познавательную и двигательную активность, воспитывать
нолевые качества в преодолении трудностей, вырабатывать вы-
держку, настойчивость, добрые взаимоотношения, взаимопомощь
и взаимовыручку.
РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
ДОШКОЛЬНИКОВ
Формирование двигательных способностей дошкольников про-
исходит в соответствии с законом роста и развития детского орга-
низма.
Для детей дошкольного возраста основными факторами внеш-
ней среды, влияющими на рост и развитие, являются питание,
адекватная двигательная активность, достаточность сна, отсут-
ствие или наличие острых и хронических заболеваний, климато-
географические условия.
Только во взаимодействии с факторами внешней среды задан-
ные предпосылки развития могут оказаться включенными в фор-
мирование двигательных способностей. Это означает неодинако-
вые темпы прироста и диапазон развития двигательных способно-
стей у различных детей одного и того же возраста под влиянием
одних и тех же физических нагрузок.
В структуре двигательных способностей выделяют:
морфологические;
психофизиологические;
психические;
биохимические;
биомеханические;
личностные и другие компоненты.
Так, например, скоростные и силовые способности зависят от
силы процессов возбуждения и скорости проведения нервных им-
пульсов, соотношения белых и красных мышечных волокон в
мышцах.