Программа воспитательной работы мбоу «Гимназия №10»



Скачать 470.91 Kb.
страница1/3
Дата27.05.2016
Размер470.91 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3
Утверждаю

Директор МБОУ «Гимназия №10»

_______________Ф.И.Гизатуллин


Программа

воспитательной работы

МБОУ «Гимназия №10»

Авиастроительного района г.Казани

Обсуждено на пед. совете

Протокол №____ от __________2014г.

Приказ №_____от ___________2014г.

Содержание


1. Актуальность программы воспитательной работы

2. Цели и задачи воспитания

3. Основные принципы воспитательной системы гимназии

4. Воспитательное пространство

5. Составляющие системы воспитания

6. Содержание программы (основные направления воспитательной системы гимназии)

7. Функции воспитательной системы.

8. Этапы и сроки реализации воспитательной программы

9. Критерии и показатели эффективности воспитательной системы

10. Управление воспитательным процессом.

11. Ожидаемые результаты (модель выпускника гимназии).



1.Актуальность программы воспитательной работы
Многомерные трансформации в государстве и обществе последних десятилетий в значительной мере ослабили внимание к таким явлениям, как социально-духовные и нравственные ценности в подростковой и молодежной среде, заметно снизился интерес к особенностям формирования менталитета и мировоззрения молодых граждан России. Сегодня под воспитанием в общеобразовательной организации все больше понимается создание условий для развития личности ребенка, его духовно-нравственного становления и подготовки к жизненному самоопределению, содействие процессу взаимодействия педагогов, родителей и обучающихся в целях эффективного решения общих задач.

В федеральном государственном образовательном стандарте воспитательная компонента в деятельности общеобразовательного учреждения становится самостоятельным направлением, которое основывается на ряде принципов и отвечает за формирование «воспитательной системы», «воспитывающей среды», «воспитательного потенциала обучения», «воспитательной деятельности», и т.д.

Сегодня воспитательная компонента деятельности школы должна являться неотъемлемой составляющей общего социокультурного пространства Российской Федерации.

Необходимость концепции и программ развития воспитательной работы обусловлена и реальной ситуацией, сложившейся в современной детской, подростковой и молодежной среде. Низкий уровень этического, гражданско-патриотического, культурно-эстетического развития приводит к возникновению в детской, подростковой и молодёжной среде межэтнической и межконфессиональной напряженности, ксенофобии, к дискриминационному поведению детей и подростков, агрессивности, травле сверстников и другим асоциальным проявлениям. Негативные тенденции, проявляющиеся в подростковой и молодежной среде (алкоголизм, употребление наркотиков, насилие, ксенофобия), свидетельствуют о необходимости усиления участия образовательного учреждения, всех общественных институтов в решении задач воспитания, формирования социальных компетенций и гражданских установок, духовно-нравственных ценностей. Свободной и законопослушной может быть личность, располагающая ценностями и убеждениями.

Общеобразовательная школа призвана содействовать консолидации нации, ее сплочению на основе отечественных духовно-нравственных ценностей. Школа призвана создавать гражданина и воспитывать патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире, воспитанию свободной, творческой, инициативной, саморазвивающейся личности.
Основания для разработки Программы воспитательной работы


  • Конституция Российской Федерации;

  • Всеобщая декларация прав человека;

  • Конвенция о правах ребенка;

  • Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012 года;

  • Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2015 г.;

  • Федеральный Закон от 29,12.2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 7 мая 2012 года № 599;

  • Указ Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» от 1 июня 2012 года № 761;

  • Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования»,

утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября

2012 г. № 2148-р;



  • Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников

  • Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных

учреждениях
2. Цели и задачи воспитания
Миссия гимназии: «Создание оптимальной воспитательно-образовательной среды для раскрытия и развития личностного потенциала и социализации каждого гимназиста»

Цель системы воспитания:  Создание условий для развития социально-адаптивной, конкурентоспособной  личности; (личности духовно развитой, творческой, нравственно и  физически здоровой, способной на сознательный выбор  жизненной позиции, на самостоятельную выработку идей, умеющей ориентироваться в современных социокультурных условиях).

Основными задачами воспитательной системы являются:



  • формирование системы гуманистических, духовно-нравственных ценностей через интеграцию общего и дополнительного образования;

  • создание условий для самореализации личности  учащегося и подготовки к будущей жизни в обществе;

  • создание воспитательно-образовательной среды, способствующей воспитанию социально адаптированной личности;

  • формирование осознанного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни;

  • формирование личности ученика как субъекта учебной, профессиональной и социальной жизнедеятельности;

  • развитие личности, способной к непрерывному развитию и самообразованию;

  • повышение уровня правовой и нравственной культуры учащихся;

  • формирование толерантности, терпимости к чужому мнению, умения вести диалог;

  • формирование гуманистического мировоззрения, ответственности перед собой и обществом за результаты своей деятельности;

  • формирование и развитие у подрастающего человека креативности как черты личности;

  • воспитание уважительного отношения к истории, культуре, традициям страны и малой Родины;

  • совершенствование системы работы с одарёнными и талантливыми детьми;

  • совершенствование гражданского воспитания гимназистов;

  • создание условий для активного формирования ученического самоуправления;

  • создание  традиций и обычаев внеклассной работы гимназии;

  • создание условий для активного участия семьи  в воспитательной  системе гимназии;

  • реализация технологии самосовершенствования личности с учётом требования природосообразной педагогики;

  • внедрение мониторинга личностного роста ученика

3.Основные принципы воспитательной системы гимназии


1. Принцип социальной активности и мобильности.

Данный принцип способствует формированию внутренней и внешней культуры человека, планетарности мышления, альтруистических и демократических убеждений, формирует способности противостоять внешнему давлению и отстаивать своё мнение, свою жизненную позицию. Действие, которое совершает гимназист, должно быть им продуманно и осмысленно, совершенно, ответственно, и осознано, а не под давлением взрослого или сверстника. Данный принцип способствует формированию толерантности, терпимости к чужому мнению, умению вести конструктивный диалог.

2. Принцип мотивированности.

Данный принцип предполагает создание гимназии особой воспитательно- образовательной среды для поддержания и развития каждого ребенка с учетом его задатков, освоение методов и технологий работы, позволяющих повысить мотивированность каждого гимназиста. При этом работа с талантливыми и мотивированными детьми рассматривается в гимназии как одно из приоритетных направлений развития гимназии. От эффективности реализации данного принципа зависит удовлетворенность всех участников учебно-воспитательного процесса (учеников, родителей, педагогов, администрации гимназии) своей деятельностью и рейтинг гимназии в целом.

3. Принцип индивидуализации и дифференциации.

Продуманная система воспитания в гимназии максимально учитывает индивидуальные возможности и способности каждого конкретного ребёнка. Данный принцип предполагает повышение образовательной мотивации и развитие познавательных интересов каждого ученика. Индивидуализация  и дифференциация является необходимым фактором формирования индивидуальности ученика. Данный принцип требует от педагога знаний и умений  учитывать  в своей деятельности возрастные психологические и индивидуальные способности и особенности учащихся. Все педагогические воздействия строятся с учетом индивидуально – типологических  особенностей учащегося как индивида, личности, субъекта, индивидуальности.

4. Принцип личностно-ориентированного развивающего образования.

Данный принцип связан с устремлением педагогического коллектива содействовать развитию  индивидуальности учащегося, проявлению его субъективных качеств, ставит в центр всей образовательной системы личность ребёнка, обеспечение комфортных, безконфликтных и безопасных условий её развития, реализация её природных потенциалов. Разумно организованная среда обеспечивает и поддерживает процессы самопознания, саморазвития, самореализации и самоопределения ребенка, создает ситуации успеха, опираясь на сильные стороны и индивидуальность личности ребенка.


5. Принцип творчества и развития.

Данный принцип способствует самостоятельному выбору гимназистами форм  участия в учебной  и во внеурочной, внешкольной деятельности, будит любознательность, развивает умение анализировать ситуации, выделять главное и существенное, сравнивать и обобщать, делать выводы, обосновывать их, отстаивать свою точку зрения и принимать решения. Зоной ближнего развития для личностного развития ученика становится коллектив. Если ученик востребован в коллективе, если коллектив создаёт условия для проявления возможностей и способностей каждого ребёнка, это, несомненно, приведёт к тому, что ученик начнёт проявлять свою индивидуальность в коллективе.

6. Принцип гуманизации и гуманитаризации.

Данный принцип напрямую связан с воспитательным потенциалом всех учебных предметов и системой дополнительного образования гимназии. Он способствует правильной ориентации учащихся в системе ценностей и содействует их включению в диалог разных культур, способствует формированию у учащихся многоплановой, целостной и динамичной картины духовного развития человечества. На основе данного принципа осуществляется становление духовного развития внутренней потребности самосовершенствования и реализации творческих возможностей личности.

7. Принцип демократизации.

Данный принцип способствует открытости воспитательно-образовательной системы гимназии, утверждению в данной системе отношений равноправия, сотрудничества, децентрализации управления, вариативности содержания, форм и методов воспитания и обучения. Демократизация отношений в воспитательно-образовательном процессе означает партнёрство ученика и учителя, их совместную деятельность на творческой основе, в духовном равенстве межличностного общения.

8. Принцип целостности и системности.

Данный принцип предполагает построение деятельности гимназии на основе единства процессов развития, обучения и воспитания учащихся, создание сбалансированного воспитательно-образовательного пространства, учитывающего особенности и возможности учащегося, адекватность педагогических технологий содержанию и задачам воспитания и образования.

9. Принцип социализации.

Данный принцип является стратегической задачей воспитательно-образовательной системы гимназии. Реализация данного принципа способствует внедрению такой воспитательно-образовательной системы, которая позволяет каждому ученику получить запас интеллектуальных и нравственных сил, необходимых не только для того, чтобы адаптироваться, «вписаться» в сегодняшние рыночные отношения, но и достаточных для того, чтобы активно действовать в меняющихся условиях, проявляя заботу об общем благе. Данный принцип способствует взаимодействию гимназистов с различными социальными структурами и институтами. Процесс реализации данного принципа имеет своей целью развитие у гимназистов способностей строить продуктивные отношения с окружающими людьми, овладение посильными для каждого возраста видами деятельности и социальным опытом.

10. Принцип интеграции общего и дополнительного образования.

Общее и дополнительное образование в гимназии выступают как равноправные и взаимодополняющие компоненты единой системы и образуют целостное воспитательно-образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного развития каждого ребенка. Процесс интеграции реализуется через осуществление межпредметных связей, создание интегрированных программ, включение в образовательные  занятия элементов досуговой деятельности, разработку программ углубленного изучения предметов, реализация проектов по воспитанию и дополнительному образованию.

Дополнительное образование в воспитательной системе гимназии – это возможность решения целого комплекса задач, позволяющих обеспечить каждому ученику «ситуации успеха», содействовать самоопределению личности. Режим работы гимназии устанавливается с учетом продолжительности пребывания детей в гимназии, регламентируется расписанием учебных занятий, внеурочной деятельности, самоподготовки и дополнительного образования в соответствии с требованиями санПиН. У каждого ученика, начиная с первого класса, реализуется индивидуальный образовательный маршрут. Данный принцип предполагает право личности на выбор и одновременно принятие ответственности за свой выбор. Он проявляется в саморазвитии, в самоопределении, в самоактуализации и самореализации личности.

11. Принцип преемственности и непрерывности.

Данный принцип является фундаментальной основой организации целостной воспитательно-образовательной системы, начиная с дошкольного образования и вплоть до ВУЗа. Он позволяет, не снижая достигнутого качества образования каждого уровня, достичь максимальной эффективности воспитательно-образовательной системы гимназии.

12. Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся.

Данный принцип предполагает, что вся учебно-воспитательная работа в гимназии оценивается с позиции влияния на психо-физиологическое состояние и здоровье ребёнка. Эффективность реализации данного принципа зависит от: создания в гимназии комфортных условий, способствующих сохранению и укреплению физического, морального и  психического здоровья участников воспитательно-образовательного процесса в соответствии с требованиями санитарно - гигиенических норм и безопасности жизнедеятельности; использования в педагогической деятельности личностно ориентированных и разноуровневх программ для  разных категорий детей (одаренных, без признаков одаренности (обычных), с ослабленным здоровьем, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и др.); стимулирования деятельности педагогов по развитию способностей каждого гимназиста и по поддержке одаренных; работы медицинской и психологической служб, деятельности медико-социолого-психолого-педагогического консилиума; совершенствования материально- технической базы гимназии для эффективной интеграции здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательной процесс; создание социально - педагогических условий для расширения спортивно-оздоровительных  и организационно-массовых мероприятии  с участниками воспитательно-образовательного процесса в решении вопросов здорового образа жизни и совершенствования своих физических возможностей.


Урочная деятельность



Внеурочная деятельность



- Интегрирование воспитательных задач в содержание учебных предметов, на основе принципов воспитательной системы гимназии

- Сотрудничество с преподавателями ВУЗов

( К(П) ФУ, КАИ, КГТТУ(КХТИ))

-Изучение второго английского языка

-Элективные курсы по предметам

-Дополнительные занятия по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ

-МУК№1 и МУК №2

- Воспитательные мероприятия.

-Программа воспитательной работы «Духовно-нравственное развитие и национальное воспитание учащихся в системе общеобразовательного образования».

-Кружковая деятельность («Волшебная кисточка», Вокальный ансамбль «Хыял», Хорреографический ансамбль «Бэллур», «Развивайка», «Умнички», «Занимательная физика» и тд.

-Спортивные секции (волейбол, легкая атлетика, хоккей)

-КТД





Воспитательное пространство



Изучение культорологических основ традиционных религий.

Семейное воспитание



Внешкольная деятельность



-Общешкольные родительские собрания и конференция

-Совместные с родителями школьные внеклассные мероприятия

-Проектная деятельность

- Изучение предмета «Основы религиозной культуры и светской этики.

-Уроки истории и обществознания






-Посещение музеев города, РТ в рамках проекта «Музей школе»

-Создание школьного музея

Сотрудничество с ЦВР, культурными центрами ДК Гайдара, ДК Ленина и т.д.

-Волонтерское движение

-Благотворительность

-Сотрудничество «Детский сад №353», «Детский сад №51»

-ДГКБ №7(«Тин клиник»)

-ДЮСШ Олимпийского резерва «Тасма»



5.Составляющие системы воспитания



5.Составляющие системы воспитания
5. Составляющие системы воспитания
Воспитательная система гимназии предполагает единство воспитания в следующих сферах: воспитывающая среда, процессе обучения, внеклассной деятельности, система дополнительного образования, социум.

Воспитывающая среда. Гимназическая социально-формирующая воспитывающая среда – это совокупность межличностных отношений, норм поведения, которые принимаются и

поддерживаются всеми участниками образовательного процесса. Жизнедеятельность гимназии, для всех участников учебно-воспитательного процесса  выстраивается по принципу «Одной большой дружной семьи». Такая среда (где выстроены простые, искренние, доброжелательные и доверительные отношения, где царит гуманность, интеллектуальный дух, эстетичность, современность, уют, удобство, психологическая комфортность и безопасность),   на наш взгляд, воспитывает значительно эффективнее и результативнее, чем любые другие методы. Материально-эстетическое воспитательно-образовательное пространство гимназии (современное оформление интерьера учебных кабинетов и рекреации, создание психологически комфортной атмосферы), влияет на психологическое  состояние ребенка, содействует психологическому комфорту, создает в гимназии уютную, доброжелательную, развивающую среду, позволяет построить рабочий день так, чтобы ребенок не ждал, когда его позовут, а сам с радостью шел на занятия, на самоподготовку, с удовольствием выходил на прогулку. Очень важно, чтобы в гимназии были созданы максимально комфортные условия для системы дополнительного образования и активного  отдыха. Гимназия с группой продленного дня позволяет создать наиболее благоприятные условия для объединения учебной и внеучебной сферы деятельности ребенка в рамках одного учебного заведения, сформировать воспитательно-образовательного пространства гимназии, способствующее реализации индивидуальных образовательных маршрутов учащихся с 1-го класса, объединить в единый развивающийся функциональный комплекс воспитательные, образовательные и оздоровительные процессы.



Воспитание в процессе обучения. Реализация основных направлений воспитательной системы гимназии находят свое отражение в уроках, спецкурсах, факультативных занятиях, которые были и остаются главной и основной формой учебно-воспитательного процесса. На этих занятиях воспитываются ценностных отношения к человеку, труду, науке, прекрасному, к обществу, и здоровому образу жизни. Усиление воспитывающей функции предметов школьного цикла осуществляется через содержание технологии, формы, методы обучения.

Воспитание в процессе общения. Стиль, тон отношений в школьном коллективе, моральный и психологический климат, передача опыта социального поведения.

Воспитание через самоуправление. Развитие гражданской ответственности, коммуникативных качеств, толерантности и терпимости.

Воспитание во внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность осуществляется по ряду важных направлении воспитания: познавательные интересы, экологическое и трудовое, эстетическое. С помощью содержания, технологий, форм и методов предметов дополнительного образования, развитие ответственности, критического мышления через постижение методологии и практики научно-исследовательской деятельности.

Воспитание во внешкольной деятельности. Строится на основе взаимодействия с социальными партнёрами на основе сотрудничества в рамках проектной, научно-исследовательской и инновационной деятельности.

Современная система воспитания исходит из идеи сотрудничества взрослых и детей с целью обеспечения развития и саморазвития учащегося. Система воспитания становится основой для формирования личности, способной принимать самостоятельно решения и нести за них ответственность


6. Содержание программы (основные направления воспитательной системы гимназии).
1. Гражданско-патриотическое:

  • воспитание уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

  • формирование ценностных представлений о любви к России, народам Российской Федерации, к своей малой родине;

  • усвоение ценности и содержания таких понятий как «служение Отечеству», «правовая система и правовое государство», «гражданское общество», об этических категориях «свобода и ответственность», о мировоззренческих понятиях «честь», «совесть», « долг», «справедливость» «доверие» и др. ;

  • развитие нравственных представлений о долге, чести и достоинстве в контексте отношения к Отечеству, к согражданам, к семье;

  • развитие компетенции и ценностных представлений о верховенстве закона и потребности в правопорядке, общественном согласии и межкультурном взаимодействии;

Реализация данного направления воспитательной деятельности предполагает:

  • формирование у обучающихся представлений о ценностях культурно- исторического наследия России, уважительного отношения к национальным героям и культурным представлениям российского народа, развитие мотивации к научно- исследовательской деятельности, позволяющей объективно воспринимать и оценивать бесспорные исторические достижения и противоречивые периоды в развитии российского государства;

  • повышение уровня компетентности обучающихся в восприятии и интерпретации социально-экономических и политических процессов, и формирование на этой основе активной гражданской позиции и патриотической ответственности за судьбу страны;

  • увеличение возможностей и доступности участия обучающихся в деятельности детских и юношеских общественных организаций, обеспечивающих возрастные потребности в социальном и межкультурном взаимодействии;

развитие форм деятельности, направленной на предупреждение асоциального поведения, профилактику проявлений экстремизма, девиантного и делинкветного поведения среди учащейся молодёжи.

В реализации данного направления воспитательной деятельности можно использовать:



  • программы и проекты, направленные на развитие межпоколенного диалога (например, поддержка ветеранов войны и труда, взаимодействие со старшими членами семьи в вопросах определения ценностей национальных и семейных традиций, профессиональной ориентации, культурно-эстетических взглядов, нравственных принципов);

  • программы и проекты, направленные на исследование истории родного края, природного и культурного наследия страны и отдельного региона;

  • программы и проекты, направленные на развитие компетенций в сфере межкультурной коммуникации, диалога культур, толерантности;

  • программы и проекты, направленные на формирование уважительного отношения к труду, к человеку труда, к достижениям отечественной науки и производства, на развитие индивидуальных потенциальных профессиональных способностей молодого гражданина, на повышение потребности в определении своего места в социально-экономическом развитии российского государства;

  • программы и проекты, направленные на воспитание уважительного отношения к воинскому прошлому своей страны (например, в рамках деятельности военно-исторических клубов, школьных музеев воинской славы, детских и молодёжных военно-спортивных центров и т.д.).

  • программы и проекты, направленные на развитие общественного диалога, гражданского мира и сохранения среды обитания (например, соучастие в проведении общественно значимых мероприятий, профессиональных и региональных праздников, экологических десантов и т.п.).

Каталог: upload -> images -> files
files -> Рассмотрено и принято на педагогическом совете мбоу «Мелекесская сош с углубленным изучением отдельных предметов»
files -> Программа дошкольного образования от рождения до школы москва мозаика-синтез 2010
files -> Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
files -> Описание модели ученического самоуправленияв Муниципальном бюджетном общеобразовательномучреждении
files -> Элективный курс «Лексика и фразеология русского языка»
files -> Хазеевой Наили Ринатовны 2012-2013 учебный год пояснительная записка. Настоящая программа


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница