Программа вступительных испытаний по дисциплине «общая и профессиональная педагогика»



Скачать 80.97 Kb.
Дата24.04.2016
Размер80.97 Kb.
Программа для поступающих на НАПРАВЛЕНИе подготовки магистратуры 44.04.04 «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ (ПО ОТРАСЛЯМ)»

ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОБЩАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА»

Раздел 1. Педагогический процесс профессиональной школы: сущность, состав, структура, движущие силы, основные направления развития.



Тема 1. Педагогика как наука. Отрасли педагогической науки. Структура курса «Общая и профессиональная педагогика». Введение. Структура курса «Общая и профессиональная педагогика». Общее представление о педагогике как научной области знания о человеке. Объект и предмет общей педагогики. Функции педагогической науки: теоретическая и технологическая. Этапы становления научной педагогики. Интегративный характер педагогики и ее связь с гуманитарными, естественными и техническими науками. Детерминированность общенаучного и педагогического знания о человеке.

Система педагогических наук. Профессиональная педагогика как отрасль педагогической науки, объект и предмет познания.

Педагогика профессионального образования рабочих как ветвь профессиональной педагогики, ее цели и задачи.

Тема 2. Методы исследования в общей и профессиональной педагогике. Комплексный характер методов педагогического исследования. Дифференциация методов: методы теоретические и практические - их целевые приоритеты. Характеристика практических (эмпирических) методов: наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, опрос, изучение школьной документации, изучение продуктов деятельности учащихся, хронометрирование. Эксперимент и его характеристика: естественный и лабораторный; констатирующий и преобразующий. Характеристика теоретических методов: анализ и метод; индуктивные и дедуктивные; реферирование; составление библиографии, конспектирование;

аннотирование; цитирование, конкретизация, моделирование, абстрагирование; математические и статистические методы в педагогике: регистрация, ранжирование, шкалирование. Специальные методы исследования в профессиональной педагогике. Инструментальные методы: изучение результативных характеристик трудовых действий; биомеханические; психофизиологические.



Тема 3. Приоритетные категории общей и профессиональной педагогики. Образование как социальный феномен. Образование как педагогический процесс. Воспитание как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников. Обучение как специфический способ образования. Развитие личности как педагогическая проблема. Сущность социализации и ее стадии. Формирование личности. Факторы социализации и формирование личности. Самовоспитание в процессе формирования личности. Личностно-ориентированное профессиональное образование: цель, принципы и их характеристика. Стандарт образования в общей и профессиональной педагогике. Стандарт школьного, начального, среднего и высшего профессионального образования: целевая, структурная и содержательная характеристика.

Тема 4. Становление и развитие системы начального профессионального образования в России. Основные этапы развития системы начального профессионального образования в стране. Учреждения НПО, их специфика: ФЗУ, ФЗО, ремесленные училища и училища механизации, ГПТУ и СПТУ, ПТУ, ПУ. Предпосылки современного этапа реформирования профессиональной школы и его характеристика: формирование рынка труда, изменение профессионально-квалификационной структуры, становление негосударственного сектора экономики и др. Система НПО в современных условиях и перспективы ее развития: подготовка кадров для предпринимательства, переподготовка. Задачи развития НПО: самоопределения личности, обеспечение высокого уровня преподавания улучшение нравственного и трудового воспитания и др.

Тема 5. Система профессионально-педагогического образования и его развитие на современном этапе. Сущность профессионально- педагогического образования. Становление профессионально- педагогического образования. Организационные формы подготовки педагогов для системы начального профессионального образования: дополнительная ступень на базе высшего образования, специализированное учебное заведение. Зарубежный опыт подготовки профессионально- педагогических кадров. Опыт подготовки преподавателей спецдисциплин и мастеров производственного обучения в России. Современный этап развития профессионально-педагогического образования. Система учреждений ППО и перспективы ее развития.

Тема 6. Целеполагание в общем и профессиональном образовании. Понятие педагогических целей. Специфика педагогических целей в общем и профессиональном образовании. Цель как системообразующий и смыслоообразующий фактор развития педагогического процесса и учреждения образования. Классификация и типология целей. Педагогическая характеристика цели воспитания, обучения, развития, формирования, социализации личности учащегося УНПО. Структура педагогической цели и технология ее реализации. Целеполагание в структуре управления педагогическим процессом. Факторы влияния на результат. Требования к формулированию целей: диагностичность, технологичность, конкретность, реальность и т.д.

Тема 7. Основные направления развития профессионального образования в России. Модернизация профессионального образования в стране на рубеже веков: идеи, принципы, направления. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (2002): цели, опыт, формы организации, предпрофильная и профильная подготовка, упорядочение видов общеобразовательных учреждений. Развитие высшего профессионального образования в России: Болонское соглашение и направления реформирования системы ВПО, основные идеи и принципы.

Тема 8. Педагогический процесс. Специфика педагогического процесса в профессиональной школе. Педагогический процесс как система и целостное явление. Движущие силы и основные характеристики педагогического процесса: целенаправленность, двусторонность, целостность. Функции педагогического процесса: образовательная, развивающая, воспитательная. Логика развития педагогического процесса. Этапы и условия построения целостного педагогического процесса. Специфика педагогического процесса в профессиональной школе и его структура.

Раздел 2. Цели, принципы, содержание, методы, средства и формы организации и осуществления педагогического процесса.

Тема 1. Закономерности и принципы общего и профессионального обучения. Закономерности и их сущность. Система общепедагогических принципов как единство принципов обучения и воспитания в целостном педагогическом процессе. Дидактические принципы и их характеристика: научности, сознательности, активности, наглядности и т.д. Характеристика принципов воспитания: учета возрастных, индивидуальных, личностных особенностей; целеустремленности, гуманизации, воспитания в коллективе. Принципы профессионального обучения: политехнизма, соединения обучения с производительным трудом учащихся, связь теории и практики; профессиональной мобильности; модульности; моделирования профессиональной деятельности в учебном процессе, создание окружающей среды; компьютеризации; экономической целесообразности.

Тема 2. Содержание профессионального обучения. Базовая структура содержания образования и пути ее совершенствования. Теоретическое обучение в системе подготовки рабочих и его структура: понятия, законы, теории, следствия. Поэлементная характеристика. Содержание теоретического обучения и его компоненты: общее образование, предметы профессионального цикла, политехнические предметы. Содержание и организация производственного обучения. Система производственного обучения и ее элементы. Соотношение производственного и трудового процесса. Схема процесса труда.

Организация трудового процесса: операция, прием, действие, движение. Периоды производственного обучения: вводный, подготовительный, освоение профессии, контрольно-заключительный.



Тема 3. Организационно-педагогические формы обучения в системе общего и начального профессионального обучения. Понятие формы обучения. Классификационные признаки форм обучения: по степени сложности - простые, составные и комплексные; по составу: коллективные, групповые, парные и индивидуальные. Урочная и внеурочная формы обучения. Условия выбора формы обучения. Дифференциация и индивидуализация обучения на рубеже веков.

Тема 4. Урок - основная форма обучения в ПУ. Понятие классно- урочной формы обучения и ее признаки. Традиционная типология уроков и их связь с содержанием обучения. Возникновение, становление и развитие классно-урочной системы обучения. Преимущества, достоинства, недостатки и перспективы развития классно-урочной системы. Трансформация современной классно-урочного обучения.

Тема 5. Нетрадиционные организационно-педагогические формы обучения. Общее понятие нетрадиционных форм обучения. Педагогическая инноватика и нетрадиционные формы обучения: урок-семинар, урок-лекция, урок-игра, урок-дискуссия, урок-диспут, урок-конференция и их целевая образовательная доминанта. Аксиологический, информационный и развивающий потенциал нетрадиционных форм обучения. Целесообразность выбора конкретных форм и их обусловленность содержанием и целями обучения. Перспективы применения нетрадиционных форм обучения в системе теоретического и производственного обучения.

Тема 6. Методы реализации педагогического процесса в системе общего и профессионального образования личности. Понятие метода обучения. Метод обучения как система действий педагога. Классификационные признаки методов: организация познавательной деятельности учащихся в рамках двустороннего процесса; характер и источник предъявляемой учебной информации; стимулирование и мотивация деятельности и поведения учащихся и др. Взаимосвязь методов осуществления педагогического процесса и условия их оптимального выбора: целесообразность, эффективность, экономичность, диагностичность и др.

Тема 7. Педагогические средства в общем и профессиональном образовании личности. Общее понятие педагогических средств в образовании личности. Соотношение методов и приемов в обучении. Конкретизация средств обучения и их функции в целостном педагогическом процессе. Дифференциация педагогических средств: виды деятельности (игровая, трудовая, учебная, речевая и пр.); совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры в педагогической деятельности (наглядные пособия, художественная и научно-популярная литература, средства массовой информации и пр.). Детерминированность выбора и применения средств в профессиональном образовании его целями и содержанием. Средства теоретического и производственного обучения.
Средства наглядности и характеристика их использования в профессиональном обучении.

Тема 8. Учет, контроль и оценка знаний учащихся учреждения общего и профессионального образования. Функция контроля в оценке знаний, умений и навыков и уровне воспитанности личности. Образовательная, воспитательная и развивающая функции контроля и оценки знаний, умений и навыков учащихся. Оценка и отметка в обучении. Виды, методы контроля и учета результатов учебно-познавательной деятельности школьников. Критерии оценки знаний, умений и навыков; полнота, правильность, осознанность, прочность, действенность, готовность к творческой деятельности. Назначение и роль самоконтроля и самооценки в учении. Методы устного контроля знаний и умений. Письменный контроль профессиональных знаний и умений. Оценка профессиональных знаний и умений в процессе теоретического и производственного обучения, учебной и практической деятельности учащихся.

Раздел 3. Актуальные проблемы воспитания и образования.


Г


Тема 1. Процесс воспитания в профессиональном учебном заведении. Отличительные особенности воспитания в ПУ. Сущность воспитания как педагогического феномена. Гуманистическая парадигма воспитания и гуманитаризация образовательной среды в профессиональной школе. Принципы и методы гуманистического воспитания. Формы воспитательного процесса и воспитательное мастерство педагога. Формирование ученического коллектива, его влияние на личностное развитие учащегося. Развитие ученического самоуправления как ступень подготовки к работе в трудовом коллективе. Особенности воспитательного процесса в профессиональном учебном заведении: формирование культуры молодого рабочего, стимулирование самовоспитания учащихся, профессиональное самоопределение учащейся молодежи, нравственное и валеологическое воспитание.


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница