Программа вступительного собеседования в магистратуру по направлению 030. 300. 68 «Психология», магистерская программа 030. 300. 68-31 «Психологическая помощь в кризисных и чрезвычайных ситуациях»



Скачать 70.12 Kb.
Дата24.04.2016
Размер70.12 Kb.
ТипПрограмма

Федеральное агентство по образованию




Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Российский Государственный Педагогический Университет им. А. И. Герцена»




Программа вступительного собеседования в магистратуру по направлению 030.300.68 «Психология», магистерская программа 030.300.68-31 «Психологическая помощь в кризисных и чрезвычайных ситуациях»
Кафедра психологической помощи

Заведующая кафедрой

психологической помощи___________________________________ Е.П. Кораблина

Санкт-Петербург

2009


Программа вступительного собеседования в магистратуру

по направлению 030.300.68 – психология, магистерская программа 030300.68-31 «Психологическая помощь в кризисных и чрезвычайных ситуациях»
Цель: выявление уровня профессиональной, личностной и социальной готовности к продолжению обучения в магистратуре как высшем уровне профессионального образования.

Задачи:


  1. Оценка уровня проявления профессиональной компетентности бакалавра;

  2. Определение направленности и уровня подготовленности к освоению магистерской программы «Психологическая помощь в здравоохранении»;

Определение мотивации к продолжению обучения по выбранной магистерской программе. В процессе вступительного собеседования необходимо продемонстрировать не только знание соответствующей научной проблематики и специальной литературы, но и умение давать развернутые ответы на поставленные вопросы, в том числе с опорой на свой личный и/или профессиональный опыт, аргументировать свою точку зрения на современные проблемы психологии и психологической помощи.
Содержание вступительного собеседования

  1. Психологическое консультирование в кризисе

Многообразие кризисов на жизненном пути человека: возрастные, личностные, экзистенциальные, духовные.

  1. Основы психологической помощи в кризисных ситуациях.

Основные задачи психологической помощи в кризисной ситуации. Кризисная интервенция как метод психологической помощи в кризисной ситуации. Экстренная психологическая помощь: главные принципы, отличия от обычной психологической помощи, цели и задачи.

  1. Понятие кризисной ситуации.

Современные классификации кризисных ситуаций. Факторы возникновения кризисной ситуации.

  1. Стресс и травматический стресс.

Концепция стресса Г.Селье. Фазы стрессовой реакции. Понятие травматического стресса. Посттравматическое стрессовое расстройство.

  1. Психологическая помощь специалистам помогающих профессий.

Понятие «помогающая деятельность». Проблема эмоционального сгорания и вторичной травматизации помогающих специалистов. Основные потребности психологов-консультантов, работающих с кризисными клиентами (описать свою работу в условиях конфиденциальности, получить обратную связь, развивать профессиональные навыки, получать новые знания, «выпускать пар», уважать свои чувства, - как позитивные, так и негативные, чувствовать себя оцененным коллегами).

Психологическая помощь специалистам в области помогающей деятельности. Психологическая помощь и психопрофилактика эмоционального выгорания помогающих специалистов.



  1. Психологическое сопровождение школьников в период возрастных и психологических кризисов.

Рассмотрение кризисов в объективном контексте как части жизненного пути индивида. Понятие о «нормативном психологическом кризисе»: «кризис 6-7-летнего возраста», «кризис подросткового возраста» и др. Результат переживания возрастного кризиса является переходом на новую ступень развития организма и психики.

Основные комплексы школьных проблем: а) поступление в школу, б) необходимость приспосабливаться к давлению, оказываемому на школьника требованиями учебного процесса, в) «технизация» общества, требующая усложнения учебных программ, г) присутствие в школе элемента соревнования, ориентация на высокие показатели в учебе. Профилактика дезадаптаций у детей и подростков.



  1. Основы самопомощи в кризисных ситуациях (в том числе в ситуации финансового кризиса).

Понятия саморегуляции и психологической самопомощи. Основные методы саморегуляции и психологической самопомощи. Дыхательные методики саморегуляции. Аутогенная тренировка; медитация; метод визуализации. Психологический дневник; метод автобиографического анализа; метод создания сказки. Анализ сновидений. Методы самопомощи (на основе личного опыта).

  1. Психологическая диагностика в процессе психологического консультирования.

  2. Профессионально-важные качества психолога-консультанта.

Профессиональная подготовка. Морально-этические качества. Психологические качества личности.
Дополнительные вопросы для обсуждения и аргументации своей позиции:

  1. Какие препятствия (трудности) для психологов-консультантов могут быть при работе с кризисными клиентами?

  2. Какие ресурсы могут помочь консультантам (помогающим специалистам) поддерживать и сопровождать личность в кризисном состоянии?

  3. Согласны ли Вы, что самоубийцы редко обращаются за профессиональной или дружеской помощью? Почему (обоснуйте свой ответ)?

  4. Что вы понимаете под словом «терпимость»? Какие определения вы бы дали ему? Означает ли это, что люди должны терпеть все, что делают и говорят другие?

  5. Почему терпимость является исключительно важной компетенцией для психолога?

  6. При каких обстоятельствах ситуация экзамена является «негативным» и «полезным» стрессором?

  7. Может ли быть развод родителей положительным для дальнейшего развития ребенка? Обоснуйте свой ответ.

  8. Какое может быть объяснение факту меньшей частоты развития ПТСР вследствие природных катастроф, чем террористических актов?


Вопросы к собеседованию

  1. Психологическое консультирование в кризисе

  2. Основы психологической помощи в кризисных ситуациях.

  3. Понятие кризисной ситуации.

  4. Стресс и травматический стресс.

  5. Психологическая помощь специалистам помогающих профессий.

  6. Психологическое сопровождение школьников в период возрастных и психологических кризисов.

  7. Основы самопомощи в кризисных ситуациях (в том числе в ситуации финансового кризиса).

  8. Психологическая диагностика в процессе психологического консультирования.

  9. Профессионально-важные качества психолога-консультанта.

  10. Какие препятствия (трудности) для психологов-консультантов могут быть при работе с кризисными клиентами?

  11. Какие ресурсы могут помочь консультантам (помогающим специалистам) поддерживать и сопровождать личность в кризисном состоянии?

  12. Согласны ли Вы, что самоубийцы редко обращаются за профессиональной или дружеской помощью?

  13. Что вы понимаете под словом «терпимость»? Какие определения вы бы дали ему?

  14. При каких обстоятельствах ситуация экзамена является «негативным» и «полезным» стрессором?

  15. Может ли быть развод родителей положительным для дальнейшего развития ребенка? Обоснуйте свой ответ.

  16. Какое может быть объяснение факту меньшей частоты развития ПТСР вследствие природных катастроф, чем террористических актов?



Список литературы для подготовки к вступительному собеседованию:

  1. Зиновьева Н.О., Михайлова Н.А. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации. СПб.: Речь. - 2003.

  2. Исаев Д.Н. Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихические расстройства у детей. – СПб.: Речь, 2005. – С. 36-39.

  3. Кораблина Е.П. Профессия психолог-консультант: Монография. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. – 155 с.

  4. Кораблина Е.П., Акиндинова И.А., Баканова А.А., Родина А.М. Искусство исцеления души: Этюды о психологической помощи: Пособие для практических психологов / Под ред. Е.П. Кораблиной. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. – 319 с.

  5. Малкина-Пых И.Г. Экстремальные ситуации. – М.: ЭКСМО, 2005. – 960 с.

  6. Мастерство психологического консультирования / Под ред. А.А. Бадхена, А.М. Родиной. – СПБ.: «Европейский дом», 2007. – 183 с.

  7. Меновщиков В.Ю. Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями. – М.: Смысл, 2002. – 182 с.

  8. Многообразие психологической помощи: Коллективная монография. – СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И. Герцена, 2008. – 91 с.

  9. Осипова А.А. Справочник психолога по работе в кризисных ситуациях. Ростов-на-Дону, Феникс. 2005.

  10. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов. – СПб.: Речь, 2003. – 336 с.


Требования к уровню знаний бакалавров

Поступающий в магистратуру должен проявить на собеседовании способность интегрировать в своем ответе следующие аспекты, характеризующие человека в целом. группу и отдельные психические образования: 1) теоретический, 2) исторический, 3) возрастной, 4) аспект отклонений, 5) практический.


Критерии оценки
Поступающий в магистратуру получает оценку «отлично», если он демонстрирует все перечисленные аспекты.

Поступающий в магистратуру получает оценку «хорошо», если удовлетворяет всем за исключением одного из аспектов требований 2-4.

Поступающий в магистратуру получает оценку «удовлетворительно», если при ответе он проявил знания по 1 и 5 требованиям и по одному из требований 2-4

Поступающий в магистратуру получает оценку «неудовлетворительно», если он не проявляет знания и умения, определенные требованиями.


Критерий подведения итогов по результатам вступительных экзаменов в магистратуру на кафедру психологической помощи



  1. Количество баллов по диплому бакалавра ( N – средний балл диплома умножается на пять баллов)

Максимальная оценка – 25 баллов

  1. Количество баллов за собеседование по программе бакалаврского экзамена (Х – оценка ответа по пятибалльной шкале умножается на 10 баллов)

Максимальная оценка – 50 баллов

  1. Оценка за собеседование по программе, определяющей готовность к обучению по данной магистерской программе (Y – оценка ответа по пятибалльной шкале умножается на пять баллов)

Максимальная оценка – 25 баллов
Итоговый балл подсчитывается путем сложения баллов по трем пунктам.

Максимальная оценка – 100 баллов
Каталог: img -> files -> lkkppf
lkkppf -> Педагогической инноватики в профессиональном образовании материалы 15-й Международной научно-практической конференции Санкт-Петербург 2014
lkkppf -> Ретроспективный обзор психологической науки и ее отечественной военной компоненты
lkkppf -> Практическое направление деятельности сотрудников Лаборатории гендерной психологии Проведение психологических тренингов гендерной направленности: Тренинг «Гендер, который всегда с тобой: гендерные стереотипы, неравенство, сексизм»
lkkppf -> Семикин Виктор Васильевич
lkkppf -> Военной академии материально-технического обеспечения
lkkppf -> Учебно-методический комплекс по изучению дисциплины «профессиональная этика и служебный этикет»
lkkppf -> «категория «социального» в современной педагогике и психологии»
lkkppf -> Психология в педагогической деятельности


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница