Программа вступительных испытаний для абитуриентов, поступающих в магистратуру по направлению «030300. 68 Психология»



Скачать 275.57 Kb.
Дата05.06.2016
Размер275.57 Kb.
ТипПрограмма


Министерство образования и науки РФ

ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

Институт психологии

Кафедра общей психологии


Программа вступительных испытаний для абитуриентов, поступающих в магистратуру по направлению

«030300.68 – Психология»

(Магистерские программы «Психологическое консультирование», «Психологическая диагностика и коррекция», «Детская и возрастная психология», «Организационная психология и коучинг»)



(программа составлена с учетом государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования бакалавра по направлению «030300.62 – Психология»)

Екатеринбург 2011

Программа вступительных испытаний для абитуриентов, поступающих в магистратуру по направлению «030300.68 - Психология»- Уральский государственный педагогический университет. Екатеринбург, 2011. - 20с.



Составитель: кандидат психологических наук, доцент Е.А. Тетерлева

Программа вступительных испытаний для абитуриентов, поступающих в магистратуру по направлению «030300.68 - Психология» обсуждена на заседании кафедры общей психологии

протокол № 10 от 12 мая 2011г. Зав. кафедрой _________Минюрова С.А.

Программа предназначена для подготовки и проведения вступительных испытаний абитуриентов, поступающих в магистратуру по направлению «030300.68 - Психология».

УрГПУ, Институт психологии, 2011.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………

3

Учебно-методические указания ………………………………………………………….

3

Вопросы для собеседования………………………………………………………………

16

Рекомендуемая литература……………………………………………………………….

18


Введение

Вступительные испытания для абитуриентов, поступающих на магистерские программы по направлению «030300.68 – Психология», проводятся в форме собеседования. Вопросы для собеседования составлены с учетом государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования бакалавра по направлению «030300.62 – Психология» и позволяют оценить качество знаний, необходимых для освоения программы подготовки магистра по данному направлению.

Отвечая на вопросы собеседования, абитуриенту важно отразить основные современные концепции и теории по заданному вопросу, провести их критический анализ и сопоставление, проиллюстрировать практическими примерами и экспериментальными данными, описанные теоретические положения, обосновывать собственную точку зрения на заявленные проблемы,

Оценка ответа абитуриента осуществляется по следующим критериям: содержательная полнота ответа, доказательность и аргументированность ответа, понимание и осознанность излагаемого материала, самостоятельность суждений, речевое оформление ответа (использование профессионального языка и системы понятий).



Учебно-методические указания

ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ

1. Роль и место психологии в современном мире.

Культурно-исторические предпосылки формирования потребности общественной практики в психологических знаниях. Академическая, прикладная и практическая психология. Понятие о социальном заказе на работу психолога. Условия и факторы востребованности психологических услуг. Прикладная психология. Области жизнедеятельности и профессиональные задачи психологов: образование, здравоохранение, социальная поддержка, производство и бизнес. Практическая психология и психологическая практика. Понятие психологической службы. Организационные модели психологических служб.



2. Система основных направлений деятельности психологов и их общая характеристика.

Психологическая диагностика, психологическая коррекция, психологическое консультирование, психологическое просвещение, психологическая профилактика. Психологическая помощь и психологическая задача. Объективные интеграция и дифференциация актуальных и потенциальных ориентиров в профессиональной деятельности психолога.



3. Профессионально-личностная позиция психолога.

Профессионально-личностная позиция (ПЛП) как основа развития профессионального самосознания и мировоззрения. Когнитивно-деятельностные и индивидуально-стилевые компоненты ПЛП. Профессиональные навыки, качества и способности психолога.

Законодательные и нормативные основания, регламентирующие деятельность психологов Российской Федерации. Этические аспекты работы психолога. Профессионально-этические требования и нормативы. Этические кодексы психологов и особенности их содержания. Психогигиенические аспекты работы психолога. Профессиональная рефлексия. Анализ субъективных ограничений.
ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

1. Психология как научная система знаний.

Общая характеристика психологии как науки. Понятие предмета и объекта науки. Основные этапы развития представлений о предмете психологии: душа как предмет исследования, переход к изучению сознания, психология, как наука о поведении, современные представления о предмете психологии, культурно-историческая парадигма в психологии, деятельностный подход в психологии.



2. Сознание как психический процесс.

Признаки и свойства сознания. Определение, функции, эмпирические характеристики сознания (пространственная, временная, информационная, энергетическая). Структурный анализ сознания. Статическая и динамическая модель. Неосознаваемые явления в психике, их классификация. Защитные механизмы и факторы их осознания.



3. Личность как предмет психологического анализа.

Индивид, личность, индивидуальность. Биологическое и социальное в личности. Структура личности.



4. Проблема мотивации в психологии.

Соотношение понятий потребности, мотив, мотивация, направленность. История исследований мотивации. Современные теории мотивации в зарубежной и отечественной психологии.



5. Проблема способностей.

Понятие о способностях. Задатки и способности. Способности и знания, умения и навыки. Общие и специальные способности. Уровни развития способностей. Природа человеческих способностей. Развитие способностей.



6. Волевая регуляция поведения и деятельности.

Понятие о воле, ее основные признаки. Теории воли. Физиологические основы воли. Характеристики волевых действий. Структура волевого действия. Волевые качества личности. Развитие воли у человека.



7. Психологические особенности эмоциональных явлений.

Понятие об эмоциях. Теории эмоций. Основные функции эмоций. Виды эмоций. Формы эмоциональных переживаний: эмоциональный тон ощущений, аффект, страсть, стресс, экстаз, фрустрация, настроение. Физиологические основы эмоций. Эмоции и личность. Влияние эмоций на познавательные процессы.



8. Ощущение и восприятие.

Классификация ощущений. Психофизика ощущений. Общее представление о восприятии. Ощущения и образы. Основные свойства и феномены перцептивных образов. Теории восприятия: объект-ориентированные (структурализм, гештальттеория, экологическая теория) и субъект-ориентированные (теория бессознательных умозаключений, теория категоризации, теория перцептивного цикла). Проблема врожденного и приобретенного в восприятии (примеры экспериментальных исследований). Научение в восприятии. Восприятие и деятельность (перцептивные действия). Восприятие пространства (признаки удаленности и глубины: окуломоторные, монокулярные, бинокулярные, трансформационные) и восприятие движения (системы восприятия реального движения: изображение-сетчатка и глаз-голова; иллюзии восприятия движения). Константность и предметность восприятия



9. Общая характеристика и теории мышления.

Предмет исследования в психологии мышления (мышление как процесс постановки и решения задач; структура и классификация типов задач; мышление как процесс понимания; соотношение понятий «мышление» и «интеллект», структура интеллекта»). Методы исследования мышления (методики Выготского-Сахарова и Дункера, характеристика методов интроспекции, анализа продуктов деятельности и «рассуждения вслух», «клиническая беседа» Ж. Пиаже). Виды мышления. Теории мышления: описание мыслительного процесса в классической психологии сознания – мышление как ассоциация представлений (У. Джемс); концепция вюрцбургской школы – мышление как акт усмотрения отношений (О. Кюльпе, Н. Ах, К. Марбе); «теория комплексов» О. Зельца – мышление как функционирование интеллектуальных операций; изучение мышления с позиций гештальтпсихологии – феноменологическая интерпретация мышления как акта переструктурирования ситуации (М. Вертгеймер, В. Келер, К. Дункер); психоаналитическая интерпретация мышления – мышление как процесс согласования требований принципа удовольствия и принципа реальности (З. Фрейд); мышление в бихевиоризме и необихевиоризме – проблема внешней детерминации мышления, мышление и научение, проблемное обучение (Дж. Уотсон, Б. Скиннер); генетическая эпистемология Ж. Пиаже; мышление как система обработки информации, понятие стратегии (Дж. Брунер).



10. Речь.

Речь и речевая деятельность. Виды и функции речи. Механизмы и модели порождения и понимания речевого высказывания. Глубинные (семантические) и поверхностные (грамматические) структуры порождения и понимания речи. Соотношение внешней (фазической) и внутренней (смысловой) стороны речи. Эгоцентрическая и внутренняя речь: полемика Л. С. Выготского и Ж. Пиаже о структуре, функциях и судьбе эгоцентрической речи. Периоды и стадии становления речи. Теории речевого развития (Н. Хомский, Л. С. Выготский, Ж. Пиаже и др.). Методы изучения структуры значений. Психосемантика как направление исследований структуры сознания.



11. Общее представление о памяти. Основные факты и закономерности психологии памяти. Развитие памяти.

Роль памяти в жизни и деятельности человека. Аномалии памяти. Определение памяти. Процессы и содержания памяти. Зависимость запоминания от материала. Явления интерференции и реминисценции. Понятие мнемической деятельности, мнемической направленности, задачи и установки запоминания. Анализ причин и механизмов забывания в работах Фрейда. Экспериментальное исследование припоминания действий и забывания намерений в школе Левина. Зависимость непроизвольного запоминания от содержания и структуры деятельности (анализ исследований П. И. Зинченко и А. А. Смирнова). Виды памяти по Жане. Культурно-историческая концепция развития памяти человека. Мнемотехники. Понятие метапамяти.



12. Принципы организации памяти. Исследование памяти в когнитивной психологии. Виды памяти.

Экспериментальное исследование сенсорных регистров, кратковременной и долговременной памяти. Семантическая и эпизодическая память. Модели памяти. Методы исследования памяти. Классические методы исследования ассоциативной памяти (Г. Эббингауз). Законы памяти, установленные Эббингаузом. Коннекционистский подход к исследованию памяти. Исследование процессов научения в классическом бихевиоризме и необихевиоризме. Подход Бернштейна к решению проблемы формирования двигательных навыков. Философский анализ памяти Бергсона: различение «памяти тела» и «памяти духа». Основные методы и результаты исследования Бартлетта.



13. Внимание.

Общие представления о внимании. Состояния концентрации и абсорбции. Виды рассеянности и их характеристика. Основные виды и свойства внимания. Внимание и сознание. Теории внимания (три на выбор студента): учение Вундта об апперцепции; виды и свойства внимания по Титченеру; Джеймс о внимании и его механизмах; моторная теория внимания Рибо; теория волевого внимания Ланге; проблема внимания в гештальтпсихологии; обсуждение вопросов психологии внимания с позиций бихевиоризма; исследование внимания в когнитивной психологии (примеры исследований и моделей внимания); внимание как высшая психическая функция, по Выготскому; внимание как функция активности личности по Добрынину; внимание как функция умственного контроля по Гальперину.



14. Воображение.

Воображение как преобразование реальности и его связь с другими психическими процессами. Восприятие, мышление, воображение: сходства и различия. Способы воображения. Виды воображения. Творческое воображение как построение способов представления реальности. Создание «теорий» решения изобретательских задач и развитие творческих способностей. Связи воображения с творческим мышлением. Предметное содержание деятельности как внутренняя мотивация субъекта творчества.


ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

1. Планирование эксперимента и контроль переменных.

Доэкспериментальные планы: исследование единичного случая; план с предварительным и итоговым тестированием; сравнение статистических групп. Экспериментальные планы: план с предварительным и итоговым тестированием экспериментальной и контрольной групп, план Соломона для 4-х групп, план с контрольной группой и тестированием только после воздействия.



2. Этапы научного исследования.

Постановка проблемы, формулировка гипотезы, планирование исследования, проведение исследования, интерпретация данных, выводы об опровержении или неопровержении поставленной гипотезы.



3. Определение валидности исследования.

Характеристика внутренней и внешней валидностей. Факторы, влияющие на внутреннюю валидность. Факторы, обуславливающие внешнюю валидность.



ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

1. Предмет и функции истории психологии в современной психологической науке.

Предмет и функции истории психологии в современной психологической науке. Общая характеристика материалистического учения о душе в античности (Гераклит, Демокрит, Аристотель). Проблема души и ее конфликтов в идеалистической концепции Платона. Психологические школы периода эллинизма (циники, стоики, эпикурейцы). Развитие психологии в рамках учения о сознании. Дуализм и рационализм Декарта. Психофизический монизм Б. Спинозы. Сенсуализм Д. Локка. Монадология Г. Лейбница.



2. Развитие естествознания и выделение психологии в самостоятельную науку.

Развитие физиологии нервной системы в XIX веке (И. Мюллер, Г. Гельмгольц, Э. Пфлюгер, Ф. Галль, П. Флуранс и др.). Возникновение психофизики и психометрии (Г. Фехнер, Ф. Дондерс, З. Экснер). Развитие эволюционных идей в биологии. Первые программы психологии как самостоятельной науки (В. Вундт, Ф. Брентано, И. М. Сеченов). Зарубежная психология периода открытого кризиса. Психоанализ. Гештальтпсихология. Бихевиоризм. Французская социологическая школа. Описательная психология.



3. Современные направления зарубежной психологии.

Эволюция школ и направлений. Неофрейдизм (К. Юнг, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм). Необихевиоризм (К. Лешли, Э. Толмен, Б. Скиннер и др.). Социальный бихевиоризм (А. Бандура, Дж. Роттер, Д.Мид и др.). Гуманистическая психология (А. Маслоу, К. Роджерс). Экзистенциальная психология (В. Франкл, Р. Мэй, И. Ялом). Трансперсональная психология (С. Гроф, Р. Ассаджоли). Когнитивная психология (Дж. Брунер, У. Найссер, Л. Фестингер).



4. Современная отечественная психология.

Общая характеристика развития отечественной психологии. Культурно-историческая теория Л. С. Выготского. Деятельностный подход. Психология установки Д. Н. Узнадзе. Теория планомерного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин). Современные тенденции развития отечественной психологии.


ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

1. Движущие силы и условия развития личности.

Развитие личности как процесс, обусловленный врожденными потребностями (3. Фрейд, А. Адлер, Э. Фромм, Г. Салливен, К. Хорни). Развитие личности как итог «когнитивных конфликтов» (Л. Фестингер, Г. Келли). Развитие личности как тенденция к самоактуализации и самореализации (А. Маслоу, Г. Олпорт). Развитие личности как тенденция к поиску смысла жизни и самосозидания (Ф. Франкл, К. Роджерс). Активность субъекта как движущая сила развития личности в рамках деятельностного подхода (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн).



2. Личность и социум.

Проблема социализации личности. Понятия «социальная роль», «социальный статус», «социальная ситуация развития». Ролевые теории личности. Когнитивный аспект социализации. Мотивационный аспект социализации. Интериоризация как механизм социализации. Психологические механизмы идентификации и отчуждения как механизмы социализации личности. Стадии процесса социализации. Институты социализации. Политическая социализации личности. Проблема социально-типического в личности.

Подходы к изучению индивидуальности. Основания типологии индивидуальности. Индивидуальность на индивидном уровне. Индивидуальность на личностном уровне. Свойства индивидуальности. Половые, возрастные, индивидуальные различия. Индивидуальный стиль жизнедеятельности. Концепция жизненного пути личности.

3. Структура личности и различные методические подходы к ее изучению в психологии.

Общие принципы структурирования психических образований. Принцип анализа структуры личности по «элементам». Черта как элемент структуры личности (Р. Кетгелл, Г. Ай-зенк, Дж. Гилфорд). Личностный конструкт как элемент структуры личности (Г. Келли, Ф. Франселла, Д. Баннистер). Влечение как элемент анализа структуры личности (3. Фрейд, К. Юнг). Диспозиция как элемент структуры личности (Э. Шпрангер, Д. Н. Узнадзе), Отношение как элемент структуры личности (А. Ф. Лазурский, В. Н. Мясищев, Б. Г. Ананьев). Деятельность как элемент структуры личности (А. Н Леонтьев). Принцип анализа структуры личности по «единицам». «Факторный профиль» как единица анализа личности (Р. Кеттелл). «Я» как единица личности (В. Джеймс, Г. Розенберг, Дж. Мид).


ПСИХОДИАГНОСТИКА

1. Предмет и место психодиагностики в системе психологической науки.

Психодиагностика как наука и практика. Подходы к определению предмета психодиагностики как науки. Подходы к пониманию психологической диагностики. Основные подходы к распознаванию и измерению особенностей человека: номотетический и идеографический. Соотношение психодиагностики с экспериментальной и дифференциальной психологией, тестологией: психофизика Г. Фехнера, В. Вундт и экспериментальная психология, исследования Ф. Гальтона в области способностей, тестология А. Бине, Т. Симон, Дж. Кеттелла и др.



2. Основные этапы становления психодиагностической науки в России.

Этап зарождения русской психодиагностики (А. П. Болтунов, Н. Н. Ланге, Г. И. Россолимо, Ф. Е. Рыбаков, М. Ю. Сыркин). Исследования в области психотехники (И. Н. Шпильрейн, С. Г. Геллерштейн). Период глубокого кризиса русской психодиагностики. Этап возрождения психодиагностики (исследования К. М. Гуревича, В. М. Блейхера, Л. Ф. Бурлачука). Этап интенсивного развития психодиагностики. Современные исследования в области психодиагностики. Проблемы профессиональной психодиагностики как теоретической и практической области.



3. Психологический диагноз как процесс и результат.

Характеристика психологического диагноза по форме реализации, содержанию и степени сложности. Психодиагностический процесс с точки зрения операционного состава деятельности практического психолога (Ю. З. Гильбух). Авторские схемы психодиагностического процесса (И. В. Дубровина, В. В. Столин). Развернутая схема психодиагностического процесса по А. Ф. Ануфриеву. Понятие «психологический диагноз» как результат деятельности практического психолога. Объекты и уровни диагноза. Основные качества диагноза: адекватность, своевременность, коммуникативная ценность. Психологическое заключение. Прогноз и рекомендации в психологическом заключении



4. Психометрические основы психодиагностики.

Надежность методики как устойчивость к влиянию побочных факторов. Точность измерительной процедуры. Виды надежности: гомогенная, ретестовая, способы их измерения. Надежность в экспертных оценках. Проверка методики на надежность. Валидность методики как соответствие результатов диагностики диагностируемому свойству. Виды валидности (содержательная, эмпирическая, критериальная, текущая, прогностическая, конструктная, валидность по возрастной дифференциации, очевидная валидность). Соотношение валидности и надежности – основное неравенство психометрики. Проблемы валидизации тестов различных типов.


МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ

1. Структура и функции методологии науки.

Понятие «методологии науки». Структура и уровни методологического знания: уровень философской методологии, уровень конкретно-научной методологии, уровень общенаучных принципов, уровень методик и техник исследования. Функции методологического знания: дескриптивные нормативные. Соотношение понятий «методология», «метод», «методика».



2. Методологические принципы психологии как основа теоретической и экспериментальной психологии.

Принцип детерминизма в психологии. Функции детерминизма. Системный, многоуровневый и вероятностный характер детерминации психики. Социальная детерминация психики.

Принцип единства сознания деятельности. Сущностное понимание принципа единства сознания и деятельности. Соотношение принципов детерминизма и принципов единства сознания и деятельности.

Принцип развития в психологии. Аспекты принципа развития в психологии: антропологический, социологический, онтологический.



3. Категории психической реальности.

Категориальный аппарат психологии. Понятие «базисные» и «метапсихологические» категории. Сущностное понимание категорий: личность, общение, деятельность, сознание, общение.


МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В ПСИХОЛОГИИ

1. Проблема измерения в психологии.

Понятие об измерении. Шкалы измерений (номинальная, ранговая, интервальная шкала, шкала отношений). Особенности психологического измерения. Понятие генеральной и выборочной совокупности. Понятие переменной.



2. Описательная статистика.

Меры центральной тенденции (мода, медиана, среднее арифметическое значение). Меры изменчивости (среднее отклонение, среднеквадратичное (стандартное) отклонение, дисперсия). Распределение переменных величин (нормальное распределение, распределение отклоняющееся от нормального). Анализ эмпирических распределений (нормальность распределения, эксцесс, асимметрия. Сравнение эмпирического распределения с теоретическим (критерий х2, критерий Колмогорова).



3. Элементы одномерной статистики.

Меры связи: критерий Пирсона, критерий Спирмена. Меры различий: критерий Стыодента, критерий Фишера. Меры влияния: однофакторный дисперсионный анализ.



4. Элементы многомерной статистики.

Кластерный анализ: задачи кластерного анализа, меры сходства в кластерном анализе, выбор числа факторов в кластерном анализе (кластеризация полным перебором), методы кластеризации. Представление данных в кластерном анализе. Использование кластерного анализа в психологии. Факторный анализ: принципы факторного анализа, методы факторного анализа. Представление результатов в факторном анализе. Использование факторного анализа в психологии.


ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

1. Психология развития как наука о закономерностях и особенностях развития человека в онтогенезе.

Общая характеристика областей развития: физическая, когнитивная, психосоциальная. Биологические процессы развития: созревание, рост, старение. Влияние среды на развитие человека: научение, социализация. Взаимодействие процессов созревания и научения: критический период, готовность.

Теории развития человека – история и современность. Теории научения (Б. Скинер, А. Бандура). Когнитивные теории развития. Структурализм (Ж. Пиаже, Д. Бруннер). Развитие в контексте культурно-исторической теории (Л. С. Выготский). Психоаналитические теории развития (3. Фрейд, Э. Эриксон). Гуманистические теории развития (А. Маслоу, К. Роджерс).

2. Основные проблемы современной возрастной психологии и психологии развития.

Спорные вопросы теорий развития о факторах (природа или воспитание), характере (непрерывность или скачкообразность) и природе объекта развития (организм или механизм).

Проблема соотношения обучения, воспитания и развития: подходы Ж. Пиаже, Л. С. Выготского, Э. Торндайка.

Проблема периодизации психического развития в различных теоретических подходах. Соотношение понятий «хронологический» возраст и «психологический» возраст. Ключевые характеристики категории «психологический возраст»: социальная ситуация развития, ведущая деятельность, новообразования в сфере сознания и личности (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин). Стадиальные концепции развития: концепция психосексуальных стадий развития 3. Фрейда, психосоциальных стадий развития Э. Эриксона, стадий когнитивного развития Ж. Пиаже. Джерсилд: аффективные стадии развития. Л. С. Выготский: критические стадии развития. Смена ведущего вида деятельности как основа возрастной периодизации (Д. Б. Эльконин).



3. Психическое развитие в раннем возрасте. Физическое и моторное развитие ребенка в раннем возрасте.

Предметно-манипулятивная деятельность в раннем возрасте (Д. Б. Эльконин). Когнитивное развитие ребенка в раннем возрасте. Социальное развитие ребенка раннего детства. Кризис трех лет.



4. Психическое развитие в дошкольном возрасте.

Игра, как ведущий вид деятельности (Д. Б. Эльконин). Этапы развития игры, виды игр. Когнитивное развитие дошкольника. Психосоциальное развитие дошкольника.



5. Психическое развитие в младшем школьном возрасте.

Компоненты готовности к обучению в школе (когнитивная, мотивационная, социально-психологическая, коммуникативная, волевая). Методы изучения готовности ребенка к школе. Кризис семи лет и новообразования возраста. Когнитивное развитие ребенка в младшем школьном возрасте. Учение как ведущий вид деятельности (Д. Б. Эльконин). Развитие социального познания. Проблема перехода от младшего школьного возраста к подростковому возрасту.



6. Психическое развитие в подростковом возрасте.

Интимно-личностное общение со сверстниками как ведущий тип деятельности (Д. Б. Эльконин). Чувство взрослости. Личностное развитие подростка. Формирование самосознания.



7. Психическое развитие в юношеском возрасте.

Кризис юношеского возраста как кризис саморегуляции. Потребность ориентации в смыслах жизни как базовая потребность возраста. Учебно-профессиональная деятельность как ведущий вид деятельности. Личностное развитие в юношеском возрасте. Задачи развития в юности.



8. Психическое развитие в зрелом возрасте.

Стадии зрелого возраста. Психофизиологические и морфо-функциональные изменения. Специфика когнитивной сферы в зрелом возрасте. Задачи развития в эпоху взрослости. Контекст развития взрослого человека: личность, семья, работа. Творческая активность, феномен «акме». Профессиональные и личностные кризисы в зрелом возрасте.



9. Психологические особенности старения и старости.

Периоды поздней взрослости. Физические аспекты старения, когнитивные и интеллектуальные изменения. Теории старения (стохастические, генетические). Типы старения (конструктивный, защитный, агрессивно-активный, пассивный). Стадии приспособления к умиранию (Э. Кюблер-Росс).




СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

1. История формирования социально-психологических идей.

Социальные и теоретические предпосылки выделения социальной психологии в самостоятельную дисциплину. Первые социально-психологические теории: психология народов (В. Вундт), психология масс (Г. Лебон, С. Сигеле), теория инстинктов социального поведения (В. Макдугалл).



2. Общение в системе жизнедеятельности человека.

Определение общения. Структура и функции общения.

Общение как коммуникация: знаковые системы вербальной и невербальной коммуникации.

Общение как интеракция: описание взаимодействия с позиций теорий межличностного взаимодействия (теория обмена (Дж. Хоуманс), символический интеракционизм (Дж. Мид, Г. Блумер), теория управления впечатлениями (Э. Гоффман)).

Общение как социальная перцепция: механизмы взаимопонимания в процессе общения: эмпатия, идентификация, рефлексия, стереотипизация. Каузальная атрибуция. Эффекты восприятия: эффект ореола, эффекты новизны и первичности.

3. Психологические особенности социальных групп.

Понятие малой социальной группы. Структурные характеристики малой группы (формально-статусный, социометрический, коммуникативный, социальной власти). Динамические процессы в малой группе: развитие малой группы, формирование групповой сплоченности, принятие группового решения.

Признаки и классификация больших социальных групп. Структура психологии большой социальной группы: психический склад, эмоциональная сфера.

4. Проблемы личности в социальной психологии.

Специфика социально-психологического подхода к изучению личности. Понятие, механизмы, сферы социализации. Институты социализации.

Социальная установка: понятие, структура, функции. Изменение социальной установки.
ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА

1. Психология труда как область знания, отрасль науки, учебная дисциплина и профессия.

Психология труда как область знания, складывающаяся в общественной практике. Психология труда как отрасль научного знания о труде и трудящихся, изучающая условия и разрабатывающая пути и методы решения практических задач в области формирования и функционирования индивидуальных и групповых субъектов труда. Предмет и задачи психологии труда. Методы психологии труда. Смежные области психологического и междисциплинарного научного знания о человеке и труде. Краткая история отечественной и зарубежной психологии труда как прикладной психологии в сфере хозяйственной жизни общества.



2. Развитие человека как субъекта труда.

Этапы (стадии) развития человека как субъекта труда в онтогенезе. Жизненный путь профессионала, варианты профессиональных карьер. Нормативные кризисы профессионального развития личности. Профессионально обусловленные деструкции личности.



3. Психология профессиональной работоспособности.

Работоспособность субъекта труда как фактор успешности выполнения трудовых задач и удовлетворенности процессом труда. Структура понятия «работоспособность субъекта труда»: профессиональные, психологические качества и функциональные состояния.

Динамика работоспособности. Изменение работоспособности в течение рабочей смены, суток, недели. Оценка уровня работоспособности. Прямые и косвенные показатели работоспособности. Психологические аспекты повышения работоспособности.

Понятие функциональное состояние субъекта труда. Характеристика функциональных состояний субъекта труда. Условия труда и психические состояния человека в трудовой деятельности.Состояние утомления. Причины утомления и переутомления. Механизмы утомления. Виды утомления. Факторы вызывающие утомление.

Состояние монотонности. Причины и виды монотонности.

Профессиональный стресс. Источники профессионального стресса. Модель профессионального стресса. Эффекты стресса. Профилактика профессионального стресса.

Пути создания условий для поддержания работоспособности на необходимом уровне. Виды приемов управления функциональными состояниями: организационные, психологические, физиолого-гигиенические и электрофизиологические, фармакологические, физические.
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ

1. Система учебных задач в курсе психологии высшей школы.

Учебная задача, как разновидность опережающего управления когнитивной деятельностью. Таксация – как технологическая процедура. Таксономия учебных задач как средство опережающего управления обучением (Д. Толлингерова). Задачи, предполагающие воспроизведение знаний. Задачи, предполагающие простые мыслительные операции, сложные мыслительные операции. Задачи предполагающие обобщение знаний и сочинение, продуктивное мышление. Таксация как особая технологическая процедура проектирования обучением.



2. Специфика содержания, целей и методов обучения психологии как гуманитарной дисциплины.

Гуманитарное познание как особый тип научного познания. Диалог, как раскрытие значений смыслов, контекстов. Гетерогенность психологического познания: научно-теоретическое, логическое, образное, символическое мышление. Реализация основной цели в системе глобальных целей обучения специалиста: формирование мировоззрения, направленности личности. Роль и место психологии как учебного предмета в системе средней и высшей школы. Специфика преподавания психологии в системе дополнительного образования. Методы обучения и преподавания психологии в школе (экспрессия, чтение в слух, интроспективный анализ).



3. Культура самоорганизации деятельности преподавателя психологии.

Историческая ситуация изменения социального статуса преподавателя высшей школы в начале XIX века. Структура деятельности преподавателя. Исследовательский и академический компоненты и их взаимосвязи. Анализ академической стороны деятельности преподавателя, обучающие и воспитывающие функции. Личность преподавателя.


Вопросы для собеседования

  1. Роль и место психологии в современном мире.

  2. Система основных направлений деятельности психологов и их общая характеристика.

  3. Профессионально-личностная позиция психолога.

  4. Психология как научная система знаний.

  5. Сознание как психический процесс.

  6. Личность как предмет психологического анализа.

  7. Проблема мотивации в психологии.

  8. Проблема способностей.

  9. Волевая регуляция поведения и деятельности.

  10. Психологические особенности эмоциональных явлений.

  11. Ощущение и восприятие.

  12. Общая характеристика и теории мышления.

  13. Речь.

  14. Общее представление о памяти. Основные факты и закономерности психологии памяти. Развитие памяти.

  15. Внимание.

  16. Воображение.

  17. Планирование эксперимента и контроль переменных.

  18. Этапы научного исследования.

  19. Определение валидности исследования.

  20. Предмет и функции истории психологии в современной психологической науке.

  21. Развитие естествознания и выделение психологии в самостоятельную науку.

  22. Современные направления зарубежной психологии.

  23. Современная отечественная психология.

  24. Движущие силы и условия развития личности.

  25. Личность и социум.

  26. Структура личности и различные методические подходы к ее изучению в психологии.

  27. Предмет и место психодиагностики в системе психологической науки.

  28. Основные этапы становления психодиагностической науки в России.

  29. Психологический диагноз как процесс и результат.

  30. Психометрические основы психодиагностики.

  31. Структура и функции методологии науки.

  32. Методологические принципы психологии как основа теоретической и экспериментальной психологии.

  33. Категории психической реальности.

  34. Проблема измерения в психологии.

  35. Описательная статистика.

  36. Элементы одномерной статистики.

  37. Элементы многомерной статистики.

  38. Психология развития как наука о закономерностях и особенностях развития человека в онтогенезе.

  39. Основные проблемы современной возрастной психологии и психологии развития

  40. Психическое развитие в раннем возрасте. Физическое и моторное развитие ребенка в раннем возрасте.

  41. Психическое развитие в дошкольном возрасте.

  42. Психическое развитие в младшем школьном возрасте.

  43. Психическое развитие в подростковом возрасте.

  44. Психическое развитие в юношеском возрасте.

  45. Психическое развитие в зрелом возрасте.

  46. Психологические особенности старения и старости.

  47. История формирования социально-психологических идей.

  48. Общение в системе жизнедеятельности человека.

  49. Психологические особенности социальных групп.

  50. Проблемы личности в социальной психологии.

  51. Психология труда как область знания, отрасль науки, учебная дисциплина и профессия.

  52. Развитие человека как субъекта труда.

  53. Психология профессиональной работоспособности.

  54. Система учебных задач в курсе психологии высшей школы.

  55. Специфика содержания, целей и методов обучения психологии как гуманитарной дисциплины.

  56. Культура самоорганизации деятельности преподавателя психологии.


Рекомендуемая литература

Основная литература

  1. Александров, А. А. Психогенетика [Текст] : учебное пособие / А. А. Александров. – СПб. : Питер, 2004. – 192 с.

  2. Габай, Т. В. Педагогическая психология [Текст] / Т. В. Габай. – М. : Академия, 2003. – 392 с.

  3. Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст] : учеб. пособие для студентов по направлению и специальности «Психология» / Г. М. Андреева. − М. : Аспект Пресс, 2005. − 365 с.

  4. Дружинин, В. Н. Экспериментальная психология [Текст]: учебник для вузов. 2-е изд., доп./ В. Н. Дружинин. – СПб.: Питер, 2003. – 320с.

  5. Ждан, А. Н. История психологии. От античности к современности [Текст] / А. Н. Ждан. – М., 2001.

  6. Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст] / А. Г. Маклаков. – СПб. : Питер, 2000. – 592 с. Гриф УМО

  7. Носкова, О. Г. Психология труда [Текст] / О. Г. Носкова ; под ред. Е. А. Климова. – М. : Академия, 2004.

  8. Психология [Текст]: учебник / В. М. Аллахвердов [и др.]; отв. ред. А. А. Крылов. – 2 изд., стер. – М. : Проспект, 2004. – 584 с. Рекомендации УМО

  9. Солдатова, Е. Л. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез. [Текст] / Е. Л. Солдатова, Г. Н. Лаврова. – Ростов н/Д. : Феникс, 2004.

  10. Филиппова, Г. Г. Зоопсихология и сравнительная психология [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г. Г. Филиппова. – М. : Академия, 2004. – 544 с. Гриф УМО

  11. Хьелл, Л. Теории личности [Текст] / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб. : Питер, 2003. – 608 с.

  12. Шмелева, И. А. Введение в профессию. Психология [Текст] : учеб. пос. – СПб. : Питер, 2007. – 253 с.


Дополнительная литература

  1. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни [Текст] / К. А. Абульханова-Славская. – М. : 1997. – 299 с.

  2. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б. Г. Ананьев. – СПб. : 2002. –288 с.

  3. Асмолов, А. Г. Психология личности [Текст] / А. Г. Асмолов. – М. : Смысл, 2001. – 416 с.

  4. Балин, В. Д. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии [Текст] / В. Д. Балин и др. ; под общ. ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. – 2-е изд., доп. и перераб. – СПб. : Питер, 2006. – 560 с.

  5. Бондаренко, А. Ф. Психологическая помощь: теория и практика [Текст] / А. Ф. Бондаренко. – М., 2000. – 215 с.

  6. Быков, А. К. Методы активного социально-психологического обучения [Текст] : учеб. пособие / А. К. Быков. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 160 с.

  7. Веккер, Л. М. Психика и реальность: единая теория психических процессов [Текст] / Л. М. Веккер. – М. : Смысл, 1998. – 658 с.

  8. Волков, Б. С. Методология и методы психологического исследования [Текст] : учеб. пособие для вузов / Б. С. Волков, Н. В.Волкова, А. В. Губанов. – М., 2005. – 352 с.

  9. Голубева, Э. А. Способности. Личность. Индивидуальность [Текст] / Э. А. Голубева. – М. : Феникс+, 2005.

  10. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей [Текст] / В. Н. Дружинин. – СПб. : Питер Ком, 2000. – 368 с.

  11. Дружинин, В. Н. Структура и логика психологического исследования [Текст] / В. Н. Дружинин. – М., 1994. – 164 с.

  12. Занковский, А. Н. Организационная психология [Текст] / А. Н. Занковский. – М., 2000.

  13. Зеер, Э. Ф. Психология профессионального образования [Текст] / Э. Ф. Зеер. М. : МПСИ, 2003. – 336 с.

  14. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е. П. Ильин. – СПб. : 2002. –512 с.

  15. Карандашев, В. Н. Методика преподавания психологии [Текст] / В. Н. Карандашев. – СПб. : Питер, 2005. Гриф УМО

  16. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения [Текст] / Е. А. Климов. – М. : Академия, 2004. – 304 с.

  17. Когнитивная психология [Текст]: учеб. для студентов вузов / В. Н. Дружинин ; под ред. В. Н. Дружинина, Д. В. Ушакова. – М. : PerSe, 2002. – 480 с.

  18. Корнилова, Т. В. Экспериментальная психология. Теория и методы [Текст] : учебник для вузов / Т. В. Корнилова. – М. : Аспект Пресс, 2002. – 346 с.

  19. Лакосина, Н. Д. Клиническая психология [Текст] : учебн. для студ. мед. вузов / Н. Д. Лакосина, И. И. Сергеев, О. Ф. Панова. – М., 2003. – 416 с.

  20. Марцинковская, Т. Д. История психологии [Текст] / Т. Д. Марцинковская. – М. : Академия, 2000.

  21. Основы психологии семьи и семейного консультирования [Текст]: учебник / Н.Н. Посысоев [и др.] ; под. ред. Н.Н. Посысоева. – М. : Питер, 2004. – 350 с.

  22. Основы специальной психологии [Текст] : учебное пособие / под ред. Т. В. Кузнецовой. – М. : Академия, 2005. – 480 с.

  23. Петровский, А. В. Основы теоретической психологии [Текст] / А. В. Петровский, М. Б. Ярошевский. – М., 2003.

  24. Пряжников, Н. С. Психология труда и человеческого достоинства [Текст] / Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова. – М. : Академия, 2003.

  25. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. – М. : Питер, 1999. – 720 с.

  26. Самосознание и защитные механизмы личности [Текст] / под ред. Д. Я. Райгородского. – Самара : БАХРАХ-М, 2000. – 656 с.

  27. Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии [Текст] / Е. В. Сидоренко. – СПб., 2003. – 353 с.

  28. Социальная психология в трудах отечественных психологов [Текст] / сост. А. Л. Свеницкий. − СПб. : Питер, 2000. − 512 с.

  29. Теории личности в западно-европейской и американской психологии [Текст] / ред.-сост. Д. Я. Райгородский. – Самара : Бахрах, 1996. – 480 с.

  30. Тренинг профессиональной идентичности [Текст] / авт.-сост. Л. Б. Шнейдер. – Москва-Воронеж, 2004. – 208 с.

  31. Холодная, М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования [Текст] / М. А. Холодная. – СПб. : Питер, 2002. – 272с.

  32. Хон, Р. Л. Педагогическая психология. Принципы обучения [Текст] / Р. Л. Хон. – М. : Деловая книга, 2002 – 736 с.

  33. Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии [Текст] / под ред. Н. Н. Мешковой, Е. Ю. Федорович. – М. : Московский психолого-социальный институт, 2005. – 375 с.

  34. Хухлаева, О. В. Психология развития. Молодость, зрелость, старость [Текст] / О. В. Хухлаева. – М. : Академия, 2002. Гриф УМО

  35. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи. [Текст] / Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис ; под ред. В. Усманова. - СПб. : Питер, 2003. – 656 с.




Каталог: images -> attach -> article
attach -> 1. Психосоматические и соматопсихические отношения как предмет клинической психологии
attach -> Дмитрий Леушкин Как прекратить грузить свой мозг и начать жить
attach -> -
attach -> Лекции по таким темам, как: создание и изменение культуры и идеологии предприятия, вопросы управления персоналом, подбор кадров в высшее управление
attach -> Сьюзен КоллинзИ вспыхнет пламяГолодные игры — 2ocr: Индиль; Spellcheck: ilinaСьюзен Коллинз «И вспыхнет пламя»
attach -> Свойства ощущений: 1) адаптация 2) контраст 3) пороги ощущений (нижний, верхний разностный) 4) сенсабилизация 5)последовательные образ Виды ощущений: 1) экстрорецептивные ощущения
attach -> Бог родился в России
attach -> Бог родился в России
attach -> Е. Н. Федорович история музыкального образования учебное пособие
article -> Программа к собеседованию для абитуриентов, поступающих по направлению «37. 04. 01 Психология» Екатеринбург 2014


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница