Программа вступительного экзамена по дисциплине «Педагогика» по профилю научной подготовки научно-педагогических кадров



Скачать 347.25 Kb.
Дата01.06.2016
Размер347.25 Kb.
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н.Толстого»



УТВЕРЖДАЮ

Проректор по НИР

_______________Подрезов К.А.

«26» июня 2015г.
ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА

по дисциплине – «Педагогика»
по профилю научной подготовки научно-педагогических кадров

13.00.01 – «Общая педагогика, история педагогики и образования»
форма обучения: очная, заочная

Пояснительная записка.

Подготовка к вступительному экзамену по профилю научной подготовки научно-педагогических кадров 13.00.01. – «Общая педагогика, история педагогики и образования» способствует новому уровню освоения и осмысления научно-теоретических знаний в области истории и теории педагогики и образования, овладению более высоким уровнем обобщенных умений (анализ, синтез, сравнение, выявление причинно-следственных связей, систематизация и т.д.) по сравнению с предшествующим уровнем обучения.

Поступающий в аспирантуру по профилю научной подготовки научно-педагогических кадров 13.00.01. – «Общая педагогика, история педагогики и образования», должен отчетливо представлять междисциплинарный характер многих педагогических проблем, связь педагогики с различными областями естественнонаучного и гуманитарного знания и должен уметь при изучении той или иной проблемно-тематической области интегрировать знания педагогики, психологии, философии, культурологи, частных методик и т.д., увидеть прямой или опосредованный «выход» теоретических знаний на педагогическую реальность.

Любая предметная область знаний отражается в системе понятий и терминов. Именно они являются средством структурирования системы знаний. Аспирант должен демонстрировать четкое понимание педагогической терминологической системы, основных ее понятий и категорий, их взаимосвязи, соподчинение, иерархию, парадигматические отношения.

Поступающие в аспирантуру должны знать основные положения методологии науки и методологии научного исследования, что выражается в методологической компетентности будущего научного работника. Она проявляется в понимании, оценке, осознанном выборе мировоззренческих, общенаучных, ценностных оснований и установок исследования, в умении раскрыть и сопоставить системный, деятельностный, структурный, личностный, аксиологический, культурологический, цивилизационный подходы, оценить их методологическую и эвристическую значимость. Методологическая компетентность исследователя в области педагогики и образования проявляется в знании соискателя системы методов целостного педагогического исследования, в умении оценить их эвристику и валидность, в доказательном выборе и обосновании методов конкретного исследования.

Таким образом, в процессе подготовки к экзамену поступающий должен овладеть:

системой педагогических понятий;

знаниями о методологи научно-исследовательской деятельности;

фундаментальными теоретическими педагогическими знаниями (идеи, законы, , теории; системы, концепции);

историей развития образования и педагогики как науки;

умением анализировать и прогнозировать практическую педагогическую деятельность;

знанием практики обучения, воспитания, образования в различные исторические периоды и в современную эпоху;

знанием и умением использования основных источников, путей и форм педагогического самообразования в соответствии с выбранной специальностью;

обобщенными умениями высокого уровня в гностической, оценочно-аналитической, исследовательской деятельности.

Отдельным блоком знаний, которыми должен обладать кандидат в аспирантуру – знание современных нормативно-правовых документов, определяющих стратегию и тактику государственной образовательной политики, позволяющих российской системе образования интегрироваться в мировое образовательное пространство.
Содержание программы

Тема 1. История педагогики в системе педагогического знания.

История педагогики как область научного знания. Эвристическая ценность историко-педагогического знания. Взаимосвязь истории педагогики с другими областями гуманитарного знания.

Источники историко-педагогического знания, характеристика и оценка их познавательных возможностей.

Историко-педагогический процесс как взаимосвязанное единство развития педагогической мысли и образовательной практики.

Методологические подходы к анализу историко-педагогического процесса.

Возникновение воспитания в истории человечества.

Воспитание как результат социоантропогенеза. Его основные этапы. Основные формы и содержание педагогической деятельности человека в первобытном обществе.

Воспитание и социализация как процесс освоения человеком социального, практического опыта и ценностного отношения к миру.

Дифференциация воспитания в первобытном обществе.

Первобытное воспитание как тип «традиционного» воспитания.


Тема 2. Воспитание и обучение в цивилизациях Древнего Востока.

Основные источники знаний о воспитании и обучении в странах Древнего Востока.

Основные формы и содержание воспитания в этот период педагогической истории. Становление школы как образовательного института в странах Древнего мира. Ведущие тенденции в обучении и воспитании детей. Мусульманская образовательно-воспитательная традиция. Ее особенности.

Педагогические традиции Древнего Китая. Сущность конфуцианских взглядов на воспитание.


Тема 3. Воспитание, образование и педагогические идеи в античном мире.

Возникновение новых образовательно-воспитательных традиций в античную эпоху (социокультурные и мировоззренческие предпосылки).

Спартанская и афинская системы образования как модели практического воплощения разных образовательных идеологий (цели, идеалы, содержание, формы, результаты).

Педагогические идеалы и идеи в системах Сократа, Платона и Аристотеля.

Влияние эллинских традиций на педагогическую идеологию и образовательную практику Древнего Рима. Педагогические идеалы в произведениях Цицерона, Квинтилиана, Сенеки.

Сущностные характеристики педагогических традиций Западной цивилизации. Воспитательные идеалы раннего христианства.


Тема 4. Педагогические идеи и образование в Византии.

Социокультурные основания византийской педагогической системы. Влияние античной культуры и идеологии раннего христианства на педагогические идеи и школьную практику. Педагогические взгляды византийских философов (Иоанн Дамаскин, Василий Кесарийский и др.).

Системы и типы учебных заведений в Византии. Влияние Византии на развитие образования в Древней Руси и Европе.
Тема 5. Философско-педагогическая мысль и образование в эпоху европейского средневековья.

Сущностные черты средневековой педагогики. Ученичество как универсальная педагогическая идея в средневековой Европе. Сословная дифференциация образования.

Идеалы и идеи воспитания в трудах средневековых мыслителей (Абеляр, Луллий, Фома Аквинский и др.)

Основные типы школ, их устройство, программы и методы обучения. Схоластика. Европейские университеты. Их роль в развитии культуры и образования.



Тема 6. Педагогические идеи и эволюция образования в эпоху Возрождения.

Гуманизм как основа и предпосылка новых педагогических идеалов. Противоречия между педагогическими идеалами и образовательной практикой. Школы педагогв-гуманистов.

Идеи воспитания в период Реформации. Система образования эпохи. Новые тенденции в развитии образования. Эволюция университетского образования.
Тема 7. Школа и педагогика в XVII – XVIII вв.

Становление новых идеалов воспитания и образования на основе философии рационализма. Интерес к педагогической проблематике в науке.

Научная педагогика как новый феномен культуры. Смыслообразующие и ценностные основания педагогической теории Я. А. Коменского. Её основные идеи и элементы. Современная оценка идей Коменского.

Идеи светского воспитания в «Мыслях о воспитании» Д. Локка.

Педагогическая проблематика в трудах французских просветителей. Концепция «естественного» воспитания Ж.-Ж. Руссо.

Школьная практика и педагогические проекты этой эпохи.


Тема 8. Эволюция педагогических идей и образовательной практики в XIX в.

Завершение формирования классической педагогики Нового времени. Социокультурные и философские предпосылки возникновения новых педагогических идей (И. Кант, Г. Фихте, Г. Гегель, К. Маркс и др.).

Теория элементарного образования И. Г. Песталоцци.

Авторская педагогика И. Ф. Гербарта. Вклад Ф. А. Дистервега в теорию педагогики.

Становление национальных образовательных систем. Основные направления развития школьного образования в странах Западной Европы и США. Основные типы школ этого периода.
Тема 9. Школа и педагогика в Новейшее время.

Потребность в обновлении школьного образования в этот период. «Педоцентристская революция»: её социокультурные, общенаучные, педагогические предпосылки. Столкновение двух педагогических парадигм (традиционализм и реформаторство).

«Новое воспитание» как поиск идей обновления воспитания и образования. Основные идеи и теории реформаторской педагогики. Дж.Дьюи, Г.Кершенштейнер, М.Монтессори, Р.Штайнер и др.

Основные направления и способы модернизации школьного образования.


Тема 10. Современная зарубежная школа и педагогика.

Современные зарубежные педагогические концепции. Их методологическая и педагогическая оценка.

Сущностная характеристика зарубежных образовательных систем. Основные тенденции развития зарубежной школы и педагогики.

Болонский процесс и создание единого европейского образовательного пространства.


Тема 11. Воспитание у восточных славян в VI-IX вв. Воспитание в русском государстве (X-XVII вв.)

Источники знаний о воспитании в древнее время. Нормы и ценности воспитания у восточных славян. Уклад и образ жизни как основа воспитания в родоплеменном обществе.

Основные способы и средства воспитания. «Народная педагогика» как феномен культуры и обобщение педагогического опыта народа.

Развитие образование в Киевской Руси: социокультурные и политические предпосылки (влияние языческих традиций, восточного христианства, становление государственности). Особенности образовательной системы.

Педагогические идеи в произведениях Кирилла Туровского, Владимира Мономаха.

Проблемы воспитания в средневековой Руси и их отражение в памятниках литературы («Послание Геннадия», «Домострой», «житийная» литература).

Вклад в развитие образования и педагогической мысли И. Федорова, М. Ртищева, В. Бурцова, С. Полоцкого, Е. Славинецкого и др.

Школьное обучение в XIV-XVI вв.

Характеристика учебных заведений XVII в. Особенности деятельности «братских» школ.
Тема 12. Реформы образования в России в XVIII в.

Предпосылки и главные направления реформ образования при Петре I. Государственная образовательная политика. Педагогические идеи В. Н. Татищева, И. Т. Посошкова, Ф. Прокоповича. Вклад М.В. Ломоносова в развитие русского просвещения. Московский университет.

Развитие теоретического интереса к проблемам воспитания и образования во второй половине XVIII в. Педагогическая идеология в трудах Н. И. Новикова, А.Н. Радищева.

Педагогические проекты И.И. Бецкого. Основные типы учебных заведений этого периода. Государственная школьная реформа 1786 г.


Тема 13. Эволюция школы и педагогической мысли в первой половине XIX века.

Реорганизация национальной системы образования, ее основные направления. Противоречия в развитии школы и педагогической мысли этого периода педагогической истории России. Возникновение новых типов образовательных учреждений. Возможности получения образования в России. Школьный устав 1803 г.

Государственная образовательная политика во второй четверти XIX века. Устав 1828г. Его сходство и отличие от прежних школьных законодательных актов. Педагогические взгляды «западников» и «славянофилов».
Тема 14. Становление национальной педагогики и обновление образовательной системы во второй половине XIX в.

Школьные реформы 60-х гг. как элемент социальных реформ. Основные направления и содержание школьных реформ 60-х гг. Новые типы учебных заведений. Контрреформы – их направленность.

Дискуссии о судьбах школы и образования (Н.И. Пирогов, В.И. Водовозов и др.) К.Д. Ушинский и его роль в становлении и развитии отечественной педагогической науки.

Педагогическая деятельность и взгляды Л.Н. Толстого.

Вклад методистов в развитие педагогической науки (Н.А. Корф, Н.Ф. Бунаков, В.Я. Стоюнин и др.)

Основные результаты развития отечественной системы образования в этот период.


Тема 15. Школа и педагогика в России в конце XIX – начале XX вв.

Развитие общественно-педагогического сознания. Интерес к педагогической проблематике в естественнонаучных и гуманитарных науках.

Качественные и количественные изменения в системе образования.

Основные направления развития педагогической мысли. Многообразие педагогических идей и проектов этого времени (П.Ф. Каптерев, В.П. Вахтеров, К.Н. Вентцель, С.А. Рачинский, В.В. Розанов, С.Т. Шацкий и др.)

Политизация школьного вопроса в конце XIX – начале XX вв.

Основные тенденции развития начального, среднего, высшего и профессионального образования.

Основные течения в педагогической мысли России этого периода.
Тема 16. Развитие отечественной школы и педагогики в советский период.

Особенности и противоречия становления школы и педагогики в советский период. Создание новой структуры школьного образования. Кризис образования в первой половине 20-х гг. Развитие образования во второй половине 20-х гг.

Развитие педагогической науки в 20-е гг.: П.П. Блонский, С.Т. Шацкий и др. Педагогические дискуссии этого времени.

Развитие советской школы в 30-е гг.

Деятельность В.Н. Сороки-Росинского. Педагогическая система А.С. Макаренко.

Школа в период Великой Отечественной войны. Правительственные решения о школе в 40-80-е гг.

Развитие теоретической педагогической мысли в 60-70-е гг. Творческий поиск педагогов-практиков (опыт ростовских учителей, липецкий опыт и др.). Стремление к обновлению школы и образования в деятельности педагогов-новаторов. Развитие теории педагогики в 80-е гг.

Процессы демократизации, гуманизации и диверсификации образовательной системы в 90-е годы. Преобразование школьной системы.

Многообразие типов образовательных учреждений. Развитие новых теоретических идей в отечественной педагогике. Новые педагогические концепции. Развитие педагогической инициативы и инновационных процессов.
Тема 17. Педагогическая наука как система педагогического знания.

Современные взгляды на педагогику как на область научного знания, ее объект, предмет, статус в системе наук.

Структура педагогики как науки. Отрасли педагогического знания. Взаимосвязи педагогики с другими науками.

Основные тенденции развития современной педагогики.

Сущность педагогического знания. Его основные источники, вид, функции. Теоретическое педагогическое знание и его основные конструкты (факты, идеи, гипотезы, закономерности, концепции, теории, системы).

Понятийно-терминологический аппарат педагогики. Историческое и актуальное значение основных понятий.

Основные педагогические системы и теории.
Тема 18. Методологические основы педагогической науки.

Сущность методологии. Общенаучная и педагогическая методология.

Современные направления в развитии методологии педагогики (философско-мировоззренческие основания, парадигмы, ценностные установки, исследовательские программы). Роль методологического знания в развитии педагогической науки.

Педагогическое исследование как способ получения нового знания (поиск и выбор проблемы, объем, предмет, логика и структура исследования, способы решения теоретических и исследовательских задач).

Типы педагогических исследований.

Эвристические возможности различных методов научно-педагогического исследования, способов диагностики и измерения.


Тема 19. Образование и школа как фактор развития общества, культуры и человека.

Сущность образования. Образование как условие развития цивилизации, культуры и общества.

Различные трактовки феномена «образование». Современное понимание образования.

Образование как многоуровневое явление. Образование как фактор становления человека в различные периоды жизни.

Современная образовательная парадигма, ее сущностные характеристики.

Реформирование образования в современном мире: глобальные, национальные и региональные направления и тенденции.

Российская и региональная (Тульская) система образования.

Школа как социальный институт образования.


Тема 20. Дидактика.

Дидактика как раздел педагогической науки. Категориально-понятийный аппарат дидактики как области научного знания. Предмет. Методы и функции дидактических исследований.

Историческое развитие дидактических систем.

Характеристика обучения как дидактического процесса. Теоретико-методологические основы обучения.

Цели общего образования, факторы формирования целей. Конкретизация целей в дидактическом процессе, таксономия учебных целей.

Содержание образования и научные основы его совершенствования. Педагогические теории отбора содержания общего образования. Образовательные стандарты и программы современной школы.

Компетентностный подход как новая парадигма общего и профессионального образования.

Метод обучения как дидактическая категория. Типология методов обучения. Теоретические основы развития методов обучения.

Организация педагогического процесса. Организационные формы обучения и их развитие в дидактике школы.

Дидактические средства, типология и характеристика дидактических средств, их воздействие на активизацию познавательной деятельности учащихся.

Модели и технологии обучения. Сущность и принципы проектирования образовательных технологий. Тенденции развития современных образовательных технологий.

Дифференциация и индивидуализация обучения как педагогическая проблема, модели дифференциации и индивидуализации обучения в образовательной практике.

Диагностика обучения. Способы и формы аттестации учебных достижений. Современные средства оценивания результатов обучения. Дидактические тесты. ЕГЭ.

Значение мотивации в учебном процессе. Педагогические исследования мотивации учения.

Творческая деятельность учащихся в обучении. Активизация творчества учащихся. Педагогические теории и исследования творчества в обучении.

Современные концепции и теории обучения. Теоретические основы и практика развивающего обучения. Теоретические основы и практика проблемного обучения. Теоретические основы и практика личностно0ориентированного обучения.

Сущность и структура деятельности учителя. Научно-теоретические подходы к построению модели деятельности учителя. Педагогическое мастерство учителя. Педагогическая компетентность и творчество учителя как условие развития образования.
Тема 21. Теория и методика воспитания в современной школе.
Социальная сущность воспитания. Системный характер воспитания. Базовые теории воспитания.

Воспитание в целостном педагогическом процессе.

Воспитание и процесс организации жизни, деятельности и общения детей.

Общечеловеческое и индивидуальное, национальное и интернациональное в воспитании. Этнопедагогика.

Двусторонний характер процесса воспитания.

Школьник как объект и субъект воспитания.

Закономерности и принципы воспитания. Движущие силы и звенья процесса воспитания. Сферы воспитания, их личностная, психолого-педагогическая интеграция. Возможности и пределы воспитания как педагогического процесса.

Критерии воспитанности личности ученика.

Воспитание. Перевоспитание. Самовоспитание.

Социально-экономические и политические условия жизни и их влияние на содержание воспитательной работы в школе.

Воспитательные возможности целостного педагогического процесса.

Нравственное воспитание как фундамент всей системы воспитательной работы.

Гражданское воспитание. Экологическое воспитание. Эстетическое воспитание. Физическое воспитание. Половое воспитание. Формирование здорового образа жизни. Трудовое воспитание и стимулирование профессионального самоопределения учащихся.

Формирование целостной картины мира в учебно-воспитательном процессе школы. Научное и художественное познание, их влияние на мировосприятие школьника. Мировоззрение личности как единство рационального и эмоционального. Формирование личностного смысла научных и этических знаний.

Педагогика межнационального общения.

Цель, задачи и принципы воспитания культуры межнационального общения. Воспитание патриотизма и интернационализма, веротерпимости, толерантности. Становление опыта межнационального общения.

Влияние возрастных и индивидуальных особенностей на характер отбора содержания воспитания в школе.

Диалектика связей и возможные противоречия между компонентами содержания воспитательного процесса.

Методы воспитания как способы взаимодействия воспитателя и воспитанника, личности и группы.

Многообразие методов воспитания, принципы их классификации.

Методы формирования сознания учащихся: беседа, диспут, конференции, решение нравственно-этических задач, обсуждение книг, спектаклей, кинофильмов и др.

Методы формирования опыта положительного поведения и деятельности: педагогическое требование. Игра, пример, организация разнообразной деятельности и общения, упражнения, поручения и др.

Методы стимулирования и коррекции поведения и деятельности: соревнования, поощрение, наказание.

Педагогическое общение. Личность учителя, его индивидуально-педагогическое влияние на отдельных учащихся и группы школьников.

Формы воспитания. Коллективная, групповая, индивидуальная формы воспитания. Средства воспитания.

Педагогические условия выбора и эффективного использования педагогом методов воспитания.

Понятие о детском воспитательном коллективе. Сущность, структура и функции детского коллектива. Коллектив как объект и субъект воспитания. Уровни развития коллектива, механизмы его становления.

Психологический климат коллектива, его выявление: лидерство, малые группы в коллективе.

Развитие ученического коллектива, его специфика и различные периоды онтогенеза личности. Конформизм.

Самоуправление в детском коллективе.

Самодеятельные детские организации и «неформальные» объединения.

Проблемы взаимодействия педагогического коллектива и различных коллективов и групп учащихся в учебно-воспитательном процессе школы.

Функции семьи и ее воспитательные возможности. Родители как воспитатели. Народная педагогика.

Социально-экономические, демографические и психологические проблемы современной семьи и семейного воспитания.

Содержание, формы и методы взаимодействия школы и семьи в целостном педагогическом процессе: положительный опыт, проблемы, противоречия, тенденции и перспективы.

Учитель, родители, дети: отношения, взаимодействие, взаимопонимание.

Функции и основные направления деятельности классного руководителя.

Государственные учреждения и общественные организации, координирующие взаимодействие школы и семьи.


Тема 22. Управление образовательными системами.

Закон «Об образовании в Российской федерации». Профессиональный стандарт педагога. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) общего и профессионального образования.

Школа как развивающаяся образовательная и педагогическая система. Научно-методическая и экспериментальная работа в развивающейся школе.

Альтернативные модели школьного образования, их теоретические основы и практика реализации.

Система дополнительного образования, ее функции и характер. Формы дополнительного образования для детей и подростков. Научные разработки и исследования в области дополнительного образования.

Сущность и специфика управления образованием, его характерные особенности. Понятие теории и практики управления.

Научные подходы к организации управления образованием. Управление развитием образовательных систем.

Структура управленческой деятельности. Уровни и характер управления в образовательных системах.

Педагогический мониторинг как системная диагностика качества образовательного процесса.

Проблемы и исследования в области управления образованием.

ИКТ в управлении образованием.

Педагогическая инноватика как научная область. Инновации в образовании, их уровень и характер. Педагогический опыт и инновации, диалектика взаимодействия. Взаимосвязь научных педагогических исследований и инновационного развития образования.


Методические рекомендации по подготовке к вступительному экзамену.
При подготовке к экзамену целесообразно начать работу со знакомства с различными учебными пособиями, как новейшими, так и с пособиями прошлых лет. При этом следует обратить внимание на концептуальное построение учебников, наличие или отсутствие в них отдельных разделов и тем, на особенности трактовки педагогических идей и теорий, на особенности научной интерпретации явлений, событий и процессов педагогической действительности, на их научные оценки и прогнозы. При изучении учебного материала по разным источникам поступающий в аспирантуру должен сравнить особенности реализации функций педагогической науки (методологической, общетеоретической, практической и прогностической) в этих источниках и сделать выводы о концептуальной позиции автора по тем или иным проблемам.

Подготовка к экзамену включает знакомство с фундаментальными монографиями по ведущим проблемам теоретической педагогики. Это позволяет углубить и расширить базовые знания, полученные при работе с учебными пособиями, войти в широкий контекст научно-педагогического знания, воспринять педагогические теории в их целостности и системности, во взаимосвязи с другими теориями и концепциями, а также с другими областями гуманитарного знания.

В ряде случаев следует обратиться к современным журнальным публикациям, сборникам статей, материалам научных конференций и семинаров. Это относится к новейшим вопросам и проблемам теории педагогики, а также инновационным вопросам практики.

К экзамену поступающие также готовят так называемый спецвопрос. Его тема и проблема должны быть соотнесены с проблематикой будущего исследования. Цель такой работы – развитие концептуально-исторического видения избранной научной проблемы, углубление понимания пространственно-временной динамики педагогических явлений, идей, проблем, теорий и процессов. При выполнении такой работы будущий аспирант может продемонстрировать свою самостоятельность, научную компетентность, творческий подход к решению проблемы, умение интегрировать знания из различных источников и разных областей гуманитарного знания. Тема спецвопроса определяется научным руководителем.

Формы представления такой работы могут быть различны: научные публикации, реферат, реферативный обзор, исследовательская работа, переводы педагогических произведений, текстовые таблицы с комментариями и пояснениями, видеофильмы и т.д.
Требования к уровню подготовки к вступительному экзамену по профилю научной подготовки научно-педагогических кадров

13.00.01. – «Общая педагогика, история педагогики и образования».
При ответе на экзаменационный билет поступающий в аспирантуру должен продемонстрировать.
В области истории педагогики и образования:

знание

понятийно-терминологического аппарата историко-педагогической науки, понимание исторического и современного значения педагогических понятий;

основных периодов и событий педагогической истории, отечественной и зарубежной. Содержательная характеристика этих периодов (события, процессы. Явления, педагогическое сознание общества, деятельность выдающихся педагогов, развитие педагогической науки и практики, зарождение новых процессов);

основных теоретических идей, концепций, теорий в их взаимосвязи и историческом развитии;



умение

использовать при характеристике историко-педагогических событий, явлений. Процессов различные научные подходы (цивилизационный, формационный, культурологический, аксиологический);

давать теоретико-методологическую оценку тем или иным идеям, концепциям, теориям, открытиям, явлениям на основе сопоставления различных источников; выявлять причинно-следственные связи и зависимости между явлениями и процессами педагогической истории;

сравнивать конкретно-исторический и современный смысл того или иного явления педагогической истории;

обобщать материал из разных групп источников и оценивать их эвристическую ценность и достоверность;

интегрировать знания из разных областей гуманитарного знания с целью наиболее полной характеристики историко-педагогических явлений;

сформулировать и обосновать собственную точку зрения, мнение, оценку, суждение по поводу рассматриваемой в ответе проблемы;

построить связный, логически обоснованный ответ, свободно и кратко изложить материал.



В области теоретической педагогики должен продемонстрировать:

знание системы педагогических терминов, понимание структурных, иерархических, парадигмальных отношений между понятиями и терминами;

исторического и актуального смысла тех или иных понятий;

основных источников педагогического знания и понимание их эвристических возможностей;

основ методологии педагогического исследования и различных групп исследовательских методов и диагностических методик;

основных теоретических конструктов: понятий, идей, гипотез, принципов, закономерностей, концепций, теорий, парадигм, методологических подходов, и оснований;

умение

характеризовать, описывать, раскрывать сущность педагогических явлений, пользуясь принятой научной терминологией, и зная историческую изменчивость смысла целого ряда педагогических понятий;

описывать педагогические факты, эмпирическую действительность, используя научную лексику, общепринятые научные понятия;

оценивать с методологических позиций идеи, концепции, теории, выделять в концепциях и теориях ведущие идеи, определять их значение для развития науки и практики;

сравнивать и оценивать различные научные подходы к решению проблем и задач разных типов;

выделять в идеях, концепциях, теориях, исследованиях новизну обоснований и решений по сравнению с прежними представлениями и знаниями;

объяснять сущность теоретических систем, давать им целостную характеристику;

формулировать и обосновывать собственную научную позицию в той или иной теоретической и проблемной области;

сравнивать разные методологические, теоретические позиции, выявлять в них сходства и различие;

применять на практике все функции педагогической науки: описательную, объяснительную, прогностическую;

построить адекватный вопросу обоснованный ответ, который свидетельствует о теоретико-методологической компетентности в области педагогической науки, об умении логично соединить общетеоретические знания со специальными знаниями, связанными с направлением исследования.

Знания, умения и навыки аспирантов на экзамене оцениваются по системе «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» на основе следующих примерных критериев.

Отметка "отлично" выставляется, если отвечающий дает: полный и правильный ответ на поставленные вопросы; в самостоятельном (без наводящих вопросов экзаменатора) ответе должны быть обстоятельно раскрыты соответствующие методологические и теоретические положения истории и теории педагогики, охарактеризованы нормативные документы, влияющие на развитие системы образования, дан анализ литературы, проявлено отчетливое понимание сущности теории и истории педагогики; изложение материала произведено в логической последовательности, литературным языком. Экзаменующийся должен показать навыки практического использования приобретенных знаний в решении исследовательских задач.

Отметка «хорошо» выставляется в том случае, если в ответе допущены неточности или ошибки, которые отвечающий исправляет с помощью дополнительных вопросов экзаменатора.

Отметка «удовлетворительно» выставляется в том случае, если экзаменующийся в целом дает правильный ответ, но демонстрирует недостаточное понимание методологических и теоретических положений истории и теории педагогики, не может осуществить самостоятельный анализ литературы и источников, при изложении материала допускает отдельные логические ошибки.

Отметка "неудовлетворительно" выставляется в том случае, если ответ обнаруживает незнание или непонимание большей или наиболее существенной части содержания учебного материала по экзаменационному билету или дополнительным вопросам экзаменатора; допускаются существенные ошибки, которые отвечающий не может исправить с помощью наводящих вопросов экзаменатора; допускается грубое нарушение логики изложения. Преподаватель имеет право вести опрос на экзамене не только по вопросам билета.


Обеспеченность учебно-методической, научной литературой и библиотечно-информационными ресурсами.
Нормативные документы:


  1. Конституция Российской Федерации. – М.: ИНФРА, 2007.

  2. Закон «Об образовании в Российской Федерации» // http://www.edu.ru

  3. Об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных общеобразовательных учреждений. Методические рекомендации // Классный руководитель. – 2007. - № 2. – С. 4-7.

  4. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 N 30550). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155553/?frame=1

  5. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования // http://www.edu.ru

  6. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования // http://www.edu.ru

Основная литература:


  1. Азаров, Ю. Семейная педагогика / Ю. Азаров. - СПб: Питер, 2011

  2. Андреев, В.И. Педагогика высшей школы. Инновационно-прогностический курс: учеб. пособие. / Казань,: Центр инновационных технологий , 2011.

  3. Бережнова, Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: уч. пос. / Е.В. Бережнова, В.В. Краевский. – М.: Академия, 2008.

  4. Богомолова, М.И. Межнациональное воспитание детей: учебное пособие / М.И. Богомолова. - М.: Флинта: Наука, 2011.

  5. Бордовская, Н.В. Педагогика: Учеб. пособ. для вузов / Н. В. Бордовская, А.А. Реан. - СПб: Питер, 2011

  6. Градусова, Л. В. Гендерная педагогика: Учебное пособие для студ. высш. учеб. завед. / Л.В. Градусова. – М.: Флинта, 2011. - http://www.biblioclub.ru/book/83436/

  7. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования. – М., 2011.

  8. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М., 2009.

  9. Джуринский, А. Н. Сравнительная педагогика. Взгляд из России/ А. Н. Джуринский.– М, 2013.

  10. История образования и педагогической мысли: Хрестоматия / Сост. М.А. Кувырталова, С.А. Воронина, К.Ю. Брешковская, Ю.А. Тарасова. – Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2009.

  11. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учеб. пособ. для пед. учебн. завед. / Под ред. акад. РАО А.И. Пискунова. – М.: ТЦ «Сфера», 2006.

  12. Краевский, В.В. Основы обучения. Дидактика и методика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / В.В. Краевский, А.В. Хуторской. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2008.

  13. Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап: учеб. пособие для студ. Высш учеб. заведений / В, В. Краевский, Е.В. Бережнова. – М.: Академия, 2008.

  14. Латышина, Д.И. История педагогики. История образования и педагогической мысли: Учеб. пособие для вузов/ Д.И. Латышина. – М.: Гардарики, 2008.

  15. Новиков, А.М. Основания педагогики. / Пособие для авторов учебников и преподавателей.- М.: Изд-во «Эгвес», 2010.

  16. Орлов, А. А. Развитие профессионального мышления будущего учителя в вузе / А. А. Орлов: Монография. - Гродно: ГрГУ, 2011.

  17. Панфилова, А. П. Инновационные педагогические технологии: активное обучение: Учебное пособие для студ. вузов / А. П. Панфилова. – М.: Академия, 2009.

  18. Пидкасистый, П. И. Педагогика. Учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / П.И.   Пидкасистый. - М.: Педагогическое общество России, 2008. http://www.biblioclub.ru/book/93280/

  19. Педагогика: Учебное пособие для студ. вузов / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Юрайт, 2009.

  20. Райхлина, Е.Л. Патриотическое воспитание молодежи: сущность, традиции, концептуальные подходы в современной России: Моногр./ Е.Л. Райхлина.- Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2009.

  21. Ромашина, Е.Ю. Школьный учебник в России XVIII- начала XX Века: теоретический и историко-педагогический анализ: Моногр. / Е.Ю. Ромашина.- Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2011.

  22. Сенько, Ю. В. Стиль педагогического мышления в вопросах / Ю. В. Сенько: Учебное пособие для слушат. системы профес. педагогич. образования. – М.: Дрофа, 2009.

  23. Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2011.

  24. Сманцер, А. П. Гуманизация педагогического процесса в современной средней школе: Учебное пособие / А. П. Сманцер. - Минск: БГУ, 2010.

  25. Учитель: личность и деятельность: Учебно-метод. пособие/ С.А. Воронина, И.А. Щуринова; Под ред. А.А. Орлова. – Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2010.

  26. Фельдман, И. Л. Профессиональное самопознание педагога / И. Л. Фельдман: Монография. - Тула: Изд. ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2010.

  27. Ямбург, Е. А. Школа и ее окрестности / Е. А. Ямбург. – М.: Центр книги Рудомино, 2011.


Дополнительная литература:


  1. Анисимов В.И. Общие основы педагогики: учеб. для вузов / В.И. Анисимов, О.Г. Грохольская, Н.Д. Никандров. – М.: Просвещение, 2006.

  2. Антология педагогической мысли древней Руси и Русского государства XIV – XVII вв. – М.: Педагогика, 1985.

  3. Антология педагогической мысли России XVIII в. – М.: Педагогика, 1985. – 479с.

  4. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. – М.: Педагогика, 1987.

  5. Антология педагогической мысли России второй половины XIX в. – М.: Педагогика, 1990.

  6. Асмолов А. Г.,Карабанова О. А. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2013.

  7. Вентцель, К.Н. Свободное воспитание / Сост. Л.Д. Филоненко.- М,1993.

  8. Воробьева, С.В. Основы управления образовательными системами: Учебное пособие/ С.В. Воробьева. – М.: Академия, 2008.

  9. Ганелин, Ш.И. Очерки по истории средней школы в России второй половины XIX века. - Изд. 2-е / Ш.И.Ганелин. - М.: Учпедгиз, 1954.

  10. Гатальский, В.Д. Культурно-образовательное пространство как социально-педагогическая проблема // Педагогика. – 2009. - № 3. – С. 52-57.

  11. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / Отв. Ред. И состав. П.В. Алексеев. – М.: «Школа -Пресс», 1995.

  12. Гербарт, И.Ф. Избранные педагогические сочинения / Под ред. Г.П. Вейсберга. - М.:Уч. -пед. изд - во Наркомпроса РСФСР, 1940.

  13. Григорьев, Д. Результаты и эффекты воспитания / Д. Григорьев, П. Степанов // Народное образование. – 2009. - № 4. – С. 222 – 226.

  14. Губин, В.Д. Философия истории6 учеб. пособие / В.Д. Губин, В.И. Стрелков. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК. 2009.

  15. Жураковский, Г.Е. Очерки по истории античной педагогики / Г.Е. Жураковский. – М.: АПН РСФСР, 1963.

  16. Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI века. (В поисках практико - ориентированных образовательных концепций) / Б.С. Гершунский. - М.: Изд - во «Совершенство», 1998.

  17. Горшкова, В.В. Интерпретации педагогической концепции Дж. Дьюи в российской педагогике 20-30-х гг. ХХ в. / В.В. Горшкова // Педагогика.– 2009.– № 1

  18. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики: Учеб. пособие / под. ред. М.Н. Скаткина.- М.: Просвещение, 1982.

  19. Загвязинский, В.И. Педагогическое творчество учителя / В.И. Загвязинский. - М., 1996.

  20. Зинченко, В.П. Психологическая педагогика. Материалы к курсу лекций. / В.П. Зинченко.– Самара: «Самарский дом печати», 1998.

  21. Исаев, И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: Учеб. пособие для студентов вузов / И.Ф. Исаев. – М.: Академия, 2002.

  22. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебно пособие для педагогических учебных заведений/ Под ред. ак. РАО А.И. Пискунова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.

  23. Каптерев, П.Ф. Избранные педагогические сочинения/ П.Ф. Каптерев. – М.: Педагогика, 1982.

  24. Караковский, В.А. Теория и практика школьных воспитательных систем / В.А. Караковский, Л.И. Новикова. – М.: Новая школа, 1996.

  25. Кашлев С. С. Интерактивные методы обучения Минск: ТетраСистемс, 2011. - http://www.biblioclub.ru/book/78518/

  26. Качнев, В.И. О модернизации педагогической науки и образования / В.И. Качнев // Высшее образование сегодня.- 2010.- №1.- С.55.

  27. Ковалева, Г.С. Стандарт общего образования второго поколения: в оценке образовательных результатов / Г.С. Ковалева, О.Б. Логинова // Народное образование.- 2010.- №5.- С.144-153.

  28. Коменский, Я.-А. Избранные педагогические сочинения: В 2т. – М.: Педагогика, 1982.

  29. Конаржевский, Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление. – М.: Центр. Педагогический поиск, 2000.

  30. Краевский В. В. Методология педагогики: Пособие для педагогов-исследователей. – Чебоксары, 2001// http://window.edu.ru/window_catalog/pdf2txt?p_id=27210

  31. Краевский, В.В. Воспитание или образование// Педагогика. – 2001. - №3.

  32. Краевский, В.В. Общие основы педагогики: Учебное пособие/ В.В. Краевский. – М.: Академия, 2003.

  33. Крылова, О.Н., Муштавинская, И.В. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО: Методическое пособие // О.Н. Крылова, И.В. Муштавинская. – М.: Каро, 2013.

  34. Ладыженская, Н.В. Изменение содержания предметов гуманитарного цикла в контексте общения в Интернете// Педагогика. – 2009. - №6.

  35. Локк, Дж. Педагогические сочинения / Вступит ст. А.Ф. Шабаевой. Под ред. И.Ф. Свадковского. - М.: Гос. Уч.-пед. Изд-во Наркомпроса РСФСР, 1939.

  36. Липский, И.А. Методологический анализ научного знания // http://www.social-pedagog.edu.mhost.ru/Docum/Public/Methodol-1.html

  37. Лызь, Н.А., Радомская, М.В. Единый государственный экзамен: опыт оценки образовательной инновации// Педагогика. - № 5. – 2007.

  38. Лукацкий, М.А. Методологические ориентиры современной педагогики. / М.А. Лукацкий. – Брянск: ООО «Ладомир», 2008.

  39. Макаренко, А.С. Избранные педагогические сочинения: В 2т. – М.: Педагогика, 1978. – Т.1. – 397с. – Т.2.

  40. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения/ А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. – М.,1990.

  41. Максакова, В.И. Педагогическая антропология: Учеб. пособие для студ. Высш.пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2001.

  42. Мудрик, А.В. Психология и воспитание. М.: МПСИ, 2006.

  43. Новиков, А.М. Методология образования. – М.: Эгвес, 2003.

  44. Орлов, А.А. Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании / А.А. Орлов, В.В. Грачев, О.А. Жукова // Педагогика. – 2009. – № 1. – С. 107-112.

  45. Орлов, А.А. Специфика современного педагогического знания / А.А. Орлов // Педагогика. – 2013. – № 8. – С. 3-13.

  46. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времен до конца XVII в. - М.: Педагогика, 1989.

  47. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. XVIII - первая половина XIX в./ Отв. ред. М.Ф. Шабаева. - М.: «Педагогика», 1973.

  48. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX в. / Отв. ред. А.И. Пискунов. - М.: «Педагогика», 1976.

  49. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX - начало XX в. / Под ред. Э.Д. Днепрова, С.Ф. Егорова, Ф.Г. Паначина, Б.К. Тебиева. - М.: «Педагогика», 1991.

  50. Панина, Т.С. Современные способы активизации обучения / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова. Под ред. Т.С. Паниной. – М.: Академия, 2008.

  51. Песталоцци, И.Г. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. / Под ред. В.А. Ротенберг, В.М. Кларина. - М.: Педагогика, 1981.

  52. Перспективные направления развития дидактики// Педагогика. - №6. – 2007.

  53. Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 2008.

  54. Педагогика/ Учебное пособие под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 2009.

  55. Педагогика: теории, системы, технологии/ Под ред. С. А. Смирнова. - М. 2006.

  56. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М., 2003.

  57. Ромашина, Е.Ю. Становление гуманитарного подхода к среднему образованию в педагогической теории и практики учебных заведений России второй половины XIX – начала XX в.в. / Моногр.–Тула: «Инфра», 2006.

  58. Саранцев, Г.И. Дидактические аспекты исследования урока в школе // Педагогика. - № 1. – 2006.

  59. Селиверстова, Е.Н. Развивающая функция обучения: современные дидактические взгляды // Педагогика. - № 4. – 2006.

  60. Сенько, Ю.В. Герменевтика педагогического опыта / Ю. В. Сенько, В. Г. Шкунов // Педагогика.- 2012.- №2.- С.21-29. URL: http://ebiblioteka.ru/browse/doc/26873310

  61. Сериков, В.В. Обучение как вид педагогической деятельности: учеб. пособие для студ . высш. учеб. заведенимй / В.В. Сериков, И.А. Колесникова. – М.: Академия, 2008.

  62. Сериков, В.В. Природа педагогической деятельности и особенности профессионального образования педагога / В.В. Сериков // Педагогика. -2010. - №5.

  63. Сластенин, В.А. Введение в педагогическую аксиологию: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений \ В.А. Сластенин, Г.И.Чижакова. – М.: Академия, 2003.

  64. Стоюнин, В.Я. Педагогические сочинения/ В.Я. Стоюнин. - СПб.,1892.

  65. Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3т. – М.: Педагогика, 1979.

  66. Толстой, Л.Н. Педагогические сочинения / Сост. Н.В. Вейкшан. - М.: Педагогика, 1989.

  67. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения. Т.1-2 / Под ред. А.И. Пискунова. - М.: Педагогика, 1974.

  68. Федотенко, И.Л. Становление профессиональных ценностных ориентаций будущего учителя в процессе педагогической подготовки в вузе/ И.Л. Федотенко. – Тула: Изд-во «Гриф и К.», 1998.

  69. Фельдштейн, Д.И. Психолого-педагогическая наука как ресурс развития современного социума / Д.И. Фельдштейн // Проблемы современного образования.- 2011.- №6.- С.8-22. URL: http://ebiblioteka.ru/browse/doc/26716313

  70. Хрестоматия по истории педагогики. Т.1. Античность. Средневековье/ Под ред. А. И. Пискунова.– М.: Сфера, 2006.

  71. Хрестоматия по истории педагогики. Т.2. Новое время/ Под ред. А. И. Пискунова.– М.: Сфера, 2006.

  72. Хрестоматия по истории педагогики. Т.3. Новейшее время/ Под ред. А. И. Пискунова.– М.: Сфера, 2006.

  73. Хуторской, А.В. Педагогическая эвристика. Теория и практика креативного обучения. / А.В. Хуторской. М.: МГУ, 2003.

  74. Шамова, Т.И. Управление образовательными системами/ Т. М. Давыденко, Г. Н. Шибанова, Т.И. Шамова. – Изд-е 5-е. - М.: Академия, 2008.

  75. Шестун Евгений, протоирей Православная педагогика.- М.: «Православная педагогика», 2001.

  76. Щедровицкий, Г.П. Философия. Наука. Методология. – М., 1997.

  77. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся/ Щукина Г.И. – М.,1989.

  78. Ямбург, Е. А. Школа и ее окрестности / Е. А. Ямбург. – М., 2011.


Библиотечно-информационные ресурсы

для самостоятельной работы поступающих в аспирантуру


  1. Гарант: информационно-правовое обеспечение: [Информационная система Гарант Эксперт]. Тематический раздел «Образование». - Tspu\\main2\\GClient\\garant.exe

  2. Единое окно доступа к образовательным ресурсам [Электронный ресурс] : информационная система / ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика". - М : [б. и.], 2005. - http://window.edu.ru

  3. Методология [Электронный ресурс] : URL: http://www.methodolog.ru

  4. Журналы России по вопросам педагогики и образования [Полнотекстовая база данных] // Универсальные базы данных East View [Электронный ресурс]: информационный ресурс / East View. - М: 2012. - http://ebiblioteka.ru/browse/udb/1270

  5. Личный сайт академика РАО Б.М. Бим-Бада. [Электронный ресурс] : URL: http://www.bim-bad.ru/biblioteka

  6. Научная он-лайн библиотека «Порталус» [Электронный ресурс] : URL: http://www.portalus.ru

  7. Научно-педагогический Интернет-журнал [Электронный ресурс] : URL: http://www.emissia.offline.ru

  8. Официальный сайт ВАК РФ [Электронный ресурс] : URL: http://vak.ed.gov.ru/

  9. Педагогика. Теория и история. [Коллекция электронных документов] // Университетская библиотека Online [Электронный ресурс] / ООО "Директ-Медиа". - М, 2006-2012. - http://biblioclub.ru/catalog/308/

  10. Педагогическая библиотека [Электронный ресурс] : URL: http://www.pedlib.ru/

  11. Педагогическая библиотека «Гумер» [Электронный ресурс] : URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog

  12. Педагогика.ру [Электронный ресурс] : справочный сайт. - М : [б. и.], [2000]. - Загл. с титул. экрана. - Б. ц. URL: http://pedagogy.ru

  13. Российское образование [Электронный ресурс] : федеральный портал / ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика". - М : [б. и.], 2002. - Загл. с титул. экрана. - Б. ц. URL: www.edu.ru

  14. Теория управления организационными системами [Электронный ресурс] : URL: http://www.mtas.ru

  15. Сайт Института системной педагогики [Электронный ресурс] : URL: http://www.systempedagogics.ru

  16. Сайт Библиотека философии [Электронный ресурс] : URL: http://www.philosophy.ru/library

  17. Учебники. Образование и педагогика. [Коллекция электронных документов] // Университетская библиотека Online [Электронный ресурс] / ООО "Директ-Медиа". - М, 2006-2012. - http://biblioclub.ru/catalog/461/

  18. Электронный журнал «Образование: исследовано в мире» [Электронный ресурс] : URL: http://www.oim.ru/Default.asp

Разработчик(и):



Фамилия, имя, отчество

Учёная
степень


Учёное
звание


Должность

Орлов А. А.

д.п.н.

проф.

зав. кафедрой педагогики

Одобрено на заседании кафедры педагогики «20» мая 2015 г

Заведующий кафедрой педагогики _____________________А.А. Орлов

Программа утверждена на заседании Ученого совета университета 25.06.2015 г., протокол № 7.






База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница