Программа "Занимательная психология" имеет



Скачать 212.69 Kb.
Дата02.06.2016
Размер212.69 Kb.
ТипПрограмма
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают её от других дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию знают многие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи. Вместе с тем как система жизненных явлений психология знакома каждому человеку. Изучение основ предмета психологии может способствовать раскрытию и развитию способностей, овладению навыками самоанализа, пониманию чувств и мотивов поведения других людей, конструктивному повседневному и деловому общению, обучению приёмам саморегуляции в стрессовых ситуациях, и умению творчески преодолевать конфликты.

Преподавание курса психологии представляется актуальной и важной задачей образования, получившего социальный заказ на подготовку подрастающего поколения к жизни в правовом демократическом государстве. Именно личностные, психологические факторы выступают на первый план в работе над этой важной задачей. Психологическая культура, толерантность, позитивное самоотношение, чувство собственного достоинства, способность к рефлексии и самосовершенствованию, понимание интересов, мотивов, чувств и потребностей окружающих людей, умение строить свои отношения с окружающими, уважая их права, и отстаивать свои права конструктивным способом – все это относится к необходимым компонентам личности гражданина демократического общества.

Программа "Занимательная психология" имеет социально-педагогическую направленность.

Приходится констатировать, что сложившаяся система обучения и воспитания подрастающего поколения не нацелена на формирование субъективных качеств личности, не опирается на внутреннюю логику их саморазвития и необходимые психолого-педагогические средства.

В связи с этим возрождается интерес к преподаванию психологии в школе и других общеобразовательных и специальных учреждениях. Это дает возможность на соответствующих возрастных этапах становления личности способствовать развитию индивида как субъекта психической активности, способного брать на себя ответственность, самостоятельно ставить перед собой цели и находить пути их достижения, адаптироваться к жизни в сложных современных условиях.

Осознание важности овладения психологическими знаниями стимулирует создание большого количества теоретических, научно-методических и практических разработок, касающихся обучения подрастающего поколения основам психологии. Многие из них направлены на развитие определенных качеств личности, формирование умений и навыков в области коммуникативной компетентности, развития эмпатии, целеполагания, умения моделировать свое будущее. Появляются научно-методические разработки, содержащие теоретическое и концептуальное обоснование особенностей преподавания психологии как предмета в школе с учетом особенностей подросткового и раннего юношеского возраста. Разрабатываются понятия психологической культуры личности, анализируются и возрастные особенности ее становления психолого-педагогическими средствами.

Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что занятия по программе «Занимательная психология»: укрепляют психологическое здоровье, улучшают эмоциональное состояние обучающихся, развивают личностные качества и индивидуальные особенности детей, способствуют сознательному выбору своей жизненной профессиональной направленности, а так же помогают адаптироваться к жизни в сложных современных условиях.

Для написания программы был изучен ряд методических пособий и программ:

- Учебное пособие для студентов высших учебных заведений по базовому курсу « Психология и педагогика» Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин «Психология и педагогика в вопросах и ответах» М.«АСТ» Ростов - на- Дону «Феникс» 1999 г.

- Учебное пособие для студентов высших учебных заведений «Основы психологии». Ростов-на-Дону «Феникс» 1997г.

В учебных пособиях доступно и кратко излагаются основные понятия и современные научные сведения по следующим направлениям: «Психология познавательных процессов», «Психология сознания», «Современные психологические концепции», «Психология личности», «Социальная психология». Содержаться практические рекомендации по развитию внимания, памяти, мышления, саморегуляции, успешности общения и личностного самосовершенствования.

Учебные пособия содержат необходимый материал для проведения практических занятий по психологии. Но по содержанию данные психологические тесты, упражнения, деловые игры, задания могут быть использованы только для определенной возрастной группы, т.е. для студентов, взрослых, педагогов и психологов.

Кроме этого практический материал представлен для каждой темы в узком направлении.

Данные учебные пособия предназначены для студентов вузов, техникумов, для педагогов и психологов в системе высшего и среднего образования, для руководителей и всех тех, кто по роду своей деятельности работает с людьми и должен уметь учитывать психологию людей.

Учебные пособия рекомендуется для использования на занятиях по психологии в гуманитарных классах гимназий и средних школ.

Поэтому полностью, без изменений они у в нашем учреждении использоваться не могут.

Многие из научно-методических и практических разработок предусматривают изучение психологии, как факультатива или предмета по выбору, в ряде случаев построены по принципу психологического тренинга, что в условиях обычной школы встречает трудности организационного порядка (необходимость включения урока обычной продолжительности в учебное расписание), а также повышает требования к преподавателю. Кроме того, кружок, факультатив, а тем более тренинг предполагает работу только с теми обучающимися, которые выражают желание осваивать психологически знания, интересуются психологией, либо просто являются активными людьми.

Анализируя программу Пономаренко Л.П. и Белоусовой Р.В. «Основы психологии для старшеклассников: пособие для педагогов: В 2 ч. – М.: Гуманитарное изд. центр. Владос, 2001», хотелось бы отметить, что данный учебный курс охватывает все основные разделы общей психологии. Используя данные современных психологических, теоретических и эмпирических исследований, научно-популярные источники, авторы ставят перед собой цель синтезировать обширный литературный материал в целостную, логически завершенную систему знаний, адаптированную для восприятия подросткового и раннего юношеского возраста.

В программе «Основы психологии», кроме традиционных разделов общей психологии, выделены специальные темы: «Самосознание», «Я- концепция», «Самоотношение», которые имеют прямое отношение к формированию личности старшеклассника, развитию самоотношения, выработки собственной жизненной позиции.

Практическую направленность имеют уроки, позволяющие школьникам овладеть приемами саморегуляции, развить способность к позитивному мышлению, уверенность в себе, чувство собственного достоинства.

В чрезвычайно важных и актуальных для раннего юношеского возраста темах «Любовь» и «Экология любви» затрагиваются проблемы уникальности человеческих чувств, необходимости бережного отношения к чужим чувствам, умения отличать открытые и серьезные отношения от психологического насилия и манипуляции.

Нетрадиционно представлен раздел «Личность», построенный по принципу «от общего к частному».

В программу курса включена тема «Профилактика аддиктивного поведения», которая при необходимости может использоваться в работе по профилактике табакокурения, алкоголизма и наркомании несовершеннолетних.

Отдавая должное предпочтение указанным выше интересным и полезным разработкам данной программы, хотелось бы отметить, что данный курс очень удачен для работы в школе, а не структуре дополнительного образования.

Взяв за основу данную программу, мы поставили перед собой задачу сделать курс психологии адаптивным для современных условий дополнительного образования. Для этого в структуру основной программы были внесены следующие изменения:

- увеличено количество часов (1год с 68 до 144ч., 2 год с 68 до 180 ч.), что позволило расширить теоретическую и практическую базу излагаемого материала, использования дополнительной литературы и современных методов: арт-терапия, сказкотерапия и.т.д.



Новизна данной образовательной программы заключается ещё и в том, что материал занятий излагается в необычной для детей форме в виде психологических тренингов. Особенно активно в образовательном процессе используются современные техники по сказкотерапии и арт-терапии.

Программа включает в себя:

- лекционные занятия;

- психологическую диагностику;

- релаксационные упражнения;

- психологические игры и другие техники;

- современные техники по сказкотерапии, арт-терапии;

- элементы психологического тренинга;

- творческую работу.
Основная цель программы: повышение психологической культуры личности.

Основные задачи программы:

Обучающие задачи:

- научить элементарным навыкам психологической саморегуляции;

- обучить элементам общей психологической культуры.

Развивающие задачи:

-совершенствование навыков конструктивного общения, развитие социальной компетенции;

- развитие у обучающихся потребности в понимании себя как личности и способствовать сознательному выбору своей жизненной профессиональной траектории.

Воспитательные задачи:

- сформировать представления о психологии как научно-практической дисциплине;

- сформировать общее представление о познавательной сфере личности и психических процессах;

- познание своих индивидуальных и личностных особенностей и некоторых аспектов межличностных взаимодействий;



Цель первого года обучения: формирование у обучающихся представления о психологии как о науке познания самого себя и других.

Обучающие задачи:

- обучить приёмам развития всех познавательных процессов;

- уметь управлять своим эмоциональным состоянием;

- научить критически оценивать себя, своё поведение, отношение к окружающим;

- овладеть элементарными навыками психологической саморегуляции.

Развивающие задачи:

- развить эмоциональную сферу обучающегося;

- развитие способности к самоанализу, самопознанию, навыков ведения позитивного внутреннего диалога о самом себе.

Воспитательные задачи:

- воспитать терпимость отношения к себе и окружающим;

- сформировать процессы самопознания, саморазвития и самореализации себя, как личности.

Цель второго года обучения: повышение культуры общения у обучающихся.

Обучающие задачи:

- научиться технологиям эффективного общения;

- обучение навыкам культуры поведения;

- научить анализировать ситуацию, мотивы, интересы, чувства, поступки других;

- научить познавать свои индивидуальные, личностные особенности и некоторые аспекты межличностных взаимодействий.

Развивающие задачи:

- совершенствовать навыки конструктивного общения;

- совершенствовать навыки обучения через развитие личности



Воспитательные задачи:

- воспитание элементов общей психологической культуры;

- способствовать сознательному выбору своей жизненной профессиональной траектории;

Программа рассчитана на 2 года обучения детей в возрасте 13-15 лет:

1 год обучения – 2 раза в неделю по 2 часа, 144 часа в год.

2 год обучения – 3 раза в неделю по 2 ч , 2ч и 1ч. (5 ч), 180 часов в год.

Занятия проводятся с постоянной группой обучающихся в количестве 10 – 12 человек, пол значения не имеет. При принятии в студию уровень образования и степень особенной подготовки не требуется. Обучающиеся обязательно должны проявлять положительную мотивацию к занятиям, интерес к данному курсу.

При приеме в студию "Занимательная психология", принимаются обычные дети, физически и психологически здоровые.

Данная программа реализуется на базовом уровне, направлена на освоение определённого вида деятельности.

Формой преподавания могут быть теоретические и практические занятия. На теоретических занятиях формируются основы представлений о психологии как научно – практической дисциплине. Практические занятия включают психодиагностику (изучение индивидуально – личностных особенностей и межличностных отношений), освоение элементарных практических методов саморегуляции, обучение умению навыкам самостоятельно связывать психологическую теорию с жизнью.


Ожидаемые результаты

I год обучения

Обучающиеся должны:

- иметь представление о психологии как научно-практической дисциплине;

-иметь общее представление о познавательной сфере личности и психических процессах;

- иметь общее представление о себе, личностных качествах и особенностях;

- уметь реально оценивать свои возможности, притязания и достижения;

- уметь критически оценивать себя, свое поведение, отношение к окружающим;

- уметь управлять своим эмоциональным состоянием.



II год обучения

Обучающиеся должны уметь:

- конструктивно строить свои взаимоотношения с окружающими;

- анализировать ситуацию, мотивы, интересы, чувства, поступки других;

- понимать самого себя и относится к себе, своей жизни, здоровью, окружающей среде с должным уважением;

- быть независимым, отстаивать свою позицию конструктивными способами;

- ставить перед собой задачи, цели и находить самостоятельные пути их достижения.

- использовать методы бесконфликтного взаимодействия;

- соотносить свои индивидуально – психологические особенности и возможности с требованиями выбираемой профессии;

- владеть элементами общей психологической культуры.


Формы проверки результатов


Сроки

Наименование разделов, блоков, тем.

Формы и виды контроля

1 год обучения

Сентябрь

1.ТБ. Введение в психологию.

Устный опрос.

Декабрь

2. Познавательные процессы, способности.

Игра: «Что? Где? Когда?

Февраль

3. Познавательные процессы, способности.

Открытое занятие, устный опрос.

Март

4. Психология личности.

Кроссворд, устный опрос.

Апрель

5. Саморегуляция.

Устный опрос

Май

6. Развитие личности на разных возрастных этапах.

Дискуссия

Май

7. Итоговая работа в конце года.

Собеседование

2 год обучения

Сентябрь

1. Межличностные отношения.

Устный опрос.

Октябрь

2. Условия и технологии эффективной коммуникации.

Круглый стол

Декабрь

3.Конструктивное преодоление конфликтов.

Дискуссия

Январь

4. Психология семейных отношений.

Устный опрос

Март

5. Психология малых групп и коллективов.

Кроссворд, устный опрос

Апрель

6. Деловое общение.

Устный опрос

Май

7. Профориентация.

Круглый стол

Май

8. Итоговая работа в конце года.

Реферат.

В программе используются следующие методы отслеживания результативности:

- педагогическое наблюдение;

-педагогический анализ;

-педагогический мониторинг образовательной деятельности обучающихся.

Для подведения итогов работы по программе используются как не документальные формы (открытые занятия, зачёты, рефераты), так и документальные (протокол, зачёты, фото отчёты).

Данная программа «Занимательная психология» может быть использована педагогом-психологом в работе с обучающимися старшего школьного возраста.

Так же эта программа может быть рекомендована психологам в преподавании курса психологии как обязательного предмета или предмета по выбору в средних общеобразовательных школах, лицеях, гимназиях, а также техникумах и профтехучилищах.



Материал пособия может быть использован в целях психологического просвещения, а также для самообразования старшеклассников, студентов, педагогов и педагогов - психологов.

2.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН




Наименование разделов, тем

Всего часов

Теория

Практика

I год обучения

1.

Вводное занятие. Психологический аспект формирования коллектива.

4




4

2

Введение в психологию.

8







2.1.

Понятие психологии




2




2.2.

Развитие психики и сознания. Мозг и психика.




2




2.3.

Жизнь мозга и загадочные явления психики.




2




2.4.

Практическое занятие: Игра «Что? Где? Когда?»







2

3.

Познавательные процессы, способности.

40







3.1.

Внимание




2

4

3.2.

Память




2

4

3.3.

Мышление




2

4

3.4.

Воображение




2

4

3.5.

Ощущение и Восприятие




2

2

3.6.

Способности. Интеллект




2

2

3.7.

Творческие способности. Креативность.




2

4

3.8.

Круглый стол.







2

4.

Психология личности.

54







4.1.

Личность и её проявления.




2

4

4.2.

Современные психологические теории личности.




2




4.3.

Темперамент.




2

4

4.4.

Характер.




2

4

4.5.

Самосознание «Я – концепция».




2

4

4.6.

Самоотношение.




2

4

4.7.

Эмоционально – волевая сфера личности.




2

4

4.8.

Самореализация личности




2

4

4.9.

Дружба. Любовь. Экология любви.




4

4

4.10.

Практическое занятие: Игра «Что? Где? Когда?».







2

5.

Саморегуляция.

22







5.1.

Стресс. Фрустрация.




2

2

5.2.

Саморегуляция.




2

4

5.3.

Профилактика аддиктивного поведения.




2

6

5.4.

Позитивное мышление.




2

2

6.

Развитие личности на разных возрастных этапах.

16







6.1.

Раннее детство.




2




6.2.

Дошкольное детство.




2




6.3.

Младший школьник.




2




6.4.

Подросток.




2




6.5.

Психология юношества.




2

2

6.6.

Круглый стол.







2

6.7.

Реферат.







2




Итого:__144'>Итого:

144







II год обучения

1.

Межличностные отношения.

32







1.1.

Понятие общения. Структура и средства общения.




2

4

1.2.

Невербальные средства общения.




2

4

1.3.

Речевые средства общения.




2

4

1.4.

Позиции в общении




2

4

1.5.

Манипулирование




2

4

1.6.

Практическое занятие: Игра «Что? Где? Когда?».







2

2.

Условия и технологии эффективной коммуникации.

34







2.1.

Механизмы межличностного восприятия.




2

4

2.2.

Психологические защиты




2

-

2.3.

Барьеры в общении




2

-

2.4.

Конструктивное общение. Контроль эмоций.




2

6

2.5.

Активное и пассивное слушание.




2

4

2.6.

Приемы расположения к себе. Самопрезентация




2

6

2.7.

Круглый стол.







2

3.

Конструктивное преодоление конфликтов.

12







3.1.

Конфликт. Виды конфликтов. Основные причины конфликтов




2




3.2.

Стили разрешения конфликтов и управление ими




2

6

3.3.

Практическое занятие: Игра «Что? Где? Когда?».







2

4.

Психология семейных отношений.

10







4.1.

Психологические аспекты семейных отношений.




2

2

4.2.

Функции семьи. Стили семейного воспитания.




2

2

4.3.

Круглый стол.







2

5.

Психология малых групп и коллективов.

22







5.1.

Коллектив и личность




2

4

5.2.

Лидер и стили руководства




2

4

5.3.

Социально-психологические особенности взаимодействия людей в малой группе. Конформизм.




2

-

5.4.

Развитие навыков уверенного отказа.




2

4

5.5.

Практическое занятие: Игра «Что? Где? Когда?».







2

6.

Деловое общение.

30







6.1.

Деловая беседа




4

4

6.2.

Психологические особенности публичного выступления.




2

4

6.3.

Экзамен. Психологические аспекты.




4

10

6.4.

Круглый стол.







2

7

Основы православной культуры.

4







8

История театра.

4







9.

Профориентация.

32







9.1.

Профессиональное самоопределение.




2

12

9.2.

Проектирование профессионального жизненного пути.




2

12

9.3.

Практическое занятие: Игра «Что? Где? Когда?».







2

9.4.

Реферат.







2




Итого:

180







Каталог: wp-content -> uploads -> 2015
2015 -> Семья как фактор социогенеза: ценностно-нормативный аспект
2015 -> «Особенности организации деятельности соц педагога в коррекционном учреждении» Социальный педагог
2015 -> Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
2015 -> Ложная женщина. Невроз как внутренний театр личности
2015 -> Методические рекомендации по организации учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий в условиях сетевого взаимодействия образовательрных учреждений и организаций организация учебного процесса с использованием дистанционных
2015 -> Лекция Как важно понимание семьи Категория: ветераны боевых действий и члены их семей


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница