Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 44. 04. 02 «Психолого-педагогическое образование»



Скачать 37.83 Kb.
Дата14.02.2016
Размер37.83 Kb.
ТипПояснительная записка
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования

«Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого»


УТВЕРЖДАЮ

Ректор
________________В.А.Панин


«_____ » _______________ 2014 г.

ПРОГРАММА

вступительных испытаний в магистратуру

по направлению 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование»,

профиль подготовки «Развивающее образование детей дошкольного возраста»


Принята на заседании Ученого совета университета

__________________________________


Рассмотрена на заседании Ученого совета факультета

_______________________________


Декан факультета ____________ Степанова Н. А.





Тула – 2014


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Современная система дошкольного образования нуждается в компетентных педагогах, способных к проектированию научно-теоретической, методико-технологической и диагностической баз для решения профессиональных задач, к использованию современных технологий развития, диагностики и оценивания качества образования детей дошкольного возраста, готовностью к изменению научного профиля своей профессиональной деятельности и др. Это требует широкой профессиональной подготовки, достаточной для научного и практического решения актуальных психолого-педагогических проблем.


Согласно ФГОС ВПО, лица, желающие освоить программу магистратуры 050100 «Педагогическое образование», профиль подготовки «Развивающее образование детей дошкольного возраста» должны иметь высшее профессиональное образование определенной ступени, подтвержденное документом государственного образца.

Миссия основной образовательной программы по данному направлению и профилю - обеспечение углубленной фундаментальной профессиональной подготовки квалифицированных педагогов, готовых к экспериментально-исследовательской, научно-методической, образовательной и управленческой деятельности в сфере образования дошкольников с приоритетом развивающего подхода, управления дошкольным образованием, в системе среднего профессионального образования, повышения квалификации дошкольных работников.


Обучение ориентировано на подготовку магистров к решению профессиональных задач в соответствии с направленностью магистерской программы и видами профессиональной деятельности:

В области педагогической деятельности:

- проектирование и организация процесса обучения и воспитания в сфере дошкольного образования с использованием инновационных подходов, технологий, соответствующих возрастным особенностям детей, ценностям возраста;

- организация взаимодействия с коллегами, родителями, взаимодействие с социальными партнерами, в том числе с иностранными, поиск новых социальных партнеров, включение во взаимодействие с социальными партнерами обучающихся;

- использование имеющихся возможностей образовательной среды и проектирование новых условий, в том числе информационных, для обеспечения качества дошкольного образования;

- осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры;

В области научно-исследовательской деятельности:

- анализ, систематизация и обобщение результатов научных исследований в сфере дошкольного образования путем применения комплекса исследовательских методов при решении конкретных научно-исследовательских задач;

- проектирование, организация, реализация и оценка результатов научного исследования в сфере образования с использованием современных методов науки, а также информационных и инновационных технологий;

- организация взаимодействия с коллегами, взаимодействие с социальными партнерами, в том числе с иностранными, поиск новых социальных партнеров при решении актуальных исследовательских задач;

- использование имеющихся возможностей образовательной среды и проектирование новых условий, в том числе информационных, для решения научно-исследовательских задач;

- осуществление профессионального и личностного самообразования, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры, участие в опытно-экспериментальной работе;



В области управленческой деятельности:

- изучение состояния и потенциала управляемой системы и ее макро- и микроокружения путем использования комплекса методов стратегического и оперативного анализа;

- исследование, проектирование, организация, и оценка реализации управленческого процесса с использованием инновационных технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития управляемой системы;

- организация взаимодействия с коллегами и социальными партнерами, в том числе с иностранными, поиск новых социальных партнеров при решении актуальных управленческих задач;

- использование имеющихся возможностей окружения управляемой системы и проектирование путей ее обогащения и развития для обеспечения качества управления.

В области проектной деятельности:

- проектирование развивающих образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов,

-проектирование образовательных сред, обеспечивающих высокое качество дошкольного образовательного процесса;

- проектирование программ управления дошкольным образованием.



В области методической деятельности:

- изучение и анализ профессиональных и образовательных потребностей и возможностей педагогов и разработка на основе полученных результатов маршрутов индивидуального методического сопровождения;

- исследование, организация и оценка реализации методического сопровождения педагогов с использованием инновационных технологий;

- организация взаимодействия с коллегами и социальными партнерами, в том числе с иностранными, поиск новых социальных партнеров при решении актуальных научно-методических задач;

- использование имеющихся возможностей образовательной и социальной среды и проектирование новых сред, в том числе информационных, для обеспечения развития методического сопровождения деятельности педагогов;

В области культурно-просветительской деятельности:

- изучение и формирование культурных потребностей и повышение культурно-образовательного уровня различных групп населения, разработка стратегии просветительской деятельности;

- создание просветительских программ и их реализация в целях популяризации научных знаний и культурных традиций;

- использование современных информационно-коммуникационных технологий и средств массовой информации (СМИ) для решения культурно-просветительских задач;

- формирование художественно-культурной среды, способствующей удовлетворению культурных потребностей и художественно-культурному развитию отдельных групп населения.

Цель вступительных испытаний – выявить уровень теоретических и научно- методических знаний абитуриента, достаточный, согласно требованиям ФГОС ВПО, для продолжения обучения в магистратуре по программе по направлению 050100 «Педагогическое образование», профиль подготовки «Развивающее образование детей дошкольного возраста».

Вступительные испытания в магистратуру по направлению подготовки «Развивающее образование детей дошкольного возраста» предполагают тестирование и собеседование. Тесты содержат задания на проверку освоения основных понятий, концепций, подходов, принципов, технологий, методов в области изученных дисциплин, методологии научного исследования.


Собеседование ориентировано на выявление:

- педагогической эрудиции в области педагогики дошкольного детства, методик дошкольного образования, концепций развития дошкольников в разных видах деятельности;

- профессионального самоутверждения в сфере дошкольного образования, ценностного отношения к педагогической деятельности;

- педагогического мышления, готовности к самостоятельным суждениям и выводам, выражению своих профессиональных позиций и взглядов;

- перспектив научно-исследовательской работы с учетом индивидуальных интересов в научной разработке актуальных педагогических проблем, направлений развития детей дошкольного возраста.

Важными показателями готовности к обучению в магистратуре являются наличие у абитуриентов научных и научно-методических публикаций, сертификаты участников научных и научно-практических конференций, дипломы победителей олимпиад, научно-исследовательских проектов, грантов и т.д..

Предложенная программа подготовки к вступительным испытаниям составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, включает базовые разделы психологии и педагогики.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

НА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЯХ


(тестирование)

Тесты содержат 50 вопросов различной степени сложности.

Оценка тестов предусматривает:

2 балла - за каждый правильный ответ;

Пороговый уровень положительного результата 40 баллов




СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Общая и дошкольная педагогика

Педагогика в системе современного человекознания. Основные категории педагогики. Источники педагогики как науки. Дошкольная педагогика – отдельная область системы педагогических наук. Объект и предмет дошкольной педагогики как области научных знаний. Функции дошкольной педагогики как науки. Обучение и воспитание как целевые характеристики образования. Воспитание и обучение как специально организованные способы передачи общественного опыта. Детерминированность психического развития условиями жизни и образования. Феномен дошкольного детства и субкультура ребенка-дошкольника. Педагогические концепции развития дошкольника с позиции возрастных ценностей детей.

Приоритетные направления функционирования отечественной системы дошкольного образования в разные исторические периоды. Роль философских основ воспитания детей: влияние на стратегию и тактику функционирования дошкольных образовательных учреждений, предоставление возможности выхода на междисциплинарное представление о ценностных, сущностных, процессуальных и результативных аспектах обучения и воспитания детей. Основные направления философских знаний: онтология, аксиология, гносеология.

Отечественные концепции воспитания детей первой и второй половины ХХ века. Философские основы концепций дошкольного воспитания: концепция свободного воспитания (конец 19 – начало 20 в.в.), гуманистическая концепция воспитания, концепция природосообразности. Многообразие научно-педагогических школ. Современные проблемы и тенденции развития отечественной дошкольной педагогики: ориентация на разностороннее приобщение детей к миру культуры, развитие детской субъектности, ценностного отношения к миру и др. Мир детства и проблемы социализации.

Педагогический процесс в дошкольном образовательном учреждении. Принципы организации педагогического процесса в дошкольных учреждениях. Педагогический процесс как система. Технологии организации целостного педагогического процесса. Сущность и специфика педагогической задачи. Типы педагогических задач, их характеристика. Этапы решения педагогических задач. Технология решения педагогических задач от диагностики до оценки результатов. Современные подходы к организации педагогического процесса. Деятельность как основной компонент педагогического процесса. Развитие детей в разных видах деятельности. Особенности организации педагогического процесса в группах раннего и дошкольного возраста.

Проблема организации предметно-развивающей среды в отечественной и зарубежной педагогике. Принципы организации предметно-развивающей среды. Современные подходы к организации предметно-развивающей среды.

Характеристика понятий «готовность ребенка к обучению в школе» и «предпосылки учебной деятельности». Содержательная направленность общей и специальной готовности к обучению в школе. Готовность ребенка к обучению в школе как педагогическая проблема. Диагностика готовности ребенка к школе.

Образовательная программа как обязательный государственный документ. Первые образовательные программы для детских садов (1928г., 1932г., 1934г., 1938г.). Характеристика учебной, комплексно-тематической и предметно-средовой моделей содержания дошкольного образования. Структура образовательных программ. Современные подходы к образовательным программам.

Инновационные процессы в образовании как нововведения в практику. Нормативно-правовая база инновационных процессов: «Закон об образовании», «Федерельный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» и др. Приоритетные направления, лежащие в основе инновационного образования: развитие субъектности и проявление личностного в человеке; ориентированность образования на общечеловеческие ценности; опережающий характер образования по отношению к общественному развитию. Перспективные направления развития инновационного дошкольного образования: разработка новых концепций и программно-методических материалов; создание новых типов и видов дошкольных учреждений; широкомасштабное воспроизводство инновационных моделей с учетом регионального, национального компонентов; поддержка многоуровневой негосударственной системы образования.

Управление дошкольным учреждением: направления, принципы, технологии организации. Методологические и методические основы управленческой деятельности.

Педагогическая психология

Введение в педагогическую психологию. Предмет педагогической психологии. Использование и развитие теоретического содержания общей психологии, возрастной и социальной психологии при разработке категориального аппарата педагогической психологии и педагогики. Задачи педагогической психологии. Структура педагогической психологии. Педагогическая психология в системе гуманитарных наук. Методы педагогической психологии.

Вопросы обучения и воспитания в зарубежной психологии ( ассоцианизм, бихевиоризм, гештальтпсихология, когнитивная и гуманистическая психология). Проблемы обучения и развития в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов.

Вопросы обучения и воспитания в работах отечественных психологов. Современное состояние отечественной педагогической психологии. Проблема соотношения обучения и развития как центральная проблема педагогической психологии. Основные подходы к взаимосвязи обучения и развития в истории психологии. Учение Л.С. Выготского о взаимосвязи обучения и развития. Понятие «зоны ближайшего развития» и ее значение для объяснения связи развития и обучения. Современные подходы к проблеме взаимосвязи обучения и развития. Образование как всеобщая культурно-историческая форма развития человека. Образование и развитие, самообразование и саморазвитие.

Психология обучения. Концепции обучения и их психологические основания. Научение, обучение, учебная деятельность, образование. Обученность и обучаемость. Проблемное обучение как средство развития мышления школьников. Проблемные задания и проблемные ситуации. Их создание на уроках. Программированное обучение, его виды и основные понятия. Положительные и отрицательные стороны этого обучения. Личностно-ориентированное обучение. Дифференцированное обучение.

Теория учебной деятельности. Структура учебной деятельности: учебная задача, учебные действия, действия контроля и оценки. Формирование учебной деятельности. Психология обучения дошкольников, младших школьников, подростков и старшеклассников. Особенности формирования учащихся как субъектов учебной деятельности. Студент как субъект учебно-профессиональной деятельности. Субъекты образовательного процесса (педагоги, ученики, студенты). Понятие о мотивации учения. Мотивы учения – базовое понятие мотивации учения, их характеристики. Классификация мотивов учения. Познавательные и социальные мотивы учения, уровни их становления в процессе обучения.

Психология воспитания. Основные подходы в психологии воспитания. Теоретические схемы описания процесса воспитания. Условия воспитания. Психологические механизмы воспитания. Единство обучения и воспитания и его психологические основы.Особенности воспитания школьников разных возрастов

Психология педагогической деятельности: мотивы, структура, стили, способности. Педагогическое общение. Психология педагогического коллектива. Профессиональная подготовка и личностное развитие учителя. Индивидуальность учителя. Развитие профессионально-педагогического мышления. Формирование исследовательских умений и навыков. Индивидуально-творческое развитие педагогов. Формирование организаторских способностей. Профессиональное самовоспитание учителя.

Психология педагогического воздействия. Приемы и техника управления учащимися на уроке.



Психология развития

Проблема развития: методологический и исторический аспекты. Детерминанты развития. Социокультурная детерминация в развитии. Созревание и развитие. Развитие как присвоение ребенком знаний и опыта, накопленных человечеством. Возраст как категория, служащая для обозначения временных характеристик индивидуального развития. Хронологический (длительность существования индивида с момента его рождения) и психологический (определенная, качественно своеобразная ступень онтогенетического развития, обусловливаемая закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения, воспитания) возраст. Возрастная периодизация психического развития. Социальная ситуация развития как своеобразное, специфическое для данного возраста отношение между ребенком и окружающей действительностью. Стабильные и кризисные периоды Психофизиологические особенности детей раннего и дошкольного возраста. Закономерности психического развития дошкольников.

Психическое развитие в разные возрастные периоды (новорожденность, младенчество, дошкольное детство, младший школьник, подросток, юноша, период зрелости, старость): биологические основы развития, социальная ситуация развития, основные психические новообразования, кризисы развития, развитие общения, развитие познавательной сферы, развитие личности, ведущий вид деятельности, развитие Я-концепции. Социокультурная детерминация в развитии. Развитие социально-психологической компетентности в онтогенезе. Влияние образования на развитие. Проявление закономерностей развития в каждом периоде. Возрастосообразность в психологическом сопровождении развития человека. Психологическое консультирование родителей с учетом возрастных особенностей развития. Проявление закономерностей развития в каждом периоде. Психологическое сопровождение развития человека.

Социализация личности дошкольника, факторы социализации Основные компоненты социального развития личности: когнитивный эмоциональный, мотивационный и поведенческий. Деятельность как специфически человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека. Виды деятельности детей дошкольного возраста. Ведущие виды деятельности в дошкольном возраста.

Познавательное развитие в дошкольном возрасте. Познавательное развитие и познавательная деятельность. Познавательная направленность и познавательная активность. Развитие познавательных процессов дошкольников: ощущений, восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления.

Особенности развития детей в разных видах деятельности: игровой, двигательной, предметной, изобразительной, трудовой, коммуникативной, познавательной.

Развитие личности дошкольника. Понятие личности в психологии. Различные подходы к пониманию личности. Личность как субъект жизненного пути и субъект деятельности. Отечественные и зарубежные концепции развития личности в дошкольном возрасте.

Особенности детского творчества в детском возрасте. Концепции развития творчества дошкольников. Показатели детского творчества.

Эмоциональное развитие дошкольников. Развитие динамики и содержания эмоций и чувств. Концепции эмоционального развития. Принципы моделирования эмоционального развития в образовательном процессе дошкольных учреждений.

Формирование у дошкольников ценностного отношения окружающему миру. Ценностные ориентации как процесс интериоризации ценностей в структуру внутреннего плана сознания. Компоненты ценностного отношения ребенка к миру.

Воля как форма психического отражения, проявляющегося в способности к выбору действий, связанных с преодолением внешних и внутренних препятствий. Взаимосвязь воли с мотивами, познавательными и эмоциональными процессами. Структура волевого действия.

Темперамент как совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону ее деятельности и поведения. Свойства темперамента.

Способности как индивидуальные особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности. Развитие познавательных, сенсорных, интеллектуальных способностей в дошкольном возрасте. Развитие практических способностей: организаторских, конструктивно-технических и пр. Развитие специальных способностей: музыкальных, изобразительных, литературных, театрально-речевых. Деятельность как основное средство развитие способностей. Индивидуальный подход в развитии способностей детей дошкольного возраста.

Игра в дошкольном возрасте. Характерные черты игры. Виды игр дошкольников. Развитие дошкольников в игровой деятельности.

Понятие психологической готовности к школе. Предпосылки готовности к школьному обучению. Проблема формирования предпосылок учебной деятельности .

Нормативно-правовые аспекты деятельности детского практического психолога. Психологическая диагностика как определение уровня и особенностей психического развития.

Информационно-технологическое сопровождение образовательного процесса.

Современные информационные технологии в обучении школьников.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Болотина Л.Р., Баранов С.П., Комарова Т.С. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов высш. уч. зав. – М.: Академический Проект; Культура, 2009. – 240 с.

2. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования / В.И. Загвязинский. – М.: Изд. центр «Академия», 2008. – 232 с.

3. Ежкова Н.С. Дошкольная педагогика. – Тула: изд-во ТГПУ им. Л.Н.Толстого, 2011. -264 с. - НЦР: - http://www.rucont.ru

4. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: Учебно-методическое пособие/Под ред.И.В. Роберт.- М: Дрофа, 2008.- 312с.

5. Колесникова, И.А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособ. для студ. вузов/ И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская.-3-е изд., стер.- М: Академия, 2008.- 288с.

5. Краевский, В.В. Методология педагогики: новый этап: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. – М.: Изд. центр «Академия», 2008. – 400 с.

6. Микляева, Н. В. Теория воспитания дошкольников: учебное пособие для студ. пед. учеб. заведений / Н. В. Микляева. - М : Академия, 2010. - 208 с.

7. Новиков, А.М. Основания педагогики / Пособие для авторов учебников и преподавателей / А.М. Новиков. – М.: Издательство «Эгвес», 2010. – 208 с.

8. Овчарова, Р.В. Практическая психология образования / Р.В. Овчарова. – М.: Академия, 2008.

9. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов и др.; Под ред. С. А. Смирнова. - 7-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 512 с.10.

10.Психология развития: Учебник для студентов психологических вузов личности /Под ред. Т.Д.Марцинковской. - М.: Академия, 2001. - 356 с.



11. Хуторской, А.В. Педагогическая инноватика: Учебное пособие для студ. вузов/ А.В.Хуторской.- М: Академия, 2008 .-256 с.
Каталог: entrant -> 2015 -> Doc -> magistratura
entrant -> Принято на заседании Ученого совета
magistratura -> Программа вступительных испытаний
entrant -> Примерная программа по русскому языку для базового уровня представляет собой целостный документ, включающий три раздела: пояснительную записку
entrant -> Программа: «клиническая социальная работа и социальная реабилитация»
entrant -> Программа: «социальное взаимодействие в образовании евро-арктического региона»
entrant -> Пояснительная записка Статус документа
entrant -> Программа вступительных испытаний по дисциплине «педагогикА» для абитуриентов факультета педагогики и психологии
entrant -> Пояснительная записка Статус документа


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница