Ситуационные факторы оказания помощи: эффект свидетеля, диффузия ответственности, предвосхищение оценки, нехватка времени.
Объяснительные модели помогающего поведения: социальный обмен, социальная ответственность, альтруистические инстинкты, рациональное принятие решения, этологические и социобиологические модели.
Отношение к предлагаемой помощи: угроза самооценке, затраты на возвращение долга, утрата свободы (теория реактивного сопротивления).
Текст лекции Просоциальным называют поведение, целью которого является помощь другим людям. Просоциальное поведение характеризуется заботой о правах, чувствах и благополучии других людей.
Поведение, которое может быть описано как просоциальное, подразумевает сопереживание и заботу о других, а также стремление помочь или принести пользу другим людям.
Можно выделить несколько теоретических моделей описывающих структуру просоциального поведения.
К наиболее известным следует отнести модель принятия решений по оказанию помощи при возникновении кризисных/аварийных ситуаций Латанэ и Дарли, а также процессуальную модель Шварца и Ховарда. Также существует модель просоциального поведения предложена З. Линденбергом, разработанная еще в 2006 г., однако менее известная в современной российской психологии.
З. Линденберг предлагает для анализа просоциального поведения использовать ситуационную теорию. Он указывает на тот факт, что в любой ситуации действия мы можем наблюдать эффект селективной сензитивности, т. е. выдвижение на первый план и придание значимости одним объектам, факторам, причинам и уход на второй план ― других. Эта возможность основана на природе человеческой психики, особенностях протекания психических процессов (селективность внимания, восприятия и др.).
Значение такой селективной сензитивности видится автором в придании важности / значимости именно тем составляющим действия, которые могут обеспечить наиболее эффективную его реализацию. З. Линденберг говорит, что сензитивность, обусловленная возможностью селективности, проявляется не только по отношению к ситуационным факторам действия, но и обнаруживается в сфере когнитивных представлений и эмоционального отношения к ситуации. Указанная селективность обусловлена, по мнению З. Линдерберга, целью, содержание которой и обеспечивает конкретный избирательный характер отношения к когнитивной, эмоциональной и другим сторонам ситуации. Цель вместе с когнитивными процессами, которые она вызывает, З. Линденберг называет фреймом.
Другой составляющей фрейма, регулирующего отношения личности и социального мира, как в целом, так и с отдельными его представителями является ментальная модель. Ментальная модель это вид ментальной репрезентации управляющей мышлением и действием, основная функция которой и состоит в том, чтобы позволить индивиду придавать смысл различным аспектам физического и социального мира (от предметов мебели до политических процессов). Важно отметить, что ментальная модель намного шире социальной нормы и социальной установки, т. к. она учитывает и систему отношений, ожиданий, согласований, а, к примеру, социальная норма содержит в себе только правила. Так, если целью является «вести себя прилично», то ментальная модель должна ответить на вопрос «какое поведение будет соответствовать данной ситуации?». Это предоставляет специфическую информацию, способствующую достижению цели в данной ситуации, куда необходимо включена и система ожиданий.
Сама ментальная модель состоит из прототипов, которые создают эталонную версию явления и могут отвечать на вопросы относительно этого явления. Например, прототип отношений может отвечать на вопрос «если это дружеские отношения, то как я должен вести себя?».
З. Линденберг отмечает, что прототипы состоят из пяти элементов:
набор правил относительно собственного поведения и поведения партнера;
ожиданотносительно пия оведения других людей, основанное на наборе правил;
предположения об ожиданиях других от тебя;
нормативные ожидании относительно своего собственного поведения;
согласование этих ожиданий, при этом каждый партнер отношений предполагает, что второй использует ту же ментальную модель.
Итак фрейм является наиболее важным фактором, опосредующим просоциальное поведение личности. С другой стороны, З. Линденберг утверждает, что на характер целей и ментальных моделей в конкретной просоциальной ситуации влияют два дополнительных, но немаловажных фактора. Во-первых, ― это блок личностных составляющих, к которым можно отнести:
личностные черты, такие как ― эмпатия, когнитивные навыки, особенности темперамента и т. д.;
стабильные умения и навыки личности, например, развитость самоконтроля, самоанализа и пр.;
особенности биографии, т. е. весь предшествующий личностный социальный опыт.
социальный статус, оказывающий значительное влияние на просоциальное поведение;
институциональные элементы, раскрывающиеся как законодательные и нормативные ограничения и правила;
культурные элементы, т. е. специфика культурного пространства, к которой принадлежит субъект.
Просоциальное поведение, согласно З. Линденбергу, это наиболее общий термин для видов поведения, связанных интенционально с благополучием другого, возможно и с учетом собственных интересов, включающее в себя некоторые жертвы для субъекта просоциального поведения.
Он выделяет пять видов просоциального поведения: 1. сотрудничество, 2. справедливость, 3. альтруизм, 4. надежность (trustworthiness), 5. уважительность к интересам других.
Все эти виды приносят благо другому и воспринимаются как поведение, требующее от субъекта некой жертвенности. Например, ситуация обмена услугами, вещами, результатом которой является взаимовыгода, не может считаться просоциальной, кроме случая, когда этот обмен требует от одного из участников строгого соблюдения обещаний.
Заметим, что частная форма просоциального поведения (альтруизм, кооперация или их сочетание) и ее связь с мотивами зависит от комбинации фрейма и ментальной модели отношений. Например, при сборе денег в школе у индивида формируется фрейм ситуации как инструментальной, в том смысле, что сбор денег ― это средство достижения общей цели, а воспринимаемое ментальное отношение ― восприятие всех здесь как единомышленников.
З. Линденберг говорит о том, что основа просоциального поведения ― это социальные отношения/связи, которые требуют различных комбинаций видов просоциального поведения. Например, отношения солидарности требуют реализации всех пяти видов просоциального поведения, а сильные отношения солидарности (например, близкая дружба) включают в себя ожидания большей жертвенности от сторон, чем слабые отношения солидарности (соседство). Сильное и слабое отношение солидарности отличаются также и по социальным/ дистрибутивным нормам. А именно, ― равенство (по отношению к дружбе) и справедливость (по отношению к соседству). Т. о., социальные отношения включают в себя систему ожиданий и систему социальных норм.
Можно выделить также «случайные отношения», но они не требуютникаких видов просоциального поведения. Статусные отношения ассиметричны, т. е. они могут включать различные формы просоциального поведения, направленного сверху вниз, т. е. просоциальное поведение, обусловленное статусными отношениями, является неравноправным. Например, надежность и уважительность со стороны партнера с более низким статусом, и немного альтруизма со стороны партнера с более высоким статусом. Также к видам социальных отношений опосредующих просоциальное поведение необходимо отнести властные отношения.
Для того, чтобы социальные отношения послужили фактором просоциального поведения, они должны быть репрезентированы участниками взаимодействия, т. е. быть выраженными в форме ментальных моделей.
Основной механизм просоциального поведения, согласно З. Линденбергу состоит из 1. селективного восприятия ситуации; 2, селективной памяти; 3. селективного мышления. Все эти характеристики напрямую зависят от цели.
Существует три группы целей с точки зрения их влияния на когнитивные процессы:
1.связанные с приближение / избеганием, это например цели приобретения, потери, самоусиления, самозащиты;
2.цели, относящиеся либо к логике, либо к интуитивным процессам, ― например обдумывание, исполнение, познание, научение;
3.цели, направленные на себя / на других, например кооперация / соревнование. По отношению к просоциальному поведению наиболее важны последняя группа целей, а так же вторая.
Просоциальное поведение, обусловленное сиюминутными мотивами, вызывает установки и ожидания, отличные от установок, ожиданий просоциального поведения, вызванного мотивом, направленным на будущие цели. Цели, т. о., не просто репрезентируют заданные преференции, но и влияют на ситуационно-избираемые преференции, поведенческий репертуар.
В любой ситуации существуют более доминантные цели, которые отодвигают на второй план менее значимые. Так если цель направлена на сотрудничество, то цель сохранения ресурсов будет задвинута на второй план, т. е., мы просто не обращаем внимание на затраты если нужно сохранить отношения. Однако¸ и в этом случае, затраты, хотя и выступают как цели второго плана, не утрачивают своего влияния на поведение: их влияние становится косвенным, слабым, опосредованным.
Влияние вторичных целей на выбор альтернативных видов поведения осуществляется двумя способами. Во-первых, вторичные цели влияют на порядок альтернатив. Например, если основной целью является сотрудничающее поведение, а вторичной сохранение денег, то вторичная цель при «порядке альтернатив» влияет на регулирование степени сотрудничества, а не на сам факт принятия решения о сотрудничестве.
Во-вторых, вторичные цели влияют на силу мотивации фрейма. Сила фрейма это сила мотивации, с которой преобладающая цель определяет выбор. Выбор это распределение возможных выборов из наличных альтернатив.
Чем сильнее фрейм, тем больше шанс, что будет выбрана наиболее оптимальная альтернатива из наличных. При уменьшении силы мотивации фрейма, начинают рассматриваться альтернативы поведения, когда его результат не только удовлетворяет требованиям объекта просоциального поведения, но и минимизирует потери субъекта просоциального поведения, при сохранении просоциальной ориентации поступка.
Вторичная цель способна (при очень сильной мотивации) стать первичной, и тогда уже бывшая первичная цель становится вторичной, например, когда стоимость сотрудничества становится слишком большой.
Агрессия – физическое или вербальное поведение, направленное на причинение вреда кому-либо.
Теории агрессивного поведения:
1) Теория инстинктов З. Фрейда.
2) Биологическая теория.
3) Теория социального научения Бандуры.
4) Теория фрустрации–агрессии Миллера–Долларда.
Социальные факторы агрессивного поведения:
1) фрустрация;
2) прямая провокация: агрессия порождает агрессию;
3) жестокость в СМИ;
4) повышенное возбуждение;
Эффективные способы предотвращения агрессивного поведения:
Наказание – действия, вызывающие отрицательные эмоции как следствие нежелательного поведения.
Когнитивное вмешательство – извинения и преодоление когнитивного дефицита оценка своего поступка).
Тренировка социальных способностей – получение навыка ладить с людьми.
Формирование неагрессивного поведения, поощрение отзывчивости и кооперативности.
Пайнс, Э. Практикум по социальной психологии / Э. Пайнс, К. Маслач.
– СПб.: Питер, 2001. – 528 с.
Хьюстон, М. Введение в социальную психологию. Европейский подход: Учебник для студентов вуза / М. Хьюстон, В. Штребе; Пер. с анг. под ред. проф. Т.Ю. Базарова. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2004. – 622 с.