Происхождение человека. Основные этапы развития человечества



Скачать 30.87 Kb.
Дата17.04.2016
Размер30.87 Kb.
ТипСамостоятельная работа
Тема: Происхождение человека. Основные этапы развития человечества.

Цели урока:

  1. Образовательная: Показать место человека в системе животного мира, усвоить знания о родстве человека с животными и уметь это доказывать. Сформировать представление об особенностях жизнедеятельности древнейших, древних и первых современных людей, убедиться в роли труда в становлении человека.

  2. Воспитательная: Развивать интерес к историческому прошлому человечества, воспитание толерантности и гуманности.

  3. Развивающие: Развивать умение пользоваться литературой, анализировать ее, продолжить развитие устной речи, умение обобщать и делать выводы, уметь делать устное сообщение по теме.

  4. Методическая: Создание условий для проявления индивидуальности, познавательной активности обучающихся.

Вид урока: Сообщение новых знаний.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: Учебники, компьютерная презентация, проверочные тесты, таблицы для работы в группах.

Межпредметные связи: история, обществоведение.

Методы: 1.Словесный – рассказ;

2. Наглядный – презентация;

3. Частично – поисковый метод;

Литература: Пасечник В.В. Общая биология. 10-11 кл. 2008.

Константинов А.В. Биология для СПО, 2011.



Ход урока:

  1. Организационный момент: Проверка посещаемости учащихся.

  2. Актуализация знаний:

Проверочная работа по тестам.

  1. Изложение нового материала:

План:

  1. Гипотезы происхождения человека.

  2. Место человека в системе животного мира. Работа со схемой.

  3. Основные этапы развития человечества.

  1. Самостоятельная работа обучающихся: Работа в группах с таблицей «Основные этапы развития человечества».

  2. Закрепление полученных знаний: Сравнительная характеристика человека и животных.

  3. Домашнее задание: стр. 244 – 250, подготовить сообщения о человеческих расах.


Ход занятия:

  1. Организационный момент: приветствие, чтение стихотворения В. Шефнера «Первый мост», обучающиеся называют тему занятия. Слайд 1.

Постановка целей урока. Слайд 2.

  1. Актуализация знаний. Проверочная работа по тестам.

  2. Изучение нового материала.

1.Гипотезы происхождения человека.

Мы рассмотрели историю развития жизни на земле с момента ее возникновения до настоящего времени. Очень трудно оперировать такими огромными временными промежутками, как миллионы и миллиарды лет.

Когда возникла наша планета по предположениям ученых? (4,5 млрд. лет тому назад). Если всю историю Земли принять за сутки, то:

Полночь, начало суток - образовалась планета. Слайд 3.

Через 12 часов, в полдень, на дне древнего океана шевелились уже первые комочки живого белка. К 16 ч. 48 мин. Из простейших белковых тел развились черви, раки, моллюски, водоросли. Позднее появились рыбы.

В 21 ч. 36 мин. наступило царство динозавров. За 40 минут до конца суток все ящеры вымерли, и Землю стали завоевывать млекопитающие. И лишь в 23 часа 59 минут 56 секунд появился, наконец, человек.

Но историческая эпоха - время, когда человеческое общество эволюционировало от дикости до современной цивилизации - длилось всего 1 секунду.

Что же произошло в этот короткий для эволюции срок и что предшествовало появлению человека - вопросы сегодняшнего урока?

Существуют несколько теорий происхождения человека:

Эволюционная теория

Теория творения

Теория внешнего вмешательства

Эволюционная теория Слайд 4.

Человек происходит от животных предков обезьяны. Сторонником этой гипотезы был английский ученый Чарльз Дарвин.

В своем труде «Происхождение человека» он на основе факторов доказал, что человек находится в родстве с обезьянами, что человек и обезьяны происходят от общих предков, живших в далекие времена. Эта гипотеза подтверждается находками костных останков древних обезьян, первобытных людей.

Теория творения Слайд5.

Данная теория утверждает, что Человек сотворен Богом или божественной силой. Наиболее известна библейская версия, согласно которой первые люди Адам и Ева – были сотворены из глины. Эта версия имеет древние египетские корни и аналоги мифов других народов.

Религиозные деятели считают теорию творения не требующей доказательств, но выдвигаются различные доказательства этой теории, например, сходство мифов и легенд разных народов, повествующих о сотворении человека.

Теория внешнего вмешательства Слайд 6.

Согласно этой теории появление людей на Земле связано с деятельностью иных цивилизаций. Также сторонники этой теории считают людей потомками инопланетян, высадившихся на Землю в доисторическое время.

Сообщения обучающихся о гипотезах происхождения предков человека.

Гипотеза околоводного пространства ; Слайд7.

Гипотеза саванн; Слайд 8.

2. Место человека в системе животного мира

Принято считать, что человек произошел от обезьяны, но это совсем не так. Человек произошел от общего с обезьянами предка. Предлагаю рассмотреть схему.

Давайте рассмотрим положение человека в системе животного мира:

(Совместная работа с обучающимися с пояснениями) Слайд 9.



Тип  Хордовые

Подтип  Позвоночные

Класс  Млекопитающие

Подкласс  Плацентарные

Отряд  Приматы

Подотряд  Человекообразные обезьяны

Семейство Гоминиды - прямоходящие приматы

Род  Человек

Вид  Человек разумный

3. Самостоятельная работа в группах с текстом учебника и заполнение таблицы «Основные этапы эволюции человека». Выступление представителей групп с пояснениями.



Основные этапы эволюции человека Слайд 10

Предки Человека (ископаемые формы)

Где и когда жили

Прогрессивные черты во внешнем облике

Прогрессивные черты в образе жизни

Орудия труда

Древнейшие

Люди


(питекантроп) 

 

 



 


1млн. лет назад 

Рост 150 см, объем мозга 900-1ооосм куб.

ходил на двух ногах, слегка наклоняясь вперед и, возможно, опираясь на дубину; имел рост около 150 см. Лоб очень низкий и покатый, широкий нос, челюсти сильно выдаются вперед, подбородочного выступа нет.




Питекантропы употребляли в качестве орудий палки, сучья, создавали первые примитивные орудия из камня: скребки, сверла. Они умели пользоваться огнем и жили первобытным стадом. Жилищ у них еще не было. Судя по размерам мозга, питекантропы обладали примитивной 

Речью в виде примитивных звуков, присутствовал каннибализм



Питекантропы употребляли в качестве орудий палки, сучья, создавали первые примитивные орудия из камня: скребки, сверла 

Основные этапы эволюции человека Слайд 11

Предки Человека (ископаемые формы)

Где и когда жили

Прогрессивные черты во внешнем облике

Прогрессивные черты в образе жизни

Орудия труда

Древние люди

(неандерталец) 

 

 

 



жили около 150 тыс. лет назад, в ледниковую эпоху. 

Рост 155-158 см. ходили, несколько согнувшись. У них был еще низкий скошенный лоб, у основания его нависали сильно развитые надбровные дуги, нижняя челюсть без подбородочного выступа или со слабым развитием его. Объем мозга приближался к объему мозга современного человека - около 1400 см3 и более, но извилин было меньше.

 


Жили группами 50-100 человек в пещерах, пользовались огнем, одевались в шкуры, применяли примитивную речь и жесты, появилось разделение труда , большую роль играли и социальные факторы: трудовая деятельность в коллективе, совместная борьба за жизнь и развитие интеллекта.


Изготавливали разнообразные орудия труда из камня и дерева 

Основные этапы эволюции человека Слайд 12 -13

Предки Человека (ископаемые формы)

Где и когда жили

Прогрессивные черты во внешнем облике

Прогрессивные черты в образе жизни

Орудия труда

Первые современные люди

кроманьонцы 

 

 

 



30-40 тыс. лет назад 

Рост 180 см. с высоким прямым лбом и объемом черепной коробки до 1600 см3, сплошной надглазничный валик отсутствовал. Развитый подбородочный выступ указывал на хорошее развитие членораздельной речи. 

Кроманьонцы жили в построенных ими жилищах, пещерах с рисунками на стенах, изображавшими эпизоды охоты, пляски, людей. Рисунки сделаны охрой и другими минеральными красками или нацарапаны.

Кроманьонцы одевались в одежды из шкур, сшитые костяными и кремневыми иглами. Кроманьонцы жили родовым обществом, у них зарождались зачатки религии.

 


Орудия из рога, кости, кремня очень разнообразны, украшены резьбой. Человек умел шлифовать, сверлить, знал гончарное дело. Он приручал животных и делал первые шаги в земледелии. 

4. Закрепление полученных знаний. Работа с таблицей «Сходство и различия человека и животных».

Сходство

Отличие







5. Рефлексия. При подведении итогов обучающиеся отвечают на вопросы:

- Я сегодня получил знания о…..

- Я хотел бы на следующих занятиях узнать о…..

- В дальнейшем я собираюсь………



Выставление оценок.

Домашнее задание: стр.246 – 250, по учебнику. Слайд 15.

Подготовить сообщение, используя интернет – ресурсы, дополнительную литературу о человеческих расах.
Каталог: download
download -> Объект исследования
download -> Выпускных квалификационных работ
download -> Выпускных квалификационных работ
download -> Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, изучающих курс «Концепции современного естествознания»
download -> Пояснительная записка 4 1 Цели и задачи реализации основной образовательной программы основного общего образования 4
download -> Проект концепция образования детей с ограниченными возможностями здоровья
download -> Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
download -> Старший воспитатель


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница