Программа вступительного экзамена по дисциплине «Теория и методика профессионального обучения



Скачать 81.31 Kb.
Дата25.04.2016
Размер81.31 Kb.
ТипПрограмма
ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное БЮДЖЕТНОЕ

образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Орловский государственный университет»



ПРОГРАММА



ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА

по дисциплине
«Теория и методика профессионального обучения (Агроинженерия)»

направление подготовки 051000.68 - «Профессиональное обучение»

Составитель: доктор пед. наук В. Н. Правдюк


Орел 2012



Содержание программы

Теория и методика профессионального обучения

Введение. Предмет и задачи методики профессионального обучения. Концептуальные положения профессионального обучения молодежи на современном этапе. Связь предмета с различными образовательными и психолого - педагогическими дисциплинами. Место предмета в системе педагогических наук.

Задачи, содержание и процесс производственного обучения учебных заведениях системы. Модель современного рабочего - основа учебно-воспитательного процесса. Модель современного рабочего - основа учебно-воспитательного процесса. Процесс производственного обучения и его специфические особенности. Подходы к формированию и реализации задач по подготовке компетентных специалистов. Профессионально значимые качества личности, подготавливаемой к самостоятельной трудовой жизни.

Историко-педагогический образ развития трудового и профессионального обучения. Развитие трудового и профессионального обучения в России и зарубежных странах. Этапы развития отечественной системы профессионального обучения в XX1 веке. Комплексная программа по повышению уровня. Подготовки специалистов в свете реформы профессиональной школы.

Общая характеристика профессионально-педагогической деятельности и требования к личности педагога профессионального обучения. Содержание учебной деятельности мастера производственного обучения. Содержание внеклассной деятельности педагога профессионального обучения. Личностные и профессиональные качества преподавателя.

Дидактические принципы профессионального обучения. Классификация дидактических принципов и методические аспекты их применения: принципы научности, последовательности, перспективности, доступности, связи теории с практикой, межпредметных связей, индивидуального подхода и др.

Системы производственного обучения. Появление и развитие различных систем профессиональной подготовки, их сравнительный анализ. Критерии выбора системы при изменяющихся функциях труда. Характеристика инновационных технологий профессиональной подготовки.

Методы производственного обучения. Общие понятия о методах производственного обучения и их классификация. Методы передачи и усвоения учебной информации, их характеристика. Методы контроля и самоконтроля знаний, умений и навыков. Методы активизации учебной деятельности учащихся профессионального лицея.

Урок как основная форма организации профессионального обучения. Основные типы уроков и их особенности их особенности проведения в профессиональном лицее. Структура занятия по производственному обучению учащихся. Специальные формы уроков производственного обучения и методические особенности их проведения. Дидактические аспекты занятий производственного обучения.
Организационно-технические условия производственного обучения. Классификация форм организации учебной работы. Содержание и составление графиков перемещения учащихся. Формы организации труда мастеров производственного обучения.

Планирование процесса производственного обучения. Анализ учебного плана и сводно-тематического плана. Перспективно-тематическое планирование и его варианты. Содержание перечней учебно-производственных работ. Составление планов производственного обучения группы. Разработка учебно-технологической документации. Текущее планирование учебной работы с группой.

Нормирование учебно-производственных работ учащихся профессионального лицея. Цели и методы нормирования учебного процесса. Требования к нормированию. Определение ученической нормы времени.

Педагогическое, правовое и материальное обеспечение производственного обучения Содержание профессионального образования как педагогическая проблема. Правовые аспекты оборудования учебных мастерских и организации рабочих мест учащихся. Требования к соблюдению санитарно-гигиенических норм в учебно-производственных помещениях. Обеспечение безопасных условий труда. Материально-техническое обеспечение учебно-воспитательного процесса.

Нормативы материального, гигиенического и трудоохранного обеспечения учебного процесса. Нормативы учебных помещений для производственного обучения. Нормативы гигиенического обеспечения учебного процесса. Организация работы по охране труда при производственном обучении.

Учет и ответственность мастера производственного обучения. Отчетность мастера производственного обучения. Учет выполнения учебных планов и программ. Учет успеваемости учащихся и посещаемости занятий.

Дидактические средства производственного обучения. Функции дидактических средств обучения в профессиональном лицее. Классификация дидактических средств обучения в профессиональном лицее. Особенности применения некоторых традиционных дидактических средств. Современная оргтехника для учебного процесса.

Методическая работа педагога профессионального обучения. Структура и функции методической работы в учебном заведении системы НПО и СПО. Роль и значение методической работы.

Рекомендуемая литература

  1. Анализ и оценка рабочих программ: Методические рекомендации для преподавателей ПТУ /Сост. Н.К.Окунева. — Челябинск, 1991.

  2. Барболин М.П. Методологические основы развивающего обучения. — М., 1991.

  3. Батышев С. Я, Подготовка рабочих-профессионалов. — М., 1995.

  4. Батышев С. Я. и др. Управление профессиональной подготовкой и по­вышением квалификации рабочих. — М., 1995.

  5. Беляева А. П. Дидактические принципы профессиональной подготов­ки в профтехучилищах: Метод, пособие. — М., 1991.

  6. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. — М., 1995.

  7. Варковецкая Г, М. Методика осуществления межпредметных связей в профтехучилищах. — М., 1989.

  8. Волков Ю. Г. Homo Humanus. Личность и гуманизм: Социологический аспект / Науч. ред. А. В.Дмитриев. — М., 1995.

  9. Гецов Г. Г. Работа с книгой: Рациональные приемы. — М., 1984.

  10. Гребенюк О. С. Проблемы формирования мотивации учения и труда у учащихся. — М., 1985.

  11. Герасимов В. Г. От знаний к творчеству: Становление личности. — М., 1995.

  12. Государственный образовательный стандарт высшего профессиональ­ного образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 030500 / Профессио­нальное обучение (третий уровень высшего профессионального образо­вания). — М., 1996.

  13. Домашние задания: Книга для учителя: Пер. с нем. / Х.Древелов, Д.Хесс, Х.Век. - М., 1989.

  14. Единая программа среднего (полного) общего и начального профес­сионального образования: цели, структура, проблемы / Науч. ред. А.А.Жо­хов, А. Т. Глазунов. — М., 2002.

  15. Ерецкий М.И., Полисар Э.Л. Разработка и применение тестов успеш­ности обучения, — М., 1996.

  16. Исследование приоритетных проблем развития профобразования: Сб. результатов научных исследований. — М., 2001.

  17. Казанская В. П. Взаимоотношения преподавателя с учащимися ПТУ в процессе обучения. — М., 1990.

  18. Конаржевский Ю.А. Анализ урока. — М., 2000.

  19. Кормин А. И. Модель выпускника как основа организации педагоги­ческого процесса // Профессиональное образование. — 1997. — № 8.

  20. Кругликов Г. И. Методика преподавания технологии с практикумом: Учеб. пособие. — М., 2002.

  21. Кругликов Г. И. и др. Основы технического творчества: Книга для учи­теля. - М., 1996.

  22. Кубрушко П. Ф. Содержание профессионально-педагогического обра­зования. — М., 2001.

  23. Лейбович А.Н. Структура и содержание Государственного стандарта профессионального образования. — М., 1996.

  24. Макиенко Н.И. Педагогический процесс в училищах профессиональ­но-технического образования. — М., 1989.

  25. Маркова А. К. Психология профессионализма. — М., 1996.

  26. Наин А. Я. Опыт инновационной деятельности в системе профессио­нального образования // Педагогика. — 1994. — № 3.

  27. Новиков А. М. Профессиональное образование России / Перспективы развития. — М., 1997.

  28. Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов. — М., 1999.

  29. Правдюк В.Н. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов со специализацией «Аграрная технология» /Монография. – Орел: Труд, 2001. – 264 с.

  30. Практикум по методике преподавания машиностроительных дисцип­лин / Под ред. В.И.Никифорова. — М., 1990.

  31. Профессиональная педагогика: Учебник. — М., 1997.

  32. Профессионально-педагогическая технология обучения в профессиональ­ных учебных заведениях / Под ред. А. П. Беляевой. ~ СПб., 1995.

  33. Русские педагоги и деятели народного образования о трудовом вос­питании и профессиональном образовании / Сост. Н. Н. Кузьмин. — Ан­тология педагогической мысли: В 3 т. — М., 1989. — Т. 2.

  34. Романцев Г. М. Теоретические основы высшего рабочего образова­ния. — Екатеринбург, 1997.

  35. Сборник документов по трудовому и профессиональному обуче­нию. - М., 1987.

  36. Сергеева Т. А., Уварова Н.М. Проектирование учебного занятия (мето­дические рекомендации). — М., 2003.

  37. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. — М., 1998.

  38. Сибирская М.П. Профессиональное обучение: педагогические техно­логии. — М., 2002.

  39. Скакун В. А. Введение в профессию мастера производственного обу­чения: Метод, пособие. — М., 1988.

  40. Скакун В. А. Методика производственного обучения в схемах и табли­цах. - М., 2001.

  41. Скакун В.А. Методическое пособие для преподавателей профессио­нальных учебных заведений. — М., 2001.

  42. Скакун В. А Преподавание курса «Организация и методика производ­ственного обучения». — М., 1990.

  43. Справочник мастера производственного обучения: Учеб. пособие / Под ред. Ю.А.Якубы. — М., 2003.

  44. Учителю о производстве/ Под ред. Д.Д.Москвина. — М., 1991.

  45. Худяков В. Л. Творческий поиск преподавателей профтехучилища. — М., 1991.

  46. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. — М., 1996.

  47. Щукин М. Е, Психологические основы индивидуального подхода к уча­щимся в процессе производственного обучения: Метод, пособие. — М., 1990.

  48. Якиманская И. С. Разработка технологии личностно ориентированно­го обучения // Вопросы психологии. — 1995. — № 2.

  49. Якуба Ю.А. Методика тестирования качества производственного обу­чения. — М., 2001.

  50. Якуба Ю.А. Современные методы контроля качества производствен­ного обучения. — М., 2001.

Каталог: files -> priem2012 -> doc -> ovim
files -> Актуальность исследования
files -> Рабочая программа дисциплины
files -> Программа курса предназначена для учащихся 9-11 класса и рассчитана на 128 часов. Периодичность занятий 1 раз в неделю по 4 учебных часа
files -> Предоставление максимально широкого поля возможностей учащимся, ориентированным на высокий уровень образования и воспитания, с учетом их индивидуальных потребностей
files -> Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников
files -> Программы
files -> Выпускных квалификационных работ
ovim -> Программа вступительного экзамена в магистратуру по дисциплине «Теоретическая социальная психология» Направление подготовки


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница