Программа вступительного экзамена в phd-докторантуру по специальности 6D010300 «Педагогика и психология»



Скачать 324.52 Kb.
Дата01.06.2016
Размер324.52 Kb.




Евразийский национальный университет им. Л.Н.Гумилева

Факультет социальных наук

Кафедра социальной педагогики и самопознания

Утверждаю




Декан факультета социальных наук

______________Шәріп А.Ж.

«_____» 2014 г.













ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА В

PhD-ДОКТОРАНТУРУ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

6D010300 - «Педагогика и психология»


Астана 2014

Программа вступительного экзамена в PhD-докторантуру по специальности

6D010300 - «Педагогика и психология» составлена на оснований ГОСО РК
Составители программы: д.п.н.,профессор К.К.Шалгынбаева.,д.п.н., профессор Калкеева К.Р., д.п.н.,профессор Р.К.Толеубекова., д.психол.наук Ерментаева А.Р.
Программа рассмотрена на заседаний кафедры
Протокол № 14 «25» июня 2014 г.
Зав.кафедрой__________________ Шалгынбаева К.К.

Одобрена учебно-методической комиссии факультета

Протокол № 6 «27» июня 2014 г.
Председатель учебно-методической

комиссии факультета __________Н.П.Албытова



Содержание программы


  1. Цели и задачи вступительного экзамена по специальности

Цель вступительного экзамена: определелить уровень знаний,

способностей и умений полученных в магистатуре.



Задача программы: на оснований учебного плана определить основы

базовых педагогических и психологических дисциплин, а также применение усвоенных знаний при решении теоретических и прикладных задач.

Форма вступительного экзамена в докторантуру – устная.

Экзаменационная комиссия по специальностям формируются из числа

высококвалифицированных ученых профильных кафедр соответствующих специальностей университета.

2.Требование к уровню подготовки поступающего в докторантуру

Подготовка в PhD-докторантов по специальности 6D010300 - «Педагогика и

психология» осуществляется по научно-педагогическим направлениям.

Правила приема в докторантуру Евразийского национального университета им. Л.Н.Гумилева осуществляется в соответствии с «Типовыми правилами приема в организации образования, реализующие профессиональные учебные программы послевузовского образования» и ГОСО РК по специальности 6D010300 - «Педагогика и психология»

Программа составлена на оснований типовых учебных программ и ГОСО РК.

Поступающие в PhD- докторантуру по специальности 6D010300 – «Педагогика и психология» должны знать: нормативные документы в сфере образования, основы социальной политики РК; приоритеты современной образовательной политики, критерии профессионального мастерства, теоретико-методологические основы обучения, воспитания и развития в образовательных учреждениях; основы управления целостным педагогическим процессом; достижения мировой системы высшего образования; психологические закономерности и механизмы межличностного взаимодействия в условиях профессиональной деятельности;

3.Пререквизиты программы:

Педагогика- 2 кредит.



Раздел 1. Педагогика

Раздел 2. Психология

Раздел 3. Организация и планирование научных исследований
Раздел 1. Педагогика

Тема 1 Образование как социокультурный феномен. Система образования Республике Казахстан

Образование как ценность, процесс, система и результат. Культурологический и компетентностные подходы к трактовке и формированию образования. Основные законы и институты системы образования Республики Казахстан. Общеобразовательная школа в системе образования. Непрерывное образование и самообразование как средство развития личности. Гендерные проблемы в образовании.



Тема 2 Педагогическая профессия и ее особенности. Профессиональные качества педагога

Возникновение и становление педагогической профессии. Специфика педагогической профессии. Профессионально обусловленные требования к личности педагога. Педагогическая направленность. Нравственный кодекс педагога.



Тема 3 Педагогическая деятельность: сущность, структура, функции

Сущность и структура педагогической деятельности. Виды, уровни и крите­рии оценки педагогической деятельности. Педагог как субъект педагогической деятельности. Педагогическое взаимодействие. Профессиональная компетентность педагога. Успешный педагог. Мастерство, новаторство и творчество в педагогической деятельности. Педагогическая квалиметрия. Аттестация и разряды педагогов. Имидж педагога. Саморазвитие педагога.



Тема 4 Педагогика в системе наук о человеке

Педагогика как наука и учебный предмет. Становление педагогической науки. Объективные социально-экономические предпосылки возникновения и развития педагогической теории. Объект и предмет педагогической науки. Задачи педагогической науки. Теоретическая и технологическая функции педагогической науки, уровни их реализации. Основные категории педагогики. Система педагогических наук. Связь педагогики с другими науками. Взаимосвязь и взаимообусловленность педагогической науки и практики.



Тема 5 Методология и методы педагогических исследований

Понятие методологии педагогики и ее уровни. Основные философские учения как фундамент научного поиска. Теоретические подходы, составляющие общенаучный уровень методологии педагогики. Сущность системного подхода. Характеристики конкретно научного уровня методологии. Сущность личностно ориентированного подхода в педагогике. Технологический уровень методологии. Логика педагогического исследования. Эмпирические и теоретические методы исследования. Педагогический эксперимент и его разновидности. Этапы педагогического эксперимента и требования к их организации.



Тема 6 Педагогика высшей школы

Педагогика высшей школы – отрасль педагогической науки. Объект и предмет данной науки, ее ведущие задачи. Специфические особенности педагогики высшей школы как науки. Перспективы развития педагогики выс­шей школы как науки. Приоритетные направле­ния в научной области на ближайшие годы с учетом. Современных требований к учебно-воспитательному про­цессу в условиях высшей школы.

Характеристика ведущим методоло­гическим подходам педагогики высшей школы: аксиологический, системный, акмеологический, синергетический, личностно-деятельностный подход, экопсихологический подход, психодидактический подход, индивидуально-творческий подход, полисубъектный подход, креативный подход, фасилитационный подход, гуманистический подход.

Тема 7 Аксиологический подход в изучении педагогических явлений

Понятия «аксиология», «педагогическая аксиология». Место и функции аксиологического компонента в структуре методологической культуры педагога. Педагогические ценности как нормы, регламентирующие педагогическую деятельность. Классификация педагогических ценностей. Аксиологическое «Я» педагога как система ценностных ориентации. Ценности-цели, ценности-средства, ценности-отношения, ценности-качества, ценности-знания как элементы единой аксиологической модели, определяющей гуманистические параметры деятельности педагога.



Тема 8 Образование как целостный педагогический процесс

Педагогическая процесс как совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных процессов обучения и воспитания, объединенных образовательной целью развития личности. Функции процессов обучения и воспитания в педагогическом процессе. Целостность как главная характеристика педагогического процесса. Педагогический процесс как целесообразное, содержательно насыщенное и организационно оформленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на удовлетворение потребностей общества и самой личности в ее развитии и саморазвитии. Структура педагогического процесса. Этапы педагогического процесса. Проектирование и осуществление педагогического процесса. Противоречия как движущие силы совершенствования педагогического процесса. Закономерности и принципы педагогического процесса. Сотрудничество и сотворчество участников педагогического процесса.



Тема 9 Проблема целеполагания в педагогике

Понятие цели образования. Социальная обусловленность и конкретно-исто­рический характер целей образования. Потребности и факторы, влияющие на выработку целей образования. Целеполагание как вид деятельности педагога. Типы целеполагания. Этапы целеполагания и требования к ним. Условия успешности целеполагания. Диалектика идеи гармонического и всестороннего развития личности в истории педагогики. Цель воспитания в современной школе. Трактовка цели воспитания в директивных документах (Законе «Об образовании в Республике Казахстан», «Концепции непрерывного образования»). Механизмы реализации целевых установок воспитания в практической работе школ и учителей в Республике Казахстан.



Тема 10 Содержание образования как средство формирования базовой культуры личности и ее развития

Содержание образования как система знаний и умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного отношения к действительности, усвоение которых обеспечивает формирование базовой культуры личности и ее разностороннее развитие. Источники и детерминанты формирования содержания образования. Формальная, материальная, утилитарная и личностно ориентированная теории формирования содержания образования. Компетентностный подход к формированию содержания образования. Тенденции совершенствования содержания общего среднего образования в Республике Казахстан. Образовательные стандарты, их структура и функции. Документы, определяющие содержание образования на разных уровнях: учебный план, учебные программы, учебники и учебные пособия. Особенности современных учебных планов и программ.



Тема 11 Процесс обучения. Структура, закономерности и принципы обучения

Предмет и задачи дидактики. Физиологические, социокультурные, информационные и нормативные основы дидактики. Обучение как специально организованный процесс взаимодействия учителя и учащихся. Образовательная, развивающая и воспитывающая функции процесса обучения. Виды обучения и их характеристика. Структура процесса обучения, ее содержательное наполнение. Закономерности и принципы процесса обучения. Факторы, определяющие продуктивность процесса обучения.



Тема 12 Методы обучения и их классификация

Сущность и определение метода обучения. Бинарный характер методов обучения. Соотношение понятий «метод обучения» и «прием обучения». Многообразие подходов к классификации методов обучения, их достоинства и недостатки. Методы организации учебно-познавательной деятельности. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности. Методы контроля и самоконтроля в процессе обучения. Критерии выбора и сочетания методов обучения. Методический арсенал учителя.



Тема 13 Формы обучения в ВУЗе. Лекция – основная форма организации учебного процесса в ВУЗе.

Понятие о формах организации процесса обучения. Лекция, семинар, практическое и лабораторное занятия и их виды. Лекция ― основная форма организации учебного процесса в вузе. Особенности лекции в вузе. Современные требования к лекции. Пути усиления образовательной, воспитательной и развивающей функций лекции. Развитие форм организации обучения в дидактике и прогрессивном педагогическом опыте.

Самостоятельная работа со студентами и их виды, способы организации.

Тема 14 Сущность, закономерности, принципы процесса воспитания и самовоспитания

Воспитание как специально организованная деятельность по достижению целей образования. Трактовка воспитания с позиций прагматизма, неопозити­визма, неотомизма и экзистенциализма.

Цель и задачи гуманистического воспитания. Закономерности и принципы гуманистического воспитания.

Полкультурное воспитание как основной приоритет воспитании в Казахстане. Воспитание личности как процесс интериоризации социокультурных ценностей.

Взаимосвязь и взаимообусловленность воспитания и самовоспитания.

Тема 15 Методы, формы и средства воспитания и самовоспитания

Метод воспитания как инструментованное педагогическое взаимодействие, направленное на раскрытие возможностей воспитанника. Ориентированность воспитательного взаимодействия на ценностные отношения. Педагогическое воздействие, его функции и структура. Классификация методов воспитания. Методы формирования сознания личности. Методы организации деятельности и опыта общественного поведения. Методы стимулирования деятельности и отношений. Методы контроля и самоконтроля в воспитании. Условия выбора и эффективного применения методов. Доминирующее средство воспитания и самовоспитания. Общая характеристика форм воспитательной работы.



Тема 16 Формирование мировоззрения, нравственно-эстетической и гражданской культуры личности

Сущность мировоззрения, его внутренняя структура и функции. Возрастные возможности овладения учащимися научным мировоззрением. Пути и средства формирования научного мировоззрения учащихся.

Сущность нравственно-эстетической культуры личности как ядра духовной сферы личности и цели нравственно-эстетического воспитания. Компоненты нравственно-эстетической культуры личности: нравственно-эстетическое сознание, ценности, чувства, поведение. Возрастные особенности нравственно-эстетического развития личности.

Гражданская культура личности, ее основные компоненты. Гражданственность как интегративное качество личности. Социально-правовой, морально-этический, социально-психологический, педагогический, социально-педагогический аспекты гражданственности. Пути и средства формирования гражданских качеств учащихся.



Тема 17 Экономическое воспитание и культура профессионального самоопределения личности

Экономические установки, идеи, взгляды и уклады как часть научного мировоззрения учащихся. Понятие «экономическая позиция». Пути и методы ее формирования. Основные показатели сформированной экономической позиции. Влияние экономической позиции на выбор будущей профессиональной деятельности.

Сущность понятия «профессиональное самоопределение». Системный подход к профессиональному самоопределению: профессиональное просвещение, профессиональное убеждение, практическая подготовка учащихся к выбору и получению профессии, дифференциация и корректирование профессиональной направленности учащихся. Развитие профессиональных интересов, склонностей и способностей учащихся во внеклассной работе.

Тема 18 Формирование экологической культуры и здорового образа жизни учащихся

Экологическая культура как специфический способ организации и совершенствования экологической деятельности человека. Содержание понятия «экологическая культура». Мотивация экологической деятельности и поведения, осознание ценности природы для общества и человека, система знаний о природе, система правил взаимодействия с природой, опыт эмоционально-волевого отношения к природе как компоненты экологической культуры. Технологии формирования экологической культуры.

Здоровый образ жизни как условие успешности многостороннего личностного развития. Составляющие здорового образа жизни: двигательная активность, правильное питание, режим дня, отсутствие вредных привычек, саморегуляция настроения. Ценностное отношение личности к здоровому образу жизни. Основные направления работы школы по формированию здорового образа жизни.

Тема 19 Студенческое самоуправление в школе. Деятельность организаций и объединений студентов

Суть студенческого самоуправления. Термины «самоуправление», «соуправление», их взаимосвязь. Формы вузовского самоуправления. Условия, способствующие развитию самоуправления в студенческом коллективе. Пути развития студенческого самоуправления. Участие педагогического коллектива в студенческом самоуправлении.



Тема20 Направленность развития инновационной деятельности в образовании

Сущность и структура понятия «идеальная педагогическая инновация». Ре­альные формы инновирования образования. Виды педагогических инноваций. Инновационный процесс. Инновационная деятельность как тип.

Прогрессивные изменения ценностной, содержательной, процессуальной и средовой основ образования.

Акмеограмма педагога-инноватора.



Тема 21 Концептуальные основания проектирования педагогических систем и технологий

Сущность технологического подхода к обучению, классификация педагогических технологий. Критерии эффективности педагогических технологий. Принципы отбора педагогом педагогических технологий. Банк педагогических технологий.

Проектирование, прогнозирование и осуществление педагогического процесса как ведущие технологические аспекты деятельности педагога. Технологии целеполагания, мотивации, интериоризации, экстериоризации, проблематизации и рефлексии. Моделирование системы педагогических технологий.

Тема 22 Технологии личностно ориентированного и развивающего обучения

Личностно ориентированный подход в педагогике. Гуманистическая направленность, обращенность к человеку, гуманистические идеалы и нормы.

Педагогика сотрудничества: позиция личности учащегося, гуманизация и демократизация педагогических отношений, учение без принуждения, трактовка индивидуального подхода, формирование положительной Я-концепции личности, дидактический активизирующий и развивающий комплексы.

Личностно-развивающее обучение. Научное обоснование теории развивающего обучения. Система обучаемого развития (Ж. Пиаже, 3. Фрейд, Дж. Дьюи). Система развивающего обучения (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, В. Давыдов и др.). Гуманно-личностные технологии Ш. А, Амонашвили, Е. Н. Ильина, С. Н. Лысенковой и др.



Тема 23 Технологии организации познавательной деятельности учащихся

Учебно-познавательная деятельность учащихся и технология ее организации. Технология полного усвоения урочной темы.

Технологии проблемного и заданного обучения. Особенности целеполагания при организации проблемного обучения, концептуальные положения и особенности содержания. Уровни проблемности в обучении.

Исследовательская технология обучения.

Технологии обучения на основе укрупнения дидактических единиц, схемных и знаковых моделей учебного материала (В. Ф. Шаталов, П. М. Эрдниев).

Игровые технологии. Функции игровой деятельности. Спектр целевых ориентации игровых технологий: дидактические, воспитывающие, развивающие, социализирующие. Технология интерактивной игры.

Метод проектов. Проектная технология обучения. Проект в системе учебных занятий. Организация обучения в малых группах.

Тема 24 Технологии эффективного управления процессом обучения

Технологии дифференцированного обучения. Обучение учащихся на уровне их учебных возможностей и способностей. Внутришкольная, межклассная, внутриклассная, смешанная дифференциация,

Технология программированного обучения. Виды обучающих программ: линейная, разветвленная, адаптивная, комбинированная.

Блочная система обучения. Модульная технология обучения.

Диалоговая система обучения (В. С. Библер, С. Ю. Курганов).

Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы, индивидуального стиля деятельности учителя и учащихся.



Тема 25 Технологии развития интеллектуального и творческого потенциалов личности

Интеллектуальные и творческие способности личности, их развитие в целостном педагогическом процессе. Диагностика интеллектуальных и творческих способностей.

Технология формирования научных понятий.

Технологии, ориентированные на развитие творческих способностей учащихся (И. П. Волков, Т. С. Альтшуллер), технология воспитания социального творчества (И. П. Иванов). Коллективное творческое воспитание, его основные идеи. Технологии разработки коллективных творческих дел.



Тема 26 Технология использования Интернет-ресурсов в работе педагога

Дидактические возможности сети Интернет. Обзор образовательных Интернет-ресурсов. Информационный рубрикатор Интернет-ресурсов для педагога. Дополнение информационного рубрикатора Интернет-ресурсов. Оформление библиографических ссылок на электронные ресурсы. Информационные технологии в управлении системой образования и организации внеучебной деятельности учащихся.



Тема 28 История образования и педагогической мысли в Казахстане

Этногенез и формирование казахской народности. Зарождение и история развития воспитания на казахской земле. Племена древних ариев-скотоводов. Древние жрецы и их традиция воспитания.

Школа и воспитание Шумеров в государствах Ближнего и Дальнего Востока. Сакское и Хуннское воспитание. Педагогические идеи мыслителей казахской степи: Коркыт Ата (9в). Письменная педагогическая традиция передачи педагогического опыта и знаний.

Педагогические идеи в памятниках древнетюркской письменности ХI-ХII веков: надписи в честь Кюльтегина, Бильге-кагана и Тоньюкука. Памятники Восточно-тюркского каганата (681-744 гт.).

Мусульманские мектебы и медресе (г.Отрар, Исфиджаб, Тараз, Сайрам, Туркестан и др.). Особенности их содержания и методы обучения.

Поэты-мыслители 11века Аль-Фараби, Баласагуни, Кашгари, Ахмед Югнаки, Ходжа Ахмед -Яссауи и др.

Возникновение Казахского Ханства и казахской на­родности. Духовная культура казахов.

Этико-педагогические идеи казахских жырау; Асан-Кайгы, Казтуган, Жиенбет, Шалкииз, Кадыргали Жалаири, Актамберды, Бухар-жырау Калкаманулы и др.

Развитие школ и педагогической мысли в Казахстане ( XVIII- первая половина ХІХ вв.). Развитие школ и педагогической мысли в Казахстане ( вторая половина ХІХ века – начала ХХ веков). Становление системы образования и педагогической науки в Казахстане (начало ХХ века до 30 годов). Совершенствования образования и педагогической науки в Казахстане ( 30-40 годы ХХ века). Педагогическая наука в период великой отечественной войны (1941-1945). Образование и педагогическая наука Казахстана (1946-1958). Развитие педагогической науки и школы Казахстана (1960-1985 гг)

Тема 29 Модернизация системы образования в мире в начале XXI века.

Актуальные проблемы управления образованием: централизация и децентрализация. Демократизация школы. Понятие «демократическая система образования». Школьные системы образования на современном этапе: сроки обучения, структура, модели. Основные дидактические концепции (традиционная, рационалистическая, феноменологическая). Тенденции эволюции школьных программ. Дифференциация обучения в средней школе и подходы к ее решению. Обучение одаренных учащихся. Показатели эффективности школьного образования. Патриотическое и гражданское воспитание в школах Запада. Поликультурное образование: цели, принципы, содержание. Профессиональная ориентация учащихся в образовательном процессе.

Типология образовательных реформ. Условия и оценка эффективности трансформационных процессов в образовании. Мировые тенденции развития высшей школы. Интернационализация высшего образования. Проблемы и перспективы развития Болонского процесса. Образование на постсоветском пространстве: интеграция и дезинтеграция.

Раздел 2. Психология

Предмет и задачи психологии высшей школы


Психологическая подготовка специалиста в условиях вуза как предмет психологии высшей школы. Принципы и структура психологии высшей школы.

История и современное состояние психологической подготовки в Казахстане и за рубежом. Основные направления развития высшего психологического образования в Казахстане.

Актуальные проблемы высшего психологического образования: содержание, психологические технологии обучения, психологические методы развития системного профессионального мышления, психологического подготовка специалиста XXI в. и психология развития субъектности.

Психологические аспекты учебно-воспитательного процесса в высшей школе.

Взаимосвязь психологии высшей школы с другими науками: философией, педагогикой, акмеологией, социологией и др.

Основные тенденции развития отечественной и зарубежной психологии высшей школы.



Содержание психологической теории и педагогической практики преподавания в вузе

Концепции педагогического процесса в вузе и их психологические основания. Психология деятельности и учебно-профессиональная деятельность в вузе. Психология обучения в вузе. Проблема психологии личностого и профессионального развития в вузе.

Содержание психологического образования. Психолого-педагогические технологии в вузе; их классификация.

Самостоятельная работа студентов как предпосылка развития их субъектности.



Психология педагогического контроля в вузе.

Психология студенческого возраста и акмеология


Психологические особенности юношеского возраста. Закономерности юношеского развития. Периодизация юношеского возраста. Психологические новообразования в студенческом возрасте.

Типология личности студента. Соционические подходы к типологизации. Направленность личности в студенческие годы.

Акме-уровень профессионального становления (А.А. Бодалев, А.Н. Деркач).

Развитие интеллектуальных функций и личности студента в процессе обучения в вузе

Психологические механизмы развития.

Проблема развития познавательной сферы и интеллекта в студенческие годы. Психология памяти и проблема развития мнемонических способностей в юношеском возрасте. Психология внимания и развитие внимания в юношеском возрасте. Мышление и развитие мыслительной деятельности в студенческом возрасте.

Психология личности. Движущие силы развития личности. Общественная природа личности. Структура личности. Типы теорий личности: психодинамические, социодинамические, интеракционистские, индивидуально-психологические свойства личности. Роль обучения и воспитания в процессе развития личности.


Деятельность и развитие личности как субъект деятельности. Общение и личностное развитие. Стадии развития нравственного сознания (по Л. Колбергу): преднравственный уровень, конвенциональный уровень, постконвенциональный уровень.

Концепция развития личности в течение жизни по Э. Эриксону. Основные новообразования и ведущая деятельность на каждой стадии развития личности. Саморазвитие личности. Феноменологическая теория К. Роджерса. Личность в логотерапии В. Франкла. Когнитивные схемы как компоненты структуры личности.

Особенности развития личности в студенческие годы.

Мотивы учебной деятельности студентов

Психологические условия успешности учебной деятельности студентов. Мотивация обучения. Характеристики учебной мотивации. Ситуационная и диспозиционная мотивации. Мотивация и личность студента. Современные теории мотивации. Понимание источников активности и мотивации личности в западных научных школах и направлениях. Аналитическая психология К.Г. Юнга. Коллективное бессознательное и архетипы. Типология личности. Неофрейдистские социодинамические теории личности. Индивидуальная психология А. Адлера. Стили жизни. Основные положения социокультурной теории К. Хорни. «Основная тревога» как мотивационный фактор личности. Стратегии поведения. Гуманистический психоанализ Е. Фромма. Теория потребностей А. Маслоу.

Структура и генезис мотивации учебной деятельности студентов. Социальные мотивации студентов. Создание релевантной мотивации к обучению.

Психологические основы активных методов обучения и воспитательной работы в вузе


Основные категории дидактики: образование, обучение, содержание образования. Психологические основы методов обучения. Классификация методов обучения. Активные методы обучения: кейс-стади, деловая игра, «мозговой штурм» и т.д. Методы развития опыта творческой деятельности будущих специалистов.

Основные понятия психологии воспитания. Воспитание и развитие будущего специалиста как функции образования в вузе. Психология воспитания как целенаправленный процесс управления развитием личности. Психология самовоспитания и саморазвития в студенческие годы (Л.И. Рувинский, С.Д. Смирнов).

Развитие характера. Развитие эмоциональной сферы личности в студенческие годы. Волевая сфера личности студента. Волевые свойства личности и их формирования у студентов. Развитие субъектности студентов.

Социальная психология студенческого коллектива вуза

Психология группы. Типы студенческих групп: ассоциация, кооперация, корпорация, коллектив. Характеристики студенческого коллектива. Групповая динамика за время обучения студентов в вузе. Социометрическая структура группы. Ролевая дифференциация в группе. Факторы сплочения группы. Лидерство. Специфика лидерства в зависимости от психосоциотипа личности. Факторы авторитета лидера. Лидерство и конфликты в студенческой группе. Психология конфликта в студенческой группе.

Социально-психологические аспекты изучения личности студентов и преподавателей. Психодиагностика студенческой группы. Учет социально-психологических факторов в воспитательной работе со студентами.

Психология педагогического общения

Психология общения. Функции общения. Структура общения. Уровни общения. Механизмы общения. Индивидуальные параметры общения.


Функции и виды вербальной деятельности при преподавании в высшей школе. Психолого-педагогические аспекты общения преподавателя. Педагогическое общение (В.А. Кан-Калик, А.А. Леонтьев и др.). Профессиональное педагогическое общение (Х.Т. Шерьязданова). Психология воздействия на аудиторию. Диалог и монолог в педагогическом общении. Стили педагогического общения. Основы культуры общения педагога. Психология решения конфликтных ситуаций педагогом.

Совместная познавательная деятельность студентов и преподавателей


Совместная деятельность в педагогическом процессе. Критерии эффективности совместной деятельности. Индивидуальный стиль деятельности и совместная деятельность.

Психологические основы проектирования и организации ситуации совместной продуктивной деятельности преподавателя и студентов. Совместная познавательная деятельность.

Совместно-диалогическая познавательная деятельность студентов (С.М. Джакупов). Психологические основы проектирования и организации ситуации совместной продуктивной деятельности преподавателя и студентов. Психология групповой работы в процессе обучения студентов.

Психология педагогической деятельности преподавателей высшей школы


Профессиональная деятельность преподавателя вуза. Структура педагогической деятельности преподавателя вуза. Педагогические мотивы, функции, стили профессиональной деятельности в вузе. Требования к профессионализму преподавателя вуза. Специфика фасилитационной деятельности преподавателя вуза. Преподаватель как субъект психолого-педагогической деятельности. Психологические основы организации педагогического процесса в вузе. Понятие «педагогическое мастерство». Проблемы совершенствования педагогического мастерства. Причины возникновения проблемных ситуаций в деятельности педагога, и пути их решения. Авторитет преподавателя и еге влияние на учебно-воспитательный процесс.

Профессиональное и личностное развитие педагога


Психология преподавателя высшей школы. Теории профессионального развития личности: сценарная теория (Э. Берн), теория профессионального развития (Д. Сьюпер), теория профессионального выбора (Холланд), теория компромисса с реальностью (Э. Гинзберг), психологическая теория профессионального развития педагога (Л.М. Митина).

Личностные свойства преподавателя высшей школы. Психологическая культура преподавателя. Эмоциональная устойчивость преподавателя высшей школы. Психологические основы развития профессионального мышления педагога. Психология профессионального самоопределения преподавателя.


Субъектное развитие педагога. Профессиональные способности педагога: экспрессивные, дидактические, научно-педагогические, перцептивные, коммуникативные, организаторские и др. Понятие «педагогической компетентности» педагога, ее структура, содержание теоретической и практической готовности педагога.

Динамика научного и педагогического творчества


Психология творческих способностей и творческого мышления. Концепция редукции творчества к интеллекту. Стадии творческого процесса: подготовка, инкубация, просветление, проверка. Взаимосвязь репродуктивной и творческой деятельности в научном познании. Социальные и индивидуально-психологические мотивы научного творчества. Проблемы оценки результатов научного творчества. Методология развития научного творчества.

Творческая личность и ее жизненный путь. Психологические особенности творческих личностей. Концепции креативности Дж. Гилфорда и Э.П. Торренса; концепция М. Воллаха и Н. Когана; концепция С. Медника; теория инвестирования Р. Стернберга; подход В.Н. Дружинина и Н.В. Хазратовой. Креативность педагога и ее психодиагностика.


Психологические аспекты формирования молодого ученого в вузе. Методологическая культура ученого. Возрастная динамика научного и педагогического творчества.

Психологическая специфика научно-педагогического коллектива

Психология коллектива. Особенности педагогического коллектива. Структура и функции педагогического коллектива. Типы социально-педагогических отношений в образовательном пространстве. Психологические критерии уровней развития педагогического коллектива. Проблемы конфликтности в высшей школе. Структура и динамика конфликтов в педагогическом коллективе. Психология управления в высшей школе.

Психологическая подготовка студентов и психологическая служба вуза


Психологическая подготовка будущих педагогов в вузе – основной компонент системы профессионального образования. Направления и функции психологичекой подготовки в вузе. Психологическое образование как составная часть психологической подготовки студентов.

Психологическая служба вуза – структура психологической подготовки студентов. Организация психологической службы вуза. Цели и задачи психологической службы вуза. Психологическая служба: опыт работы вузов Казахстана и зарубежных стран.

Психологическая служба вуза как возможности решения социально-психологических проблем будущих специалистов. Психологическая служба вуза – система развития психологической культуры студентов. Психологическая служба вуза как условие психологической поддержки, психологического сопровождения личностного и профессионального развития студентов.

Психодиагностика личности и студенческой группы. Психологическое консультирование студентов и преподавателей. Психологическое сопровождение педагогической мотиваций.



РАЗДЕЛ 3.. Организация и планирование научных исследований

Методология и методы научных исследования. Социальное научное исследование, его особенности. Понятие методологии социальной педагогики и самопознания, ее уровни. Основные философские учения как фундамент научного поиска. Теоретические подходы, составляющие общенаучный уровень методологии социальной педагогики и самопознания. Сущность системного подхода. Характеристики конкретно научного уровня методологии. Сущность личностно ориентированного подхода в педагогике. Технологический уровень методологии. Логика педагогического исследования. Прикладной характер как важнейшая особенность исследовательских стратегий в социальной работе. Направление научных исследований по социальной педагогике и самопознания в Казахстане и зарубежом. Эмпирические и теоретические методы исследования. Педагогический эксперимент и его разновидности. Этапы педагогического эксперимента и требования к их организации. Специфичность объекта научного исследования в социальной работе в контексте социального исследования. Перспективы развития социальной педагогики как науки.

Список основной литературы:

  1. Куров И.Е. Высшее педагогическое образование: проблемы и решения. Новгород, 1994.

  2. Кустов Ю.А. Единство и преемственность педагогических действий в высшей школе. Самара, 1994.

  3. Никандров Н.Д. Понятийный аппарат педагогики и образования: перспективы исследований // Педагогика – 1996 - №3.

  4. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 2007.

  5. Алексеев Н.А. Личностно ориентированное обучение: вопросы теории и практики. Тюмень, 1997.

  6. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания., СПб, 2001.

  7. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М., 1991.

  8. Педагогические технологии / Под общ.ред. В.С. Кукушкина., Ростов на Дону, 2002.

  9. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. – М.: Из-во «Совершенство», 1998.

  10. Гусинский Э.Н. Введение в философию образования. – М., 2001. -160 с.

  11. Краевский В. В. Методология педагогики. - Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2001.

  12. Краевский В. В. Методология педагогики. - Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2001.

  13. Каланова Ш.М. Тотальный менеджмент качества в высшем образовании: учебное пособие-практикоориентированная монография / Ш.М. Каланова; В.К.Бишимбаев.- Астана: Фолиант, 2006.

  14. Качество образования - фактор цивилизации ХХ1 века. - Кн. 1., - Алматы, 2004.

  15. Управление качеством: Учебник Высшее образование/ Басовский Л.Е., Протасьев В.Б. – М.: ИНФРА-М, 2000.

  16. Мухамедхан, Д. Качество высшего образования и кредитная система обучения/ Д. Мухамедхан.- Алматы, 2005.

  17. Паранюшкин Р.В. Педагогика и психология высшей школы. - Ростов н/Д, 2006.

  18. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. – М., 2005.

  19. Педагогика и психология высшей школы. - Ростов н/Д, 2006.

  20. Агафонов А.Н.  Основы общей и социальной педагогики. – Караганда, 2007.

  21. Давыдов В.П. Методология и методика психолого-педагогического исследования. – М., 2006.

  22. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования. – М., 2005.

  23. Кузнецов И.Н. Научное исследование. Методика проведения и оформления. – М., 2007.

24.Хмель Н.Д. Теория и технология реализации целостного педагогического процесса. – Алматы, 2002.

25. Нефедова Л.В. Педагогика высшей школы. – Астана, 2004.



Список дополнительной литературы:

  1. Шкатулла В.И. Положение учителя и ребенка в современном мире.- М.: Прометей, 1992.

  2. Куров И.Е. Высшее педагогическое образование: проблемы и решения. Новгород, 1994.

  3. Кустов Ю.А. Единство и преемственность педагогических действий в высшей школе. Самара, 1994.

  4. Никандров Н.Д. Понятийный аппарат педагогики и образования: перспективы исследований // Педагогика – 1996 - №3.

  5. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 2007.

  6. Алексеев Н.А. Личностно ориентированное обучение: вопросы теории и практики. Тюмень, 1997.

  7. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания., СПб, 2001.

  8. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М., 1991.

  9. Педагогические технологии / Под общ.ред. В.С. Кукушкина., Ростов на Дону, 2002.

  10. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. – М.: Из-во «Совершенство», 1998.

  11. Гусинский Э.Н. Введение в философию образования. – М., 2001. -160 с.

  12. Краевский В. В. Методология педагогики. - Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2001.

  13. Краевский В. В. Методология педагогики. - Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2001.

  14. Каланова Ш.М. Тотальный менеджмент качества в высшем образовании: учебное пособие-практикоориентированная монография / Ш.М. Каланова; В.К.Бишимбаев.- Астана: Фолиант, 2006.

  15. Качество образования - фактор цивилизации ХХ1 века. - Кн. 1., - Алматы, 2004.

  16. Управление качеством: Учебник Высшее образование/ Басовский Л.Е., Протасьев В.Б. – М.: ИНФРА-М, 2000.

  17. Мухамедхан, Д. Качество высшего образования и кредитная система обучения/ Д. Мухамедхан.- Алматы, 2005.

  18. Паранюшкин Р.В. Педагогика и психология высшей школы. - Ростов н/Д, 2006.

  19. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. – М., 2005.

  20. Педагогика и психология высшей школы. - Ростов н/Д, 2006.

  21. Агафонов А.Н.  Основы общей и социальной педагогики. – Караганда, 2007.

  22. Давыдов В.П. Методология и методика психолого-педагогического исследования. – М., 2006.

  23. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования. – М., 2005.

  24. Мудрик А.В. Социализация человека. М., 2004.

  25. Бим-Бад Б.М. Образование в контексте социализации // Педагогика. -1996.-№1. Гершунский Б.С. Методологическое знание в педагогике. М., 1986.

  26. Хмель Н.Д. Теория и технология реализации целостного педагогического процесса. – Алматы, 2002.

  27. Кузнецов И.Н. Научное исследование. Методика проведения и оформления. – М., 2007.

  28. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М., 2000.

  29. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М., 2001.

  30. Краевский В.В. Методологические характеристики педагогического исследования и критерии оценок его результатов. Самара, 1992.

  31. Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап. М., 2006.

  32. Краевский В.В. Педагогическая теория: Что это такое? Зачем она нужна? Как она делается? Волгоград, 1996.

  33. Кузнецова В.А. Проблема многоуровневой подготовки учителя в университете. Саранск., 1993.

  34. Полонский В.М. Методы анализа и прогноза развития педагогической науки // Педагогика – 1995 - №5.

  35. Реформы образования в современном мире: глобальные и региональные тенденции. М., 1995.

  36. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань, 1998.

  37. Бухарова Г.Д. К проблеме модернизации профессионально-педагогического образования. М., 2002.

  38. Баймуканова М.Т. Электронный курс лекций «Жалпы және әлеуметтік педагогика». – Караганда, 2006

  39. Берулава Г.А. Методологические основы деятельности практического психолога. – М.: Высшая школа, 2003.

  40. Джакупов. С.М. Психологическая структура процесса обучения. – Алматы, 2004.

  41. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М.: Логос, 1999.

  42. Климов А.Е. Психология профессионала. – М., 1996.

  43. Косогова А.С. Обучение и воспитание в высшей школе. – Иркутск: Изд-во Иркут. гос.пед. ун-мта, 2003. – С.49-63.

  44. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000.

  45. Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования. – М.: Академия, 2001.

  46. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. – М., 2000.

  47. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования. – М., 2003.

  48. Проблема субъекта в психологической науке / Отв. ред.: А.В.Брушлинский, М.И.Воловикова, В.Н. Дружинин; Ин-т психологии РАН. – М. : Академический проект, 2000.

  49. Тряпицына А.Г. Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании. – СПб.: Изд-во РГПУ им. Герцена, 2005.

  50. Фокин Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе. – М., 2004.

  51. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология / Н.В. Басова – Ростов н/Д: «Феникс», 2000.

  52. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход: метод. пособие / А.А. Вербицкий. – М.: Высшая школа, 1991.

  53. Загайнов Р.М. Проклятие профессии: бытие и сознание практического психолога. – М., 2001.

  54. Лагонда Г.В. Деятельность практического психолога. – Мозырь: Содействие, 2009.

  55. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПБ., 2000.

  56. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. – М : Флинта, 1998.

  57. Основы педагогики и психологии высшей школы /Под ред. А.В. Петровского. – М., 1996.

  58. Педагогика и психология высшей школы /Отв. ред. М.В. Буланова-Топоркова. – М., 2002.

  59. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. – М., 2000.

  60. Современный психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – Владимир: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006.

  61. Субъект, личность и психология человеческого бытия / Ред. В.В. Знаков, З.И. Рябикина– М.: ИП РАН, 2005.

  62. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д., 2002.

  63. Фокин Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе. – М.: Академия, 2002.

  64. Хуторской А.В. Современная дидактика. – СПб., 2001.

  65. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб. : Питер, 2009.

  66. Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе. – М: Академия, 2001


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница