Программадисциплин ы



страница1/4
Дата11.02.2016
Размер0.59 Mb.
ТипПрограмма дисциплины
  1   2   3   4


Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московской области «Международный университет природы, общества и человека «Дубна»

(университет «Дубна»)

УТВЕРЖДАЮ

проректор по учебной работе


____________ С.В. Моржухина
«_____»___________2013 г.

П Р О Г Р А М М А Д И С Ц И П Л И Н Ы
«Организационное поведение»

(наименование дисциплины)

по направлению (специальности)

081100 «Государственное и муниципальное управление»

(№, наименование направления, специальности)

Форма обучения: очная


Уровень подготовки: бакалавр
Курс (семестр): 1 курс 2 семестр

г. Дубна, 2013 г.


Целевое назначение учебной дисциплины
Программа дисциплины по курсу «Организационное поведение» предназначена для студентов всех форм обучения и подготовлена в соответствии с рекомендациями ФГОС для высшего образования по направлению «Государственное и муниципальное управление». По структуре и содержанию данная программа может быть использовано также другими категориями слушателей, проходящими подготовку, профессиональную переподготовку и повышение квалификации в университете «Дубна»

Особенность данного образовательного курса в университете «Дубна» состоит в том, что главное внимание обращается на комплексный междисциплинарный характер анализа современных социально-экономических процессов, связанных с управлением на государственном и муниципальном уровнях, и на обусловленное этим многообразие методологических подходов к исследованию основ и особенностей организационного поведения в системе государственной и муниципальной службы в современном, динамично меняющемся обществе.



Основная цель курса – овладение знаниями, методами и приемами управления поведением личности и группы в организациях, в том числе в организациях системы государственного и муниципального управления.

Предметом курса является исследование отношений управления поведением на всех организационных уровнях с ориентацией на разработку результативных способов воздействия в условиях конкурентной среды.

Задачи изучения курса:

  • дать представление о современном состоянии и тенденциях развития организационного поведения;

  • изучить методы управления поведением работников и групп в организациях;

  • освоить методы построения организационных систем, центром которых является человек со своими потребностями, интересами, целями;

  • развить навыки управления поведением человека и группы в целях повышения эффективности деятельности организации.

Изучив курс «Организационное поведение», обучающийся должен знать:

  • значение понятия «организация» и место организационного поведения в системе менеджмента;

  • факторы группового поведения и методы изучения взаимоотношений в профессиональной группе;

  • организационно-распорядительные методы руководства;

  • теории мотивации персонала;

  • основы коммуникативного управления;

  • основы взаимоотношений с подчиненными и делегирование полномочий;

  • природу и значение лидерства в организации;

  • методы управления конфликтами;

  • понятие организационной культуры и ее структуру;

  • методы управления карьерой;

  • принципы управления изменениями в организации.

Освоив курс, обучающийся должен уметь:

  • управлять взаимоотношениями с коллегами, подчиненными и руководителем;

  • целенаправленно формировать сплоченный трудовой коллектив;

  • полнее раскрывать потенциал персонала организации;

  • использовать методы мотивации и стимулирования;

  • вырабатывать стратегию изменений в условиях конкурентной среды;

  • эффективно управлять группами людей;

  • устанавливать межличностные отношения (лидерство, стили, навыки коммуникаций и т.д.);

  • управлять организационными изменениями с учетом современных информационно-технологических инноваций.


Результаты проведения и освоения курса
В результате освоения курса у обучающегося формируются следующие компетенции:

- владение знаниями и пониманием законов развития природы, общества и мышления и умением оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности (ОК1-4, ПК1-2);

- владение культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3,8,9,10; ПК-3,4,5);

- осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности как индивидуальной, так и групповой (ОК-5, ПК11-13);

- умение видеть перспективы развития ключевых сфер, объектов и всей системы государственного и муниципального управления (ОК-3, ПК-16,18-21);

- владение ресурсами современной системы знаний, умением организовывать, направлять и корректировать поиск, обработку и использование необходимой информации в профильных видах деятельности (ОК-15,17; ПК-22-26);


Учебно-тематический план курса

«Организационное поведение»


№№

п/п


Наименование темы

Количество часов

Всего часов

Лекции

Семинары (практ. занятия)

Самост.

работа


1

БЛОК 1 Личность в организации

Тема1. Предмет, цели и задачи науки организационное поведение


3

1

4





2

Тема2.Теории и школы поведения человека в организации

3

1

4




3

Тема3. Мотивация и стимулирование организационного поведения

3

1

4




4

Тема4. Мотивационные аспекты управленческих решений

3

1

4




5

БЛОК 11 Групповая динамика

Тема5. Формирование и развитие групп в организациях


3

1

6





6

Тема6. Лидерство и власть

3

2

4




7

Тема7. Управление конфликтами

3

2

6




8

Тема8. Коммуникативное управление

3

2

6




9

БЛОК111 Организация как субъект и объект управления

Тема9. Организация в системе менеджмента


3


1


4





10

Тема10. Организационные изменения

3

3

6




11

Тема11. Управление карьерой

2

1

4




12

Тема12. Развитие организационной культуры

2

1

5







Зачет










4




Итого

34

17

57

108


Программа курса «Организационное поведение»

БЛОК 1 Личность в организации

Тема 1. Предмет, цели и задачи науки организационное поведение

Лекция

План:

  1. Организационное поведение как междисциплинарная научная дисциплина

  2. Предмет и область применения организационного поведения как науки и искусства

Краткое содержание:

Организационное поведение – междисциплинарная отрасль науки, возникшая в середине XX века в ответ на потребности развивающегося общественного производства на стыке гуманитарных (социологических, психологических, экономических, управленческих) и естественных (математических, биологических, инженерных) наук.

Необходимость в ней возникла в силу осознания новой роли и значения человека в производстве на основе преобразования организаций в социотехнические системы с гибкими организационно-личностными отношениями, технико-технологическими возможностями, мощным влиянием внешней среды.

Организационное поведение как отрасль науки способствует выработке методологии познания поведения личности, групп в организации, их гармоничного и эффективного развития. Формирование и реализация эффективного организационного поведения требует определенного искусства менеджмента, выражающегося в выработке комплекса навыков и умений, направленных на взаимоадаптацию человека и организации для достижения совместных целей в условиях меняющейся среды.


Контрольные вопросы

    1. Раскройте понятие «поведение» и «организационное поведение».

    2. Назовите и раскройте основные виды поведения в организации.

    3. Охарактеризуйте эволюцию развития теории управления.

    4. Что послужило толчком к развитию поведенческих школ управления?

    5. Назовите критерии эффективности организации с позиций организационного поведения. Сравните параметры индивидуальной, групповой и организационной эффективности.


Тесты для самопроверки




1. Сущность организационного поведения состоит в:

а) реализации целей деятельности организации;

б) систематическом научном анализе поведения индивидов (работников), групп, организаций с целью понять, предсказать и усовершенствовать индивидуальное выполнение поставленных задач и функционирование организации в целом с учетом воздействия внешней среды;

в) совокупности действий и поступков, в которых проявляются особенности характера;

г) изучении взаимоотношений работников и поведения групп работников.


2. Какие признаки наиболее полно характеризуют организацию:




а) объединение работающих вместе людей;

б) сознательное объединение работающих совместно людей, преследующих определенные цели;

в) наличие организационной структуры и организационной культуры;

г) объединение работающих людей, взаимодействие с внешней средой, наличие общей цели и границ существования.


3. Какие методы, используемые в организационном поведении,

наиболее эффективны:

а) экономико-математические;

б) социально-экономические;

в) социально-психологические;

г) социально-психологические и социально-экономические




Литература:

1. Карташова Л.В. Организационное поведение. Учеб. пособие.-М.:ИНФРА-М, 2010

2. Резник С.Д. Организационное поведение: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2006
Тема 2. Теории и школы поведения человека в организации.

Лекция

План:


  1. Обзор теорий и школ управления организационным поведением

  2. Современные концепции организационного поведения

Краткое содержание:

Научно-практическое осмысление новых подходов к управлению организационным поведением формировалось постепенно по мере накопления изменений в системе производственных отношений. В своем развитии оно прошло ряд этапов, в рамках которых возникли и в целом успешно функционировали различные научные направления и школы организационного поведения.

Среди них можно выделить несколько наиболее известных и распространенных в мировом менеджменте:

научно-практическая (У.Ф.Тэйлор и др.), человеческих отношений (Э.Мэйо и др.), мотивационные (бихевиористские) – А.Маслоу, Ф.Херцберг, Д.МакКлеланд и др), рациональной бюрократии (М.Вебер), классическая административная (А.Файоль), организационного поведения (К.Арджирис, Д.МакГрегор и др.), новые (современные) – У.Оучи, В.Врум, Р.Лайкерт и др).

Представленные и более поздние теории и школы позволяют проследить эволюцию управленческой мысли, этапы формирования и становления эффективного организационного поведения в условиях исторически меняющегося общественного производства.

Основательное осмысление теории и практики прошлых лет способствует избежанию лишних ошибок и инициированию новых подходов в управлении организационным поведением в современных условиях.


Контрольные вопросы и задания

  1. В чем смысл и актуальность классических теорий и школ организационного поведения?

  2. Обоснуйте основные различия теорий и школ организационного поведения различных исторических этапов.

  3. В чем состоит универсальность концепции потребностей А.Маслоу?

  4. Реально ли использовать классические теории организационного поведения в современных условиях? Если да, то каким образом?


Тесты для самопроверки

1.Основной смысл классических теорий организационного поведения заключается в:

а) изучении поведения личности;

б) изучении межличностных отношений;

в) изучении поведения людей во взаимодействии с техникой;

г) изучении поведения работников и организаций в условиях изменяющейся среды;




2.Главные различия классических теорий организационного поведения состоят в:

а) различной индивидуальности авторов;

б) различных исторических условиях;

в) различном мировоззрении авторов;

г) различии условий развития общественного производства;




3.Какие теории организационного поведения наиболее известны и используются в отечественной практике:

а) Теории X и Y Д.МакГрегора;

б) Теория А.Маслоу;

в) Теория Z У.Оучи;

г) Модель В.Врума;




4.Следует ли использовать классические теории организационного поведения в современных условиях:

а) Нет, они совершенно устарели;

б) Да, в определенной мере;

в) Да, с учетом научного обоснования;

г) Да, они универсальны, ибо человеческие потребности, лежащие в основе оргповедения, всеобщи и процесс их развития непрерывен





Литература

1. Барышников Ю.Н. История менеджмента: ключевые модели. М.: МАКС Пресс,2010

2. Захаров Н.И. Мотивационное управление в социально-экономических системах. М.: Изд-во РАГС, 2000.

3.Теория управления. Учебник. Изд.3-е, доп. и перераб. / Под общ.ред. А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухина – М.: Изд-во РАГС, 2008, с.161-175


Тема 3. Мотивация и стимулирование организационного поведения.

Лекция

План

1. Сущность и значение процессов мотивации и стимулирования в современных организациях

2. Мотивационное управление в условиях конкуренции

3. Особенности мотивационных и стимуляционных методов управления



Краткое содержание

Возрастающее значение мотивации, признанное в мировом менеджменте, все более проявляется в отечественной науке и практике управления. Как одна из базовых функций управления, мотивация при ее грамотном сочетании с функцией стимулирования существенно, а нередко в решающей степени, влияет на уровень и результативность организационного поведения.

Мотивация, являясь сугубо психологическим феноменом, представляет собой сложный эмоционально-рациональный процесс, определяющий выбор субъектом определенного типа предстоящего поведения. Соединение и концентрация элементов мотивационного процесса – осознания потребностей, формирования интересов, целевых установок, ожидаемых результатов и принимаемых решений – основная задача мотивационного управления.

От уровня мотивационного управления, его конструктивной или деструктивной (демотивация) направленности, баланса мотивационных и стимуляционных методов зависит уровень организационного поведения, развития персонала и организаций в целом в условиях рыночной конкуренции.


Контрольные вопросы

  1. Что означает понятие мотивация поведения?

  2. Что общего и в чем различия процессов мотивации и стимулирования и методов их использования?

  3. Какое место и роль занимают интересы в мотивационном процессе?

  4. В чем смысл, назначение и эффективность мотивационного управления?

Тесты для самопроверки

  1. Мотивация – это:

а/ стимулирование активного поведения

б/ процесс сознательного и/или подсознательного выбора субъектом типа предстоящего поведения

в/ комплекс побудительных мотивов

г/ моральное поощрение




  1. Стимулирование – это:

а/ принуждение к действию

б/ использование административного ресурса

в/ процесс создания внешних условий, активизирующих мотивации и реальное поведение работников

г/ повышение заработной платы




  1. Что означает понятие мотивационное управление:

а/ управление с помощью мотивации

б/ воздействие на поведение управляемых систем с помощью методов мотивации и стимулирования для достижения целей организации

в/ моральное стимулирование

г/ либеральное управление




Литература

1.Маркин В.Н. Мотивационный менеджмент. Учеб. пособие. – М.: Изд-во РАГС, 2005

2.Захаров Н.И. Мотивационное управление в социально-экономических системах. - М.: Изд-во РАГС, 2000
Тема 4 Мотивационные аспекты управленческих решений

План


  1. Мотивационная природа управленческих решений

  2. Мотивированные управленческие решения как товар на рынке интеллектуальных продуктов

  3. Цена и риски мотивированных управленческих решений

Краткое содержание

Всякое управленческое решение (УР), как выбор альтернативы действий в системе управления, является продуктом психологической (рациональной и эмоциональной) деятельности человека. Следовательно, управленческое решение всегда мотивировано. Выступая как результат мотивационного процесса и продукт интеллектуального труда, УР может приобретать товарную форму, имеющую спрос и предложение на рынке и вступающую в возмездный обмен, распространенным случаем которого является лоббизм.

Одна из ключевых проблем современного управления в мировом менеджменте, и в России в частности, состоит в необходимости принятия большого количества быстрых решений по поводу слишком многих, зачастую незнакомых проблем. При этом возникает актуальное противоречие между необходимостью тщательного продумывания предстоящих, особенно стратегических действий, то есть «медленных» решений, и неизбежностью все более «быстрых» решений, отвечающих современной динамике изменений среды.

Цена и риски мотивированных УР зависят от уровня мотивации (прежде всего интересов) субъектов, принимающих решения, знаний и компетенций специалистов, готовящих решения, профессионализма исполнителей, силы лобби, адаптивности к мотивационной среде и др.



Контрольные вопросы и задания

1.Раскройте смысл мотивационной природы управленческих решений.

2.Что означает понятие «товарная форма» управленческого решения?

3. В чем причины и особенности «быстрых» и «медленных» управленческих решений?

4. Раскройте смысл понятий «цена» и «ценность» управленческих решений

5. Как можно минимизировать риски и оптимизировать последствия мотивированных управленческих решений?



Тесты для самопроверки

1.Управленческое решение – это:

а/выбор альтернативы действий

б/выбор альтернативы действий в условиях неопределенности

в/выбор альтернативы действий в сфере управления

г/система действий по достижению цели

2.Управленческое решение – это:

а/продукт интеллектуального труда

б/указание вышестоящего руководителя

в/ результат мотивационного процесса

г/продукт интеллектуального труда, способный становиться товаром

3.«Быстрые» управленческие решения принимаются:

а/в условиях высокой неопределенности

б/когда развитие событий может привести к острым негативным последствиям

в/по ситуации

г/когда необходимо удовлетворить личные интересы в ущерб общественным

4.«Медленные» управленческие решения принимаются:

а/в условиях ясности стратегических перспектив

б/когда не хватает квалификации у лиц, принимающих решения

в/по ситуации

г/когда прогнозируемые последствия «быстрых» решений могут вылиться в непредсказуемые результаты

Литература

1. Учитель Ю.Г. Разработка управленческих решений: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2007

2. Литвак Б. Разработка управленческого решения, Учебник. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Дело, 2006.

3. Захаров Н.И. Мотивационное управление в социально-экономических системах. М.: Изд-во РАГС, 2000.


Блок 11 Групповая динамика


Каталог: images -> data -> gallery
gallery -> Программа дисциплины (модуля) Теория обучения иностранным языкам (Наименование дисциплины (модуля) Направление подготовки
gallery -> Учебно-методический комплекс дисциплины «региональная экономика»
gallery -> Программа дисциплины психодиагностика Направление подготовки (специальность) Клиническая психология Профиль подготовки
gallery -> Программадисциплин ы
gallery -> Учебно-методический комплекс дисциплины «интеграция детей с нарушениями в развитии»
gallery -> Рабочая учебная программа дисциплины «диагностика школьных трудностей»
gallery -> Учебно-методический комплекс дисциплины «Зоопсихология и сравнительная психология»
gallery -> Рабочая учебная программа дисциплины «экспериментальная психология»
gallery -> Лекция по курсу «Психология» Москва 1994г. Внимание и воля


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница