Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский Государственный Педагогический Университет им. А. И. Герцена»
Программа вступительного собеседования в магистратуру по направлению 030.300.68 «Психология», магистерская программа 030.300.68-31 «Психологическая помощь в кризисных и чрезвычайных ситуациях»
Кафедра психологической помощи
Заведующая кафедрой
психологической помощи___________________________________ Е.П. Кораблина
Санкт-Петербург
2009
Программа вступительного собеседования в магистратуру
по направлению 030.300.68 – психология, магистерская программа 030300.68-31 «Психологическая помощь в кризисных и чрезвычайных ситуациях»
Цель: выявление уровня профессиональной, личностной и социальной готовности к продолжению обучения в магистратуре как высшем уровне профессионального образования.
Задачи:
-
Оценка уровня проявления профессиональной компетентности бакалавра;
-
Определение направленности и уровня подготовленности к освоению магистерской программы «Психологическая помощь в здравоохранении»;
Определение мотивации к продолжению обучения по выбранной магистерской программе. В процессе вступительного собеседования необходимо продемонстрировать не только знание соответствующей научной проблематики и специальной литературы, но и умение давать развернутые ответы на поставленные вопросы, в том числе с опорой на свой личный и/или профессиональный опыт, аргументировать свою точку зрения на современные проблемы психологии и психологической помощи.
Содержание вступительного собеседования
-
Психологическое консультирование в кризисе
Многообразие кризисов на жизненном пути человека: возрастные, личностные, экзистенциальные, духовные.
-
Основы психологической помощи в кризисных ситуациях.
Основные задачи психологической помощи в кризисной ситуации. Кризисная интервенция как метод психологической помощи в кризисной ситуации. Экстренная психологическая помощь: главные принципы, отличия от обычной психологической помощи, цели и задачи.
-
Понятие кризисной ситуации.
Современные классификации кризисных ситуаций. Факторы возникновения кризисной ситуации.
-
Стресс и травматический стресс.
Концепция стресса Г.Селье. Фазы стрессовой реакции. Понятие травматического стресса. Посттравматическое стрессовое расстройство.
-
Психологическая помощь специалистам помогающих профессий.
Понятие «помогающая деятельность». Проблема эмоционального сгорания и вторичной травматизации помогающих специалистов. Основные потребности психологов-консультантов, работающих с кризисными клиентами (описать свою работу в условиях конфиденциальности, получить обратную связь, развивать профессиональные навыки, получать новые знания, «выпускать пар», уважать свои чувства, - как позитивные, так и негативные, чувствовать себя оцененным коллегами).
Психологическая помощь специалистам в области помогающей деятельности. Психологическая помощь и психопрофилактика эмоционального выгорания помогающих специалистов.
-
Психологическое сопровождение школьников в период возрастных и психологических кризисов.
Рассмотрение кризисов в объективном контексте как части жизненного пути индивида. Понятие о «нормативном психологическом кризисе»: «кризис 6-7-летнего возраста», «кризис подросткового возраста» и др. Результат переживания возрастного кризиса является переходом на новую ступень развития организма и психики.
Основные комплексы школьных проблем: а) поступление в школу, б) необходимость приспосабливаться к давлению, оказываемому на школьника требованиями учебного процесса, в) «технизация» общества, требующая усложнения учебных программ, г) присутствие в школе элемента соревнования, ориентация на высокие показатели в учебе. Профилактика дезадаптаций у детей и подростков.
-
Основы самопомощи в кризисных ситуациях (в том числе в ситуации финансового кризиса).
Понятия саморегуляции и психологической самопомощи. Основные методы саморегуляции и психологической самопомощи. Дыхательные методики саморегуляции. Аутогенная тренировка; медитация; метод визуализации. Психологический дневник; метод автобиографического анализа; метод создания сказки. Анализ сновидений. Методы самопомощи (на основе личного опыта).
-
Психологическая диагностика в процессе психологического консультирования.
-
Профессионально-важные качества психолога-консультанта.
Профессиональная подготовка. Морально-этические качества. Психологические качества личности.
Дополнительные вопросы для обсуждения и аргументации своей позиции:
-
Какие препятствия (трудности) для психологов-консультантов могут быть при работе с кризисными клиентами?
-
Какие ресурсы могут помочь консультантам (помогающим специалистам) поддерживать и сопровождать личность в кризисном состоянии?
-
Согласны ли Вы, что самоубийцы редко обращаются за профессиональной или дружеской помощью? Почему (обоснуйте свой ответ)?
-
Что вы понимаете под словом «терпимость»? Какие определения вы бы дали ему? Означает ли это, что люди должны терпеть все, что делают и говорят другие?
-
Почему терпимость является исключительно важной компетенцией для психолога?
-
При каких обстоятельствах ситуация экзамена является «негативным» и «полезным» стрессором?
-
Может ли быть развод родителей положительным для дальнейшего развития ребенка? Обоснуйте свой ответ.
-
Какое может быть объяснение факту меньшей частоты развития ПТСР вследствие природных катастроф, чем террористических актов?
Вопросы к собеседованию
-
Психологическое консультирование в кризисе
-
Основы психологической помощи в кризисных ситуациях.
-
Понятие кризисной ситуации.
-
Стресс и травматический стресс.
-
Психологическая помощь специалистам помогающих профессий.
-
Психологическое сопровождение школьников в период возрастных и психологических кризисов.
-
Основы самопомощи в кризисных ситуациях (в том числе в ситуации финансового кризиса).
-
Психологическая диагностика в процессе психологического консультирования.
-
Профессионально-важные качества психолога-консультанта.
-
Какие препятствия (трудности) для психологов-консультантов могут быть при работе с кризисными клиентами?
-
Какие ресурсы могут помочь консультантам (помогающим специалистам) поддерживать и сопровождать личность в кризисном состоянии?
-
Согласны ли Вы, что самоубийцы редко обращаются за профессиональной или дружеской помощью?
-
Что вы понимаете под словом «терпимость»? Какие определения вы бы дали ему?
-
При каких обстоятельствах ситуация экзамена является «негативным» и «полезным» стрессором?
-
Может ли быть развод родителей положительным для дальнейшего развития ребенка? Обоснуйте свой ответ.
-
Какое может быть объяснение факту меньшей частоты развития ПТСР вследствие природных катастроф, чем террористических актов?
Список литературы для подготовки к вступительному собеседованию:
-
Зиновьева Н.О., Михайлова Н.А. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации. СПб.: Речь. - 2003.
-
Исаев Д.Н. Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихические расстройства у детей. – СПб.: Речь, 2005. – С. 36-39.
-
Кораблина Е.П. Профессия психолог-консультант: Монография. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. – 155 с.
-
Кораблина Е.П., Акиндинова И.А., Баканова А.А., Родина А.М. Искусство исцеления души: Этюды о психологической помощи: Пособие для практических психологов / Под ред. Е.П. Кораблиной. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. – 319 с.
-
Малкина-Пых И.Г. Экстремальные ситуации. – М.: ЭКСМО, 2005. – 960 с.
-
Мастерство психологического консультирования / Под ред. А.А. Бадхена, А.М. Родиной. – СПБ.: «Европейский дом», 2007. – 183 с.
-
Меновщиков В.Ю. Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями. – М.: Смысл, 2002. – 182 с.
-
Многообразие психологической помощи: Коллективная монография. – СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И. Герцена, 2008. – 91 с.
-
Осипова А.А. Справочник психолога по работе в кризисных ситуациях. Ростов-на-Дону, Феникс. 2005.
-
Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов. – СПб.: Речь, 2003. – 336 с.
Требования к уровню знаний бакалавров
Поступающий в магистратуру должен проявить на собеседовании способность интегрировать в своем ответе следующие аспекты, характеризующие человека в целом. группу и отдельные психические образования: 1) теоретический, 2) исторический, 3) возрастной, 4) аспект отклонений, 5) практический.
Критерии оценки
Поступающий в магистратуру получает оценку «отлично», если он демонстрирует все перечисленные аспекты.
Поступающий в магистратуру получает оценку «хорошо», если удовлетворяет всем за исключением одного из аспектов требований 2-4.
Поступающий в магистратуру получает оценку «удовлетворительно», если при ответе он проявил знания по 1 и 5 требованиям и по одному из требований 2-4
Поступающий в магистратуру получает оценку «неудовлетворительно», если он не проявляет знания и умения, определенные требованиями.
Критерий подведения итогов по результатам вступительных экзаменов в магистратуру на кафедру психологической помощи
-
Количество баллов по диплому бакалавра ( N – средний балл диплома умножается на пять баллов)
Максимальная оценка – 25 баллов
-
Количество баллов за собеседование по программе бакалаврского экзамена (Х – оценка ответа по пятибалльной шкале умножается на 10 баллов)
Максимальная оценка – 50 баллов
-
Оценка за собеседование по программе, определяющей готовность к обучению по данной магистерской программе (Y – оценка ответа по пятибалльной шкале умножается на пять баллов)
Максимальная оценка – 25 баллов
Итоговый балл подсчитывается путем сложения баллов по трем пунктам.
Максимальная оценка – 100 баллов
Поделитесь с Вашими друзьями: |