Программа вступительных испытаний в аспирантуру по специальности



Скачать 107.42 Kb.
Дата14.02.2016
Размер107.42 Kb.
программа вступительных ИСПЫТАНИЙ в аспирантуру по специальности

13.00.02 - Теория и методика обучения  и воспитания

(биология, уровни общего и профессионального образования)

I. СОДЕРЖАНИЕ

I. Основные тенденции и этапы развития
биологического образования и методики обучения биологии


Становление естественнонаучного образования методики преподавания естествознания в конце XVIII века. Утилитарно-описательное, описательно-систематическое, биологическое, экологическое и эволюционное направления в развитии школьного естествознания. Становление и развитие биологического подхода в школьном естествознании: К.Ф. Рулье, К.М. Бэр, А.Я. Герд, В.В. Половцов, Д.Н. Кайгородов и др.

Развитие методики преподавания естествознания в школе в XIX веке. Развитие методики преподавания естествознания в советский период. Вклад ученых – Б.Е. Райкова, И.И. Полянского, К.П. Ягодовского, Б.В. Всесвятского, П.И. Боровицкого, Н.А. Рыкова, Н.М. Верзилина, В.М. Корсунской, И.Д. Зверева, И.Т. Суравегиной и др. в развитие теории и методики обучения и воспитания биологии в общеобразовательной и профессиональной школе.

Тенденции развития биологического образования во второй половине XX века. Современные проблемы теории и методики обучения и воспитания биологии. Перспективы развития теории и методики обучения и воспитания биологии в общеобразовательной и высшей школе.

II. Теоретические основы биологического образования


Принадлежность теории и методики обучения и воспитания биологии к педагогическим наукам. Место теории и методики обучения биологии в системе педагогических наук. Связь методики обучения биологии с педагогикой, психологией, биологией, экологией и другими научными дисциплинами.

Функции биологического образования: культурообразующая, гуманистическая, нравственно-воспитательная, развивающая, мировоззренческая, профессионально-ориентирующая.

Современные тенденции развития биологического образования в современной общеобразовательной и высшей профессиональной школе. Использование методологических подходов в исследованиях биологического образования.
Закономерности и принципы биологического образования. Идеи биологического образования. Биологическое образование как педагогическая система. Структура системы биологического образования школьников. Компоненты системы: целевой, мотивационный, проектировочный, содержательный, процессуальный, управленческий, оценочно-результативный.

Основные теории обучения биологии. Теория развивающего обучения биологии. Теория развития умений. Теория воспитания в системе биологического образования. Теория формирования ценностных ориентации в процессе обучения биологии. Теоретические основы профориентации учащихся в биологическом образовании.

Теория развития биологических понятий. Теория методов обучения биологии. Теория форм обучения биологии.

III. Цели и содержание биологического образования


Цели биологического образования в общеобразовательной, средней и высшей профессиональной школе. Факторы и механизмы целеобразования биологического образования.

Федеральный государственный стандарт общего среднего образования. Структура и функции и особенности государственного образовательного стандарта.

Содержание биологического образования в современной школе. Структура и компоненты содержания биологического образования. Обоснование логики структуры содержания. Характеристика компонентов содержания и установление взаимосвязи между компонентами. Принципы и механизмы отбора содержания биологического образования в общеобразовательной, средней и высшей профессиональной школе.

Основные научные и эколого-гуманистические идеи содержания биологического образования. Система биологических знаний: понятия, теории, законы, закономерности, факты. Система умений и навыков в структуре содержания биологического образования. Система общечеловеческих ценностей как компонент содержания биологического образования школьников.

Проблема формирования научного мировоззрения в процессе биологического образования. Развитие личности ученика в процессе обучения биологии. Проблема развития положительной мотивации к учению.

Перспективы развития школьного биологического образования в условиях профильного обучения.

Проблема профессиональной ориентации учащихся в процессе обучения биологии.

IV. Особенности процесса обучения биологии в школе


Стадии, этапы и компоненты процесса обучения биологии в общеобразовательной школе и вузе. Методы обучения биологии, их критерии и признаки. Классификации методов обучения и закономерности их применения при обучении биологии в соответствии с целями и содержанием образования. Развитие методов обучения в учебно-воспитательном процессе по биологии.

Система форм обучения биологии в общеобразовательной школе и вузе. Специфические особенности и функции форм обучения биологии.

Урок как основная форма обучения биологии. Структура урока биологии. Функции урока. Типология урока биологии. Подготовка учителя к уроку по биологии.

Экскурсия как форма обучения биологии, ее признаки. Классификация экскурсий по биологии. Структура, цели и содержание экскурсий по биологии. Методика организации и проведения экскурсий в природу. Сравнительный анализ литературы по методике организации и проведения экскурсий по биологии.

Внеклассная работа по биологии, ее виды. Характеристика разных видов внеклассной работы по биологии (на основе сравнительного анализа методической литературы).

Материальная база обучения биологии. Дидактические и методические требования к организации кабинета биологии, уголка живой природы, учебно-опытного участка. Оборудование и средства обучения биологии (классификации и характеристики). Специфические характеристики дополнительного образования по биологии. Методика организации биологических олимпиад и конкурсов.


V. Технологические основы обучения биологии


Технологизация как ведущая тенденция развития биологического образования. Сущность и особенности педагогических технологий. Различные подходы к определению понятия «педагогическая технология». Многообразие и классификация современных педагогических технологий. Уровни функционирования педагогических технологий.

Соотношение понятий «теория обучения», «методика обучения», «технология обучения». Критерии технологичности: концептуальность, системность, управляемость, эффективность, воспроизводимость. Структура и признаки технологически организованного учебного процесса. Особенности использования современных педагогических технологий в обучении биологии. Технология программированного обучения биологии: цели, принципы, организация, возможности использования.

Личностно ориентированные технологии обучения биологии (сущность, специфика, возможности применения при обучении биологии): «обучение в сотрудничестве», «развитие критического мышления», «проблемное обучения», «проектное обучение», «портфель ученика», «разноуровневое обучение» и др.

Применение коммуникативных технологий в обучении биологии. Понятие игровых технологий: свойства, разновидности и структура игр.



Информационные технологии в обучении биологии. Особенности применения компьютерных технологий и обучении биологии. Средства новых информационных технологий: программно-педагогические, средства мультимедиа. Дидактические свойства и функции сети Интернет.

II. ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ВСТУПИТЕЛЬНОМУ ИСПЫТАНИЮ

  1. Андреева Н.Д., Соломин В.П., Васильева Т.В. Теория и методика обучения экологии. – М.: Академия, 2009.

  2. Андреева Н.Д., Малиновская Н.В., Соломин В.П. История становления и развития методики обучения биологии в России. /под ред. Соломина В.П. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2012. – 172с.

  3. Боровицкий П.И. Методика преподавания биологии. – М.: В. школа, 1962.

  4. Боровицкий П.И. Опыты и наблюдения по ботанике в средней школе. – М., 1955.

  5. Верзилин Н.М. Проблемы методики преподавания биологии. – М.: Педагогика, 1974.

  6. Верзилин Н.М. и др. Развитие биологических понятий в V – IX классах // Известия АПН РСФСР, вып. 82. 1956.

  7. Верзилин Н.М. и др. Система развития методов преподавания биологии // Известия АПН РСФСР, вып. 87. 1957

  8. Верзилин Н.М. Основы методики преподавания ботаники. – М., 1955.

  9. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. – М.: Просвещение, 1983.

  10. Всесвятский Б.В. Общая методика биологии. – М.: Учпедгиз, 1960.

  11. Зверев И.Д. и др. Воспитание учащихся в процессе обучения. – М., Просвещение, 1984.

  12. Зверев И.Д., Мягкова А.Н. Общая методика преподавания биологии. – М., Просвещение, 1984.

  13. Кейран Л.Ф. Структура методики обучения как науки. – М.: Педагогика, 1979.

  14. Комиссаров Б.Д. Методологические проблемы школьного биологического образования. – М.: Просвещение, 1991.

  15. Корсунская В.М. Активизация методов обучения на уроках биологии. – М., 1961.

  16. Максимова В.Н., Груздева Н.В. Межпредметные связи в обучении биологии. – М.: Просвещение, 1987.

  17. Методика обучения биологии: учебник для педагогических вузов /под ред. Пономаревой И.Н. / Пономарева И.Н., Соломин В.П., Роговая О.Г. Теория и методика обучения экологии. - М.: Академия, 2012. - 368 с. (Гриф УМО)

  18. Никишов А.И. Теория и методика обучения биологии. – М.: Колосс, 2007.

  19. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб. пособие для студ. высш. учеб заведений / А.П. Панфилова. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 192 с.

  20. Райков Б.Е. Общая методика естествознания. – М. – Л.: Учпредгиз, 1947.

  21. Якунчев М.А., Волкова О.Н., Аксенова О. Н. и др. Методика преподавания биологии. – М.: Академия, 2008.

  22. «Вестник образования», электронная версия http://www.informika.ru/text/magaz/ Ссылки на большое число электронных журналов, представляющих интерес для преподавателей и руководителей образовательных учреждений.

  23. Форумы научной школы с обсуждением проблем модернизации образования http://khutorskoy.ru/discus/

  24. Журнал «Открытое образование» www.mesi.ru/joe

  25. Педагогическое издание «1 сентября» http://www.1september.ru Подборки статей по предметам


III. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ВСТУПИТЕЛЬНОМУ ИСПЫТАНИЮ

  1. Принадлежность методики обучения биологии к педагогическим наукам. Связь методики обучения биологии с другими науками. Структура методики обучения биологии. Методы, применяемые в исследовании проблем методики обучения биологии.

  2. Зарождение методики преподавания естествознания. Школьное естествознание в конце XVIII века. В.Ф. Зуев – автор первого школьного учебника по естественной истории. Утилитарно-описательный подход к отбору учебного содержания.

  3. Описательно-систематический период в методике преподавания естествознания. Особенности преподавания школьного естествознания в описательно-систематический период.

  4. Любеновское направление в школьном естественнонаучном образовании. А.Н. Бекетов, Д.С. Михайлов, К.К. Сент-Илер, Н.И Раевский и др. – пропагандисты «любеновского метода» в России.

  5. Зарождение и развитие биологического направления в школьном естественнонаучном образовании. Вклад А.П. Богданова, К.А. Тимирязева и др. в развитие биологического направления.

  6. А.Я. Герд и его методическое наследие. Анализ методических трудов А.Я. Герда.

  7. Особенности преподавания естествознания в конце XIX века - начале ХХ века. Изучение естествознания по общежитиям природы. Специфика программ Д.Н. Кайгородова.

  8. Вклад В.В. Половцова в развитие методики преподавания естествознания.

  9. Особенности программ ГУСа. Характеристика рабочих книг по естествознанию.

  10. Школьное биологическое образование после реформы школы 1931-1932 гг. Особенности содержания школьных программ и учебников по биологии 30-40-х гг.

  11. Вклад Б.Е. Райкова в развитие методики преподавания естествознания.

  12. Развитие методики преподавания естествознания в 40-50-е годы ХХ века.

  13. Состояние школьного биологического образования в 60-е гг. ХХ века.

  14. Н.М. Верзилин и его вклад в развитие методики преподавания естествознания.

  15. Н.Д. Зверев и его вклад в развитие теории и методики экологического образования школьников.

  16. Характеристика методической деятельности и трудов Н.А. Рыкова, П.И. Боровицкого, В.М. Корсунской.

  17. Современные тенденции развития биологического образования: интеграции, дифференциации, стандартизации, экологизации, информатизации, технологизации.

  18. Биологическое образование в общеобразовательной школе как педагогическая система. Структура системы биологического образования: целевой, содержательный, процессуальный, результативный компоненты.

  19. Цели биологического образования в общеобразовательной школе. Факторы, влияющие на формирование целей биологического образования в общеобразовательной школе.

  20. Содержание биологического образования в общеобразовательной школе. Характеристика компонентов содержания школьной биологии. Факторы, влияющие на отбор содержания биологического образования школьников.

  21. Понятие – основная дидактическая единица знаний. Теория развития биологических понятий. Теория развития биологических понятий в школьном курсе биологии. Классификация понятий в структуре содержания школьного биологического образования.

  22. Умение и его сущностные характеристики. Система умений в структуре содержания биологического образования школьников. Формирование умений при обучении биологии. Критерии усвоения умений.

  23. Воспитание учащихся в процессе обучения биологии.

  24. Теория методов обучения биологии. Классификация методов обучения биологии (сравнительный анализ классификаций разных авторов). Характеристика методов обучения биологии. Методические приемы и их применение в процессе обучения биологии. Закономерности выбора методов обучения и их развития в учебно-воспитательном процессе по биологии в школе.

  25. Формы обучения биологии, их функции и взаимосвязь.

  26. Урок как основная форма обучения биологии. Структура и функции урока биологии. Типология уроков. Требования к урокам биологии. Подготовка учителя к уроку. Этапы подготовки к уроку.

  27. Экскурсия как важная форма обучения биологии. Признаки экскурсии. Классификация экскурсий по биологии. Методика подготовки и проведения экскурсий в природу.

  28. Внеклассная работа по биологии. Виды внеклассной работы по биологии, их характеристика. Внеурочная работа по биологии. Виды внеурочной работы по биологии.

  29. Средства обучения биологии и их функции. Классификация средств обучения биологии. Выбор средств обучения биологии на уроке.

  30. Материальная база обучения биологии. Требования, предъявляемые к кабинету биологии и организации уголка живой природы.

  31. Школьный учебно-опытный участок, его структура и функции. Содержание и организация работы со школьниками на учебно-опытном участке.

  32. Контроль знаний и умений по биологии. Функции контроля знаний и умений школьников. Принципы и требования, предъявляемые к контролю знаний и умений. Виды, формы и методы контроля знаний по биологии. Подготовка учителя к контролю знаний и умений школьников.

  33. Особенности методики обучения разделу «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники».

  34. Специфика методики обучения разделу «Животные».

  35. Особенности методики обучения разделу «Человек и его здоровье».

  36. Особенности методики обучения разделу «Общая биология».

  37. Личность учителя биологии. Полифункциональный характер профессиональной деятельности учителя биологии.

  38. Современные педагогические технологии: подходы к определению, особенности, многообразие. Возможности использования педагогических технологий в обучении биологии.

  39. Особенности личносто-ориентированных технологий обучения. Характеристика технологии «обучение в сотрудничестве».

  40. Педагогическая технология «Портфель ученика»: сущность, значение, принципы, применение в процессе обучения биологии.

  41. Использование технологии модульного обучения в биологическом образовании школьников.

  42. Педагогическая технология проектного обучения. Возможности ее использования в школьном биологическом образовании.

  43. Особенности применения компьютерных технологий и обучении биологии. Средства новых информационных технологий: программно-педагогические, средства мультимедиа. Дидактические свойства и функции сети Интернет.

Составители программы:

доктор педагогических наук, профессор Н.Д. Андреева

доктор педагогических наук, профессор В.П. Соломин








База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница