Программа вступительных экзаменов по специальной дисциплине, соответствующей профилю



Скачать 53.73 Kb.
Дата14.02.2016
Размер53.73 Kb.
ТипПрограмма
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

КАДРЫ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ

(АСПИРАНТУРА)

Утверждаю

Декан Психологического факультета НИ ТГУ

_________________О.М. Краснорядцева

« 28 » марта 2014 г.



ПРОГРАММА

вступительных экзаменов по специальной дисциплине, соответствующей профилю «Общая психология, психология личности, история психологии»; «Медицинская психология»; «Психология развития, акмеология»

(направление подготовки: 37.06.01 – Психологические науки)

Томск 2014

I раздел «Общепсихологическая и методологическая подготовка»

1. Проблема периодизации истории науки. Основные различия классической, 

неклассической и постнеклассической науки.

2. Методы историко-психологического исследования (историко-категориальный, 

контекстный, парадигмальный, хронологический, трансспективный и т.д.).

3. Интроспективная психология. Основные теории периода становления научной 

психологии как самостоятельной дисциплины. 

4. «Золотое десятилетие» (1903-1913) психологической науки. Причины и условия 

возникновения «больших теорий» (психоанализ, гештальтпсихология, бихевиоризм и т.д.)   5. Становление и развитие психоаналитической теории.

6. Возникновение и развитие гуманистической психологии, ее взаимосвязь с 

психологией экзистенциональной.

7. Теория психического как процесса (С.Л. Рубинштейн) и психологическая теория 

деятельности (А.Н. Леонтьев) в истории отечественной психологии.

8. Культурно-историческая психология и ее современное состояние. 

9.Когнитивная психология: предметная область, основные концепции и 

проблемы.

10.Культурно-исторический подход в психологии, его развитие в западной 

и отечественной психологии.

11.Психофизиологическая проблема как современный вариант обьяснения 

возникновения психического.

12.История изучения интеллекта, ключевые понятия, виды интеллекта, его 

наследуемость, практическая значимость.

13.Психогенетика: предметная область, история развития, основные 

методы.


14. Современные подходы к решению проблемы соотношения сознания и 

бессознательного.

15.Проблема соотношения интеллекта, креативности и обучаемости. В 

контексте адаптации учащихся к образовательному процессу.

16. Методология психологии: уровни методологического знания, основные 

проблемы. 

17. Понятие о детерминизме, его виды. Принципы детерминизма в психологии.

18. Основные методологические принципы психологии, их взаимосвязь и развитие в 

процессе движения психологического познания.

19. Движущие силы развития науки. Теория парадигмального развития науки Т. Куна 

и ее приложение к психологии. Представление о саморазвитии науки как открытой системе

20. Онтологизация психологического познания как объективная тенденция науки. 

21.Теория жизненного пространства К. Левина, многомерного мира человека (А.Н. Леонтьев), жизненного мира человека (Ф.Е. Василюк, А.Г. Асмолов).

22. Развитие представлений о предмете научной психологии на разных этапах 

движения психологической мысли (классицизм, неклассицизм, постнеклассицизм).

23. Определение функции психического на разных этапах развития научной 

психологии.  

24. Проблема сближения гуманитарного и естественно-научного начал в психологии. 

25.Междисциплинарный и трансдициплинарный (Ж. Пиаже) подходы и их роль в интеграции психологического знания.

II раздел «Подготовка в области психологии личности, психологии развития и акмеологии, медицинской психологии »

1.Понятие личности в современной психологии. Основания теорий личности.

2. Основные положения психодинамических теорий личности

3. Основные положения когнитивных теорий личности

4.Основные положение интеракционистских теорий личности

5. Представления о феномене личности в отечественной психологии

6.Гуманистический проект в психологии личности и гуманитарный кризис

7.Клинический, социально-психологический и антропологический аспекты психологии личности: специфика теории и практики

8. Личность и психологические исследования. Классика и ожидания.

9.Предмет и задачи медицинской психологии.

10.Структура и содержание клинической психологии

11.Место медицинской (клинической) психологии в системе психологического знания о человеке, взаимосвязь клинической психологии с другими науками.

12. Методы исследования в медицинской (клинической) психологии

13. Понятие внутренней картины болезни.

14. Психологические основы психотерапии и консультирования.

15. Сферы приложения деятельности клинического психолога: здравоохранение, народное образование, социальная помощь населению и др.

16. Содержание и объем деятельности психолога в различных областях медицины.

17. Предмет, задачи и методы психологии развития и возрастной психологии. Ее теоретическое и практическое значение.

18. Кризисы в психическом развитии, их роль и значение.

19. Проблема соотношения обучения и развития в современной психологии.

20. Проблема движущих сил, условий и источников психического развития ребенка в современной отечественной психологии.

21. Проблема возраста и возрастной периодизации.

22. Акмеологическое направление изучения профессионального развития личности.

23. Эмпирические методы и процедуры исследования характеристик профессионализма в акмеологии.

24. Акмеологический категориальный аппарат.

25. Интегральные критерии профессионализма.



III Собеседование по портфолио:

  1. Опыт исследовательской работы (участие в конференциях, исследовательских грантах, молодежных научных конкурсах, волонтерская деятельность и т.д.).

  2. Сведения о публикационной активности.

  3. Концептуальные и исследовательские пристрастия.

Программа сформирована на основе федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по программам специалитета и магистратуры.

Рекомендовано методической комиссией Факультета психологии, протокол № 2 от 12.03.14г.



Утверждена учёным советом Факультета психологии, протокол № 2 от 28.03.14г.
Каталог: upload -> files
files -> Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников
files -> Дискурсивно-стилистическая эволюция медиаконцепта: жизненный цикл и миромоделирующий потенциал
files -> Столяренко Л. Д. Психология
files -> Примерная тематика курсовых работ
files -> Социальная установка: понятие, структура, формирование Понятие аттитюда
files -> Детство как предмет психологического исследования. Самоценность детства
files -> 1974 Кокорина Наталья Петровна Некоторые вопросы клиники и социально-трудовой реабилитациии больных приступообразно прогредиентно-протекающей шизофрениии
files -> Методические рекомендации по формированию содержания и организации образовательного процесса в общем образовании


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница