Программа вступительного испытания для поступающих на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре Направление 45. 06. 01 «Языкознание и литературоведение»



Скачать 167.95 Kb.
Дата21.04.2016
Размер167.95 Kb.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Сыктывкарский государственный университет

имени Питирима Сорокина»

Программа

вступительного испытания для поступающих на обучение

по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре


Направление 45.06.01 «Языкознание и литературоведение»

Направленность 10.01.01 «Русская литература»

Сыктывкар 2016
Древнерусская литература
Возникновение русской литературы. Переводная литература и ее значение для появления оригинальной русской литературы. Первые книги на славянском языке. Жанровая система древнерусской литературы, явление трансплантации жанров. Агиография. Летописание. Патристика. Сборники разных типов. Летописи, формы летописного повествования. Литературный этикет.

«Слово о полку Игореве», история открытия памятника и его первого издания. Идейно-художественное своеобразие произведения. Проблема «темных мест». Фольклор в «Слове».

Литературы периода монголо-татарского нашествия. Своеобразие тематики, жанров, образной системы.

Литература XVI века. Публицистичность, тенденциозность, гражданская направленность.

Литература XVII века. Процесс секуляризации литературы; ее разделение на придворную и демократическую. Возникновение русского театра. Появление систематического стихотворства. Новые жанровые формы, «пестрота» жанров как свидетельство отмирания средневековой жанровой системы. Интерес к личности человека, эмансипация личности. «Житие» протопопа Аввакума как самое выдающееся произведение литературы XVII века. Новаторство поэтики, системы образов, языка, стиля, образ автора в «Житии». Демократическая сатира: тематика, сюжеты, образная система, стиль. Повести и переводные рыцарские романы.
Русская литература XVIII века.
XVIII век – новый этап в истории русской культуры. Реформы Петра I в области культуры. Повести Петровского времени. Сатиры А.Д. Кантемира как представителя идеологии передового дворянства новой эпохи.

Реформа русского стихосложения. Заслуги В.К.Тредиаковского в переходе к новой системе стихосложения, создание литературной теории классицизма, разработка новых жанровых форм.


М.В. Ломоносов.

Значение общественной, научной и литературной деятельности Ломоносова для русской культуры. Завершение реформы стихосложения в трудах Ломоносова, исследования по теории стихосложения, стиля (учение о трех штилях). Оды Ломоносова – вершина русской поэзии XVIII века. Их разновидности, тематика, стиль.


Д.И. Фонвизин

Проблема творческого метода. Просветительский характер творчества, его политическое и философское содержание. Комедии Фонвизина «Бригадир» и «Недоросль», их идейно-художественная направленность. Тенденция к реалистическому отражению действительности. Создание образов-типов в комедиях.



Г.Р. Державин

Особенности мировоззрения поэта, его гражданские представления о человеке. Расширение поэтического диапазона творчества, панорамное изображение русской действительности. Сатирическое обличение сильных мира сего. Создание образа достойного гражданина. Своеобразие од Державина (патриотические, сатирические, анакреонтические, философские; соединение сатиры и оды). Размывание граней между стилями.


А.Н. Радищев

Первый русский писатель-революционер, выражение в его творчестве свободолюбия, демократичности, гуманизма, философский материализм писателя. Отражение в «Путешествии из Петербурга в Москву» жизни всех социальных групп и сословий. Новое понимание проблемы патриотизма как борьбы за свободу и равенство всех граждан государства. Жанровое, композиционное и стилистическое своеобразие «Путешествия», роль автора-рассказчика. Радищев и сентиментализм.


Русская литература XIX века
Национальное своеобразие русской литературы. Литературный процесс XIX в., его периодизация. Возникновение и развитие романтизма в русской литературе, его истоки и идейно-художественное своеобразие, основные течения. Романтический исторический роман (М.Н.Загоскин, И.И. Лажечников), романтическая новелла и повесть. Лирика и баллады В.А.Жуковского, элегии К.Н.Батюшкова. Гражданский романтизм декабристов (К.Ф.Рылеев, В.К. Кюхельбекер, А.А. Бестужев-Марлинский и другие).
А.С. Пушкин

Творческий путь Пушкина. Основные жанры лирики: философская, гражданская, интимная, пейзажная и пр. Идея пророческой миссии поэта. Отражение гармонии мира в лирике Пушкина. Гуманистическая направленность произведений Пушкина: личность и среда; личность и общество, государство; личность и история. Человек среди других людей. (Южные поэмы, «Полтава», «Медный всадник», «Борис Годунов», «Маленькие трагедии», «Повести Белкина», «Пиковая дама» и пр.). «Евгений Онегин»: сочетание социальной проблематики и «вечных проблем смысла жизни, счастья и долга. Так называемая «зеркальная» композиция романа, система контрастов, роль образа автора, другие художественные особенности. Место Пушкина в русской литературе. Поэты пушкинской поры (Е.А. Баратынский, Д.В. Давыдов, П.А. Вяземский, Н.М. Языков, А.А. Дельвиг).


М.Ю. Лермонтов

Ведущие мотивы творчества Лермонтова: свобода, путь, одиночество, изгнанничество, демонизм, игра, безответность мира и прочие (по «Лермонтовской энциклопедии»). Трансформация этих мотивов в лирике, поэмах, в драме «Маскарад». Антитеза и контраст как основа поэтики Лермонтова. «Герой нашего времени»: одиночество человека в мире. Система конфликтов. Жанр и композиция романа.


А.С. Грибоедов

«Горе от ума»: отражение грибоедовской эпохи и сегодняшняя актуальность комедии, история ее создания. Смысл заглавия. Чацкий и Рептилов. Чацкий и Молчалин. Новаторство Грибоедова. Проблема жанра, художественного метода, авторской позиции в комедии.


Н.В. Гоголь

Повести Гоголя – панорама жизни провинции и столицы. Романтические мотивы («Вечера на хуторе близ Диканьки»). Постановка проблемы «человек и среда», а также проблемы подмены государства бюрократической иерархией («Миргород», «Петербургские повести»). Фантастика Гоголя как отражение странности мира. Драматургия Гоголя. «Миражная интрига» в «Ревизоре», отличие комедии от традиционного водевиля. Саморазоблачение персонажей. «Мертвые души» - замысел и его реализация. Изменение старой жанровой структуры плутовского романа. Статичные, завершенные портреты персонажей – и динамика движения сюжета (тема дороги, пути России). Проблема возрождения личности. Гоголь и «натуральная школа».


А.И. Герцен

Тема «человек и среда» в творчестве Герцена: «Кто виноват?», «Сорока-воровка», «Доктор Крупов». Сочетание художественного и публицистического начал. Взгляд на человека и историю в «Былом и думах», в цикле «С того берега», в «Письмах к старому товарищу». Концепция «спирали истории».


Ф.И. Тютчев, А.А. Фет.

Натурфилософская и любовная лирика Тютчева, ее трагический пафос. Человек и природа, человек и космос. Противопоставление космического и хаотического. Пейзажная и любовная лирика Фета, ее характерные особенности: музыкальность, гармоничность, импрессионизм, «мир как красота». Новые принципы лирической композиции.


И.С. Тургенев

Основные этапы творчества Тургенева. Трансформация типа «лишнего человека» («Рудин», «Дворянское гнездо», «Ася», «Дневник лишнего человека», «Дым», «Новь»). Тип активной личности (Инсаров, Базаров, Марианна ). Полемика о романе «Отцы и дети». Проблема авторской позиции. Базаров и Кирсановы. Взаимная нетерпимость обеих сторон, догматический, непримиримый характер их убеждений. Усиление романтического начала в позднем творчестве Тургенева.


И.А. Гончаров

Романы Гончарова: картина общественного строя и засыпания человеческой души, деградация личности («Обыкновенная история», «Обломов»). Проблема исторических путей России. Роман «Обрыв». Поиски положительного героя. Гончаров о необходимости связи прогресса с традицией. «Объективный реализм» Гончарова.



А.Н. Островский

Драматургия Островского, отражение в ней основных вопросов времени. Тема столкновения человека с превосходящей его силой обстоятельств, специфика решения этой темы в жанре комедии («Свои люди – сочтемся», «Доходное место», «Лес», «На всякого мудреца довольно простоты») и трагедии («Бесприданница», «Гроза»). Трансформация традиционного образа главного героя. Художественное своеобразие. Современное звучание пьес Островского.



Н.А. Некрасов

Россия в творчестве Некрасова. Гражданская и любовная лирика: идеи, образы, стиль. Пафос поиска правды в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Особенности жанра поэмы-путешествия. Сплав эпоса, лирики и сатиры. Мотивы христианской утопии в поэме. Некрасов о высоком призвании поэта. Поэты – «заступники народные».


Н.Г. Чернышевский

Основные положения диссертации Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности». Теория «разумного эгоизма» и ее отражение в романе «Что делать?» «Что делать?» как роман воспитания и самовоспитания. Мысль о необходимости свободного, нерегламентированного развития личности – основа модели будущего в представлении Чернышевского.


М.Е. Салтыков-Щедрин

Сатирические романы и сказки Щедрина. Бюрократизм, коррупция, протекционизм, деградация личности, круговороты российской истории как объекты сатиры Щедрина. («История одного города», «Господа Головлевы» и др.). Собирательные образы в творчестве Щедрина («глуповцы», «ташкентцы», «пенкосниматели», «чумазые», «помпадуры»). Переосмысление образов Молчалина, Чацкого, Рудина, Волохова и прочих. Реалистический гротеск Щедрина.


Ф.М. Достоевский

Критика философии индивидуализма в творчестве Достоевского («Записки из подполья», «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы» и пр.). Постановка вопроса о личной ответственности каждого человека за все зло, творимое в мире («Идиот», «Братья Карамазовы»). Фанатизм и равнодушие – две стороны этого зла. «Преступление и наказание»: Крушение принципа «арифметического» подхода к жизни. Превращение альтруистических идей Раскольникова в «наполеоновские» как результат теории «цель оправдывает средства». «Бесы» и идея «бесовства». Полифонизм Достоевского, основные особенности его поэтики ( по монографии М. Бахтина).


Н.С. Лесков

Россия и русские в художественном мире Лескова, специфика национального характера в его представлении. Образы героев – «праведников» («Запечатленный ангел», «Очарованный странник», «Соборяне», «патериковые» легенды). Тема активного, деятельного добра и любви к человеку, сказовая форма повествования.


Л.Н. Толстой

Основные этапы творческого пути. Нравственно-философская проблематика в творчестве Толстого. Человек в поисках своего пути в жизни. Тема становления личности, нравственного возрождения; осуждение конформности («Детство. Отрочество. Юность», «Казаки», «Смерть Ивана Ильича», «Отец Сергий», романы). «Война и мир: эпопея истории народа и человеческой души. Художественный метод Толстого – «диалектика души». Толстой и толстовство. Публицистика («Исповедь», «Так что же нам делать?»).


А.П. Чехов

Ранние юмористические рассказы. Печальное и смешное у Чехова. Одиночество и разобщенность людей, их взаимное непонимание как одна из центральных проблем творчества Чехова, бессилие отвлеченных теорий перед многообразием и сложностью жизни («Скучная история», «Припадок», «Попрыгунья, «Дуэль», «Палата №6», «Враги», «Учитель словесности», «Дом с мезонином», «Черный монах», драматургия). Новаторство Чехова-драматурга. Чеховская поэтика. «Случайностный» принцип отбора фактов (по монографии А.Чудакова).


Русская литература конца XIX – начала ХХ века
Основные течения в русской литературе ХХ века.

Отражение в литературе конца XIX – начала ХХ века важнейших исторических событий эпохи. Проблемы реализма и натурализма, реализма и модернизма. Несостоятельность концепции «кризиса реализма».

Проблема личности как центральная проблема времени и ее трактовка в творчестве реалистов и модернистов. Объединение писателей-реалистов вокруг книгоиздательства «Знание». Типологические особенности «знаньевского реализма». Творчество М.Горького, А. Серафимовича. Развитие пролетарской поэзии.

«Возрождение реализма» в литературе 1910-х гг. Особенности реализма А.Н. Толстого, С.Сергеева-Ценского, М. Пришвина, А. Чапыгина, В. Шишкова и других. Творчество крестьянских писателей (С. Подъячев, И. Вольнов). Основные темы и проблемы литературы этих лет.

Определения «экспрессивный реализм», «символический реализм», «неореализм», «синтетический реализм» как попытка охарактеризовать специфические особенности реализма начала ХХ века. Дискуссии о художественном методе Л. Андреева. Писатели, творчество которых относят к так называемым «промежуточным явлениям» в литературе данной эпохи (А. Ремизов, Е. Замятин, Б. Зайцев, ранний С. Сергеев-Ценский и др.).

Модернистские течения в русской литературе ХХ века. Символизм. Теоретическое обоснование символизма в работах Д.С. Мережковского, В. Я. Брюсова, Н.М. Минского. Идеалистические основы философии и эстетики символизма. Понимание искусства как интуитивного постижения мира. Категория символа. Поэзия “старших символистов” (В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский, З. Гиппиус и др.). Индивидуализм и мистицизм, отрицание зависимости искусства от общественной жизни, импрессионизм в поэзии К. Бальмонта и других символистов.

Акмеизм. Общественные и литературные предпосылки возникновения. Литературные манифесты. Воспевание силы и “первобытного” начала, культ прошлого. Поэтизация мира вещей, микромира, тяготение к экзотике и декоративности. Основные мотивы лирики Н. Гумилева, А. Ахматовой, О. Мандельштама.

Футуризм. Общественные и литературные предпосылки возникновения. “Эгофутуристы”, “Центрифуга”, “кубофутуристы” и другие группы. Эстетические принципы футуристов, литературные манифесты (“Пощечина общественному вкусу” и др.). Сборники поэзии. Основные темы и мотивы творчества. Новаторство футуристов, формалистический характер их поисков. В. Маяковский и футуристы.
М. Горький

Художественное своеобразие творчества раннего Горького. Рассказы о босяках, романтические произведения. Новая концепция личности. Новаторство драматургии. “На дне” как социально-философская драма. Проблема художественного метода в творчестве Горького. “Враги”, “Мать”. Экспериментаторский характер данных произведений. Тема России и русского характера в Окуровском цикле, “По Руси”. Образ “проходящего”.


А. Серафимович

Традиции демократической литературы 1860-70-х гг. в творчестве Серафимовича. Изображение труда и быта рабочих в очерках и рассказах 90-х гг. Жанрово-стилевые особенности рассказа “Пески”, мотив “социального фатума”. Роман “Город в степи” – завершение идейно-творческих исканий Серафимовича в дооктябрьскую эпоху. Проблематика, особенности художественного метода.



А. Куприн.

Повесть “Молох” как итог творческих исканий раннего Куприна. Идейно-художественное своеобразие полесского цикла (“Олеся”). Отклик на события первой русской революции. “Поединок” – вершина психологического реализма Куприна. Проблема нравственного воскресения личности. Творчество Куприна эпохи реакции (“Река жизни”, “Гамбринус”, “Мелюзга” и др.). Повесть “Яма”. Особенности метода и жанра, связь с традициями “физиологического очерка”, “разрастание” образа Ямы до символа.


И. Бунин

Тема природы в поэзии и лирической прозе Бунина 1900 годов. Раздумья о прошлом, настоящем и будущем России (“Антоновские яблоки”, “Сны”, “Золотое дно” и др.). Повесть “Деревня” как одна из “итоговых книг” русской прозы начала ХХ века. Судьбы России и крестьянства. Проблема русского национального характера. “Суходол” и “крестьянские рассказы писателя 1911-1914 гг. (“Ночной разговор”, “Веселый двор”, “Захар Воробьев”). Философская проблематика бунинского творчества 1914-1917 гг. Проблема “социального” и “космического” зла. Судьбы буржуазной цивилизации. (“Господин из Сан-Франциско”, “Старуха”). Основные темы эмигрантского творчества.


Л. Андреев

Своеобразие художественного метода. Раннее творчество. Рассказы “философского настроения” (“Петька на даче”, “Ангелочек”, “Жили-были”). “Экспрессивные” этюды, эскизы (“Стена”, “Бездна” и др.), исповедально-мировоззренческие произведения (“Мысль”, “Рассказ о Сергее Петровиче”). Нравственно-философская проблематика и поэтика повести “Жизнь Василия Фивейского”. Протест против войны, насилия, реакции. Экспрессионистская повесть “Красный смех” – “фантазия” на тему будущих войн, “Рассказ о семи повешенных”. Андреев и первая русская революция (“Так было”, “Губернатор”), поиски новых путей в драматургии. Творчество Андреева 1908-1917 гг.


А. Блок.

Воплощение идейно-эстетических принципов раннего А.Блока в “Стихах о Прекрасной даме”. Влияние философии Вл. Соловьева. Поэзия Блока 1904-1907 гг. Влияние революции 1905 года. Тема пути в творчестве Блока, роль и место второго тома лирики в раззвитии этой темы. Образ города, тема России. Лирический герой и “Страшный мир” в третьем томе лирики поэта. Мотив “возмездия”. Победа идеи долга над стихийным началом. Поэма “Соловьиный сад”



В. Маяковский

Особенности художественного метода. Протест против буржуазного мира в стихах поэта. Лирический герой раннего В. Маяковского. Проблематика и особенности дооктябрьских поэм. Идейно-художественное своеобразие поэмы “Облако в штанах”. Модификации лирического героя, стиль и стих поэмы.



Русская современная литература и критика

Споры о генезисе советской литературы. Термин “советская литература” в критике и литературоведении. Проблема периодизации литературного процесса – проблема отношения к историческим событиям ХХ века и к идейно- эстетическому наследию десятилетия. Современные концепции курса советской литературы. Место литературы русского зарубежья. Споры о методе. Монографии о литературном процессе.


1917-1920 гг.

Основные тенденции литературного процесса. Советская и эмигрантская литература 1917-1920 гг.: идеологическое и эстетическое противостояние. Тема Великой Октябрьской революции. Д. Фурманов, Д. Серафимович, В. Иванов, А. Неверов, Д. Бедный; Е. Замятин (“Мы”), А. Платонов ( “Чевенгур”) – сходство в темах и творчестве, различия. Н. Гумилев, К. Бальмонт, В. Маяковский, В. Хлебников, М. Цветаева – отзвуки литературных групп и индивидуальность. “Пролеткульт”, “РАПП”, “Перевал”, “ЛЕФ”, их формы. Типологические черты литературы этого периода, идея героизма, жертвенности. Типический герой. Поэтика. Монографии о литературном процессе. Школа социалистической критики.


М.Горький

Историзм в произведениях 1920-1930-х гг. Автобиографическая трилогия, ее тематика. Жанр литературного портрета. “Дело Артамоновых” – позиция автора в оценках прошлого. Композиция романа. “Жизнь Клима Самгина” как роман-эпопея. Философские и социальные концепции в России ХХ века в интерпретации М. Горького. Социально-психологические драмы. Публицистика. М. Горький о социалистическом реализме. Монографии о творчестве писателя.



С. Есенин

Тема родины, деревни и природы. Драма лирического героя С. Есенина: “Сорокоуст” и “Москва кабацкая”. Особенности гуманистической поэзии и гражданские мотивы. Народно-поэтические истоки образности. Тема России в исторических именах и фактах: “Капитан Земли”, “Песнь о великом походе”, “26”, “Анна Снегина”, “Персидские мотивы”. Лирика любви. Монографии о С. Есенине.


В. Маяковский.

Поэт-публицист и поэт-лирик. “Мы” и революция в поэме “150 000 000”, “Оде революции”, “Левом марше” и других произведениях. Эстетические взгляды поэта, демократизм содержания и формы. Маяковский в сатирических стихотворениях, Окнах РОСТа и в драмах “Клоп” и “Баня”. Поэмы: лирический герой и образ вождя. Поэтика, строфика, интонация. Монографии о творчестве поэта.



1930-1945 гг.

I съезд советских писателей. Теория метода и стиля. Темы строительства, тема города и деревни. «Соть» Л. Леонова (ср. оценку данного периода в «Мужиках и бабах» В. Можаева). Проблемы личности и общества, Н. Островский и А. Макаренко о «выпрямлении» человека.

Тема великой Отечественной войны в произведениях Н. Тихонова, А. Твардовского, К. Симонова, Б. Полевого. Взаимовлияние эпоса, публицистики и лирики. Категории героического и трагического в прозе, драмах (К. Симонов) и поэзии. Монографии о литратурном процессе.
А.Н. Толстой.

Реализм в ранней прозе: “Хромой барин”, “Мишука Налымов”. Годы эмиграции. “Детство Никиты”. Гримасы НЭПа в оценках автора “Голубых городов” и “Гадюки”. Современность фантастики в “Гиперболоиде инженера Гарина”. Трилогия “Хождение по мукам”: проблемы и специфика жанра. История России в художественных образах А. Толстого: типический герой, типический конфликт. Поэтика. Монографии о творчестве художника.


М. Шолохов

Проблема гуманизма и реализма в творчестве М. Шолохова. “Донские рассказы” – полемика в защиту категории трагического в искусстве. “Тихий Дон”, творческая история и композиция, авторское повествование. Споры о герое в критике и литературоведении (по современным монографиям). Образ Григория Мелехова. “Поднятая целина” сегодня. Проблема героического в рассказе “Судьба человека”, повести “Они сражались за Родину”. Монографии о наследии писателя.


А. Ахматова

Начало творческого пути: “Четки”, “Белая стая”. Разлад поэтессы и лирической героини с революционной эпохой: “Подорожник”, “Anno Domini». Сборник «Избранное» и тема Великой Отечественной войны. Лирическая героиня и реальная биография Ахматовой в лирических темах. «Реквием». Классическая трагедия в поэтических образах, в стихе. «Поэма без героя». Литература об А. Ахматовой.


А. Твардовский

«Страна Муравия», ее конфликты в свете современных оценок. Тема великой Отечественной войны в поэме «Василий Теркин». Особенности лиро-эпического повествования, жанр, композиция, главный герой поэмы.


1945-1980 гг.

Тема Великой Отечественной войны: А. Фадеев, К. Симонов, М. Шолохов, Л. Леонов. Повести Г. Бакланова и романы Ю. Бондарева. Проблемы войны и мира в “Выборе” и “Игре”, дискуссии 1960 гг. о способах воплощения темы: “окопная правда” и “масштабные” картины.

Лирико-философская проза и романтический герой: М. Пришвин, К. Паустовский, “Жень-Шень”, “Лесная капель”, “Фацелия”, “Мещерская сторона”, рассказы Паустовского. Темы любви, творчества, природы и родины. Размышления о писательском труде: “Золотая роза”, “Незабудки”. Современная лирическая миниатюра: Ю. Куранов, В. Бочарников, В. Сергуненков.
Л. Леонов.

Проза 1920-х гг., тема революционного “пролома” в российской глуши. ”Барсуки”. Герои созидания, их жертвенность в романе “Соть”. “Русский лес” – повествование о российских природных богатствах, об исторической памяти, о противостоянии вечного деятеля и вечного приспособленица. “Evgenia Ivanovna» – повесть о ностальгии. Философская проза: отрывки из неопубликованного романа («Последняя прогулка», «Мироздание по Дымкову», «Спираль»). Поэтика Л. Леонова. Монографии о его творчестве.


Проблема нравственности в «городской» прозе. «Московские повести» Ю. Трифонова, проза В. Липатова, «Белые одежды» В. Дудинцева. А. Приставкин, «Ночевала тучка золотая…». Совершенствование личности и несовершенство общества. Тема извращенной законности: «Колымские рассказы» В. Шаламова. В. Шукшин о герое «между» городом и деревней («Характеры»).

«Деревенская» проза. Очерки В. Овечкина, «Пряслины» Ф. Абрамова. Художник о проблемах послевоенного села. В. Астафьев, В. Белов, В. Распутин о национальном характере и корнях российской культуры. Нравственность, экологическая тематика, социальная активность личности. Поэтика их произведений. Критика о теме города, деревни, об авторах «городских» и «деревенских».

Из «возвращенной» прозы: «Котлован» А. Платонова, «Доктор Живаго» Пастернака, творчество М.Булгакова и др. «Лагерная проза».

Из современной поэзии: Р. Рождественский, Б. Ахмадулина, а. Вознесенский, Н. Матвеева, Е. Евтушенко. Поэты о проблемах общенародных, о личности и долготе перед обществом, о природе и любви. Типические жанры, лирический герой, строфа и размер.

Из современной драматургии: М. Рощин, В. Розов, А. Вампилов и др. Взаимоотношения отцов и детей, столкновение любви и быта, тема провинции. Публицистическая драма (М. Шатров).

Из Русского зарубежья: «Защита Лужина» и «Дар» В. Набокова. Тема русской мысли, поэзии, культуры. Ностальгия. Поэтика произведений. Статьи о наследии В. Набокова.


Литература, необходимая для подготовки к экзамену (перечень художественных текстов, критики, исследований), представлена в учебно-методических комплексах по курсам древнерусской литературы, русской литературы ХУШ, Х1Х и ХХ веков. Электронные варианты доступны в ЭИОС, а также имеются на кафедре русской и общей филологии.

Основная рекомендуемая учебная литература:

  1. Гуськов Н.А. История русской литературы XVIII века: Учебная книга / Учебно-методический комплекс по курсу «История русской литературы XVIII века». – СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2013. – 680 с. (М.В. предлагает оставить его)

  2. Демин А.С. Поэтика древнерусской литературы (XI–XIII вв.) [Текст] / А.С. Демин. – М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2009. – 408 с.

  3.  История русской литературы в 4-х т. – Л., 1980.

  4. История русской литературы. ХХ в. Часть 1. / Под ред. В.В.Агеносова. М.: Юрайт,  2013. 795 с.

  5. История русской литературы. ХХ в. Часть 2. / Под ред. В.В.Агеносова. М.: Юрайт,  2013. 687 с.

  6. Кожуховская Н.В. История русской литературы XIX века: курс лекций: Электр. изд. Сыктывкар: Изд-во СыктГУ, 2013.

  7. Литература русского зарубежья (1920-1940): практикум-хрестоматия / отв. ред. С.Д. Титаренко / Учебно-методический комплекс по курсу «Литература русского зарубежья (1920-1940)». СПб., 2013. – 704 с.

  8. Черная, Л.А. Антропологический код древнерусской культуры [Текст] / Л.А. Черная. – М. : Языки славянской культуры, 2008. – 464 с

  9. Юрганов, А.Л. Категории русской средневековой культуры [Текст] / А.Л. Юрганов. – СПб. : Центр гуманитарных инициатив, 2009. – 368 с.


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница