Программа введение в традицию региональная общественная организация



страница1/7
Дата21.04.2016
Размер1.45 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7

РОО «Семейный клуб родительского опыта «Рождество» Программа ВВЕДЕНИЕ В ТРАДИЦИЮ





Региональная общественная организация

«Семейный клуб родительского опыта «Рождество», г. Москва



Программа студийных занятий с детьми

Введение в традицию



Методическое пособие
Часть I


  • Тематические циклы года

  • Содержательные разделы

  • Годовой тематический план занятий


Часть II
- Структурные части занятия детской студии

- Работа с родителями


Автор: Анастасия Крячко

( при участии педагогов СКРО «Рождество»)

Москва 2002 год


Авторская программа студийных занятий с детьми «Введение в традицию» разрабатывалась педагогическим коллективом семейного клуба родительского опыта «Рождество» с 1992 года. Она рассчитана на детей в возрасте от 1,5 до 8-ми лет и предполагает деятельное участие родителей в реализации программы.

Первая часть методических материалов программы «Введение в традицию» представляет собой рекомендации по устроению тематических циклов, а также годовой тематический план занятий детских студий, охватывающий все возрастные группы.

Вторая часть методического пособия к программе «Введение в традицию» содержит рекомендации по организации структурных частей занятия и работе с родителями.

Программные материалы клуба «Рождество» могут быть интересны педагогам, психологам и родителям, интересующимся семейной педагогикой, воспитательным потенциалом отечественной культуры, новыми подходами к духовно-нравственному воспитанию детей, найденными в живом педагогическом опыте.



СОДЕРЖАНИЕ

От автора………………………………………………………………………

ЧАСТЬ I

Введение……………………………………………………………………

Устроение занятий в течение учебного года.

Начало и завершение занятий. Тематический цикл.

Особенности праздничных и обычных занятий………………………………

Содержательные разделы программы………………………

Тематический план занятий по возрастным группам…

Для детей 1,5 – 2,5 лет………………………………………………………

Для детей 2,5 – 3,5 лет……………………………………………………….

Для детей 4 – 5 лет…………………………………………………………...

Для детей 4,5 – 6 лет…………………………………………………………

Для детей 6 – 7 лет……………………………………………………………

Для детей 7 – 8 лет……………………………………………………………

ЧАСТЬ II

Характеристика структурных частей занятий.

До начала занятия. Продолжительность структурных частей…………………

Вводная часть занятия…………………………………………

Приветствие в кругу. Лингвистические и адаптационные игры. «Запев»………

Основная часть занятия

Т е м а т и ч е с к а я б е с е д а……………………………………………………

Основные принципы и задачи. Опорные составляющие продуктивного диалога. Структура «сократического диалога». Особенности ведения тематической беседы с детьми разного возраста. Составные элементы

части «Тематическая беседа» и их характеристика: методы обсуждения домашнего задания; тематический диалог; слайд-фильм; постановка

нового домашнего задания……………………….…………………………..…

« В е н о к и г р » ( и л и и г р а – д р а м а т и з а ц и я )…………………………

Место и особенности игровой деятельности в программе «Введение в традицию».

Понятие «Венок игр», его задачи, строение; предварительная работа педагога с текстом. Понятие «Игра-драматизация»: значение, работа с текстом.

С к а з к и в к о н т е к с т е з а н я т и я……………………………….…………

Значение сказки и необходимость понимания ее духовного смысла. Предварительная работа педагога с текстом. Разница «сказывания» и «пересказа». Переход к части «Сказка» в ходе занятия. Участие родителей в показе сказки. Сколько раз рассказывать одну сказку. Виды показа сказки на занятии. Выбор сказки для показа и переложение текста. Сказки и истории. Приложение: Изготовление кукол к сказке

Т р а п е з а……………..………………………………………………………………………..…

М у з ы к а л ь н а я ч а с т ь з а н я т и я……………………………………………………

Составляющие «музыкальной части»: разминка, разучивание. Музыкальное сопровождение. Разучивание новой песни. Первое исполнение. Новые слова

и понятия в тексте песен.

Т в о р ч е с к и е з а д а н и я и р у к о д е л и е…….……………………………………

Творческие задачи и их особенности для разных возрастных групп.

Виды рукоделия и творческих заданий. Структура части «Рукоделие».

Подготовительная работа педагога.

Заключительная часть занятия. Домашнее задание.

«Прощальный круг»………………………………………………………………

Работа с родителями……………………………………………………

Единство педагогических усилий. Способы взаимодействия. Общестудийное

родительское собрание в начале года. «Маленький родительский совет» в ходе занятия.

Заключение……………………………………………………………………

Литература ……………………………………………………………………

«Шагнуть вперед можно лишь

тогда, когда нога отталкивается

от чего-то, движение от ничего

или из ничего невозможно…»

Василий Белов
От автора
Программа студийных занятий с детьми, которая создавалась в 1991-2002 годах педагогическим коллективом Семейного клуба «Рождество», называется «Введение в традицию». Известно, что в переводе с латинского tradition означает передача. Так, в культуре любого народа духовные приоритеты, нравственные идеалы, нормы поведения и пр. передаются от родителей к детям, становятся частью духовной и культурной традиции.

С течением времени в отечественной культуре выработались такие способы этой передачи, которые наиболее доступны восприятию ребенка. Удивительно, что они точно соответствуют законам физического и интеллектуального развития ребенка и образуют своего рода систему. Воспитательные возможности народных пестушек и потешек, календарных игр и песен, сказок и разных видов рукоделия, годового уклада жизни семьи, используются в ходе занятий с детьми в Семейном Клубе «Рождество».

Однако мы уверены, что простое копирование, механическое воспроизведение старых форм не может сегодня сделать процесс воспитания по-настоящему плодотворным. В живом педагогическом поиске должны рождаться и новые подходы. В предлагаемом читателю методическом пособии к программе «Введение в традицию» мы постарались отразить опыт педагогов Клуба «Рождество» в этом направлении.

В первой части пособия представлены материалы, касающиеся устроения годовых тематических циклов и их содержания для детей разных возрастных групп (от 1,5 до 8 лет).

Во второй части описаны возможные способы вовлечения родителей в педагогический процесс, а также следующие структурные части занятия детской студии:


  • вводная часть,

  • лингвистические и адаптационные игры,

  • тематическая беседа и слайд-фильм,

  • «Венок игр» и игра-драматизация,

  • сказка с куклами,

  • музыкальная часть,

  • творческие задания и рукоделие,

  • домашние задания.

Основной задачей для авторов программы «Введение в традицию» было преодоление соблазна передачи детям формального знания. Еще в 20-х годах XX века выдающийся психолог и педагог, профессор Василий Васильевич Зеньковский, поднимая поныне актуальную проблему «педагогического интеллектуализма», определял смысл детства, как подготовку «… к самостоятельному творчеству в жизни», а первой и основной задачей воспитания называл «… охрану и развитие творческих сил в нас, творческой основы души». Он также отмечал, что источник творческой силы в человеке связан не с интеллектом, не с полученными знаниями: «… творческие недра души, творческие ее силы связаны именно с эмоциональной сферой, откуда и излучается творческая энергия, согревающая и одушевляющая работу ума и нашу активность…» Этим и обусловлен выбор содержания занятий в программе «Введение в традицию» и тех способов, с помощью которых это содержание сообщается детям. Авторы видели свою задачу в том, чтобы в душе ребенка вызвать эмоционально-смысловой отклик, зажечь его сердце.

Искренне надеемся, что наш опыт послужит воскресным школам, детским садам, досуговым центрам и тем родителям и педагогам, которые серьезно и творчески подходят к воспитанию и развитию ребенка дошкольного и младшего школьного возраста.




Чтобы облегчить поиск в пособии идей, которые могут быть востребованы родителями для «домашнего пользования» мы помечаем соответствующие места в тексте значком




«Человек определяется тем,

что он любит и как он любит…»

И.А.Ильин «О духовности инстинкта»

из книги «Путь к очевидному»

Введение
Дошкольное детство – важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущение собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, семейном укладе и родной земле.

Современные образовательные учреждения предлагают дошкольникам преимущественно методики, направленные на интенсивное интеллектуальное развитие, основной педагогической целью считая подготовку ребенка к школе. Принимая во внимание, что в первые 7 лет в жизни человека, по сути, являются базовыми для построения в будущем отношений с окружающими, модели своей собственной семьи, гражданской позиции, Клуб «Рождество» основное внимание в воспитании дошкольников и младших школьников уделяет духовно-нравственной сфере.

Детские студии Клуба посещают дети 6-ми возрастных групп (от 1,5 до 8 лет). Занятия знакомят детей с миром нравственных ценностей традиционной российской культуры – через игры, сказки, песни, рукоделие. Поэтапно, в соответствии с возрастом, малыши знакомятся с основами православной культуры – через истории, фильмы, тематические диалоги, иконографию, праздники.

Спецификой организации занятий с детьми в Клубе «Рождество» является обращение через духовно-нравственное пространство к интеллектуальному и эстетическому сознанию ребенка. Познавательная сфера расширяется не путем накопления ребенком разнообразных фактов, а через открытие и усвоение связей между ними (системный подход).

С помощью тематических игр-драматизаций, бесед, творческих заданий, интерактивных экскурсий, у детей складывается система впечатлений о красоте и сезонных изменениях окружающего мира, об исторической, культурной традициях своего народа, пробуждается чувство причастности к ним.

В процессе совместных творческих занятий, свободной игры, у малышей формируется опыт вхождения в общественные отношения: они учатся добиваться поставленной цели, переживать первые победы и неудачи, быть щедрыми и терпеливыми, внимательными, исполнительными и инициативными.

Игровая деятельность, являющаяся ведущей на занятиях студий, способствует процессу социализации детей. При этом игра, подобно сказке, имеет свою указующую, воспитательную цель и увлекательную, понятную детям тему. Возможности таких игр-драматизаций велики: ведь получение различных знаний по географии, истории, археологии, архитектуре, эстетике, народно-бытовой и художественной культуре становится впечатлением, формирующим внутренний мир ребенка на основе эмоционального и смыслового отклика, вызванного темой игр и сопутствующих занятий. Игры-драматизации и сюжетные «венки игр» являются авторскими разработками педагогов Клуба.

Учебный год занятий детских студий по программе «Введение в традицию» начинается в середине сентября (обычно на неделе после церковного новолетия 14 сентября). Программа включает в себя как собственно занятия в помещении, проводимые 1 раз в неделю, так и совместные прогулки, выезды, экскурсии и праздники. Заканчивается годовой цикл занятий в конце мая (всего около 38 - 40 встреч с сентября по май).

Несколько занятий, объединенных общей темой и педагогическими задачами, представляют собой ТЕМАТИЧЕСКИЙ ЦИКЛ. Как правило, каждый такой цикл включает: - 4 – 5 занятий;

- экскурсию;

- студийный праздник.

Тематические циклы, в основном, приурочены к праздникам года.

Всего в учебном году 7 тематических циклов (см. таблицу).

Т е м а т и ч е с к и е ц и к л ы занятий приурочены к праздникам – важнейшим вехам православного и гражданского календаря:

Покров Пресвятой Богородицы,

Собор Архистратига Михаила,

Рождество Христово,

масленичное гуляние,

Благовещение,

Пасха,


День Победы.

Праздники не просто вносят радость в наши дома. Они сообщают особый ритм духовной жизни человека, открывают духовную и культурно-историческую традицию нашего народа. Т е м а т и ч е с к и й ц и к л, состоящий из приготовительных занятий, - своеобразная «дорожка к Празднику», помогающая приоткрыть для детей его напутственный смысл.

Финал тематического цикла - п р а з н и ч н о е з а н я т и е детской студии. В программе «Введение в традицию» оно строится как:

- тематическое действие, участниками которого становятся все присутствующие на занятии дети и взрослые,

- своеобразное подведение итогов тематического цикла (сценарий предусматривает различные вопросы-задания, поиск выхода из «трудных ситуаций», помогающие понять, что останется в памяти детей из содержания занятий),

- приобщение к самобытным особенностям русского праздника: песням, играм, забавам, костюму, трапезе и другим обычаям, не противоречащим ценностям христианской культуры.



О б ы ч н о е з а н я т и е детской студии состоит из следующих частей:

  • адаптивные игры (песни-приветствия и т.д.);

  • лингвистические игры (на пополнение словарного запаса, развитие внимания и фонетического слуха);

  • обсуждение домашнего задания, тематическая беседа, слайд-фильм (с детьми в возрасте от 3,5 лет);

  • игра-драматизация или «венок игр» (для детей до 3-х лет – на основе природного календаря, от 3-х до 8-ми – на основе сезонно-земледельческих, культурно-бытовых и исторических мотивов в жизни человека);

  • сказка (маленький кукольный спектакль, помогающий раскрытию основной темы занятия и цикла);

  • совместная трапеза с принесенными из дома угощеньями;

  • музыкальная часть (для детей от 3-х лет) - упражнения на развитие слуха, чувства ритма, культуры пластики, а также народные песни, попевки, элементы танцевальной культуры;

  • рукоделие (развитие эстетического сознания, созидательной активности через знакомство с народными художественными промыслами и использование возможностей лепки, рисования для выполнения совместных проектов в группе);

  • домашнее задание (систематически – для детей от 4-х лет).

(Подробное описание структурных частей занятия дается во второй части настоящего пособия).
Содержательные разделы программы «Введение в традицию».
Важной задачей для авторов программы «Введение в традицию» стало определение того, каким содержанием будут наполнены структурные части занятия. Как определить, какие разделы, темы, области знания могут способствовать решению воспитательных задач, с одной стороны, и с другой — быть востребованы ребенком, коснуться его сердца?

Представляется целесообразным опираться на то, что уже присутствует в жизненном опыте ребенка или предугадывается в зоне его ближайшего развития. Это: система социальных отношений (семья, сверстники, отношение к самому себе и другим людям), а также историко-культурный и природоведческий аспекты (так они оказывают существенное влияние на интересы, занятия, устремления личности).

В процессе поиска метода и ведения занятий с дошкольниками в клубе «Рождество» у нас родилось убеждение в нецелесообразности опоры на фактический материал только лишь ради его познавательных возможностей. События отечественной истории и культуры, представления о явлениях природы и прочее вне сферы духовно-нравственных смыслов, вне ответа на вопрос о том, что даст то или иное знание уму и сердцу ребенка, становятся лишь нагрузкой на память.

(Возникает естественный вопрос: о каких смыслах идет речь, если, к примеру, понимание причинно-следственных закономерностей и уроков истории не под силу ребенку-дошкольнику? Конечно, подобное осмысленное отношение - дело старшего возраста. В дошкольном же детстве смысл введения в отечественную историю представляется не в том «чтобы знал! - полезно знать свое прошлое», но, прежде всего в том, чтобы ответить на естественную, зарождающуюся жажду героической романтики, поиска образца для подражания. Такие идеалы, образы истинных героев и могут складываться на основе знакомства и проживания событий отечественной истории и русского героического эпоса. Проживания - потому, что ребенку свойственно отождествлять себя с героем, что чрезвычайно важно для его психического развития и личностного роста.

Если сегодня мы не сумеем зажечь его сердце досточтимыми былинными, историческими, да и современными нам образами — именно зажечь, а не ограничиться устным сообщением! — то удовлетворение жажде подвига ребенок найдет в образах «героев» массовой культуры. Мы свидетели тому, как Бэтмэны и человеки-пауки победоносно удовлетворяют потребность детей в героическом...).

Знания и представления об о к р у ж а ю щ е м м и р е могут служить не только пищей для ума, но и для сердца. Но в основе выбора тем должен лежать ответ на вопрос о том, чему может послужить разговор с ребенком о временах года, превращениях зерна, профессиях и т.д. и т.п., что может дать ему? Соответствие общепринятым показателям развития? Готовность к школе (спросят на вступительном собеседовании)? Конечно, мы не можем этого не учитывать. Безусловно, должны помочь ребенку соответствовать разумным требования социума. Но в контексте занятий педагог не должен решать только эти задачи.

Так, разговор о круге времен года, пути зерна к хлебушку, звездах и планетах и пр. может открывать тему непрерывности жизни, ее «таинственной внутренней целесообразности» (И. Ильин), разговор о профессиях — тему служения человека в мире, раскрытия данных Богом дарований, разговор о правилах в жизни в семье — тему послушания, значения нравственных устоев, предназначения мужчины и женщины, экскурс в художественную культуру — тему рукотворного и нерукотворного в мире, тему данного от Господа творческого начала в человеке и т.д. и т.п.

Связь основных педагогических задач с воспитанием умения сердца «…отзываться на всякое явление Божественного в мире и людях» можно найти, в частности, в труде русского философа Ивана Ильина «Путь духовного обновления». Здесь, по сути, им не только выделена система искомых содержательных разделов, но и определены их воспитательные возможности.

(В программе «Введение в традицию» эти идеи отражены в пяти соответствующих разделах).

И. Ильин, из книги «Путь духовного обновления»:



«Надо как бы повести или сводить душу ребенка во все «места», где можно найти и пережить нечто божественное; постепенно все должно стать ей доступным -

- и природа во всей ее красоте, в ее величии и таинственной внутренней целесообразности,

Эти цели определяют содержание раздела «Окружающий мир».

- и та чудесная глубина, и та благородная радость, которую дает нам истинное искусство,

Содержание раздела «Творческие задания и рукоделие».

- и неподдельное сочувствие всему страждущему, и действенная любовь к ближнему, и блаженная сила совестного акта,

Эти непростые темы — через содержание разделов «Основы православной культуры» и «Дом, семья, друзья и труды в жизни человека».

- и мужество национального героя; и творческая жизнь национального гения с его одинокой борьбой и жертвенной ответственностью;

Содержание раздела «Наше Отечество»


- и главное: непосредственное молитвенное обращение к Богу, который и слышит, и любит, и помогает. Надо, чтобы ребенок получил доступ всюду, где Дух Божий дышит, зовет и раскрывается, - как в самом человеке, так и в окружающем мире».

Область тайны становления личного духовного опыта, семейной педагогики…

Краткая характеристика содержательных разделов авторской программы «Введение в традицию»

I. «Окружающий мир».

Знакомство с отличительными особенностями времен года, животным и растительным миром России, ее природными богатствами, элементами зоогеографии, географической картой мира, звездным небом, временем, календарем и т.п.
II. «Наше Отечество».

Знакомство с важными вехами отечественной истории, великими полководцами и победами, русскими святыми, художественной, бытовой, детской игровой культурой нашего народа, представлениями о взаимосвязи понятий семья - род — народ — Родина, как семья народов.

Ф О Т О

III. «Основы православной культуры».



Введение в Предание Православной церкви, в смысловое содержание и значение праздников церковного года, знакомство с важнейшими вехами Ветхого и Нового заветов, житиями святых, заповедями Божиими, миром нравственных ценностей, детскими христианскими песнями и историями.
IV. «Дом, семья, друзья и труды в жизни человека».

Знакомство с отечественными семейно-бытовым укладом жизни (традиции и преемственность), предметной средой русского дома, поэтикой народного костюма, сезонными и повседневными занятиями людей, особенностями мужских и женских домашних трудов, профессиями людей, духовно-нравственными воззрениями.


Фото с русским костюмом


V. «Творческие задания и рукоделие».

Введение в народную декоративно-прикладную культуру, знакомство с ремеслами и промыслами, освоение простейших техник рукоделия и художественного творчества, приобретение навыков выполнения совместных творческих проектов.
Особенностью программы «Введение в традицию» является то, что в ходе занятия темы разделов не составляют его отдельные части (как «мини-уроки» по направлениям), но присутствуют в ткани всего занятия, наполняют соответствующим содержанием не только тематические беседы или слайд-фильмы, но разные виды игр, сказки, песни, творческие и домашние задания.
Тематический план занятий по возрастным группам.
Для удобства восприятия содержания тематических циклов года используется разбивка на означенные выше разделы:


  1. Окружающий мир;

  2. Наше Отечество;

  3. Основы православной культуры;

  4. Дом, семья, друзья. Труды человека;

  5. Творческое задание, рукоделие,

а также выделено 6 возрастных групп. Возраст детей указан на сентябрь.
(Авторы полагают, что темы, указанные в плане, могут пригодиться не только педагогам, но и родителям в выборе чтения, рукоделия, игр и других занятий с детьми).

В о з р а с т н ы е г р у п п ы д е т е й 1 , 5 – 2 , 5 л ет.

Цикл I. «Урожайный»
1. «Окружающий мир»

Приметы ранней осени. Дары леса. Овощи и фрукты на нашем столе. Различение основных видов овощей и фруктов (3-5 видов). Осеннее изобилие.


2. «Наше Отечество»

Пальчиковые игры и попевки на основе русских пестушек, народные подвижные игры, сказки и песни, в которых отражены темы осенних трудов.


3. «Основы православной культуры»

Беседы с родителями об истории и значении праздника Покрова Пресвятой Богородицы.

Внимание к ликам Спасителя и Божьей Матери на иконах.

Песни (темы благодарения Богу за помощь людям и урожай).


4. «Дом, семья, друзья. Труды человека».

Игры и песенки на тему сбора урожая.

Праздник урожая в студии.
5. «Творческие задания, рукоделие».

Аппликация и гирлянды из осенних листьев. Рисование: краски осени. Узелковая игрушка «Зайчик». Совместное творчество: панно «Листопад». Рисование красками по ткани: праздничная скатерть «Осенние дары».


Цикл II. «Поздняя осень»

(Тематическое содержание этого цикла составляет занятия для детей

разных возрастных групп от 1,5 до 3,5 лет)

1. «Окружающий мир»

1,5 – 2,5 лет

Приметы поздней осени. Подготовка зверей к зиме. («В гостях» у белочки – мышки – ежика – медведя).

2,5 – 3,5 лет

Погодные явления поздней осени. Засыпание природы. Подготовка зверей и птиц к зиме. «Кто, где зимует?».

«Обед» зверушек летом и зимой. Познавательные игры «Чьи запасы?»

«Кто из зверей зимой спит», «Кто меняет шубку».
2. «Наше Отечество»

Пальчиковые игры – пестушки, народные игры, сказки, попевки, в которых отражена тема заботы людей о тепле и достатке в доме, гостеприимстве и общих дел в семье.



3. «Основы православной культуры»

Совместная молитва перед трапезой.

Беседы с родителями о напутственному смысле годового круга праздников православного календаря.
4. «Дом, друзья, семья. Труды человека»

Песенки, игры и пальчиковые игры на тему заготовок на зиму. Тепло родного дома.

Игра «Теремок».

  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница